Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Деньги I. 1) Д. в виде монет появились в Израиле после вавил. плена. До этого имели хождение Д. в виде золотых и серебряных слитков, которые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями. Денежными единицами были: (золотой) талант ­­ 60 (серебряных) мин, каждая из которых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям); ⇒ Меры длины, площади, объема и веса (II); 2) расплачивались обычно серебром. Поэтому слово «деньги» может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля; т.о., золотой сикль ( 4Цар. 5:5 ; 1Пар. 21:25 ) весил несколько больше, чем серебряный ( Быт 23 и след.). Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты – серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, – кесита – упоминается в Быт. 33:19 (в Синод. пер. – «монета») и в Иов. 42:11 . II. Древнейшей монетой, название которой встречается в Библии, является ДРАХМА ( 1Езд. 2:69 ; Неем. 7:70–72 ), перс. золотая монета (дарик), вес которой составлял 8,36 г. В IV в. до Р.Х. были отчеканены монеты перс. провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного евр. государства относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134–104 гг. до Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью «Первосвященник Ионафан и общество иудеев» (ил. стр. 826; 827: эллинистич. эпоха). Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, т.к. римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов. Надписи на этих монетах делались не на евр., а на греч. языке. III. 1) в новозаветные времена в Палестине находились в обращении рим. и греч. монеты. В текстах НЗ упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них – евр. ЛЕПТА ( Мк. 12:42 ; Лк. 12:59 ). Две лепты равнялись рим. КОДРАНТУ ( Мк. 12:42 ; Мф. 5:26 ), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ ( Мф. 10:29 ; Лк. 12:6 ). Римский эквивалент греч. ассария назывался ассом. Самой распростран. серебряной монетой был рим. ДИНАРИЙ (денарий) ( Мф. 18:28 ; Мк. 6:37 ; Лк. 7 и т.д.), который равнялся 16 ассариям. Греч. ДРАХМА ( Лк. 15:8 ) равнялась одному динарию. В Мф. 22 динарий назван «монетой, которой платится подать»: ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1 Пререкания по этому вопросу приняли такой острый характер, что грозили поколебать внутренний мир в церкви; поэтому в Иерусалиме составился апостольский собор, на котором было постановлено, что исполнение Моисеева закона не обязательно для обращавшихся язычников (Деян. 15). 2 Сочинения Квадрата и Клавдия Аполлинария не дошли до нашего времени. 3 В Библии нет указаний на 12 звонцев; поэтому нужно думать, что Иустин их смешал с 12 камнями на священнической одежде Аарона (Исх. 28, 9 и след.). 4 Мысль о воспламенении Иордана Иустин заимствовал, по всей вероятности, из каких-либо апокрифических сочинений его времени, так как об этом ничего не говорится в канонических евангелиях. 5 Близкий к этому текст слов, сказанных с неба, находится, по свидетельству Епифания, в евангелии евионитов. 6 Медный змей на шесте, изображающий фигуру креста. 7 В евангелиях. 8 Всем нациям, исключая греческую. 9 Этим не отрицается 10 Два употребленные подряд слова «начало» имеют различный смысл: первое означает, что Бог существовал прежде сотворения мира, а второе указывает на то, что Бог есть начало бытия. 11 Т.е. духом, как высшим началом души, которое есть образ и подобие Божие. 12 Жизненный дух, который находится в разной степени во всех тварях. 13 В истинного Бога, ради Которого верующий умирает для мира и греха. 14 «Церковная История» Евсевия; «Каталог» Иеронима; «Библиотека» Фотия. 15 Сохранившемся в отрывках у св. Епифания («Против ересей», кн. II) и Фотия. 16 Т.е. платонической. 17 На основании христианского имени. 18 Последнее доказательство воскресения служит дополнением к первому, так как там и здесь говорится о цели и назначении человека, с тем только различием, что там говорилось о цели сотворения человека, о первой причине его бытия, а здесь имеется в виду последняя цель человеческой жизни. 19 Т.е. христиан. Христианское учение. 20 Христианское учение. 21 Иудеев, причисляемых греками к варварам. 22 Коммодом. 23 Текст эдикта Адриана, запрещающего наказывать христиан за ложное обвинение, приводится в конце 1-й апологии Иустина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3433...

