А мне, после всего сказанного, остается объяснить то, ради чего я все это рассказывал… В то время как константинопольская церковь обратила особенное внимание на недели, предшествующие Вел. посту, отметив их особенными евангельскими чтениями, иерусалимская церковь сделала это в отношении воскресный дней самой Четыредесятницы. И до XI века (когда ею был перенят константинопольский евангелистарий), у ней была собственная система евангельских зачал для 40-цы, когда: 1. В неделю Мясопустную на Утрени читался отрывок из нагорной проповеди о 6й, 7й и 8й заповедях ( Мф. 5:17–48 ), а на Литургии — о грешнице, помазавшей ноги Христа у Симона фарисея ( Лук. 7:36–50 ). 2. В неделю Сырную на Утрени озвучивалась заповедь постоянно бодрствовать в ожидании пришествия Господа ( Лк.12:32–40 ), а на Литургии о посте и об оставлении лишних забот ( Мф. 6:16–33 ). 3. В 1ю неделю поста на Утрени об узких вратах ( Мф. 7, 13–29 ), а на Литургии — о милостыне и прощении обид ( Мф. 6:1–15 ). 4. Во 2ю неделю на Утрени звучала притча о браке царского сына ( Мф. 22, 2–14 ), а на Литургии — о блудном сыне ( Лук. 15, 11–32 ). 5. В 3ю неделю на Утрени все слушали притчу о работниках в винограднике ( Мф. 20, 1–16 ), а на Литургии — о мытаре и фарисее ( Лук. 18, 9–14 ). 6. В 4ю неделю на Утрени — о злых виноградарях ( Мф. 21, 33–46 ), на Литургии — о милосердном самарянине ( Лук. 10, 25–37 ). 7. В 5ю неделю на Утрени – обличение Христом книжников и фарисеев ( Мф. 23, 1–39 ), на Литургии — о слепорожденном ( Ин. 9, 1 – 38 ). 8. В 6ю неделю на Утрени — о богатом и Лазаре ( Лук. 16,19–31 ), на Литургии – о решении первосвященников и фарисеев взять Христа на празднике Пасхи ( Ин. 11, 55–57 ). Как видите, данная система евангельских зачал была замечательно и искусно подобрана так, чтобы можно было со всех сторон обрисовать в сознании верующих подлиный характер Четыредесятницы и определить свойственные ее периоду виды деятельности и общее настроение. Пока же для большинства (при нынешней системе евангельских зачал) тесную органическую связь с идеей и характером Великого поста содержат лишь воспоминания приготовительных Недель. Почему я говорю для большинства? – Потому что иерусалимская система евангельских чтений все же оказала свое влияние и на некоторые триодные песнопения самой Четыредесятницы. Например, из этих зачал черпают свое содержание все ее самогласны, а также некоторые воскресные каноны.

http://azbyka.ru/video/119-velikopostnaj...

Он же, положив кадильницу в святом алтаре, выходит, становится прямо пред престолом и начинает тропарь, глас косвенный первый (­пятый): Христос воскресе из мертвых. Когда он (иерей) и братия трижды пропоют его, пресвитер говорит стих первый: Сей день, егоже сотвори Господь, а братия (поют) тропарь, стих второй: Составите праздник, до конца. И опять народ поет тропарь. По окончании его, тотчас начинается канон, потому что шестопсалмия во всю эту седмицу не поем. Бывают же два чтения и после второго чтения – псалом 50-й. И по окончании утрени, бывает целование и отпуск. На вечернях этой седмицы говорим – Христос воскресе и тотчас – Господи воззвах и отпустительное Христос воскресе. Подобным образом и на повечерии (возглашаем) трисвятое и Господи помилуй, 12 раз. В субботу же новой недели и в воскресение после светоносной недели на повечерии (поем) от слов – С нами Бог и так далее. 3 . В воскресенье светоносной недели начинается и шестопсалмие и возглашаем Бог Господь на глас четвертый косвенный (­восьмой) и тотчас степенны на тот же глас, прокимен и Всякое дыхание, потом Евангелие и В нощех. И после 50-го псалма начинается канон, потом бывают два чтения. И в воскресенье вечером начинается – Блажен муж, и в понедельник на утрени опять поем Бог Господь на первый глас и одну кафизму псалма, потом канон воскресения. И бывают три чтения. С того времени повечерие совершаем сполна, кроме вечера субботы, Господскаго праздника и памяти святого, которые, когда бывают, освобождают нас от работ, от часов и поклонов (великих): в эти дни навечерие совершается от (пения) С нами Бог и далее. Совершаются и служения с утра, начиная со вторника второй седмицы. До Пятидесятницы мы каждый день поем прокимены на вечерне. 4 . Должно знать, что на всех вечернях Господских праздников Блажен муж начинается на четвертый косвенный глас, потом второе начало и третье в глас дня; потом Господи воззвах на глас стихов праздника. 5 . Должно знать, что до праздника Вознесения воскресныя стихиры предшествуют кафизмам покаянным и апостольским. 6 . Нужно знать, что от Пасхи до Вознесения говорим Воскресение Христово, но после также 50-й псалом и мученическия (стихиры) в псалмопении. А от него (Вознесения) больше этого не бывает. 7 . Должно знать, что до Пятидесятницы, если не поем часов, то и колена не преклоняем, но, однако, канон об умерших поем в субботу: и в другой день поем, если случится поминовение брата. 8 . Надлежит знать, что в субботу Пятидесятницы для екзапостилария поем Память скончавшихся, Господи и, воспевая это, идем к гробам братьев и, ставши здесь, поем стихиры дня; и утреня оканчивается. Это мы делаем и в субботу недели мясопустной. 9 . Нужно знать, что вечером в воскресенье святой Пятидесятницы на вечерне, на которой делаем и три коленопреклонения, после псалма предначинательнаго тотчас (поется) Господи воззвах; и на другой день на утрени после шестопсалмия говорим Бог Господь и тотчас канон и два чтения. И эту неделю проводим без пения часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

