«Христиане Востока – наследники того изначального христианства, которое зародилось в восточном Средиземноморье. Благодаря духовным традициям, лингвистическим особенностям и культурному гению христиан Востока, современное Христианство стало тем, чем оно сейчас является, – сказал он в своем выступлении. – Память, хранителями которого являются христианские общины Востока (Константинопольский патриархат, патриархат Антиохии, Александрии и Иерусалима), несёт следы сосуществования с мусульманским миром. Сегодня это сосуществование неприемлемо для фундаменталистов. Они воспринимают христианские общины, как проводников секулярности, что только обостряет их религиозную наглость. Будущее восточных христиан зависит от того, удастся ли сохранить их посредническую роль перед лицом радикальных исламистов, которые воспринимают их как троянских коней Запада». Другой трудностью митрополит назвал разнообразие контекстов, в которых существуют христиане Востока. Географический диапазон максимально широк: сирийцы, ливанцы, копты, халдеи, эфиопы, армяне и другие. Митрополит уверен, что будущее восточных христиан напрямую связано с будущим межцерковных и межправославных взаимоотношений. «Хотел бы особо подчеркнуть, что Вселенский патриархат осознаёт свою историческая роль, связанную со всеми действующими церквами, — завершил свою мысль митрополит. – И призывает международное сообщество действовать в соответствии с международным правом, чтобы восточные христиане не стали главой в учебнике истории, свидетельствующей о их неумолимом исчезновении. Они живые камни региона». Устранить разрозненность диаспор Вопрос канонического устройства православной диаспоры, по мнению митрополита, также стоит остро. Соответствующий документ планируется принять на Всеправославном соборе . Политические и экономические перемены XX века, миграция православного населения на Запад, привели к тому, что Православие вышло из своих канонических границ. Этот факт, по словам владыки Эммануила, явился шансом для богословского обновления, и стал вызовом духовной идентичности. «Как вы знаете, все мы на Западе – общины меньшинств. Наша судьба таким образом связана, равно как сами мы связаны. «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос», — процитировал владыка послание коринфянам апостола Павла».

http://pravmir.ru/podgotovka-k-vsepravos...

Но с ребенком, и осо­бенно первое время, ей еще трудней будет. Если в хозяйств [енной] жизни ты еще мог ей несколько помогать, то в будущей новой обязанности ей нужна не только любящая, но и умелая спокой­ная помощь. Дело, повторяю, не в материальном] только. Тебе ведь непонятна еще вся исключительная трудность материнства для Тани. Не сомневаюсь, что впоследствии она будет прекрасной воспитательницей] твоих детей, но там, где нужен только уход, уход... там она опять в том же печальнейшем положении, как у печки. Печное предстояние полугодовое ты до конца все-таки не понял. Что для одних легко, то каторжным трудом является для других. Но теперь ты многое понимаешь, а раньше зачастую недо­умевая возмущался. Танино здоровье, кормление ребенка в связи с этим, всякие неизбежные неудачи и т. д. – одно для всех и другое для Тани, а стало быть, и для маленького. Наконец, роды первые в годах Тани – дело серьезное, путешествие младенца из Шенкур­ска не менее рискованное. Просто взвесь и подумай. Ведь ты дол­жен повелеть, и семья тебя имеет своим главой. В крайности, мож­но жить и под Москвой, если уж почему-нибудь будет душа твоя болеть. Боря, что бы ты ни надумал, помни, что всегда с тобой, помню тебя, люблю. Прости, что пишу так. Мне ведь так чувству­ется, что исходить надо от маленького, что в таких случаях лучше быть у родных, и никто лучше бабушек и дедушек не поможет. Тем более, ваших дедушек и бабушек. Письма мне то же, что печка Тане. Прости меня, нескладного и неисправн[ого] в этом отношении. Крепко целую тебя. Христос с тобой. Прости. 