Для совершения церковного богослужения Сам Господь Бог установил особых лиц. Лица, назначенные к совершению богослужения, были для сего посвящаемы, в Ветхом Завете, по повелению Божию, церковное богослужение совершали первосвященник, священник и левиты. Господь Бог указал Моисею, каким образом должно быть совершаемо посвящение левитов ( Чис. 8:5 и след.), священников ( Исх. 29:1 и др.), первосвященника (Лев. гл. 8; Исх. гл. 29). Когда же люди, которые не были призваны и не были посвящены к тому, чтобы совершать церковное богослужение, решались сами отправлять его, тогда они тем прогневляли Бога и были наказываемы. Так, когда двести пятьдесят иудеев возмутились вместе с Кореем, Дафаном и Авироном и, не быв посвящены во священники, взяли кадильницы и пред скиниею пожелали совершать богослужение, тогда они за это были поражены огнем, упавшим с неба (Чис. гл. 16). Также и царь Озия, пожелавший во храме исполнять дело священников, за то наказан был проказою, в которой потом и умер ( 2Пар. 26:16–21 ). В Новом Завете Господом были избраны апостолы и получили от Него повеление учить народ, совершать таинства, управлять Церковью ( Мф. 28:18, 19 ; Ин. 20:21 и др.) и потом были посвящены на это дело служения, в пятидесятый день по воскресении Господа, излиянием на них благодати Святого Духа в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4 ). Апостолы полученную ими благодать Святого Духа сообщили чрез рукоположение лицам, ими избранным, и заповедали этим своим преемникам передавать чрез таинственное рукоположение полученную ими благодать последующим избранным лицам ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:22 ). Так исполняется и будет исполняться до скончания века воля Господа нашего Иисуса Христа. Господь сказал апостолам: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... и се Аз с вами во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:19:20 ). Апостол Павел писал к коринфянам: «Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет» ( 1Кор. 11:26 ) – и внушал лицам, которые не посвящены к совершению церковного богослужения, не осмеливаться отправлять его. Апостол писал: «Еда вси апостолы, еда вси пророки, еда вси учители ( 1Кор. 12:29 ). Никто же сам себе приемлет честь, но званый от Бога, якоже и Аарон ( Евр. 5:4 )». И со времен апостольских существует для совершения церковного богослужения три степени священства – архиерей (епископ), иерей (священник, пресвитер), диакон. Посвящение во все эти степени со времен апостольских совершается чрез архиерейское рукоположение (хиротонию). Апостолы чрез возложение рук поставили диаконов ( Деян. 6:6 ), рукоположили пресвитеров ( Деян. 14:23 ) и архиереев (епископов) ( 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

первоначально V. было, по-видимому, центральным обрядом. В письме 392 г. папы Сириция епископам Галлии (Ep. X. 1. 3-4) упоминается вручение епископом деве покрывала, напоминающего брачное (PL. 13. Col. 1182c - 1184a). О покрывале пишет и папа Иннокентий I (Ep. II 13//PL. 20. Col. 478b - 479a). Возложение покрова при посвящении дев совершалось не только в Риме - о V., сопровождавшемся епископским благословением, пишет свт. Амвросий Медиоланский ( Ambros. Mediol. Ep. 19. 7; др. раннее свидетельство о совершении обряда в практике Милана - эпитафия 409 г. (DACL. Vol. 15. Col. 3191)). Молитвы рим. чина посвящения дев сохранились в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв.- Веронском Сакраментарии (раздел XXX и др.; см.: Sacramentarium Veronense/Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1955-1956), Геласия Сакраментарии (PL. 74. Col. 1152b - 1156a, 1471, 1574) и Григория Сакраментарии (PL. 78. Col. 174b - 174d); многие из этих молитв сохраняются в католич. практике до наст. времени. В галликанских памятниках Каролингской эпохи появляются новые молитвы, а также формула при передаче плаща (traditio pallii) посвящаемой: «Accipe, puella, pallium» (Приими, дщерь, плащ) (Missale francorum/Ed. L. E. Mohlberg. R., 1957. N 48, 15). В Романо-германском Понтификале X в. представлены подробные церемониалы посвящения девы, к-рая будет жить в миру (впосл. этот обычай вышел из практики), и девы, к-рая будет жить в мон-ре; посвящение происходило во время мессы, и обряд V. являлся одной из составляющих чина (Le Pontifical Romano-Germanique du dixième siècle/Ed. C. Vogel, R. Elze. Città del Vaticano, 1963). След. этап развития лат. чина посвящения дев отражен в Понтификале Гийома Дюрана XIII в. (Le Pontifical Romain au Moyen-Age. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand/Ed. M. Andrieu. Città del Vaticano, 1940); практически в том же виде, что и в этом Понтификале, чин вошел и в тридентский (т. е. вышедший после Тридентского Собора) Понтификал (editio princeps: Pontificale Romanum. R., 1595-1596), использовавшийся в католич. Церкви до 60-х гг. XX в. После первой мировой войны в католич. Церкви усилилось движение за возобновление жен. служения в миру. Однако подготовленный в 1927 г. проект был отвергнут, а папа Римский Пий XII констатировал в Апостольской конституции Sponsa Christi (21. 11. 1950), что обряд посвящения дев по-прежнему совершается только в мон-рях (AAS. 1951. Vol. 43. P. 5-24). В Конституции Sacrosanctum concilium , принятой на Ватиканском II Соборе (4. 12. 1963), уже содержалось указание, что чин посвящения дев должен быть реформирован (N 80). Новый измененный чин, содержащий, в частности, и V., был опубликован при папе Павле VI (1970). В чине церковного благословения брака

