В S. Sepulcri. Gr. 615 1522 г., приводится чин Б. для 3 человек. В этом случае 1-й из побратимов кладет руку на Евангелие, 2-й свою сверху, потом 3-й, иерей же опоясывает их, а в ходе службы они держат зажженные свечи (Там же. С. 743-744). После тропаря святого и дня дважды поется тропарь 5-го гласа «Τ συνδσμ τς γπης» (см. ирмос 5-й песни канона Великого четверга «    »; то же и в ркп. Sinait. gr. 989, XVI в.: Там же. С. 897). Из заключительных слов следует, что этот чин совершается отдельно от литургии. В том случае когда братский союз заключается на литургии, в ектению после чтения Евангелия и при отпусте делаются соответствующие вставки (Там же. С. 744). В ряде рукописей (Sinait. slav. 37, ГИМ. Син. 310, также РНБ. Соф. 836, XVI в.) указано Причащение побратимов Преждеосвященными Дарами. Согласно рубрике в Мирском Потребнике Патриарха Иоасафа 1639 г., Причащение совершается по усмотрению священника, если он сочтет побратимов готовыми ( Никольский. С. 375, 385-386). По рус. Требнику (ГИМ. Син. 310), вступающие в союз не только кладут руки на Евангелие, но священник связывает их одним поясом и после Причащения обводит вокруг аналоя с пением избранных стихов (Пс 79. 15; 111. 1; 132. 3), то же встречается иногда и в греч. Евхологиях. В Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1-й стих Пс 132 поется в качестве прокимна (на 4-й глас) перед чтением Апостола, а также вместе с Пс 79. 2 - при целовании Евангелия ( Никольский. С. 387-388). Библейские чтения В Евхологии Sinait. slav. 37 в чин Б. входит вся 17-я гл. Евангелия от Иоанна, содержащая молитву Господа об учениках («да будут вси едино»). Согласно Sinait. gr. 973, чтениями являются 1 Кор 13. 4-10 и Ин 15. 17-16. 2, согласно ГИМ. Син. 310 - 1 Кор 12. 27-13. 8 и Ин 17. 18-26, согласно московскому Потребнику 1639 г.- Рим 8. 28-39 и Ин 17. 1-13. В этих чтениях говорится о жертвенной любви, к-рая превосходит все духовные дары и подвиги, о Христе как «первородном между многими братиями» и о единстве Церкви («вы - тело Христово, а порознь - члены»). Запрет чина Б.

http://pravenc.ru/text/153343.html

2. Полемике с иудеями и апологии христианской веры посвящены 8 слов «Против иудеев», произнесенных в Антиохии в период с 386 по 387 г. Святитель Иоанн Златоуст жалуется, что многие христиане принимают участие в иудейском празднике Труб, т. е. новолетии, а также следуют другим обычаям этой религии. В каждом слове проповедник стремится показать, что иудеи отвергли истинного Мессию, о чем было предсказано пророками, и за это должны быть всячески осуждены. Закон Моисеев упразднен, и иудейские праздники и обычаи потеряли всякий смысл. 3. Шесть слов «О судьбе и провидении» отнесены в издании Миня к разряду сомнительных (dubia). Возможно, что они были записаны стенографом на основе бесед св. Иоанна, однако не отредактированы им. Шестая беседа не связана с первыми пятью. 4. Слово «О воскресении мертвых» также относится к числу догматических бесед Златоуста. Хронологически оно связано с первой группой «Бесед против аномеев» (1–5), т. е. произнесено в Антиохии около 387 г. 5. К антиохийскому периоду относятся «Огласительные слова» св. Иоанна Златоуста . На протяжении 12 лет – с 386 по 398 г. – в обязанности Златоуста входило оглашение готовящихся ко святому крещению. Странно, что от Оглашений Златоуста сохранилась ничтожная часть: в издании Миня напечатаны только два Огласительных слова, произнесенные Великим постом 388 г. Однако в 1909 г. А. Пападопуло-Керамевс открыл рукопись из четырех Оглашений, первое из которых текстуально совпадает с первым из напечатанных у Миня . В 1955 г. А. Денгер нашел в афонском монастыре Ставроникита рукопись, содержащую восемь Оглашений Златоуста, из которых третье соответствует четвертому из открытых Пападопуло-Керамевсом. Все найденные Оглашения предположительно произнесены около 388 г. в Антиохии. Беседы на нравственные темы 1. «Беседы о покаянии» (1–9) произнесены в разное время и лишь впоследствии собраны в одну книгу. 7-я беседа принадлежит, как доказано, Севериану Гавальскому (Quasten J., р. 453). 2. Три слова, объединенные в некоторых изданиях общим названием «Беседы о бессилии диавола», посвящены рассмотрению проблемы зла и диавола с нравственной точки зрения: св. Иоанн доказывает, что зло происходит от нерадения, а добродетель – от усердия; диавол не является причиной зла сам по себе и не может вредить людям, если они не дают ему повода к этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

