Обычно человека, присваивающего себе чужие права, называют самозванцем. К таким самозванцам не принадлежим ли и мы, братия и сестры, столь легкомысленно судящие и осуждающие своих близких? Судить мир и людей вместе с Богом могут только святые люди, однако, святые при жизни на земле уклонялись от такого суда, считая, что суд – дело Божие. «Преподобный авва Исаия , увидев однажды брата, грешащего постыдным грехом, не обличил его, но сказал: „Если Бог , создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтобы обличить его?”» 39 . Если права Бога страшится нарушить праведник, то, как мы, многогрешные, дерзаем на это? Судить людей, братия и сестры, нельзя и потому, что все мы, верующие во Христе, составляем единый, духовно-благодатный организм, одно Тело Христово ( Еф. 4:15–16 ), главой которой является Сам Христос ( Кол. 7:19 ). Все члены этого Тела (Церкви Христовой) призваны жить единством духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ), во взаимном согласии и единомыслии ( Рим. 12:16 ). Нарушение хотя бы одним из верующих согласия, любви и мира приносит разлад в жизнь этого духовно-благодатного Тела (Церкви Христовой), а тем самым заслуживает пресечения мерами духовного воздействия. Поэтому, когда мы, братия и сестры, осуждаем и обижаем друг друга и не ищем примирения и взаимного прощения ( Мф. 18:15–16 ), то «раздираем хитон церковный» и являемся виновником пред высшим судилищем в делах духовных ( Мф. 18:17 ). Судить людей, братия и сестры нельзя и потому, что всякий человек по своей природе неприкосновенное сокровище Божие. «Смотри, – говорит преподобный Макарий Великий , – как велико небо и земля, но они мимо идут и не о них благоволит Бог, а только о тебе. Воззри на своё благородство и достоинство... Не ангел, а ваш Бог пришёл ходатаем за тебя... Бессмертная душа твоя есть драгоценный некий сосуд» 40 . Эта бессмертная душа, этот драгоценный сосуд есть образ Божий в человеке, и сам он (человек) есть храм живущего в ней Духа Божия ( 1Кор. 3:16 ). Пусть жизнь человеческая весьма мало соответствует этому высокому предназначению, пусть человек «много согрешает» ( Иак. 3:2 ), но и в этом своём виде он остаётся образом Божиим со всеми возможностями к своему возрождению, и потому всегда достоин нашего признания и почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Благочестивым же людям подобает отсекать сразу же всякую мысль о расколе , и следует признавать законных пастырей , принимать от них Святые Дары , восклицая " " Я же в церквях гряду благословить Лице Твое, насыщусь причастием неоскверненных Твоих Таинств " . Ведь законный епископ есть посредник между Богом и людьми , а нерадивая жизнь священников не может служить причиной для отпадения от Церкви . 2. Если же пастырь неправильно учит в догматах и пленён ересью, то удаление от такого пастыря – поступок хороший, но следует прежде проверить, действительно ли он в ереси . Святитель славит тех, кто пребывает в послушании догматам , а взгляды униатов прямо именует ересью , и утверждает, что Христос зрится главой пребывающих " в единой вере, едином разуме, единой Церкви " . Исходя из сказанного выше, мы считаем, что причиной непризнания святым Феолиптом в 1310 г. примирения арсенитов с Церковью послужил не один фактор. Его экклезиологические воззрения дают повод к такому видению ситуации. Арсениты суть члены, отсеченные от Церкви. Отсеченные же органы подвержены гниению. Для того, чтобы отсеченные вернулись в Церковь, нужно чтобы они принесли очистительное покаяние, иначе их присоединение и для них не принесет пользы, и иным послужит искушением. Видимо, здесь может идти речь и о степени повреждения. Ведь святитель Феолипт признавал былые примирения арсенитов до того момента, пока они окончательно не выродились в маргинальное течение. Также следует помнить, что сама форма примирения с арсенитами была обставлена так, словно официальная Церковь признала свою неправоту. Т.е. не они примкнули к Церкви, а члены Церкви перешли в их раскол. С раскольниками же Феолипт не захотел общаться. Да и для паствы филадельфийской, видимо, это не было полезно. Подводя итоги, мы заключаем, что святитель Феолипт считал отделяющимися от Церкви тех, кто не приемлет Святых Таин от законных пастырей или погрешает в догматах. Но это отделение является не мгновенным актом, а постепенным процессом. Филадельфийский архипастырь вёл диалог с таковыми, молился о них. Не гнушался ересь прямо именовать ересью, а раскол расколом, но при необходимости считал нужным прибегнуть к икономии, т.к. благо Церковное почитал более, нежели строгое соблюдение канонов.