http://pravenc.ru/text/150045.html

Писание Священное Писание Священное ( Mф. XXI:42, XXII:29 и др.). Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обыкновенно Библией . Свящ. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Свящ. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили, их слышали, несмотря на то что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. Свящ. книги написаны в разные времена, одни до Р. X., другие после Р. X., первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета. Свящ. книг Ветхого Завита, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , Афанасия Великого и Иоанна Дамаскина , – 22, применительно к тому, как считают оные евреи на своем первоначальном языке. Исчисление евреев особенно достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел, им вверено слово Божие ( Puм. III, 2 ) и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от Ветхозаветной Церкви. Св. Кириллом Иерусалимским и св. Афанасием Великим ветхозаветные свящ. книги исчисляются след. образом: 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4 ) Книга Числ. 5 ) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8 ) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Притчи Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила. 22) Двенадцати пророков, именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В означенном счислении ветхозаветных книг не упомянуты: Плач Иеремии, книга пр. Варуха, книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские и некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: Молитва Манассии, присоединенная в конце II кн. Паралипоменон, молитва трех отроков, в книге Даниила ( Дah.III, 25–91 ), история о Сусанне ( Дah. VIII ), о Виле и Драконе ( Дah. XIV ), не упомянуты именно потому, что их нет на еврейском языке. Впрочем отцы Церкви пользовались сими книгами, приводили многие места из них, и, по свидетельству Афанасия Великого , они назначены отцами для чтения вступающим в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Послание к инокам Послание всем, которые повсюду в области сей подвизаются в иноческой жизни, утверждены в вере Божией, освящены во Христе и говорят: «се мы оставихом вся и в след Тебе идохом» (Мф 19:27), возлюбленным и превожделенным братиям, желаю премного о Господе радоваться 1) Уступив вашему благорасположению и по многократным от вас убеждениям написал я кратко о том, что претерпели и я, и Церковь, по мере сил моих обличил скверную ересь зараженных арианством и показал, сколь далека она от истины. Но что было со мною, когда писал это, признал я необходимым сделать известным вашему благочестию, чтобы из этого видеть вам, как справедливо сказал блаженный апостол: «о глубина богатства и премудрости и разума Божия» (Рим 11:33), а потому извинить и меня, человека по природе немощного. Как скоро намеревался я писать и принуждал себя помыслить о Божестве Слова, всякий раз далеко от меня отступало ведение, и сознавал я, что в такой мере остаюсь я позади, в какой думал постигнуть. Ибо не мог написать того, что, по-видимому, представлял умом, а что писал, то делалось слабее даже и той малой тени истины, какая была у меня в мысли. 2) Посему, видя, что написано в Екклесиасте: «рех, умудрюся: и сия удалися от мене далече паче неже бех, и бездны глубина, кто обрящет ю» (Еккл.7:24–25), и в Псалмах: «удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему» (Пс.138:6), и что Соломон говорит: «слава Божия крыет слово» (Притч 25:2), не раз (поверьте) намеревался я удержаться и перестать писать. Но чтобы не показалось, будто бы молчанием и вас огорчаю, и тех, которые спрашивали у вас и упорствуют в своем мнении, поощряю в нечестии, принудил я себя написать немногое и послал это вашему благочестию. Ибо хотя постижение истины само по себе далеко ныне от нас по немощи плоти, однако же возможно, как сказал тот же Екклесиаст, разумети нечестивых безумие, и обретши оное, сказать: «горчайше есть паче смерти» (Еккл.7:26–27). Посему-то, как умею и могу обрести сие, написал я, зная при сем и то, что для верных осуждение нечестия есть достаточное уже к благочестию ведение. Ибо хотя и невозможно постигнуть, что такое Бог, однако же можно сказать, что Он не есть. Знаем же, что Он не то же, что человек, и что непозволительно представлять себе о Нем что-либо свойственное тварям. Так и о Сыне Божием, хотя по природе весьма далеки мы от того, чтобы постигнуть Его, но и возможно, и удобно осудить произносимое еретиками и сказать: не таков Сын Божий, и подобного тому, что говорят еретики, непозволительно о Божестве Его даже и помыслить, не только, что говорить устами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2587...

