Возражение 2. Далее, если бы вознесение Христа было причиной нашего спасения, то в таком бы случае, пожалуй, Его вознесение было бы главной причиной нашего. Но оно было даровано нам Его страстями, в связи с чем читаем: «Имеем дерзновение входить во Святилище посредством крови Его» 327 ( Евр. 10, 19 ). Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения. Возражение 3. Далее, дарованное Христом спасение вечно, согласно сказанному [в Писании]: «Мое спасение пребудет вечным» ( Ис. 51, 6 ). Но Христос не восшел на небеса, чтобы пребыть там вовек, поскольку читаем: «Сей Иисус... придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1, 11 ). Кроме того, мы читаем о том, что после Своего восшествия на небеса Он являл Себя на земле многим святым людям, например, Павлу ( Деян. 9 ). Следовательно, похоже, что вознесение Христа не является причиной нашего спасения. Этому противоречит сказанное Им Самим: «Лучше для вас, чтобы Я пошел» ( Ин. 16, 7 ), то есть, чтобы Я оставил вас и восшел на небеса. Отвечаю: вознесение Христа является причиной нашего спасения двояко: во-первых, с нашей стороны; во-вторых, с Его. С нашей стороны, поскольку Вознесение возносит к Нему наши души. В самом деле, нами уже было сказано (1), что Его вознесение содействует [возрастанию], во-первых, веры, во-вторых, надежды, в-третьих, любви. В-четвертых, оно увеличивает наше почитание, поскольку ныне мы чтим Его не как земного человека, а как Бога небес, в связи с чем апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти», то есть, согласно глоссе, как смертного, из-за чего думали, что Он – простой человек, «то ныне уже не знаем» ( 2Кор. 5, 16 ). С Его стороны, поскольку Он при Своем вознесении сделал несколько вещей ради нашего спасения. Во-первых, Он приуготовил нам путь к восхождению на небеса, согласно Его собственным словам: «Я иду приготовить место вам» ( Ин. 14, 2 ), и словам [пророка] Михея: «Идущий пред ними откроет им путь» 328 ( Мих. 2, 13 ). В самом деле, Он является нашим Главой, а члены должны следовать за своею Главой, в связи с чем Он говорит: «Чтобы и вы были, где – Я» ( Ин. 14, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ибо, как Адам является главой всех людей в этом мире, являясь их началом и отцом, так и Владыка Христос по отношению к телу Церкви является главой и отцом будущего века. Этот также сподобился называться образом Бога 151 . С еще большим основанием это относится к Владыке Христу, так и апостол говорит: «Он – образ Бога невидимого». Он единственный и первый из людей благодаря Богу явил из ребра женщину без семени. А Владыка Христос во плоти один, без семени, из женщины вышел, осуществив исотимию и необходимость природы. И он же первый из людей согрешил, обольщенный дьяволом . Владыка (D. 34) Христос за него необходимое возвратил, благоразумно разорвав долговое обязательство и победив врага. Об Авеле 152 Это праведный Авель, который первый из всех людей неправедно убитый, показал, что основания смерти являются непрочными. Поэтому и убитый он все еще говорит, предвещая воскресение мертвых, которое Владыка Христос первым из всех на своем примере показал и уничтожил кажущуюся силу смерти. Авель является именно тем, кто, как в загадке, изобразил страсти Христа, кто был неправедно убит братом из зависти к добрым делам, о котором и апостол Павел в «Послании к евреям» говорит: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к мириадам ангелов, к торжественному собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» 153 . Сиф 205 154 прожил 707 всего 912 (D. 35) Енос 190 всего 625 прожил 715 всего 905 Каинан 170 всего 795 прожил 740 всего 910 Малелеил 165 всего 960 прожил 730 всего 895 (Р. 21) Иаред 162 всего 1122 прожил 800 всего 962 Енох 165 всего 1287 прожил 200 всего 365 О пророчестве Еноха 156 Он предсказал, говоря: «Се идет Господь с мириадами своих святых сотворить суд над всеми и между ними всех нечестивых обличить в порочных словах, которые произносили нечестивые грешники против них» 157 . Это тот Енох, над которым решение смерти было не властно; ибо Бог забрал его, чтобы он не видел смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Царь и первый Император Петр-1 Романов упразднил Патриаршество, и сделал себя главой Российской Церкви. Правильно ? И да, и нет ! Если брать за истину, что Император, Царь и Король -- Защитник Веры ( как в Великобритании и в других королевских странах), то эта модель может и должна жить. Европа это показывает и доказывает. Королевские страны Европы -- самые успешные, социально-развитые,стабильные в мире. Понятие " шведский социализм " набило оскомину уже всем. И при этом " шведском социализме " король -глава Церкви ?! Диву