«Равви». Это слово по смыслу равняется выражению: Господи ( Мф.17:4 ; ср. Ин.20:16 : «Раввуни»). «Хорошо нам здесь быть» – правильно: «хорошо, что мы здесь!». Мк.9:6 .  Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. Петр привык выступать в качестве представителя апостолов. Но теперь он не нашелся что сказать, потому что случившееся повергло его в страх. Его речь показывает, что он и другие ученики еще не в состоянии были представить себе своего Учителя в Его славе. Мк.9:7 .  И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Мк.9:8 .  И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Мк.9:9 .  Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Мк.9:10 .  И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. «Удержали это слово». Очень вероятно, что здесь намек на то молчание, которое должны были соблюдать ученики по отношению к великому событию на горе (ср. стих 9). Евангелист Лука прямо говорит, что апостолы «умолчали» о случившемся ( Лк.9:36 ). «Что значит»... Апостолы недоумевали, конечно, не о воскрешении мертвых вообще, а о воскрешении Мессии, Которому, по их представлению, и умирать не следовало (ср. Ин.12:34 ). Мк.9:11 .  И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Мысль, заключающаяся в вопросе учеников, такова. Книжники, которые немало говорили о признаках пришествия Мессии, останавливали внимание своих слушателей на пророчестве Малахии, согласно которому перед пришествием Мессии должен явиться Илия пророк и приготовить евреев к принятию Мессии ( Мал.4:5 и сл.). Теперь ученики видели уже Илию – он пришел с неба и, значит, непременно приготовит евреев к принятию Христа, когда Христос соблаговолит открыть Себя миру. К чему же Христу еще страдать и умирать? Кто же поднимет на Него руку, если Илия подготовит всех к вере во Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.24:1 .  В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; Лк.24:2 .  но нашли камень отваленным от гроба. Лк.24:3 .  И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Лк.24:4 .  Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. Лк.24:5 .  И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Лк.24:6 .  Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, Лк.24:7 .  сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. Лк.24:8 .  И вспомнили они слова Его; Лк.24:9 .  и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. Лк.24:10 .  То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. Лк.24:11 .  И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Лк.24:12 .  Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. О путешествии жен ко гробу евангелист Лука передает согласно с Марком ( Мк.16:1–8 ), но делает некоторые прибавления, а местами и опущения. «Очень рано» (стих 1) – точнее: «самым ранним утром» ( ρθρου βαθος). «И вместе с ними некоторые другие». У Тишендорфа, следующего здесь древнейшим кодексам, этого прибавления не имеется. «Два мужа» (стих 4). Согласно Евангелию Марка, женам явился один Ангел, и притом в виде юноши, а не мужа. Тем не менее, здесь нет неразрешимого противоречия. Евангелист Марк говорит об одном, потому что, конечно, о воскресении Христа женам сказал один, а не два Ангела. Евангелист же Лука, говоря о двух говоривших Ангелах, желает дать наибольшее удостоверение в истинности возвещения о воскресении Христа, потому что два свидетеля лучше, чем один. Что касается того, что в Евангелии Марка Ангел показался мироносицам «юношей», а в Евангелии Луки Ангелы явились как «мужи», то это различие, собственно, и трудно иногда определить: одному известный человек кажется юношей, а другому – уже мужем. Евангелисты же могли сведения об этом явлении получить от различных мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Крестный ход идет вокруг храма в обычном порядке при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке (от южной стороны к северной): фонарь, запрестольный крест. Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужащие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, трижды крестообразно назнаменовав кадилом затворенные церковные двери, возглашает внегласно " Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков " . Певцы - " Аминь " . Священнослужители поют: " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав " (трижды). Певцы повторяют то же. Священнослужители поют стихи: 1. " Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящий Его " . 2. " Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня " . 3. " Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся " . 4. " Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь " . 5. " Слава " , 6. " И ныне " . На каждый стих певцы поют тропарь " Христос воскресе " (единожды). Затем предстоятель или все священнослужители поют " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ " . Певцы оканчивают - " И сущим во гробех живот даровав " . Отверзаются церковные двери, и крестный ход шествует в храм при многократном пении " Христос воскресе " , пока священнослужители не войдут в алтарь. Великая ектения. Возглас " Яко подобает " и пасхальный канон - творение св. Иоанна Дамаскина, глас 1 " Воскресения день " . По Уставу " творит... начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель " , обычно же первые слова ирмоса каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари - на 12, с припевом к каждому из них " Христос воскресе из мертвых " . Катавасия - те же ирмосы и в заключение тропарь " Христос воскресе из мертвых " (трижды). На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону настоятель " кадит в начале канона святые иконы и оба лика и братию по чину " . Это выражение означает полное каждение всего храма, которое должно быть совершаемо только один раз - на 1-й песни канона. Но по твердо установившемуся издревле обычаю каждение совершается на каждой песни (малое). При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большем числе иереев - попарно). Этот порядок указан в последнем издании Пентикостариона (М., 1914), где сказано " Сим же образом кадят и прочие иереи на коейждо песни " .

