Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аммонитяне Аммонитяне, или «сыны Аммона», а также просто «Аммон». Потомки ⇒ Бен-Амми , т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Как показывают сохранившиеся названия, их язык был близок евр. I. ОБЛАСТЬ РАССЕЛЕНИЯ Тер. А. между Арноном и верхним течением Иавока ранее населяли замзумимы, народ великанов, который был изгнан А. ( Втор. 2:19–21 ). Видимо, А. вначале расселились вплоть до Иордана, что явствует из их притязаний на эти земли (см. Нав. 13:25 ), но оттуда их вытеснил Сигон, царь аморреев. Когда израильтяне овладевали землей обетованной, то, следуя Божьему повелению, пощадили тер. А. ( Втор. 2:19 ), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу тер. колена Гадова и тем самым отрезав земли А. от Иордана, они вызвали враждебность со стороны последних. В верхнем течении Иавока была расположена столица А., резиденция царей, Равва, или Раббат-Аммон (ныне Амман, столица Иордании). II. ИСТОРИЯ А. на протяжении всей своей истории были врагами израильтян. Поскольку А. вместе с моавитянами склоняли Валаама проклясть Израиль (что он, однако, не сделал), то никто из А. и моавитян и в десятом поколении не мог войти в общество израильтян («в общество Господне» – Втор. 23:3 ). Во времена судей А. и амаликитяне, как союзники моавитского царя Еглона, одержали победу над израильтянами, не хранившими верность Богу ( Суд. 3:13 ). Впоследствии Иеффай вытеснил А. в пределы их прежних границ ( Суд. 10:7–9 ; Суд. 11:32–33 ). Саул сражался с царем А. Наасом и победил его ( 1Цар. 11:1–11 ). Давид, напротив, был дружески принят Наасом ( 2Цар. 10:2 ). Но сын Нааса Аннон возобновил прежнюю вражду ( 2Цар 10 и след.). Давид разбил А. и захватил Равву ( 1Пар. 20:1 ). Сила А. оказалась сломленной, но враждебность осталась. При Иосафате нападение А. и моавитян заканчивается их уничтожением ( 2Пар. 20 ). Цари Озия (во времена которого Ам возвещает суд над А., Ам. 1:13–15 ) и Иоафам получают с них дань ( 2Пар. 26:8 ; 2Пар. 27:5 ). Если во время правления ⇒ Иоакима А., будучи вассалами Навуходоносора, напали на Иудею ( 4Цар. 24:2 ), то при ⇒ Седекии они, очевидно, участвуют вместе с Иудеей в восстании против Вавилона ( Иер. 27:3 ). Но вскоре после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар. 25 ) царь А. Ваалис принимает участие в убийстве иуд. наместника Годолии ( Иер. 40:14 ). А. со злорадством наблюдают, как десять колен Израилевых уводят в плен ( Иез. 25:3 ; Соф. 2:8 ). Вместе с моавитянами они переселяются в уделы Гада и Рувима. Иеремия ( Иер. 49:1–6 ) и Иезекииль ( Иез. 21:20 ; Иез. 25:1–7 ), как до них Ам и Софония, предсказали грядущий суд над А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Колесница, повозка I. В Палестине для перевозки грузов повозки применялись редко из-за характера местности, и потому они редко упоминаются в Библии. Обычно поклажу перевозили на вьючных животных – ослах и верблюдах. Во время странствования по пустыне левиты перевозили ⇒ скинию на крытых повозках ( Числ. 7:3–8 ). Хетты имели четырехколесные повозки, К., с дисковыми колесами. Такой же, вероятно, была и та К., на которой филистимляне вернули израильтянам ковчег завета ( 1Цар. 6:7 ). Пр. Ам упоминает К. для перевозки снопов ( Ам. 2:13 ). Грузовая повозка времен Исаии (см. Ис. 66:20 ) изображена на ассир. рельефе, найденном в районе Лакиша (Лахиса). В эти повозки впрягали волов. II. 1) шумеры еще в III тысячел. до Р.