196-198 ЗЛАТОУСТ древнерус. учительный сборник устойчивого состава, в к-рый входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения 198-200 200-205 ЗЛО характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага 205-265 265-266 266-268 ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого 268-271 271-277 277-278 ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. 285-297 297-300 ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон 301-313 ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф, которые были сожжены в башне обители за отказ заключить унию с католич. Церковью 313-315 ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности 315-316 ЗОДЕН Герман Фрайгерр фон (в крещении Ханс Карл Герман) (1852 - 1914), нем. лютеран. теолог, исследователь истории текста НЗ 316-317 317-318 [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель 318-319 319-321 321-323 ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ термин, к-рым в Свящ. Писании ВЗ обозначаются литые идолы, воздвигнутые в разное время представителями евр. народа и посвященные Яхве, но затем ставшие символом идолопоклонства 323-325 ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля)

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Приведенное нами письмо св. Василия было отправлено на Запад с Дорофеем, который, возвратясь, сообщил Василию, что Мелетий и Евсевий причислены на Западе к последователям Ария (см. 266 п. в 377 г.). По всей вероятности, Римский епископ Дамас возмутился обличением Павлина в Маркелловой ереси и непризнанием за Павлином сана епископа. Возмущенный этим Дамас с присущей ему гордостью и пренебрежением к мнениям других и отлучил от общения с церковью Мелетия и его приверженца Евсевия, епископа Самосатского, обличив их со своей стороны в арианстве. При таком обороте дела сношения с Западом не могли продолжаться и на этом прервались. Так оправдалось нежелание лично Василия вступать в новые сношения с Западом, когда в письме к Евсевию Самосатскому от 376 г. он писал: «Какая нам будет помощь от западной гордости?» (239 п. 376 г.). Оставалась одна надежда для спасения Православия на Востоке, к ней-то и прибегает теперь Василий Великий . В письме к Петру, епископу Александрийскому, он пишет, что им необходимо быть в мире со всеми православными епископами Востока и особенно с Мелетием и Евсевием, так как восточные церкви теперь смотрят «на нас» и в «нашем единомыслии» видят свое спасение (намекает на то, что прошло время надежды на Запад, см. 266 п. 377 г.). Так канули в лету все надежды Василия Великого на сближение с Западом в целях найти там для Православия поддержку в трудной борьбе его с еретиками Востока. К счастью, ход политических событий вскоре предоставил Православию торжество на Востоке; но Василий Великий незадолго перед этим скончался, не увидев исполнения своих заветных дум. Из представленного нами очерка писем Василия Великого в их исторической последовательности – писем, более или менее относящихся к интересующему нас вопросу, мы видим, что Василий почти не касался прямого решения вопроса о власти и положении римских епископов в Церкви. Высказанное же им по данному предмету отличается чисто отрицательным характером или, вернее, полемическим, нося печать сношений Востока с Западом. Поэтому на основании творений св. Василия мы можем говорить лишь о том, чего не признавал Василий Великий за римскими епископами. Необходимым постулатом такого отрицательного выяснения взгляда Василия на власть и положение римских епископов в церкви и будет положительное определение данного предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

