Но у евангелиста Марка явно мысль о другом. Прямо сказано: вот здесь, среди нас, в церкви, для которой пишет Марк, свидетели! Они видели, что Царство Божие уже пришло , и что воистину пришло вместе с Личностью Иисуса Христа. Об этом и повествует следующий рассказ о Преображении Иисуса. 3. Преображение Иисуса (Мк.9,2–10) (Мф 17,1–9; Лк 9,28–36) 2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. 3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. 4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. 5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. 6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. 7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. 8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. 9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. 10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. Этот случай из жизни Иисуса покрыт тайной. Мы можем лишь попытаться понять его. Марк говорит, что это произошло через шесть дней после события в Кесарии Филипповой. Лука говорит, что это произошло через восемь дней. В этом нет противоречия. Оба они имеют в виду, – «приблизительно через неделю». Церковь отмечает день Преображения, 6 августа. И, конечно, неважно, действительно это тот день или нет. Предание также гласит, что Преображение произошло на горе Фавор. Здесь возникают некоторые трудности. Дело в том, что гора Фавор находится на юге Галилеи, а Кесария Филиппова – далеко на севере. Кроме того, на горе Фавор во времена Иисуса находилась крепость. Но и это все не очень важно. Важнее понять суть рассказа. Он совершенно явственно несет на себе черты того жанра рассказов, возникших в ранней Церкви, которые в современной библеистике принято называть «мессианскими историями», или «историями о Христе». Мы уже встречались с такими рассказами. Например, с повествованием о Крещении Иисуса. И мы замечали, что такие истории, отражая некие факты жизни Иисуса, подобны не репортажам с места событий, но подобны иконам, на которых символичен и исполнен богословского значения каждый штрих, каждое слово. Богословская цель «мессианских историй» очевидна. Их цель – показать, что Иисус есть Мессия, Христос, с Которым на землю приходит Бог и Его Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Тем не менее, встречается мнение, что дисциплина говения, принятая в нашей Церкви и включающая в себя период воздержания и чтение положенных молитвословий, представляет собой позднейшие наслоения и не соответствует литургической практике Древней Церкви. На этом основании современная практика подвергается критике как несоответствующая учению Церкви о святой евхаристии. На это хочется ответить словами одного участника разгоревшейся в интернете полемики, что такие взгляды представляют собой «обновленчество и модернизм. Если вы отвергаете позднейшие наслоения, то вы отвергаете благодатную кору церковного дуба, обдирая его как липку в угоду вашему представлению о молодом деревце. Вы можете оправдываться чем угодно, но это деяние имеет антицерковный характер. Ибо кора эта – плод благодатного действия Святого Духа, пребывающего с Церковью постоянно, а не отошедшего от нее во все вновь обретаемые папирусы апостольского века…» . В связи с вышесказанным хочется затронуть вопрос и о частоте причащения святых Христовых таин. Учение Христа о евхаристии изложено в главе 6 Евангелия от Иоанна. В Своем учении о Своем Теле и Крови, которые Господь обещал дать во вкушение всем верующим, Он нигде не указывает на частоту этого вкушения, передавая это на усмотрение Своей будущей Церкви. И в разные времена бытия Церкви дисциплина причащения была разнообразной и варьировалась в зависимости от нравственного состояния ее членов. Во времена апостолов, когда «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4: 32) и когда они «каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2: 46), причащались очень часто и даже ежедневно. Но такая практика существовала недолго, и уже во II и последующих веках ежедневное причащение стало лишь идеалом христианской жизни. У Иустина Философа (II в.) в его «Апологии» мы читаем, что особенным днем, когда все верующие собирались для причащения, был день воскресный, или, как называет его святой Иустин, «день солнца». В IV веке святитель Василий Великий упоминает о существующей в Каппадокийской Церкви практике причащения четыре раза в неделю (письмо 89 к Кесарии). Но уже в это время существовали и различные сроки отлучения от причастия за грехи. И сроки эти были немалые – два, три, шесть, десять и более лет за различные грехи, вплоть до разрешения причаститься только на смертном одре (см. правила Анкирского собора 5–9, 16, 21; святителя Василия Великого – 61, 64, 73, 82 и др.).

