ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви 157-159 159-160 ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. 160-161 161-163 ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова 163-165 ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) 165-174 175-176 ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) 177-178 ЗИНОН мч. (пам. 22 авг.) - см. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские ЗИНОН мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. Африкан, Терентий, Максим, Помпий (Пуплий), Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских ЗИНОН мч. Керкирский - см. Неон, Зинон, Евсевий и Виталий, мученики Керкирские (пам. греч. 27, 28, 29 апр.) ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мученики Никомидийские 178-181 181-183 183-184 ЗИПАЛОВ Николай Егорович (1860/61 - после 1916), предприниматель, любитель церковного пения, издатель духовно-муз. сочинений ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист 184-185 185-186 ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России 186-192 192-193 193-194 194-196 «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/vol/xx.html

120 епископов, а также имп. Генрих III ( Gresser. 2006. S. 30-31). В 1057 г. Фридрих Лотарингский был избран на Папский престол (папа Римский Стефан IX(X) в 1057-1058); это позволило сторонникам преобразований рассчитывать на помощь маркграфа. Кард. Петр Дамиани хвалил епископа Флоренции за живой ум, образованность, целомудрие и щедрость к беднякам ( Petrus Damiani. Ep. 58//Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 194); по примеру Христа епископ ежедневно омывал ноги 12 нищим ( Idem. Ep. 110//Ibid. Bd. 3. S. 244-245). Проявляя заботу о материальном обеспечении приходских церквей (пьеве), еп. Герард закрепил за ними право на 1/4 десятины и 1/2 имущества, завещанного Церкви, а также на «первые плоды» и добровольные пожертвования. Епископ способствовал формированию при церквах общин каноников (см.: Violante. 1971/1972; Idem. 1977). В 1050 г. по просьбе еп. Герарда папа Лев IX подтвердил имущественные права флорентийского соборного капитула (Le carte. 1938. P. 141-150). Избрание на Папский престол Папа Римский Стефан IX(X) скончался 29 марта 1058 г. во Флоренции. Незадолго до его кончины по настоянию понтифика кардиналы, рим. духовенство и народ поклялись, что они не приступят к избранию его преемника в отсутствие субдиак. Хильдебранда (папа Римский Григорий VII в 1073-1085), который в то время находился с миссией в Германии ( Petrus Damiani. Ep. 58//Die Briefe. 1983-1993. Bd. 2. S. 193-194). Однако представители рим. знати во главе с Григорием, гр. Тускула, Герардом, гр. Галерии, и Октавианом Кресценцием воспользовались отсутствием Хильдебранда, чтобы лишить сторонников церковной реформы контроля над Папским престолом. Они провозгласили папой Римским Иоанна, кард.-еп. Веллетри, получившего имя Бенедикт X (5 апр. 1058; см.: Capitani O. Benedetto X, antipapa//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 68-71; Stroll. 2012. P. 69-82). Сторонники реформы во главе с Петром Дамиани, кард.-еп. Остии, отказались принять участие в интронизации Бенедикта X и бежали из города. Узнав о кончине папы Римского, Хильдебранд вернулся из Германии; к 16 мая он прибыл в Тоскану и встретился с маркгр.