Х. имели четырехколесные боевые колесницы, в которые запрягали лошадей. Эти животные появились на Ближнем Востоке, вероятно, благодаря гиксосам. Более легкая двухколесная К. была широко распространена у египтян ( Исх 14 и след.; 4Цар. 18:24 ), хананеев ( Нав. 17:16 ; Суд. 1:19 ; Суд. 4:3 ), филистимлян ( 2Цар. 1:6 ), арамеев ( 2Цар. 10:18 ), хеттов ( 4Цар. 7:6 , ассирийцев ( Ис. 22:7 ; Наум. 2:1–4 ), вавилонян ( Иер. 50:37 ; Иез. 26:7 ) и персов, а со времен Соломона и у израильтян ( 3Цар. 16:9 ; 2Пар. 1:14 ; ⇒ Войско , V). Док-ты из архивов Рас-Шамры и Алалаха дают представление о структуре и организации отрядов К. как ядра войска. Эти К., запряж., как правило, двумя, иногда тремя, реже четырьмя лошадьми, использовались и для охоты. К. правителя и его сыновей, прежде всего наследников престола, во время их выезда сопровождали бегущие впереди скороходы (⇒ Предтеча ), которые должны были освобождать едущим дорогу ( 2Цар. 15:1 ; 3Цар. 1:5 ); 2) ось повозки, обычно располож. ближе к заднему краю, была твердо соединена с кузовом и дышлом, рессор в то время не знали. Колеса имели по четыре или по шесть спиц. Дисковые колеса были только у грузовых повозок. Судя по колеям на мощенных камнем улицах Каркемиша (Кархемиса), расстояние между колесами составляло 1,10 м. Кузова были круглые и четырехугольные. На их внешних стенках, которые, как и дышло, и хомут, нередко бывали богато украшены, помещали колчан со стрелами. Боевые К. иногда обивали железом ( Нав. 17:18 ). Позднее колеса стали оснащать серпами, которые выводили из строя пехоту, когда К. врезалась во вражеский боевой порядок ( 2Мак.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Список народов I. Рассказав об окончании потопа и о том, что в соотв. с Божьим обетованием подобный суд никогда больше не постигнет землю ( Быт. 9:9–19 ), Библия приводит С.Н., составляющих новое человечество, которому предназначено это обетование ( Быт. 10:1 ; ср. Деян. 17:26.27 ). Без притязания на всеохватность народы перечислены по трем группам как потомки Иафета, Хама и Сима, сыновей Ноя. Об областях их проживания точных сведений нет, так что в отношении отдельных народов можно ограничиться лишь предположениями. Попытки датировать С.Н. на основании представл. в нем общей картины также остаются сомнит., ибо без данных о том, где и когда каждый народ расселялся, трудно установить его точное место в политич. истории (ср., напр., хеттов и аморреев). (См. также соотв. статьи, посвящ. отдельным народам.) II. Достаточно точно или с определ. степенью вероятности мы можем идентифицировать след. народы и страны. А. От Иафета: 1) Гомер: киммерийцы. Аскеназ: скифы. Фогарма: земля на востоке Малой Азии; 2) Мадай: мидяне; 3) Иаван: греки. Фарсис: финикийские колонии на Сардинии или в Южной Испании. Киттим: жители Кипра. Доданим (Роданим): жители Родоса; 4) Фувал: тибарены в Малой Азии; 5) Мешех: их зап. соседи мушки; 6) Фирас: тирренцы. Б. От Хама: 1) Хуш: эфиопы. Сева: африк. народ в Эритрее. Раама и Шева: южноаравийские племена. Дедан: племя в сев.-зап. части Аравии. Сеннаар: Вавилония; 2) Мицраим: египтяне. Лудим: лидийцы. Нафтухим: жители Нижнего Египта. Патрусим: жители Верхнего Египта. Филистимляне. Кафторим: критяне; 3) Фут: Пунт на зап. побережье Красного моря; 4) Ханаан: народы Палестины и Сирии. Сидон: финикийцы. Хет: хетты. Иевусей: иевусеи. Аморрей: аморреи. Гергесей: гергесеи. Евей: евеи – всё это палест. народы, из которых аморреи добились господства и над Вавилонией. Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей: жители сир. городов Арки, Сиану, Арвада, Симиры и Емафа. В. От Сима: 1) Елам: Элам, царство, лежащее вост. Вавилонии;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 13 1–6. Уничтожение идолопоклонства и удаление лжепророков. 7–9. Суд над народом Божиим. Зах.13:1 .  