Заглавие Псалтири и Песней писано золотом, заставки над ними (при 1-й закладка) и начальные буквы кафизм – золотом и красками. После каждой кафизмы приложены покаянные тропари и молитвы; но как те, так и другие отличны от находящихся в нынешних изданиях Псалтыри. Впрочем из тропарей, коих обыкновенно полагается по три, средний по первой кафизме сходен с печат. 1-м по первой же кафизме. Половина молитв обращена к Иисусу Христу, именно: по каф. 1-й, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, и 19, а после остальных – к Божией Матери. Молитва по каф. 15 хотя с заглавием: к Господу нашему Ис. Христу, но написана Св. Духу, что ныне 3-я из вечерних – на сон грядущим. Последования в начале Псалмов и по совершении Псалмов те же, какие в печат. Псалтыри. К концу ркп. современным небрежным почерком приписаны два канона: л. 270. Пресв. Богородицы Благовещению, творение кир Феофана. л. 276. Ангелу хранителю, творение кир Иоанна Дамаскина . 50. (864.) Псалтырь, полууст. четкий, XVI века, в четверть, 237 листов, ветхая. В начале ркп. кудреватым современным почерком помещены след. статьи: л. 1. Иже в святых отца нашего Василия Великаго предисловие в начале псалмом. Нач. Всяко писание богодохновенно и полезно. л. 4. Иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаг о предисловие в начало Псалмом. Нач. Ничтоже лучше от еже всегда молитвою беседовати с Богом. л. 4 об. Сказание о Псалмах Давыдовых. Нач. Наченшу Давиду царствовати по Сауле. л. 7. Устав св. Отец Богом предан всем хотящим держати Псалтыри, в молчании живущим, иноком и бельцем богобоязненным. Тропарей и молитв, положенных под сим заглавием в печат. след. Псалтыри, здесь нет, а пред концом сего устава сказано: Аз же недостойный, худший и ленивый мних, слышав и видев сицевый Псалтырь написан греческим языком, сжаливси и помыслив свое неразумие, понеже (не) разумев добро греческы, ино пакы убояхся онаго лениваго раба, скрывшего талант и прикупа им не створша, и муку даную ему за то помянув и потщався Божиею благодатью, по силе изложих, елико мощь постиже, и предах вам истинным тружником, да вы и сотворите им прикуп. Сий же устав (т. е. в кельи прочитывать Псалтырь) пять дней да держится токмо, начинается в неделю вечер по навечерницы и в пяток до вечерии сканчивается. Предъид. статьи вместе с этой выпиской читаются в 2-м предисловии 85.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

3. В частности о классах или степенях небесной иерархии православная Церковь учит: Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять – на три чина. В первом чине находятся те, кто ближе к Богу, как-то: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во втором чине: Власти, Господства и Силы. В третьем: Ангелы, Архангелы, Начала» (Прав. исп. ч.1, отв. на вопр. 20). Такое разделение – а) Отчасти основывается на Св. Писании, по крайней мере, в том отношении, что в Свящ. книгах встречаются имена всех, исчисленных здесь, Чинов Ангельских, как-то: Херувимов ( Быт. 3:24 ), Серафимов ( Ис. 6:1–8 ), Сил ( Еф. 1:21 ; Рим. 8:38 ), Престолов, Начал, Господств, Властей ( Кол. 1:16 ; Еф . 1:21; 3:10 ), Архангелов ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 9 ) и Ангелов ( 1Пет. 3:22 ; Рим. 8:38 ), и более этих девяти имен Чинов Ангельских не упоминается. б) Но главным образом основывается на свящ. предании. И св. Дионисий Ареопагит производит это предание прямо из уст своего наставника, св. Апостола Павла, говоря: «всех Сил (Чинов) небесных Слово Божие нарекло раздельными именами девять, а наш Божественный священнонаставник разделил их на три тройственныя степени». Потом, такое же разделение Ангелов на девять Чинов, или, по крайней мере, исчисление именно девяти Чинов Ангельских, встречаем – в Постановлениях Апостольских, у св. Игнатия Богоносца , у св. Григория Богослова , у св. Иоанна Златоуста , еще яснее у св. Григория Двоеслова и св. Иоанна Дамаскина . § 46. Бог содействует Ангелам добрым Учение Церкви о содействии Божием Ангелам добрым можно видеть в следующих словах: «они (Чины