http://pravenc.ru/text/2566080.html

Ф. 379. 19: Духовная музыка (для смеш. хора в перелож. для фортепиано). 1834. Ч. 1; 5 песнопений//Там же. Приб.; концерты для 4-х гол. смеш. хора (партитуры) [в т. ч. «Отврати очи мои, еже не видети суеты», «Путь неправды отстави от мене», «Нищ есмь аз», «Благо мне, яко смирил мя еси», «Скорьби сердца моего»]//Там же. 20: «Посл. соч. иером. Виктора». 1836; концерты для 4-х гол. смеш. хора (партитуры) [в т. ч. «Бог отмщений» (1834) (на 8 гол.), «Бог сый мира, Отец щедрот» (1838); «Тебе оставлен есть нищий» (1839), «На Синайстей горе», «Да не потопит мене буря водная», «Овча есмь словеснаго стада Твоего», «Яко пленных свободитель» (вмч. Георгию Победоносцу) (1839), «Царю небесный» (1840), «Благослови, душе моя, Господа» (1843)]//Там же. 21. Изд.: «В молитвах неусыпающую», «С вышних призирая» (симон. напева, для 2 гол. и баса)//Избр. песнопения Православной Церкви/Сост. В. М. Орлов. СПб., 1897; «Душе моя» (для 2 теноров и 2 басов)//Сб. духовно-муз. песнопений. СПб., 1912. Вып. 2: Из Постной Триоди; «Милость мира»//Церковно-певч. сб. СПб., 1901. Т. 2. Ч. 2; «Приидите, последнее целование»//На Литургии: Сб. духовно-муз. произведений для муж. голосов/Аранж. и ред. Е. С. Азеева. Пг., 1914. Вып. 8.; «Милость мира» (симоновская, 1, 2), «Утоли болезни»//Ист. хрестоматия церк. пения/Сост. М. А. Лисицын. СПб., 1902; «Под Твою милость». СПб., б. г. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 420. Оп. 1. 270: Ведомость Моск. ставропигиального 1-кл. Симонова мон-ря о монашествующих за 1832 г. Л. 3-4; РГАДА. Ф. 1183 (Моск. контора Синода). Оп. 5. 545: Реестр входящих бумаг за 1839 г. Л. 34-38; 546: Реестр исходящих бумаг за 1839 г. Л. 45-47; Ф. 1188 (Данилов мон-рь). Оп. 1. 506: Ведомость о настоятеле, монашествующих и послушниках Московского 3-кл. Данилова мон-ря за 1847 г. Л. 59 об.- 60 об. Лит.: Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1867-1869. С. 193-194, 239; И. А. К. Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, и основанный им Симонов мон-рь//ПрибЦВед. 1894. 31. С. 1051-1057; Преображенский А. В. Словарь рус. церковного пения. М., 1896. С. 155-156; Всеславинский Н. Деятели в области теории и практики рус. церковного пения. М., 1899. С. 35-36; Митропольский А. , свящ. Виктор//ПБЭ. Т. 3. Стб. 475-477; Лисицын. Обзор. С. 188; Гарднер. Богослужебное пение. Т. 2. С. 317-319; Смоленский С. В. Обзор Ист. концертов Синодального уч-ща церковного пения в 1895 году//РДМДВ. Т. 2. Кн. 1. С. 204-206, passim. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/158542.html

В неофиц. отделе печатались поучения и проповеди местного духовенства (в т. ч. протоиереев Василия Розалиева и Василия Стрепетова, архим. Тихона (Троицкого-Донебина; впосл. архиепископ), священников Максима Прозоровского, Феодора Хорошунова и др.; в 1880 г. отдельным приложением были напечатаны «Катехизические поучения на Символ веры» свящ. Емельяна Окиншевича), статьи и заметки по миссионерству, законоучительству, истории епархии и христианства на Кавказе, краеведению, практические заметки по богослужебным и каноническим вопросам, некрологи и объявления. Также здесь приводились сведения о деятельности миссионерского братства во имя ап. Андрея Первозванного, в т. ч. ежегодные отчеты или обширные выписки из отчетов, протоколы совета и списки членов братства, назидательные материалы из др. журналов, в т. ч. иностранных (напр., «Правдивый взгляд протестантского журнала на странное совмещение в Англии христианства с туркофильством» - 1878. 9. С. 331-333). Из рукописей первого Кавказского еп. Иеремии (Соловьёва) , хранившихся в б-ке ДС, были опубликованы «Исторические сведения о св. храмах г. Ставрополя» (1873. 8. С. 265-269), «Некоторые опыты утешительного для сердец христианских расположения татар и калмыков к священнослужителям веры христианской» (1874. 12. С. 397-401; 13. С. 424-428), «Автобиография» (1885. 1. С. 16-29), «Пребывание армянского католикоса Нерсеса в Ставрополе в 1845 г.» (1885. 18. С. 720-725), мелкие заметки и письма (1873. 1. С. 23-26; 6. С. 193-194 и др.). Большинство публикаций миссионерской тематики посвящено русским мистическим и рационалистическим сектам: «Мат-лы для изучения секты шалопутов» (1873. 23. С. 752-764; 24. С. 794-800; 1874. 1. С. 42-47; 2. С. 62-70; 4. С. 122-127; 5. С. 158-168; 6. С. 197-200; 8. С. 259-264; 9. С. 287-289; 1875. 3. С. 95-100; 5. С. 168-175; 16. С. 523-526; 1877. 18. С. 624-629), «О мерах противодействия распространению шалопутской секты» (1874. 22. С. 722-730; 23. С. 766-774; 1875. 2. С. 68-73), «Учение и обряды хлыстов, или иначе шалопутов, по показаниям, данным на суде» (1881.