Чем далее идет ваше повествование о М.П. Погодине, 525 тем интереснее и интереснее оно становится. Помоги Вам —264— Бог довести до конца этот важный и многополезный литературный труд». Председатель Тверского местного Управления Российского Общества Красного Креста письмом от 28-го числа, за 267, извещал меня: «Главное Управление Российского Общества Красного Креста уведомило местное Управление, что Вы, Ваше Высокопреосвященство, утверждены в звании Почетного Члена Тверской Общины Сестер милосердия Красного Креста, о чём председателем Главного Управления доведено до Высочайшего сведения Августейшей Покровительницы Российского Общества Красного Креста. Препровождая при сем именной бланк за 266 на звание Почетного Члена, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство принять уверение в глубочайшем уважении и совершенной преданности». В ответ на это писал я от 31-го числа, за 332: «Получив препровожденный при почтенном письме вашем от 28-го числа сего июля, за 267, именной бланк за 266 на звание Почетного Члена Тверской Общины Сестер милосердия, считаю долгом выразить искреннюю признательность почтившим меня таким званием». 30-го числа получил письмо из Москвы от А.В. Краснопевкова. 526 Он писал от 29-го числа: «Не могу не поделиться с Вами впечатлениями в нашей жизни в Москве. Вчера мы торжествовали 50-летний юбилей Василия Андреевича Дашкова. 527 В церкви Воспитательного Дома была совершена литургия Преосвященным Александром 528 при собрании лучшего московского, мужского и дамского, общества. На молебен выходил Владыка Митрополит, 529 совершавший литургию в Новодевичьем монастыре (для чего крестный ход был начат часом ранее обыкновенного). К концу обедни приехал и Великий Князь Сергий Александрович. После служения в знакомой Вам актовой зале Николаевского Института прочитаны Вы- —265— сочайшие рескрипты и телеграммы и переданы знаки ордена Владимира первой степени. Затем принесены многочисленные поздравления от разных ведомств, учреждений, обществ и частных лиц. После этого был легкий завтрак и юбиляра проводили в присутствие Опекунского Совета, где ожидали его новые поздравления. Я порадовался, что до конца торжества Василий Андреевич выдержал себя очень бодро. Дай Бог ему здоровья и силы еще на многие годы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

265 об.–269 – молитвы разрешительные. Волок. 85, ф . 113 . Служебник. Конец XVI в. 4°. 299 л. Филигрань: Щит с подковой и птицей, вид: Лауцявичус, 2728 (1599 г.) Содержание: л. 249–271 – чин исповеди; л. 253 об.–261 – поновление; л. 263–265 – вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 265–266 – вопросник женщинам (Ж-Соф. 848); л. 266 об.–267 об. – поучение детям духовным; л. 267 об.–271 – поновление священникам; л. 283–298 – чин исповеди (без конца); л. 283–298 – поновление (без конца). Описания: Строев П. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый-Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891. С. 76, Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской Духовной Академии. М., 1882. С. 10–11. Волок. 87, ф. 113. Служебник с требником. Третья четверть XVI в. 4°. 418 л. Филигрань: Сфера (1550–1560-е гг.). Записи: л. 1 – «Служебник полнои и Потребник архиепископа Лаврентиа Казанского, а не давати его никому служити попом. И из монастыря никако ж, разве игумена, коли на путь, понеж в нем все три службы, и покаяне иноческое и священническое, и мирское, и постригане малаго и великаго образа, и освящение воды и на 50-цу последование, и пасхаля»; л. 416 – молитва о здравии царя Ивана Васильевича. Содержание: л. 256 об.–289 об. – чин исповеди (без конца); л. 262 об.–272 об. – поновление; л. 272 об.–274 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 274 об.–282 – поновление священникам; л. 282–285 об. – поновление мирянам; л. 285 об.– 287 – поновление вельможам. Описания: Строев П. Описание рукописей монастырей Волоколамского ... С. 79, CXXXIX; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря... С. 11–12. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 206. (поновление вельможам). Волок. 333, ф. 113 . Требник. Последняя четверть XV в. 8°. 389 + II л. Филигрань: Лилия в щите, с крестом, вид – Брике, 7220 (1476 г.). Запись: л. II об. – «Сеи Потребник дал по своей души поп Арсенеи Бузан, на багаделнои монастырь лета 7056». Содержание: л. 2 об.–9 об – чин исповеди; л. 9 об.–16 об. – поновление мирянам; л. 17–20 об. – молитва разрешительная; л. 33 об.