Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Драгоценные камни В самой Палестине нет месторождений Д.К., но при раскопках здесь было обнаружено множество предметов, сделанных из драг. или полудраг. камней, в т.ч. печатей и фигурок скарабеев. Большая часть их была найдена в юж. областях Палестины, в культурных слоях, относящихся к железному веку. Предположит., эти изделия были привезены из Египта. кроме того, Д.К. вывозили из Хавила ( Быт 2 и след.), Савы (Аравия; 3Цар. 10:2 ; Иез. 27:22 ), Офира ( 3Цар. 10:11 ) и Эдома ( Иез. 27:16 , в Синод. пер. – «Арамеяне»). Возможно, идентификация Д.К. в нижеслед. описании не совсем полная: 1) АГАТ [евр. шево; аккад. шубу], полудраг. камень, минерал класса силикатов, назв. по одному из его месторождений на реке Ахат в Сицилии. Камень имеет разную окраску и особенно ценится за свой естеств. рисунок. В Исх. 28:19 ; Исх. 39:12 агат назван вторым камнем третьего ряда в наперснике первосвященника; 2) АЛМАЗ [евр. яхалом], Д.К. ( Исх. 28:18 ; Исх. 39:11 ; Иез. 28:13 ), назв. в Септуагинте и Вульгате ясписом (яшмой). Совр. алмаз, вероятно, не был известен в древности, поскольку достоверные сведения о нем появляются только в I в. по Р.Х. Еврейское слово шамир, переданное в Синод. и многих других переводах как алмаз ( Иер. 17:1 ; Иез. 3:9 ), в Ис. 5:6 ; Ис. 7:23–25 и др. употребляется как собират. понятие, обозначающее «тернии». При таком толковании слова шамир более понятным стало бы и упоминание алмаза в Иер. 17:1 , но, видимо, здесь имеется в виду адамантан, разновидность корунда, как и алмаз, самый твердый из известных минералов (см. Иез. 3:9 ); 3) АМЕТИСТ [евр. ахлама, греч. аметюстос], прозрачные кристаллы кварца пурпурной или фиолетовой окраски. Этот Д.К. ввозили в Палестину из Эдома, Египта, Галатии и с Кипра, а отдельные экземпляры – из Испании и Индии. Аметист использовался, гл. обр., для изготовления колец с печаткой. По поверию древних греков, аметист охраняет от опьянения; иудеи верили, что этот Д.К. навевает тому, кто его носит, приятные сновидения. Аметист – третий камень третьего ряда в наперснике первосвященника ( Исх. 28:19 ; Исх. 39:12 ) и двенадцатый – в основании стены нового Иерусалима ( Откр. 21:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 1 1–3. Основная мысль книги. 4–11. Круговращение мировых стихий. 12–15. Личный опыт Екклезиаста. 16–18. Суетность мудрости. Еккл.1:1 .  Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Сравнивая надписание книги Притчей и книги Екклезиаста, некоторые толкователи не без основания находят в последней признаки несоломоновского происхождения. Не совсем понятно, почему Соломон не назван здесь своим собственным именем, как это в книге Притчей, если бы действительно он был писателем книги Екклезиаста. Не выступает ли здесь исторический Соломон простым символом, как и самое имя Когелет? Мало понятно, также, выражение «царя в Иерусалиме». В исторических книгах Соломон называется обыкновенно царем израильским (напр., 4Цар 23.13 ; 3Цар 4.1 и др.), но никогда просто царем в Иерусалиме. Последнее выражение указывает, по-видимому, на то время, когда Израиль перестал составлять самостоятельное царство и не имел уже своего царя в Иерусалиме. Еккл.1:2 .  Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета! «Суета сует». Евр. hebel (от халдейского habal – дымиться, испаряться) значит: дым, пар, дыхание, в переносном смысле: ничтожество, бесполезная вещь, тленность, суетность. Этим именем называются языческие боги ( Втор 32.21 ; Иер 14.22 ), как не приносящие никакой пользы человеку ( Иер 16.19 ), всякая бесполезная вещь, тщетное, напрасное действие ( Ис 30.7, 49.4 ), фантастические мысли ( Пс 93.11 ), безрадостная, скорбная жизнь ( Иов 7.16 ). Выражение «суета сует» указывает на высшую степень ничтожности, бесполезности. Ничтожным, по Екклезиасту, является все. Но в Еккл.1 и след. стихах это «все» ограничивается существующим и происходящим «под солнцем», т. е. в пределах земного, конечного бытия. Да и в этом случае понятие суетности у Екклезиаста нуждается в некотором ограничении. Все вещи и явления, по планам провидения, имеют свои цели, осуществляя которые они не могут быть признаны бесполезными, ничтожными (ср. ( Еккл 3.11 ): все соделал Он прекрасным в свое время). Ничтожными они являются, в сознании Екклезиаста, лишь в отношении к той цели человеческих стремлений, которая заключается в достижении совершенного, абсолютного счастья – Ithron.