http://bogoslov.ru/article/1945178

К тому же, пользуясь этим способом, можно куда с большей долей вероятности предположить, что «истинным основателем современного ислама » является Осман 69 , а не Мухаммед, ибо в отличие от Османа, апостол Павел не составлял новозаветный канон и, соответственно, не имел реальной возможности вносить что-либо новое от себя или выбрасывать неугодное; в отличии от Османа, апостол Павел не располагал никакой гражданской властью, не являлся главой Церкви, и потому не был заинтересован политически искажать тот или иной аспект учения Христа; и наконец, ни один из апостолов Господа не обличил Павла в искажении христианской веры в его посланиях (см. эпиграф этой главы), как раз напротив, тогда как многие асхабы (сподвижники) Мухаммеда были недовольны османовой редакцией Корана, считая ее неверной и искаженной, а один из них, Абдаллах ибн Масуд, составил собственную редакцию священной книги. До сих пор шииты 70 обвиняют Османа в том, что он не включил по политическим соображениям суру «Два светила»; в современной шиитской версии Корана 115 сур, а в суннитской (османовской) – 114. Кстати, Мухаммед также не написал ни слова, даже более того, как утверждают мусульмане, он был абсолютно неграмотным, так что не мог проверить, верно ли записываются его откровения. Причина неприятия Не легко обратиться душе, объятой заблуждением. Священномученик Ириней Лионский . Против ересей. II. 2. Рассмотренного достаточно, чтобы, беспристрастно судя, признать как исторические факты то, что Христос был распят ( Мф 27:31 ; Мк 15:22–25 ; Лк 23:33 ; Ин 19:18 ) и изначально почитался христианами Сыном Божиим ( Мф 14:33 ; Мк 1:1 ; Лк 1:35 ; Ин 10:36 ) и Богом истинным ( 1Ин 5:20 ; Иуд 4 ; Рим 9:5 ), равно как и Троица ( Мф 28:19 ; 1Ин 5:7 ; 2Кор 13:13 ) изначально исповедовалась христианами так же, как и сейчас 71 . Почему же мусульманское сознание не может воспринять эти факты адекватно? Причина этого, на мой взгляд, коренится в том, что в исламе атрофировано исконное человеческое понимание жертвы как искупления, как очищения от греха 72 . И этому есть несколько причин.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Опровержение римско-католического учения о главенстве папы и его непогрешимости. – Для Церкви, имеющей своей Главою Самого Господа Иисуса Христа, всегда пребывающего с ней, очевидно, нет надобности ни в какой другой главе. Да и может-ли быть у Церкви, – тела Божественного, святого, вечного, – глава человеческая, смертная, подверженная слабостям и немощам? Несмотря, однако, на всю очевидность, – казалось-бы, – этой истины, римско-католическая церковь , кроме невидимого Главы, Иисуса Христа, признает еще видимого главу, именно римского епископа, или папу, 26 и его, а не вселенскую Церковь , считает непогрешимым. Учение о главенстве папы, возникшее из властолюбивых и корыстолюбивых притязаний римских епископов, ясно и определенно выражено было уже в 9-ом веке в так называемых Лжеисидоровых Декреталиях (сборники соборных и папских определений, впоследствии оказавшихся подложными), а окончательно установлено в темные Средние века при папах Григории 7-ом (1073–1086) и Иннокентии 3-ем (1198–1216) и с тех пор является главным догматом римской церкви и главным пунктом отличия ее от Православия. Католики стараются доказать правильность этого учения ссылками на Св. Писание и Св. Предание. Они утверждают, что Христос одного из Своих учеников, именно ап. Петра, сделал Своим наместником на земле, князем апостолов, главой видимой Церкви с полномочной властью над апостолами и над всею Церковью, и что лишь через него все остальные апостолы получили свои благодатные права. Далее, они утверждают, что преемником ап. Петра был римский папа, который и получил от него все права, и преимущества: он – глава всей Церкви, наместник Христа, вице-бог, единственный проводник для всей видимой Церкви всех ее благодатных прав; голос его в делах веры, изрекаемый «с кафедры», т. е. официально, – непогрешим и безусловно обязателен для каждого члена Церкви порознь и для всех вместе. Таким образом, в учении римско-католической церкви нужно различать: 1) учение о главенстве апостола Петра; 2) о главенстве папы, и 3) о непогрешимости