Августин же только отрицает то, что Христос как человек сообщал Святого Духа повелительно. (Ведь и о других святых говорят, что они подают Святого Духа инструментальным или служебным образом, согласно сказанному [в Писании]: «Подающий вам Духа...» ( Гал. 3, 5 ).) Ответ на возражение 2. Говоря метафорически, не следует ожидать совпадения во всем, в противном случае речь шла бы не о подобии, а о тождестве. Действительно, у естественной головы нет другой головы, поскольку одно человеческое тело не является частью другого. А вот метафорическое тело, то есть упорядоченное множество, является частью другого множества. Так, например, семейное множество – это часть гражданского множества, и потому у главы семейного множества, отца, есть возвышающийся над ним глава, то есть гражданский правитель. Поэтому нет ничего несообразного в том, что Бог является Главою Христа, в то время как сам Христос является Главою Церкви. Ответ на возражение 3. Г олова очевидным образом превосходит другие внешние члены, влияние же сердца сокрыто. Поэтому сердцу уподобляют Святого Духа, поскольку Он оживляет и объединяет Церковь невидимо, тогда как Христа уподобляют Главе согласно Его видимой природе, в которой человек бывает поставлен над человеком. Раздел 2 Является ли Христос Главой людей в том, что касается их тел, или же только в том, что касается их душ? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христос не является Главой людей в том, что касается их тел. В самом деле, о Христе говорят как о Главе Церкви постольку, поскольку Он дарует Церкви духовное чувство и движение благодати. Но тело не способно к восприятию этого духовного чувства и движения. Следовательно, Христос не является Главой людей в том, что касается их тел. Возражение 2. Далее, тела являются тем, что обще нам и неразумным животным. Поэтому если бы Христос был Главой людей в том, что касается их тел, то из этого бы следовало, что Он был бы Главой и неразумных животных, каковое мнение представляется предосудительным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

VIII. Учение, что епископ города Рима является наивысшим видимым главой всей Церкви, заключает в себе, кроме иных, в особенности следующие противоречия: 1) если бы епископам города Рима принадлежало действительное главенство над всей Церковью, то главою всей Церкви был бы уже первый Римский епископ Линий, а святой апостол Иоанн, который дожил до 100 лет и умер по прошествии 100 лет от Рождества Христова, находился бы, таким образом, в подчинении у епископа Линия и его преемников Клета, Климента и Ефариста, что является совершенно немыслимым делом. Нельзя ни допустить, ни предположить, чтобы христиане того времени ставили епископа Римского выше апостола; 2) если же апостол Иоанн не был подчинен Римскому епископу Линию и трем его преемникам, тогда, исходя из предположения, что Церковь не может обойтись без наивысшего видимого главы, должен бы был являться этим главой апостол Иоанн, а Римские епископы Линий, Клет, Климент и Ефарист должны бы были ему быть подчинены; при этом возник бы здесь вопрос, на основании чего святой Иоанн стал бы главой всей Церкви, когда этим главой были будто бы установлены святой Петр и его преемники; 3) если же святой Иоанн сделался, по смерти святого Петра, наивысшим главой всей Церкви, то это главенство не перешло бы на предполагаемого преемника святого Петра в Риме, но на соапостола Петра, который, однако, не жил в Риме, но в Ефесе; 4) возникает далее в этом случае вопрос, почему после смерти святого Иоанна не перешло на его преемника видимое главенство над всей Церковью, то есть на епископа в Ефесе, а почему оно было перенесено на епископов города Рима, в то время как вышеупомянутые первые епископы в Риме этого главенства не имели; 5) если же, однако, главенство над всей Церковью получил по смерти святого Петра Римский епископ Линий, и если апостол Иоанн был, вероятно, изъят из-под его компетенции, встает дальнейший вопрос – кто был наивысшим видимым главой того большого количества верующих Малой Азии, которыми из Ефеса управлял святой Иоанн; были ли ими епископы Римские, последовательно один за другим занимавшие римскую кафедру, – Линий, Клет, Климент и Ефарист, или же им был апостол Иоанн;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Мы возводим храмы из бревен, из камня и кирпичей, строения эти освящаются и становятся местами особого присутствия Божия, что ощущают и воспринимают не только верующие люди. Человеческое тело венчается головой. Нет смысла долго рассуждать о том, что, как тело без головы, так и голова без тела жить не