http://zavet.ru/pasha04.htm

Примечай и то, христианин, что Бог в Писании Своем не к телу нашему обращается, не к рукам говорит: «не убивай», не к рукам говорит: «не кради», и прочее, но к сердцу. Следовательно, хотя телом не грешит человек, руками не убивает, не крадет, телом не прелюбодействует, но если в сердце похоть питает блудную, сердцем озлобляется, ненавидит ближнего, сердцем желает чужого, то и блудодействует, убивает, крадет. Сердце же человеческое грешит, хотя бы внешне и не проявлялся грех . Это во многих местах Святого Писания увидишь, если прочитаешь: смотри, например, 1-е послание Иоанна гл. 3, стихи 14 и 15, и Евангелие от Матфея гл. 5, стих 28. В исправлении же и обновлении сердца человеческого вся сила (христианства) состоит, как выше сказано. Старайся же сердце свое исправить, христианин, к чему много труда и подвига требуется, ибо надо себя побеждать, и для этого помощи Божией с усердием просить. Плач покаянный Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя ( Пс. 5:2–4 ). Припев : Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. И душа моя смятеся зело; и Ты, Господи, доколе? Обратися, Господи, избави душу мою; спаси мя ради милости Твоея. Яко несть в смерти поминаяй Тебе; во аде же кто исповестся Тебе? ( Пс. 6:2–6 .) Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца ( Пс. 9:33 ). Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век ( Пс. 11:8 ). Призри, услыши мя, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Аз же на милость Твою уповах. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем, воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго ( Пс. 12:4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет. Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов. Кто уступает, тот больше приобретает. Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото. Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает. Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение. Не надо верить приметам, и не будут исполняться. Страх Божий есть начало очищения совести. Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог». Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания. Рейтинг: 7.4 Голосов: 2006 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Алла 10 июля 2022, 02:27 Надо каждый день читать эти слова Святого Амвросия... помоги нам, Господи... Михаил 24 октября 2021, 17:58 Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас! Анна 2 апреля 2021, 01:00 Помолитесь о здоровье душевном и телесном дочки моей рабы Божьей Анны. Виктор 9 июня 2020, 14:14 Святый отче Амвросие Моли Бога о мне грешном р.Б. Викторе!Помоги мне поскорее трудоустроиться! Наталья 22 октября 2017, 23:39 Братья и сёстры!Если мы будем каждый прожитый миг думать о Боге,как жил Амвросий и каждый поступок сверять с евангелием и больше молиться и не побоимся таких больших трудов,то я верю что Господь укрепит нас в вере тем,что даст нам дар духовного рассуждения.Да я верю что в наше время когда на пороге уже2018год найдутся высоко духовные люди и многих отпавших вновь приведут к Богу.Желаю,чтобы как можно больше с нами прибывали благодать Божия.

http://pravoslavie.ru/62719.html

И это понятно: мы постоянно слышим, что тело – обуза для нашего спасения, что нужно заботиться о душе, что тело истлеет, а душа вечна и т. д. И всё это во многом верно – и однако истина остаётся неизменной: всеобщее воскресение предполагает соединение души и тела. Те люди, которые приходят в храм не только освятить куличи накануне Пасхи, но и дают себе труд походить хотя бы на некоторые службы Страстной седмицы, несомненно, помнят чтение из пророка Иезекииля (37:1–14), которое мы обычно слышим в пятницу вечером (это конец утрени Великой субботы). Приведем фрагмент этой паремии: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище». Хотя у пророка речь идет об Израиле, в христианской традиции это видение Иезекииля всегда понималось как пророчество о всеобщем воскресении. И вот – возвращаемся к евангельскому чтению – Христос воскрес и явился ученикам. И что Он делает первым делом (после того, как поприветствовал их)? Старается уверить их в своем величии, в своей неотмирности? Нет, для Него очень важно показать и доказать им, что Он – не привидение, не призрак, а человек из костей и плоти, человек, который ест и пьет – а следовательно, вполне материален. Никакого гнушения плотью, никакого уничижения телесной составляющей нашего естества! И, переходя к теме Вознесения, заметим: Христос не только вновь обрел тело по воскресении – Он с этим телом (в этом теле, если угодно) и вознёсся, и воссел одесную Отца. Христос – истинный Бог, но и истинный человек; и как человек Он отныне пребывает в Царстве Небесном рядом с самим Богом. Что касается Вознесения (точнее, времени этого события), то внимательный читатель 24-й главы Евангелия от Луки (это 4, 5 и 6-е воскресные Евангелия) не мог не заметить, что всё описанное в этой главе происходит в один день. Комментаторы пытаются вставить между соседними репликами Иисуса в сегодняшнем чтении где 7, а где и 40 дней – но подобные попытки выглядят натяжками. Лука пишет достаточно хорошо и достаточно уверенно, и если он так скомпоновал эту главу, что у читателя остается ощущение стремительности всех событий этого одного-единственного дня – Воскресение, явление двум ученикам, шедшим в Эммаус, явление ученикам в Иерусалиме, Вознесение – если автор описал всё это именно так, то он, вероятно, знал, что делал.

