Нам удалось обнаружить несколько экземпляров книг из библиотеки В.Г. Дружинина в подсобной библиотеке НИОР и в собрании НИОРК. Поиск книг из библиотеки В.Г. Дружинина возможен благодаря экслибрисам, которыми владелец, на наше счастье, снабдил часть своих книг 191 . На настоящее время известны пять штампов его библиотеки (См. рис. 2 в статье Е. З. Панченко в данном сборнике). В Отделе рукописей обнаружено 3 тома J. Р. Migne. Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca 192 , два из которых (т. 143 и 144) имеют круглый владельческий штамп В.Г. Дружинина Третий том 137) без каких-либо владельческих штампов, но имеет аналогичные карандашные пометы (курсив «РМ (вероятно: Patrologiae Migne) – 955» 193 ) (рис. 1) на титуле и поступил в подсобную библиотеку Отдела рукописей по одному акту 21/4 от 10.03.1964 с другими двумя томами из Сектора обменного фонда БАН. Книги были найдены по аналогии с имеющимся одним томом из этого издания в Библиотеке СПбДА 194 . На настоящий момент подсобная библиотека не просмотрена полностью de vizu. Поиск ведется по карточкам топографического каталога подсобной библиотеки НИОР, так как благодаря инициативе гл. библиотекаря НИОР Л. Б. Беловой в них была внесена информация об имеющихся на экземплярах книг подсобной библиотеки НИОР экслибрисах. Пока (просмотрено более 3/ 4 фонда) больше книг В.Г. Дружинина не выявлено. Кроме книг из библиотеки самого Дружинина в фонде подсобной библиотеки НИОР хранится несколько книг со штампом самой Археографической комиссии и Биб-ки Историко-Археографического института, т. е. тех хранилищ, где располагалась в свое время значительная часть библиотеки В.Г. Дружинина . В НИОРК выявлено 4 книги из библиотеки Дружинина 195 : 1. «Историческое известие о возникшей в Польше унии». М., Синодальная библиотека. 1805. Круглый штамп Дружинина и 2 штампа «Отдельного особого фонда» Библиотеки АН СССР. На форзацном листе у задней крышки переплета более ранняя владельческая запись: «Сия книга принадлежит тульскому оружейнику». 2. Пансалвин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Наш курс по Академии был четырнадцатый (13-го августа 1855 г.) 188 . Наш приемный экзамен продолжался недели две, за 1-е сентября; мы написали три экспромта, отвечали по философии и богословию. Вот все кончилось, и мы с трепетом ожидали решения своей судьбы. Вот и решение сделалось известным: некоторым любителям просвещения надо было воротиться на милую родину, а мы остались в Академии, чтобы, наконец, узнать и убедиться, что для того, чтобы быть умным, не надобно непременно говорить умно, а только не надо говорить глупостей, или говорить их как можно меньше. Все равно и для того, чтобы получить репутацию доброго человека, часто не надо делать добра, а только не надо делать положительного зла. И этого довольно по условиям настоящего времени. Я не знал, каким по числу меня приняли; только, кажется, не ниже 15-го, потому что некоторые говорили, что 12-м, некоторые 9-м. Довольно и того. Вот началось и ученье, начались лекции. Вот предметы и преподаватели нашего младшего курса; Феодор Александрович Голубинский читал нам метафизику и историю древней философии; Матвей Иванович Салмин 189 логику и историю новой философии; Иван Иларионович Космин 190 , а после него Платон Иванович Капустин 191 , – психологию и нравственную философию; Егор Васильевич Амфитеатров – словесность во всем объеме, т.