С начала основания своего училище состояло из малых классов, а именно: 1) из элементарного класса, в котором преподавалось чтение и правописание – русское и латинское, 2) из грамматического – низшего и высшего. Учителей было двое. В 1889 году, марта 21, за умножением учеников определён третий учитель. Ведомости об учениках с означением их успехов каждогодно велено было Даниловскому архимандриту за подписями учителей представлять в Суздальскую консисторию. Годы с 1792 по 1800 можно назвать годами процветания училища. В это время оно возвысилось до значения семинарии, как было прежде. В 1792 году в нём было 6 классов: 1) инфима, 2) инфарматория, 3) аналогия, 4) грамматика, 5) синтаксима и 6) риторика. Протоиерею переславского Успенского собора поручено было по воскресным дням пред литургиею преподавать ученикам училища катехизис и изъяснять воскресные евангелия. Из риторики ученики переводились в философию Суздальской семинарии и ставились прямо во священники. Появились и прежние префекты; так, в 1792 году февраля 11-го вместо архимандрита Амвросия назначен был префектом Никитский игумен Палладий с правом экзаменовать учеников и смотреть за исправностью учителей. В 1793 году возобновлена была власть ректора. Так, резолюцией Преосвященного Виктора затем, что префект училища Никитский настоятель живёт в дальнем расстоянии от училища и следить за учителями исправно не может, назначен вместо него ректором училища Даниловский архимандрит Венедикт. В 1794 году упоминается в первый раз звание смотрителя или надзирателя училища. С должностью смотрителя, в силу указа Святейшего Синода, была соединена должность цензора проповедей. В 1797 году был открыт класс философский. В этот класс поступило 25 человек из Суздальской семинарии. Ученики философии назывались студентами и посвящались в стихарь для сказывания проповедей. Учебные руководства, существовавшие в то время, были следующие: по латинскому языку – грамматика Лебедева; по риторике а) риторика Ломоносова, б) способ обучаться словесным языкам части 3, 4, в) «Elementa oratoria» Каменского, г) «Gradus ad Parnassum», д) «Palaestra oratoria», е) «Parnassus Poëticus», ж) «Orator extemporaneous».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Глава 3-я «о обрядах», – почему иные уничтожены, а другие удержаны». В этой главе замечено, что ещё блаженный Августин , в своё время, жаловался, что римско-католического исповедания христиане более отягчены разными обрядами, чем евреи. Но чтобы сказал блаженный Августин , если бы взглянул на множество обрядов нашего времени, говорят составители английского служебника. Понятно, что глава эта помещена в объяснение, почему многие обряды, которые в католичестве, в средние века, действительно были развиты до последней крайности, отброшены и уничтожены в церкви Англиканской 4 . Глава 4-я. «Порядок, по коему назначено читать Псалтырь». Порядок этот следующий: Псалтырь разделена на 60 отделов; каждый день при богослужении положено читать два отдела. В продолжении месяца положено прочитать всю Псалтырь. В главе 5-й изложен порядок, по которому назначено читать Св. Писание. Английская Библия разделена на уроки. Уроки из Ветхого Завета читаются на утреннем богослужении, которое в Английской церкви предшествует «вечери Господней, или св. причащению». На «вечери Господней» читаются послания апостольские и Евангелие. Порядок чтения Ветхого и Нового Завета очень простой; читается, большей частью, глава за главой по порядку. За тем следует таблица положенных уроков и псалмов, (гл. 6). Очередные части этой таблицы, для руководства молящихся вывешиваются на стене храма. В «месяцеслове с таблицей уроков» (гл. 7) показаны уроки из Ветхого Завета, Евангелия и посланий. Например в неделю 1, приготовительную к Р. Хр. (In Advent.) положено читать на утренней пр. Исаии гл. 1, на вечерней Лук. гл. 1 до 39 стиха и посл. к Рим. гл. 10. «Таблицы и правила на праздничные и постные дни» (гл. 8). Это то же что и наша пасхалия. О содержании глав 9-й, и следующих до 15-й, мы подробнее скажем ниже. В гл. 16 изложен «чин крещения младенцев», а в следующей – «чин крещения для взрослых». Чин крещения для взрослых внесён в требник в позднейшее время, когда Англия стала приобретать многочисленные колонии, населённые дикими. Этот чин есть результат обширнейшей миссионерской практики Английской церкви. Чин крещения младенцев прост и несложен. «Я крещу тебя, говорит пастырь обливая, или окропляя младенца водой, во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». Ни оглашения, ни зажигания свеч, ни облачения младенца в белую одежду не бывает. Давать младенцу имя известного святого не считается обязательным. «Весьма часто, говорит известный русскому обществу Пальмер, встречаешь новые имена, данные младенцам высшего и среднего сословия, выдуманные воображением, или древние, но искажаемые и изменяемые по произволу». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