http://pravmir.ru/osyazhite-menya-i-rass...

в) В воскресенье 3-й недели, в ободрение нас к дальнейшим подвигам поста и для услаждения горьких вод покаяния, совершается на утрени после великого славословия, изнесение на средину храма св. креста для поклонения ему; почему вся седмица называется крестопоклонною и посвящена прославлению св. креста и воспоминанию плодов крестной смерти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа 107 . На литургии в сей день вм. Трисвятого поется: Кресту Твоему... г) В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги величайшего из подвижников благочестия св. Иоанна лествичника , написавшего (книгу) лествицу духовного восхождения к христианскому совершенству. д) В воскресенье 5-й недели ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской, представляющей своею жизнью назидательнейший образ покаяния, возведшего ее из глубины греховной в такую чистоту жизни, которая удивила самих Ангелов. Шестая неделя – последняя неделя поста; пятницею заканчивается четыредесятница, почему в стихирах на «Господи воззвах» поется: « Душеполезную совершивше четыредесятницу »... Следующая неделя называется особым именем: » страстною седмицею ». е) В воскресенье 6-й недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. К особенностям сего праздника при Богослужении относится обряд освящения ваий, или древесных ветвей (верб) на утрени. После Евангелия священник, взявши кадило, кадить крестообразно ваия, кропить их св. водою и читает особо положенную молитву на благословение ваий, и после целования верующими Евангелия раздает им ваия. Принявшие ваия (вербу) в то же время зажигают свечу и слушают праздничный канон, изображая народ еврейский, встретивший Господа с пальмовыми ветвями и воспевавший славу Сыну Давидову. От ветвей и свечей, с коими верные стоять на утрени, воскресение это называется неделею ваий или цветоносною. Литургия совершается Иоанна Златоустог о; на ней поются праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь и явися нам». Праздник сей не имеет ни препразднства, ни попразднства, потому что пред собою и после себя имеет дни постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Описывая первую Евхаристию, апостол Павел передает слова Христа: Cue творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 25). У евангелиста Луки имеется выражение: Cue творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19), но оно относится к причащению Пречистым Телом. Из всех новозаветных текстов запись святого апостола Павла, посвященная первой Евхаристии (1 Кор. 11, 23–25), наиболее полная. Сходный текст евангелиста Луки, вероятно, был записан под влиянием его учителя — апостола Павла. Принадлежность указанного текста Спасителю подтверждается свидетельством самого апостола: Ибо я от Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11, 23). Другим примером аграфы может служить выражение из 7-й главы 1-го Послания к Коринфянам: А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… и мужу не оставлять жены своей (ст. 10–11); к которому святой апостол добавляет: Прочим же я говорю, а не Господь… (ст. 12), поучая об освящении верующим супругом другого, неверующего. В Нагорной проповеди евангелисты Матфей (5, 31–32) и Лука (6, 18) подробно излагают учение Христа о разводе супругов, но самую формулу запрещения жене разводиться с мужем приводит только апостол Павел. Вполне определенное указание на слово Господне содержится в поучении об умерших (1 Фес. 4): Ибо cue говорим вам словом Господним, что все мы живущий, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (ст. 15–17). Поучение заканчивается наставлением: Итак, утешайте друг друга сими словами (ст. 18), т. е. словами Самого Христа, По свидетельству исследователя аграф Реша, преподобный Ефрем Сирин приводимое апостолом Павлом изречение приписывает Иисусу Христу. В эсхатологической речи Христа, как она записана евангелистами, нет многих подробностей, содержащихся у апостола Павла. Это видно из текстов евангелистов Матфея, Марка, Луки (см. Мф. 24, 30–31; Мк. 13, 26–27; Лк. 21,27).

