Греческий текст кондака, метрические схемы, метрическая организация текста включая разбиение на строки и более мелкое дробление взяты нами в издании: Romanos le Mélode. Hymnes. T. 1. Ancien Testament… par José Grosdidier de Matons//Sources Chrétiennes, 99. Paris, 1964. Pp. 63–93. При анализе текста учитывалось также издание: P. Maas – C. A. Trypanis. Sancti Romani Melodi Cantica. T. 1 (Cantica genuina). Clarendon Press, Oxford, 1963. Pp. 438–447 (по критическому аппарату французского издания). В комментариях мы поместили несколько переведенных примечаний Гродидье с указанием на автора – Gr. Остальные комментарии – наши, иногда с учетом примечаний Гродидье. В среду 2-ой седмицы Постов, кондак покаянный с акростихом:   TOU TAPEINOU RWMANOU O UMNOS («Смиренного Романа песнь»), глас 1, подобен: Врачебница покаяния (Кондак на Ниневитян 2 ). Проимион Дай, моя душе 3 , покаянью время, с Христом соединись в помышленьи 4 , в стенаниях вопия: «Подай мне отпущение дел моих чудовищных 5 , чтобы мне, Един Благий, от Тебя принять прощение (всех грехов) и жизнь вечную. 1 Достичь блаженной надежды чаем делами (благими) и верою, если храним (в себе) то, что препóдал 6 (нам) Господь и Спаситель (наш); посему почитаем и любим мы то, что чтут и ангелы 7 , исполненье 8 пощения, соблюдая которое с ликами небесными встать (сподобились) пророки – земнородные 9 . Выдержать трудность этого дела Христос не постыдился в полной мере; но волею пост свершил 10 Он, нам предначертавши 11 в сохранении его жизнь вечную 12 . 2 (Всем) нам известно о Моисее и о Илии – этих огненных стóлпах 13 : великие в деле и стали средь пророков первейшими, дерзновение к Богу стяжавшие, так что по желанию приступали с прошением и лицом к лицу (с Господом) речь вели открытую – удивительное (дело) и сверх разума. Вместе с тем, впрочем, они к пощенью усердно прибегали, через это к Нему приводимые 14 : ведь пост вместе с делами 15 (человеку) воздает жизнь вечную. 3 От воздержанья, как от оружья, нечистые духи уходят все, ибо

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

444 Святого Ефрема Сирина : «это был младенец, в Котором под простым естеством сокрыт был совершенный Бог... Он рожден безболезненно, потому что зачат не растленно. В Деве облекается плотию, но не от плоти, а от Святого Духа; потому родился от Девы... потому рожденное не нарушило печати девства, и Дева пребыла без болезней». 445 Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) откуда известно, что Дева Мария дала обет девства? Из Священного Предания, подтверждаемого Священным Писанием. По закону Моисееву ( Чис.30:7–9 446 ) обет девы, данный ею до замужества, по выходе ее замуж утверждался мужем ее, как равно им же и уничтожался. Если бы Дева Мария не давала обета девства, или если бы Иосиф отверг обет Ее, то Она не имела бы основания сказать ангелу: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» ( Лк.1:34 ). Этими словами Она показывает, что ее обручение не повлечет за собою никаких супружеских отношений между Нею и Иосифом. Следовательно, Иосифу был известен обет, им признан, почему Пресвятая Дева так и говорила ангелу. 