http://pravenc.ru/text/1319756.html

Греческая надпись в верхней части иконы указывает на ее содержание: «Святой Иоанн Предтеча». Имя иконописца написано в правом нижнем углу: «Власий священник». Налево от святого надпись, гласящая: «Моление раба Божия Анании иеромонаха 1750». Эта греческая икона была написана, вероятно, на Афоне в середине XVIII в. Она верна иконописному канону. Архангел Михаил Мир небесных сил, которые Бог Отец создал Словом и освятил Духом Святым, по природе своей превыше земного мира. Вид ангела для человека нестерпим (см.: Дан.8:17–18; 10:5–7 ). Литургические тексты именуют ангелов «страшными», «ужасными». «Яко огнь, и пламень, и свет, Безплотныя сущия, от вещественныя тли умом восперяеми, бренными устнами невещественныя со страхом песньми да почтим» 192 . Живущие в славе «Триединого Солнца», ангельские духи суть обоженые твари, носители нетварной благодати, носители «невещественного огня», «Троицы свет вторый» 193 . Они несут в мир «огнь неприступнаго Божества», «трисвятую песнь пламенными устнами непрестанно поете: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, слава Тебе» 194 . Однако, несмотря на великолепие их природы, от ангелов остается сокрыто «домостроительство тайны» вочеловечения Сына Божия; они могут узнать о ней только через Церковь (см.: Еф.3:9–11 ; 1Пет.1:12 ). Вознесшись превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства ( Еф.1:21 ), Богочеловек, обожив воспринятое Им человеческое естество, «едину Церковь совершивша ангелом и человеком» 195 . Так Боговоплощение изменило космический порядок: Приснодева, «огненных слуг Огнь родивши, явилася еси Всенепорочная, и твари всякия перводельне, Пречистая Дево преимущая» 196 , становится первой из тварей причастной Божеству; «невещественных воинств преимущая Отроковице, и чины небесныя превосходящая Едина, достойную похвалу от них приемлеши…» 197 Мы знаем об ангелах главным образом из того служения, которое они исполняют по отношению к земному миру. Как «служебные духи», они посылаются за хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 ). Отсюда и название γγελος, т. е. вестник, посылающийся, чтобы возвестить волю Божию или исполнить ее. В соответствии со своим служением небесные силы составляют известную иерархию, степени которой отчасти названы в Священном Писании, систематически же изложены в труде Псевдо-Дионисия «О небесной иерархии» 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