13 июля 19 33 г. Родного Борю от всей души поздравляю с маленьким Алешей. Се­годня его сретение, и я вспоминаю его папу и маму, приносящих сынка ко Господу. Желаю новому земному насельнику всякого бла­гополучия. Крестная просит тебе написать, что благодарит тебя за внимание. Она была так растрогана, как может быть растрогана в ее положении находящаяся одинокая женщина. Она и рада была, и волновалась все о какой-то сумке коричневой. Дошла ли она до тебя? Чудная она какая-то стала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Братья, не будьте детьми по уму. Будьте несмышленыши для зла, но по уму – зрелые люди! (1 Коринфянам 14:20, перевод В. Н. Кузнецовой ). Вся суть христианской вести состоит в том, чтобы помочь нам достичь духовной зрелости, стать взрослыми христианами, «зрелыми людьми, подобными Христу, достигнув такого же совершенства, что и Он» 863 . Павел написал христианам Эфеса (согласно переводу «Слово жизни»): Мы уже не должны быть малыми детьми, сбиваемыми волнами и носимыми ветрами разных учений, хитростью обманщиков, вводящих людей в заблуждение. Говоря в любви истину, мы будем возрастать во всем, становясь такими же, как Христос, который является главой всего 864 . Детство – беззаботная пора. Спрос с ребенка небольшой, его возможности выбирать и настаивать на личных предпочтениях ограничены. Ответственность за него несут родители (или другие взрослые), они же устанавливают для него нормы поведения. Особенно в раннем детстве ребенок очень сильно зависит от них, боится потерять их внимание и заботу. При нормальном развитии взросление приводит к обретению большей независимости. Взрослому часто приходится выбирать один путь из множества возможных, однако вместе с тем он также должен нести ответственность за свои поступки. Взросление – процесс нелегкий, однако совершенно необходимый, так как инфантилизм, отсталость в развитии не позволили бы нам достигнуть успеха во взрослой жизни. Счастье , достижение благородных целей неразрывно связаны с тем, готовы ли мы нести ответственность за свои решения как зрелые личности. То, что иногда простительно ребенку, для взрослого может быть неизвинительно. Апостол Павел так говорит об этом: Когда я был младенцем, то как младенец и говорил; на всё у меня был взгляд младенца, и, как младенец, я рассуждал. Но, став мужчиной, я расстался со своим младенчеством 865 . К тому, чтобы оставлять людей в незрелом состоянии, чтобы сдерживать их взросление, может стремиться лишь та система, которая желает осуществлять повышенный контроль над людьми и их мышлением.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Каждое нарушение законы природы сопровождается расстройством, разрушением, разложением. Можно, правда, поступать и против законов природы, но кто же не знает к чему ведет это нарушение? Ни один закон природы не дозволяет долго попирать себя, но всегда снова вступает в свои права. Прикладная естественная наука, постигая законы природы, старается применять их для общего блага к жизни. Если в отношении к благоустроению нашей семейной жизни мы применяли бы знание законов природы, то какая от этого получилась бы величайшая польза! Делая ударение на естественный (натуральный) порядок вещей, я могу попасть в подозрение, что я хочу петь панегирик семейной тирании и деспотизму. Правда, я не думаю, что между присутствующими здесь женщинами есть и такие, которые стали бы (как это сделала несколько лет назад одна из повенчанных мною дам), горячо протестовать против того, зачем при совершении венчания читается выражение апостола Павла: жены, повинуйтесь мужьям своим, так как это в душах тех женщин, которые убеждены в равноправности женщин с мужчинами, порождает конфликт совести. Я тогда достаточно защитился против этого, сделав ударение на прибавку к этому выражению: «подобно тому, как Христос есть глава Церкви» и «повинуйтесь о Господе». Видите ли, какое огромное движение вперед делает христианство ! Естественный порядок вещей приобретает здесь религиозно-нравственное углубление и выходит из пределов грубой силы. За этот прогресс христианства крепко стоим мы и настоящее время: все, что делается вопреки основным законам христианской семьи, есть движение назад, против которого мы ратуем и должны ратовать, как бы ни злобствовали на нас за это поборники «освободительного движения». Нет более подходящего сравнения для уяснения отношения между мужем и женой, как отношение Христа к Своей Церкви и ничто не может придать лучшего облика семейной жизни, как осуществление этого отношения. Здесь господство является не властвованием в обыкновенном, общеупотребительном смысле, но служением в смысле служения Христа, Который сделался Главой, Господином Своего общества, Своей Церкви не тем, что заставлял других служить Себе, но тем, что Сам послужил другим и отдал жизнь Свою за многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