2) Так говорила ангелу Дева Мария ( Лк.1:34 ), потому что не была женою Иосифа, а только была обручена ему ( Лк.1:27 ). По закону (ср. Втор.22:23–24 ) девица, обрученная мужу, признавалась женой последнего. Дева Мария по обряду обручения имела мужа Иосифа, а по обету девства, утвержденному им, не имела. «Сомневающийся о сем», – замечает святой Епифаний, епископ Кипрский , – «не знает того, что по закону, как скоро наименована женою мужу, хотя бы то девица, хотя бы даже живущая в доме отеческом, то и называется женою наименованного мужем ее. Посему святой ангел говорит: не бойся принять жену твою ( Мф.1:20 ). И пусть никто не думает, что в евангелиях какая либо ошибка». 447 3) Если Мария дала обет девства, то зачем ее обручили Иосифу? Иосифу обручена была Пречистая Дева Мария с тою целью, чтобы была сохранена и избавлена от худого подозрения. В глазах иудеев Она была женою Иосифа, хотя пребыла девою. 4) Если Мария была Приснодева, то почему Иисуса называли сыном Иосифа? ( Ин.6:42 448 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

На подготовительное отделение поступило: в 2018/2019 учебном году 589 человек (342 на очное отделение, 247 – на заочное), в 2019/2020 учебном году 677 человек (384 на очное отделение, 294 – на заочное), в 2020/2021 учебном году 464 человека (260 на очное отделение, 204 – на заочное), в 2021/2022 учебном году 447 человек (284 на очное отделение, 183 – на заочное). На бакалавриате обучалось: в 2018/2019 учебном году 4 964 человека (1 709 на очном отделении, 3 255 – на заочном), в 2019/2020 учебном году 5 963 человека (1 972 на очном отделении, 3 991 – на заочном), из них первокурсников 1531 (548 на очном отделении, 983 – на заочном), в 2020/2021 учебном году 5 685 человек (1 987 на очном отделении, 3 698 – на заочном), из них первокурсников 1 366 (525 на очном отделении, 841 – на заочном), в 2021/2022 учебном году 5 732 человека (1 846 на очном отделении, 3 886 – на заочном), из них первокурсников 1 183 (513 на очном отделении, 670 – на заочном). Конечно же, была определенная разница по годам, но в целом мы видим, что миф о резком падении количества поступающих не подтверждается реальными цифрами. Это не значит, что нет проблемы с абитуриентами. Если посмотреть по разным учебным заведениям по регионам, то картина будет различной. Действительно, есть целый ряд региональных духовных школ, где количество поступивших стабильно малое, что ставит вопросы о целесообразности вкладывания значительных церковных средств и человеческих ресурсов в их сохранение в таком виде в долгосрочной перспективе. Но большую обеспокоенность вызывает не только и не столько количество поступающих, сколько уровень нынешних абитуриентов. В решительном большинстве нынешний абитуриент бакалавриата – это выпускник средней школы. Только заметно меньшая их часть имеет за плечами предварительно полученное высшее светское образование. При этом с этими абитуриентами есть несколько проблем. Одна – это заметное падение уровня знаний выпускников средней школы, констатируемое всеми заинтересованными участниками образовательного процесса. В частности, общегуманитарных знаний, весьма важных для будущих пастырей. Отечественная и, тем более, всемирная история, отечественная словесность, русский язык, не говоря уже об иностранных, часто освоены на том уровне, который никак нельзя признать удовлетворительным. Наверное, это системный результат ситуации в современном среднем образовании в целом, как в России, так и в сопредельных государствах. Соответственно, подготовительный курс, который есть в большинстве духовных школ, призван закрыть, ликвидировать эти лакуны, но не могу сказать, что это удается сделать в полном объеме.

