В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня ( Исх.28:36 ). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Господь Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: на опонах множество херувимов сотвориши ( Исх.25:18–19 ). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать медного змия: сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю, жив будет ( Чис.21:8 ). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменные скрижали (таблицы). И рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалех словеса ( Исх.34:1 ). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. Еще повелел Бог Моисею: и да помажеши (святым елеем) скинию свидения, и кивот скинии свидения, и вся сосуды ея, и олтарь кадильный. И освятиши я и будут святая святых: всяк прикасаяйся им, освятится ( Исх.30 ). Соломон же премудрый сотвори на дверях изваянны херувимы... объятыя златом свешеным на изображение ( 3Цар.6:35 ). Провидев все это, пророк Давид возгласил: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея ( Пс.25 ). И еще: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем ( Пс.5 ). Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Все эти свидетельства не противоречат заповеди данной Богом людям израилевым: слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть ( Втор.6 ). Да не будут тебе бози инии пред лицем Моим, да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им ( Втор.5:7 и след.). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как напр. египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтобы к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил делать такие подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: се бози твои, Израилю, и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувимов, медного змия, и другие украшения, имевшие быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Которого они были сделаны. §3. Из Нового Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава 5. Священство в церкви вечно и неодоленно Беспрерывность существования епископов служит лучшим доказательством вечного пребывания их в созданной Христом церкви, о чём в писании сказано. «Прилежи ему, сказал Христос гостиннику: и еже аще прииждивеши, Аз, егда возвращуся, воздам ти». 46 ( Лук. 10:35 ). Он же говорит: «Куплю дейте, дóндеже прииду» 47 ( Лук. 19:13 ). Ещё Христос же говорит; «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века 48 (Мф. 28:20). «Аз бо вем сие, говорит ап. Павел, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящие стада и от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе». ( Деян. 20:29–30 ) 49 . «И той дал есть овы же... пастыри и учители... дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» 50 ( Еф. 4:11, 13 ). «Ангелу Филадельфийские церкве напиши... Яко соблюл еси слово терпения, читаем в апокалипсисе, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущыя на земли 51 ( Апок. 3:7, 10 ); «Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы... Надеявся на сие истое, яко начный дело благо в вас совершит е даже до дне Иисус Христова». 52 (Филип, гл. I, ст. 1, 5). «Она ( церковь ) во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением писаний», 53 говорит св. Ириней Лион. (кн. IV, гл. 33, стр. 409, читай выше). «Никогда не обольстит он (диавол) церкви, говорит Августин, предназначенной и избранной до создания мира, о которой сказано: «позна Господь сущыя своя». ( 2Тим. 2:19 ). И, однако же, церковь эта будет здесь и в то время, когда получит свободу диавол ( Апок. 20:3 ), как была здесь со времени своего учреждения и будет всё время в тех членах своих, которые, рождаясь, заступают место умирающих», (т. VI, кн. 20, гл. 8, стр. 196–7; – ещё его см. выше) – «Апостол говорит, что священство аароново, т. е. народа иудейского, говорит Иероним, имело и начало и конец, а священство Мелхиседеково, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Дело архиепископа Варфоломея, или “человек-загадка” против Русской Православной Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 19 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Он не был по значимости первым, вторым или третьим лицом во Всероссийской ЧК. Тем не менее в многочисленных сценариях чекистов ему предназначались только ведущие или главные роли. Операции и акции ВЧК с его участием всегда завершались успешно. Причем зачастую — почти одновременно в разных городах и