–36 – поучение исповеднику; л. 36–39 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»)»; л. 40–40 об. – молитва разрешительная. Описания: Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря... С. 26–27; ПС XV, 2358.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Дионисия (Exposimiones super ierarchiam caelestem S. Dionysii. Floss, c. 125–266), хотя с довольно большим пропуском в середине и без нескольких страниц в конце. В этом труде делаются уже ссылки на сочинение о разделения природы 215 , но нет следов знакомства с приписываемыми св. Максиму Исповеднику схолиями на Дионисия, присланными во Францию в 875 году Анастасием Библиотекарем. Ближайший повод к происхождению его неизвестен. Общая задача комментатора – сделать переведенного им ранее слишком буквально и трудного для понимания автора более доступным для латинских читателей. Приводя последовательно текст Дионисия в своем переводе, он дает обыкновенно вслед за тем перифраз его и разъясняет смысл, вставляя нередко собственные рассуждения по тому или другому вопросу. Во всех по-видимому, известных доныне рукописях недостает некоторые· частей комментария (с. 176, гл. Ill, § 1-VII, § 1, cf. с. 1044 С-1050С; с.266, XV, §3, cf. C.1067D-1070C). В таком неполном виде издан он В первый раз Флоссом. Пропуски не восполнены и в позднейшем издании Маи 1872 г. 216 d) К позднейшему периоду жизни и деятельности Эригены с вероятностью должны быть отнесены и другие экзегетические труды ею, именно, посвященные истолкованию Евангелия от Иоанна. Известна, прежде всего, в целом виде отдельная гомилия на пролог этого Евангелия (1,1–14), Homilia in prologum S. Evangelii secundum Ioannem (cod.: Omelia I. Scoti translatoris Ierarchiae Dionysii. Floss, c. 283–296). Замечательна в ней решительность и определенность, с какою автор высказывается по некоторым труднейшим и важнейшим вопросам, решаемым в сочинении о разделении природы 217 . Представляя подробное объяснение текста Евангелия, с обращением к греческому подлиннику, гомилия может служить, в некоторых местах, образцом красноречия Эригены. Издана Равессоном в 1841 году по рукописи, не описанной им с точностью; перепечатана у Taillandier и Флосса 218 . е) Помимо указанной гомилии Эригеною предпринят был комментарий в собственном смысле на Евангелие от Иоанна (Commentarius in S.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

(стр. 147–167), – м) душевная жизнь по суду ветхозаветного закона (стр. 167–186) и н) значение душевной жизни для духовного человека по 2Кор.4:16–18 . Вторая половина дает изображение духовного человека в следующих параграфах: а) дух человека, как субъект духовной жизни – ψυχ – πνεμα, причем дух признается «состоящем», а не «особым центром самосознания или личности», на основании 2Кор.7:1 , – 2Фесс.5:23, – Евр.4:12 , – 1Кор.2:19 ,–15, 45–51, – Рим.8:9–10 (стр. 195–261), – б) смысл христианского брака, коего цель – свободное от похоти и безгрешное чадородие (стр. 261–266), – в) немощность человеческой природы, как условие для проявления божественной любви к человеку и благодати Святого Духа с одной стороны, и устремления человека к божественной благодати – с другой (стр. 266–272), – г) общий характер духовной жизни по 1Кор. 2:14 и др. (стр. 272–275), – д) обращение Савла, как факт опознания пневматической действительности (стр. 275–279), – е) богообщение – основная черта пневматической жизни (стр. 279–282), ж) благодатная любовь Христа к людям, как объективное условие духовного возрождения (стр. 282–301), – проявление духовной жизни: з) в состоянии преображаемом разума человека – γνσιξ’е, πγνωσις’е и σνεσις’e (стр. 301–333), – и) в вере религиозной, в отличие от естественной веры человека душевного (стр. 333–353), – i) надежде религиозной, в отличие от естественного ожидания и вероятных предположений, в связи с страданиями человека, неизбежными в деле его спасения, – к) и любви духовной, в отличие от душевной и плотской (стр. 383–405), – л) наконец, имеющее быть при втором пришествии Господа, окончательное преображение или метаморфоза жизни человека в духовное состояние по душе и по телу, соответственно образу Воскресшего и Вознесшегося Христа, явившегося Апостолу Павлу на пути его в Дамаск (стр. 405–438). В конце приложены примечанья, состоящие из цитат и пояснений (стр. 439–467), и указатели – выясненных понятий из посланий Ап. Павла (стр. 468–475), в алфавитном порядке, – и объясненных мест Священного Писанья (стр. 476–487), – и содержит сочинения (стр. 487–488).