Архив Пн В день памяти преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение в Александро-Невском скиту близ Переделкина 1 августа 2021 г. 13:18 1 августа 2021 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение. Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. В этом году отмечается 30-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви направил приветствие участникам торжеств , которые проходят в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре по случаю дня памяти и 30-летия принесения в этот монастырь мощей преподобного Серафима. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года, в день рождения преподобного Серафима Саровского, в Сарове при участии Царской семьи состоялась канонизация почитаемого старца. Его святые мощи были открыты для всеобщего поклонения. В 1920 году в г. Темникове представителями советской власти мощи прп. Серафима, вывезенные из Сарова, были вскрыты. Известно, что затем их перевезли в Москву, в Донской монастырь, превращенный в музей атеизма, затем их след затерялся. В 1990 году мощи преподобного были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга (при советской власти ставшем Музеем истории религии и атеизма). 11 января 1991 года мощи преподобного Серафима были переданы Русской Православной Церкви. В июле состоялось их перенесение в Дивеево. Путь следования Всероссийского крестного хода со святыней лежал через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Арзамас, где при большом стечении народа проходили торжественные богослужения. От Москвы святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий II и члены Священного Синода. В перенесении вновь обретенной святыни участвовали более 50 тысяч верующих. 30 июля 1991 года рака с мощами преподобного Серафима была помещена в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, а 1 августа на монастырской площади Святейший Патриарх Алексий при большом стечении народа совершил торжественную Литургию.

http://patriarchia.ru/db/text/5833577.ht...

Arhiva Au fost întâmpinate de toat ara 5 februarie 2021 19:07 В январе исполнилось 30 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В 1991 году в запасниках Государственного музея истории религии, который находился в стенах Казанского собора тогда еще Ленинграда, неожиданно были обнаружены святые мощи саровского старца, которые до этого считались утерянными. И вскоре утраченная святыня была передана Русской Православной Церкви. Эта новость облетела буквально всю страну. Тысячи людей выходили на улицы, чтобы встретить крестный ход с мощами одного из самых любимых русских святых и поклониться ему в Питере, Москве, Ногинске, Владимире и, наконец, — в Дивееве, где мощи нашли свое упокоение. Преподобный Серафим как будто благословлял возрождающуюся Русскую Церковь. Так это событие было воспринято тогда многими верующими. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2021 , PDF-bepcuя ). В 1920 году по решению IX Темниковского уездного съезда Советов и согласию на это губернских властей вскрыли мощи преподобного Серафима. Затем их перевезли в Москву, в Музей атеизма, и след их затерялся. Из уст в уста верующие передавали рассказы о том, что они где-то укрыты, спрятаны. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) вспоминал, что, возглавляя Владимирскую епархию в 1970-х годах, он нашел в местном архиве письмо епископа Муромского Николая архиепископу Владимирскому Онисиму. Речь в нем шла о том, что мощи преподобного Серафима схоронены где-то на кладбище келейницей последней игумении Дивеевского монастыря Марией (Бариновой). Она жила в Муроме, где поселилась часть монахинь с игуменией после закрытия обители. «Управляя Владимирской епархией, я бывал в Муроме несколько раз в год и встречался с монахинями, — рассказывал владыка Николай. — Как-то я спросил мать Марию, известно ли ей что-нибудь о местонахождении святых мощей преподобного Серафима. Она ответила, что ее имя в письме названо неверно и достоверность изложенного в нем она подтвердить не может. Но, действительно, существовало предание, что мощи были кем-то подменены. Известно также, что последняя игумения посылала в Москву послушниц разузнать о мощах преподобного. Вернувшись, посланные сказали, что мощи находятся в Донском монастыре ».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5768059...