В тот день откроет­ся источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. За раскаянием, естественно, следует очищение от греха и освящение. Доступность этого очищения изображается под видом источника очистительной воды для дома Давидова и для жителей Иерусалима, т. е. для всех без исключения иудеев, без различия их положения. Зах.13:2 .  И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Грех и нечистота поддерживались в среде иудеев, главным образом, привязанностью к идолопоклонству и деятельностью лжепророков, вдохновляемым духом нечистым ( 3Цар.22:19–23 ). Впредь даже имена идолов будут забыты, т. е. идолопоклонство исчезнет окончательно; лжепророки перестанут появляться в избранном народе, деятельность духа нечистого будет парализована (см. Кир. 194). У Захарии, как предшественника Малахии, «печати пророков», в Зах.13:2 и след. можно видеть намек на близость прекращения пророчества в Израиле. Здесь речь, очевидно, о лжепророках; но уже самое употребление имени nethíim без определения, по мнению толкователей, свидетельствует о том, что Захария имеет в виду то время, когда будут существовать только ложные пророки (Keil 642–643; Zatw 1881, 90–91; Коеп Einl. II, 14; Smith 484, Marti 449; И. Корсунский , иудейское толкование Ветхого Завета. Москва, 1882, С 88–89). Зах.13:3 .  Тогда, если кто будет про­рицать, то отец его и мать его, родив­шие его, скажут ему: тебе не должно жить, по­тому что ты ложь говоришь во имя Го­с­по­да; и по­раз­ят его отец его и мать его, родив­шие его, когда он будет про­рицать. Отвращение к ложному пророчеству будет столь сильно, что родители не пощадят собственных детей, дерзающих говорить ложь во имя Господа, предавая их смерти, как то предписывал Закон ( Втор.13:6–11 ; Втор.18:20 ; – Keil 642).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аарон Аарон [евр. Ахарон], значение имени точно не установлено, возможно, соответствует егип. «великое имя». А. был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы ( Исх. 6:20 ; Числ. 26:59 ). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея ( Исх. 7:7 ). А. был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды ( Числ. 1:7 ). Она родила ему четырех сыновей – Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара ( Исх. 6:23 ). Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил А. говорить к народу вместо его косноязычного брата. А. должен был стать «устами» Моисея ( Исх. 4:16 ) и его пророком ( Исх. 7:1 ). Братья встречаются в пустыне ( Исх. 4:27 ), выступают перед старейшинами Израиля ( Исх. 4:28–31 ) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских А. владеет жезлом ( Исх. 7:9.19 ; Исх. 8:5.17 ), который позднее действует только в руках Моисея. А. и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта ( Исх. 12:31 ) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, А. вместе с Ором поддерживает его руки ( Исх. 17:12 ). А. вместе с Моисеем восходит на гору Синай ( Исх. 19:24 ), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом ( Исх. 24:1.9 ). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя А. и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить А. и его сыновей в священники (гл. 28; 29). Потомки А. получили право наследовать первосвященство ( Исх. 29:29 ). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение – все это устанавливается Самим Богом ( Числ. 4:18 ). В то время как Моисей находится на горе, А. уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (золотой ⇒ Телец ). Здесь А. проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ ( Исх. 32 ). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего ( Втор. 9:20 ) и по сооружении скинии собрания посвящает А. и его сыновей в священство в соотв. с волей Господа ( Лев. 8 ). Особое положение А. подчеркивает прежде всего ⇒ наперсник с 12 драг. камнями, а также урим и туммим (⇒ Свет ). В день посвящения старшие сыновья А. ⇒ Надав и ⇒ Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью ( Лев 10 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Астарта Астарта, Астарты (мн. ч.): 1) в сочетании с Ваалом или Ваалами – общее наименование женского божества у хананеев ( Суд. 2:13 ; Суд. 10:6 ; 1Цар 7 и след.; 1Цар. 12:10 ; 1Цар. 31:10 ; 3Цар. 11:5 ; 4Цар. 23:13 ). Судя по названиям городов, в ⇒ Астарофе и Аштероф-Карнаиме находились святилища А. Еще один храм этой богини был воздвигнут в Беф-Сане ( 1Цар. 31:10 ), и, как полагают, именно его и обнаружили археологи. Как верховное божество финикийцев А., к поклонению которой Соломон был совращен своими женами, Библия называет «божеством Сидонским» ( 3Цар. 11:5.33 ) или презрительно – «мерзостью Сидонской» ( 4Цар. 23:13 ). Хананейской А. соответствует вавил.-ассир. богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее – женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян ( 1Цар. 31:10 ) – как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, которую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя – как звезда любви. В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синод. пер. – «богиня неба»), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии ( Иер. 7:18 ; Иер. 44:17–19.25 ), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. – об А. В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, которые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города ⇒ Аштероф-Карнаим ­­ «Астарта о двух рогах»). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины ( Втор. 23:17 ; 3Цар. 14:24 ; ⇒ Блуд, блудница, блудник ). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез. 23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Челябинские ученые разработали приложение для борьбы с кибербуллингом и зависимостью от гаджетов 30 октября, 2023. Новостная служба Оно поможет распознавать манипуляцию и противостоять травле 30 октября. ПРАВМИР. Ученые Южно-Уральского госуниверситета разработали для школьников и студентов мобильное приложение «Цифровая аскетика» для снижения цифровой зависимости, пишет «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу вуза. Приложение поможет контролировать думскроллинг и постоянное отвлечение на гаджеты, считают ученые. Но одна из немаловажных его функций будет в обучении «цифровой гигиене». По словам разработчиков, приложение научит молодых людей распознавать манипуляцию в сети, противостоять травле в соцсетях и следить за тем, какой «цифровой след» они оставляют. В разработке есть несколько блоков, которые помогут тренировать навыки реакции на кибербуллинг, развивать критическое мышление при постоянном потоке разнородной информации в интернете, и уметь заботиться о себе и своем психическом благополучии. «Учащемуся также предлагаются упражнения, обучающие философским практикам, методу медленного чтения, техникам дыхания, а также фрирайтингу — письменной рефлексии за определённый промежуток времени, помогающей найти выход в трудной ситуации», — поясняют в вузе. Приложение пока протестировано в одной российской школе, но в планах внедрить его в более чем 500 школах. Недавнее исследование мониторингового центра «Безопасность 2.0» показало , что в русскоязычном интернете на 19,5% выросло число случаев буллинга детей. Травля обычно происходит под публикациями в соцсетях и на YouTube детей и подростков. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2024 26 марта, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 4 апреля, 2024

http://pravmir.ru/chelyabinskie-uchenye-...

