О чем радоваться и скорбеть . Ибо на самом деле что из этого возникает? Душой овладевают страсти, так как один начинает смотреть на другого и огорчаться (что совершенно справедливо) на заведующего выдачей. Но я говорю это не к тому, чтобы вы, получающие, начали выслеживать, сравнивать и осматривать у того или другого брата, например, платье или обувь, ибо это дело скользкое, опасное и коварное; быть довольными всем, как говорит Василий Великий 386 , – вот ваша обязанность, ответственность же за это понесут имущие власть; а для того чтобы вы, распоряжающиеся, со страхом Божиим и любовью пользовались предоставленной вам властью вполне безукоризненно, смотря по тому, что кому поручено, выдавайте и назначайте беспристрастно и по заслугам одежду, обувь, книги, чтения, списыванье, деньги на расход или, чтобы не перечислять по мелочам, вообще все остальное. Если вы так будете делать, то у вас, мои возлюбленные, воцарится спокойствие и тишина ( ευστθεια και γαλνη) . Да, да, братия мои освященные, прошу и молю вас, исполните свои сердца благостию 387 , предайте себя взаимно друг другу в любви, радуйтесь при отличии других, скорбите при ниспадении ближнего. Яков перстный, сказано, такови и перстнии, и яков небесный, тацы же и небехнии ( 1Кор. 15:48 ). Бог же наш, сущий на небесах, любит милостыню и суд ( Пс. 100:1 ), и милости Его, как поет Давид, исполнь земля ( Пс. 118:64 ). Вот, уподобимся Ему и мы; сегодня преуспеем в одном, а завтра двинемся дальше; не будем унывать в скудости, не будем тщеславиться и при избытке: в последнем случае будем благодарить Бога, ибо это дело ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога ( Рим. 9:16 ), а в первом – будем ожидать, (8) и наша надежда исполнится: всяк бо просяй, сказано, приемлет, и толкущему отверзется ( Мф. 7:8 ). Так-то, чада мои, постепенно поднимаясь все выше и выше, день за днем содеивайте спасение своих душ. Теперь время радости, истинной, а не погибающей купли. Ныне время для бега, но духовного бега, время для обогащения благами, но вечными благами. Блажен, кто подвизается; треблажен, кто терпит подвиг; всеблажен, кто постоянно увеличивает в себе огонь стремления и любви к Богу. Вы, чада мои, не умрете, но будете жить, не разлучитесь, но соединитесь, не получите бесчестия, но будете прославлены, если только до самого конца будете твердо и неуклонно сдерживать обет священного послушания, по молитве моего и вашего отца 388 во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 3

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

65 Беседа 46 на Деяния. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские. М., 1994, с.405—406. Мы даем перевод по тексту преп. Никодима. 66 «Солнце и луна остановились на месте своем» (Авв.3:11). 67 Слова огласительные. Слово 2. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.258. 68 Лев VI Мудрый, византийский император в 886—912 гг. — Прим. пер. 69 Разумеется, кроме того случая, когда человек находится при смерти. В таком состоянии ему всегда позволяется причаститься, под какой бы епитимией он ни находился. Если же человек выздоравливает, срок епитимии продолжается. — Прим. пер. 70 То есть разрешается причащаться только на Пасху. — Прим. пер. 71 Преп. Никодим так толкует это место: «Молчание — это предательство и отречение от истины». 72 Стихотворное переложение Сергея Дяченко. 73 Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.2. М., 1994, с.589. 74 Правила нравственные, 19, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. М., 1993. с.387. 75 Нравственные правила, 19, 2. См.: Там же, с.388. 76 Нравственные правила, 12, 2. См.: Там же, с.378. 77 Нравственные правила, 12, 4. См.: Там же, с.379. 78 О девстве. См.: Полное собрание творений. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.367. 79 Послание 10, Ироне, диакону антиохийскому. Гл. 2, 1. 80 Стихотворное переложение Сергея Дяченко. 81 См.: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит...» (Ин.16:13). 82 О вере. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.5. М., с.21—22. 83 Слово 62. 84 То есть он должен от подчиненных получить свидетельство, подтверждение в том, что его дела и слова являются истинными. — Прим. пер. 85 Нравственные правила, 70, 37. См.: Там же, с.476. 86 Нравственные правила, 72, 1. См.: Там же, с.478. 87 См: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22—23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