КРЯШЕНЫ (крещены, керэшены, крещеные татары), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар на территории РФ 153-178 178-180 180-181 182-183 183-186 КСЕНИЯ Семеновна Петрухина (1897 - 20.03.1938), послушница, прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КСЕНИЯ (Черлина-Браиловская Евдокия Федоровна; 24.01.1881 - 15.09.1937), прмц. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 186-187 186-187 КСЕНИЯ Михайловна Радунь (1875-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ Петербургская (1720/25 (?)-1791/96 (?)), блж. (пам. 24 янв. и 24 мая и в Соборе Санкт-Петербургских святых) 187-193 КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 194-196 181-182 196-204 КСЕНОФОНТ (XIV/XV в. (?)), прп. (пам. 28 июня, 26 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 204-206 КСЕНОФОНТ Тутанский (XIV в. (?)), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 206-207 КСЕНОФОНТ Ксенофонт (Бондаренко Константин Андреевич; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 207-208 209-219 КСЕНОФОНТ, МАРИЯ, АРКАДИЙ И ИОАНН (VI в. (?)), преподобные К-польские и Палестинские (пам. 26 янв., в 4-ю Неделю Великого поста) 208-209 КСЕНЬЯ группа мон-рей, принадлежат Димитриадской и Алмирской митрополии Элладской Православной Церкви 219-220 220-229 229-230 КТИТОР лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства 230-231 231-235 235-241 241-244 242-244 244-248 248-251 251-260 КУДУМАС муж. общежительный мон-рь Гортинской и Аркадийской митрополии Критской Православной Церкви 260-261 261-262 262-263 КУЗА Александру Йоан (1820-1873), 1-й господарь Румынии (24 янв. (5 февр.) 1859 - 11(23) февр. 1866)