е. эстетику, прозу, поэзию, литературу; Иван Алексеевич Смирнов-Платонов 192 – всеобщую и русскую историю. Кто слушал историю, тот в наше время не слушал математики, и наоборот. Теперь не так: теперь все слушают все. Математику читал всегда Петр Спиридонович Делицын; физику – Александр Сергеевич Терновский (переведенный из Вифании) 193 , а после него Платон Иван. Капустин. Немецкий язык читал Феодор Александрович; французский Петр Спиридонович; греческий Василий Сергеевич Соколов (свящ. у Мартына Исповедника) 194 . Бакалавр иером. Агафангел) читал Св. Писание. Феодор Александрович был главой наставников, столпом Академии и патриархом философов. Он сам был воспитанником Академии 1-го курса, и все ректора и профессора были его ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует иметь в виду, что в период «золотого века патристики» (IV – V вв.) 192 христологическое учение Св. Отцов, хотя и было вскрыто с глубочайшей силой и православной интуицией, 193 но оставляло еще много, так сказать, «сырого материала». Поэтому последующей традиции святоочеческого богословия, в смутное время, так называемого «темного века» (пост-Халкидон) 194 патристики, легло на плечи трудное дело защищать православие Отцов, от его искажения в нетрадиционных движениях (монофиситство, моноэнергзм и проч.). Особенно остро и болезненно для Церкви был спор о волях во Христе. Проблема двух воль во Христе ставила два существенных вопроса, представляющих собой апорию для человеческого разума. Первый вопрос можно сформулировать следующим образом: 1) Если во Христе две воли а) божественная и б) человеческая, то этим вносится сложность в воплотившуюся Ипостась Слова, и неминуемо приводит к конфликту обоих волений между собой. 195 Другая важная предпосылка монофелитов состояло в следующем аргументе: 2) Если во Христе была человеческая воля, то какая: была ли это воля, которую имел первозданный Адам, до падения, или приобретенная в опыте греха? Если первое, то какой смысл воплощения, ибо спасение нужно тем, кто пал и повредился волей. Если же Христос принял волю падшего человека, то как же говорит Писание, что он не знал греха? На оба вопроса св. Максим ответил, раскрыв во всей полноте учение о двух волях во Христе. Кратко аргументы Максима можно выстроить в следующей схеме: 1) Воля естественный предикат природы, следовательно, если мы исповедуем две природы во Христе, то должны исповедовать и две воли; 2) человеческая природная воля Спасителя не может противиться Его природной божественной воли, т.к. Ипостась Слова восприняла в Себя природу и волю человеческую, добровольно подчинив Себя всей тяжести и «тесноте» человеческого существования. Именно Слово воспринимает человека, а не наоборот, следовательно Слово, допускает в Свое Лице человеческую природу и прирожденную ей волю, по особому способу Божественного домостроительства. Слово вочеловечившись, живет, волит, действует, как человек, испытывает прирожденные природе действия воли, но не по необходимости (как вся прочая тварь), но «домостроительно», добровольно. Необходимость, свойственна человеческим личностям, но Спаситель явил себя человеком в Своем Божественном Лице, в Своей Ипостаси. Поэтому его способ человеческого существования отличается от греховного способа существования падшего человека. Но при этом все предикаты человеческой природы (воля, энергия) сохраняются, что гарантирует ее полноту; 3) Так как «домостроительное» воплощение Слова отличается от греховного способа существования падшего человечества, у которого воля делиться на природную и гномическую, то Слово имеющее природную волю божественную и природную волю человеческую, но не имеющее приложившейся, вследствие греха, гномической, в Своем человечестве, воистину не знало греха.