89 . Отраден и знаменателен тот факт, что вопрос о первенстве Римского епископа стал предметом исследований – уже предпринятых и планируемых. Не менее отрадно и то, что этот вопрос теперь является главной темой не только в богословских диалогах, которые Католическая Церковь ведет с другими Церквами и церковными общинами, но более широко – в контексте общего обсуждения экуменического движения как такового. Недавно участники V Всемирной ассамблеи Комиссии «Вера и церковное устройство», которую Всемирный Совет Церквей провел в Сантьяго-де-Компостела, поручили комиссии «заново начать исследование вопроса о всеобщем служении христианскому единству» 157 . После вековых жесточайших споров другие Церкви и церковные общины пристально и в новом ракурсе смотрят на это служение единству 158 . 90 . Римский епископ – это епископ Церкви, которая сохраняет знак мученичества Петра и Павла: «По таинственному замыслу Провидения именно в Риме завершил он (Пётр) свой путь следования Иисусу и именно в Риме дал величайшее свидетельство любви и верности. В Риме и Павел, апостол народов, преподал высочайшее свидетельство. Так Римская Церковь стала Церковью апостолов Петра и Павла» 159 . В Новом Завете личность святого Петра занимает выдающееся место. В первой части Деяний святых апостолов он предстает главой и глашатаем апостольской общины, определенной как «Петр и одиннадцать» (ср. Деян.2:14 , а также 2:37, 5:29). Роль, отведенная Петру, обосновывается словами Самого Христа – так, как они запечатлены евангельской традицией. 91 . Евангелие от Матфея воссоздает и точно описывает пастырскую миссию Петра в Церкви: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ). Лука подчеркивает, что Христос заповедал Петру утвердить братьев, но в то же самое время дал ему возможность испытать собственную человеческую немощь и необходимость обращения ( Лк.22:31–32 ). Именно на фоне этой человеческой немощи Петра в полную меру проявил себя тот факт, что его особое служение в Церкви целиком берет начало в благодати. Представляется, что Учитель по-особому заботился об обращении Петра, чтобы подготовить его к заданию, которое Он вознамерился возложить на него в Своей Церкви, а это задание требовало большой ответственности. В четвертом Евангелии есть подтверждение этого предназначения Петра, столь же реалистично связанного с признанием его немощи. «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (...) Паси агнцев Моих» ( Ин.21:15–19 ). Знаменательно, что и согласно Первому посланию Павла к Коринфянам Воскресший Христос сначала «явился Кифе, а потом двенадцати» ( 1Кор.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Потому тебе и предстоит называться новопросвещенным ( νεοφ τιστος), что у тебя всегда будет, если захочешь, новый свет ( νον φς), никогда не угасающий. Ведь этот свет, желали бы мы или не желали, сменяется ночью, а то сияние не знает тьмы: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ). Действительно, не столь светел бывает мир при лучах восходящего солнца, сколь озарена и светла душа, получившая благодать Духа. И узнай тщательнее природу вещей: ночью во мраке иной, увидев веревку, часто принимает ее за змею, и от приближающегося друга убегает как от врага, и, услышав какой-нибудь шум, бывает охвачен страхом, а днем не бывает ничего такого, но все является таким, каково оно есть. То же происходит и с нашей душой. Ведь когда нисшедшая благодать изгоняет из помышления тьму, тогда мы узнаем точное значение вещей и прежние страхи становятся для нас ничтожными. Мы уже не боимся смерти, верно научившись из этого священного тайноводства, что смерть не есть смерть, а сон и временное упокоение; мы не боимся ни бедности, ни болезни, и ничего другого подобного, зная, что шествуем к лучшей жизни, чистой, нетленной и свободной от всякого подобного нестроения. В Крещении Христос становится для нас всем 5 . Итак, не будем более вожделеть житейского: ни роскошной трапезы, ни дорогих одежд, ибо ты имеешь одежду лучшую, имеешь трапезу духовную, имеешь славу вышнюю, и Христос становится для тебя всем – и трапезой, и одеждой, и домом, и главой, и корнем. