Н. не оставлял и историко-краеведческие и археологические исследования (см. библиографию), летом посещал родные места и Поволжье. В июле 1870 г. приехал в Елабугу и посетил ранее открытый им по письменным источникам Ананьинский могильник (ок. VIII в. до Р. Х.), давший название археологической культуре, и Елабужское (Чёртово) городище X-XII вв. Одновременно Н. заботился о развитии краеведения на местах: так, откорректировал «Историю г. Елабуги» И. В. Шишкина, составленную по статьям духовника семьи Шишкиных свящ. П. Н. Кулыгинского в 1843-1847 гг., и оказал помощь в ее публикации. С семьей Шишкиных Н. сохранял связи и позднее: в частности, сына И. В. Шишкина, буд. художника, он поддерживал в годы учебы того в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (письма Н. последнему хранятся в архиве (РГАЛИ. 917)). Н. похоронен на кладбище московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря рядом с могилами чудовских монахов. В 20-х гг. XX в. кладбище было снесено. Книжное собрание, архив и часть рукописей Н. по его завещанию были переданы в б-ку МДА (в 1934 собрание б-ки МДА передали ГБЛ (ныне РГБ)). Собрание рукописей составляет отдельный фонд 194) ОР РГБ (размещен на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры). Др. (меньшая) часть рукописей передана в Московскую епархиальную б-ку (Рукописные собрания. 1983. С. 157), остальные отправлены в Симбирскую и Вятскую епархии. Коллекция древних вещей из Ананьинского могильника - украшения, монеты, предметы домашнего обихода, оружие - была завещана Музею древностей Московского археологического общества. Арх.: РГБ. Ф. 193; Описание мон-рей Симбирской епархии и соборов, достопамятных по древности основания их или по др. ист. событиям. 1870//Там же. Ф. 193. К. 2. 7; Послание совокупное от всех афонских мон-рей к патриарху Иоасафу II с прошением его милости посланным и ходатайства пред царем Алексеем Михайловичем о помощи Св. горе и христианам в постигших их бедствиях при осаде турками Кандии в 1669. 1864//Там же. К. 5. 3; Две древние сербские молитвы: 1) при вступлении архиерея в свою епархию, 2) по случаю нашествия иноплеменных. 1865//Там же. 4; Три хрисовула в Афонский Хиландарский мон-рь. 1869//Там же. 15; Акты Елабужского духовного правления, 1773-1774//Там же. К. 10; РГАЛИ. Ф. 917.

http://pravenc.ru/text/2564818.html

Аксабитийская коса – местность на восточном побережье Азовского моря 192 Аксиак (Асиак) – река в Северо-Западном Причерноморье 186, 188, 190, 233 Аксиаки (асиаки) – народ в Северо-Западном Причерноморье 233, 234, 241 Аксинский (греч. «Негостеприимный) Понт – обозначение Черного моря см. Понт (1) Алания – страна в Восточной Европе, населенная аланами 174, 267 Аланы (алауны) – ираноязычный народ на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье 143, 174, 175, 176, 186, 187, 241, 256, 257, 261, 262, 263, 268, 277 Алаунская (Аланская) гора – горы в Сарматии 185 Албания (Кавказская) – страна в Закавказье на берегу Каспийского моря 122, 192, 193, 195, 270, 276 Албанские ворота – Алазанский перевал на Кавказе 194 Албаны – население Кавказской Албании 104, 105, 134, 214, 270 Алдиск (Алдеск) – река в Восточной Европе, не поддающаяся точной локализации 143 Алектор (Алектурум) – укрепление в низовьях Южного Буга и Днепра 136, 280 Ализоны – народ в Скифии в междуречье Днестра и Южного Буга 40, 45 Алинкум – город в Северо-Западном Причерноморье 280 Алонт – река, впадающая в Каспийское море (совр. Терек) 193 Алопекия (Алопека) – остров в устье Дона 117, 188, 244 Альбий (Альбис) – совр. река Эльба 102, 105, 106, 246 Альпы (Альпийские горы) (1) – горный хребет на севере Италии 154 Альпы (2) – Карпатские горы 271 Альциагиры – гуннский народ в Крыму 271 Амадока (1) – город на реке Борисфен (Днепр) 187 Амадока (2) – озеро в Европейской Сарматии 185 Амадоки – народ в Европейской Сарматии 187 Амадокские горы – горы в Европейской Сарматии 185, 187 Амазонки (Амазониды) – легендарное племя женщин, локализуемое также в Северном Причерноморье 27, 60, 61, 62, 101, 144, 194, 222, 229, 247, 262, 276, 278, 280 Амазонские горы – часть Таврского горного хребта, тянущегося от Малой Азии до среднеазиатских гор 226 Амаксобии см. гамаксобии Амальхийский океан см. Северный океан Амастрия – город на южном берегу Черного моря 111 Амис (1) – греч. город на южном побережье Черного моря 103, 133, 134, 153, 160, 197

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. чин литургии преждеосвященных даров (38–45); 6) молитвы вечерния (45–48 об.), те же, что в 861 на лл. (39 об.–44); 7) молитвы на литии (48 об.–51); 8) молитвы утренния (51–56), те же, что в 861 на лл. 44–51 об.); 9) молитвы егда молебныи поют: а) «Наслажшеся Господи видениа вся дние твори величествиа твоего» (56); б) «Тебе присносущного света и невечерняго, Боже наш, в нем же несть пременениа " (56 об.); в) «Непрестающе и неусыплющее славословие от небесных и бесплотных мыслей святых сил» (57); г) «Владыко Господи вседержителю непостыжимый, неисповедаемый» (57 об.–59); 10) молитвы егда поют панах(иды): а) «Господи, Господи утешителю скорбящим и плащющимся утеха» (59); б) «Благодарим тя Господи человеколюбче яко да тебе единому живот бессмертен» (59–59 об.); в) «Владыко Господи Боже наш имеа един бесмертенство» (59 об.–60); г) «Помяни Господи упований воскресениа жизни вечныа» (60); за молитвами следует ектения (60 об.); молитвы: 11) храму в нем жена дитя роди (60 об,– 61 об.), та же, что в 867 на 99–100 лл.; 12) знаменати отроча (61 об.–62), та же, что в 868 на лл. 194 об.–195; 13) жене по рожении младенца (62–62 об.), та же, что в 868 на 193 л.; 14) жене детяти иже на прилучившимся на рож(о)нством (62 об.– 63 об.)) та же, что в 868 на лл. 193 об.–194; 15) бабе (63 об.– 64), та же, что в 868 на л. 195 об.; 16) чин крещения (64–78); 17) молитвы над младенцем «в четыредесятных день» (78–81), те же, что в 868 на лл. 213–215 об.; 18) чин обручению и венчанию еже есть царем и князем и всем христианом (81–88); 19) последование како подобает благословити и совокупити двоеженцов (88 об.– 89); 20) чин освящениа воде вечер святого Богоявлениа (89–97 об.); 21) на освящение воде месяца августа в 1 день по уставу Царяграда и священных патриарх и митрополит (98–103 об.); 22) чин омыти мощей святых или воду с креста пити (103 об.–107 об.); 23) отпусты на всю седмицу (107 об.–108 об.); 24) се же на Господскыя праздникы отпусты (108 об.–110); 25) чин елеосвящениа (110–114 об.); 26) чин вечерни с коленопреклонными молитвами в неделю Пятидесятницы (114 об.–128); 27) чин покаянию мирских людей (128–137); 28) покаяние иерейское (137–139).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посылаю Вам его адрес. Ташкент. 4-й Саперный переулок, д. 9. Ал. Ал. Семененко для С. А. Завтра буду ему писать. Надо его успокоить относительно Вашего житья. Большую радость нам доставил приезд о. Дамаскина 193 , только грустит, что редко получаем от Вас известия. Перед Вашим последним письмом мы все переволновались, долго не получая от Вас известия. Прошу Вас святых молитв. Ольга. Д. 7. Л. 74–74 об. Подлинник. Рукопись. 4. 