http://pravoslavie.ru/5779.html

В церковных интересах, уже в раннее время (по аналогии с ветхозаветными пророческими Гафтарами), сделали для годичных праздников и их круга особенный выбор известных книг и отделений, сначала естественно различный в отдельных церквах, но уже в конце 4-го века повсюду образовалось 1443 твердое правило для праздничных чтений. – Так как в последствии число христианских праздников увеличилось, то и удовольствовались для праздничных и воскресных дней только выбором отделений для чтения из Нового Завета, и на место древних длинных перикоп, обнимавших весь Новый Завет (исключая Апокалипсиса), появились теперь, при большем усложнении церковных обрядов, только избранные места из Евангелий, Деяний и Посланий (иногда весьма краткие), которые и списывались вместе в особенно для того назначенные книги (Lectionarium, λογδιον, в отношении к Евангелиям это был εαγγελιστριον, λογδιον, в отношении к другим книгам πραξαπστολος, или praxapostolarium) 1444 . – В латинской церкви это произошло еще в 5-м веке 1445 20), в греческой же не прежде 8-го века. При этом и порядок текста перикоп из Евангелия и посланий, бывший в употреблении в Римской церкви до 6-го века, в 8-м веке, не без особенного содействия Алкуина 1446 , при посредстве Homiliarium, составленного по приказанию Карла Великого Павлом диаконом, перешел в главных своих чертах и в Франкскую церковь , и чрез это, равно как и по своим внутренним свойствам, получил более общее значение. Но кроме сих перикоп, имевших приложение в церковном употреблении Нов. Завета, сделались необходимыми для частного употребления всего Нового Завета – для его пунктирования и другие деления. Если уже Тертуллиан упоминает о capitula в новозаветном тексте, то под этими capitula едва ли надобно понимать отделения из Писания, обозначенные внешним образом, но разве лишь вышеупомянутый умопредставляемые отделения. Тем не менее еще и у Климента Алекс. и других мы встречаем деление на εφλοια, capitula 1447 . – Самое древнее разделение на главы естественно в различных церквах было различное 1448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Лена молчала, а незнакомец продолжил: – Более того, сама эта ситуация представляется исторически недостоверной. В послевоенные годы расстрел «за веру», да ещё вот так, без суда и следствия, был просто невозможен. Да, советская власть сажала и расстреливала по надуманным обвинениям, но соблюдая при этом хоть какую-то юридическую формальность. А в этом рассказе сплошные технические и исторические ляпы и несостыковки. Лена взорвалась: – Не верите – не надо. Идите своей дорогой! Неприятный незнакомец хмыкнул и, видимо, решил добить бедную рассказчицу: Православная вера в подпорках из чудес не нуждается – Ваше стремление обосновать веру чудесами, да ещё такими невероятными, по-человечески понятно. Вот только православная вера в подпорках из чудес не нуждается. Более того, Господь в Евангелии прямо говорит: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Вы же ничтоже сумняшеся пересказываете интернет-небылицы и, простите, бабьи басни (это не моё выражение, а апостола Павла). Так что в другой раз перепроверяйте информацию и включайте критическое мышление. И пошел со двора прочь. Лена сникла и тоже пошла домой, сославшись на неотложные дела. Воскресный день был безнадежно испорчен. Вот ведь темные силы какие пакости строят. А так все хорошо начиналось… Рейтинг: 9.8 Голосов: 1375 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий 15 февраля 2022, 17:44 Наверное, мудрый человек за все благодарит Господа- и за укрепление веры через чудеса, и за отрезвление, данное через постороннего человека, чтоб не превознестись. А если уж возникло чувство обиды- значит возникло какое либо пристрастие, над которым надо поработать... Мария 12 февраля 2022, 19:51 Спасибо. Рассказ местами забавный, местами - в точку. Но к подобному устному " творчеству " можно отнестись несколько спокойней. Стилистически напомнило острую сатиру журнала " Крокодил " . Однако и те, кто передавали предание о Симеоне Богоприимце, встречали иронию скептиков, которые " всюду ходят и все записывают " . (Он ведь " не должен был дожить " до Христа, точно " не должен " !) А по поводу расстрелов при Хрущеве, а что, гриф секретности с архивных документов уже снят? Если можно, дайте ссылку на источник. - Официально нет, а убить заключенного, скажем, с имитацией " расстрела при попытке к бегству " из зоны не составляло проблем. Извините за критику. Но, может быть, это объяснит " послевкусье " .