О ней можно говорить на проповеди в тот воскресный день, когда читается о гадаринском бесноватом. Ведь это Евангелие о несчастном человеке, милосердном Господе, жестоких бесах — и о свинье. О ней можно говорить в связи с притчами Соломона, которые цитируются в Новом Завете. Там она, помывшись, лезет в прежнюю грязь, а смысловым соседом её оказывается пёс, возвращающийся к собственной блевотине. Там перед ней нельзя метать бисер, поскольку она может быть агрессивна и, потоптав его ногами, может броситься на неразборчивого сеятеля. Так или иначе, при чтении слова Божия наша мысль будет то и дело наталкиваться на этого одомашненного представителя животного царства. И мы можем продолжать есть её мясо и сало, поскольку законы кошрута — не для крещёных, а для обрезанных. Но мы должны рассмотреть в этом невинном существе божественное указание на извращённые душевные состояния человека. Рассмотреть, чтобы избежать; рассмотреть, чтобы исцелиться; рассмотреть, чтобы оплакать свинство в себе и свинство в любимом ближнем. Оплакать так же и теми же слезами, какими оплакивается ослиное упрямство, лисья хитрость и холодное коварство змеи. Рейтинг: 9 Голосов: 69 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 6 февраля 2014, 12:41 Простите меня, пожалуйста, грешную, но иудеи, по-моему всех не иудеев (т.е. и нас с Вами)считали нечистыми, т.е. ничем не лучше свиньи. А эти несчастные животные ко всему прочему обладают очень высоким интеллектом, очень верны (у моей прапрабабушки была свинья, которая жила в доме НИКОГДА там не гадила, но сторожила вместе с волкодавом), ни разу не грязные (их привычка ложиться в грязь - чистая физиология, так же делают буйволы, слоны и бегемоты, они так избавляются от паразитов). Посмотрите на диких свиней! Они умны, отважны, очень сильны (говорят, что лучше встретиться с медведем, чем с кабанихой, которая защищает потомство). Если взять и запереть любое существо в вонючий загон, который месяцами не убирают и кормить отбросами, то поверьте, оно будет выглядеть и пахнуть так же как и свинья о которой Вы говорите. А крысам, кстати, мы все очень обязаны, все лекарства проходят тестирования на крысах, а многие еще и делаются, грубо говоря, из них. Простите еще раз. Я не могу поверить, что Господь сотворил что-то нечистое, свинья была в Раю, так же как и все животные, и это за наши грехи они теперь страдают.