2. Другой особенностью было исполнение стихов на “Бог Господь…”. Некоторые более ранние уставы указывают такой порядок: “Уставленный чтец… поет на глас «Бог Господь», также прилагает стихи… и к каждому стиху припевает «Благословен грядый во имя Господне», лики же по каждом стихе поют «Бог Господь и явися нам» на тот же глас. Таже паки чтец «Бог Господь явися нам» и глаголется от певец тропарь воскресный”. Это указание представляет собой отголосок практики пения псалмов на песненной утрене, где к каждому стиху псалма полагался определенный припев. 3. Еще одной особенностью русской утрени было наряду с чтением (по будням) на праздники распевать кафизмы. Разумеется, что в таком случае, распевались далеко не все стихи псалмов и не все псалмы кафизм, а лишь некоторые избранные из них стихи с припевами к ним в виде “аллилуиа” или каких-нибудь других. Опять же такое распевное исполнение кафизм является следствием распространения в древней Руси песненных чинопоследований. 4. Что касается уставных чтений, то они по-видимому, не всегда точно соблюдались, в виду того, что среди постановлений Стоглавого собора есть предписание не забывать прочитывать за богослужением и «евангелие толковое, и Златоуста, и жития святых, и прологи и прочие святые душеполезные книги». 5. В части отправления канона у нас была двоякая практика. По одной канон отправлялся с пением стихов библейских песней. По другой библейские стихи опускались, и вместо них полагались молебные припевы. 6. Хвалитные псалмы исполнялись не полностью, а при пении последнего из стихов хоры сходились на середине храма и там пели великое славословие. 7. Что касается исполнения великого славословия, то до середины XVI века существовала двоякая практика его отправления, а именно: в одних местах (например, в Москве) в соответствии с практикой Студийского устава великое славословие читали, в других же (например, в Новгороде или Пскове) придерживавшихся традиций Великой Константинопольской церкви, оно исполнялось певчески. Впрочем, уже к XVII столетию установилась общая практика пения великого славословия по праздникам.

http://azbyka.ru/video/114-drevnerusskaj...

На литии и стиховне опять торжественные песни, но уже соединяемые с молениями. Они славят высшую Небес и славнейшую Херувимов Всенепорочную Невесту и Матерь Того, в Ком благоволение Отца, свещу Неприступного Света, спасение верных и упование душ наших. «Днесь небо простирает недра, приемля рождшую всеми Невместимаго, и земля источник жизни, отдающи благословение, украшается благолепием. Вси поклонимся Ей молящеся: сроднаго присвоения не забуди, Владычице, верно празднующих Твое Успение!.. Спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго обстояния, — Мати Творца всех Христа Бога, Того молящи не престай о нас, — христианский род вознеси и спаси души наша!» На утрене слышим еще более хвалебных и молитвенных песен превознесенной Богоматери. Во время полиелея, при свете многих светильников, храм оглашается торжественным величанием: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое!» Лик, повторяя сей стих, сопровождает его словами святого псалмопевца Давида, которые приличествуют одушевленному селению и кивоту Божию — Богоматери: «Воскликните Господеви вся земля! Бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. Освятил есть селение Свое Вышний. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоя!» Евангелие — общее праздникам Богородичным. Это сказание о свидании Богоотроковицы с праведной Елисаветою, когда Пресвятая Дева устами сродницы Своей, по внушению Святаго Духа, наречена Матерью Господа, и Сама, исполненная Того же Духа, пророчествала: се бо, отныне ублажат Мя еси роди; яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1: 39-49, 56). После сего, как бы в исполнение пророчественных слов Богоматери, два канона, один Космы Маюмского, другой Иоанна Дамаскина, ублажают пречестное Успение и воспевают славу и величие Ее. Первый певец воспевает, как невещественные чины и апостолы сопровождают тело небошественное (песнь 1-я); как апостолы со страхом прикасаются к Богоприятному селению, а руки одного дерзновенного (еврея) осуждает на посечение Сам Бог, сохраняющий честь кивота одушевленного (песнь 3-я); как небо земное вселяется в Небесное и Нетленное Селение (песнь 4-я). Вот «облаком носимый, Апостольский лик от концев собирается послужить Тебе, облаку легкому, от коего Всевышний воссиял — Солнце правды находящимся во тьме и сени» (песнь 5-я). «Царь всех Бог дарует Тебе, Мати Божия, то, что превыше естества: сохранив Тебя Девой в Рождестве, во гробе тело Твое соблюдает нетленным, воздая Тебе честь, как Сын Матери» (песнь 6-я). «Законы естества побеждаются в Тебе, Чистая Дево: Рождество девствует и смерть предобручает жизнь; по Рождестве Дева и по смерти жива, Ты всегда спасешь, Богородице, Твое наследие!» (песнь 9-я).