папы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Ступай к Причастию с ними (и молись за них). Эффект будет тот же (или даже лучше), нежели от мессы, которую прекрасно читает явный праведник, а вместе с тобою слушают ее несколько набожных, достойных людей. (Ведь оно вряд ли хуже мессы с насыщением Пяти Тысяч — после чего Господь [Наш] возвестил грядущее насыщение). Самого меня Петровы притязания вполне убеждают, — да и, оглядываясь по сторонам на мир, не особо усомнишься (если хрисшан–ство — истинно), которая здесь — Истинная Церковь как храм Духа , умирающая, но живая, испорченная, но святая, самоулучшающаяся и воскресающая. Но для меня в той Церкви, общепризнанным главой которой на земле является Папа, главное — то, что именно она от века отстаивала (и отстаивает) Святое Причастие, воздавала ему наибольшие почести и ставила его (как со всей очевидностью предполагал Христос) на первое место. «Паси овец Моих» . — напоследок заповедал Он святому Петру; и, поскольку Его слова всегда следует в первую очередь понимать буквально, полагаю, что в них речь идет главным образом о Хлебе Жизни. Вот против этого–то и был на самом деле направлен зап. — европейский бунт (или Реформация) — против «мессы, этой нечестивой лжи», а вера/дела  — всего–навсего отвлекающий маневр. Полагаю, величайшую из реформ нашего времени осуществил святой Пий X : эта реформа превосходит все, пусть самое необходимое, чего только достигнет Собор . Просто не знаю, в каком состоянии пребывала бы Церковь, если бы не она ”. В том же письме, несколькими строками ниже он пишет о себе: Святое Причастие я полюбил с самого начала — и милостью Господней любви этой так и не утратил: но увы! — я показал себя недостойным. Плохо я вас воспитал; мало с вами разговаривал. Из греховности и лености я почти забросил религиозную практику — особенно в Лидсе, и в доме 2 2 по Нортмур–Роуд . Не для меня Небесная Гончая ; мой удел — неумолчный, немой призыв Дарохранительницы и ощущение терзающего голода. О тех днях я горько жалею (и страдаю за них, так терпеливо, как только мне дано); главным образом потому, что оказался плохим отцом. Теперь же я непрестанно молюсь за вас всех, чтобы Целитель (Haelend, как обычно называли Спасителя на древнеанглийском) исцелил мои недостатки и чтобы никто из вас не переставал восклицать : “Benedictus qui venit in nomine Domini” . Обычно Толкин часто посещал церковь и причащался, всегда исповедуясь перед Причастием (он не приступал к Причащению без исповеди). Богослужение он знал очень хорошо — в письмах нередко упоминаются те или иные молитвы латинской Мессы. Он уделял внимание проповедям во время мессы и размышлял об искусстве проповедника:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

« Уверенный: Итак, ты хочешь, чтобы я произвел суд над некоторыми Церквами? Испытующий: Что же? Ты думаешь поразить меня сим выражением? Уверенный: Нет, я сам поражен словом Божиим: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Испытующий: Но к тому ли сказаны в Евангелии сии слова, о чем мы нынче рассуждаем? Уверенный: Первое изречение произнесено на осуждающих вообще, а второе на тех, которые судят учителей веры, и даже таких учителей, которые на основании Христовом назидают дрова, сено, тростие (по-русски: строят из дерева, сена, соломы; 1 Кор. 3, 12). Испытующий: Мне кажется, иное дело судить о недостоинстве учителей, и иное о неправославии Церквей. Уверенный: Разве легче осудить целую Церковь, нежели иного человека?» (Разговоры… — С. 10–11). «Дух истинной христианской терпимости и миролюбия, благодатию Божиею сохраняющийся в Российской Церкви, производит то, что в обыкновенных и общенародных наставлениях, предметы, обращающиеся в споре между Восточной Церковью и другими вероисповеданиями христианскими, не столь заботливо изъясняются, как сие делается в других вероисповеданиях… Потщимся же ко всем соблюдать миролюбие, которое, по моему мнению, есть венец нашея Церкви». Некоторые выводы из приведенных рассуждений архимандрита Филарета (Дроздова) 1. Вселенская Церковь есть единое великое тело, для которого Иисус Христос является сердцем, или началом жизни, и главой, или правящей мудростью. 