Аверинцев С. С, Сыркин А. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII — первой половине IX века. С. 89. 636 Нестеровский Е. Литургика… Ч. 1. С. 41, примеч. М. И. В оригинале выделение сделано курсивом. — Ред. 637 Голубцов А. П. Из чтений… Ч. 2. Литургика. С. 235. 638 Там же. 639 См.: Алексий (Симанский), патриарх. Речь в Московской Духовной Академии о церковном пении 18 апреля 1948 года//Слова, речи, послания… Т. 1. С. 247. 640 Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280– 306; 1986. Сб. 27. С. 81–106. 642 Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 643 Там же. 644 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 265. 645 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4; Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 265; Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 2. С. 3–4. 646 Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 266. 647 Цит. по: Там же. С. 265. 648 См.: Там же. С. 266, примеч. 4. 649 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 652 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 266–267. 653 Он же. Исторический обзор… С. 302. 654 Октоих. Глас 8. Суббота. Утреня. Канон. Краегранесие. 655 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 302. 656 Он же. Историческое учение… Т. 3. С. 267. 658 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 135–137. 659 Там же. С. 149–152. 660 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. — А. Б. 661 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 304. 662 Там же. С. 303–304. 663 Минея. Месяц ианнуарий, 21. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. 664 Минея. Месяц ноемврий, 22. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 1. 665 Минея. Месяц ноемврий, 10. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 2. 667

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Фроянов И.Я. Драма Русской истории. На путях к Опричнине. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 643–644. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отдел второй. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). Ч. 1. Т. 6. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 149–152. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 250. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 259–260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 259–260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 265–266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 265–266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 272. С. 276. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 241. С. 55–56. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 366. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 150. С. 36.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

А.И. Никольский Сборники избранных служб 786. Сборник избранных служб , в четвертку, 266 лл., без конца, полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с кожею переплете; 266 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами 34 и 35, 65 и 66, 200 и 201; 203 лист вставлен не на месте и заключает в себе отрывок из другой службы. На полях внизу листов 1–5 приписка полууставом: «Сию книгу Трефолой положили Никифор с братом Григорьем Климентьевы дети Марьина в дом Воздвиженью честного Креста и преподобного отца Ануфриа». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому, составлена Пахомием Логофетом (81–91); 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (239–249). Кроме служб, в рукописи находятся: 1) паремии, входящия в состав служб святым: Симеону столпнику, Сергию Радонежскому, Иоанну Богослову, апостолу Филиппу, Димитрию (?), Михаилу (?) и Преображению Господню (249–263 об.) и 2) неполный канон в великую субботу (264–266 об.). 787. Сборник избранных служб , в четвертку, 220 лл., без конца, полууставом XV в., с заставкою (1 л.), в дощатом с тисненою кожей и железными наугольниками переплете. Нет нескольких листов между листами 159 и 160. На полях внизу лисгов 1–5 приписка скорописью: «Сия книга Трефолоец дал ея к церкве Благовещениа Богородици и Николе чудотворцу в Коданово черной поп Иоиль». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому (58–71) и 2) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (117–124). На лл. 219 и 220 отрывок из службы в неделю святых отец. 788. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала и конца, 171 л., полууставом нескольких почерков XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами 70 и 71, 107 и 108, 113 и 114, 117 и 118. Некоторые листы подклеены. На пюлях внизу листов 1–10 приписки скорописью: 1) «Сия книга Трефолой Благовещения Пресвятей владычици нашея Богородици Приснодевица Марии да Николы чудного чудотворца»; 2) «Книга Тр(еф)олой церкви Благовещ(ен)ия Богородицы что в Коданове».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл (Константин, 826 или 827 – 869), родом из Фессалоники (Солуни), просветитель славян, один из создателей славянской азбуки, святой – 82, 377,397 Клавдий Готский (Марк Аврелий Готик, 219–270), римский император в 268–270 гг. – 141 Климент Александрийский (ок. 150 – до 215), христианский экзегет, богослов и философ, в сочинениях которого присутствует широкий синтез греко-римской культуры и христианской веры, александрийский пресвитер и основатель александрийской богословской школы – 176 Клинтон X. Л. (Clinton), английский византинист – 92 Кольбер Жан-Батист (Colbert, 1619–1683), министр финансов Франции с 1665 г. (в годы правления Людовика XIV) – 42 Кондаков Никодим Павлович (1844–1925), выдающийся историк византийской и древнерусской культуры, археолог, искусствовед, византинист – 79, 80, 90, 91, 235, 268, 344, 386 Констант I (Флавий Юлий, ок. 320–350), римский император в 337–350 гг., младший сын имп. Константина Великого – 64, 118, 121, 122,  Констант II , византийский император в 641–668 гг. – 266, 298, 301, 303, 305 Константин I Великий (Флавий Валерий, ок. 272–337), римский император в 306–337 гг., единолично правил после 316 г. – 63, 93–98, 100–115, 117, 118, 121, 123, 134, 135, 141, 154, 172, 179, 180, 181, 184, 186, 190, 213, 227, 261, 268, 358 Константин II (Флавий Клавдий, 317–340), римский император в 337–340 гг., сын имп. Константина Великого – 118, 120, 121 Константин III (Констанс II, он же Констант II), сын Константина II, византийский император в 641–668 гг. – 266 Константин IV Погонат , византийский император в 668–685 гг. – 266, 292, 293, 299, 301, 304, 305, 318 Константин V Копроним , византийский император в 741–775 гг. – 317, 321–324, 326, 328, 349, 351–353, 355, 391, 393, 397, 446 Константин VI , византийский император в 780–797 гг. – 317, 322, 357, 358 Константин VII Багрянородный (Порфирогенет, 905–959), византийский император в 913–959 гг., единолично правил после 945 г. – 247, 252, 254, 323, 336, 399, 401, 405, 406, 421, 425, 427, 439, 441, 456, 457, 461, 474, 475, 478

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

(Л. 118 об.) Слово о том же к благоверным на богоборца пса Моамефа, в нем же сказание отчасти о кончине века сего. Глава 25, лист (236–244). Описание божественыя плоти Христовы и Кресте Христове толкование. Глава 26, лист (246–266). После этой главы помещено еще несколько мелких отрывков из слов Максима грека , а также и след. статьи: Лл. 266–277. Слово Кирилла, архиеп. александрийского, о исходе души от тела. Лл. 277 об. –296. Слово Ипполита, папы римского, о скончании мира и о антихристе. Лл. 297–301. Слово Иоанна Златоустог о како с разумом искати спасения. Лл. 301 об.–310. Иоанна Златоустог о повесть душеполезна в чину притчи о дворе и о змии и что есть житие се настоящее всякого человека. Лл. 310–315. Сказание о житии преп. Ануфрия. Лл. 316–321. Нравоучение о милостыни и яко не украшатися женам тленными розами. Лл. 322–408. Сказание о Мамаевом побоище. Лл. 408–418. Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Лл. 419–421 и 424. Сказание Епифания Кипрского о 12 апостолах – где каждый проповедывал и како скончася, и св. их телеса где положени суть. Лл. 424 об.–426, 422–428, 427–428. Сказание еп. тирского Дорофея о 70 апостолах. Лл. 428–429 об. О чудесах св. апостол еже есть в Деяниях. Лл. 429 об.