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ), – вот как Он стал для тебя одеждою. Хочешь ли узнать, как Он становится для тебя и трапезой? «Ядущий Меня, – говорит Он, – как Я живу Отцом, так и тот жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). Он становится для тебя и домом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ), и корнем: «Я есмь лоза, – говорит, – а вы – ветви» ( Ин.15:5 ). Он и брат твой, и друг, и Жених: «Я уже не называю вас рабами, ибо... вы друзья Мои» ( Ин.15:15, 14 ). И Павел говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). И еще: «Дабы Он был первородным между многими братиями» ( Рим. 8:29 ). И мы становимся не только Его братьями, но и детьми: " Вот Я, – говорит, – и дети, которых дал мне Бог» ( Ис. 8:18 ). И не только детьми, но и членами Его и телом Его (См. 1Кор.12:27 ). Ибо, находя все названное как бы недостаточным для выражения любви и благоволения, которые Он проявляет к нам, Он предложил и другое, большее этого и ближайшее [наименование], назвав Себя нашей «главою» ( Еф.1:22 ). Мы – члены и тело Христово, поэтому не будем осквернять себя грехом

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Раздел 7 Является ли дьявол главой всех нечестивых? С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что дьявол не является главой нечестивых. В самом деле, как говорит глосса на слова [Писания]: «И поставил Его выше всего, главою» и т д. ( Еф. 1, 22 ), голове присуще сообщать чувства и движения членам. Но дьявол лишен власти распространять зло греха, который проистекает из воли согрешающего. Следовательно, дьявола нельзя назвать главой нечестивых. Возражение 2. Далее, каждым своим грехом человек умножает зло. Но не каждый грех исходит от дьявола, что очевидно в случае демонов, которые согрешили не по причине чьего-либо наущения. И точно так же не каждый человеческий грех исходит от дьявола, поскольку сказано, что «не все наши злые помыслы непременно навеяны нам дьяволом – иные из них берут свое начало в движении нашей воли». Следовательно, дьявол не является главой всех нечестивых. Возражение 3. Далее, одна голова располагается на одном теле. Но все множество нечестивых, похоже, не соединено во что-либо одно, поскольку одно зло противоречит другому и происходит оно, как говорит Дионисий, из многих частичных оскудений 140 . Следовательно, дьявола нельзя назвать главой всех нечестивых. Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Память о нем исчезнет с земли» ( Иов. 18, 17 ), говорит: «Это сказано о зле каждого, который соотносится с единым главою», то есть дьяволом . Отвечаю: как уже было сказано (6), голова не только воздействует на члены внутренне, но также и управляет ими внешне, упорядочивая их акты к цели. Следовательно, о ком-либо можно говорить как о главе множества или одновременно с точки зрения и внутреннего воздействия, и внешнего управления, в каковом смысле, как было показано выше (6), Главою Церкви является Христос, или же с точки зрения только внешнего управления, в каковом смысле главой подчиненного ему множества является каждый князь или прелат, и именно в этом смысле дьявола называют главой всех нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Раздел 5 Является ли благодать Христа как Главы Церкви той же самой, что и Его благодать по навыку как человека? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что благодать, посредством которой Христос является Главою Церкви, отличается от Его частной благодати как человека. Так, апостол говорит: «Если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса, Христа, преизбыточествует для многих» ( Рим. 5, 15 ). Но актуальный грех Адама отличается оттого первородного греха, который он передал своему потомству. Следовательно, личная благодать, которая была присуща Христу, отличается от Его благодати как Главы Церкви, которая изливается от Него на других. Возражение 2. Далее, навыки различаются через посредство своих актов. Но личная благодать Христа была определена к одному акту, а именно к освящению Его души, в то время как главная благодать определена к другому, а именно к освящению других. Следовательно, личная благодать Христа отличается от Его благодати как Главы Церкви. Возражение 3. Далее, как уже было сказано (6, 6), в Христе можно различить троякую благодать, а именно благодать соединения, главную благодать и частную благодать человека. Но частная благодать Христа отличается от благодати соединения. Следовательно, она также отличается и от главной благодати. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «От полноты Его все мы приняли» ( Ин. 1, 16 ). Но Он является нашим Главою постольку, поскольку мы принимаем от Него. Таким образом, Он является нашим Главою постольку, поскольку Он обладает полнотой благодати. Затем, как было показано выше (7, 9), Он обладал полнотой благодати постольку, поскольку Его личная благодать была совершенной. Следовательно, Его главная благодать и [Его] личная благодать суть одно и то же. Отвечаю: коль скоро все производит акт в той мере, в какой оно актуально, то, следовательно, то, посредством чего оно производит акт, и то, посредством чего оно актуально, суть один и тот же акт, что подобно тому, как посредством одной и той же теплоты огонь является и теплым, и греющим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Сыном Давида и Авраама евангелист называет Иисуса Христа в смысле общем, т. е. в смысле потомка, каковым Иисус Христос и был, согласно обетованию Божию ( Быт.12:1 и след.; Быт.22:18 ; Гал.3:17 ; 2Цар.7:12 ; 1Пар.17:11 ; Пс.88:4–5, 131:11 ; Ис.11:1 и др.). Назвал Иисуса Христа прежде сыном Давида вероятно потому, что обетование последнему было новее, относилось не ко всей нации иудейской, как это было в обетовании Аврааму, и ни к одному из двенадцати колен, как это было в обетовании Иуде, но частнее – относилось к дому Давида, имя которого было Ему усвоено ( Иер.30:9 ; Иез.34:24, 37:24 ). Таким образом, евангелист, назвав Иисуса Христа прежде всего сыном Давида, хотел этим показать иудеям, что он говорит о том именно Христе, которого они ожидали, как сына Давида и наследника обещанного славного царства. После этого краткого вступления следует само родословие. Первый отдел ( Мф.1:2–6 ): Авраам 106 роди Исаака. Исаак 107 же роди Иакова. Иаков 108 же роди Иуду и братию его. Мф.1:3 . Иуда 109 же роди Фареса и Зару от Фамары. Фарес 110 же роди Есрома. Есром 111 же роди Арама. Мф.1:4 . Арам 112 же роди Аминадава. Аминадав 113 же роди Наассона. Наассон 114 же роди Салмона. Мф.1:5 . Салмон 115 же роди Βοοза от Рахавы 116 . Вооз 117 же роди Овида от Руфы. Овид 118 же роди Иессея. Мф.1:6 . Иессей 119 же роди Давида царя. Давид 120 же царь роди Соломона от Уриины. В этом отделе обращают на себя внимание следующие вопросы: 1) почему евангелист, упомянув о братьях Иуды, не сказал ничего ни об Измаиле – брате Исаака, ни об Исаве – брате Иакова? 2) Какое значение имеют женские лица, введённые евангелистом в родословие Иисуса Христа? 3) Возможно ли, чтобы в промежуток времени от переселения израильтян в Египет до возвращения их обратно в свою землю, в 430 лет, сменилось только три члена, как это по-видимому случилось, если основываться на родословиях новозаветных и ветхозаветных? 121 Возможно ли также, чтобы со времени вступления израильтян в землю обетованную до построения храма Соломонова, в 480 лет, сменилось только пять членов, как это опять дают повод заключать генеалогии? 122 Итак 1) почему св. Матфей упомянул в родословии только о братьях Иуды и ничего не сказал ни об Измаиле – брате Исаака, ни об Исаве – брате Иакова? «Так поступил евангелист, – по замечанию Златоуста, – не без основательной причины. Он хотел чрез это показать, что Измаил и Исав с происшедшими от них народами: измаильтянами, сарацинами, арабами и друг. ничего не имели общего с народом иудейским, и что Христос от них не произошёл»; тогда как дети Иакова – Иуда и братья его – были родоначальниками двенадцати колен народа израильского, которые и составляли избранное Богом семя Авраамово. Что евангелист поименовал из детей Иакова Иуду, так это потому, что в имени Иуды обнимаются все потомки Иакова, и он является ( Быт.49:3–8 ) как бы главой их. А в родословие только и входят главы родов, от которых имел произойти Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