13 июня 1955 г. 13/6–55 г. Дорогой Владыка, рада я, что м. М[аргарита] едет к Вам и я могу с ней написать. Я в большом недоумении. Переписчица прислала: 1)      4-й экземпляр по первой тетрадке: по первой тетрадке было переписано 4 экз[емпляра]. Один взяла Таня 194 для Валенка [?], два отправлены Вам, и четвертый был отослан переписчице, чтобы она переписывала с него 2 раза по 4 экз[емпляра]. Но она заболела (она вообще больной человек и перегружена работой и работой). Теперь она вернула этот четвертый экземпляр и пишет мне, что остальное все сделает Таня, так как она много свободнее и машинка у нее есть. От Тани об этом я ничего не имею. Сегодня буду писать ей. 2)      По 2-й тетрадке переписчица прислала мне 2 экз[емпляра] полностью, а 3-й и 4-й экз[емпляры] 2-я половина – начиная с «Последование молебного пения о путешествующих». Первый экз[емпляр] 2-й тетрадки она отослала Тане. Где же 1-я половина 3-го и 4-го экземп[ляров]? Думаю, что она что-то напутала. Теперь вспоминаю, что я Вам отправила в первый раз: два экземпляра 1-й тетрадки (один из них считанный) и (как мне помнится) – что то и из 2-й тетради. Но сколько экз[емпляров] и чем кончается каждый – не помню. Сейчас я воздерживаюсь посылать Вам все остальное, буду ждать Вашего ответа – т. е. выяснения, что Вы получили переписанное по 2-й тетрадке. Хотелось бы поскорее получить от Вас ответ. Быть может, если Бог даст силы, в конце этого месяца или в начале июля я поеду в Москву и постараюсь увидеть переписчицу и все выяснить. Но для выяснения мне нужен Ваш ответ. Вы писали, чтобы отослать по 1 экз[емпляру] азиатам, т. е. караб[ановскому] врачу и о. Ф[едору] и 1 экземпляр дать о. Андрею 195 . Он просит и стесняется просить. Быть может, Вы распорядитесь сделать так:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

( Hughes. P. 193) или вавилонское ( Yamauchi. P. 15-39; Митякин. С. 15-17; Фивейский. С. 41) происхождение В., реже их родиной называют Аравию ( Maalouf. P. 426-430). Подтверждением персид. или халдейско-вавилонского происхождения В. может служить указание евангелиста на мотив, побудивший их пойти и поклониться «родившемуся Царю Иудейскому»: «Мы видели звезду Его на востоке». Контакты иудеев с народами Вавилона и Персии возникли достаточно рано и постоянно поддерживались, поэтому В. в силу своего интереса к религ. проблемам вполне могли иметь представление об ожидаемом иудеями царе-Мессии и о пророчестве о мессианской звезде (Числ 24. 17). Звезда стала тем знаком, к-рый побудил В. искать родившегося царя в Иерусалиме, самом известном городе иудеев. Необычное небесное явление даже без допущения знакомства В., посвятивших себя изучению звезд, с иудейскими верованиями могло стать причиной их путешествия, т. к. появление на небе необычной звезды как в зороастризме, так и в халдейской магии понималось как предзнаменование события, способного изменить мир ( Cardini. Sp. 496). Поклонение волхвов. Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г. (ГРМ. Др. гр. 8. Л. 1) Поклонение волхвов. Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 г. (ГРМ. Др. гр. 8. Л. 1) В обширной астрономической лит-ре, связанной с данным вопросом ( Ferrari d " Ochieppo. P. 124-130; Hughes. P. 93-194), можно выделить следующие наиболее распространенные объяснения. Во-первых, явление т. н. кометы Галлея, к-рая была видна ок. 12-11 гг. до Р. Х., но для традиц. со времен Евсевия хронологии евангельских событий эта дата оказывается слишком ранней. Мн. исследователи более обоснованным считают явление особой звезды и ссылаются на сообщение кит. астрономов о комете или сверхновой звезде (?) в 5-4 гг. до Р. Х. ( Montefiore. 143; Hughes. 148-152). И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна, к-рая трижды происходила в 7-6 гг. до Р. Х. и была хорошо заметна. Кроме того, именно эта констелляция была предсказана вавилонскими астрономами (о т.