http://pravmir.ru/uspenie-bogoroditsyi-o...

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы. Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно. 1.4. Придя в храм, кому поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться? – В первую очередь хорошо поставить свечу в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери. О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу перед любыми иконами святых и ангелов. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помощи в имеющихся нуждах. 1.5. Почему в храме надо стоять во время служб? – В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Христианин во время богослужения – не любопытный зритель, а благоговейный соучастник священного действия. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся во всех храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов) . 1.6. Как часто следует посещать храм? – В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение накануне (в субботу вечером), и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время – помолиться, поставить свечи перед иконами, подать заранее записки на Литургию, побеседовать со священником. 1.7. Можно ли здоровому человеку принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Первоначально богадельня числилась при городском соборе Успения Пресв. Богородицы (1820), поэтому указом от 30 сент. 1826 г. Тихвинская ц. была наименована кладбищенской; при ней хоронили сестер богадельни. По епархиальному распоряжению богослужение в новом храме совершалось священнослужителями собора. Ок. 1836 г. по просьбе сестер и по ходатайству еп. Тамбовского Арсения Синод переименовал кладбищенскую Тихвинскую ц. в приходскую и к ней причислил жен. богадельню с 2 штатными священно-церковнослужителями. К нач. 1830 г. в богадельне проживали 70 девиц; на ее территории были построены 3 деревянных дома, 2-этажный каменный дом, 3 деревянных флигеля, деревянная ограда, дубовый сарай, 2 амбара и конюшни. 6 февр. 1846 г. во многом благодаря деятельности П. С. Апариной богадельня была преобразована в самостоятельную общежительную жен. общину. В это время под началом Пахомовой здесь жили ок. 180 девиц и вдов. 22 дек. в 1847 г. был определен штат сестер общины, в который в т. ч. входили староста церкви Мария Попова, казначея Александра Аболаматова. Пахомова была погребена у алтаря Тихвинского храма, новой настоятельницей сестры избрали А. В. Страхову. 7 апр. 1849 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря; его штат (50 насельниц) составили 25 монахинь и 25 рясофорных послушниц; общежительный устав заимствовали по благословению прп. Серафима из Саровской пуст. После вечерни сестры собирались в храме на ежедневное вечернее правило, читали каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, ангелу-хранителю, всем святым с тем или др. акафистом. Затем читали помянник, «его же должно есть всякому иноку на всякий день по окончании келейного правила со всяким умилением чести». Во время трапезы одна из сестер со специально устроенной кафедры читала дневное Житие из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, а в воскресные дни - Толкование на Евангелие свт. Иоанна Златоуста. Ежедневное утреннее правило с полунощницей и акафистом Успению Пресв. Богородицы с каноном начиналось в 4 часа утра. Во время Великого поста помимо вечернего правила после помянника сестры совершали поклоны с молитвами: 150 поклонов с молитвой «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас», 100 поклонов с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас», 50 поклонов ангелу-хранителю и 5 раз «Богородице Дево, радуйся». Келейное правило каждой сестре назначалось индивидуально. Храмы и другие постройки

http://pravenc.ru/text/1841119.html

предписывается уставом во время чтения Св. Евангелия за богослужением и на Великом входе. VII. Поясной поклон без крестного знамения полагается: 1 . При словах «Мир всем». 2 . При словах « Благословение Господне на вас...» 3 . При словах «Благодать Господа нашего ... буди со всеми вами». 4 . При словах « И да будут милости Великого Бога ... со всеми вами». 5 . При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси...») 6 . При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем...» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство) твое да помянет...» VIII. Преклонение до земли без крестного знамения установлено Великим постом при возгласах «Свет Христов...» и при перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы небесные». IX. Стояние на коленях установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена... помолимся», а также Великим постом при пении «Да исправится...» X. По Уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение благоговения к святыне или молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в дни Причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника. Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, Великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе поем..» и молитвы на молебнах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святителя, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален святителя, глас 6-й: «Яко маслина плодовита и лампада...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Всечестная и светоносная память твоя...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен (на ряду), глас 4-й: «Спаси всех, к Тебе притекающих...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноисповедника Луки...». Стихира святителя, глас 6-й: «Пастыря добра...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-11/