2. В Церкви Христовой имеется не только область внутренней, таинственной, благодатной жизни, в которой Церковь славна и непогрешима, но и область внешней исторической жизни, в которой слава Церкви отчасти открыта, отчасти же сокрыта. 3. Видимая Церковь имеет и здравые члены, и не мощные. Под немощными членами разумеются не толь ко грешники, но и «не чисто проповедующие слово Божие», то есть заблуждающиеся в некоторых вопросах вероучения. 4. Самый факт «не чистого проповедания слова Божия» не рассматривается архимандритом Филаретом как неизбежно отделяющий заблуждающихся от общения с телом Церкви. Христианин, правильно крещенный, ни когда не перестает быть членом Церкви, если только не отделит себя от нее бесповоротным отречением или впадением в несомненную ересь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

И вот Новый Завет говорит о том, что мы, члены Церкви, куплены. Христос приобрел нас Себе ценой Своей крови, пролитой на Кресте. Мы введены в Его дом. Как пишет святой Апостол Павел, «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). У нас есть законный Владелец. Мы принадлежим Ему. Например, Апостол Павел пишет: «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7:23 ). На нас возложена самая великая, почетная и важная миссия, какая только возможна, – быть Его посланцами в этом мире, Его представителями, проводниками Его воли. Мы принадлежим к Его телу – Церкви, а Он является нашим главой. Как об этом сказано в Писании, «[Бог действовал] во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:20–23 ). Или, в другом месте, «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:18 ). Церковь принадлежит Господу нашему Иисусу Христу. Он искупил её честной Своей кровью. Она не принадлежит тем или иным людям, хотя бы и самым высоким иерархам. Поэтому их падение не есть падение Церкви. Он истинно Спаситель мира, Христос Основание Церкви связано с важнейшим событием – Воскресением Иисуса Христа из мертвых. Как говорит святой Апостол Павел, «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» ( 1Кор.15:3–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   1) власть связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи;    2) накладывать церковные наказания или же их прощать.     355. Дал ли Господь Иисус Христос власть связывать и разрешать только Петру?    Господь Иисус Христос дал власть связывать и разрешать не только Петру, но всем апостолам, сказавши им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18); а при ином случае сказал также всем апостолам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22—23).     356. Когда сказал Господь Иисус Христос апостолу Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»?    Эти слова произнес Господь Иисус в конце Тайной Вечери, когда прощался с апостолами и при этом предсказал, что Петр три раза отречется от Него.     357. Установил ли Господь Иисус Христос этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви?    Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды, не лишится веры, но обратится, и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере.     358. Приведены ли в Священном Писании случаи, когда обращенный грешник укреплял в вере своих ближних?    В Священном Писании приведены такие случаи, например: женщина-самарянка, будучи большой грешницей, обратилась и по своем обращении привела к Господу Иисусу и укрепила в вере многих жителей города Сихаря (Ин.4:5—39); или апостол Павел, после того как перестал быть врагом Христа и обратился, снискал для Христа и утвердил в вере много тысяч людей в разных местах.     359. Возможно ли вообще слова: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», понимать так, что Господь Иисус Христос имел намерение установить ими апостола Петра наставником всей Церкви?    