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

В переводе семидесяти толковников «ипостась» используется примерно в 20 случаях для передачи двенадцати древнееврейских слов. Поскольку, как полагают, редакционная работа над Септуагинтой продолжалась с III в. до P. X. по I в. по P. X., то, следо- —193— вательно, греческий текст Священного Писания Ветхого Завета отражает историю интересующей нас семантики на протяжении четырёх–пяти столетий. Этот текст служил греческим отцам отправным пунктом при уточнении употребляемых ими понятий. Отметим важнейшие случаи. В псалмах царя Давида: «Положил еси дни моя, состав мой, яко ничто же пред Тобою» ( Пс.38:6 ). πστασις можно здесь переводить и как «моё существование», т. е. время, в которое я существую. В книге святого пророка Иезекииля Господь повелевает пророку описать открытый ему в видении храм: «покажи им... уставы (πστασιν) [храма]» ( Иез.43:11 ). По контексту подразумеваются основания в прямом и переносном смысле: то, на чём храм покоится физически (фундамент, опоры), и его духовные основы (уставы, заповеди, Закон). В книге Премудрости Соломона говорится: «Свойство пищи (син. пер., в LXX πστασις) Твоей показывала Твою любовь к детям» ( Прем.16:21 ). Этот случай истолковывают в смысле «сущности», «существа» 663 . В Священном Писании Нового Завета особое значение имели для древне-церковного богословия слова апостола Павла об Иисусе Христе: «Иже Сый сияние славы и образ ипостаси Его» —194— ( Евр.1:3 ), т. е. Бога Отца. Согласно святому Афанасию ипостась означает здесь существо Божие, Божественную природу, однако святой Василий Великий видит прямое указание на толкование слова «ипостась» в триадологическом значении лица или самостоятельного личного бытия 664 , что подтверждалось историей развития семантики термина в среднестоической философии. Словоупотребление остальных новозаветных текстов как будто вполне согласно с общим греческим языком первого столетия. Здесь «ипостась» означает «уверенность» ( 2Кор.9:4 ), «отважность» ( 2Кор.11:17 ), «жизнь» ( Евр.3:14 : «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь [τν ρχν τς ποστσεως] 665 твёрдо сохраним до конца»), «осуществление» ( Евр.11:1 : «Вера же есть осуществление ожидаемого [λπιζομνων πστασις] 666 »). 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ваш Александр 192 . Телеграф 28 в Гл. ст. из Петергофа. Принята с аппарата No 62/604 со станции Птргф. 26/V 1882 г. Принял Буцевич ТЕЛЕГРАММА No 368. Подана 26/V 11 ч. 25 м. пополун. Прошу Бас приехать ко мне завтра, четверг, в 11 1 / 4 часов утра Александр 193 . Телеграф 11 в Пбг. Гл. ст. из Петергофа. Принята с аппарата No 63/604 со станции Птргф. 2/VI 1882 г. Принял Длиев ТЕЛЕГРАММА No 418. Подана 2/VI 8 ч. пополун. Благодарю сердечно. Радость огромная. Счастлив. Александр. 194 . Телеграф в Орнб. из Петергофа. Принята с аппарата No 27/502 со станции Пбг. 19/VIII 1882 г. Принял..... ТЕЛЕГРАММА No 983. Подана 19/VIII 9 ч. 56 м. пополун. Приезжайте завтра в 1 час к завтраку Александр. 195 . Вы получите от Танеева 800 р. на просимое Вами дело. Чирикова мне не удалось видеть тот раз, не было времени. Пришлите его в понедельник в 12 ч. 4 сентября 1882 г. А. 196 . Прочтите эти два замечательных письма В. А. Жуковского к покойному батюшке. Я уверен, что с тем же удовольствием и с тем же чувством прочтете их, как и я. Конечно, письмо от 30 августа 1843 г., из Берлина, в особенности, замечательно именно тем, что оно от Жуковского, личности столь честной, правдивой и светлой. Тогда подобные личности были не редки, а теперь это огромная редкость, а пожалуй и есть, да из ложного стыда скрываются. По прочтении верните мне письма обратно. А. 197 . 500 р. получите от Танеева, я ему написал. Можете ли заехать ко мне завтра в 12 ч., давно не видались, и есть о чем переговорить. А. 8 декабря 1882 г. 198 . 14 дек. 1882 г. Гатчино. Очень благодарен за сообщенные сведения о. Добровольном Флоте, судьбой которого я очень интересуюсь. На счет названия нового парохода «Кострома» я ничего не имею; имя совершенно подходящее и русское. Очень рад за бедного Чирикова, что ему дают новый пароход. Непременно поддержу ваше ходатайство у министра финансов о ссуде в 500.000 р., которую, впрочем, я уверен, Бунге не затруднится дать. Ваш Александр. 199 . 18 дек. 1882 г. Гатчина. Вопрос о закавказском транзите действительно-весьма важен и меня очень занимает. На днях собирается большая комиссия под председательством в. кн. Михаила Николаевича, в которую входят: министры финансов, государственных имуществ, путей сообщений, Сольский, Ермаков, Обручев, Гейтерн, гр. Баранов, кн. Дондуков-Корсаков, гр. Лорис-Меликов, Старицкий и еще несколько лиц. Дело далеко еще не решенное, н весьма будет интересно знать, к какому результату еще придет совещание. Я почти уверен, что большинство будет против транзита.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В г. Москве, в Бибиреве, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II строится новый большой храм во имя собора Московских святых, рассчитанный на несколько тысяч прихожан. Храм крупных спонсоров не имеет. Мы обращаемся к простым русским людям, которым небезразличны судьбы Православия в нашем Отечестве. Если этот храм сегодня не очень нужен Вам, примите участие в его строительстве ради Ваших детей и внуков. Храмоздатели хотели бы, чтобы он был построен на честные народные деньги. Желающие помочь в этом святом деле могут перечислять пожертвования по следующим реквизитам: ИНН 7715130579, КПП 771501001 Приход храма прп. Сергия в Бибиреве, гор. Москвы, р/сч. 40703810500800022102 в ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК» г. Москва, БИК 044525243, к/сч. 30101810000000000243. В графе «назначение платежа» просим указать следующее: Пожертвование на строительство храма во имя собора Московских святых в Бибиреве. Сумма .... НДС не облагается. С благодарностью примем другие виды пожертвований, в т.ч. строительными материалами и продуктами, по адресу: 129272 Москва, ул. Советской Армии, д. 12, стр.1 и 2. Спросить старосту или настоятеля. Тел.: (495) 689–24–75, 689–23–09, 689–32–05. E-mail: lazarevskoe@mail.ru Также можно присылать почтовые переводы по вышеуказанному адресу на имя Рыбко Ю.И. Имена всех жертвователей будут поминаться за Божественной Литургией. Приглашаем всех желающих посетить богослужения в храме прп. Сергия Радонежского в Бибиреве. Храм открыт ежедневно с 800 до 2000. Божественная Литургия совершается ежедневно в 800, по двунадесятым и великим праздникам две Литургии: в б30 и 930. Вечернее богослужение ежедневно в 1700. В воскресенье вечером совершается вечерня с акафистом прп. Сергию Радонежскому. Адрес: ул. Костромская, 7. Проезд: м. Бибирево. Тел: (495) 689–24–75. 193 Фамильные бумаги князей Ширинских-Шихматовых. Читать далее Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского/Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