даешься ! Социализм, король, глава церкви -- нарочно не придумаешь, но такая формула показывает, что королевские Норвегия Швеция, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Дания, и так далее -- самые стабильные в мире, при социалистическом образе жизни, взятом из опыта СССР ! Что касается Россия то, императорской, и нынешней ?! Все-таки Россия-- не совсем Европа, но и Азия тоже. Кто-то говорит --Азиопа ! Здесь другая ментальность, происхождение основного народа-деревенское, зависть, ненависть друг к другу, рваческие во многом устои, гнонор не по разуму. Если главой в новой Императорской России будет восстановленный Царь-император, то нынешнее руководство Церкви в лице Патриарха, Св. Синода и епископата будет этому явно недовольно, оно будет протестовать и интриговать против нового Императора. Пример тому, ситуация с Царем-мучеником Николаем-2 и Синодальным руководством РПЦ, которое активно, повторяю АКТИВНО участвовало в Февральской антимонархической масонской революции 1917 гг. Патриарх и епископы будут постоянно по своей ментальности и социальному происхождению противостоять новому Царю-Императору как к Главе Церкви, постоянно тыкая ему, что он, новый Царь-Император из новых Романовых будет повторять судьбу своего предшественика Никола-2. Епископат РПЦ в этом не успокоится. Тогда какой же баланс найти для этой очень серьезной ситуации ? Ведь Православный Царь-Император в новой России не может быть простой пешкой в руках политиков, парламента,правительства и Церкви ? Да. монархия будет конституционной, с широкими правами и обязанностями Императора, но все-таки очень серьезный вопрос -- должен быть Главой Православный Церкви миропомазанный Царь-Император или нет ? Главой Церкви является Христос Бог наш ! Предстоятелем Церкви перед Христом Богом является Патриарх, который управляет Церковью Соборно, вместе с Соборами, епископатом, духовенством при обязательном участии паствы -МИРЯН. Царь-Император -- Защитник Православной Церкви и Веры, символ государства, российской нации и единства народа ! Вот, кажется, это формула очень точная и нужная --Глава Церкви Православной Российской --Христос Спаситель, Предстоятель Церкви Российской Христовой-- Соборный Патриарх, Защитник Веры и Церкви Российской Христовой -- Царь-Император, который также по Монархической Конституции Защитник -- конфессий мусульманской, буддистской, иудейской и всех иных конфессий, которые служат Верой и Правдой России, Царю-Императоору и народу Российскому . Аминь

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/11/gl...

И еще: «муж» есть ум, пекущийся о естественном созерцании в духе и имеющий главой Слово – Производителя всего, являемого по вере из упорядоченного строения зримых [вещей]; Его ум не позорит, как бы скрывая и пряча под чем-либо из зримого, ибо он не поставляет что-либо другое превыше этого Слова. «Жена» же этого ума есть сожительствующее с ним чувство, посредством которого он плавает [по морю] чувственного естества и собирает находящиеся в нем божественные логосы, не позволяя чувству, обнажившись от разумных покровов, сделаться слугой неразумия и греха и через отвержение божественных логосов, как покровов, получить себе в качестве главы вместо ума страсть неразумия. Главой же Христа, то есть творческого Слова, соразмерно проявляющегося в сущих при естественном созерцании их по вере, является неизреченно Рождающий Его по сущности Ум. К Нему Слово через Самого Себя доставляет, посредством благочестивого созерцания сущих, возводимый ум, снабжая его умозрительными отражениями [вещей] божественных, соразмерных ведению зримых [вещей]. С другой стороны, «муж» есть ум, оказавшийся внутри таинственного богословия и имеющий главой [своей] непокрытого Христа, неведомым образом постигаемого умом в недоказуемых тайноводствах; или, говоря точнее, познаваемое помимо ума Слово веры, превыше которого не полагается ни одно из сущих – ни чувство, ни разум, ни ум, ни мышление, ни ведение, ни познаваемое, ни мыслимое умом или разумом, ни воспринимаемое чувством или ощущаемое. [Другими словами, это есть] ум, подвизающийся в достохвальном, совершенно превышающем его самого и сущих, и в высшей степени обоживающем отречении [от всего]. «Женой» же этого ума является мысль, чистая от всякого чувственного мечтания, имеющая словно главой [своей] ум, окутанный безначальными и превышающими мышление созерцаниями неизреченных и неведомых догматов. Глава же Христа, то есть соответственно величию [Своему] таинственно явившегося Слова, есть Ум, абсолютно и во всех отношениях беспредельно удаленный от всего; Его и делает познаваемым для достойных умопостигаемый Христос, будучи по природе Словом Ума. Ибо [Священное