весях республики либо с охватом целых регионов. Бытовало даже мнение, что под его фамилией скрывается группа людей. Однако с открытием доступа к “антисовет­ской” литературе и к ранее строго секретным документам высших органов советской власти все сомнения рассеялись. Этот человек действительно существовал. В богатом архивном наследстве ВЧК–ОГПУ его след оставлен на многих документах. Доподлинно установлено, что именно он до последних дней “опекал” Святейшего Патриарха Тихона, бесспорно доказана его причастность к “обновленческому” расколу Патриаршей Церкви. Вот одно из документальных свидетельств: «…пять месяцев тому назад в основе нашей борьбы с духовенством была поставлена задача борьбы с тихоновским реакционным духовенством и, конечно, в первую очередь с высшими иерархами, как то: митрополитами, архиепископами, епископами. Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая “Живая церковь”, состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность поссорить попов с епископами Наряду со множеством статей, воззваний, речей, в которых клеймилась тихоновская и монашеско-архиерейская политика, попы (живо­цер­­ков­ники), взяв в свои руки верховную церковную власть, приступили к удалению от управления епархиями тихоновских архиереев и замены их лояльными по отношению к Соввласти. Эта задача в течение пяти месяцев более чем наполовину выполнена»[ 1 ]. Подпись: начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучков. Был он большим мастаком по части антирелигиозных дел. Предполагалось участие Тучкова в гонениях не только на Русскую Православную, но и на католическую церковь, и на “Союз христианской молодежи”. Лидер последнего И. Проханов после свиданий с Тучковым в следственном изоляторе ОГПУ повел себя весьма странным образом и стал призывать братьев-бап­тистов не отказываться от воинской службы под ружьем. Поговаривали, что и Истинно-православная церковь митрополита Иосифа (Петровых) “ушла” в катакомбы тоже при помощи Тучкова. Обнаружены также документальные свидетельства о его причастности к планированию акции по снятию и переплавке церковных колоколов на совнаркомовские пятаки. Очевиден его тесный контакт с “воинствующими безбожниками” Ярославским и Скворцовым-Степановым. Подтверждены официальные связи Тучкова со Смидовичем и непосредственно с государственно-партийными лидерами.

http://pravmir.ru/delo-arhiepiskopa-varf...

Закрыть itemscope itemtype="" > Геноцид - это грех, который придется искупать Экзарх патриарха Армянской церкви в Москве об исторических уроках трагедии своего народа 16.04.2015 471 Время на чтение 5 минут Епископ Езрас Нерсисян напоминает о роли России в спасении армянских беженцев. Фото автора Армянский народ и его Церковь готовятся к памятным мероприятиям, посвященным 100-летию геноцида армян в 1915 году в Османской империи, когда, по принятым в мире данным, в результате погромов и изгнания погибло приблизительно 1,5 млн. человек. О том, как Армянская апостольская церковь (ААЦ) воспринимает эту трагическую дату, ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ рассказывает патриарший экзарх, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии епископ Езрас НЕРСИСЯН. - Ваше преосвященство, какие памятные мероприятия готовит ААЦ в Армении и России в связи со 100-летием геноцида? - Это особая, но трагическая дата в истории нашего народа. Наша Церковь призывает к восстановлению справедливости. Это ведь был и церковный геноцид. Армянский народ потерял не только своих сыновей и дочерей, но и много храмов было разрушено, уничтожено рукописей, осквернено святынь, культурных ценностей. Была цель - уничтожить след христианской цивилизации в Турецкой империи. Эти злодеяния начались в 1893-1894 годах, во время правления султана Гамида, и достигли своего апогея в 1915 году. В дни, когда Армения будет вспоминать 100-летие этих событий, в Армянской церкви состоится собрание епископов со всего мира во главе с патриархом-католикосом всех армян Гарегином II. 23 апреля, накануне официальной даты памяти жертв геноцида, в первопрестольном Эчмиадзине, духовном центре армянского народа, состоится богослужение с участием глав многих христианских конфессий и государств. Оно завершится в 19.15, что будет символизировать трагическую дату. В Москве одновременно с колокольным звоном нашего кафедрального собора, по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, будут бить колокола храма Христа Спасителя, а православный церковный хор будет исполнять песнопения на армянском языке. На следующий день у нас в духовном центре в Москве откроется памятник жертвам и музей геноцида. Мы получили разрешение властей страны и столицы, чтобы на Поклонной горе, в священном для российского народа пантеоне - Музее Великой Отечественной войны - открыть выставку «Армянский геноцид. Русский взгляд».