17. κα ατς στιν προ πντων 18. κα ατς στιν κεφαλ На основании приведенных данных можно признать позитивной осуществленную Н.Т. Райтом попытку определить структуру гимна; согласно этой попытке, поэтическая структура отрывка формируется на основании хиастического принципа и соответствует формальной схеме ABBA: А ст. 15–16 В ст. 17 В ст. 18 ab А 18с-20 386 Преимуществом данной схемы является то, что, подчеркивая поэтическую структуру ст. 15–20, она не требует удаления ни одного слова из представленного текста. И если она и не позволяет с полной определенностью заключить, является ли этот отрывок раннехристианским гимном как таковым, то, несомненно, убеждает в том, что перед нами «более возвышенный и продуманный текст, нежели просто обыденная проза, но как художественное целое имеет, скорее, просто вид поэмы, так что пытаться утверждать, что отрывок был составлен согласно четкой структурной схеме, было бы не совсем верным» 387 . 3.2.3. Религиозно-исторический фон и возможные источники в связи с вопросом происхождения гимна Вопрос определения религиозно-исторических концепций, повлиявших на формирование христологического гимна Кол 1:15–20 , также не решается однозначно. Вряд ли вообще он может быть решен окончательно ввиду того, что каждая из гипотез, которая будет представлена, оставляет после себя в большей или меньшей степени ощущение недоказуемости, которое подтверждается неспособностью устранить все возникающие недоумения. 1. Э. Кеземанн (E. Kasemann) 388 указал: если удалить 8 из 112 слов гимна, а именно τς κκλησας и δι το αματος το σταυρο ατο, то гимн лишается какой бы то ни было христианской окраски. Это позволило ему предположить дохристианский характер гимна: по его мнению, первоначально это был дохристианский гностический текст, повествовавший о метафизической и доисторической драме с гностическим искупителем, где тот выступает подготовителем пути и главой тех, кого он избрал. Он также вторгается в царство мертвых, что позволяет тварным существам на законных основаниях и в мирном состоянии соединиться вместе в первочеловеке, который есть искупитель 389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

7. Итак, превращающие сосуд Божественного Света в вместилище постыдного и поистине мрачного удовольствия, и созданный Богом Божий храм вместо этого, вследствие подчинения страсти, являющие жилищем и капищем бесов, какого предела абсурда еще не достигли («каталэлипасин»), так чтобы не именоваться им на основании постыднейшего из всех грехов — прелюбодеяния? Если же мы все обручены Одному Мужу, Единому Жениху–Христу, как взывает Павел (2 Кор. 11:2), и единый дух мы стали с Ним, разумом души соединившись с Его Божеством, и члены Его мы суть, невидимо сросшись с Ним, то, как тебе представляется: не является ли прелюбодеем и заслуживает такого наименования тот, кто соглашением на блуд осквернил это единение (со Христом)? — лучше же сказать: во много и гораздо худше прелюбодея, как разорвавший божественное бесстрастное единение с Богом? Что же, опять, относительно клятв Он нам заповедал? Не запретил ли Он это, как если бы это было клятвопреступлением, и не ясно ли Он возвестил, что клятвы являются делом лукавого? Но зачем это я привожу по частям, когда возможно все объять единым словом? — «Яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей (т. е. совершенных исполнителей Ветхого Закона)  , не внидете в царствие небесное» (Мф. 5:20). 8.   