http://bogoslov.ru/article/6170827

– В лесах, особенно вблизи Новгорода, удобно было разводить пчеловодство. Кажется здесь мы видим систему хозяйства поощрительную: крестьянин с борти должен был давать пуд меду, «а не будет пуда меду, и ему давати за пуд меду 1 1/3 гривны новогородцкие» (III, 5–6,); но крестьянину предоставлялось право за тот же оброк и «иные борти делати и кузовы ставити». На пожнях вдоль рек и речек ставилось много сена; если пожни были в оброчных великокняжеских землях, – они или отдавались в наймы, или сдавались с оброка. Колы на реках, тони на реках и озерах, в тех водах, которые принадлежали к великокняжеским оброчным, эксплоатировались не иначе, как по найму, или – за оброк (ср. III, 447, 453, 461, 463, 488). Если на великокняжеской земле копалась руда, то и отсюда извлекался оброк (брязга, найм), взыскивавшийся или с домницы, или с печи (напр. III, 525, 526, 529 и мн. др.). Где находились оброчные земли? Как они распределялись по погостам? Нельзя ли усмотреть особой цели, по которой земель оброчных в известном погосте было известное именно количество? Отвечать на эти вопросы будем, имея в виду цифровые данные прилагаемой при этой главе таблицы. Так, в Новгородском уезде вовсе нет оброчных земель в погосте Кл. Тесовском (но в нем есть дворцовая волость) и в Коситцком (но из этого погоста на Водском его клочке было всего 12 обеж. Всею массою погост принадлежал Шелонской пятине). Что же касается других погостов, то в них находилось оброчных земель, сравнительно с общим количеством земли в погосте, следующее количество: в Кречневском 30,9%, в Пидебском 35%, в Заверяжье 9,5%, в Лусском 28,7%, в Гдитцком 60% (почти), в Спасском 31,1%, в Сабельском почти 15,8%, в Хрепельском 2,5%, в Передольском 37,4%, в Городенском 26,7%, в Будковском 16,6%, в Тигодском 9,4%, в Солетцком 39%, в Грузинском 92%, в Коломенском почти 49%, в Антоновском 90,6%, в Петровском 57%, в Ивановском 18,6%, (%% считаны по количеству обеж в погосте всех, и оброчных). Если в Хрепельском погосте оброчных земель лишь 2,5%, то там были и земли дворцовые. Грузинский, Антоновский, Петровский погосты высчитаны по водской их половине: цифры поэтому могут быть и не вполне точны; в других же погостах число оброчных земель вращается около 26%–60%, один раз лишь опускаясь ниже 15%. В уезде Копорском вовсе нет оброчных земель погостах Радчинском, Суйдовском, Ястребинском, Врудском и Вздылетцком. В других же погостах оброчных земель было по отношению к количеству погостской земли: в Каргальском 0,92%, в Замозском 26,6%, в Дятелинском 3,3%, в Кипенском 16,6%, в Дягиленском 4,08%, в Озеретцком 2,07%, в Заретцком 20%, в Льешском 16,7%. В Ямском уезде из трех погостов оброчные земли есть в одном Опольском, где они составляют лишь 1,1% всех земель в погосте. В Ладожском уезде оброчных земель было: 28,7% всей погостской земли в погосте Городенском, 10,7% – в погосте Ильинском, 15,3% – в погосте Песотцком, 12,3% – в погосте Теребужском, 5,2% – в Лопце, 64,1% – в погосте Михайловском и 73,3% – в погосте Никольском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Marcionem. 1875 г., рецензия в Zeitschrift für wissenschaft I. Theologie 1876 г. 1 Heff. 446 Кроме сохранившихся до нас, некоторые из сочинений Тертуллиана , важные для истории сектантства, потеряны или уничтожены. См. Миня Т. II. pag. 1121–1136. Operum Tertulliani, quae desiderantni, fragmenta et notulae. Таковы: Adversus Apelletianos libellus, о котором упоминает Тертуллиан в 8 гл. сочинения о плоти Христовой; сочинение De censu animae adv. Hermogenem, о котором упоминается в нескольких местах сочиненія De Anima (cap. 1, 3, 22, 24), и которое представляется отличным от известного нам сочинения против Гермогена о вечности материи. Самое важное для ересеологии из утратившихся сочинений Тертуллиана – Libri sex de exstasi, et septimus adversus Apollonium, о которых упоминают Иероним (de viris сар. XXIV, XL, LIII), Предестинат (Lib. 1 haeres. 