Ангельские) поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших. Сии Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда так, что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, но по благодати Божией» (Прав. исповед. ч. I отв. на вопр. 20). То есть – I. Бог содействует уму Ангелов в его стремлениях к истине, сообщая ему просвещение и откровения от Себя. Эта мысль имеет для себя основания в тех местах Св. Писания, где говорится: а) что Ангелы обитают на небеси ( Мф. 22:30 ; Мк. 13:32 ), окружают престол Божий ( Ис. 6:2 ), и выну видят лице Отца небеснаго ( Мф. 18:10 ); след. непосредственно познают Бога, а в Нем и все вещи; б) что Бог есть свет духовный ( 1Ин. 1:5 ), свет вечный ( Ис. 60:19, 20 ); след. прежде и более всего освещают премирных духов, окружающих престол Его; наконец, в) что Бог нередко открывает Ангелам волю Свою и особенным образом или по особенным случаям, для сообщения ее людям ( Дан. 9:21, 26 ; Лк. 1:26–38 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

II. Так учили и Апостолы. Св. Павел выражает это в разных своих посланиях. Римлянам он дал такое наставление: глаголю благодатию, давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры (12, 3). Коринфянам писал: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ), и объяснил им, что это – именно Бог рекий из тмы свету возсияти, иже воссия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове ( 2Кор. 4, 6 ). Ефесеям выражает благожелание: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы его в нас верующих по действу державы крепости его (1, 17–19), присовокупляя: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар (2, 8). Филипписеям свидетельствовал:вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (1, 29); Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении (2, 13). Т. е. по словам учителя языков: а) веру и меру веры разделяет нам Бог ( Рим. 12, 3 ), так что она всецело есть дар Божий ( Еф. 2, 8 ; Фил. 1, 29 ); б) без благодати Духа Святого мы не можем даже назвать Иисуса Господом, и след. даже начать веровать в Него ( 1Кор. 12, 3 ), тем более, что и еже хотети Бог есть действуяй в нас ( Фил. 2, 13 ); в) Он производит в нас начало веры, даруя нам духа премудрости и откровения в познание его, просвещая очеса сердца нашего, яко уведети нам, кое есть упование звания его ( Еф. 1, 17. 18 ), или, что тоже, возсиявая с сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове ( 2Кор. 4, 6 ); – и г) вслед за тем, если мы соделываемся и пребываем верующими: то также по действу в нас державы крепости его ( Еф. 1, 19 ). В книге Деяний апостольских св. Лука повествует о некоей жене – Лидии, порфиропродательнице, что Господь отверзе ей сердце внимати глаголемым от Павла, вследствие чего она приняла проповедь Апостола, уверовала во Христа и крестилась ( Деян. 16, 15 ). След., кроме внешней проповеди евангелия, без которой невозможно уверовать в Господа Иисуса, необходимо еще внутреннее содействие Божие, которое бы предварительно отверзло сердце неверующего к принятию и уразумению проповеди, и так. образом послужило бы к самому началу и зарождению в нем веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Поэтому-то решение этого собора, утвержденное императорскою властью, называется τμος τς νσεως. Постановление состоит в след. Четвертый брак безусловно запрещается. Кто вступит в него вопреки запрещению, отлучается от церковного общения до расторжения незаконного брака. Третий брак дозволяется только в виде снисхождения людям молодым, имеющим от роду не более 30 лет, и при том бездетным, а в случай, если у них уже есть дети от прежних браков, то с наложением четырехлетней епитимии. Сорокалетнему человеку не имеющему детей допускается третий брак под условием пятилетней епитимии, а имеющему детей и 40 лет возраста совсем запрещается вступление в третий брак. (Leuncl. t. 103–109. Συν V. 4–10. Кормч. гл. 52.) Из других Синодальных постановлений по делам брачным следует упомянуть: 2) О постановления патриарха Сисиния (996–999) о том, что два брата не могут жениться на двоюродных сестрах (Leuncl. t. 197–203. Συν V. 11–19. Кормч. гл. 51.). Его же постановление о невенчании второбрачных. (Павлов, Синод. пост. патр. Сисиния о невенч. втор. Визант. Врем. т. II. стр. 152–159). 