422 ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 84. Тверское известие: в Троицкой летописи есть упоминание только о строительстве каменного кремля (см.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 5. Примеч. 6). 425 Кучкип В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-VI вв. С. 182. 429 ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 84. В Симеоновской летописи события 1366–1367 гг. излагаются в более сжатом виде. Под 1367 г. значится: «А в Тфери быша розмирие князю Василию да князю Еремею с князем с Михаилом с Александровичем про часть отчины княжи Семеновы, и приехаша Тферь, велику погибель створиша людем и к городу ратью ходили и испросили себе помощи у князя великаго у Дмитрея у Ивановичя и не взвратилися назад» (см.: ПСРЛ. Т. 18. С. 106). Очевидно, этот сокращенный вариант был и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 384). 430 ПСРЛ. Т. 18. С. 106. Очевидно, и в Троицкой летописи (см. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 384–385). 435 ПСРЛ. Т. 18. С. 107. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 286–387). 437 Платон (преосвященный митрополит Московский). Краткая церковная российская история. Т. 1. С. 190–192. 441 ПСРЛ. Т. 18. С. 107–108. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 387). 443 См., напр.: Антонович В. Б. Монография по истории Западной и Юго-Западной России. С. 117–118; Брячцев П. Д. История Литовского государства. С. 157. 445 ПСРЛ. Т. 18. С. 108. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 387–388). 446 ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 90. Это же сообщение читается и в Тверском сборнике (см.: ПРСЛ. Т. 15. С. 429). То есть, очевидно, это известие имеет тверское происхождение. 452 Там же. Троицкая летопись, умалчивая о попытках к примирению князя Михаила Александровича, говорит только о разрыве отношений Москвы с Тверью (см.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 5. Прил. 17). 454 ПСРЛ. Т. 18. С. 110. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 390).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

366-367 367-368 АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) 368-369 370-371 АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице 371-381 381-382 382-383 383-384 АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата 384-387 387-388 АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот 388-389 389-390 390-391 АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) 391-392 392-393 АКИЛИНА Степановна Дубовская (1892-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 393-394 АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) 394-395 395-396 396-397 397-399 399-400 400-401 АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение 401-402 АКРИВИЯ способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения АКРОСТИХ формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии 403-407 АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии 408-409 АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик 409-410 410-411 411-413 413-414 414-415 АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во

http://pravenc.ru/vol/i.html

992 Причастие κθμενοι ( κτθημι в общем залоге значит «излагать» и «издавать») допускает и то, и другое. 993 Этой специальной целью вполне достаточно объясняется и то, что христиане посылали письмо (или письма) мучеников асийским и фригийским братьям, может быть, уже второй раз (во время гонения и по окончании его). 996 Это видно из того, что, по свидетельству послания галльских Церквей, Пофин был привлечен к суду и умер в конце гонения, когда руководство им принял на себя уже легат (ср.: Euseb. НЕ. V, 1,29–30-у Schwarmz’a S. 176; русск. перев. С. 234). 997 Содержание письма, касавшееся весьма важного вопроса в церковной жизни, вполне допускает такую мысль. 998 Эту цель признают все современные авторы. Некоторые умаляют только, как мы увидим ниже, ее значение, считая ее за побочную, а не главную (Massuet, Harvey и др.). 999 Harnack. Dogmengeschichte. 1909.Bd.I.S.428;Ziegler.S.61; Duchesne. Histoire de l " Eglise. P. 277–278; русск. перев. С. 185. 1005 См. соответствующие отделы, напр., у Meander’a в Allgemeine Geschichte, Harnack " а и Seeberg " a в их Dogmengeschichte, Т. Zahn " a в Geschichte d. neutestamentlichen Kanons и мн. др. 1006 Contra haereses. III 24,1; IV, 33,6–8; III, 2,2; Доказательство апостольской проповеди. Гл. 2–6 и др. 1007 «Qui sunt extra veritatem, id est... extra Ecclesiam» (Ibid. IV, 33,7-у Mignéя Col. 1075; русск. перев. С. 409); ср.: IV, 26,2 (у Mignéя Col. 1054; русск. перев. С. 387–388); также: III, 24, 1–2 (y Mignéя Col. 966–967; русск. перев. С. 312–313) и V, 20,2. 1008 «Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т. е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду. Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землей, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Но рассекающие и разрывающие единство Церкви, получат от Бога то же наказание, как Иеровоам» (Contra haereses. IV, 26, 2 – у Migne’я Col. 1054; русск. перев. С. 387–388); ср.: IV, 33,7; V, 20,2; III, 3,4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