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В виду вышеизложенного можно до известной степени этот путеводитель отнести ко второй половине XV века. Четвертое описание (стр. 39–40, р. п. 177–178) озаглавлено: αφμβ´. Σημδια το γου Τφου – „1542 г. Заметка о Святом Гробе». Подлинник описания находится в Иерусалимской Святогробской библиотеке, собрания Св. Саввы, в рукописи 81 16 . Текст помещенный в самом начале рукописи лист. 1–8, несмотря на его краткость, мы нашли удобным разделить на 9 статей. Рукопись эта дает описание одного храма Воскресения, и как следует предполагать представляет подлинник, а не копию. Выставленный в начале год – 1542, вероятно, есть год написания как заметок о Святом гробе, так и всей рукописи, которая, как видно из приписки к ней, была написана Николаем Анагностом. Но был ли он автором этой заметки, мы с точностью сказать не можем. Пятое описание (стр. 41–54, р. п. 179–193) заключает в себе два письма известного протонотария Константинопольской патриархии Феодосия Зигомалы к Стефану Герлаху, пастору Германского посольства в Константинополе, который сообщил их Мартину Крузиусу, переписавшему их 17 . Первое письмо, заключающее описание Архипелага и берегов Средиземного моря до Яфы и Александрии было напечатано Леграном в его сочинении о братьях Зигомалах 18 , сделавшемся ныне библиографическою редкостью. Второе письмо, печатаемое ныне в первый раз, было любезно передано в наше распоряжение многоуважаемым профессором Василием Мистакиди, которому мы считаем долгом принести за это нашу глубокую благодарность. Это второе письмо заключает описание Синайской горы, сделанное скорее со слов синайских монахов или посетивших Св. гору, чем по собственным наблюдениям. Первое письмо написано, как следует предполагать, в конце 1576 или начале 1577 г., второе в марте 1578 г., по возвращении Зигомалы из путешествия. Шестое описание (стр. 55–118, 135–140, р. п. 194–241) заключает в себе стихотворный из 1947 пятнадцатистопных стихов проскинитарий не только по Святой Земле, но и по Синаю. Он озаглавлен: Προσκυνητριον περιχον τ π το Σωτρος μν τερατουργηθυτα θεοσημεα ν τ γ πλει ερουσαλμ κα τς τοποθσεις. – „Проскинитарий, содержащий все чудесныя знамения, явленныя Спасителем нашим в Святом граде Иерусалиме и описание местности» и далее на стр. 138: Διγησις περ το Σιν κα τς τοποθεσας κε – стр. 227.– „Разсказ о Святой горе Синае». По непростительному недосмотру нашему 144 стиха, между стихами 1284 и 1285, при печатании были пропущены; заметив это, когда уже весь греческий текст был напечатан, мы могли поместить пропущенное только в конце его (стр. 135–140). Искренно просим читателя простить нам этот недосмотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Несмотря на хорошее знание греческого языка, Евдокия допускала в своих поэмах некоторые грамматические и фразеологические ошибки, – конечно, с точки зрения классических норм. Стих ее в общем правилен, местами тяжел, но сохраняет основы античной метрики – соблюдает цезуру и избегает зияний; смешение долгих и кратких слогов встречается редко. О СВЯТОМ КИПРИАНЕ 192 ( II книга, 1–81 и 229–296) 193 Вы, кто глубокую веру в Христов приснопамятный подвиг Носите в сердце, на слезы горячие, мной пролитые, Ныне воззрите, чтоб ясно понять мою боль и страдание. Знаю, поймете вы все – говорю я лишь чистую правду. Вы же, кого веселит кумиров вид безобразный, Речи внимайте моей! Обличу я обман их и лживость. Жил ли еще хоть один человек, кто подобным нечестьем Был преисполнен, как я, кто демонам, грешник, предался, Спутником был постоянным, усердным при лживых кумирах, Все через них познавал и тайные силы их ведал? Да, это я, Киприан, который в младенчестве раннем Отдан был в дар Аполлону решеньем родительской воли. Видел малюткой еще я шумные оргии зверя, Змея–губителя. После, едва я достиг семилетья, Митре я был посвящен Фаэтону 194 и чтил его тайны. Жил я в ту пору на кручах великого града афинян, Став гражданином Афин, ибо это было угодно Тем, кто меня породил. А десятого года достигнув, Факел Део 195 разжигал и в блестящем шествии гибель Коры