может. Собрание людей вокруг Христа является телом, а Христос – его Главой. А что значит: «ХристосГлава Церкви»? На минуту отвлечемся и подумаем: можно ли, например, Конфуция назвать главой конфуцианства? Он – учитель, источник учения, но не более того. Можно ли сказать, что Мухаммед является главой уммы? 114 Кем он является для мусульман? Пророком, возвестившим слово Аллаха и давшим им Коран, но не главой общины. Является ли Моисей главой синагоги? Тоже нет. Моисей – великий пророк, который принес Тору, который принес Закон. Через него Бог заключил Завет с израильским народом. Ни один раввин не учит своих прихожан, что Моисей – глава еврейского кагала. Мы, христиане, в данном случае составляем исключение. Симеон Богоприимец предрек: Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и на предмет пререканий ( Лк.2:34 ). Христос в качестве Главы Церкви сделался предметом долгих и мучительных пререканий в среде христиан. Обозначим основные позиции. Первая – это представление о Главе Церкви как о Том, Кто ее основал, создал, дал учение, Кто совершил наше Спасение. Это – протестантское понимание слов «ХристосГлава Церкви». Но различных протестантских учений насчитывается несколько сотен, и везде Христосглава, а Церковь – тело. Сколько же тел может быть у одной головы? В том, что Христос – Учитель, Основатель, Создатель и Спаситель, мы не сомневаемся. Но все ли этим сказано? В плане сотериологии, пожалуй, все, но есть в догматике и такой раздел – экклезиология 115 . Если мы не учитываем этот аспект, то мало чем отличаемся от иудеев, мусульман или конфуцианцев. Другая позиция: Христос реально присутствует в Церкви, причем олицетворением Его является конкретный человек. Изначально это был Петр, потом – его преемники. То есть Христос присутствует в Церкви в двух видах: в виде Святых Таин и в виде понтифика – Папы Римского. Кто же в таком случае Папа Римский? Он не просто пастырь, не просто священник, он и есть Христос, в нем пребывает Христос. Как человек он тоже нуждается в исповеди и покаянии. Как человек он подвержен немощам и болезням, как человек он чегото не знает и даже в чемто ошибается, но как носитель Христа он непогрешим, потому что Христос согрешить не может.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня» потому, что хотел, чтобы Петр, по троекратном своем публичном отречении, проявил свое обращение тройным публичным исповеданием любви. 363. Как единственно возможно понимать слова Господа Иисуса Христа, чтобы Петр пас агнцев и овец Его? Слова Господа Иисуса Христа о том, чтобы Петр пас агнцев и овец Его, возможно единственно понимать так, что Петр, вследствие троекратного отречения от своего Учителя, стал недостойным апостольского звания, но после троекратного исповедания любви Господь Иисус Христос снова заявил, что оставляет Петру должность апостола. 364. Возможно ли поэтому словами Господа Иисуса Христа, что Петр должен пасти агнцев и овец Его, доказывать главенство Петра над остальными апостолами и над всей Церковью? Словами Господа Иисуса Христа, что Петр должен пасти агнцев и овец Его, нельзя ни в коем случае доказывать главенство Петра над остальными апостолами и над всей Церковью, так как пастырями духовных агнцев и овец Христа были без различия все апостолы, а не только Петр. 365. Считал себя апостол Петр главою остальных апостолов? Апостол Петр не считал себя главою остальных апостолов, так как в своем Первом послании называет себя только соначальником или сопастырем, но Господа Иисуса Христа называет Пастыреначальником или Архипастырем, то есть главой пастырей ( 1Пет.5:1–4 ). 366. Кто является наивысшим Пастырем и Учителем всех апостолов и их преемников и вообще всей Церкви? Наивысшим Пастырем и Учителем всех апостолов и их преемников, и вообще всей Церкви, является единственно Сам Господь Иисус Христос, Который сказал: «Я есмь пастырь добрый, и знаю (овец) Моих» ( Ин.10:14 ). 367. Считали ли остальные апостолы и первые христиане апостола Петра главой всей Церкви? Как остальные апостолы, так и первые христиане не считали апостола Петра главой всей Церкви, так как из Священного Писания мы знаем, что: 1) Собор апостолов послал Петра и Иоанна в Самарию ( Деян.8:14 ); 2) когда Петр крестил в городе Кесарии язычника, сотника Корнилия, упрекали его за это иерусалимские христиане, и он должен был защищаться ( Деян.11:1–4 );