http://pravoslavie.ru/144282.html

Но помимо боли есть и радость, и это главное. Ты своими глазами видишь действительное преображение души человека или понимаешь, что евангельское семя, зароненное в его сердце несколько лет назад, дает о себе знать – а ты уже отчаивался. Идешь по улице – тебе навстречу молодая мама с коляской: «О, отец Михаил! Вы меня крестили тогда-то, когда можно прийти и покрестить сына или дочь? Да и вообще я по храму тоскую!» Такая светлая тоска других людей по Богу утешает. Приходят и остаются в церкви, потом становятся постоянными прихожанами, уже осознанными. Раньше по городу идешь – от тебя люди шарахаются (может, наследие советских времен, а может, размеров моих боялись, уж не знаю). А сейчас: «О, батюшка! Благословите, пожалуйста. Тут такой вопрос…». Мы не сводим занятия с детьми к сухой зубрежке катехизиса, а ведем живой разговор, рисуем, читаем, смеемся Особая радость – дети в храме. Слава Богу, у нас получилось устроить неплохую воскресную школу, и детки занимаются здесь охотно. Мы не сводим занятия к сухой зубрежке катехизиса, а ведем живой разговор – о жизни Христа, о заповедях, да обо всем мы говорим. Рисуем, читаем. Смеемся еще – с детьми это просто и светло получается. Во время отпусков деток у нас больше: стоят, радостные, торжественные. Но и в течение года, слава Богу, много приходит. Очень надеюсь, что воспринимают храм своим родным – куда русским людям без детей в церквах! Конечно, у нынешних детей будут свои испытания, но если мы, взрослые христиане, поможем им узнать, Кто помогает нам во всех трудностях, избавляет от них, Кто нас любит больше всего, то за будущее можно быть спокойным. Еще бы самим жить с Богом. Рейтинг: 10 Голосов: 314 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дорогие братья и сестры, если у вас есть желание и возможность помочь строительству храма Воскресения Христова в Коноше, вы можете перечислить посильную сумму на карту Сбербанка с пометкой «На храм»: Пожалуйста, указывайте имена жертвователей – о всех будем молиться. Спаси вас Господь. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/155479.html

Сергиевская ц., где служил свящ. Валентин, осталась в канонической Церкви и стала одним из центров борьбы с обновленчеством в Ташкенте. После того как в нач. 1923 г. управлявший Ташкентской епархией архиеп. Иннокентий, опасаясь репрессий со стороны властей, покинул паству и выехал в Москву, свящ. Валентин и прот. Михаил Андреев взяли на себя организацию епархиальной жизни. 27 февр. ими было созвано собрание иереев и церковных старост, оставшихся верными каноническому Православию, на к-ром был создан Союз приходов Туркестанской епархии как замена захваченного обновленцами епархиального управления. Собрание приняло решение о необходимости замещения Ташкентской кафедры и избрало свящ. Валентина кандидатом в епископы. Для содействия в осуществлении архиерейской хиротонии собравшиеся обратились к находившемуся в это время в Ташкенте в ссылке еп. Андрею (Ухтомскому) , назначенному патриархом Тихоном на Томскую кафедру, но не вступившему в управление своей епархией. Еп. Андрей одобрил кандидатуру о. Валентина и совершил над ним монашеский постриг, дав имя в честь ап. Луки, евангелиста, врача и художника. Для архиерейской хиротонии еп. Андрей направил Л. с сопроводительным письмом в Пенджикент, где отбывали ссылку епископы Суздальский Василий (Зуммер) и Болховский Даниил (Троицкий) . 31 мая 1923 г. они совершили над Л. хиротонию в пенджикентской ц. во имя свт. Николая. По просьбе епархиального Совета приходов Л. взял на себя управление Туркестанской епархией. 3 июня Л. впервые отслужил воскресную всенощную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Ташкента. Занимавшие его ранее обновленцы оставили храм. Вступление Л. в управление Туркестанской епархией вызвало немедленную реакцию властей. 4 июня в Ташкентском ун-те был организован студенческий митинг с требованием об увольнении проф. Войно-Ясенецкого. Хотя руководство ун-та отвергло это требование, 5 июня Л. был вынужден заявить об уходе с профессорской должности. 6 июня в газ. «Туркестанская правда» появилась клеветническая статья об архиерее.