http://pravmir.ru/agrafy/

Утром в Великую субботу служатся обычные часы, а после них вечерня с Литургией святителя Василия Великого. На вечерне поются стихиры воскресные, Великой субботы и Благовещения. После входа с Евангелием читаются 15 паремий Великой субботы, во время которых в древности совершалось крещение оглашенных, то есть тех, кто в течение некоторого времени готовился к принятию этого таинства. Апостольских чтений на этой службе два: Великой субботы и Благовещения. После них духовенство переоблачается в одеяния белого цвета. После этого идут евангельские чтения. Одно из них повествует о явлении Ангела, а потом Воскресшего Христа женам-мироносицам, о подкупе стражи, стоявшей у гроба Господня и о завещании Христа ученикам идти проповедовать всем народам. Другое же рассказывает о благовещении Ангела Деве Марии в Назарете. Затем продолжается Литургия святителя Василия Великого. Устав о трапезе Рыбу и елей (масло) вкушать не благословляется, разрешение дается только на вино ради праздника Что же касается устава о трапезе, то рыбу и елей (масло) в этот день вкушать не благословляется, разрешение дается только на вино ради праздника. Таким образом, мы с вами можем участвовать в замечательных службах, коими являются службы Страстной седмицы и особенно Великой пятницы и Великой субботы, однако в этом году эти службы еще более украшаются песнопениями праздника Благовещения. Рейтинг: 9.8 Голосов: 2122 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 14 мая 2018, 22:17 очень жаль, не всегда получаю рассылку на православный календарь Елена 7 апреля 2018, 13:41 Спасибо огромное.! Александр Гаршин 7 апреля 2018, 12:53 Спаси Хритос Александр 7 апреля 2018, 11:41 Спаси Господи! 7 апреля 2018, 11:14 Подскажите, а можно ли заниматься домашними делами в эту субботу, убираться в квартире? В рабочие дни совсем не хватает времени на это :( Сергей 7 апреля 2018, 10:20 Спасибо за просвещение. Это так необходимо, чтобы понимать службу! р.Б. Наталия 7 апреля 2018, 07:57 Спаси Господи, о. Серафим! Очень нужный комментарий для тех, кто не очень хорошо разбирается в Богослужебных последованиях. С одним пунктом как-то не согласна: разрешение на вино. Если бы у нас велась статистика пьющих (алкоголезависимых), вряд ли бы это разрешение допустили. Праздник Благовещения должен осмысливаться в трезвении, а не в лести чрева и плотского веселия. В противном случае, лучше бы съесть кусочек рыбы в растительном масле, чем выпивать... P.S. Для тех кого смутит мой комментарий: не любитель рыбы, не употребляющая алкоголь ни в каком виде. Спаси всех нас, Господи!

http://pravoslavie.ru/112016.html

2. Воскреснув на третий день, он собрал учеников, которых обратил в бегство страх от его ареста, и в течение 40 дней пребывал с ними. Он открывал сердца их, толковал и упорядочивал Писания, которые вплоть до сего времени были темны и покрыты мраком, и наставлял в том, как проповедовать истину и учение его, приведя в порядок священные принципы Нового завета. 3. Когда он выполнил эту задачу, вокруг него завертелась туманная буря и унесла его на небо прочь от людских взоров. 4. И тогда ученики, которых было пока одиннадцать, приняв на место предателя Иуды Матфея и Павла, рассыпались по всей земле, чтобы проповедовать Евангелия, как приказал им учитель Господь. И в течение 25 лет, вплоть до начала правления Нерона, они закладывали фундамент церкви по всем провинциям и городам. 5. А когда уже правил Нерон, в Рим пришел Петр и, произведя чудеса, которые он совершил искусством самого Бога, данного ему властью его, обратил многих к праведности, поставив надежный и нерушимый храм Богу. 6. Об этом стало известно Нерону, когда он обратил внимание на то, что не только в Риме, но и повсюду широкие массы ежедневно оставляют культ идолов и переходят к новой религии, проклятой издревле. Он стал тем гнусным и преступным тираном, что внезапно возник для разрушения небесного храма и уничтожения праведности. Он стал первым из всех гонителей рабов Божьих. Он распял Петра и убил Павла. 7. Однако (все) это не осталось безнаказанным, ведь Бог заметил угнетение народа своего. Сброшенный с высот империи и поверженный с вершины власти бессильный тиран нигде более внезапно не появился, так что даже место погребения столь лютого зверя не было обнаружено. 8. В связи с этим некоторые сумасброды верят, что он был перенесен и остался в живых, как сказано у Сивиллы: Беглый матереубийца прибудет с края земли (Orac. Sib. V,363) чтобы, так как он был первым из гонителей, он же устроил гонения и в последнее время и предшествовал приходу антихриста. 9. Но верить в это грешно; как будто, подобно тому, как два пророка были при жизни перенесены незадолго до царствия святого и предвечного Христа, когда он собрался спуститься (как возвещают некоторые из наших), также, якобы, вернется и Нерон, чтобы стать проводником и предшественником грядущего дьявола для опустошения земли и уничтожения рода человеческого. III

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010