http://pravenc.ru/text/волхвы.html

В нашу задачу не входит описывать детали этого конфликта, который недавно был подробно освещен, в том числе и в отечественной литературе 188 . Отметим лишь, что этот спор и связанный с ним раскол, длившийся с 588 по 616 гг., не только имел заметное догматическое и церковно-историческое значение для монофизитского лагеря, но нашел отклик и в халкидонитской среде. Свидетельством этого, в частности, является сочинение св. Евлогия, патриарха Александрийского (580/1–607/8 гг.), о котором сообщает в своей «Библиотеке» патриарх Фотий 189 (отрывки из его пересказа приводятся в настоящей «Антологии»), в нем св. Евлогий, в свою очередь, критикует ряд базовых догматических положений, возникших в триадологических учениях монофизитов в полемике с тритеизмом, как, разумеется, и сам тритеизм, причины возникновения которого он усматривает в приложении методов рассуждения, выработанных применительно к тварному миру, в отношении Бога 190 . Помимо св. Евлогия, среди халкидонитов с критикой тритеизма выступал св. Анастасий I Александрийский, патриарх Антиохии (559–570 и 593–598 гг.) 191 , который в своем диалоге, направленном против тритеитов, утверждает, что главной причиной, породившей это учение, является использование Филопоном применительно к Троице учения об общей и частной сущности. Главным аргументом св. Анастасия против Филопона, как замечает Уве Ланг 192 , был тот, что если общая сущность существует только в частных сущностях, каковыми тот называл Отца, Сына и Святого Духа, и может созерцаться лишь в разуме, через отвлечение от частного, то Божественного единства (т. е. Бога как Единицы) в реальности просто нет 193 . Как далее отмечает Ланг, «хотя Анастасий и не говорит в этом диалоге эксплицитно об отношении христианского богословия с языческой философией, ясно, что это различие между частной и общей сущностью соответствует различию между первой и второй сущностью в «Категориях» Аристотеля» 194 . Среди других критиков тритеизма из халкидонитов исследователи упоминают Евтихия, патриарха Константинопольского (патриарх в 552–565 и 577–582 гг.) 195 (впрочем, его критику ряд авторов, в частности В. М. Лурье, не считают удовлетворительной с точки зрения традиционного православного учения 196 ) и автора конца VI в. Памфилия 197 . Жесткая критика тритеизма Филопона и того факта, что он привнес в триадологию учение о трех частных сущностях, встречается и в трактате «De sectis» (580/1– 607/8 гг.) 198 . Наконец, в ересиологическом трактате VII в., опубликованном Ришаром, написанном неким халкидонитом монахом Георгием, тритеизм характеризуется как ересь, порожденная применением «аристотелевских приемов рассуждения» (букв.: «технологий») к учению о Троице 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Каждый человек идет или в блаженство, или в муку, третьего пути нет Третьего пути не видим, как и в будущем веке два только видим места в Писании,– блаженство и муку вечную. Сего ради всяк живущий на земли, или идет путем праведных, и к блаженству вечному идет, или идет путем нечестивых, и к вечной погибели идет (1:193). ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ или на небе, или во аду Понеже и в будущем веке, куды вси идем, только два места видим открытыя от Бога: вечный живот, который будет в небе, и вечная мука, которая будет во аде (2:57). В жизни вечной одни в радости, другие в муке Тогда, наконец, начинается пресладкая праведных в небесном чертоге музыка, и во веки веков восхвалять Божию благодать. О, радости неизреченныя! О, утехи бесконечныя! Тогда и отчаяннии грешницы начинают свою плачевную вечность, начинают, и без конца начинать будут: «взыщут смерти, и бежит от них», обымет их во-первых, печаль и воздыхание, что небесных лишилися благ, лицезрения Божия удалилися, и что вся сия благая ради маловременныя сласти потеряли. К печали той неизреченное чувств мучение придается: огнь окружающий и нестерпимо опаляющий вне и внутрь, страшная видению демонская лица... Тако мучимые грешницы еще горшее почувствуют мучение оттуду, что никакого утешения или ослабления своих болезней не будут иметь, и во веки веков непрестанно в таковом злополучии будут страдать, «огнь их не угасает, и