http://pravenc.ru/text/2110802.html

• 1861 г. в газете «Современный листок» – о преобразовании духовных училищ, • 1868 г. во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» – об общежитиях при духовных училищах, • 1870 г. там же – об участии духовенства в делах училищных, • в 1881 г. в «Церковно-общественном вестнике» – о приёмных испытаниях в семинарию, • 1884 г. – в газете «Русь» – «К вопросу о пересмотре училищного устава». К сожалению, мы сейчас не имеем под руками этих статей Александра Ивановича, чтобы познакомить читателей с их содержанием. Но в данном случае это и не важно. Мы не имеем в виду делать критический разбор его статей, а хотим указать только на то, что покойный имел и свои взгляды на дело, которому он служил. Подобное же критически-самостоятельное, если можно так выразиться, отношение мы видим и в другой области покойного Александра Ивановича. В течении 40 лет, будучи смотрителем, он преподавал Закон Божий в старших классах училища, но он не ограничился одним преподаванием в смысле изъяснения урока по установленным программам и принятым учебникам, а дал своё изложение истин православной веры, составил несколько руководств по Закону Божию, выдержавших несколько изданий. Таковы его руководства: 1 . 1868 г. – «Православная вера» – подробное изложение и изъяснение основных истин православного вероучения и нравоучения, в 1891 г. книга эта переведена на японский язык; 2 . Церковный устав с изъяснением богослужения православной церкви – руководство для духовных училищ (12 изданий); 3 . 1873 г. – Книга для первоначального чтения по Закону Божию; 4 . 1874 г. – Начатки учения православной веры в беседах с картинами; 5 . 1875 г. – Курс Закона Божия (10 изданий); 6 . Краткая церковная история с учением о богослужении для городских училищ – 8 изданий; 7 . 1887 г. – Уроки по Закону Божию – для приготовительных классов духовных училищ и для домашнего подготовления. Кроме поименованных, покойным были составлены и другие книги, весьма полезные, например, для внебогослужебных собеседований, каковы толковые Евангелия воскресные и праздничные и толковые чтения из апостола. И эти книги получили широкое распространение, выдержали несколько изданий. Вероятно, Александр Иванович составил бы руководство для изучения и катехизиса в III и IV классах духовных училищ, если бы катехизис митрополита Филарета не пользовался у нас исключительными правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Его постригли незадолго до кончины. Был диакон Владимир, стал иеродиакон Викентий Незадолго до кончины его постригли с именем Викентий. Был диакон Владимир, стал иеродиакон Викентий. Для монастыря привыкать к новым именам принявших постриг – дело не новое. Проходит время, и прежнее имя становится чужим, как будто бы принадлежало оно другому человеку. Но ведь так оно и есть. Когда я узнал о постриге диакона Владимира, то мне вспомнился наш давнишний с ним разговор, когда мы еще только познакомились, и ту фразу, которая стала пророческой: «Будет воля Божия, приму сан, постригусь». Что ж, значит, воля Божия была в том, чтобы он принял сан диакона, а затем постригся уже будучи пожилым и больным человеком, с трудом участвующим в службах, и смиренно бы принимал уход и заботу сестер обители. Его похоронили на монастырском кладбище неподалеку от могил пюхтицких сестер, которые еще при его жизни стали для него большой духовной семьей. И можно ли сомневаться, что на нем исполнились евангельские слова: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29)? Не думаю. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1666 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Natalie 26 января 2020, 01:29 Согласна с Натальей. Очень похож на митрополита Онуфрия. Анна 25 января 2020, 01:02 Денис, Вы всерьёз полагаете, что служить Богу в монастыре нынче не спасительно, лишь бы побольше детей рожали? Т е если бы герой отправил постаревшую супругу в монастырь, сам женился бы ещё раз на молоденькой, наделал бы детей от неё, потом бы и с этой развёлся, снова женился, ещё бы 10 детей - и Русь Святая воскреснет от этого количества детей? Серьёзно? Наталья 22 января 2020, 11:32 Хороший рассказ о тихой и незаметной для нас жизни действительно верующих людей. Старик с топором на картине похож на митрополита Онуфрия.) Денис 22 января 2020, 09:05 Хорошо написано, но дорога ложка к обеду. Ныне не времена аграрного переселения, а время вымирания русского и иных традиционно православных народов. Ныне лучшая служба Богу со стороны хотя бы относительно здоровых людей детородного возраста - это становление во главе многодетной семьи.