Писание] гласит: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9 ). Действительно, умозрение Слова становится ясным ведением породившего Его Ума, поскольку Слово являет существующий в Нем по сущности Ум, к Которому Оно и возводит [человеческий] ум, устремляющийся к тождеству по благодати с Богом, освободившийся в умозрении от различия и множественной количественности сущих и соединяемый с Боговидной Единицей в тождестве и простоте устойчивого приснодвижения окрест Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Муж - глава жены Конечно, и здесь проблема существует. Современная женщина - не та, что была в древности или даже 100-150 лет назад. Для атеиста вопрос: чья вина первична в деградации современного человека - мужчины или женщины, - так же неразрешим, как и вопрос о том, что появилось первым: яйцо или курица? Но для человека верующего оба вопроса не представляют собой загадки. Курица появилась в этом мире прежде яйца, а мужчина является главным и первым виновником деградации человечества. Причина проста: семья, как и рыба, «гниет с головы», а в Священном Писании сказано, что муж есть глава жены (Еф. 5, 23). Если тело совершает какие-либо абсурдные или даже опасные действия, никто не станет винить в этом руку, ногу или другую часть тела, но вполне справедливо посчитают источником этих действий голову. «Всякому мужу глава Христос» Но в чем же причина загнивания самой «головы», т.е. мужчины? Ответ мы найдем также в Священном Писании: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог (1 Кор. 11, 3). Именно в таком порядке излагает апостол Павел иерархическую структуру христианской семьи, находящейся под главою Христом (Еф. 1, 10). Главенство мужа устраивается его вхождением в иерархию, в которой он имеет главой Христа. Возглавление от Бога во Христе в этой структуре является необходимым условием главенства мужа над женой. И если Христос держит эту «голову», то само «тело» удерживается своей «главой». Как писал блаженный Августин: «Муж тогда настоящий глава жене, когда глава мужа - Христос, Который есть Премудрость Божия» . И вот развал семьи, по крайней мере в народах, которые еще не так давно были носителями христианской культуры, напрямую связан с отступлением мужей от Христа. Как в первозданном мире отступление человека от Бога привело к тому, что человек лишился, по большей части, власти над животным миром, так и отказ мужчины от возглавления Христом лишает его способности быть главой жены. Этот отказ имеет своим следствием изменение отношения и мужа к жене, и жены к мужу.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/30/mez...

Бог творит нечто совершенно новое, но из основного материала, если можно так выразиться, тварного мира. Человек создан из самой плоти тварного мира. И этим он сродни всему тварному миру, не только другим людям, не только человечеству, не только животным, которые тоже принадлежат этому тварному миру, но даже всему тому, что мы видим вокруг нас, что нам кажется как бы неживым, но что живо для Бога. И когда Христос воплощается, Он соединяется с веществом всего тварного мира. Он делается Спасителем человечества, но одновременно делается в глазах всей твари, если можно так выразиться, явлением того, к чему она призвана. Вся тварь, от самого малого атома до самой великой галактики, как бы взирая на Него, видит себя самое во славе. Он возглавляет весь мир. Отцы говорили о том, что Он делается снова тем, чем был призван быть Адам. Он является главой всей твари, и потому что Он сродни всей твари через Свою плоть и через Свою человеческую душу, Он может всю тварь вести к полноте того момента, когда будет победа Божия одержана и когда вся тварь войдет во славу Божию. Христос соединен со всем тварным миром, Он является главой этого мира. Он является главой этого мира именно через крестную любовь. Какая дивная связь между Им, нами и тварью! Это должно бы нас побуждать к совершенно новому, как бы несказанному отношению ко всему творению, ко всему, что вокруг нас есть, потому что все вокруг нас в каком-то смысле сродни воплощенному Сыну Божию. Все, что вокруг нас есть, как бы находит в Нем своего Главу, своего Господина, своего Наставника, своего Спасителя. И как должны мы относиться ко всему веществу мира, в котором живем, и раньше всего к себе самим! Церковь зовет нас к целомудрию, то есть к такому отношению к нашему телу, которое в нем видит святыню. Наше тело создано из того вещества, из которого создано Тело Христово. Христос взял на Себя тело, подобное нашему. И еще больше: когда мы бываем крещаемы, в тот момент мы соединяемся со Христом так, что Он живет в нас и мы живем в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010