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(55) См., например: Мюллер Г.А. Указ. соч. - С. 4 - 20.; Плюханова М.Б. «Кипние свта»: Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. - Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2016. - С. 194 - 198. (56) Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 08.02.2018) (57) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 264. (58) До наших дней не сохранился. - И.А. (59) См.: Мельников П. Несколько новых сведений о Смутном времени, о Козьме Минине, князе Пожарском и патриархе Гермогене//Москвитянин. - 1850. - 21. - С. (1) - 12. (60) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 265. (61) См.: Указ. соч. - С. 7. (62) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 265. (63) Руская летопись по Никонову списку. Изданная Под смотрением Императорской Академии Наук. - Ч. 8 («Осьмая часть»): с 1583 до 1630 года. - Санкт-Петербург («В Санктпетербурге»): «При Императорской Академии Наук», 1792. - С. 209 - 210. (64) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 265. (65) Там же. (66) См.: Там же. - С. 266. (67) См.: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев: (с 1632 по 1682 г.). - С. (115), 132, 316. (68) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 266. (69) Там же. (70) Там же.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Чолакова. народенъ сборникъ. Ч. I. Болградъ 1872 г. стр. 111. 6 Пръгъ Марта 4 Мартины сбботы жены-тъ не работть и не орть да не вали градъ. Чолаковъ, стр. 10. 7 Въ Вторникъ и в Петъкъ на пть не тръгать. Въ Вторникъ въ Петъкъ ся не годъвать. Чолаков, стр. 41. 8 Наименование праздных, каникулярных дней, длящихся от 15 июля до Ильина дня, соответствующих турецкому Рамазану и от 1 до 6-го августа. Дни эти называются злыми: настане ин ся зли-те дни, зли-те дни горешници-те. Каравелов. Пам. народн. быта Болгар. Кн.1, М. 1861, стр. 238. Пръзъ празднувать три дни горъшницы. Чолакова, стр. 46. 9 Волчьи праздники – с 1-го по 20-е Ноября. Установлены для того, чтобы волки не ели скота. Каравелов, 265–266. Мрьскы дни и празницы после Рождьства Хр до Водокрьщь, що наричть и вьлчи празницы, кудолалъ и пр. Каравелов, стр. 10. Чолаков, 40–41 и 57. 10 К остаткам язычества принадлежат празднество Русальи и вера в русалок, которые мы встречаем у Болгар, Сербов, Словенцев, Словаков и у Русских. Название «Русальи» перенесено было позднее на праздник Св. Троицы. Шафарик видит в русалках богинь вод, речных и ключевых нимф. Миколашичь же утверждает, что имя это взято из византийского υσλια (романск. pascha rosarum), т.е. будто христианский термин был перенесён в языческое богослужение O rusalkech, Serb. spisy, III, 81–95. Miklosich. Die Rusalien, W. 1864 (Sitz-Ber. d. W. Ak. XLVI). 12 За градъ са праздновали и седьмь т четвертака, конто са отъ Велиденъ до Спасовъ день. Чолакова. народенъ сборникъ. Ч. I. Болградъ 1872 г. стр. 111. 13 Пръгъ Марта 4 Мартины сбботы жены-тъ не работть и не орть да не вали градъ. Чолаковъ, стр. 10. 14 Волчьи праздники – с 1-го по 20-е Ноября. Установлены для того, чтобы волки не ели скота. Каравелов, 265–266. Мрьскы дни и празницы после Рождьства Хр до Водокрьщь, що наричть и вьлчи празницы, кудолалъ и пр. Каравелов, стр. 10. Чолаков, 40–41 и 57. 15 К остаткам язычества принадлежат празднество Русальи и вера в русалок, которые мы встречаем у Болгар, Сербов, Словенцев, Словаков и у Русских.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сочинение г. Калишевича не только дает автору право на степень кандидата богословия, но и заслуживает особого внимания Совета Академии». 