И в жизнь вечную… Балакшин Р. А. И в жизнь вечную...: Повести и рассказы — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 240 с. — (Современная православная проза). «И в жизнь вечную…» — новая книга писателя-вологжанина Р. Балакшина. В нее вошли две повести и рассказы. Время действия — Гражданская война и нынешнее время. Стояние за веру, раскаяние в греховной жизни, раздумья человека о себе — главные мотивы прозы писателя. Приводим отрывок из книги. РОДНОЙ ГОРОД Вместо предисловия Города, как и люди, имеют свои дни рождения. У одних они документально зафиксированы в государственных актах, истоки других — в сказаниях и легендах, след которых теряется в темной дали веков. А наша родная Вологда ведет отсчет своего исторического бытия с сентябрьского дня (19.08/1.09) 1147 года, когда на берег реки Вологды после многомесячных странствий пришел Киево-Печерский инок Герасим. Увидев здесь небольшое поселение, он срубил невдалеке от него келью, «прорицая ту быти граду великому, и святей церкви воздвигнутися, и святителем водворитися» (из тропаря преподобному Герасиму). Конечно, преподобного Герасима привела на вологодские берега непостижимая воля Господня. Если человек не появляется на белый свет без Промысла Божьего о нем, то что говорить о городах, которые люди населяют? Вблизи того места, где был погребен первочеловек Адам, основался святой град Иерусалим; на семи холмах в долине Тибра воздвигся владыка мира — имперский Рим, а в центре среднерусской равнины зародилась и расцвела могучим древом дорогая каждому русскому человеку Москва. Так и здесь, в дремучих северных лесах, для высокой и завидной судьбы возник чудо-город с певучим, протяжным именем — Вологда. Многое услышится в этом имени чуткому уху и любящему сердцу: и накатный плавный бег речной волны, и долгий вздох таежного бора под упругим порывом ветра. В глухих таежных чащобах проезжие дороги были редки, наиболее удобным и безопасным путем являлись реки, и стоявшая на реке Вологда была как бы воротами в неизведанные северодвинские края, за которыми лежал Урал с иными народами, обитавшими там, с залежами железной руды и драгоценных камней — самоцветов. Поэтому за право обладания Вологдой шла многолетняя упорная борьба между удачливыми новгородскими ушкуйниками, давно проторившими сюда пути, и молодым Московским княжеством, год от года набиравшим державную силу. С XV века Вологда — удел московских князей, верный и надежный оплот белокаменной столицы, собиравшей вокруг себя Русь.

http://pravoslavie.ru/6094.html

Космическая оптимистическая трагедия Так что же произошло с нашей ракетно-космической промышленностью, почему она как бы приостановилась в развитии? И кто четвертый на знаменитой фотографии «Три К: Королёв, Курчатов, Келдыш»? 4 октября, 2011 Так что же произошло с нашей ракетно-космической промышленностью, почему она как бы приостановилась в развитии? И кто четвертый на знаменитой фотографии «Три К: Королёв, Курчатов, Келдыш»? 4 октября 1957 в 19:28:34 по Гринвичу начался полет первого искусственного спутника Земли. В годовщину этого события ПРАВМИР публикует воспоминания прихожанина храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, работавшего с выдающимся академиком Мишиным. Огромная стальная птица легко разбегается и круто взмывает в небо, ни разу не взмахнув крылом, и вскоре исчезает из виду… У всех, кто хотя бы раз видел взлет современного самолета, это зрелище оставляет незабываемый след на всю жизнь. Но еще большее впечатление оставляет в памяти зрителей взлет ракеты-носителя. Громадная металлическая сигара, стоящая в окружении решетчатых форм, окутанная клубами пара, вдруг вздрагивает всем своим стометровым телом, из-под нее вырывается огромное облако огня и дыма, с жутким грохотом она величественно отрывается от земли и, набирая скорость, поднимается в небо. Как вдруг, уже вроде собираясь превратиться в летящую звезду, ракета наклоняется и, продолжая изрыгать огонь и гром, поворачивается к земле и летит к ней… Старт ракеты «Н-1» Кажется еще секунда-две и она упадет, ударится о землю и покатится, взрываясь и уничтожая все живое вокруг себя на многие километры… Но, нет. Ракета продолжает лететь вниз, но почему-то не падает, а наоборот, явственно удаляется от наблюдателя, набирая высоту… И только тогда приходит понимание того, что эта летающая бомба и не думала падать, она все время летела вверх, к небу, а ее кажущееся падение – всего лишь оптический обман, вызванный тем, что Земля – шар и ракета, удаляясь от места старта, летит сначала вертикально вверх, а затем под углом к Земле. При этом скорость ее подъема меньше скорости вращения Земли, и она начинает зрительно «опускаться» по высоте относительно места старта, заходя за горизонт. Её падение – всего лишь обман зрения, и через несколько десятков секунд полет завершается благополучным выведением космического аппарата на орбиту…

http://pravmir.ru/kosmicheskaya-optimist...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010