По мнению святых отцов, католицизм этим своим учением «присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа» (святитель Игнатий (Брянчанинов) . Ведь «католики, признав главой Церкви папу, возвели его на престол вместо Христа и обоготворили его, а Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает “во все дни до скончания века” (Мф. 28: 20)… Признавая главой Церкви папу, настоящую Главу ЦерквиХриста – они потеряли и остались без Главы… Просвети, вразуми и спаси их, Господи!» (святой праведный Иоанн Кронштадтский) . У святого Горазда мы не находим столь резких слов, но однако же находим довольно обстоятельную критику главнейших отличий римо-католицизма от Православия – учения о папе и, в меньшей степени, учения о Filioque. Изучение наследия святителя может быть полезным для понимания православного взгляда на эти отличия. О главенстве в Церкви и о примате папы Римского В «Житии святых Кирилла и Мефодия» святой Горазд пишет, что «на Востоке усиливалось неприятие все более и более настойчивых усилий Римского престола признать папу в качестве высшего законодателя, наставника и судии всей христианской Церкви или, как позднее это было сформулировано, высшим видимым главой христиан, в то время как Восточная Церковь признавала Главой Церкви только Иисуса Христа и отказывалась от самой идеи признавать главой [простого] человека… потому что воспринимала эту идею как следствие недостатка веры в невидимую Главу – Иисуса Христа – и Его живое управление телом Вселенской Церкви… а также как несовместимую с апостольским принципом соборного решения вопросов Церкви, что выражалось в самом высшем виде на Вселенских Соборах» .      В «Православном катехизисе» святой Горазд посвящает этой теме вопросы с 343 по 388. Раздел начинается с вопроса: «Может ли человек быть главой Церкви Христовой?», на который святой Горазд отвечает: «Человек не может быть главой Церкви Христовой, так как Христос является Богочеловеком, а Церковь Его – телом Богочеловека, поэтому ее главой не может быть обыкновенный человек» . Ниже он говорит более определенно: «Учение о главенстве епископа города Рима над всей христианской Церковью не может быть признано, так как Господь Иисус Христос никогда не устанавливал кого-либо видимой главой Церкви… Учение о неизбежной необходимости наличия наивысшей видимой главы всей Церкви Христовой появилось вследствие большого упадка веры в невидимую Главу Церкви, то есть в Господа Иисуса Христа и в Его пребывание и воздействие в Церкви, а также ввиду упадка любви к Нему» (с. 88).

http://pravoslavie.ru/43687.html

«В силу своей миссии Римский Первосвященник, глава Коллегии Епископов, обладает безошибочностью, когда он как верховный пастырь и учитель всех верующих, которому поручено «утверждать в вере своих братьев», окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности... Эта безошибочность простирается так же широко, как и сокровище Божественного Откровения» (п. 891). Относительно этих новых римских догматов святой Горазд в «Житии святых Кирилла и Мефодия» пишет, что «на Востоке усиливалось неприятие все более и более настойчивых усилий Римского престола признать папу в качестве высшего законодателя, наставника и судии всей христианской Церкви или, как позднее это было сформулировано, высшим видимым главой христиан, в то время как Восточная Церковь признавала Главой Церкви только Иисуса Христа и отказывалась от самой идеи признавать главой [простого] человека... потому что воспринимала эту идею как следствие недостатка веры в невидимую Главу – Иисуса Христа – и Его живое управление телом Вселенской Церкви... а также как несовместимую с апостольским принципом соборного решения вопросов Церкви, что выражалось в самом высшем виде на Вселенских Соборах» 6 . В «Православном катехизисе» святой Горазд посвящает этой теме вопросы с 343 по 388. Раздел начинается с вопроса: «Может ли человек быть главой Церкви Христовой?», на который святой Горазд отвечает: «Человек не может быть главой Церкви Христовой, так как Христос является Богочеловеком, а Церковь Его – телом Богочеловека, поэтому ее главой не может быть обыкновенный человек» 7 . Ниже он говорит более определенно: «Учение о главенстве епископа города Рима над всей христианской Церковью не может быть признано, так как Господь Иисус Христос никогда не устанавливал кого-либо видимой главой Церкви... Учение о неизбежной необходимости наличия наивысшей видимой главы всей Церкви Христовой появилось вследствие большого упадка веры в невидимую Главу Церкви, то есть в Господа Иисуса Христа и в Его пребывание и воздействие в Церкви, а также ввиду упадка любви к Нему» (с. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Исходному понятию «экклесия» куда более соответствуют русские слова «собрание» и «община». Кстати, именно они в ходу у некоторых протестантов, которые, говоря о своих общинах, подчеркивают, что ходят не в Церковь, а на собрания. Разумеется, Бог не живет в домах, сотворенных руками человеческими. На этом строился весь пафос апостольской проповеди, обращенной к язычникам. Но впоследствии, когда христианство сделалось господствующей верой, языческая идея храма переосмысливается, в нее привносится новозаветный смысл – понимание Дома Божия как места особого Божия присутствия. Что является храмом человеческой души, где она пребывает? В теле. Все наше тело одушевлено. Иногда мы говорим даже, что душа наша «ушла в пятки». Однако же есть и место ее особого сосредоточения – это сердце. Так и Бог. Он – везде, Он Вездесущий, но при этом есть место особого присутствия Божия. Это – Церковь, причем Церковь в евангельском значении этого слова. Вспомним слова Христовы: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Мы возводим храмы из бревен, из камня и кирпичей, строения эти освящаются и становятся местами особого присутствия Божия, что ощущают и воспринимают не только верующие люди. Человеческое тело венчается головой. Нет смысла долго рассуждать о том, что, как тело без головы, так и голова без тела жить не может. Собрание людей вокруг Христа является телом, а Христос – его Главой. А что значит: «ХристосГлава Церкви»? На минуту отвлечемся и подумаем: можно ли, например, Конфуция назвать главой конфуцианства? Он – учитель, источник учения, но не более того. Можно ли сказать, что Мухаммед является главой уммы? 114 Кем он является для мусульман? Пророком, возвестившим слово Аллаха и давшим им Коран, но не главой общины. Является ли Моисей главой синагоги? Тоже нет. Моисей – великий пророк, который принес Тору, который принес Закон. Через него Бог заключил Завет с израильским народом. Ни один раввин не учит своих прихожан, что Моисей – глава еврейского кагала. Мы, христиане, в данном случае составляем исключение.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

357. Установил ли Господь Иисус Христос этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви? Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды, не лишится веры, но обратится, и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере. 358. Приведены ли в Священном Писании случаи, когда обращенный грешник укреплял в вере своих ближних? В Священном Писании приведены такие случаи, например: женщина-самарянка, будучи большой грешницей, обратилась и по своем обращении привела к Господу Иисусу и укрепила в вере многих жителей города Сихаря ( Ин.4:5–39 ); или апостол Павел, после того как перестал быть врагом Христа и обратился, снискал для Христа и утвердил в вере много тысяч людей в разных местах. 359. Возможно ли вообще слова: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», понимать так, что Господь Иисус Христос имел намерение установить ими апостола Петра наставником всей Церкви? Нельзя так понимать эти слова, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, кто от грехов искренне обратится в Богу, независимо от того, является ли он наставником этих людей, или же им подчиненным, или им равным. 360. Когда сказал Господь Иисус Христос Петру слова: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя»? Господь Иисус Христос сказал Петру: «Паси агнцы Моя» и «Паси овцы Моя» в присутствии Своих учеников, когда к ним пришел после Своего Воскресения из мертвых; это стало, таким образом, после того, как Петр три раза от Него отрекся. 361. Сказал ли при этом Господь Иисус Христос Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его? Господь Иисус не сказал при этом Петру только то, чтобы он пас агнцев и овец Его, но сначала три раза спросил Петра: «Симон Ионин, любишь ли Меня?», и когда Петр на эти вопросы отвечал, что Господа Иисуса он любит, то Господь Иисус Христос после каждого ответа ему говорил, чтобы он пас агнцев или же овец Его ( Ин.21:15–17 ). 362. Почему Господь Иисус Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли Меня»?