3) О постановлений патриарха Алексея (1025–1043) о запрещении брака в седьмой степени кровного бокового родства (Leuncl. t. 204. Συν V. 36. Кормч. гл. 51.), о невенчании второбрачных. (Павлов, там же стр. 154). 4) О постановлении патр. Михаила Керуллария (1043–1059) о том же и о браке в шестой степени свойства (Leuncl. t. 206–210. 263. 264. Συν V. 40–47). 5) О постановлениях патр. Иоанна Ксифилина 1066 и 1067 об обручении, в которых оно приравнивается браку (Leuncl. t. 211. 212. 214. Συν V. 51–54). 6) О постановлениях патр. Николая Грамматика 1902 г. о браках в шестой степени свойства (Leuncl. t. 215. 216. Συν V. 58–60). 7) О постановлении патр. Луки Хрисоверга 11 апр. 1166 г., запрещающем брак в седьмой степени кровного бокового родства (Leuncl. t. 217–220. Συν V. 95–98). 8) О постановлениях патр. Михаила Анхиала 1169–1177 о значении обручения и о свойстве от трех родов (Leuncl. t. 230–231. Συν V. 100.). 9) Иоанна Глики (1315–1320) три постановления о брачном разводе – по причине несогласия и продолжительного взаимного отчуждения супругов, по причине легкого поведения мужа и по причине незаконных действий и взаимного отвращения обручившихся (Miklosich et Muller. Acta et diplomat. I. 1–95. Migne. Patrol. graeca. t. 152. p. 1058). 10) О послании патриарха Григория VI 10 февр. 1839 года к Ионейскому правительству, в котором изгаляются действующие в восточной церкви правила относительно родства как препятствия к браку ( Συν V. 164–168). Из Синодальных постановлений, касающихся других предметов кроме брака, нужно упомянуть след: 1) Синодальное постановление патр. Алексея Студита (1025–1043) о ставленных пошлинах ( περ τς το κανονικο δοσεως). Συν V. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Прислушивайтесь вашим сердцем к тайному голосу Богоматерней любви к нам омертвелым: болезную, дóндеже вообразится или воскреснет в вас Сын мой, Христос.... Стяжите такое направление и расположение вашей веры сначала по отношению – хотя только к вашей сестре, к брату, к особенно близким вам людям. А главное, призывайте при этом Св. Духа, который один оживляет нашу веру и Сам ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными. Ужели чрез это не откроется душа к порождению в себе духа материнского человеколюбия и соболезнования о немощах и омертвении таких грешников, каков первый я? Божия Матерь сама уже начала открывать для сего вашу душу, как и душу единодушных с вами. Передайте и им сказанное здесь. Если любите Христа, то не можете не болеть душою, по благодати и духу пресвятой Богородицы, о всех подобных мне, в которых Христос точно мертв и погребен. 2. Перейдемте к другому празднику, следующему (как изволите видеть на св. иконе), за Рождеством пресвятой Богородицы. Это праздник Введения, Ее, трехлетней еще отроковицы, во храм. Нужно, чтобы тайна или сила и сего праздника раскрылась и воздействовала в невестах Христовых – наших душах, по слову псалма: приведутся Царю девы в след Ее ( Пс.44:5 ). В новом Иерусалиме, который и есть невеста Агнца, одетая в чистый и светлый виссон праведности святых ( Откр.19:7,8; 20:2 ), сам Господь Бог Вседержитель храм ему есть и Агнец ( Откр.20:22 ). Итак, будьте душою, как трехлетняя отроковица, и, с детскою простотою и небоязненностью веры, входите во святая святых ново-иерусалимского храма, по благодати и в след пресвятой Богородицы, – Как же это? Как проникнуть в это пренебесное святилище, каков сам Господь Бог Вседержитель и Агнец? – Бог Слово, единосущный Отцу и Св. Духу, для того и воплотился, и во плоти нисходил даже до смерти, как Агнец, заколенный за нас, – для того, говорю, чтобы чрез это открыть нашей вере (хотя бы мы и омертвели грехами) доступ в пренебесная святая святых. И смотрите, как для детской веры просто воспользоваться таким доступом: – Апостол сказал, что Бог Слово – Христос есть существенное сияние славы Отца ( Евр.1:3 ), и что никтоже может даже только рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор.12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