(Успенский 1998, 643). В Чюдове монастыре... – Чудов-Алексеевский-Архангело-Михайловский монастырь в Москве, в Кремле. На месте монастыря в XIV в. находился конюшенный двор, подаренный ханом Джанибеком митрополиту Алексию, исцелившему от болезни ханшу Тайболу. В ознаменование этого события святитель Алексий в 1365 г. на месте двора построил монастырь с церковью во имя Чуда архистратига Михаила – Зверинский 2, 407 1357). 5. Письмо патриарха Никона с просьбой о помиловании Романа Боборыкина (сентябрь 1656 г.) РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 387. Автограф. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 304 (1656). Письмо изд. дважды: Письма 1848, 304 387); Аполлос 1859, 149–150. 1676 Милостивый великий государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всея Великия и Малыя и Блыя Росии! буди Роману и намъ. Изволь ево, великий государь, на поруки выкинуть. Богомолец ваш, государевъ, смиреный Никон патриархъ в Чашникове сел Ивана Алексевича обретаюсь за 2 часа. Здравъ буди, святый царю, и благочестен со всми своими! Примечания Милостив буди Роману Бабарыкину... – Роман Фёдорович Боборыкин упоминается в боярских книгах как стольник в 1627–1658 гг., как дворянин московский в 1668 г., как дворянин, сопровождающий в походах царицу Наталию Кирилловну, в 1676 г. и 1677 г; скончался около 1682 г. – Указатель 1853, 34. С 1642 г. до 28 октября 1644 г. возглавлял Холопий приказ – Богоявленский 1946, 205. В 1631 г. Р.Ф. Боборыкин был воеводой в Шацке, в 1636–1638 гг. в Тамбове, в 1644 г. в Яблонове, в 1647 г. в Козлове, в 1655 г. в Белой, в 1656 г. в Куконосе – Барсуков 1902, 25, 106, 119, 225, 275, 279; Невзорова 2002, 112–116. ...князь Ивана Алексевича Воротынского... – Иван Алексеевич Воротынский упоминается в боярских книгах как стольник и боярин с 1658 г. – Указатель 1853, 82. 6. Письмо патриарха Никона о кончине инока Саватия (16 декабря 1656 г.) РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 388. Автограф. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 304 (1656). Письмо изд. дважды: Письма 1848, 303 388); Аполлос 1859, 147–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

пер.: Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 465-481), произнесена в Антиохии, предположительно в 387 (ActaSS. Sept. T. 4. P. 461) или 388 г. ( Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 235). Затрагивает вопросы христ. эсхатологии: Страшный Суд, воздаяние и награды в будущей жизни, воскресение, в к-ром тело, освободившись от тления и смерти, привнесенных грехом, соединится с душой и воскреснет весь человек. X. Гомилия «Против катаров» (Adversus catharos; CPG, N 4441.6; PG. 63. Col. 491-494), входит в состав «Новых гомилий», произнесена в к-польской ц. св. Апостолов предположительно 17 янв. 399 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 74; Aubineau. 1992. P. 540). Святитель хвалит имп. Феодосия за благочестие, обличает новациан, называвших себя «чистыми» (καθαρο) и отрицавших за Церковью право проявлять милосердие к грешникам, прощая их грехи. Экзегетические Относятся преимущественно ко времени пресвитерского служения И. З. в Антиохии, составляют самую обширную группу его сочинений. В них И. З. следовал историко-грамматическому методу толкования, свойственному Антиохийской богословской школе (см. Богословские школы древней Церкви ). I. Ветхозаветные толкования. 9 «Слов на Бытие» (Sermones 1-9 in Genesim; CPG, N 4410; PG. 54. Col. 581-630; SC. 433; рус. пер.: Творения. Т. 4. Кн. 2. C. 726-775), произнесены в течение Великого поста 386 г. ( Brottier L. Introduction//SC. 433. P. 11-12; Mayer. 2005. P. 251), охватывают первые 3 главы кн. Бытие, хотя автор высказывает намерение продолжить толкование при более благоприятных обстоятельствах. 9-е Слово, в к-ром речь идет об именах Авраама и Ноя, не связано с предыдущими и было добавлено к ним издателями (см.: Monitum//PG. 54. Col. 620); в рукописях оно часто присоединяется к серии бесед «О перемене имен» (CPG, N 4372) ( Wenger. 1956. P. 45). 67 «Гомилий на Бытие» (Homiliae 1-67 in Genesim; CPG, N 4409; PG. 53. Col. 21-385; PG. 54. Col. 385-580; рус. пер.: Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 1-455; Кн. 2. С. 459-725), относятся к 388 или 389 г. ( Mayer. 2005. P. 238); первые 32 гомилии произнесены во время Великого поста, остальные - после Пятидесятницы (см.: Bonsdorff.