оплакивал я. Афине, на высях стоящей, Праздник змеиный свершал; а став служителем храма, В лес на Олимпе ушел. Ведь те, кто в незнанье коснеет, Домом блаженных богов называют эту вершину. Странные там услыхал я слова, и шумы, и гулы, Злаки узрел и деревьев стволы, изумленье рождавших; Демонам страшным и злобным они, казалось, служили. Оры 196 пред взором предстали, услышал я ветров беседу, Многих я дней вереницы узрел: через них посылает Лживые вымыслы нам беспощадная злобная сила. Духи вели предо мной хоровод, и ужасные песни Пели они и вступали в жестокие битвы Ареса, Хитрые козни ковали они, издевательства злые, Страх леденящий. И там же предстали многие сонмы

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что упорство не является частью мужества. В самом деле, согласно философу, «упорство связано с чувственными страданиями» 193 . Но они связаны с благоразумием [или умеренностью]. Следовательно, упорство является частью не мужества, а благоразумия. Возражение 2. Далее, любая часть нравственной добродетели связана с некоторыми из тех страстей, которые ослабляются этой добродетелью. Но упорство не подразумевает ослабления страстей – ведь чем сильнее страсти, тем более достойно разумно противиться им. Следовательно, похоже, что упорство является частью не нравственной добродетели, а совершенствующей разум рассудительности. Возражение 3. Далее, Августин говорит, что упорства лишиться нельзя, при том, что других добродетелей лишиться можно. Поэтому упорство превосходит все прочие добродетели. Но главная добродетель превосходит свою часть. Следовательно, упорство как таковое является главной добродетелью, а не частью [какой-либо] добродетели. Этому противоречит следующее: Туллий называет упорство частью мужества 194 . Отвечаю: как уже было сказано ( ΙΙ– Ι, 61, 3, 4), главной добродетелью является та, которой по преимуществу усваивается то, что более всего заслуживает похвалы за добродетель, поскольку она осуществляет свою деятельность в присущей ей материи в отношении того, что в ней является наиболее трудным. В связи с этим мы показали (123, 2), что мужество является главной добродетелью постольку, поскольку оно стойко переносит то, в отношении чего быть стойким труднее всего, а именно опасности смерти. Из этого с необходимостью следует, что всякая добродетель, которая заслуживает похвалы за твёрдое перенесение чего-то трудного, является присоединённой к мужеству как вторичная добродетель к главной. Но упорство заслуживает похвалы за стойкое перенесение трудностей, обусловленных отсрочкой исполнения добрых дел, каковые трудности уступают трудности перенесения опасности смерти. Поэтому упорство присоединено к мужеству как вторичная добродетель к главной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Тир сохранил у арабов свое библейское имя Сор или Сур; оно, по его могуществу, сделалось именем всей земли Сирии или Сории. Я въехал в Тир через песчаный перешеек, который не существовал прежде; это насыпь, которую сделал Александр Македонский при взятии Тира после многотрудной осады. В город въезжают через башенные ворота, при которых есть гарнизонная стража. Мы остановились в доме одного грека, знакомого моему Якубу. Окна моей комнаты были обращены к берегу твердой земли, на внутреннюю гавань. Вдали высился снежный Эрмон, а передо мною тянулись по морю перерываемые обвалами стены и башни внутренней гавани. По ее развалинам были раскинуты рыбачьи сети возле причаленных и полупотопленных лодок. Не умолкло раздающееся в веках слово пророческое: «Сия глаголет Адонаи Господь: Се аз на тя, Сор! и приведу на тя языки многи, яко же восходит море волнами своими. И обвалят стены Сора, и разорят столпы твоя, и развею прах его из него, и дам его в гладок камень. Сушение