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Апостол Петр, хотя и не был главою Церкви, пользовался особым уважением на Соборе апостолов ввиду своего престарелого возраста, а также своего усердия и рвения. 374. Пользовались ли, кроме Петра, еще иные апостолы особым уважением? Кроме Петра пользовались особым уважением еще апостолы Иаков и Иоанн, которые совместно с Петром считались столпами Церкви ( Гал.2:9 ). 375. Кто из апостолов снискал позднее наибольшие заслуги в Церкви? Позднее самые большие заслуги в Церкви имел апостол Павел, поэтому христиане почитают апостолов Петра и Павла главными из апостолов. 376. Означает ли это особое уважение Церкви к апостолам Петру, Иакову, Иоанну и Павлу, что эти святые апостолы были начальниками остальных апостолов и всей Церкви? Особое уважение к этим четырем апостолам не дает повода предполагать, что эти святые апостолы были начальниками остальных апостолов и всей Церкви, ибо Церковь не могла бы иметь одновременно четыре главы. Она имела и имеет единого главу в Лице Господа Иисуса Христа. 377. Какое основание вело к созданию учения о главенстве апостола Петра над всей Церковью? К созданию учения о главенстве апостола Петра над всей Церковью вело основание, чтобы также епископ города Рима, столицы тогдашней Римской Империи, был признан главой всей Церкви. 378. Какие утверждения еще приводятся с тою целью, чтобы епископ города Рима был признаваем главой всей Церкви? С той целью, чтобы епископ города Рима был признаваем главой всей Церкви, утверждается еще, что апостол Петр был первым епископом Римским, и что последующие римские епископы, как его преемники, наследуют после него главенство над всей Церковью. 379. Подтверждается ли чем-либо, что апостол Петр был в Риме? То, что апостол Петр был в Риме, подтверждается устным Преданием о его мученической кончине; в Риме 67 году он был распят на кресте вниз головою. 380. Можно ли на основании того, что апостол Петр умер мученической смертью в Риме, утверждать, что он был также первым епископом в Риме? На основании того, что апостол Петр умер мученической смертью в Риме, нельзя утверждать, что он был также первым епископом города Рима, так как апостол Павел, подвизавшийся продолжительное время в Риме, принявший в Риме мученическую смерть, римским епископом не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Сами по себе внешние чувства недостаточны для познания внешнего мира. Положительные проявления раздражительной силы: ревность о Боге, мужество, смелость, ненависть ко злу и греху, искренняя любовь к Богу и ближним. Святитель называет ревность движущей силой воли, которая из сердца исходит 466 . Отрицательные проявления: несправедливый гнев, вспыльчивость, зависть, вражда, злословие, склонность к ссоре, мстительность, самолюбие, наглость. Святитель Феофан пишет, что больше всего тиранят сердце страсти: «Как жжёт сердце гнев! Как терзает его ненависть! Как точит злая зависть… Да если построже рассмотреть, то найдём, что и все наши тревоги, и боли сердца – от страстей» 467 . Чувствующая или раздражительная сила укоренена в сердце человека и реализуется через него 468 . Таким образом, учение о душе святителя Феофана Затворника с одной стороны отличает оригинальность мысли и простота изложения, с другой – соответствие древней святоотеческой аскетической традиции и Церковному Преданию. Алексей Черников, 2 курс магистратуры СПбДА. Взаимные обязанности супругов (по книге святителя Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения») Ваше Высокопреосвященство, уважаемые отцы, братья и сестры! Тема моего доклада: «Взаимные обязанности супругов». Наверное, такая тема может звучать странно, так как можно подумать, что может епископ, который не состоял в браке, знать о тонкостях семейной жизни? Но святитель Феофан имел обширную переписку, в числе его духовных чад были и семейные люди. Кроме того, он жил во время традиционного для России уклада и иерархии семьи. Поэтому мысли святителя о семейной жизни, и в частности об обязанностях супругов, могут быть нам интересны. Обратимся к его труду «Начертание христианского нравоучения». Рассмотрим сначала обязанности мужа. Святитель Феофан пишет, что «муж глава жене» 469 . По учению Церкви супруги равны перед Богом, но в семье имеют разные функции и обязанности, обусловленные полом. Семья имеет свою систему иерархии, соподчинения. Главой семьи является Христос, муж является главой для жены, жена –помощницей мужу, а дети находятся в послушании у родителей. Психологические особенности мужчины и женщины как раз определяют то, что для мужчины естественно быть главой, а для женщины – ему помощницей. Эти отношения господства и подчинения строятся на взаимном свободном согласии и любви 470 . Главенство мужа следует отличать от деспотизма: власть в христианском понимании является служением. Муж должен осуществлять власть по примеру Христа, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп. 2, 7 ), пошёл за Церковь на Крест. Критерием того, правильно ли муж осуществляет свою власть, является забота об истинном благе всех членов семьи 471 . По свт. Феофану «сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругою и сильною любовию заставляй её быть себе покорною» 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