С 1903 г. в Благовещенской церкви служил сначала в сане дьякона, а затем и священника Евгений Степанович Марков. Он родился в 1882 г. в селе Власово Юхновского уезда Смоленской губернии. Окончил Вяземское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию. 9 июля 1932 г. отец Евгений был арестован Демидовским отделением ПП ОГПУ по Западной области. После ареста содержался в районном Доме заключения, затем переведен в Смолтрудколонию. Обвинялся по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Виновным себя не признал. 20 ноября 1932 г. священник Марков осужден на заключение в концлагерь сроком на 3 года условно (Архивная справка, составленная на основании: Архив УФСБ по Смоленской области. Арх. след. дело После суда отец Евгений был освобожден и продолжил служение в Благовещенском храме. 19 июля 1937 г. Марков был вторично арестован УГБ Демидовского РО НКВД. После ареста он содержался в местной тюрьме. Как и во время первого ареста, отец Евгений обвинялся по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Он вновь не признал себя виновным. Заседанием Тройки УГБ УНКВД Западной области от 29 октября 1937 г. Евгений Степанович Марков приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение 5 ноября 1937 г. в 17 часов. Где находится могила священника, сведений нет. 12 июня 1958 г. Постановлением Президиума Смоленского областного суда Е.С. Марков реабилитирован (Архивная справка, составленная на основании: Архив УФСБ по Смоленской области. Арх. след. дело Достоверными сведениями о том, в каком году была закрыта Благовещенская церковь, автор данной работы не располагает. Исходя из того, что перед Великой Отечественной войной на территории района не осталось действующих храмов, можно предположить, что церковь закрыли или после ареста священника Евгения Маркова в 1937 г., или непосредственно перед началом войны (как это произошло с Покровским храмом Демидова). Во время немецкой оккупации Благовещенская церковь была открыта для богослужений, а в 1944 г. зарегистрирована в Смолоблисполкоме (ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 3. Д. 4. Л. 1.). С тех пор храм остается действующим. Сейчас настоятелем церкви является священник Владимир Степанович Кукурчук.

http://sobory.ru/article/?object=08295

Тот же Св. Дееписатель повествует о поступке Апостола Павла в Ефесе с учениками, крестившимся во Иоанново крещение: слышавше же крестиишася во имя Господа Иисуса: и возложшу Павлу па ня руце, прииде Дух Святый на ня ( Деян.19:5–6 ). Крещение сих учеников во имя Господа Иисуса было совершено, как видно, самим Апостолом, и следственно ни в каком отношении не могло иметь нужды в каких либо дополнительных обрядах. Но Апостол Павел в след за сим крещением совершает над ними такое же действие, какое совершили над Самарянами Петр и Иоанн, действие сообщения Св. Духа. И в последствии времени Апостол писал к Ефесянам о сем действии; как отличном от крещения и имеющем свой особый предмет: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавленья ( Ефес.4:30 ). Избавлением в Писании называется крещение, по тайному действию; состоящему в избавлении от грехов ( Ефес.1:7 . Кол.2:12–13 . Евр.9:15 ). Но в день избавления, в день крещения, Ефесяне получили еще запечатление Духом Св. сообщенное им, как выше видели, чрез возложение рук Апостолом; действие отличное от крещения. Некоторые говорят, что наименованием Духа Святого, Которого прияли крещенные Самаряне и ученики крестившиеся во Иоанново крещение, означаются необычайные временные явления Св. Духа, открывавшиеся во времена Апостолов к славе имени Христова; и таким же образом думают объяснять слова Апостолов о помазании верующих Духом Святым. Мы не считаем нужным не соглашаться с тою мыслью, что Дух Святой, нисходивший на верующих во времена Апостольские, обнаруживался в необычайных дарах благодатных, каковы напр. были: дар необыкновенного уразумения тайн откровения, дар языков и проч. Но, следуя самому Слову Божию, ни как не можем