мрежей будет среде моря, яко Аз глаголах, – глаголет Адонаи Господь» ( Иез 26:3–6 ). Колоссальный Эрмон, блистающий с надоблачных высот снежною вершиною, есть без сомнения та гора Санир, о которой говорит тот же Пророк: «Кедр от Санира истесася тебе, и тонкие доски кипарисные от Ливана взяты Быша» ( Иез 27:5 )… Так как Тир называется арабами библейским именем Сур, то и гора эта называется ими, как финикиянами, Санин или Санир. Мы видим по свидетельству блаженного Иеронима, что тиряне в жаркие месяцы лета снабжали себя снегом с вершины Эрмона, а в книге Второзакония сказано ясно: «Финикиане прозывают Эрмон Саниором! Аморрей же, прозва его Саниром» ( Втор 3:9 ) 193 . Имя Эрмон, по толкованию, значит Анафема. Есть предание, основанное на Книге Бытия ( Быт 6:1–5 ) 194 , что на эту гору сходили сынове Божии к дщерям человеческим. Эрмон прилегал к Ливану ( Суд 3:3 ). 189 Renaldi Hadriani Palaestina ex monumentis veteribus illustrata. L. P. 2 tom. Tajecti Batavorum, 1714. 1021. 191 Renaldi Hadriani Palaestina ex monumentis veteribus illustrata. L. P. 2 tom. Tajecti Batavorum, 1714. 1063.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

10 июня в Москве открылось предсоборное совещание председательством Евдокима, которое вынесло решение о ликвидации института патриаршества. По данным сводки, составленной Тучковым по работе отделения в 1924 г. на съезде присутствовало " 156 попов, 83 епископа и 84 мирянина " . В этой же сводке указывалось, что на совещание было командировано 126 секретных осведомителей ГПУ, т.е. около 40% состава совещания. Период апреля - июля 1924 г. был чрезвычайно труден для Патриарха. ГПУ развернула мощеное наступление на Патриарха, которое велось по следующим основным направлениям: 1) массовые аресты епископата, верного Патриарху; 2) попытка введения Красницкого в Церковное Управление с целью раскола Церкви и компрометации Патриарха; 3) склонение Восточных Патриархов на сторону обновленчества, достижение международной изоляции Патриарха; 4) массовая кампания компрометации Патриарха в прессе. Однако Патриарх Тихон сумел выстоять, сохранить единство Церкви, сумел во многом разрушить эти планы. Bishop PHOTIUS. The 70-th Anniversary of the Pan-Orthodox Congress in Constantinople//Orthodox Life. 1. 1994. P. 42. РГАСПИ. Ф.89. Оп.4. Д.89. Л.12; Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С.189-190. РГАСПИ. Ф.89. Оп.4. Д.89. Л.13; Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С.190-191. РГАСПИ. Ф.89. Оп.4. Д.89. Л.14; Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С.193 -194. РГАСПИ. Ф.89. Оп.4. Д.89. Л.17; Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С.195-196. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. С. 773. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.13. Л.53; Опубл.: Следственное дело. С.377. ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.201. Дмитрий Сафонов 24/07/2003 Смотри также: Документы истории: 80 лет назад Св. Патриарх Тихон заложил принципы отношений Церкви и советского государства В последние месяцы жизни святителя Тихона против него готовился новый судебный процесс

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

Приложение 1 πλις, πλις, πλεων πασν κεφαλ! πλις, πλις, κντρον τν τεσσρων το κσμου μερν! πλις, πλις, Χριστιανν καχημα κα βαρβορων φανισμς! πλις, πλις, λλη παρδεισος, φυτευϑεσα πρς δυσμς, χουσα νδον φυτ παντοα βρϑοντα καρπος πνευματικος! Δοκας.     