    366. Кто является наивысшим Пастырем и Учителем всех апостолов и их преемников и вообще всей Церкви?    Наивысшим Пастырем и Учителем всех апостолов и их преемников, и вообще всей Церкви, является единственно Сам Господь Иисус Христос, Который сказал: «Я есмь пастырь добрый, и знаю (овец) Моих» (Ин.10:14).     367. Считали ли остальные апостолы и первые христиане апостола Петра главой всей Церкви?    Как остальные апостолы, так и первые христиане не считали апостола Петра главой всей Церкви, так как из Священного Писания мы знаем, что:    1) Собор апостолов послал Петра и Иоанна в Самарию (Деян.8:14);    2) когда Петр крестил в городе Кесарии язычника, сотника Корнилия, упрекали его за это иерусалимские христиане, и он должен был защищаться (Деян.11:1—4);    3) апостол Павел ясно противостал апостолу Петру в городе Антиохии, упрекая его, что он поступает неправильно, потворствуя язычникам (Гал.2:11—13). Не могли апостолы и первые христиане так относиться к апостолу Петру, если бы считали его главой всей Церкви.     368. Кому подчинялись отдельные апостолы после вознесения на небо Господа Иисуса Христа?    После вознесения на небо Господа Иисуса Христа отдельные апостолы подлежали руководству всего Собора апостолов.     369. Откуда нам известно, что отдельные апостолы подлежали руководству всего Собора апостолов?    Что отдельные апостолы подлежали руководству всего Собора апостолов, нам известно из того, что:    1) Петр и Иоанн послушались, будучи посланы Собором апостолов в Самарию;    2) когда дело шло о решении вопросов общецерковного характера, ни один из апостолов, не исключая Петра, не считал себя вправе решать их в окончательной форме, но решал их Собор всех апостолов в присутствии пресвитеров, иначе говоря, священников и верующих (Деян.15:23—29).     370. Говорится ли в Священном Писании относительно созыва собраний Собора апостолов?    В Священном Писании говорится относительно собраний Собора апостолов, а именно, в Деяниях святых апостолов.     371. О каких важных собраниях Собора апостолов говорится в Деяниях святых апостолов?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

335. Кто принадлежит к Церкви, находящейся на земле, и кто к Церкви Небесной? К Церкви, находящейся на земле, принадлежат христиане, которые живут на земле; к Церкви же Небесной принадлежат Ангелы и те христиане, которые преставились в милости Божией. 336. Существует ли между Церковью земной и Небесной единство и общность? Между Церковью земной и Небесной существует единство и общность, так как их общим главою является Господь Иисус Христос. 337. Как осуществляется общность между Церковью земной и Небесной? Общность между Церковью земной и Небесной осуществляется взаимной любовью и взаимными просьбами и молитвами одних за других. 338. Как мы называем взаимное молитвенное общение членов Церкви земной и Небесной? Взаимное общение в молитве членов Церкви земной и Небесной мы называем «общением святых». 339. Кто является православным христианином? Православным христианином является тот, кто был крещен по закону и правильно верует в то, что Бог открыл и как это изложено в Священном Предании и в Священном Писании. 340. Что является задачей Церкви? Задачей Церкви является: 1) нерушимо хранить древнехристианское Предание; 2) правильно излагать Священное Писание и проповедовать его между всеми народами; 3) проповедью слова Божия, службами Божиими, Святыми Таинствами и христианской дисциплиной вести людей к духовному совершенству и святой жизни. 341. Как называет Церковь апостол Павел? Апостол Павел называет Церковь телом Христовым, отдельных же членов Церкви называет членами тела Христова ( Еф.1:22–23 ; 1Кор.12:27 ). 