Л. 24. бднии всенощны бывающи чре з вс лто, гла в г. Тоже, что в ркп. 387 л. 10 об. Там же: О литоргиахъ. гла в д. Тоже, что в 387. л. 29 об., но короче. – об. Пдбаетъ вдати когда кадити гла в . Тоже, что в 387 л. 18. гл. 10. Там же: Подобает како гл. 6. Там же. Л. 25 об. Егда в кое два храма сты един а дрги и но равно почитати и еди по едином. гла в . з. 388 л. 349 об. Л. 26. О запоне стго отар кода верзаетс когда затворетс. гла в . и. 388 л. 347 об. – об. Да есть размно сем како свеща во з на в цркви на молебие. гла в . Л. 27. В которые поры в не стотъ з жезлами. гла в . Там же: конанорсе еже есть конархисте. (заглавие сие выписано из оглавления рук.). – об. О еже како подобаетъ конарх творити (и сие из оглавления). Тоже, что в 387 л. 17 об. Л. 28. еже како по о бае т бди л в великю. м. ц. . Тоже, что в 387 л. 23 об. – об. еже како подо ает во з жигати свеща на празникы. . Тоже, что в 385 л. 20. Л. 31. О еже како крываемъ глвы своа во врем пниа. (из оглавления). Тоже, что в 387. л. 17 об. Там же. дежи кшахъ все телеснеи потребе. Тоже, что в 387. л. 36 об. – об. еже не творити в цркви бесды. Тоже, что в 387. л. 22 об. Л. 32. еже како подобаетъ звонити на вс днь. Зд же казание вечерни и тре дне седмичны. Тоже, что в 387 л. 13 об. Л. 36 об. казъ всегодищна става. гла в Расположен по числам месяцев, впрочем так, что при определении порядка службы известного праздника показываются вместе и другие дни, когда должен быть наблюдаем тот же порядок службы. Из Русских святых и праздников здесь упоминаются: 25. Сент. преп. Сергий; 1 Октяб. Покров пресв. Богородицы; 27. Ноября, Знамение пресв. Богородицы в Новгороде, и при этом указываются ещё: л. 48 об. ба знамени прти бцы. пско в ски. мироское (24 Сент.) чиское (16 Июля); Июля 8. Знамение иконы Благовещения, бывшее в Устюге, 9. Явление иконы Смоленская; Авг. 26. Сретение иконы Владимирская; Янв. 11. Михаил Клопский, 12. Савва Сербский ; Июня 25. князь Пётр и княгиня Феврония Муромские; Июля 5. преп. Сергий, 15. В. кн. Владимир. В сем уставе указываются обычаи разных монастырей Русских: л. 64 об. упоминается об обителях Московских (вообще); л. 44. прп о бнаго ца ншего серги чю о творца. ч год . (чит. году) пли в храм его слб на вече. со дание в кан. бгослова. л. 52 об. 53. 69. выставляется на поле: вероятно, для означения устава Иосифова Волоколамского монастыря. В навечерие Рожд. Христова, л. 58 об. после возглашения многолетия царю и Великому князю, полагается многолетие митрополиту Казанскому и Астраханскому, – и никому другому из святителей Русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