–431. Написание начаток апост. деяний. На л. 244 об. находится следующая запись, указывающая на время написания рукописи и лицо, потрудившееся в этом деле: «а сия книга болшая преподобного отца нашего Максима грека списана с его руки преподобнаго тоя же великия обители живоначальныя Троицы преподобнаго отца нашего Сергия чудотворца иже в Маковце на Радонеже реце скимноиноком Варлаамом Самарииским в лето 7148 фуг месяца акас ла Михаила возра. Аминь. А сии старыя книги списано слово в слово многогрешным и недостойным рабом Божиим царствующаго града Москвы болшого втораго Благовещенскаго собора сторож, что у великого государя на сенях Семионом Федоровым сыном Моховиковым. Аминь.» 37) Ркп. 487 того же собрания. Слова Максима грека , 57 глав. Сказания нет. См. Описание ркпп., стр. 349–350. На л. 384-м запись, что ркп. написана в 95-е лето осмыя тысящи 17 марта (1587 г.) при царе Федоре Ивановиче и митр. Иове, «Божиею милостию и вел. чудотворца Николы и по благословению господина и отца нашего игумена Еустафия, еже о Христе с братиею». (См. Описание ркпп., стр. 355). Судя по тому, что в записи не упоминается другой епарх. архиерей кроме митр. Иова, нужно думать, что ркп. написана в монастыре митрополичьей области или ему подведомственном; а так как в записи указывается св. Николай, то можно предполагать, что монастырь был посвящен его имени, назывался Никольский. Но в каком именно Никольском монастыре была написана ркп. и кто такой игумен его Евстафий, – в настоящее время ответить затруднительно. (См. Списки П. М. Строева и Словарь историч. лиц в Сборниках Императ. Русского Историч. Общества). – Ркп. В. М. Ундольским приобретена от Мих. Коз. Кочуева 14 мая 1856 года за 30 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По форме все они представляют собой М. с каноном, каждый раз сопровождаемый целым комплексом молитв. Часть этих канонов и молитв была заимствована митр. Петром из доступных ему рукописных и печатных источников, а часть была написана им самим. Цикл «молебных пений» включает чины: 1) «о умирении и соединении Православныя веры и освобождении от бед належащих православным от сопротивных апостатов [«отступников», т. е. униатов]» (Там же. С. 93-116); 2) «о умирении и соединении Церкви, и свобождении в работе и пленении агарянском [т. е. у мусульман] сущих» (Там же. С. 116-135); 3) «за царя и за люди… во время брани, против супостатов находящих на ны» (Там же. С. 136-157a); 4) «в нашествии варвар и в нахождении языков» (Там же. С. 157b - 182); 5) «в бездождие» (Там же. С. 183-202); 6) «в безведрие» (Там же. С. 203-214); 7) «во время губительнаго недуга и напрасныя смерти» (Там же. С. 215-246); 8) «в общенуждии и злорастворных времен, и противлении ветров, и во всяком злоключении людей» (Там же. С. 247-266); 9) «во время труса на долзе не престающаго» (Там же. С. 266-282); 10) «за творящих милостыню» (Там же. С. 283-307); цикл завершается чином «о избавлении недугующаго от обуревания и насилия духов нечистых» (Там же. С. 308-385) и еще несколькими «воследованиями», не содержащими канонов (т. е. не относящимися к категории М.). Эти «воследования» включают в т. ч. молитвы апокрифические , заимствованные из Требников и сборников с элементами народной магии. Названия у них соответствующие: «Воследование молебное сопротив чародеяниям, обаяниям человеков и скотов» (Там же. С. 386-392); «Воследование молитвенное над домом или местом очародеянным и оплазняемым от злых мечтов» (Там же. С. 392-398); «Воследование молитвенное во время губительнаго мора скотов» (Там же. С. 398-403); «Воследование бываемое на нивах, виноградех или вертоградех, егда приключается вреждатися им от пругов, червий, гусениц, мушиц, гадов» (Там же. С. 403-408). Требник митр. Петра (Могилы) завершают чин «Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