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 Иоил. 3:1, 2 . Яко се, Аз во дни тыя и во время оно, егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли, и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих и о наследии Моем Израили, иже разсеяшася во языцех, и землю Мою разделиша. С Евр.: «Ибо вот, в те дни и в то время, когда Я возвращу пленных Иудеев и Иерусалимлян, Я соберу все иноплеменные народы, и поведу их на поле Иосафат; и там буду судиться за народ Мой, и за удел Мой, за Израиля; они разоряли его по народам, и разделили землю Мою». «Во время оно». Господь чрез пророка ясно показал в след. словах, что здесь должно разуметь время по возвращении Иудеев из плена Вавилонского. Пророк «предсказывает, – гов. бл. Феод., – что Гог и Магог с многочисленною ратью ополчатся на Иерусалим, вероятно, побуждаемые к тому окрестными народами... которые, будучи одержимы завистью, собрали отовсюду несметныя полчища, надеясь взять город (т. е. Иерусалим) со всеми жителями; но обманулись в надежде, и потерпели конечную гибель у самаго города; потому что поборал за него Бог всяческих, и соделал, что сами они истребили друг друга. Это предвозвещая Владыко, устами Божест. Иоиля, говорит: «соберу вся языки», т. е. попущу собраться, и не воспрепятствую первому их устремлению». Под всеми языками св. Ефр. Сир. разумеет также полчища Гоговы, т. е. народы, которые угнетали и разоряли Иудею, или как здесь сказано, те, которые делили между собою сию землю, а народ Божий разоряли между другими языческими народами. Из последующих стихов видно, что окрестные народы, которых будет судить Бог «за озлобление сынов Иудиных» (ст. 19) разумеются здесь: Тиряне, Сидоняне, язычники, жившие в верхней Галилее (ст. 4), Египтяне, Идумеяне (ст. 19) и вообще все «языцы окрест» – все окрестные соседственные народы (ст. 11). «И сведу я на юдоль Иосафатову» 51 , т. е. сведу вас на долину суда Божия или созову на суд Мой. Так, думаем, должно понимать это темное место потому, что долины с названием: Иосафатовой, собственно говоря, не было при Иоиле, а то место, которое теперь так называют, издревле называлось долиною потока Кедрского, а Иосафатовою стали называть в позднейшие времена; что слово Иосафат 52 значить: суд Божий, наконец потому, что эта долина далее вместо Иосафатовой называется «полем судебным, юдолию судебною» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 5 О Коринфском кровосмеснике (1–5). О церковной дисциплине вообще (6–13) 1Кор.5:1–5 . Начиная речь о церковной дисциплине, Ап. прежде всего указывает на особый случай, когда требовалось эту дисциплину проявить во всей строгости. Один из коринфских христиан взял себе в жены свою мачеху, и Ап. поэтому объявляет оказавшимся равнодушными к этому возмутительному поступку коринфским христианам, что он решил этого преступника предать сатане. 1Кор.5:1 .  Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при­том такое блудодеяние, какого не слы­шно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. «Есть верный слух» – правильнее: вообще слышно... – «Не слышно даже у язычников». Закон Моисеев под угрозой смертной казни запрещал жениться на мачехе ( Лев. 18:8 ). Римский закон также не дозволял этого 1 . Таким образом коринфский кровосмесник взял себе свою мачеху в сожительницы без всякого законного освящения. Так как Ап. осуждает только одного кровосмесника, оставляя без наказания его мачеху, то вероятнее считать ее язычницей. 1Кор.5:2 .  И вы воз­гордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделав­ший такое дело. «И вы возгордились». Если бы Коринфские христиане представляли из себя тесную общину, в которой хранилось бы нерушимо понятие о высоком, святом своем назначении, то они, без сомнения, узнавши о таком проступке одного их своих собратий, тотчас бы облеклись в траур, как делает семья при потере своего главы. Но они настолько были увлечены мнением о своих совершенствах, что на такой случай не обратили внимания! – «Дабы изъят был» – этот результат, очевидно, стоял вне зависимости от решения самих коринфян и, след., тут Ап. разумеет не простое церковное отлучение. Тот, кто должен устранить кровосмесника, есть, по мысли Павла, Сам Бог, Который, конечно, на скорбные просьбы об изъятии из их среды преступника ответил бы так же, как тогда, когда совершил Свой Суд, после речи Петра, над Ананией и Сапфирою. Глагол изъять ( αρειν) в В. Завете употребляется иногда для обозначения смертной казни над преступниками закона ( Втор.21:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–4. Ответ Иеговы Израилю и обращение к жителям Иерусалима. 5–18. Суд, угрожающий Иерусалиму и всему Иудейскому царству, а) описание появления врагов с северной стороны. 