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Является ли первый по чести также первым по власти? Возможно ли применить принцип иерархичности к взаимоотношениям между Предстоятелями Поместных Церквей? Кто является главой в Церкви и насколько допустимо данное наименование? Постараемся ответить на эти вопросы, рассмотрев учение о главе Церкви в византийской традиции. Кто является главой Церкви (или церкви как поместной общины)? Согласно богословию апостола Павла, это Христос Спаситель – для всей Церкви; согласно 34-му Апостольскому правилу, это епископ – для той или иной общины; согласно титулатуре Римских пап – Римский папа как глава церквей, находящихся в его юрисдикции; согласно некоторым современным богословам Константинопольского Патриархата – Вселенский Патриарх по отношению к своей потенциальной всемирной «сверхъюрисдикции». Очевидно, что где-то в этом перечне следует поставить точку, но где? Преувеличенное представление о правах первенствующего епископа К сожалению, на Востоке, особенно после отпадения Рима, стали складываться, наряду с представлениями о соборном устройстве Церкви, представления о первенстве чести и власти Константинопольского Предстоятеля. Особенно в сознании некоторых современных константинопольских богословов и канонистов он не «первый среди равных» (primus inter pares), а «первый без равных» (primus sine paribus). Такая концепция строится на: ·        преувеличенном толковании 9-го, 17-го и 28-го правил Халкидонского Собора. Как известно, «варвары», упоминавшиеся в 28-м правиле Халкидонского Собора, стали пониматься византийскими канонистами XII в. как народы, христианизированные позднее V в., а именно аланы и русские . Такая расширенная трактовка постепенно становилась базисной для представления о Константинопольском епископе как об иерархе, обладающем «первенством чести и власти»; ·        теории «двух авторитетов», впервые ясно отраженной в «Исагоге» (середина 880-х гг.); ·        реальном возвышении Константинополя среди восточных патриархатов, начиная с эпохи свт. Фотия Великого, происходившем в Византии, которая в ту эпоху реально существовала и хранила традицию православия;

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

Конечно, в современном развращенном обществе трудно говорить о сохранении патриархального уклада семьи, однако сводить суть увещеваний Апостола к тому, что они имеют лишь краткий временной отрезок, как это делает архимандрит Ианнуарий, нет никаких оснований. " Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема " , - грозно предупреждает таковых Апостол (Гал. 1, 8). Впрочем, стремление отца Ианнуария оправдать современный порядок вещей, сложившийся в нашем эмансипированном обществе, понятен. Гораздо легче подстроиться под " изменчивый мир " , чем отстаивать иерархию в современной семье. Не даром, буквально каждое слово " известного библеиста " в поддержку " эмансипации по-христиански " с восторгом воспринималось той молодой аудиторией, которая пришла послушать доклад профессора петербургских духовных школ. Слава Богу, что мы еще живем в России, где жены хоть и отказывают в повиновении своим мужьям, но все же не отказываются от самих мужей. А что если завтра Россия достигнет " нравственного уровня " Содома и Гоморры (сообщения о гей-парадах в СМИ сейчас муссируются с новой силой), неужели отец Ианнуарий и тогда предложит нашей Церкви воспринять эти " новые общественные нормы " ? Удивительные вещи, Апостол Павел призывает христиан: " Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви " (Еф 5, 22). Отец Ианнуарий поправляет: " Ради, любви, мол, все возможно. Возможно, что жена станет главой мужа, а возможно и обратное... " . Но ведь стоит только продолжить логику докладчика, как окажется, что жена является главой мужа, а Церковь, соответственно, главой... Христа. Разве этому нас учит Православная Церковь?! А чего стоит заявление отца Ианнуария о том, что учение Святых отцов о превосходстве девства над браком является тоже " церковным мифом " . " К сожалению, Синодальный перевод представляет это утверждение как позицию самого Апостола Павла. В то время как Апостол Павел цитирует здесь ту позицию, которая была представлена в коринфской Церкви и в то же время вызывала там острое сопротивление " , - заявил отец Ианнуарий. Одним словом, в пору вновь взяться за чтение опубликованной в свое время на " Православии.Ru " статьи Юрия Максимова " Стоит ли убивать кротов, или как не попасть впросак при чтении современной православной литературы " , которая как нельзя лучше иллюстрирует выводы отца Ианнуария. От себя лишь добавлю, что столь явное пренебрежение и порицание " известным библеистом " синодального перевода Священного Писания не может иметь никакого оправдания. Как известно, Синодальный перевод осуществлялся целой группой русских богословов под личной редакцией Святителя Филарета (Дроздова), известнейшего ученого-богослова и учителя Церкви, который, надо понимать, не намного хуже разбирался в церковной истории и теологии, чем сам профессор Ианнуарий.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010