Раздел 6 Присуще ли Христу быть Главой Церкви? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что Христу не присуще быть Главой Церкви. Ведь сказано же [в Писании]: «Не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых?» ( 1Цар. 15, 17 ). Но в Новом и Ветхом Заветах есть только одна Церковь . Следовательно, похоже на то, что любой человек мог бы быть главой Церкви наравне с Христом. Возражение 2. Далее, Христа называют Главой Церкви постольку, поскольку Он дарует благодать членам Церкви. Но доставлять благодать другим могут и другие люди, согласно сказанному [в Писании]: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере (дабы оно доставляло благодать слушающим)» ( Еф. 4, 29 ). Следовательно, похоже на то, что и другие люди, а не только Христос, могут быть главами Церкви. Возражение 3. Далее, Христа как Управителя Церкви называют не только «Главой», но также «Пастырем» и «Основанием». Но Христос не усвоил одному лишь Себе ни имя Пастыря, согласно сказанному [в Писании]: «Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр. 5, 4 ), ни имя Основания, согласно сказанному [в Писании]: «Стена города имеет двенадцать оснований» ( Откр. 21, 14 ). Следовательно, похоже, что Он не усвоил одному лишь Себе и имя Главы. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что от Главы Церкви «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол. 2, 19 ). Но это присуще только Христу. Следовательно, только Христос является Главой Церкви. Отвечаю: голова воздействует на другие члены двояко. Во-первых, посредством некоторого внутреннего воздействия, поскольку движущая и чувственная силы передаются другим членам от головы; во-вторых, посредством некоторого внешнего руководства, поскольку человек руководствуется в своих внешних действиях укорененными в голове зрением и чувствами. Но внутренне благодать истекает ни от кого иного, как только от Христа, человечество Которого через посредство соединения с Божеством обладает силой оправдания, а вот воздействовать на членов Церкви в том, что касается их внешнего руководства, могут и другие, и в этом смысле их также можно называть главами Церкви, согласно сказанному [в Писании]: «Вам, именитым мужам, главам над народом» 137 ( Ам. 6, 1 ), хотя и в ином отношении, нежели Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Раздел 3 Является ли Христос Главой всех людей? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христос не является Главой всех людей. В самом деле, голова главенствует исключительно над членами своего тела. Но некрещеные не являются членами Церкви, каковая, согласно сказанному ( Еф. 1,23 ), суть тело Христово. Следовательно, Христос не является Главой всех людей. Возражение 2. Далее, апостол пишет ефесянам: «Христос... предал Себя за нее», то есть за Церковь , «чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» ( Еф. 5, 25, 27 ). Но среди верных найдется немало таких, у которых есть пятна и пороки греха. Следовательно, Христос не является Главою всех верных. Возражение 3. Далее, в Писании служения Старого Закона сопоставляются с Христом как тень с телом ( Кол. 2, 17 ). Но отцы Ветхого Завета в их времена исполняли эти служения, согласно сказанному [в Писании]: «Которые служат образу и тени небесного» ( Евр. 8, 5 ). Следовательно, они не принадлежали телу Христову, и потому Христос не является Главой всех людей. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» ( 1Тим. 4, 10 ); и еще: «Он есть умилостивление за грехи наши (и не только за наши, но и за грехи всего мира)» ( 1Ин. 2, 2 ). Но спасение человеков и умилостивление за их грехи принадлежит Христу как (лаве. Следовательно, Христос является Главой всех людей. Отвечаю: в том-то и состоит различие между природным человеческим телом и мистическим телом Церкви, что члены природного тела собраны все вместе, а члены мистического – нет, причем ни со стороны их естественного бытия, поскольку тело Церкви состоит и из тех, кто был от начала мира, и из тех, кто будет вплоть до его конца, ни со стороны их сверхъестественного бытия, поскольку среди тех, кто живет в любое время, есть такие, которые не имеют благодати, но когда-нибудь обретут ее, и такие, у которых она уже есть. Поэтому нам надлежит рассматривать члены мистического тела не только как актуальные, но и как потенциальные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И так это, во-первых, потому, что Христос есть [лава всех, кто принадлежит Церкви в любом месте, времени и состоянии, тогда как других людей называют главами или в отношении некоторых особых мест, как, например, епископов своих церквей, или в отношении определенного времени, как, например, папу, который является главой всей Церкви [только] во время своего понтификата, или в отношении определенного состояния, а именно постольку, поскольку они находятся в состоянии странствующих [в этой жизни]. Во-вторых, потому, что Христос является Главой Церкви посредством Собственной силы и власти, в то время как другие называются главами как действующие от имени Христова, согласно сказанному [в Писании]: «Я, если в чем простил кого, простил для вас от Лица Христова» ( 2Кор. 2, 10 ); и еще: «Мы – посланники от имени Христова, и как бы сам Бог увещевает чрез нас» ( 2Кор. 5, 20 ). Ответ на возражение 1 . Слово «глава» в настоящем случае указывает на внешнее правление, как, например, царя называют главой его царства. Ответ на возражение 2. Человек сообщает благодать посредством не внутреннего излияния, а внешнего склонения к следствиям благодати. Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, «если управители Церкви являются пастырями, то не потому ли, что в ней есть Тот единый Пастырь, членами Которого они все являются?» 138 . По той же причине их можно называть основаниями и главами, а именно постольку, поскольку они является членами единого Главы и Основания. Однако, как указывает [тот же] Августин, «хотя Он поручил пастырство Своим членам, тем не менее никто из них не вправе называть себя Путем, каковое имя Он сохранил только для Себя» 139 . И так это потому, что путь подразумевает главенство власти, поскольку именно путем все приходят к месту своего назначения, и таковым может быть только Христос, «чрез Которого... получили мы доступ к той благодати, в которой стоим» ( Рим. 5, 2 ). Что же касается остальных вышеупомянутых имен, то они могут указывать не только на начальствующих, но также и на вторичную власть.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   3) проповедью слова Божия, службами Божиими, Святыми Таинствами и христианской дисциплиной вести людей к духовному совершенству и святой жизни.     341. Как называет Церковь апостол Павел?    Апостол Павел называет Церковь телом Христовым, отдельных же членов Церкви называет членами тела Христова (Еф.1:22—23; 1Кор.12:27).     342. Что значит веровать в Церковь?    Веровать в Церковь значит:    1) принадлежать к ней;    2) с благоговением ее почитать;    3) руководствоваться ее предписаниями в твердой уверенности, что Господь наш Иисус Христос находится с ней в постоянном общении как ее глава. б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви     343. Может ли быть человек главою Церкви Христовой?    Человек не может быть главою Церкви Христовой, так как Христос является Богочеловеком, а Церковь Его — телом Богочеловека, поэтому ее главой не может быть обыкновенный человек.     344. Установил ли Господь Иисус Христос кого-либо из апостолов наставником всех остальных апостолов?    Господь Иисус Христос не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов, наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один из них Учитель — Христос, они же между собой только братья (Мф.23:8—10).     345. На что ссылаются те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех апостолов и всей Церкви?    Те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех христиан и всей Церкви, ссылаются на слова Господа Иисуса, сказанные апостолу Петру: 1. «Блажен ты, Симон, сын Ионин.— И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:17—19); 2. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:32). 3. «Паси агнцев Моих... паси овец моих» (Ин.21:15—17).    346. Как приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

344. Установил ли Господь Иисус Христос кого-либо из апостолов наставником всех остальных апостолов? Господь Иисус Христос не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов, наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один из них Учитель – Христос, они же между собой только братья ( Мф.23:8–10 ). 345. На что ссылаются те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех апостолов и всей Церкви? Те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех христиан и всей Церкви, ссылаются на слова Господа Иисуса, сказанные апостолу Петру: 1 . «Блажен ты, Симон, сын Ионин.– И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ); 2 . «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:32 ). 3 . «Паси агнцев Моих... паси овец моих» ( Ин.21:15–17 ). 346. Как приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»? Приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» так, что Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою. 347. Является ли правильным учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре? Учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре, неправильно, так как: 1) Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого» и тем выразил твердую, как камень, веру в Божественность Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово «Петр» означает «человека, который высказал непоколебимую веру»;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Разделы портала «Азбука веры» Исцеление — 1) освобождение человека от греховной зависмости, духовно-нравственное преображение человека (в соработничестве человека и Бога ); 2) один из аспектов спасения (греч. σωτηρα (сотериа) — избавление, сохранение, благо, целение, спасение). Возможно ли исцеление от греха вне Церкви? В какой-то мере борьба с грехами возможна и для людей, пребывающих вне границ Церкви . Не случайно апостол Павел указывал, что некоторые «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» ( Рим.2:14 ), так как «дело закона у них написано в сердцах» ( Рим.2:15 ). Это значит, что для человека естественно жить в соответствии с установленным Богом нравственным законом . Выразителем этого закона в каждом человеке является голос совести . Однако, будучи подвержен скверне греха, человек не в силах полноценно бороться с грехом самостоятельно. Это возможно только при помощи Божьей, а Бог благоволил оказать Свою спасительную помощь, создав Церковь , наделив её спасительными средствами и призвав в неё всех людей. Она является хранительницей спасительного учения, в её лоне совершаются спасительные Таинства , Её Главой является Сам Спаситель . Вне Церкви невозможно стяжать такую праведность, которую стяжали православные святые. О том, что полноценная борьба с грехом невозможна без Христа , сказал Сам Христос: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Как просить Бога об исцелении? Прося у Творца исцеления, выздоровления, продления земной жизни, следует обосновать, для чего нам это требуется. Например, царь и пророк Давид просит у Бога избавления от смерти и объясняет причину своей мольбы: « Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем » ( Пс.9:14-15 ). Т.е. он желает умножать славу Божию на земле. Так и нам нужно иметь не корыстные, а благочестивые мотивы наших просьб. Жизнь имеет ценность лишь в той мере, в которой она служит покаянию, умножению любви. Цитаты об исцелении