346 Т. 3. С. 38. Ср.: Т. 5. С. 371 и 379. 347 Т. 5. С. 445. 348 Т. 2. С. 139. 349 Т. 5. С. 445. 350 Т. 5. С. 445—446. 351 Т. 5. С. 441. 352 Т. 1. С. 606. 353 Т. 1. С. 281. Ср.: Т. 5. С. 445. 354 Т. 5. С. 231. 355 Т. 2. С. 671. 356 Т. 5. С. 229—231. Ср.: С. 337. 357 Т. 2. С. 133. 358 Т. 5. С. 433—434. 359 Т. 5. С. 433. 360 Т. 2. С. 140—141. 361 Т. 5. С. 379. 362 См.: Т. 1. С. 97. 363 Внимательно, неразвлеченно. 364 Т. 4. С. 42. 365 Т. 5. С. 173. 366 Т. 4. С. 43 367 Т. 5. С. 178. 368 Т. 5. С. 345. 369 Т. 5. С. 479—480. 370 См.: (1Сол.5:17). 371 Т. 5. С. 480. 372 Т. 5. С. 480. 373 См.: (Мф.6:6). 374 Т. 5. С. 480. 375 Т. 5. С. 134. 376 Т. 3. С. 146. 377 Т. 5. С. 345. 378 См.: (Рим.8:26). 379 Т. 5. С. 359. 380 Т. 5. С. 359. 381 Т. 5. С. 172. 382 Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник). 383 Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат). 384 Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин). 385 Т. 2. С. 552. 386 Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. 387 Т. 5. С. 131. 388 Т. 5. С. 190. 389 Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178. 390 Т. 3. С. 293. 391 Т. 5. С. 190 (св. Григорий Синаит). 392 Т. 5. С. 358. 393 Т. 2. С. 556. 394 Т. 3. С. 363. 395 Т. 5. С. 300. 396 Т. 5. С. 301. 397 Т. 5. С. 474—475. 398 Т. 5. С. 475. 399 Там же. 400 Т. 3. С. 363. 401 Т. 3. С. 293 (блж. авва Фалассий). 402 Т. 5. С. 393. 403 Т. 5. С. 378. 404 Т. 3. С. 178. Т. 5. С. 370. 405 Т. 5. С. 359 (св. Исаак Сирианин). 406 Т. 3. С. 90. Ср.: С. 348 (прп. Феодор). 407 В стяжании, т. е. в приобретении. 408 Т. 2. С. 376. 409 Т. 5. С. 370. 410 Т. 5. С. 375. 411 Т. 5. С. 375. 412 Т. 3. С. 90. Ср.: Т. 5. С. 439, 244. 413 Т. 5. С. 295. 414 Т. 5. С. 236 (св. Григорий Синаит), 360 (свв. Каллист и Игнатий). 415 Т. 5. С. 433 (св. Каллист Тиликуда). 416 Т. 5. С. 376. 417 Т. 3. С. 366. 418 Т. 2. С. 432. 419 Т. 5. С. 433. 420 Т. 2. С. 752. 421 Т. 5. С. 471. 422 Т. 2. С. 724. 423 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 2. С. 366 (св. авва Филимон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

Афанасий Великий признал законным епископом Павлина, а не Мелетия (Антиохийская схизма). Преемники Афанасия Великого Петр II и Тимофей I также поддерживали Павлина и его преемника (с 388) Евагрия, а не Мелетия и его преемника (с 380) Флавиана. Раскол был преодолен только со вступлением на Александрийскую кафедру Феофила. Аналогичную с Александрийской Церковью позицию в отношении Антиохийской схизмы до 384 г. занимала и Римская кафедра. Т. о., в 384 г. И. С. выступил в роли посредника между этими кафедрами в преодолении схизмы с Антиохией. Сократ Схоластик упоминает еще об одном конфиденциальном поручении архиеп. Феофила. В 387-388 гг., во время войны имп. Феодосия I Великого с узурпатором Магном Максимом, архиеп. Феофил отправил И. С. в Рим, чтобы, дождавшись исхода происходившей в Сев. Италии кампании, тот преподнес дары и соответствующие письма победителю, рассчитывая т. о. заручиться его поддержкой. Поскольку бывший при И. С. чтец выкрал эти письма, то И. С. спешно вернулся в Александрию ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2). В 394 г. И. С. был послан архиеп. Феофилом в Палестину, чтобы примирить блж. Иеронима Стридонского со свт. Иоанном II , архиеп. Иерусалимским. И. С. передал архиеп. Феофилу исповедание веры блж. Иеронима. Однако впосл. И. С. подвергся суровой критике со стороны Иеронима как оригенист. В 397 г. архиеп. Феофил предпринял не увенчавшуюся успехом попытку утвердить И. С. на К-польской кафедре вместо свт. Иоанна Златоуста после смерти еп. Нектария ( Sozom. Hist. eccl. VIII 2; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2, 5). Когда Феофил начал активную борьбу с оригенизмом, он обвинил И. С. в утайке 1 тыс. золотых монет и в содомском грехе. С помощью лжесвидетелей он осудил И. С. и наложил на него отлучение. И. С. был вынужден бежать к нитрийским монахам. Скрываясь от гонений со стороны Феофила, он вместе с «долгими братьями» (см. в ст. Аммоний Долгий и Диоскор , еп. Гермопольский) через Палестину отправился в К-поль к свт. Иоанну Златоусту ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 9), где и умер спустя нек-рое время.