26, об этом ересеологическом памятнике будет сказано в своем месте) и Никифор Каллист (Histor. Eccles. Lib. IV. cap. 22, 34, вероятно со слов Иеронима). В этом сочинении Тертуллиан по преимуществу выразил свои монтанистические воззрения и резкое отношение к Церкви (может быть по этой причине сочинение и утратилось), в частности направляя свою полемику против Аполлония , одного из сильнейших обличителей монтанизма (Иерон. XL, Евсев. V, 18). 447 Творения Киприана у Миня – Patrolog. Latin. Т. IV, русский перевод с биографиею Киприана изд. редакц. трудов киевской академии. 448 Оставшиеся произведения Новациана с историческими замечаниями о нем самом у Миня Patrolog. Latina Т. III. 450 В этом случае между прочим ученые, занимающиеся историею древних сект, нередко делают круг: о древних языческих религиях, под влиянием которых образовывались различные секты, составляют заключения на основании известий сохранившихся о сектах, а потом из построенных таким образом заключений выводят дальнейшие для разъяснения внутреннего смысла этих же самых сект. На это жаловался еще в прошлом столетии Вальх в своей истории ересей (В. 1, s. 224). Конечно, с этого времени изучение древней мифологии сделало большие успехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь. Но любовь из них больше. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (ибо наступит видение) ( 1Кор. 13:12–13, 8 ). Если христианство есть откровение Бога, как Любви, то оно может быть понятно только любви, ею одной принято. Детям мира не дано веровать в Сына Божьего, вера эта принадлежит любви, т. е. детям Божьим ( 1Ин. 4:1–3 ). Им то дает Бог, через Духа Святого, внутреннее удостоверение в том, что они пребывают в истине, и во внешних доказательствах правоты своей жизни и своего знания они не нуждаются. Им дана внутренняя уверенность в том, что истина в любви, что Бог – Любовь, т. е. Иисус есть Сын Божии ( 1Ин. 4:13; 5:16–12 ; Рим. 8:16 ), и что они, наконец дети Божьи, т. е. дети истины, которых Он любит как Своих, Себе подобных, как Свое порождение ( 1Ин. 5:1–1, 8 ср. 1Ин. 1:23; 2:1–2 ; Иак. 1:18 ; Евр. 1:12–13 ). 447 Итак, столь долго искомое противоречие между Бесконечным и конечным, наконец, найдено во Христе. Бесконечное перестало быть холодной манною, перед которой ум немеет, и сердце перестает биться. Бог не чужд, напротив, очень близок к нам. То, что составляет душу нашей жизни – любовь, это есть и в Нем, и это то, следовательно, и есть истина. Это открытие спасает и нашу любовь, и веру в Бога, сделавшегося так нам понятным и близким во Христе, и только через Христа стало возможно живое отношение к Богу, т. е. вера в Него. Христос – дверь к Богу. „Я есмь дверь, – сказал Он, – кто войдет Мной, тот спасется» ( Ин. 10:9 ). Наконец, столь необходимое для обращения к добру, уважение к себе, нам возвращено было через Христа не только тем, что в Нем мы увидели человека во всей духовной красоте, но и самым фактом соединения Божества с человечеством, Божественного с человеческим. Человек удостоен неслыханной почести, какой не досталось на долю даже ангелов. Он принят в совершенно реальное общение с Бесконечным, с Божеством. Само Божественное приобщилось человеческому, и человеческое в Божестве обожилось.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

В попытке обосновать подлинность «екатеринбургских останков» сторонники данной версии пытаются показать, что найденные Соколовым кости принадлежали костям коровы и козы и представляют собой остатки обеда большевиков на руднике. Давайте попробуем изучить этот вопрос, насколько возможна такая версия, опираясь при этом на исторические источники. Утром 17 июля 1918 г. большевики прибыли на Ганину яму с телами убитых в Ипатьевском доме членов Царской семьи и их слуг. Судя по всему, они надеялись на то, что сокрытие останков не займёт много времени, поэтому имели в запасе только яйца (50 шт), которые как мы знаем Юровский «заказал» накануне цареубийства у монахинь Ново-Тихвинского