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей Человек пал: но Бог восхотел восстановить его. Таков был совет Божий от вечности. Со смиренным благодарным чувством должны мы выслушать откровение, когда оно открывает нам даже предвечный совет Божий, совет о нас, и за великое должны сочесть самое краткое наставление его о том. Учение откровения о предвечном совете Божием касательно спасения людей заключается в следующем: а) Отец небесный от вечности положил восстановить падшего человека через вечного Сына Своего и Святого Духа; б) решение предвечного совета было делом одной любви Божией; в) сие предопределение, относясь ко всем людям, ни на кого не падает безусловно 2 . Откровение показывает, что от вечности Бог Отец определил, чтобы Сын Божий, воспринявши человеческое естество, смертию Своею удовлетворил правосудию Божию и приобрел людям право сынов Божиих. а) Спаситель Сам говорил, что Он принял от Отца заповедь ( ντολν) и должен выполнять ее, ( Иоан. 10, 18. 4, 34 ), что Он идет умереть χατα τо ορισμενον по определению Божию ( Лук. 25, 22 ). И Аз завещаю вам ( δα– τθιεμαι) тоже завещал ( διατιθετο) Мне Отец Мой царство ( Лук. 22, 29 ), говорил Он ученикам. – Διατθεσθαι, не значит просто обещать, но обещать по договору; отселе διαθηχη договор, завет. И след. Спаситель говорит о завете, заключенном между Ним и Отцом Его, в следствие коего Он получил власть царскую и потом соделал других участниками сей власти. Апостол Петр пишет, что верующие избавлены от суетной жизни честною кровию , яко агнца непорочна и пречиста , Христа , предувиденного ( προεγνοσμενβ) прежде, сложения мира ( πρ хат αθολτ τ χσμ), явившегося же в последняя лета нас ради (Петр 1, 19. 20). Προεγνοσμενοτ означает не только предузнанного, но как верно выражено в русском переводе, предназначенного, или предопределенного: такое значение удерживает за собою προγνωναι у Филона 3 и у других писателей; предназначение Спасителя, совершившееся прежде сложения мира, апостол отличает от явления сего Спасителя во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Феолипт Филадельфийский. Творения «Несомненная заслуга св. Феолипта, — как пишет Мейендорф, — заключается во включении духовной традиции восточно-христианских мистиков — часто со спиритуалистским уклоном — в рамки христоцентрической екклисиологии; он возвещает сакраментальное и богословское обновление, которое мы обнаружим у святых Григория Паламы и Николая Кавасилы». В простом и непосредственном стиле излагает аскетическое учение Православия. В собрание творений Феолипта Филадельфийского вошли: «Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание, и показывается вкратце, в чём состоит главное дело монашеского чина», «О сокровенном делании, 9 глав». «Монашество есть древо высокорослое и многоплодное, которого корень — отчуждение от всего житейского, ветви — беспристрастие души и неимение никакого сочувствия к вещам, которые оставлены, плод — богатство добродетелей и боготворная любовь и неотлучная от них радость.» — из «Слова, в котором выясняется сокровенное во Христе делание» Феолипта Филадельфийского. «Ум удаляясь от внешнего и собираясь во внутрь, возвращается к себе самому, и таким образом соединяется с естественным своим мысленным словом; и словом сим, существенно сосущим ему, берётся за молитву; молитвою же восходит к сознанию Бога со всею любительною силою и расположением сердечным. Тогда похоть плоти отходит; всякое сластолюбивое чувство престает, и все красоты земные не бывают приятны. Ибо тогда душа, завергши за себя всё, в теле и около тела сущее, в след красоты Христовой влечётся, Ему последуя честными делами и чистою мыслию» — из «Девяти глав о сокровенном делании» Феолипта Филадельфийского.   