816. Сборник избранных служб , в четвертку, 320 лл., полууставом разных почерков XVI и XVII вв., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листамн: 233 и 234, 275 и 276, 314 и 315. На полях внизу листов: 3, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 44, 46 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу Трефолой положил в дом Воскресению Христову да Собору Пресвятей Богородицы на Ленивую площадку Борисоглебекой поп Деомид по своей души и по своих родителех». Состав: за оглавлением. (1) службы святым: 1) декабря 3 – Савве Сторожевскому (2 об.–11 об.); 2) декабря 5 – Савве Освященному (12–25 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (26–38 об.); 4) декабря 7 – Антонию Сийскому (39–66). В заглавии пред службой написано: «Списано бысть сие многогрешным Иваном Русином родом от племени варяжс колена Августа кесаря римского в лето 7087 (1579); 5) января 10 – Павлу Обнорскому (67– 11–75 об.) 6) января 11– Феодосию Великому (76–81); 7) января Михаилу Клопскому (82–95 об.); 8) января 20 – Евфимию Великому (96–109); 9) января 31 – Никите Новгородскому (110–119 об.); 10) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (120–135 об.); 11) февраля 12 – Алексию митрополиту (136–147 об.); 12) мая 3 – Феодосию Печерскому (148–161 об.); 13) мая 14 – Иеидору юродивому Христа ради Ростовскому (162–178 обЛ; 14) мая 22 – Никите Переяславскому столпнику (179–184 об.); 15) сентября 6 – Михаилу архангелу (185 об.–195); 16) сентября 7 – Иоанну архиепископу Новгородскому (196–208 об.); 17) сентября 19 – князю Феодору и чадам его: Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (209–223 об.); 18) сентября 30 – Григорию Пельшемскому(224–233 об.), без конца; 19) сентября 24 – Евфросинии «игумении святого Спаса юж церковь сама созда в селци в Богоспасаемом граде Полотцке» (234–240 об.); каноны: 20) Святей Троице (241–248); 21) на исход души, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина (249–262 об.); 22) молитва над умершим архиереем: «Боже великий архиерею праведный соделанным (263); 23) предисловие пред каноном за единоумершаго: «Духовный мой брате и господине имрек сотвори со мною Бога деля последнюю любовь» )263 об.–266 об.); 24) канон за единоумершаго (266 об.–275 об.); 25) паремии из служб общих святым (276–291), без начала: на лл. 284–286 те же паремии, что на лл. 279 об.–280 и 282 об.–283; последование царских часов в навечерие Рождества Христова, без конца (292–320 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. – М., 1970, с. 288. Кстати, это означает, что в начале III века уже было крещение детей, и оно воспринималось как апостольское предание. 265 Несколько столетий длился спор между православными и католиками о том, совершать ли Литургию на квасном хлебе или на опресноках. Православные ссылались на то, что слово стоящее в евангельском тексте, означает именно квасной хлеб, а никак не опресноки. Католические богословы защищались ссылками на то, что по еврейскому закону квасной хлеб даже не мог находиться в доме, когда в нем празднуют Пасху. Христос пошел бы на нарушение закона, если бы использовал квасной хлеб, и даже если бы Он захотел его найти – ни в одном из домов Иерусалима Он не нашел бы и крошки квасного хлеба в пасхальную ночь. Но Господин субботы совершил пасху во внепасхальный день… 266 св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 496. 267 Там же. 268 В начале было Слово, с. 271. 269 Там же, с. 266. 270 св. Иоанн Златоуст. Там же, с. 142. 271 “Индонезийское племя батаков помнит... о райских временах, когда Небо было ближе к Земле и между богами и людьми существовало постоянное сообщение. Верховный бог, – “Тот, чье начало в нем самом”, творец Вселенной и других богов, обитает на последнем небе и, по-видимому, подобно всем верховным богам “первобытных” людей, стал deus otiosus (“праздным богом”); ему не приносят жертву” (Элиаде М. Космос и история, с. 170). 272 Позднее, у Плотина, этот сюжет получает несколько иное толкование: “Бог же, Кронос, представляется в мифах связанным на том основании, что он пребывает недвижимо и неизменно в своем тождестве: господство над видимой вселенной он предоставил своему сыну Зевсу потому, что ему самому, обладателю и источнику всех и всяческих благ, не свойственно, оставив свое царство в умопостигаемом мире, нисходить до владычества в мир позднейший и низший” (Эннеады V.8.13.//Плотин. Эннеады. – Киев, 1995, с. 209). 273 Элиаде М. Указ. соч., сс. 94-95. 274 Там же, с. 229. 275 В начале было Слово, с. 259. 276 Там же, с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Тифлис, 1924. 2. С. 214-242; 3. С. 266-286 (на груз. яз.); Численность населения Иверии//Саисторио моамбе. Тифлис, 1924. Вып. 1. С. 259-266 (на груз. яз); Грамота Царицы Тамары Великой на имя Гелати от 1193 г.