3) Ординарного профессора Алексея Введенского о сочинении студента Кудрявцева Николая на тему: «Мэн де-Биран, как метафизик и религиозный мыслитель»: «Сочинение сравнительно небольшое (стр. I–LXXIX+266) и далеко незаконченное. Вместо намеченных во введении четырех „частей“, г. Кудрявцев написал только первую часть (био- и библиографические сведения о Мэн де-Биране) и первую главу второй (генезис основных философских идей мыслителя), наметив лишь конспективно содержание последних частей (во Введении). Таким образом, все, что могло наиболее интересовать рецензента, ограничившего обработку темы метафизическими и религиозно-философскими моментами, осталось в сочинении не обследованным, – если не считать беглых конспективных замечаний, данных автором во Введении. Эта незаконченность сочинения, правда, находит свое объяснение и, если угодно, оправдание отчасти —254— в исключительно тяжелых семейных обстоятельствах, при которых приходилось работать г. Кудрявцеву, отчасти в состоянии его здоровья за истекший учебный год. Но тем не менее о ней приходится очень пожалеть, так как, вследствие отсутствия в сочинении метафизических и специально религиозно-философских исследований, разве лишь косвенно можно судить о способности автора разбираться в вопросах этого рода. Оставляя, однако, в стороне сетования о том, чего в сочинении нет, и сосредоточивая внимание на том, что в нем есть, рецензент должен констатировать следующее: 1) Поставив своею целью написать ученую монографию о Мэн де-Биране, г. Кудрявцев употребил много труда на черновую работу, – на собирание и классификацию как первых, так и вторых источников, причем проследил вопрос, с историко-философской точки зрения, до самого последнего времени. Как видно из цитации («Примечания» составляют почти половину сочинения, стр. 141–266), он не только вообще ознакомился, но и детально освоился с обширною литературою вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

284 . Донесения о первом вызове Диоскора на Собор. С. 234–236 148 . [Т. 2. C. 249–251.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 10–12 17–30). Mansi VI, 989–997. 5000/3. 285 . Второй вызов Диоскору [епископу, посланный Собором] и донесения о нем. С. 236–239 149 . [Т. 2. C. 251–254.] Vocatio secunda Dioscori (CPG 9002.2t) 150 //ACO II, 1, 2. P. 12–15 31–46). Mansi VI, 997–1005. 5000/3. 286 . Записка Феодора, диакона александрийского, поданная против Диоскора [папе Льву и Собору Халкидонскому]. С. 239–240. [Т. 2. C. 254–256.] Theodori diaconi Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.3t)//ACO II, 1, 2. P. 15–16 47). Mansi VI, 1005–1010. 5000/3. 287 . Записка Исхириона, диакона александрийского, против Диоскора, поданная святому и Вселенскому Собору. С. 241–244 151 . [Т. 2. C. 256-с. 259.] Ischyrionis diaconi Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.4t)//ACO II, 1, 2. P. 17–20 48–56). Mansi VI, 1012–1021. 5000/3. 288 . Записка Афанасия, пресвитера александрийского, поданная святому Собору, против Диоскора. С. 244–246. [Т. 2. C. 259–261.] Athanasii presbyteri Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.5t)//ACO II, 1, 2. P. 20–22 57). Mansi VI, 1021–1029. 5000/3. 289 . Записка Софрония против Диоскора, поданная [святому папе Льву и] святому Вселенскому Собору в Халкидоне. С. 246–248 152 . [Т. 2. C. 261–264.] Sophronii Alexandrini contra Dioscorum (CPG 9002.6t)//ACO II, 1, 2. P. 22–25 58–69). Mansi VI, 1029–1036. 5000/3. 290 . Третий вызов Диоскору, посланный от св. Собора, и донесения о нем. С. 248–251. [Т. 2. C. 264–266.] Vocatio tertia Dioscori (CPG 9002.7t) 153 //ACO II, 1, 2. P. 25–27 70–78). Mansi VI, 1036–1041. 5000/3. 291 . Продолжение рассуждений Халкидонского Собора и приговор об осуждении Диоскора. С. 251–271. [Т. 2. C. 266–287.] Damnatio Dioscori (CPG 9002.8t) 154 //ACO II, 1, 2. P. 27–34 79–96) 155 . Mansi VI, 1041–1080. 5000/3. 292 . Подписи произнесших приговор. С. 271–279. [Т. 2. C. 288–295.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 34–41 97–98) 156 . Mansi VI, 1080–1094. 5000/3. Grumel 1932, 123 (подпись свт. Анатолия Константинопольского).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010