Феолипт Филадельфийский. Творения Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание, и показывается вкратце, в чём состоит главное дело монашеского чина 1) Монашество есть древо высокорослое и многоплодное, которого корень — отчуждение от всего житейского, ветви — беспристрастие души и неимение никакого сочувствия к вещам, которые оставлены, плод — богатство добродетелей и боготворная любовь и неотлучная от них радость. Плод бо духовный есть, говорит Апостол, любы, радость, мир и прочее (Гал. 5, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Падение Константинополя и некоторые аспекты русско-греческих связей Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 3 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 В мае 2008 года исполняется 555 лет со времени падения столицы Византийской державы. Эта трагедия произвела “потряса­ю­щее впечатление на весь христианский мир и оставила глубокий след в источниках, которые на разных языках и с разных точек зрения описывают гибель великого города” 1 . Уничтожение мировой державы нашло отражение в древнерусской книжности 2 . Со времени крещения Руси наша Церковь была связана тесными узами со своей Матерью-Церковью Константинопольской, и Византийские Патриархи поставляли Митрополитов в Киев, а затем в Москву 3 . Они были связующим звеном с Константинополем. Первосвятители прибывали к месту своего служения с некоторым окружением, со своей свитой. Они знакомили с постановлениями прошедших в Византии Соборов, несли на Русь церковные традиции, святыни, привозили с собой книги, мастеров, которые затем трудились здесь 4 . В 1204 году Константинополь был взят рыцарями четвёртого крестового похода и по 1261 год он являлся столицей латинского государства. После взятия Константинополя последовало разграбление его материальных и духовных ценностей крестоносцами, что привело в последующее время, после возрождения православной державы, к значительному её ослаблению. Это сказалось затем на возможностях Византии в борьбе с турками. Одновременно в XIII веке Русь переживает монголо-татар­ское нашествие и начинается тяжёлое золотоордынское иго. Первый Митрополит монгольского периода был уроженец Галиции — святитель Кирилл. Затем его сменил Митрополит-грек — святитель Максим (†1305; пам. 6 дек.), после которого был святитель Петр (†1326; пам. 21 дек.). Постепенно и незаметно Русь крепнет и наряду с Митрополитами-греками на Русь начинают ехать греческие старцы с просьбой о материальной помощи. Интересно отметить, что отпевание князя Димитрия Донского (†1389; пам. 19 мая) возглавил Трапезундский митрополит Феогност. Поток просителей постепенно растёт и в конце XVI века впервые в Москве появляются Предстоятели Восточных Церквей — Патриархи.

http://pravmir.ru/padenie-konstantinopol...

Псалом 34 Псалом Давиду. «И сей псалом, – говорит бл. Феод., – изречен бл. Давидом. В нем упоминается о лукавстве Доика, потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною убиения многих: упоминается также о Зифеях и других извещавших Саулу о Давиде». Св. Афанасий Александрийский видит в сем псалме человека, возложившего упование на Бога и боримого невидимыми силами, или – св. Апостолов. Не без основания Отцы относят этот псалом и к Мессии; потому что Сам Спаситель отнес к Себе, как пророчество, слова сего псалма в ст. 19. Сн. Ин. 15:25 . 1 . Суди, Господи, обидящия мя, побори борющыя мя. Давид просит Господа сперва рассудить, а потом наказать его гонителей. Св. Афанасий разумеет под гонителями Иудеев, которые воздвигают брани и восстают против Христа. С Евр.: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною». 2 . Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. «Оружием, щитом, мечем, – говорит св. Афанасий, – дает разуметь карающие силы, посылаемые Господом в помощь праведным». 3 . Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Заключи – запри, замкни, т.е. прегради моим врагам путь ко мне, да не погубят меня. Рцы души моей, только рцы, только скажи слово, и сего довольно для моего спасения. «Поскольку, – говорит бл. Феод., – пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях; но единым словом одних наказывает, а другим благодетельствует». С Евр.: «Обнажи меч и прегради путь, преследующим меня; скажи душе моей: Я спасение твое». 4 . Да возвратятся вспять, т.е. гонители да возвратятся на путь истины и правды, и постыдятся мыслящии ми злая – да постыдятся своих козней противу меня. Но кто стыдится задуманного зла, тот не далек от пути покаяния; след. в словах пророка нужно видеть желание добра гонителям; потому что благо тем, которые не гонят, или, если гнали, но, покаявшись, возвращаются на путь истины; «благодеяние, – говорит св. Афанасий, – идущим от добродетели к пороку, если возвращаются вспять».