http://pravoslavie.ru/127245.html

Творчество Дети любят рисовать и лепить – почему бы не использовать их творческую энергию для осмысления художественного произведения? Это не так уж и сложно: просто подкинуть идею, иногда немножко помочь с её реализацией. И вот что у нас может получиться: Продолжать можно долго. Особенно меня поразила и порадовала одна семейная история. Бабушка троих внуков, регент и преподаватель воскресной школы с огромным стажем, оставаясь с ребятами, рисовала с ними… евангельские притчи. На 5–6 альбомных листах появилась история блудного сына, потом – милосердного самарянина, потом – богача и Лазаря. Каждый рисунок создавался внуками и бабушкой вместе, каждый снабжался надписью-цитатой на церковнославянском языке. Дети писали и разбирали их вместе с бабушкой. Дети радостно ждали следующего бабушкиного визита, а она уж придумывала что-нибудь новое: райский сад из пластилина, например, сделали они папе к именинам. Творчество для ребёнка – одна из самых увлекательных и доступных дорожек к пониманию Кажется – так то ж профессиональный преподаватель! Она методику знает, и вообще постоянно с детьми. Нет, на уроках в воскресной школе она не лепит и не рисует, и не художник вовсе она по образованию. Просто ей важно, чтобы внуки знали и понимали истории Священного Писания, а творчество для ребёнка – одна из самых увлекательных и доступных дорожек к пониманию. Вот и пошла бабушка этой дорожкой, зная, что она увлечёт ребят. Пройдёт время, они вырастут, но впечатление от чтения у них останется самое тёплое. Всё просто здесь, никакой особенной премудрости – только понимание главного принципа радостного детского чтения: читаем с удовольствием, потому что интересно и понятно. Интеграция книги в жизнь работает именно на это. Рейтинг: 9.9 Голосов: 189 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антон 30 июля 2021, 11:28 У нас очень хорошо пошла " Повесть об Алёше " Малягина. Немного наивная, но в то же время мудрая трилогия о мальчике, который пришёл к Богу, и о том, как восприняла это его семья. Много полезной информации о Церкви, тонкостях семейных отношений и духовного взросления. Я читал её детям (6 и 10 лет), слушали с большим интересам, местами смеялись, местами ужасались, задавали много вопросов или делились своими мыслями. Не помню ни одной другой книги, которая бы вызвала такую живую реакцию. При том, что дети у меня предпочитают более остросюжетное чтение. Видимо, эта книга оказалась особенно близкой к нашей жизни.

http://pravoslavie.ru/140724.html

И, наконец, всё изречение Христа, изложенное у Матфея и Марка в полном и литературно-округленном предложении: «истинно говорю тебе, что (Марк: «ты сегодня») в эту ночь, прежде чем петел (Марк: »дважды " ) возгласит, трижды отречешься от Меня « – фрагмент короче и ближе к разговорному простонародному языку: «петух дважды прокукаречит, и ты прежде трижды отречешься от Меня». Это текстуальное сравнение фрагмента с Матфеем и Марком представляет будто бы наглядную историю евангельского текста, его постепенное распространение и преобразование из простого, отрывочного и наивного в более полную, литературно-округленную и священно-торжественную форму. Для большей удобопонятности заключений Гарнака и наших дальнейших рассуждений приводим в буквальном переводе весь текст фрагмента (по теории – первичный) параллельно с текстом Марка (по теории – вторичная обработка) и Матвея (третичная рецензия): Фрагмент Матфей 1) После же вечери (букв, «ядения»), когда ушли, И воспев вышли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус, И воспев вышли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: 2) Все в эту ночь соблазнитесь, что все соблазнитесь в эту ночь; Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; 3) по написанному (некогда): Потому что написано (есть): Ибо написано (есть): 4) поражу пастыря и овцы рассеются. поражу пастыря и рассеются овцы; но после того как Я воскресну, предварю вас в Галилее. поражу пастыря и рассеются овцы стада; после же того как Я воскресну, предварю вас в Галилее. 5) Сказав Петр, (букв. слав, «сказавшу Петру») Петр же сказал Ему: Отвечав же Петр сказал ему: 6) Если и все, не я, И если все соблазнятся, но не я. Если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 7) сказал: И говорит ему Иисус: Сказал ему Иисус: 8) петух дважды прокукаречит и ты прежде трижды отречешься от Меня. Истинно говорю тебе, что ты сегодня в эту ночь, прежде чем дважды петел возгласит, трижды отречешься от Меня. Истинно говори тебе, в эту ночь, прежде чем петел возгласит, трижды отречешься от Меня. Но какие же данные имеем мы для того, чтобы признавать папирусный свиток, от которого уцелел рассматриваемый фрагмент, за сочинение историческое, излагавшее в последовательном порядке жизнь, учение и дела Господа? Почему не признать этот папирус за отрывок из какой-либо проповеди , послания, гармании, или другого сочинение, в котором рассматриваемая цитата из Евангелий был приведен по памяти, что нередко встречаем в произведениях древнехристианской письменности? – Гарнак не отрицает абстрактной возможности такого предположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010