Царьград (βασιλς πλις, βασιλεουσα πλις, νασσα πλις, Regia urbs, urbium Regina) или Константин град (Константинополь, Κωνσταντινοπολις, Constantinopolis), как известно, лежит на полуострове, омываемом Пропонтидою (Белым или Мраморным морем), Воспором и Золотым рогом. «Царьград стоит на три угла,– говорит один из наших паломников: две стены от моря, а третья от западу приступа для ратных. В первом угле от Белаго моря создан Студийский монастырь; во втором угле создан св. Юрия монастырь, зовемый Монган: а сей бяше первое градец мал, зовемый Византия, напротив Скутаря; в третьем угле стоит церковь Влахерна» (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 62). Город расположен на семи холмах, от чего получил и название Седьмихолмного (πτλοφος, πτβουνος, septicollis). Говоря о местоположении Царьграда, другой наш паломник замечает, что в нем «от Софии рядом пошел холм, яко гребень, и тот гребень перещепывается долинами; а так стоят на том гребне семь холмов». И в другом месте: «седмь холмов видится от Галатской земли, или страны, а не от Белаго моря; а от Белаго моря кажется ровно, токмо в одном месте кабы разделилася единою низиною» (Там же, стр. 193, 194). Константин Великий , решившись сделать Царьград столицею Восточной Римской империи, украсил его ипподромом, оградил со всех сторон стенами и повелел называть его Вторым или Новым Римом (Δευτρα μη, Να μη). Подобно древнему Риму, весь город он разделил на XIV частей, которые назывались εγενες (=regiones), или τμματα, κλματα, τρμαι. При преемниках Константиновых Цареградские стены были несколько раз возобновляемы и распространяемы, а в стенах были устрояемы в разные времена ворота. На прилагаемом плане Царьграда, показаны холмы, части, ворота и некоторые из замечательных зданий и местностей города 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Начиная с XIII в. в рукописях хорошо представлен новый ряд из 12 ночных псалмов, не имеющий при себе соответствующего ряда из 12 дневных псалмов; к нему относится и Д. п. ч. согласно совр. богослужебным книгам. Возможно, новый ряд происходит из студийской практики; во всяком случае он хорошо известен по рукописям, связанным с послеиконоборческой студийской традицией. Уже в X в. прп. Симеон Благоговейный (Студит) рекомендовал включать 12 псалмов в состав келейной ночной молитвы («Аскетическое поучение», главы 24-25). В южноитал. студийском Типиконе Vat. gr. 1877, 1292 г., в конце великопостного великого повечерия предписано петь 12 псалмов, объединенных в 4 группы по 3 псалма (29, 30, 31; 34, 39, 40; 43, 60, 69; 70, 76, 139; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 875-876). В груз. Часослове студийского типа Hieros. S. Crucis. Iber. 127, XII-XV вв., выписано 6 ночных часов, в каждом из к-рых по 2 псалма (16, 26; 30, 31; 39, 40; 56, 70; 85, 117; 142, 144). Среди слав. студийских Часословов новый ряд есть в рукописях РНБ. Q. п. I. 57, XIII в.; Соф. 1052 и О. п. I. 2, XIV в., а также ЯМЗ. 15481, XIII в., в к-рой раздел с ночными часами оказался утрачен, тогда как дневной раздел содержит отдельные 3-псалмные службы 12 часов дня, выбор псалмов для них не совпадает с древним рядом дневных псалмов (но, согласно РНБ. Q. п. I. 57, совпадает с выбором псалмов на «почасиях») (см.: Слива. 1999. С. 99-106). Последование 12 ночных псалмов в слав. студийских Часословах озаглавлено как «великий мефимон» (т. е. великое повечерие; так в РНБ. Q. п. I. 57 и О. п. I. 2) или как «ночные часы» (так в РНБ. Соф. 1052 и ЯМЗ. 15481) и содержит перемежаемые дополнительными молитвословиями 4 трехпсалмия (псалмы: 26, 31, 56; 37, 38, 40; 69, 70, 76; 101, молитва Манассии , Пс 50), замыкающиеся вседневным славословием (см. ст. Великое славословие ), 5 тропарями на каждый из 8 гласов, молитвой св. Евстратия (нач.:        ), отпустительными тропарями и неск. молитвами (см.: Слива. 1998. С. 188, 193-194),- это последование в очень большой степени совпадает с печатаемым в совр. богослужебных книгах Д. п. ч.

http://pravenc.ru/text/двенадцати ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010