19–31. б) Чувства пророка при мысли о несчастиях, угрожающих его соплеменникам. Иер.4:1–4 . На жалобу Израиля, которая содержится в Иер 3.22–25 , Иегова говорит, что восстановление Израиля возможно только при вполне истинном раскаянии и отречении от идолопоклонства. Затем, обращаясь к своим согражданам, и жителям Иерусалима, и ко всем иудеям, Иеремия и от них требует скорейшего раскаяния во избежание тех наказаний, какие разгневанный иудеями Иегова хочет обрушить на их головы. Иер.4:1 .  Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Го­с­по­дь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. Если Израиль завел речь об обращении, то это обращение должно быть полным, настоящим (ко Мне ­­ пред лицом Моим; след. в обращении Израиля все должно быть ясно, определенно и открыто – пред Богом скрываться и фальшивить нельзя). – «Мерзости твои» – т. е. все, что возбуждает гнев Иеговы, что отделяет Израиля от Бога. – «Не будешь скитаться» – т. е. не останешься изгнанником, и снова будешь возвращен в свое отечество. Иер.4:2 .  И будешь клясться: «жив Го­с­по­дь!» в истине, суде и правде; и народы Им будут благо­словляться и Им хвалиться. Имя Божие Израиль должен употреблять с благоговением, – в этом, прежде всего, скажется истинность его обращения к Богу. Клятву этим священным именем Израиль должен дозволять себе только в делах правильных и честных, чего раньше не соблюдалось ( Иер 5.2 ). Результатом этого будет прославление имени Божия и среди других народов земли, которые, по примеру Израиля, обратятся к Иегове и сами будут искать себе благословения от Него. Иер.4:3 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Судьба Израиля наводит пророка на мысль о судьбе его отечества – царства Иудейского. Здесь он усматривает желание сеять, т. е. вводить новые порядки жизни, что указывает на эпоху реформ царя Иосии. Посев, однако, говорит пророк, будет удачей только тогда, когда как следует будет вспахано поле, когда оно будет очищено от всех укоренившихся в нем дурных растений. Так – хочет сказать пророк – нужно поступать и с душами человеческими. Не достаточно того, если люди будут выражать пламенные, но скоропреходящие благочестивые чувства – их нужно побудить к тому, чтобы путем упорной и тяжкой борьбы с самими собою уничтожить в сердцах своих зачатки всех пороков и дурных наклонностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–12. Построение дворца Соломонова. 13–51. Храмовые принадлежности и украшения. 3Цар.7:1 .  А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. Большая продолжительность постройки дворца Соломонова – 13 лет в сравнении с храмом – 7,5 лет объясняется или большим количеством рабочих при постройке храма, или тем, что строительных работ при дворе было больше; притом для дворца не было запасено заранее материала, как для храма. 13 лет – от окончания постройки храма, след. дворец был окончен спустя 20 лет от начала постройки храма ( 3Цар.9:10 ), т. е. на 24-м году царствования Соломона (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 1). Дворец Соломона был построен не на Мориа, где храм, и не в Офеле (юго-восточном подножии Мориа: ( 2Пар.27:3,33:14 ; Неем.3:26,11:21 ); И. Флавий, Иудейская Война, VI, 6, 2; Robinson, Palastina II, 29), а на г. Сионе (в «верхнем городе», по И. Флавию), долиной Тиропеон отделяемой от храмовой горы; с храмом дворец был искусственно соединен мостом (во втором Иерусалимском храме здесь была галерея, так называемый Ксист) и внутренним ходом ( 4Цар.11:19 ). Впоследствии здесь был и дворец Асмонеев. 3Цар.7:2 .  И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах. Первым из отдельных дворцов назван «дом леса Ливанского», евр. бет йар га-Лебанои, Vulg.: domus saltus Libani, LXX, слав. -рус. (синодальн., архим. Макария, проф. Гуляева): «из Ливанского дерева» (LXX: οκος δρυμ το Λιβνου). Конечно, этот дворец был не на Ливане (не принадлежавшем Соломону), как полагали некоторые (Михаэлис и др.), или где-либо вообще вне Иерусалима (по таргуму, «летний царский дом» – род дачи); названием своим обязан множеству кедровых деревьев, стоявших аллеями близ него, и множеству кедровых столбов в середине здания. «Соломон во дворце своем построил весьма большое здание перед входом в судилище имело оно сто тридцать столбов кедровых, и думаю, что поэтому и названо домом древа Ливанского, так как множество сих кедровых столбов уподоблялось ливанской роще» (блаженный Феодорит, вопр. 26). Вероятно, дом леса Ливанского, дом царя и дом дочери фараоновой (ст. 8) были частями одного здания, причем первый был центральным корпусом (100 л. длины, 50 ширины и 30 высоту). По устройству дом леса Ливанского представлял колоннаду или перистиль в 4 ряда колонн (Vulg.: quattuor deambulacrainter columnas cedrinas). По назначению это здание служило, между прочим, своего рода арсеналом (ср. 3Цар.10:17 ; Ис.