Экологи: триллион произведенных в пандемию медицинских масок усилил глобальное потепление в мире 8 сентября, 2023. Новостная служба Маски стали причиной мощных выбросов углекислого газа в атмосферу 8 сентября. ПРАВМИР. Ученые из Шаньдунского университета обнаружили, что почти триллион произведенных за 2 года пандемии COVID-19 медицинских масок, стали причиной выброса более 18 миллионов тонн углекислого газа в атмосферу. Об этом пишет научный портал N+1 со ссылкой на статью в журнале One Earth. Выбросы такого количества углекислого газа связаны с производством, транспортировкой и утилизацией 928,5 миллиардов медицинских масок. При этом ученые обнаружили, что больше всего (62,6 %) вредное воздействие масок сказалось на глобальном потеплении, а 26,7 % пришлось на образование мелких твердых частиц в атмосфере. Как говорят исследователи, углеродный след одной маски оценивается в 20,5 грамма. Причем, самыми вредными с экологической точки зрения частями маски являются ушные петли из нейлона: при их утилизации после использования в окружающую среду поступают оксиды азота. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 октября, 2023 13 октября, 2023 8 апреля, 2024 28 марта, 2024 14 марта, 2024 21 ноября, 2023 10 ноября, 2023 8 ноября, 2023 16 октября, 2023 16 октября, 2023 13 октября, 2023 8 апреля, 2024 28 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ekologi-trillion-proiz...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ахав Ахав («брат отца», т.е. «весь в отца»): 1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874–852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за господствующее положение Израиля в Палестине и Сирии. Жена А., деятельная дочь сидонского царя Ефваала Иезавель, склонила мужа к поклонению Ваалу. Почитание тельцов, изготовленных Иеровоамом, должно было в первую очередь заместить собой богослужение в Иерусалимском храме ( 3Цар 12 и след.) и было задумано не как подмена веры в Яхве, а, скорее, как престол для Господа. Но при А. в Израиле офиц. вводится поклонение чужим богам, что означало открытый вызов Яхве со стороны Ваала. Вдохновительницей поклоняющихся Ваалу была царица Иезавель, а ее противником – пр. ⇒ Илия . А. занимал промежуточную позицию. Примечат., что известные нам имена трех его детей связаны с именем Яхве: Охозия, Иорам, Гофолия. Но жена А., все более обретая власть над ним, толкала его к злу. А. соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу и установил истукан Ашеры ( 3Цар. 16:31–33 ; в Синод. пер. имя «Ашера» передано как «дубрава»); жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за искл. тех ста, которых удалось спасти управляющему дворцом Авдию ( 3Цар. 18:4 ; 3Цар. 19:10 ). Зато 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры начали творить свое беззаконие в Израиле ( 3Цар. 18:19 ). На табличках из слоновой кости, найденных во время раскопок дворца А. в Самарии ( 3Цар. 22:39 ), обнаружены изображения чужеземных божеств. (⇒ Мегиддо ;) За поклонение богам плодородия Господь покарал израильтян многолетней засухой и жесточайшим голодом, что было заранее предсказано Илией ( 3Цар. 17:1 ). Илия получил от Господа поручение вызвать пророков Ваала и Ашеры на гору Кармил для публичного свершения над ними Божьего суда; только после этого мог пойти дождь. А. согласился на это. В то время как Ваал никак не проявлял себя, ниспосл. Господом огонь поглотил приготовленную для Него жертву всесожжения. Вслед за этим Илия убил «пророков Ваала» ( 3Цар. 18 ). Это не было актом мести или фанатизма, а соответствовало древнему праву, согл. которому любая форма отпадения от Яхве каралась смертью ( Исх. 22:20 ; Втор. 13:6–15 ). А., вероятно, пришел в смятение, но Иезавель не покорилась. Она стала угрожать Илии смертью, и тот был вынужден бежать. На горе Хорив Господь повелевает ему призвать тех, кто должен исполнить Божий суд над А. и Иезавелью: Илия должен помазать Азаила на царство в Сирии, Ииуя – в Израиле, а Елисея – в пророки вместо себя ( 3Цар. 19:1 ; пророк совершает только два первых помазания, 4Цар. 8:13 ; 4Цар 9:2 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Адам I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ «Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным ⇒ адама и глаголом адэм – «быть красным» (ср. «Едом»). В Быт. 2–5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека: 1) в Быт. 1:26–30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как «мужчина и женщина», завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к которому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как «мужчина и женщина». Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об «образе» или соотв. об «образе Божием» говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (⇒ Человек , IV,1); 2) в Быт 2 и след. еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт. 2:20 ), подобен животным ( Быт. 2:19 ; Быт. 6:17 ; Екк. 3:18–21 ). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением ( Быт. 1:28 ; ср. ⇒ Человек ). Как сказано в Быт. 2 , Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад ( Быт. 2:15 ). Все Божье творение, по суждению Господа, было «хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Но Бог связал человека заповедью не есть от ⇒ дерева познания добра и зла ( Быт 2 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел ( Быт. 3 ; ср. ⇒ Женщина , I и ⇒ Грех , I,B);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010