http://azbyka.ru/iscelenie

89 . Отраден и знаменателен тот факт, что вопрос о первенстве Римского епископа стал предметом исследований – уже предпринятых и планируемых. Не менее отрадно и то, что этот вопрос теперь является главной темой не только в богословских диалогах, которые Католическая Церковь ведет с другими Церквами и церковными общинами, но более широко – в контексте общего обсуждения экуменического движения как такового. Недавно участники V Всемирной ассамблеи Комиссии «Вера и церковное устройство», которую Всемирный Совет Церквей провел в Сантьяго-де-Компостела, поручили комиссии «заново начать исследование вопроса о всеобщем служении христианскому единству» 157 . После вековых жесточайших споров другие Церкви и церковные общины пристально и в новом ракурсе смотрят на это служение единству 158 . 90 . Римский епископ – это епископ Церкви, которая сохраняет знак мученичества Петра и Павла: «По таинственному замыслу Провидения именно в Риме завершил он (Пётр) свой путь следования Иисусу и именно в Риме дал величайшее свидетельство любви и верности. В Риме и Павел, апостол народов, преподал высочайшее свидетельство. Так Римская Церковь стала Церковью апостолов Петра и Павла» 159 . В Новом Завете личность святого Петра занимает выдающееся место. В первой части Деяний святых апостолов он предстает главой и глашатаем апостольской общины, определенной как «Петр и одиннадцать» (ср. Деян.2:14 , а также 2:37, 5:29). Роль, отведенная Петру, обосновывается словами Самого Христа – так, как они запечатлены евангельской традицией. 91 . Евангелие от Матфея воссоздает и точно описывает пастырскую миссию Петра в Церкви: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ). Лука подчеркивает, что Христос заповедал Петру утвердить братьев, но в то же самое время дал ему возможность испытать собственную человеческую немощь и необходимость обращения ( Лк.22:31–32 ). Именно на фоне этой человеческой немощи Петра в полную меру проявил себя тот факт, что его особое служение в Церкви целиком берет начало в благодати. Представляется, что Учитель по-особому заботился об обращении Петра, чтобы подготовить его к заданию, которое Он вознамерился возложить на него в Своей Церкви, а это задание требовало большой ответственности. В четвертом Евангелии есть подтверждение этого предназначения Петра, столь же реалистично связанного с признанием его немощи. «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (...) Паси агнцев Моих» ( Ин.21:15–19 ). Знаменательно, что и согласно Первому посланию Павла к Коринфянам Воскресший Христос сначала «явился Кифе, а потом двенадцати» ( 1Кор.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Святой апостол Павел, говоря о Причащении, учит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1 Кор.10:16–17 ). Вернемся к рассмотренному примеру: подобным образом все виноградные ветви – от самой большой до самой малой – питаются соками одной лозы и вместе составляют один растительный организм (одно растение). Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос… Тело же не из одного члена, но из многих… И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1 Кор.12:12, 14:27 ). Люди входят в Единую Святую Православную Церковь и становятся членами какой-либо православной общины-прихода, духовно рождаясь по вере через Крещение. А в своем приходе, учась жить по-христиански, через приобщение в Евхаристии (Причащении) они входят в таинственную и близкую связь с Главой Церкви Иисусом Христом, принимая в себя Тело и Кровь Воскресшего Христа. Церковь земная, видимая – это не только общество православных людей, верующих во Христа, но и Дух Божий, и благодать Таинств, живущих в этом обществе. Поэтому суть земной Церкви видима только верующему. Для неверующего человека Таинство есть только обряд, и Церковьлишь общество людей. А. С. Хомяков писал: «Верующий, хотя глазами тела и разума видит Церковь только в ее внешних проявлениях, но сознает ее духом в Таинствах и в молитве, и в богоугодных делах. Поэтому он не смешивает ее с обществом, носящим имя христиан…» Вопросы: 1. Можно ли обращаться к святым умершим христианам с молитвами, и почему? 2. Может ли христианская община жить полнотой благодатной жизни, если она не является частью Поместной Православной Церкви, и почему? 3. Кто руководит духовной жизнью православных христианских общин разной величины? 3. Личное общение человека с Богом Мы живем в человеческом обществе. Дома мы общаемся с нашей семьей и близкими родственниками, в школе – с одноклассниками и учителями, в институте – со студентами и преподавателями, на работе – с сотрудниками. Мы вместе живем, учимся, работаем. Чтобы совместно делать общие дела, работать и дружно жить, необходимо понимать друг друга и взаимно согласовывать свои действия. А для полноценного общения нужно научиться слушать и понимать других людей, открывая им свои мысли и чувства.