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Учительная деятельность Божественной Премудрости: Премудрость Божия своею проповедью призывает всех, привлекая к себе богатством даров своих. 22–31. Миротворческая деятельность Премудрости Божественной. 32–36. Увещание к следованию... Притч.8:1 .  Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Притч.8:2 .  Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; Притч.8:3 .  она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: Еще прежде, в начале книги Притч.1:20–21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в Притч.3:19–20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, Притч.8–9 , посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве – Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих Главах ( Притч.4–7 ) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. Притч.8–9 , цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в Npumч.IV:3–4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: σ τν σοφαν κηρξεις, να φρνησις σοι υπακοση, сыне, " премудрость проповеждь, да разум послушает тебе», менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих – пророкам, апостолам Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город – у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2–3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

VI. Освобождение от воинской повинности но религиозным убеждениям НИКТО НЕ МОЖЕТ, ССЫЛАЯСЬ НА СВОИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ, УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ СВОИХ ГРАЖДАНСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ. ИЗЪЯТИЕ ИЗ ЭТОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОД УСЛОВИЕМ ЗАМЕНЫ ОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ ДРУГОЮ, В КАЖДОМ ОТДЕЛЬНОМ СЛУЧАЕ ДОПУСКАЮТСЯ ПО РЕШЕНИЮ НАРОДНОГО СУДА. ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ ПО РЕЛИГИОЗНЫМ УБЕЖДЕНИЯМ. 1. Лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, предоставляется право, по решению народного суда, заменить таковую на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой, преимущественно в заразных госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой, по выбору самого призываемого. (Декрет СНК 4/I – 19 г., Р. и Ц. 1, стр. 29). 2. Имея ввиду, что в суд поступают дела об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям от лиц, официально принадлежащих к организациям, не только не отрицающим самого деятельного участия в империалистических войнах в прошлом и настоящем, но и принимавшим в них самое деятельное участие, необходимо придерживаться след. правил: а) По смыслу декрета от 4/I – 1919 г. экспертиза должна быть полной, т.-е., что данное лицо (а отнюдь не та или иная группа верующих) известно ( экспертизе) лично или на основании достоверного исследования жизни и деятельности этого лица, а не формально, ибо декрет имеет в виду деятельность этих лиц по прошлой их жизни и борьбе за свободу религ. убеждений при низвергнутом царском режиме. б) Народный суд имеет право вызывать эксперта в свой суд, иди препроводить дело в Московский совет народных судей для соответственного направления. в) Дела необходимо назначать в ближайшие судебные заседания. г) Суд в своем определении может не признать экспертизы удовлетворительною и отказать в просьбе, усмотрев из запроса самого просителя или путем свидетельских показаний, что искренность принадлежности его к религиозной секте или исповедание антимилитаристических религиозных воззрений должным образом не подтверждены, и, следовательно, имеется основание предполагать, что по выходе уже декрета в действие данное лицо лишь пытается использовать его, как удобный, предоставленный ему в Совреспублике способ уклониться от гражданской обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Скачать epub pdf Псалом 57 Псалом этот имеет следующее надписание: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. Это надписание, составляющее 1-й стих псалма, объяснено при рассмотрении и объяснении предыдущих 55-го и 56-го псалмов и в переводе с греческого читается так: «В конец. Не погуби. Давиду, в столпописание». В этом псалме Давид, изобличая оклеветавших его пред