http://pravenc.ru/text/674920.html

Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, учрежденный ок. 1831 г. (празд. подтверждено 10 июля 1981), и в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено 10 апр. 1987 г. Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 366-367; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 80, 128; СИСПРЦ. С. 113; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 68-69; Василёв И. И. Стат.-геогр. словарь Порховского у. Псковской губ. Псков, 1896; Зверинский. Т. 3. С. 70, 1631; Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском у.: Ист.-археол. очерк//Псковские ЕВ. 1897. 22. С. 387-388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277; Голубинский. Канонизация святых. С. 157; Лебедев Е. Е. Порхов и его окрестности: Ист. очерк. Новгород, 1915. С. 19-20; Седов Вл. В. Новгородская архитектура на Шелони. М., 2001. С. 34-38; Порхов и его уезд. Псков, 2005. С. 121-122, 243-244, 373-374; Моисеев С. В. Церковная жизнь Опоцкого погоста в XV-XVIII вв.//Краеведческие чт. Порхов-Холомки: Мат-лы науч. конф. Псков, 2006. С. 147-158; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1022. В. И. Охотникова Иконография Несмотря на упоминания о почитании И. в XVI-XVIII вв., его изображения до 2-й пол. XIX в. неизвестны. Имя И. без описания внешности встречается под 19 апр. в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 141 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 121). В описях мон-рей и церквей Пскова и его уездов XVI - нач. XX в. об иконах преподобного сведений нет. Ранний этап формирования иконографии И. связан с Ильинским мон-рем. В наст. время именно в ц. Благовещения Пресв. Богородицы дер. Опоки находятся редкие сохранившиеся образы преподобного. Притом что мощи И. покоятся под спудом в Благовещенской ц., в ее синодике кон. XVII в. (с добавлениями XVIII - нач. XIX в.) имя святого не встречается (ПИАМ. Древлехранилище. Ф. 966. 14155(1)). В помянник, включающий в основном имена новгородцев и жителей деревень близ погоста Опоки, в 1762 г. вписан род буд. строителя каменной Благовещенской ц. (1772) - «отставного прапорщика Василия Иванова сына Косецкого», к-рый собрал в храме драгоценную утварь, серебряные литургические сосуды и Евангелия в окладах. Они отмечены в описании церкви 1897 г., но икон с изображением И., сохранившихся к этому времени, в перечне нет ( Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском уезде//Псковские ЕВ. 1897. 22. С. 387-388).

http://pravenc.ru/text/468873.html

Соч.: Об индифферентизме и веротерпимости//ДБ. 1859. 31. С. 137-145; 32. С. 170-180; Христианская Церковь на Западе Европы в средние века//ПО. 1860. 2. С. 105-124; Современные религиозные партии в протестантстве//ПО. 1860. 9. С. 83-112; Из Германии//ПО. 1861. 11. С. 388-413; 1862. 1. С. 31-71; 5. С. 64-103; Сивекингская благотворительная община в Гамбурге//ПО. 1861. 5. С. 67-88; Очерки быта народа Божия//ДЧ. 1864. Т. 1. Кн. 2. С. 168-194; Кн. 3. С. 261-290; Кн. 4. С. 390-402; Т. 2. Кн. 5. С. 24-35; Кн. 6. С. 130-150; Кн. 7. С. 233-239; Кн. 8. С. 339-348; Т. 3. Кн. 9. С. 75-93; Кн. 10. С. 160-171; Кн. 11. С. 219-227; Кн. 12. С. 387-392; 1865. Т. 1. Кн. 1. С. 11-27; Кн. 2. С. 101-120; Кн. 3. С. 244-248; Кн. 4. С. 281-293; Т. 2. Кн. 7. С. 230-241; О катехизическом преподавании христ. учения детям: [Из: Sailer J. M. Téologie Pastorale. P., 1860. Т. 1]//Калужские ЕВ. 1866. 4. Ч. неофиц. С. 89-103; 12. С. 341-347; Из Калуги: Неск. известий о Калужском ДУ//ПО. 1866. Т. 19. Заметки. 1. С. 17-31; 3. С. 95-115; Кр. хронологическое обозрение истории св. церкви от начала ея до последнего времени//ДЧ. 1867. Т. 1. Кн. 1. С. 1-15; Очерки библ. древностей//Калужские ЕВ. 1865. 15. С. 396-404; 19. С. 522-532; 21. С. 576-590; 1866. 3. С. 65-79; 9. С. 265-279; Очерки быта древних евреев: Пособие к изъяснению Св. Писания//ВЧ. 1867. 24. С. 450-459; 25. С. 469-477; 26. С. 495-508 (отд. изд.: К., 1869; переизд. в кн.: История Израиля и Иудеи: Обществ. и полит. жизнь. М., 2004. С. 502-643); Основные начала обучения//ТКДА. 1868. 8. С. 296-324; 9. С. 519-544; Руководство к начальному обучению: (Для учителей нар. школ). К., 1869 (совм. с И. И. Малышевским, И. Т. Экземплярским). Пер.: Вольтер Ф. М. Философия истории: Пер. с франц. СПб., 1868; Гоббс Т. Левиафан, или О сущности, форме и власти гос-ва/Пер. с англ.: Н. Л. Зайцев, С. П. Автократов. СПб., 1868; Эттинген А., фон. Реализм в области наук о духе и в особенности - о нравственности: (Из соч.: Die Moralstatistik und die christliche Sittenlehre): Пер. с нем.//ТКДА. 1870. 12. С. 610-644; он же. О социальной этике, основанной на нравственной статистике, и о значении посл. для нравственного богословия: (Из соч.: Die Moralstatistik und die christliche Sittenlehre): Пер. с нем.//Там же. 1871. 10. С. 40-106.