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Эти слова подтверждает также апостол Петр, когда говорит: «Сами, как живые камни, устро-яйте из себя дом духовный, священство святое» ( 1 Петр 2, 5 ). Здесь не важно здание — дом из кирпичей, а важна живая Церковь, созданная Богом из людей. Все мы — одно великое общество Божие, соединенные одной верой, благодатью и целью. Мы составляем одно мистическое тело, главой которого является Христос. Все члены тела Церкви важны и нужны. Наша Православная Церковь всегда распространяла это учение, а римокатолики только теперь, после Второго Ватиканского собора, начали говорить о так называемом апостольстве мирян. Дорогие братья и сестры! Вы, прихожане кафедрального собора, часто были свидетелями рукоположений молодых людей в разные степени священства. Сегодня мы также были свидетелями этого священного акта. Мы не раз наблюдали это святое таинство, но задумывались ли мы над ним? С момента рукоположения во священника все меняется в жизни человека. Теперь он призван быть пастырем Христовой Церкви, наставником верующих, совершителем святых Таинств. Не все осознают, как велика ответственность и нелегок труд священнослужителя. От него во многом зависит спасение вверенных его попечению душ. Но ошибается тот, кто думает, что это дело одного только священника. В этом святом деле священнослужителю должны помогать все вы — члены Церкви Христовой. Тем более, что апостол Петр говорит: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святым» (1 Петр 2,9). Наша вера должна быть деятельной, ибо Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Мф.7:21 ). Исполнять волю Отца нашего Небесного, значит творить дела любви и милосердия. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Дорогие братья и сестры! Судьба Церкви во многом зависит от мирян. Все мы несем ответственность за Ее будущность. Завтрашний день зависит от того, как мы будем свидетельствовать сегодня о Христе.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Невзирая на то, что с тех пор прошло столько времени, притча о виноградной лозе и ее ветвях не потеряла своей актуальности и сегодня. Живые ветви с зелеными листьями — это те из нас, которые не только веруют в Бога, но и живут по заповедям Господним. На них пребывает благодать Божия, и потому они способны на великие дела. Сухие ветви — это те, которые, может быть, имеют еще искру веры, еще не отпали от Церкви, мистического тела Христова, но они уже не в состоянии покрыть себя зеленью — добрыми делами. Первое соединение человека со Христом происходит во время Святого Крещения. С этого момента Христос поселяется в душе человека. Эту связь человек разрывает своими грехами. Если же связь со Христом укрепляется Святыми Таинствами и богоугодной жизнью, осуществляются слова апостола Павла: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Когда Христос живет в нас, тогда мы исполнены божественной благодати. Мы должны это осознавать и задавать себе вопрос — каков я, Его ученик? Не приношу ли стыда Его имени? Отвечаю ли я своей жизнью на Его любовь и призыв? Все это особенно важно сегодня, ибо если мы посмотрим на современную жизнь, то смело можем применить к ней слова мудреца: «все суета и томление духа» ( Екк.1:14 ) — за исключением одного: любить Бога и служить Ему. Откуда брать силы и энергию в трудном диалоге с современностью? Господь наш Иисус Христос заповедал нам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6,56 ). Ели мы будем достойно и с благоговением причащаться, то вместе с апостолом Павлом сможем сказать: «вся могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ). Тот же апостол говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1 Кор. 3,16 ). Все мы создаем одно великое общество Божие, соединенное одной верой, одной благодатью и одной целью. Мы составляем единое мистическое тело, главой которого является Христос. Все члены тела Церкви нужны и важны, но все они должны быть согласно собраны вокруг Христа. Христос незримо пребывает среди нас. Он несет помощь и утешение современному миру руками своих верных учеников, и только от нас зависит, будем ли мы принадлежать к их великому и славному сонму. Аминь. Апостольская деятельность

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010