342. Что значит веровать в Церковь ? Веровать в Церковь значит: 1) принадлежать к ней; 2) с благоговением ее почитать; 3) руководствоваться ее предписаниями в твердой уверенности, что Господь наш Иисус Христос находится с ней в постоянном общении как ее глава. б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви 343. Может ли быть человек главою Церкви Христовой? Человек не может быть главою Церкви Христовой, так как Христос является Богочеловеком, а Церковь Его – телом Богочеловека, поэтому ее главой не может быть обыкновенный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Другой, самый важный вопрос: нужна ли вообще церковная «организация», когда она лишена возможности говорить правду, а должна наоборот лгать не только в политической области, защищая сталинскую тиранию, но лгать о себе самой, отказываясь от своих мучеников, как это неоднократно принужден был делать митрополит Сергий и его преемники? В этой ужасной духовной дилемме – настоящий «соблазн» Сергиевской церковной линии: является ли церковная «организация» – целью в себе? Не для того ли она существует, чтобы провозглашать истину, а не ложь? Будучи одним из самых выдающихся русских богословов последнего времени и строгий монах в своей личной жизни, Заместитель, а затем Патриарх Сергий несомненно знал, что этот вопрос, для него лично, – вопрос духовной жизни или духовной смерти. Он с этим вопросом стоял перед Богом, в Котором он бесспорно признавал своего конечного Судию. Намек на то, как он понимал свой церковный «выбор», можно вероятно найти в. его статье «Есть ли у Христа наместник в Церкви?» Эта статья была напечатана в Журнале Московской Патриархии уже во время войны 2, 1944), и перепечатана непосредственно за текстом «Послания» 1927-го года в Сборнике «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (Москва, 1947 г.). Знакомый, в Советской России, метод иносказания и намека, связывает эти два документа вместе. В своей статье, под видом (умеренной) полемики с католическим учением о папе, как о «наместнике» Христа, патриарх Сергий сначала определяет «главную опасность» для апостолов и их преемников: «как бы этот мир своими соблазнами не увлек их и не допел до измены Истине» (стр. 64–65). Под «Истиной» он, несомненно, разумеет Истину о Боге, о Христе и о конечной судьбе человека. Затем, главной темой статьи является утверждение, что Главой Церкви всегда будет Сам Христос. «С удалением Его остается лишь форма Церкви, пустая, безблагодатная и неспасительная», т. ч. «замена Христа кем-либо другим не только неприемлемо, но и не лишено даже значительной доли кощунства для чуткой христианской совести» (стр. 66–67).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Этому противоречит следующее: Августин, комментируя слова [Писания]: «На Кого увидишь Духа...» и так далее ( Ин. 1, 33 ), говорит: «Иоанн не знал, что Господь, обладая властью крестить, пожелает оставить ее Себе, притом что служение, конечно же, будет передано людям, как добрым, так и злым.... Ибо что тебе до того, что служитель дурен, когда Господь добр?» 48 . Отвечаю: как уже было сказано (1), служители Церкви действуют в таинствах инструментально, поскольку, так сказать, служитель обладает природой орудия. Но ранее мы показали (62, 1), что орудие действует посредством не своей формы, а силы того, кто его движет. Поэтому любая форма или сила, которая есть у орудия сверх того, чем оно обладает как [именно] орудие, является его акциденцией (так, например, тело врача, являющееся орудием его души, в которой находится его врачебное искусство, может быть здоровым или больным; или водопровод может быть сделан из олова или серебра). Следовательно, даже злые служители Церкви могут сообщать таинства. Ответ на возражение 1 . Служители Церкви очищают от греха причастников таинств не посредством своей собственной силы, равно как и не они даруют им благодать, но все это соделывает Христос посредством Своей силы, пользуясь ими как [Своими] орудиями. Поэтому-то причащающиеся таинствам получают следствие, посредством которого они уподобляются не служителям, а Христу. Ответ на возражение 2. Члены Христовы объединяются со своею Главой любовью, чтобы получить от Него жизнь, в связи с чем читаем: «Не любящий... пребывает в смерти» ( 1Ин. 3, 14 ). Но человек может действовать с помощью безжизненного и телесно отделенного от него орудия, объединяясь с ним посредством некоторого вида движения; так, ремесленник одним способом работает своей рукой и другим – своим топором. И точно так же соделывает в таинствах Христос: посредством злых людей как безжизненных орудий и посредством добрых людей как орудий живых. Ответ на возражение 3. Нечто может требоваться таинству двояко. Во-первых, как то, что ему присуще (например, приличествующая ему форма или материя), и если его недостает, то таинство недействительно. Во-вторых, оно может требоваться таинству в силу некоторой уместности. И именно в этом смысле таинства нуждаются в добрых служителях. Раздел 6. СОГРЕШАЮТ ЛИ НЕЧЕСТИВЫЕ, КОГДА ИСПОЛНЯЮТ ТАИНСТВА?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010