Нельзя так понимать эти слова, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, кто от грехов искренне обратится в Богу, независимо от того, является ли он наставником этих людей, или же им подчиненным, или им равным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(48) «Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены (дорогой) ценой. Посему прославляйте Бога в телах ваших» 64 . Если, получив Духа Христова, мы стали храмами Божиими и мы не свои, будучи куплены кровью Его, чтобы нам уже жить не для себя, но для Того, Кто приобрел нас, то каким образом не очевидно, что Бог – Христос, через Которого мы стали храмами Божиими и Которому служим как Богу? (49) «Итак, об употреблении в пищу 65 идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им» 66 . Если есть только единый Бог, и другого, кроме Него, нет никого, включается же в единую природу Божества и один Христос Иисус, Которым всё, стало быть, Бог есть Тот, Кто как Бог мыслится единосущным Отцу, даже тогда, когда Он был назван Иисусом Христом, родившись от жены. Но нужно заметить, что, наименовав Христа Иисуса, он говорит, что Им сотворено всё, поскольку Сын – один по домостроительному единению. (50) «Я был, говорит он, для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу» 67 . Если имеющий закон Христа имеет закон Бога, то каким образом Христос – не Бог? (51) Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией 68 . Следует заметить, что, называя Церковь Божией, он знает, что она также Христова 69 . (52) «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» 70 . Блаженный Лука, составив для нас родословие Христа, начинает от Иосифа и далее, а затем, достигши Адама, прибавляет: «Божий» 71 , полагая началом для человека сотворившего его Бога. Именно так, утверждаем мы, главой каждого мужа является Христос, ведь Им он сотворен и приведен к бытию, поскольку Сын созидал его не как служитель, но как Бог, будучи Творцом по природе 72 . Глава же жене – муж, потому что она взята от плоти его и его имеет своего рода началом. А, подобно этому, глава Христу – Бог, потому что Он от Него по природе, ибо Слово родилось от Бога Отца. Тогда каким образом не Бог – Христос, главой Которого по природе полагается Отец? Когда же я говорю о Христе, подразумеваю Слово Божие, явившееся в человеческом образе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Окончательным утверждением коллективного начала в христианстве явилось создание Церкви. Само понятие Церкви является альтернативой крайнего, исключительного индивидуализма, эгоцентризма, солипсизма, заключения себя «в башню из слоновой кости». Церковь социальна по самой своей сущности. Как прекрасно разъяснил это во многих местах своих посланий апостол Павел, она не просто сумма людей, имеющих общение с Богом через Иисуса Христа, но она есть живой организм, Тело Христово, состоящее из множества членов, органически соединенных в одном теле и духе единой верой, единым крещением, единым общим для всех сыновством Богу и Отцу ( Еф.4:45 ) со своим Главой и Господом Иисусом Христом и друг с другом ( Еф. 4:13–14 ; см. также Рим.12:4–8 ; 1Кор.12:12–27 ). Как в физическом организме нормальное развитие и борьба с нарушениями этого развития – болезнями не протекает ни в одном органе изолированно, но и в нормальных и в патологических процессах участвует весь организм, все его органы, так должно быть и в Церкви: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор.12:26 ). И как в физическом организме взаимодействие всех органов осуществляется, во-первых, при помощи кровеносной системы, обеспечивающей питание всех клеток и тканей и, во-вторых при помощи нервной системы, обеспечивающей согласованность этого взаимодействия, так и в духовном организме – Церкви осуществляется питание всех ее членов благодатью Святого Духа, в частности через Тело и Кровь Христовы, а любовь ее членов к Богу и друг к другу обеспечивает согласованную жизнедеятельность и развитие всего церковного организма в целом, «дабы мы..., – говорит Апостол ,– истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:14–16 ). Где нет этой общности и этого взаимодействия членов между собою, в том числе и в первую очередь с верховным руководящим органом – с Главой Церкви, Господом Иисусом Христом, там нет Церкви. Отдельные же члены, утрачивающие эту связь, общение и взаимодействие в благодати и любви, перестают получать необходимое для их жизнедеятельности благодатное питание, перестают ощущать любовь своей Главы, иссякает в них их собственная любовь ко Христу и к другим членам Тела Христова, в результате чего они вянут, засыхают, отделяются от Тела и отмирают ( Ин.15:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010