допустить той мысли, чтобы действие Духа Святого, совершавшееся и, по учению Апостолов, совершающееся в верующих в след за действием крещения, означало только необыкновенные явления Духа Святого. Одно уже то, что Апостолы молились о ниспослании Духа Св. на всех крещенных Самарян, и все получили Духа Святого ( Деян.8:15–17 ), показывает, что Апостолы имели в виду не временное только необычайное явление Духа Святого; так как не было необходимости всем Самарянам получить необычайные дары Духа Святого, если бы даже и предполагали Апостолы, что дары сии нужны были для распространения веры между Самарянами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

Далее в ветхом завете находим указания или намеки, хотя недовольно ясные, и на троичность лиц в Боге. В этом отношении прежде всего обращает на себя внимание изображение Моисеем явления Божия Аврааму у дуба мамврийского. Указав на то замечательное в жизни Авраама обстоятельство, что явился ему Господь у дуба мамврийского, он к этому непосредственно присовокупляет: «Воззрев же очима своима виде, и се трие мужи стояху над ним» (против него) ( Быт.18:1,2 ). Значит, по мысли Моисея, образ явления Господня Аврааму заключается в том именно, что Господь предстал перед очами его в лицах трех мужей. Каждый, следовательно, из этих мужей, равно как и все вместе представляли собой Господа. Предполагать же, что только один из них был Господь, а другие два принадлежали к разряду служебных сотворенных тварей, Моисей не дает основания. По его изображению, все три мужа совершенно одинаково являют свое, отношение к Аврааму, и Авраам со своей стороны оказывает им одинаково благоговейное чествование ( Быт.18:2,3 ). Замеченная между ними та особенность, что под конец беседы один только из них обращался со своей речью к Аврааму ( Быт.18:10–15 ), ничего не говорит против их равенства по естеству и достоинству; потому что в начале и в продолжении беседования все они одинаково вели беседу с Авраамом ( Быт.18:5,9 ). Только в дальнейшем рассказе Моисеевом представляется довольно значительное недоумение относительно равенства вышеозначенных трех мужей. Указав на то, что один из них, оставшись с Авраамом, в прощальной беседе с ним, между прочим, объявил ему о своем решении пойти в Содом и Гомору, чтобы произвести над ними свой суд ( Быт.18:21 ), в след за сим Моисей присовокупляет, что другие два мужа пошли в Содом ( Быт.18:22 ), и несколько после называет их ангелами ( Быт.19:1,15,16 ), хотя не перестает именовать и мужами ( Быт.19:10,12 ). Последнее обстоятельство подает повод к тому предположению, не были ль последние два мужа ангелами, а Господом был только первый между ними. При этом нужно принять во внимание то, что Моисей дает твердое основание для того, чтобы видеть в них не простых только посланников или слуг Господних, а самого Господа. По его словам, Господь определил Сам пойти в Содом и Гомору, чтобы на месте увидеть преступления этих городов и затем произвести над ними свой грозный суд ( Быт.18:20,21,23–32 ). Ангелы, следовательно, или мужи, вошедшие в Содом и Гомору и объявившие Лоту об имевшем постигнуть эти города суде Божием, не были служебными тварями, а в лице их был Господь, Которого видел в них и Лот ( Быт.19:18 ). Кроме того, по изображению Моисея, два ангела или два мужа говорят о себе Лоту, что они имеют истребить то место, на котором были города Содом и Гомора ( Быт.19:13 ), и конечно совершили это грозное дело. Между тем Моисей, с точностью определяя, кто были совершители этой великой кары Божией, так говорит: «И Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе» ( Быт.19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Наш телефон: +7 (910) 864–86–63 . Рейтинг: 10 Голосов: 1937 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Мария Инойи 11 апреля 2021, 08:54 Здравствуйте! Пусть Господь благословит вас и даст вам мир. Моего мужа зовут Кевин а меня зовут Маша.Мой муж и я ходим в крестьянскую церковь а православной русской церкви здесь нет.Кевин и я хотели бы посылать деньги ежемесячно а как это делать не знаем.