монастыря. Судя по всему, именно скорлупу от них нашел невдалеке от шахты Соколов. Однако в связи с тем, что сокрытие тел в шахте было неудачным, Юровский с Ермаковым вернулся в город, при этом днём 17 июля Юровский поручил Ермакову привезти из города на рудник для большевиков обед (Преступление века, т. 1, с. 376-377). Однако судя по всему, Ермаков так и не привёз обед на рудник: днём и вечером 17 июля большевики с рудника ходили за несколько километров в деревню Коптяки, чтобы попить молока (Преступление века, т. 1, с. 385). То же самое продолжалось и 18 июля: утром Юровский снова уехал в город с целью найти более глубокие шахты, найти машины для транспортировки тел и отправить на рудник продовольствие из города (Преступление века, т. 1, с. 441). В это время, днём и вечером 18 июля большевики продолжали ходить в Коптяки пить молоко, так как были, по свидетельству И.И. Родзинского, «истощены» (Преступление века, т. 1, с. 447). В «Воспоминаниях» 1922 г. Юровский подтверждает, что 18 июля «мои товарищи, второй день были без продовольствия. Нужно было отвезти и еду» (Преступление века, т. 1, с. 449-450). Следовательно, до вечера 18 июля на руднике не было продовольствия. А, как известно, вечером 18 июля большевики покинули Ганину яму и уехали в сторону города, следовательно, они и не могли оставить следы своего обеда в виде обугленных костей животных.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/22/re...

Примечательно уже употребление термина в древних латинских источниках. Если фрагмент Муратория употребляет catholica ecclesia без ближайших пояснений, как греческий технический термин, то всё же остаётся вопросом: какое ближайшее значение соединял с ним составитель фрагмента? Под такое же сомнение можно поставить и Тертуллиана , ради неясности значения у него термина. Несколько яснее отношение к термину Иринея: уклонение его от употребления этого, несомненно древнехристианского, термина даёт видеть, что он был недостаточно ясен для писателя и уже искал себе замены в других терминах. В таком же быть может отношении к термину стоит и сам Ориген , но не его латинский переводчик, употребляющий греческое catholicus в техническом значении, „православный.“ Разъяснение даёт Киприан. Уже заглавие сочинения, посвящённого раскрытию единства церкви „De catholicae Ecclesiae unitate“ (ed. Hartel, 1. 209), сближает идею „кафоличности“ с идеей „единства“ или „единственности вселенской церкви“. В такой связи термин повторяется несколько раз. Epist, XLV. 1. Hart, 2. 600. 5: contra sacramentum semel traditum divinae dispositionis et catholicae unitatis. XLVI. Hart, 604. 10 sq: contra Dei dispositionem, contra evangelicam legem, contra institutionis catholicae unitatem alium episcopum fieri consensisse. XLIX. 2. Hart 2, 611. 14. sq: unum Deum, unum Christum Dominum, unum Sanctum Spiritum, unum episcopum in catholica (Ecclesia) esse debere. LXX. 1. Hart, 767. 1: ecclesia catholica una est. LXXI. 2. Hart. 773. 9: per omnia debemus Ecclesiae catholicae unitatem tenere. Cp. Sent. episcop. 9. Hart. 1. 447: venientes ad Ecclesiam haereticos integro et catholico baptismate baptizari debere, – и Epist, XXV. Hart, 2. 558: catholica fides. Почти совсем ясно, что „соборность“ для Киприана выражалась в позднее раскрытой и осуществлённой, римско-папистической и отчасти греко-византийской, идее внешне-канонического, догматического и литургического единства, вселенскости и ортодоксальности Церкви, вопреки особности и индивидуализму ересей. Такое же понимание термина быть может надо видеть и у Ипполита Philosoph. IX. 2. Migne Gr.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Женщина . Как беседовать новоначальным инокам с женщиной? (9:78) – Не должно вкушать пищу вместе с женщиной (9:79). – При собеседовании с женщиной нельзя пребыть в чистоте и не оскверниться (51:284). – Возбуждением мечтаний о женщинах враг ведет брань с подвижниками (60:403–404). – Во время блудной брани должно удаляться от лицезрения женщин, и почему (77:464–465). Жизнь . Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете (1:25). – Начало истинной жизни – страх Божий (1:27). – Человеку, живущему нечисто, вожделенна жизнь временная (1:33). – Имеющий в себе доброе свидетельство желает одинаково и жизни, и смерти (1:33). – Для жизни будущей имеет значение только то, что усвоено душою (1:33–34). – В чем состоит целомудренный и Богу любезный образ жизни? (9:76) – Приверженность к сей жизни похищает у человека духовные сокровища его (21:120). – Какой вред приносят попечения о сей жизни? (21:122) – Тогда обретешь вечную жизнь, когда будешь пренебрегать этой жизнью (21:122). – Возненавидение своей жизни в мире, ради жизни будущей и блаженной, дает силу к перенесению скорбей (21:123). – Представление о жизни будущей изгоняет мысль о мире сем (21:140). – Различие между жизнью настоящей и жизнью будущей (38:212). – В жизни духовной потребно строгое внимание к своему внутреннему состоянию (44:237–238). – Сходство явлений в жизни духовной с явлениями в природе (46:248–249). – Что потребно для обретения жизни? (49:270) – В образе жизни общежительной и отшельнической есть разница; и кому, и когда какой из них полезен, по свойствам каждого человека? (55:306–307) – Поучать словом – преимущество совершенных; для не вполне преуспевших и утвердившихся в добродетелях, безопаснее поучать житием (58:383–384). – Мысль о будущей жизни побуждает к терпению (71:446–447). – Приверженность к жизни телесной – признак неверия (75:462). – Что такое телесное житие по Богу? Что такое житие умное? Что такое житие духовное? (80:476–477) – Как узнать, живет ли в человеке Христос или мир? (91:522)

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

445 Эти статьи были написаны мной по поручению Руководящего совета. Одним из непосредственных результатов этих статей было то, что родители, брат и сестра моего лишенного общения племянника, не разговаривавшие с ним на протяжении нескольких лет, возобновили с ним общение, вскоре после чего он был восстановлен в собрании. Однако впоследствии, после моего исключения из организации, из–за существующих в организации правил, он чувствовал обязанность прекратить всякое общение со мной. Я же был рад хотя бы тому, что моя овдовевшая сестра воссоединилась со своим единственным сыном, который мог оказывать ей необходимую поддержку. 446 В США апелляционные комитеты обычно выбираются и назначаются непосредственно Служебным отделом Бруклина. 447 Его история была опубликована в редакционной статье газеты Concord Monitor за 8 декабря 1984 года. Изложенных фактов никто не опроверг, да и не мог бы опровергнуть. 448 Мой друг, живший недалеко от Нью–Йорка, еженедельно навещал Перси Хардинга, а когда у того закончились средства к существованию, позаботился о том, чтобы его приняли в дом престарелых, где Перси и скончался. 449 Директор отдела по связям с общественностью канадского филиала Уолтер Грэм (согласно сообщениям торонтской прессы). 450 Сэмюэл Херд, в то время разъездной надзиратель Общества Сторожевой башни. Слова приведены в «Чикаго Трибьюн» за 25 июня 1983 года. 451 Роберт Балзар, служитель из главного управления Общества Сторожевой башни, из отдела по связям с общественностью. 454 Это стандартное выражение, намеренно оставленное неопределенным во избежание юридических проблем. 455 Однако можно отметить, что о деталях правовых слушаний нередко становится известно женам старейшин. 456 Сторожевая башня, 1990. – 1 мая. – с. 21 (английское издание от 1 сентября 1987 года, с. 13). 461 Сторожевая башня, 1990. – 1 мая. – с. 21 (английское издание от 1 сентября 1987 года, с. 13). 464 В собственной работе Общества, «Понимание Писаний», изданной в 1988 году (англ. ), отмечается: «Открытость для общественности всякого суда у ворот способствовала бы тому, что судьи осуществляли правосудие, принимая тщательно взвешенные и справедливые решения» (т. 1, с. 518).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010