В июне 1844 г. И. возвратился в Грузию, 15 дек. был назначен «чиновником за прокурорский стол» в Грузино-Имеретинскую синодальную контору , где прослужил до июля 1857 г., затем по его просьбе был переведен в гражданское ведомство, в канцелярию наместника Кавказа чиновником особых поручений 5-го класса, где проработал вплоть до кончины. Способности и трудолюбие И. были хорошо известны высшим гражданским властям Грузии, и в нач. 1845 г. главноуправляющий Грузией А. И. Нейдгарт назначил И. редактором газеты «Закавказский вестник» (до нач. 1856) ( Барамидзе, Ватеишвили. 1978. С. 49). Церковная история и археология, описание мон-рей, храмов, святынь ГПЦ, жизнеописание груз. святых стали основной темой исследования И. Он активно публиковал статьи в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата», в журналах «Кавказ», «Закавказский вестник», «Кавказский календарь», «Цискари» (Заря), «Кавказская жизнь». Написал очерки о просветительнице Грузии св. Нине, о мч. Бидзине Чолокашвили, об Иерусалимском патриархе Досифее и отношениях ГПЦ с восточными Поместными Церквами, о мон-рях Шиомгвиме , Гелати , Икорта , Кабенском и др., о документах Руставской епархии, о горе Мтацминда, где подвизался прп. Давид Гареджийский, о святынях Самеба и Алеви и др.; сочинения, посвященные груз. этнографии (о груз. календаре, летосчислении, праздновании грузинами новолетия и др.), археологии (о находках в Кахети, о Дербентских «железных вратах» в Имерети и др.) и истории (о кн. Георгии Саакадзе, о правлении груз. царей-мусульман и др.); путевые заметки из поездок по Гурии, по Пшави, по Жинвали, по груз. городам, составил описание увиденного от Тифлиса до Ахталы и от Тифлиса до Мцхеты. Большинство этих сочинений И. были изданы отдельными оттисками, как и путевые записки по Кахети и Дагестану, описания городов Тифлиса и Душета, сочинение о творчестве Шота Руставели. И. одним из первых поставил перед собой цель изучить груз. книги и рукописи, хранящиеся в принадлежавших ранее грузинам мон-рях в Иерусалиме и на Афоне, о чем он писал еще в 1838 г. в письме Броссе. 30 дек. 1848 г. И. подал рапорт на имя наместника на Кавказе гр. М. С. Воронцова о разрешении выехать на Афон. И. сообщал, что в 1842 г. ему удалось от одного из груз. монахов, подвизавшихся в Иверском мон-ре (Ивироне) (Н. Махатадзе полагает, что речь идет об «Афонском каталоге» прп. Илариона Грузина (Канчавели)), получить опись «одной только малой части (грузинских.- Авт.) книг» и что он готов «исполнить вековое желание занимавшихся историей Грузии обозреть эту сокровищницу грузинской литературы» ( Махатадзе. 1964. С. 193-194). 12 февр. 1849 г. Воронцов получил распоряжение имп. Николая I разрешить И. поездку на Афон (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 12751. Л. 2).

http://pravenc.ru/text/578390.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010