Мы же, от которых требуется большего, чем от них, не только не сравнялись с ними в отношении дел, но даже и не близки к ним; так, наученные воздерживаться и от супружниц («Яко время», говорит Апостол, «прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут: преходит бо образ мира сего» (1 Кор. 7:29, 31)  ), мы и услышавшие это и уверовавшие, не только не воздерживаемся от собственных жен, но бываем одержимы страстью к чужим женам. Имея повеление не клясться ни даже волосом одним (потому что Христос говорит: «Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити» (Мф. 5:36)  ), мы не трепещем, непрестанно клянясь Высочайшей Главой всего, Самим Богом и Божиими святынями, но и настолько, увы, дошла безмерная дерзость, что самые неизреченные знамения Спасительной Страсти, — Божественную Кровь Бога богов (Втор. 5:36), единожды в веках излиянную за жизнь мира (увы! о, солнце, как не зайдешь ты для нас, как ты зашло тогда для оных богоубийц?!  ) прилагают на бумагу вместо подписи чернилом для подтверждения клятв, которые все в целокупности Истинный Владыка объявил делами лукавого, и таким образом выходит, что мы делаем как бы сотрудником лукавого, увы, Того, Кто разрушил державу оного  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Вывод: Мальчик дело сделал, но плохо, безответственно. Он не отвечал за то, как он его выполнил. Рассказ-беседа. Обязанности в семье. Кто их определяет? Смотрим иллюстрацию: 92 – С.В. Иванов. «Семья». На картине видно, как построены отношения в семье. Вопросы: • Что мы видим на картине? • Кто был самым главным (главой рода)? • Могли ли дети не слушаться родителей? Запись в тетрадь слов: обязанность, ответственность. Бог установил для человека правила жизни. Одним из таких правил является ответственность за то, что ты делаешь. Бог тебя любит, жалеет, оберегает. Он позволяет тебе самому решать, с кем дружить, когда садиться делать уроки, а когда можно пойти во двор погулять. Но Бог предостерег человека, что если он плохо выполняет свои дела, не отвечает за них (не старается в учебе, не выполняет поручения родных), он обязательно будет наказан. Давайте вспомним, что случилось с Адамом после того, как он нарушил правила, данные Богом. Повторение по вопросам: • Остался ли Адам жить в Раю? Куда он пошел? • Где жили Адам и Ева? • Кто такие Каин и Авель? • Кто из братьев был добрым, а кто – злым? • Кто такой Ной? • За что Бог сохранил Ноя и его семью? • Какое обещание Бог дал людям? • Как Бог простил людей? • Для чего пришел в мир Иисус Христос ? • Как поступили с Ним люди? • Кто подсказывает человеку, как надо поступить правильно? • Кто оберегает человека от зла? • Какие у меня обязанности по отношению к товарищам, к животным, к растениям, к родным? • Что нужно сделать, чтобы удержать себя от плохого поступка? Заключение учителя: Мы узнали, что Бог сотворил для жизни человека красивый мир. Поселил в нем много разных животных, насадил красивые растения и отдал человеку для сохранения. Человек нарушал законы Бога. Бог прощал людей и учил их быть добрыми, любить друг друга; любить все, что населяет созданный Им мир. Бог прислал в мир Своего Сына Иисуса Христа для спасения погибающих людей. (Учитель показывает илл. 96). Любит и помогает людям Пресвятая Богородица, Матерь Божия. Книга, в которой написано о том, о чем вы узнали в 1 классе, называется Евангелие (показывает изображение илл. 98). Она написана на том языке, на котором умели читать наши предки. Этот язык называется церковно-славянским. Вы можете попробовать почитать тоже. (Учитель показывает страницу, на которой ясно читаются три слова (илл. 101): строим, праздник, радость.) Прочитанные слова венчают тему года «Праздники-радости» и вводят с опережением материал 2 класса: понятие о славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 8. О благодати Христа как Главы Церкви Далее нам надлежит рассмотреть благодать Христа как Главы Церкви, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) является ли Христос Главой Церкви: 2) является ли Он Главой людей в том, что касается их тел, или же только в том, что касается их душ: 3) является ли Он Главой всех людей: 4) является ли Он Главой ангелов: 5) является ли благодать Христа как Главы Церкви той же самой, что и Его благодать по навыку как частного человека: 6) присуще ли Христу быть Главой Церкви: 7) является ли дьявол главой всех нечестивых: 8) можно ли называть главой всех нечестивых антихриста. Раздел 1 Является ли Христос Главой Церкви? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христу как человеку не приличествует быть Главой Церкви. В самом деле, голова сообщает чувства и движения членам. Но духовное чувство и движение, то есть благодать, не сообщены нам Человеком Христом, поскольку, как говорит Августин, «Христос посылает Духа Святого не человеческой властью, а как Бог» 133 . Следовательно, Ему как человеку не приличествует быть Главой Церкви. Возражение 2. Далее, главе не приличествует иметь главу. Но Главою Христа как человека является Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Христу Глава – Бог» ( 1Кор. 11,3 ). Следовательно, сам Христос не является Главою. Возражение 3. Далее, голова человека является отдельным органом, зависящим от притока от сердца. Но Христос есть всеобщее Начало всей Церкви. Следовательно, Он не является Главою Церкви. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог «поставил Его... Главою Церкви» ( Еф. 1, 22 ). Отвечаю: как всю Церковь называют одним мистическим телом по аналогии с природным человеческим телом, различным членам которого, как говорит апостол ( Рим. 12 ; 1Кор. 12 ), присущи различные действия, точно так же и Христа называют Главою Церкви по аналогии с человеческой головой, в которой мы должны усматривать три вещи, а именно порядок, совершенство и власть.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Такие и им подобные получают от Христа некоторый жизненный акт, то есть веру, что подобно тому, как если бы лишенный жизни член некоторым образом приводился человеком в движение. Ответ на возражение 3. Святые отцы использовали законные служения не как нечто действительное, но как образы и тени того, что имеет случиться в будущем. Но, как замечает Философ, к образу как образу и как тому, что существует в действительности, движутся одним и тем же движением. Следовательно, отцы древности, соблюдая законные обряды, обращались к Христу с той же верой и любовью, с которой обращаемся к Нему и мы, и потому они принадлежат той же Церкви, что и мы. Раздел 4 Является ли Христос Главой ангелов? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что Христос как человек не является Главой ангелов. В самом деле, голова и члены обладают одной природой. Но Христос как человек обладает общей природой не с ангелами, а только с людьми, о чем читаем [в Писании]: «Не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2, 16 ). Следовательно, Христос как человек не является главой ангелов. Возражение 2. Далее, главенство Христа приличествует Церкви, которая, как сказано ( Еф. 1, 23 ), является Его телом. Но ангелы не принадлежат Церкви. В самом деле, Церковь есть собрание верных, а у ангелов нет никакой веры, поскольку они, перефразируя апостола ( 2Кор. 5, 6, 7 ), «ходят не верой, а видением», в противном случае они были бы «устранены от Господа». Следовательно, Христос как человек не является главой ангелов. Возражение 3. Далее, Августин говорит 134 , что как «Слово, Которое в начале было у Отца», оживляет души, точно так же «Слово, Которое стало плотью», оживляет тела, которых лишены ангелы. Но Слово, Которое стало плотью, – это Христос как человек. Следовательно, Христос как человек не оживляет ангелов, и потому как человек он не является главой ангелов. Этому противоречит сказанное апостолом: «Который есть Глава всякого Начальства и Власти» ( Кол. 2, 10 ), а также и всех остальных ангельских порядков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010