http://pravenc.ru/text/540881.html

" (Утреня Великого Вторника, икос).- А.Б. См.: Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха... Ч. 1. С. 68-69. Игнатий Брянчанинов, епископ. Сад во время зимы//Сочинения... Т. 1. С. 179-180. Там же. С. 75. Там же. Примечательно, что в своем слове на вечере, приуроченном к 175-летию со дня рождения святителя Игнатия, Святейший Патриарх Пимен признает епископа Игнатия учеником и последователем старца схиархимандрита Паисия Величковского как приобщавшегося к опыту оптинского старчества через старца иеромонаха Леонида. Во всей последующей деятельности святителя Игнатия русский Первоиерарх видит решение благородной задачи " возрождения духовной жизни русского монашества " , подобно тому как об этом болела и душа великого старца Паисия. Творческое наследие и вся жизнь епископа Игнатия, по слову Святейшего Патриарха Пимена, " посвящены самому главному вопросу христианской жизни - стяжанию подлинной духовности " . См. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на академическом вечере 14 декабря 1982 года//Журнал Московской Патриархии. 1983. 4. С. 17. Игнатий Брянчанинов, епископ. Сад во время зимы//Сочинения... Т. 1. С. 180. Там же. С. 179. Цит. по: Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха... Приложения. Т. 1. Неизданное добавление к статье " Сад во время зимы " . С. 49. Курсив в цитате наш.- М.И. Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач мой//Сочинения... Т. 1. С. 564-565. Там же. С. 567. Игнатий Брянчанинов, епископ. Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное//Сочинения... Т. 5. С. 387-464.- Ред. Там же. С. 387-388. Цит. по: Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха... Ч. 1. С. 86. Постриг, рукоположение и настоятельство Постриг этот тоже не был обычным. Подготовка к нему происходила в глубокой тайне от всех членов высокопоставленной семьи послушника, и, приехав в Вологду, он укрылся на постоялом дворе, готовясь к решительному и долгожданному дню своей жизни. Самый постриг происходил в необычной обстановке: он был совершен владыкой Стефаном в кафедральном Воскресенском соборе города в воскресный день 28 июня 1831 года, при стечении народа, среди которого находились и родственники постригаемого.Преосвященный Стефан нарек новопостригаемому имя священномученика Игнатия Богоносца, как бы оценивая перенесенные юным иноком страдания, а также провидя его особый тернистый путь [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