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Содержание Вместо предисловия Наброски и заметки религиозного, богословского и философского содержания (отчасти – и культурно исторического) Заметки по поводу доклада в заседании Философского общества 2 ноября 1904 г. И. И. Лапшина под заглавием: «Мистическое познание и «вселенское» чувство» О страшном суде, рае и аде Предведение и предопределение Из акафиста Пресвятой Богородице. (Опыты перевода па русский язык) Перевод двух сцен из «Фауста» Гёте Стихотворения Одиссены (рассказ-грёза из далекого будущего) Финал из трагедии: «1796 год» О женщинах и женском вопросе вообще Мысли о современном женском вопросе в связи с ролью женщины в истории     Вместо предисловия Прошло уже почти пять лет со дня кончины профессора Бориса Михайловича Мелиоранского (род. 19 октября 1870 г., умер 1 августа 1906 г.). Недолгий век судил ему Бог на земле, непродолжительна была его ученая и преподавательская деятельность, – (первая научная работа его была напечатана в 1896 г., а лекции он начал читать в СПБ. университете в октябре 1897 г.), – но мы едва ли преувеличим, если скажем, что он оставил по себе яркий след в богословской науке, а память о нем жива у всех слушавших его лекции в СПБ. университете и на Высших женских курсах. Живейший интерес вызывали его лекции и доклады (в Философском обществе и в Христианском содружестве молодежи), в которых Б. М. Мелиоранский развивал и научно обосновывал свой совершенно самостоятельный взгляд на значение в философском отношении умозрительной деятельности семи вселенских соборов и отцов церкви этой эпохи. Он первый подметил и правильно оценил такие факты в умозрительной борьбе их с ересями, которые до него не обращали на себя внимания, и философская значительность которых оставалась поэтому непонятой и неоцененной по достоинству ни у нас ни на западе. Гарнак и его богословская школа в Германии последней четверти столетия, – во всяком случае наиболее внимательно, серьезно и объективно относившаяся к православию (или – «восточному католицизму», как его называет Гарнак), – факты эти как-то оставляла без внимания, можно сказать – не замечала, не чуяла их, хотя очень тщательно и очень проницательно в разных отношениях изучала все те первоисточники, в которых рассеяны, среди других, и эти факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Закон, законодатель, законодательство I. ЗАКОН А. В общепринятом смысле З. – это обязат. для исполнения правило, которое общество устанавливает для своих членов. Законодатель выражает свою волю в З., регламентирующем отношения между двумя сторонами – властелином и подданным ( Быт. 47:26 ; 1Езд. 7:26 ; Есф. 1:19 ; Есф. 2:8 ; Есф. 3:8 ), родителями и детьми ( Притч. 6:20 ), Богом и человеком ( Неем. 9:29 ; Ис. 1:10 ). Б. З. – это также «жизненный строй», определяемый Богом и теснейшим образом связывающий Его с избранными людьми (напр., с Адамом , Быт. 2:16.17 ; Быт. 3:15–19 ; с Ноем, Быт. 9:1–7 ), каждый из которых представляет в своем лице все человечество, или с избранным народом Израиля, представляющим все народы: 1) в Синайском законодат-ве ( Исх. 20–31 ) была явлена и четко выражена Божья воля, осознанная людьми ранее ( Рим. 1:19 ) и сформулированная в законах разных народов. Т.о., мы имеем дело не с эволюцией З. от примитивных его форм к высшим нравств. требованиям, а с Божьим откровением, расширяющим или отменяющим отдельные законодат. нормы. Пример расширения и подтверждения З. – законы о святости ( Лев. 17–26 и Второзаконие ( Втор. 12–26 ), пример же отмены З. – отмена Иисусом «преданий старцев» ( Мф. 15:2 ; Мк. 7:5 ). Учителя З. (книжники) трактовали его как единственное, всеобъемлющее и непреложное установление: «Бог явился исключительно в Торе [в законе]». Их вера основывалась исключит. на З., а не на деяниях, совершенных Богом для Своего народа. В исполнении З. они видели залог праведности человека пред Богом и гарантию жизни в грядущем веке; 2) для обозначения понятия «З.» в ВЗ используются след. евр. слова: мицва ­­ повеление, тора ­­ закон, давар ­­ заповедь, слово, орах ­­ тропа, мишпат ­­ норма, хукка ­­ устав, пиккудим ­­ предписание, дерех ­­ путь, имра ­­ слово, эдут ­­ свидетельство; все они использованы в Пс. 118 . II. ЗАКОНОДАТЕЛЬ А. Законодателем при заключении завета на Синае был единый Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010