червь не усыпает», глаголет Христос (1:42). Тогда начнется блаженная на небеси, пренеблагополучная и бедственная во аде вечность; тогда одни царствовать и веселиться без конца, другие бедствовать и страдать без конца будут (3:133). В жизни вечной одни в Царствии Небесном будут, другие в аду Якоже бо праведнии во царствии небесном без конца будут царствовать, и лицезрением Божиим утешаться, радоваться и веселиться, и со АНГЕЛАМИ святыми хвалить и петь Бога: тако грешнии во АДЕ будут без конца мучиться и страдать с диаволом и аггелами его злыми. Тогда «поищут они смерти», которой ныне убегают, «и бежит от них» ( Апок. 9, 6 ) (3:194).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

«По-видимому, вся нация собралась на истребление» 193 . В городе начался страшный голод, который вытравлял в жителях всякие человеческие чувства, заставляя жен отнимать кусок хлеба у мужей и детей 194 . Даже распространился по всему городу слух, что одна мать заколола и съела своего сына 195 . От скученности населения и голода открылись болезни, мор; многие поражались сумасшествием 196 . Все время возмущения и осады в городе неистовствовали раздоры партий, разбои шаек; предводители превосходили друг друга жестокостью. Римляне также были жестоки. Пленных иудеев распинали на крестах в таком множестве, что недоставало ни для крестов места, ни для распинаемых крестов 197 . Во время взятия города кровь ручьями текла повсюду; слышны были лишь пронзительные крики тех, которые убивали, и тех, которые умирали, проклиная небо 198 . От Иерусалима, который видел Христа и не принял Его, и от храма, в котором Он учил, осталось лишь поле, покрытое мусором; все было разрушено и уничтожено огнем. Пощаженные смертью иудеи во множестве были проданы в рабство, разосланы по провинциям на тяжелые работы, во множестве гибли на празднествах победителя. Судьба еврейского народа освещается смыслом высших провиденциальных целей в послании к Римлянам. Во Христе Иисусе Господе нашем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, нам даровано спасение по вере в Него, в надежде славы сынов Божиих и вечной жизни ( Рим.1:3–4; 5:25;6:2223 ). К принятию сего спасения весь дохристианский мир приведен сознанием своей полной беспомощности. Языческий культурный мир есть мир безумных ( Рим.1:22 ), познавших свое безумие в рабстве страстям, в ужасах нравственной нечистоты. Иудеи, как единственный богоизбранный народ, имели пред язычниками то преимущество, что им вверено было слово Божие и дан был закон. Это было преимущество обоюдоострое, так что иудеи могли быть доведены и до более глубокого покаяния и, таким образом, наследовать славу Божию прежде язычников ( Рим.2:4,10 ), но они могли быть преданы и большему осуждению ( Рим.2:9 ), и даже их положение создавало для них совершенно своеобразную опасность ожесточения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Соч.: CPG, N 6995-7001; Analecta Sacra/Ed. J. B. Pitra. P., 1888. T. 5. P. 67-70; Zacharias Rhetor. Das Leben des Severus von Antiochien in syrischer Übers./Hrsg. J. Spanuth. Gött., 1893; Житие Петра Ивера, царевича-подвижника и епископа Маюмского, V века/Изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1896; The Syriac Chronicle Known as that of Zachariach of Mitylene/Ed. F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899 (англ. пер.); Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique/Ed. M.-A. Kugener//PO. T. 2. Fasc. 1, 3. P., 1903-1904, 2003r; Vitae viroum apud monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P., 1907. (CSCO; T. 25); Historia ecclesiastica Zachariae Rhetori vulgo adscripta/Ed. E. W. Brooks. P.; Louvain, 1919-1921, 1974r. 2 vol. (CSCO; T. 84. Pars 1-2); Ammonios/Ed. M. Miniti Colonna. Napoli, 1973. Р. 93-192. Лит.: Delmas M. Zacharie le Rhéteur d " après un ouvrage récent//EO. 1899. Vol. 3. P. 36-40; Kugener M. A. La compilation historique de Pseudo-Zacharie le Rhéteur//ROC. 1900. Vol. 5. P. 201-214, 461-480; idem. Observations sur la Vie de l " ascète Isaïe et sur les Vies de Pierre l " Ibérien et de Théodore d " Antinoé par Zacharie le Scholastique//BZ. 1900. Bd. 9. P. 464-470; Baumstark. Geschichte. S. 183-184; DTC. T. 8. P. 79-81; T. 14. P. 3676-3680; Pauly, Wissowa. Bd. 9. S. 2212-2216; Bardenhewer. Geschichte. 