Может нам кто-нибудь поможет куда и как? С уважением, КЕВИН и Мария рб. МАРИНА 8 апреля 2021, 08:50 ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ ВО ВСЕХ ВАШИХ ДЕЛАХ ! ПО ПРОМЫСЛУ БОЖЬЕМУ 6 ЛЕТ НАЗАД Я ПОТЕРЯЛА ВСЕ,ЧТО БЫЛО В МОЕЙ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ , И ТЕПЕРЬ НАХОЖУСЬ В МЕСТЕ,ГДЕ НУЖНО СТРОИТЬ ХРАМ. КАК ВАМ НЕЛЕГКО Я ПОНИМАЮ И ЖЕЛАЮ КРЕПОСТИ ,СИЛ И БОЖЬЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ! У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ! ОльгаП 24 марта 2021, 18:54 Прочитав эту статью, я попросила о. Илиодора успеть на трамвай, чтобы не опоздать на работу. Это было практически невозможно по ряду причин. Но вот успела. Даже неловко об этом писать. Это маленькое чудо для меня. Но и при жизни о. Илиодор не творил больших чудес. Просто рядом с ним становилось тепло душе, потому что ты чувствовал его большую любовь, которая творила маленькие чудеса. Марина 20 марта 2021, 16:43 Спасибо за публикацию.Все у Господа промыслительно! В грядущий понедельник как раз праздник Сорока мучеников Севастийских. Спаси Господи! Natalie 19 марта 2021, 23:56 Спаси Господи! Очень рада Вашему ответу! Даст Бог, позвоню Вам в ближайшее время. У нас большая разница во времени с Россией. Сейчас очень поздно звонить. Димитрий и Наталия 19 марта 2021, 19:21 Здравствуйте. Natalie к сожалению PayPal у нас отсутствует. Есть у сына можно отправить через него. Свяжитесь с нами по телефону +7 (910) 864–86–63 . С уважением, Димитрий и Наталия. Инна 19 марта 2021, 10:44 Когда отпевали отца Илиодора, мой папа был в реанимации с ковидом. Надежды мало. Еле дышит. И я помолилась отцу Илиодору. Прямо во время отпевания. На след день папа пошел на поправку. Причем выписали его через несколько дней! Отче Илиодоре, моли Бога о нас грешных! Слава Богу за всё!!!

http://pravoslavie.ru/138081.html

Но мы можем последовательно проследить развитие мессианской идеи и в книгах Ветхого Завета. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю, – вот первое звено той непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Поэтому-то оно и называется первоевангелием ( Быт 3.15 ). С эпохи Ноя это обетование определяется несколько ближе и точнее: семенем жены называются лишь дети Сима, к которым и приурочивается история искупления ( Быт 9.26 ). Этот круг еще больше сужается с эпохи Авраама, отца богоизбранного еврейского народа, в семени которого (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию Апостола Павла – Гал 3.16 ) возвещается спасение и всех остальных наций ( Быт 12.3 ; Быт 18.18 ). Впоследствии и из потомства Авраамова выделена была раса Иакова ( Быт 27.27 ), позднее сам Иаков, в духе пророческого прозрения, дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт 49.8 и след). И чем дальше шло время, тем ближе и честнее определялись различные черты мессианского служения: так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти ( Чис 24.17 ), Моисей – о трояком Его служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор 18.18–19 ), о происхождении Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар 7.12–14 ), о рождении Его в Вифлееме ( Мих 5.2 ) и от Девы матери ( Ис 7.14 ), о торжественном входе Его в храм Иерусалимский ( Мал 3.1 ), о разных, даже мелких обстоятельствах Его крестных страданий и смерти ( Ис.53 ; Пс 21.17–19, 39:7–9, 40:9–10, 68:22 ; Зах 11.12 и др.), о Его славном воскресении ( Ис 53.9–21 ; Пс 15:10, 19:6–7, 40:11, 67:2 и др.), о наступлении Его благодатного царства ( Пс 21:28–32, 44:7, 14–17, 71.7–19 ; Иоиль 2.28 ; Ис.2 , Ис.35:1–2, 10, 61:1–2 ) и Его грозного второго пришествия ( Дан 7:25, 12:7 ; Зах 14:2–3, 9 и др.). Можно положительно сказать, что нет ни одной важной черты из эпохи и жизни Мессии, которая не была бы тем или иным путем предуказана в Ветхом Завете, или в форме ясного пророчества, или под покровом символов и прообразов; а пророк Исаия получил даже наименование «ветхозаветного евангелиста» за поразительную точность и полноту своих пророчественных прообразов жизни Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010