4. Не то с нечестивыми, не то. Но – как прах они, что взметается ветром с лица земли. 5. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы – в совете праведных. 5. Сего ради не воскреснут нечестивые на суд (чтобы судить), как и грешники – в совете праведных. 6. Яко весть ГОСПОДЬ путь праведных и путь нечестивых погибнет! 6. Ибо ведает Господь путь праведных, путь же нечестивых погибнет. Примечания к псалму I-мy Конечно, высшею и последнею целью жизни человека на земле, как и указал Сам Господь в Евангелии о Страшном Суде, является то, чтобы наследовать ему царство, уготованное „благословенным от Отца Небеснаго еще от самого создания мира ( Мф. 25:34 ), ибо для сего Богом любви и создан был человек. Но для того, чтобы получить это блаженство вечное, сам человек и должен приготовить себя тем правым и беспорочным путем своей земной жизни, о котором говорит первый псалом. Ст. 1-й. В „Толковании на Псалтирь арх. Иринея справедливо об этом первом псалме говорится: „прилично полагается сей Псалом в первом месте, так как беседует о блаженстве, которое есть основание и начало учения нравственного. Ст. 2-й. Это значит, „что должен он, елико возможно чаще, дух свой обращать к правилам закона, и всегда памятовать о нем (Арх. Ириней). Важно и необходимо при этом, чтобы было всегда у нас искреннее желание – исполнять посильно этот закон Господень. И тогда, если и впадем мы в некое прегрешение, то, по слову арх. Иринея, „сие да бывает помимо благого произволения, сиречь (то есть) без греха против любви, которую имеем к Богу, и к закону Его, да так будет грех простительный, а не смертный. Так и апостол говорит: „любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим. 8:28 ) (Арх. Ириней). Ст. 3-й. В гористой, и на полгода не видящей дождей, Палестине влага особенно ценна, и дерево, растущее в береге реки, на особицу представляется там и многоветвистым, и плодовитым. Ст. 4-й. Повторением слова „не тако псалмопевец с силою утверждает, что в то время, как праведные люди, по множеству благодатной влаги, как древа, всегда зеленеют, и плод творят, – нечестивые, напротив того, быв лишены той благодатной влаги, иссыхают, и на подобие легчайшего праха, ветром возметаемого, исчезают, и даже следа по себе не оставляют, погибая вечно вместе со славой своею, богатством и пышностью (Арх. Ириней).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели 5-й Великого поста в эту канву, общую для воскресной службы, вставляются другие тексты. ВместоМолитвами апостолов поется текст, который важно знать. В центральных храмах мы порой принуждены слушать сочинение композитора Веделя, церковность музыки которого оставляет некоторое сомнение; она безусловно пробуждает чувства, но вопрос в том, каковы эти чувства, насколько они соответствуют словам, которые содержит богослужение. Итак, вот что поется вместо Молитвами апостолов. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Затем следует И ныне и Богородичен: «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты». Далее: «Таже, глас шестый» – и сразу же на глас 6-й тот текст, который всегда есть на этом месте: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». И затем вместо обычной стихиры по 50-м псалмеВоскрес Иисус от гроба поется: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Эти слова стоит отдельно прочитать, прослушать, потому что музыкальное исполнение порой затемняет очень простой и ясный, строгий смысл этих слов. Затем с воскресными текстами соединяется канон из Постной Триоди. Читается и седален Постной Триоди, и кондак – все те тексты, которые обычно сопровождают канон. А также поются стихиры на хвалитех – 4 из Октоиха и 4 из Постной Триоди. Обратим особое внимание на то, что на Славу после хвалитных стихир поется стихира из Постной Триоди. В обычное время, как известно, в цикле стихир на хвалитех на Славу поется евангельская стихира. Но именно в период от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира вытесняется с этого места, она не поется здесь, а вместо нее поется стихира Триоди. Однако евангельская стихира является столь важным текстом, что не может быть совсем удалена из службы, и должна петься в другой момент – перед 1-м часом. По указанию Устава, после утрени в притворе нужно читать «Оглашение Студитово» и там совершать 1-й час; там и должна петься эта стихира. В нашей современной практике нет исхождения в притвор, но можно спеть стихиру перед чтением 1-го часа, можно и должно, потому что это важный текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010