1875 См., впрочем, Epist. 75 Firmil. С. 6: «Stephanus nunc ausus est facere rumpens adversus vos pacem, quam semper antecessores ejus vobiscum amore et honore mutuo custodierunt». P. 813, 28–30. Ч. 1. С. 577; с. 25: «cum, tot episcopis dissensisse, pacem cum singulis vario discordiae genere rumpentem, modo cum orientalibus, quod nec vos latere confidimus, modo vobiscum, qui in meridie estis». P. 826. Ср.: Ч. 1. С. 387. Cfr.: Epist. 74–61 ad Pompej. С. 8. Р. 805. Ч. 1. С 356. 1877 См.: Rettberg F. W. Th. С. Cyprianus, Bischof von Carthago. S. 181, 183–186; Fechtrup B. Der. hl. Cyprian. S. 234, 237–238; H. V. Soden Der Streit zwischen Rom und Karthago über die Ketzertaufe. S. 33–34; Koch H. Cyprian und der römische Primat. S. 67–68, 148–149; Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви, вып. 2. С. 386 («кажется»). Cfr.: Р. Batiffol. L’eglise naissante et le catholicisme 3 . P. 471, not. 3. 1878 Между прочим Seitz обращает внимание на то, что Стефан даже не оказал послам Киприана гостеприимства (Epist. Firmil. С. 25. Р. 826. Ч. 1. С. 387), очевидно, как схизматикам. Фирмилиан упрекает его за это, потому что на Востоке, согласно Апостольским постановлениям (VII, 28, 4), оказывали гостеприимство даже еретикам. См.: Die Heilsnotwendigkeit der Kirche. S. 201. 1879 Die Sichtbarkeit der Kirche. S. 32: «So ist das Festhalten an der Gemeinschaft mit ihm die notwendige Bedingung der bischöflichen Autorität». 1880 Epist. 75 Firmliani. С 25: «Стефан не стыдится... называть Киприана лжехристом, лжеапостолом и коварным делателем! Сознавая все это в себе, он поспешил приписать другому то, что по справедливости должно услышать самому». Р. 827. Ч. 1. С 388. 1883 Иногда и протестантские ученые высказывают мнение, будто Киприан сам себе противоречил. В том тяжелом кризисе, которому подверглась его собственная община, он ссылался на Римскую Церковь и на римского епископа так, как будто общение с этой Церковью само по себе было ручательством истины; однако в споре с римским епископом Стефаном о крещении еретиков он определенно отрицал притязания этого епископа на особые права в Церкви, которые должны следовать из преемства апостолу Петру (см.: Harnack A. Dogmengeschichte 4 , I. S. 420, 421, Anm. 494). Но о равенстве и взаимной независимости епископов Киприан говорил и раньше (vgl.: Koch H. Cyprian und der römische Primat. S. 72–73, 85–86, 100, 141–143), что и вытекает из всей его системы (Н. Koch. S. 127–128).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

3327. Дом Константинопольского патриарха Нектария (381–397) был сожжен арианами в 388 г. 3328. Сын императора Феодосия Аркадий, август с 383 г. 3329. Часть римского права, регламентирующая отношения между римлянами и чужеземцами. 3330. См.: Ириней Лионский, haer. 1. 1 ; Тертуллиан, adu. ualent.; блж. Августин, haeres. 11. 3331. Юпитер, Юнона, Аполлон, Диана, Минерва, Марс, Нептун, Венера, Церера, Либер, Меркурий, Вулкан. 3332. Память семи братьев Маккавеев отмечалась 1 августа. 3333. См.: Числ 21:21–31; 21. 1–3; Исх. 14:4. Цар. 25:1; 1Езд. 1. 3334. Ср.:2 Цар. 7:8–16. 3335. Имеется в виду узурпатор Магн Максим. 3336. После поражений под Сисцией (совр. Сисак в Хорватии) и Петавионом (совр. Птуй в Словении) Максим бежал в Аквилею. 3337. Речь идет об Андрагафии, который, оставив армию под Сисцией, возглавил морскую флотилию Максима. Узнав о смерти Максима, покончил с собой. 3338. Войско Феодосия состояло из готов, гуннов и аланов. 3339. Ср.: Рим. 5:6. 3340. См.: Лк. 7:43. 3341. Ср.: Суд. 6:28–31. 3342. Ср.: Ин. 8:18–19. 3343. Возможно, свт. Амвросий имеет в виду указ от 388 г. (Cod. Theod. 16. 5. 14), запрещавший собрание еретических сект. – Примеч. пер. 3344. См.:4 Цар. 23:3–25. 3345. См. примеч. к epist. 73. 13. 3346. Комит Востока. 3347. Аркадий и Гонорий. 3348. Мятеж 387 г. в Антиохии с низвержением императорских статуй, которому посвящены знаменитые «Беседы о статуях» свт. Иоанна Златоуста. 3349. Узурпатора Максима. 3350. Написано в марте 386 г., во время конфликта между императрицей Юстиной, поддерживающей ариан, и свт. Амвросием. В ходе конфликта от святителя потребовали отдать одну из базилик арианам, см.: epist. 75а, 76, 77; блж. Августин, conf. 9. 7. См. также: Liebeschuetz. Р. 124–136. 3351. Арианский епископ г. Дуросторум (ныне г. Силистра в Болгарии) Меркурий по прибытии в Медиолан взял себе имя Авксентий в честь епископа–арианина Авксентия, предшественника свт. Амвросия на Медиоланской кафедре. 3352. Император Валентиниан I (364–375). 3353. См.: Сократ, hist. eccl. 4. 1; Феодорит, hist. eccl. 3. 16.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010