//ИзвКавИАИ. 1925. Вып. 3. С. 111-120; Об истории денег в Грузии//Саисторио моамбе. Тифлис, 1925. Вып. 1. С. 1-35 (на груз. яз.); Описание города Тифлиса 1803 г.//Там же. 1925. Вып. 2. С. 27-104 (на груз. яз.); О происхождении исторических личностей в росписи Зарзма//Там же. Вып. 1. С. 139-142 (на груз. яз.); К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имерети//ИзвКавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Вокруг вопроса о «Витязе в тигровой шкуре»//Мнатоби. Тифлис, 1927. 11/12. С. 239-263 (на груз. яз.); Из социально-экономических вопросов средневек. Грузии//ИзвКавИАИ. 1927. Вып. 5. С. 101-127; К датировке постройки мон-ря Креста против Мцхета//Там же. С. 61-70; Изыскания об истории грузин в IV-VII вв.//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 2. С. 1-59 (на груз. яз.); Когда был построен храм Светицховели//Там же. Кн. 1. С. 95-107 (на груз. яз.); Имеретинские церковные крестьяне и имения по описям 1820 и 1825 гг.//Там же. 1929. Кн. 4. С. 76-101 (на груз. яз.); «Калмособа» о Зап. Грузии//Там же. С. 35-66 (на груз. яз.); Краткий обзор истории Грузии. Сухуми, 1941; Две большие войны Давида Строителя//Тр. Кутаисского пед. ин-та. Кутаиси, 1942. Вып. 4. С. 205-217 (на груз. яз.); Кончина Георгия Саакадзе//Мнатоби. Тбилиси, 1942. 5. С. 123-136 (на груз. яз.); Тбилиси во 2-й пол. V в.//Там же. 1958. 10. С. 99-112 (на груз. яз.); Вахтанг Горгасали. Тбилиси, 1959, 1994 2 (на груз. яз.); Шота Руставели и его «Витязь в тигровой шкуре». Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Дидгорская битва. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); О надписях Болнисского храма//Мнатоби. Тбилиси, 1985. 5. С. 149-154 (на груз. яз.); Крцанисская битва. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); История груз. народа, 1783-1921. Тбилиси, 1997, 2003 2 (на груз. яз.). Изд.: Грамота священнослужителя Григория Сурамели 1250 г. для мон-ря Шиомгвиме. Тифлис, 1912 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1319905.html

V, 89, 109. 93, 101–103 (энергии не рознятся по Лицам). d) Uмeha и есть имена энергий. IV, 118–119:120 вн., 122; а не сущность. 180. VI, 449 (не противоречие имён сущности). Локализация 1. Диалектика. а) Отец. в) Сын – доб. выражение Отца, хотя и у него сияние славы. IV, 136, разные виды рождения; рождение – сияние славы. IV, 308. с) Дух – жизнь и благодать. (d) – отсутствует) е) Имена – точность. VI, 436. Оно разделение сущности на качества. VI, 374–377. f) Uмeha не мешают анофатическому богословию. VI, 458 сл., 462. g) Caм по себе Бог не нуждается в имени, мы же примышляем по мере вмещения энергии. VI, 326. 378. 482. 420–422. 1. Слова при творении. 347–356. Мысль – действие. 356, 358. 369. 2. Слово есть Бог. 360. Имена суть божественное. 414. 2. Антисуборд(инационизм). (Вписано на полях слева). 3. Слова – откровение, богоявление, энергия. 1, 363–365:366–367, 376, 381, 371–372, 373. Энергия ума у Бога – Слова. 419. Бог не говорит; да будет имя! 4. А мы именуем, примышляя. Примышление не унижает Бога. 380. Таким образом, имена и богоявление, и примышление. VI, 383–385, 386. 5. Неправильный взгляд на примышление 425–426. 6. Для избранных именем становится само дело. VI, 437. Число и имя для Бога. 435. Выводы для имяславия 1. Учение об энергиях. а) Действие Божества в мире и человеке. в) Учение о Св. Троице – откровение в свете энергий. Энергия связана с мистическим символизмом (платонизм). 2. Связь имён с энергиями. 0. Всё постигается по именам («образ сущности»). V, 271. 1. Вообще благоговейное отношение к имени. V 70–73 (против Евномия, переменившего имена). 2´. Различие имён божественных и человеческих; а) время, в) страдание. V, 234–236. 3. Имена – правила истины и закон благочестия. V, 266. 4. Имя – и 1) откровение Бога и 2) epinoia. 5. Имя Божие=энергия сущности. Не в пользу имяславия 1. Тексты. Шедше научите. V, 265:266 вн. 274. во имя Божие... 271 (непоименованное имя). О имени поклонитесь. IV, 329. 2. О молитве. Глава 13. Соборы 542 . А.Ф. Лосев 543 I .  Первый Собор , 11 июня 1341 г.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010