http://pravenc.ru/text/1618918.html

В связи с этим напрашивается и другой вопрос: если Христос не воскрес из мертвых физически, каким образом Он убедил Своих учеников и последователей, что воскрес? Свидетели Иеговы отвечают, что Иисус появлялся, или «материализовывался», перед Своими последователями не в том теле, в котором сошел в гробницу, а в других «телах» 386 . «Тела, в которых Иисус являлся своим ученикам после возвращения к жизни, не были тем телом, в котором его пригвоздили ко древу» 387 . Справочник Aid to Bible Understanding сообщает нам следующее: «В разных ситуациях Иисус появлялся перед своими учениками в различных плотских телах, точно так же, как ангелы являлись людям в древние времена. Как и те ангелы, он мог создавать и уничтожать эти плотские тела по своей воле ради того, чтобы видимым образом доказать, что он воскрес» 388 . Сегодня Иисус – духовное существо, архангел Михаил. У него нет материального, плотского тела. Его «воскресение» было не воскрешением материальной плоти, а «воссозданием» архангела Михаила. Давайте подведем итоги: 1) Иисус миллиарды лет был архангелом Михаилом, прежде чем стать человеком; 2) Он отказался от жизни в виде ангела, когда Иегова перенес Его жизненную силу в утробу Марии, после рождения жил обычной человеческой жизнью и в конце концов был распят; и 3) в момент воскресения Он не восстал из мертвых в физической, телесной форме, а был заново воссоздан как архангел Михаил. Рассуждая при помощи Писания Дан.10:13, 21; 12:1 – Михаил, великий князь Учение Сторожевой Башни. В Дан.10:13 Михаил назван «одним из первых князей». В 21-м стихе он назван «князем» Божьего народа. Далее, в Дан.12:1 , мы читаем, что в последние времена восстанет Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (курсив автора). Основываясь на этих стихах, Свидетели Иеговы утверждают, что до Своего пришествия на землю Иисус был архангелом Михаилом и великим князем народа Божьего. Они также говорят, что пророчество в Дан.12:1 указывает на воцарение Михаила (Иисуса) на небесах в 1914 году 389 . По сути, «Михаил – это имя, данное Иисусу как небесному Правителю» 390 . (Объясняя, в каком смысле Михаил «стоит», Свидетели говорят, что это слово «[часто] означает какое-то действие царя, например, его приход к власти» 391 .)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