Саулом, называет их сынами человеческими, творящими неправду и всякое беззаконие, по развращению сердца – грешниками от самого рождения, пребывающими во лжи и заблуждении от утробы матерней (ст. 2–4), сравнивает злобу и ярость их с ядом змия и аспида, не поддающегося волшебным заклинаниям волхвов и обаятелей (ст. 5–6), с зубами и челюстями львов; при чем угрожает им казнью от Бога и, предсказывая им погибель, сравнивает ее с водою разливающеюся, с луком, поражающим насмерть (ст. 8), а также с воском, льющим от солнца, и с терновым кустом, сгорающим от упадающего на него огня (ст. 9–10). В противоположность им указывает на участь праведника, который возрадуется при виде награды, уготованной за праведность, и праведного суда Божия, проявляющегося на земле (ст. 11–12). Пс.57:2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Под именем сынов человеческих псалмопевец разумеет здесь советников и наперсников Саула, которых царь Саул под видом законного суда призывал к себе для осуждения неповинного Давида ( 1Цар.19:1 ). Эти советники являлись в качестве свидетелей на суде против Давида. Чтобы угодить царю, они говорили неправду, клеветали на Давида. Уверенный в своей невинности, Давид, чтобы изобличить их ложные навета и клеветы на него, теперь предлагает им самим справедливо обсудить свои действия и поступки в отношении к нему, вопрошая их: рассудите вы сами, сыны человеческие (сыны неправды и беззакония – след. ст. 3 и 4), действительно ли вы правду говорите и справедливо ли судите? Пс.57:3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Вы как будто ревнуете о справедливости, о правде, продолжает Давид свои обличения, но это только на словах или для виду, на самом же деле в сердце у вас беззаконие: вы и мыслите беззаконие, и руки ваши сплетают всякую неправду, т.е. под предлогом справедливости вы преследуете меня, обвиняя в вероломстве против Саула, представляя меня врагом царя и возмутителем общественного спокойствия. Все это вы делаете на земли, т.е. явно, и постоянно пребываете во злобе, оставаясь навсегда нераскаянными и неисправимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Псалом 72 Псалом этот, согласно краткой надписи на нем: Псалом Асафу – приписывается, как автору его, некоему Асафу, сыну Варахии, из племени Гирсона Левиина, знаменитому из числа левитов, современных Давиду, – тем, что он был одним из трех начальников хора при Давиде ( 1Пар. 6:31,39–43, 15:17,19 и др.). Вместе с четырьмя сыновьями своими он начальствовал над четырьмя градами певцов Давидовых, и, играя по наставлению и под руководством самого царя Давида ( 1Пар.25:2 ), являлся главным распорядителем священной музыки и пения пред ковчегом Завета в Сионской скинии ( 1Пар.16 и след.). Но при этом он был не исполнителем только песнопений (псалмов) Давидовых, но и сам, вместе с Давидом, участвовал в составлении псалмов для церковнобогослужебного употребления. Посему Священное Писание и называет его пророком ( 2Пар.29:30 ). Певец настоящего псалма, как видно, благочестивый христианин (ст. 1, 13, 28), в минуты тяжких страданий, задается (как и в псалмах 36 и 48) вопросом, так сильно и так часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостью и правдою Божией земное счастье нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? При виде того, как часто праведные люди претерпевают гонения и бедствия а нечестивые наслаждаются довольством и спокойствием, душа верующего обуревается сильным сомнением (ст. 2, 3) в благости и правде Божией. Но в конце всех своих размышлений и из собственного опыта взятых наблюдений он из святилища Божия получает полное успокоение, придя к тому заключению, что не должно соблазняться видимым счастьем грешников (ст. 14–22, 27) и что полное счастье и истинное благополучие человека заключается в Боге, в теснейшем общении с Ним, выражающемся во всецелом уповании на Него и в хвалебной молитве к Нему (ст. 28). Пс.72:1 Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Такое восклицание как бы невольно исторгается из уст псалмопевца после того, как он долгое время размышлял о путях правды Божией и много перечувствовал при виде неправды человеческой. В этом восклицании он выразил укрепившееся в нем убеждение в том, что Бог Израиля всегда милостив и благ к искренно верующим, к правым сердцем. Он как бы так говорит здесь: что бы кто ни помышлял и что бы ни говорил, а я всегда скажу: как неизменно добр Господь Бог в отношении к тем, которые правым сердцем веруют и нелицемерно исповедуют Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010