1924. Bd. 4. S. 112-116; Tatakis B. La philosophie Byzantine. P., 1949. P. 34-37; Vasiliev A. A. Justin the First. Camb. (Mass.), 1950. P. 24-25; Lang D. M. Peter the Iberian and his Biographers//JEcclH. 1951. Vol. 2. Р. 158-168; Honigmann E. Zacharias of Melitene: 536 AD//Patristic Studies. Vat., 1953. T. 21. P. 194-204; Colonna M. E. Zacaria Scolastico: Il suo Ammonio e il Teofrasto di Enea di Gaza//Annali d. Facoltà di Lettere e Filosofia dell " Università di Napoli. 1956. Vol. 6. P. 107-118; Altaner. Patrologie. S. 228; Merlan Ph. Ammonius Hermiae, Zacharias Scholasticus and Boethius//GRBS. 1968. Vol. 9. Р. 193-203; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 385-386; NCE. Vol. 14. P. 1107-1108; Allen P. Zachariah Scholasticus and the «Historia ecclesiastica» of Evagrius Scholasticus//JThSt. NS. 1980. Vol. 31. P. 471-488; Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz. Wiesbaden, 1982. Bd. 2. N 59. S. 267-268; DSAMDH. T. 7. P. 2083-2095; BBKL. Bd. 14. S. 303-307; RGG. Bd. 6. S. 1859-1860; Obertello L. Proclus, Ammonius of Hermias and Zachariah Scholasticus: The Search after Eternity and the Meaning of Creation//Divine Creation in Ancient, Medieval and Early Modern Thought. Leiden, 2007. P. 173-189.

http://pravenc.ru/text/182709.html

—20— возводит мысль созерцающего к некоему глубокому, непостижимому, неизреченному и вневременному рождению. Ведь это »бе« , неопределенно 191 употребленное, в каком месте может прекратиться, если ему свойственно всегда предварять последующую мысль 192 , – и там, где можно подумать, что оно имеет окончание свое, оно делает это окончание началом дальнейшего движения (мысли)? – Итак, » было Слово в начале», то есть как уже существующее в Начале 193 над всем и из Него, по природе имея владычнее достоинство. А если это истинно, то как уже может быть тварным или созданным? И туда, где есть это «бе», каким образом может проникнуть »не бе « 194 , – или какое может иметь наконец по отношению к Сыну место? Глава II . О том, что Сын, будучи и Богом и единосущным Отцу, в собственной существует ипостаси, – подобно же и Отец I . 1. И Слово бе к Богу Уже достаточно доказав, что невежественное мнение думающих вышесказанным образом отличается пустотою и удалено от истины, и посредством изречения: » в начале, бе Слово " преградив всякий доступ говорящим, что Сын есть из небытия, и всякое их в этом пустословие решительно разрушив, обращается теперь к другой сходственной и упор- —21— нейшей ереси. И подобно тому, как некий опытный и вместе терпеливый садовод с великим удовольствием предается трудам с киркой и, опоясанный по чреслам и облеченный в подобающие ему сельские одежды, употребляет все старание тому, чтобы представить вид сада свободным от неприятных терний, непрестанно уничтожает одно терние за другим и, постоянно обходя кругом, острым зубцом кирки подкапывает и исторгает ненужное растение: так и блаженный Иоанн, нося в уме своем живое и действенное и острейшее слово Божие ( Евр.4:12 ) и дальновидно и проницательно повсюду усматривая вредные поросли зла иномыслящих, едва не бегом устремляется на них и быстро вырубает их отовсюду, доставляя читателям сочинений его средство сохранять себя в правой вере. Заметь же опять мудрость Духоносца. В предшествующих словах он научил, что было Слово в начале, то есть в Боге и Отце, как говорили мы. Поскольку же он имел просвещенный взор ума и, надо думать, знал, что восстанут некие, кои по великому невежеству станут говорить, что один и тот же есть Отец и Сын, и только именами будут отличать Святую Троицу, не допуская существования в собственных (особых) ипостасях, так чтобы Отец действительно мыслился именно как Отец, а не как Сын, Сын же существовал опять также собственно (особо) как Сын, а не как Отец, что и есть в действительности: то необходимо должен был вооружиться и против сей ереси, как бы уже появившейся и воздвигнутой в то время, или же имеющей быть некогда, – и для истребления ее к словам: «в начале бе Слово» тот час же присоединяет: «и Слово бе к Богу», считая нужным везде употреблять это " бе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010