По окончании текста 80-й главы на л. 387 об. приписка киноварью: «До зде Марка иеромонаха списание трудолюбезно». Далее следует «Указ на Усекновение главы» (388); написан западно-русскою скорописью XVI–XVII вв.; 54) столпы апостольских и евангельских чтений от недели Всех Святых (389–390); 55) тропари воскресны и прокимны воскресны на утрени пред евангелием и инии прокимоны апостолом воскресны и аллилуия на литургиах неделных 8-ми гласом (391–395 об.); 56) тропари и кондакы и светилны дневныа и сказаниа иж на литургиях прокименом и апостолом и аллуиарем и евангелием и причастном всея седмицы (396–398 об.), без конца. 919. Устав Церковный , в четвертку, 337 лл., без начала и конца, полууставом XV в., в дощатом с кожею переплете. В средине рукописи не достает нескольких листов: нет одного листа между листами: 139 и 140, 146 и 147, 147 и 148, 232 и 233, 238 и 239; не достает нескольких листов после 150 л., между 171 и 172 лл., 146-й лист позднейшаго письма. Подклеены с ущербом для текста листы: 129–131, 166 и 174. Чистые листы: 150 а, 150 6 и 165 а. Состав: 1) главы Марковы (4–53), с оглавлением их (1–2); последнее без начала; всех глав 81, те же, что в рукописях за 918 и 933; 2) общая часть устава заключает в себе 67 глав (56–110), указатель коих на лл. 54–56. Кроме тех 44-х глав, кои в рукописях за 918 и 933, в общую часть вошли некоторыя Марковы главы. Первая глава: «Указ о малой вечерни», последняя 67-я глава: «О праздникох в них же поется Бог Господь их же на три чины рассудихом и по уставу божественных отец известно положися в книзе сей». Перед текстом глав такое заглавие: «Устав церковней службе иже в Иерусалиме лавры святаго и богоносного преподобного отца нашего Саввы. Сие вследование бывает и в прочих Иерусалимскых обители»; 3) последование церковного пения и собрания вселетного (110 об.–253 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 – Сергий Радонежский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; февраля 12 – Алексий митрополит; марта 2 – Арсений епископ Тверской; мая 2 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский; мая 23 – Леонтий Ростовский; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 15 – князь Владимир; августа 21 – Авраамий и Ефрем Смоленские. Из русских праздников Пресвятыя Богородицы отмечен один – Покров; 4) богородичны и крестобогородичны глаголемь по тропарях святого противу гласу на слава и ныне (253 об.–254 об.); 5) последование Четыредесятницы (254 об.–304); 6) последование Пятидесятницы (304–337 об.). На л. 158 под 20-м декабря указания о предпразднестве Рождества Христова заключаются замечанием: «Сия же от писаниа свидетельства также и преданыа по обычаю ныне бывшаа устави мы яко же обретохом, тако и написахом».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—173— Так как Гефеле, таким образом, оказался в данном случае решительно позади Тилльмона, то я предполагал было писать особую заметку о кельнском соборе 346 года и начал приобретать нужные для нее книги. Таким образом в моей скромной библиотечке появились 1-й том «Церковной истории Германии» Реттберга и I-й и II-й томы «Церковной истории Германии» Фридриха. Но ознакомившись с подробной аргументацией подлинности кельнских актов 346 года у Фридриха, я пришел к мысли, что новое исследование о них едва ли нужно. Вопрос об этих актах, как показалось мне, обследован у Фридриха так обстоятельно, что, выступая на защиту их подлинности, я должен бы был в существе дела только повторять аргументацию Фридриха. В настоящее время положение дела несколько изменилось. 23 страницы, посвященные этому вопросу у Фридриха, не покончили с ним окончательно: появились новые работы и против подлинности спорных актов и в защиту ее. Против их подлинности высказался, напр., такой авторитетный ученый, как Дюшен 387 . А главное теперь, когда «выдуманным» актам кельнского собора 346 года придано значение аргумента против подлинности открытого Швартцем послания антиохийского собора 324 года, будет совсем не излишне изложить здесь хотя бы основный контур этого интересного историко-критического вопроса, тем более, что, насколько мне известно, из русских ученых никто об этом кельнском соборе не обмолвился ни единым словом 388 . —174— Известно, что сердикский собор 343 (342?) 389 года, восстановив в правах Афанасия в., Маркелла анкирского, Асклипия газского и других, низложенных евсевианами, епископов, не смотря на то, что восточные епископы не пожелали принять участие на этом соборе и составили свой собор (так называемый филиппопольский), захотел однако, с согласия императора Константина добиться согласия восточного императора Константия на возвращение этих епископов на свои кафедры, и с этою целию, уже пред пасхою 344 года, отправил на восток, с письмом императора Константа к Константию, двух епископов: Винкентия капуйского (в Кампании, бывшего римского пресвитера, одного из двух представителей Сильвестра, епископа римского, на никейском соборе) и Евфрату агриппинского, епископа главного города верхней Галлии, Colonia Agrippina, т. е. нынешнего Кёльна. Но когда эти послы сердикского собора прибыли около пасхи 344 года (15 апреля) в Антиохию, то Стефан, епископ антиохийский [приемник Флакилла, председатель восточного сердикского («филиппопольского») собора 342/3 г.] устроил грязную проделку с престарелым Евфратою, окончившуюся, впрочем, очень печально для самого Стефана: он был низложен за это самими же евсевианами на созванном для этого антиохийском соборе – по-видимому, том самом, который издал пространное изложение веры, так называемое κθεσις μακρστιχος, или 5-ю антиохийскую формулу. Об истории с Евфратою говорят Афанасий в. 390 и независимое от него – Феодорит 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010