http://pravoslavie.ru/52840.html

Но скажу Вам, что в деле обучения детей большая ответственность лежит и на педагогах, и на родителях. Тут не должно быть ханжества. Ребенок должен расти в христианской атмосфере, чтобы не было несоответствия между установками, получаемыми в воскресной школе, и домашней действительностью. Поэтому надо работать не только с детьми, но и с родителями. Желаю помощи Божией в Ваших трудах. — Благословите! У меня на подачи записок на проскомидию и на свечи за месяц уходит в примерно 4 тыс. руб., плюс подача записок монастырям 1,5-2 тыс. руб. Итого 5-6 тыс. руб. Зарплата 45 тыс. На милостыню не остаётся. Что делать? Может записок меньше и на милостыню останется? Дети, внук-студент, муж прилагается. Христос Воскресе! Параскева — Параскева, как я понимаю, у Вас вопрос о милостыне. Евангелие учит видеть Бога в каждом нуждающемся и помогать ему, как Самому Христу. Давайте вспомним картину Страшного суда, которую описывает Господь (см. Мф. 25, 31–46). Кому Он скажет: «Встать по правую сторону»? Тем, кто навестил болящего, посетил осужденного, томящегося в темнице… Как видите, милосердие, то есть оказание помощи ближнему, это не обязательно раздача денег. Но оно непременно требует от нас чуткости к тем, кто оказался рядом с нами по воле Божией. Оглянитесь вокруг, вспомните знакомых, возможно, в самой элементарной заботе нуждается кто-то из них. Нередко оказывается, что живущей по соседству одинокой пенсионерке надо купить лекарство в аптеке или напомнить о ней вечно занятым внукам, чтобы они поздравили бабушку с днем рожденья. Людей, которые просят милостыню, нам тоже посылает Господь. Помню, когда мне было лет 8, мама всякий раз, провожая нас в храм, клала в мой карман монетки по одной-две копейки, чтобы я раздал их нищим. Наша семья в то время жила очень скромно: денег, как говорят, хватало только на хлеб. Однажды я спросил маму: «Разве эта копейка или две помогут нищенке? Нам самим не хватает». Она ответила: «Главное — участие. Если человек просит, ему надо помочь. Господь посылает тебя, чтобы в трудную минуту этот человек не чувствовал себя оставленным». Поверьте, даже незначительное участие сильно облегчает жизнь окружающих людей, а собственное сердце от этого становится мягче, отзывчивей, легче на доброе дело. В этом польза милостыни – она не позволяет нам замыкаться в своих бесконечных проблемах, но впускает в нашу жизнь Христа. Помоги Вам Христос.

http://sinfo-mp.ru/sovershennaya-lyubov-...

Если теперь от этих переводов мы обратимся к греческому тексту, то найдем, что именно от его неясности зависит и неясность переводов. Толкование здесь затрудняется еще тем, что у евреев день начинался с вечера, и «вечер субботний», т.е. по-нашему вечер с субботы на первый день недели (воскресенье), мог бы быть назван просто «первым днем». Это во-первых. Во-вторых, если допустить, что евангелист хотел выразиться так же, как выражаемся мы, т.е. «вечером в субботу», то каким образом возможно было сказать, что этот вечер совпадал с «рассветом» ( τ πιφωσκοσ ες μαν σαββτων) первого недельного дня? Было предложено много объяснений этого выражения. 1) «В вечер субботы равносильно сказанному у Луки: глубоким утром ( «очень рано»), и у Марка: «при восходе солнца» (Феофилакт). 2) " ψ – после субботы. Так у Плутарха: ψ τν βασιλως χρνων – после времен царя, и Филострата: ψ Τροκν – после Троянской войны». В русском переводе, очевидно, принято это толкование ψ, когда сказано: «по прошествии субботы». 3) Под «вечером» (vespera) понимали звезду Венеру, которая называется Lucifer, по-гречески – σπερος, по-латыни – vesperus. Но hanc stellam non significat graecum ψ nec latinum vespere (эту звезду не означает греческое ψ и латинское vespere). 4) «Множественное ψ σαβτων не имеет смысла». Поэтому во многих переводах употребляется единственное – суббота. 5) Выражение у Матфея переделано из διαγενομνου το σαββτων Марка и потеряло всякий смысл. 6) Затруднение исчезает, если мы допустим, что у евреев был «более или менее распространенный обычай» прибавлять не день к ночи, а ночь ко дню, так что существовали два способа счета полных астрономических дней: ночь – день и день – ночь. Если так, то выражение Матфея было бы ясно. Но, к сожалению, такой «распространенный обычай у евреев» трудно доказать. Поэтому «должно оставаться, как это ни важно, неизвестным, относится ли ψ σαββτων к вечеру субботы или указывает на раннее воскресное утро». Самое простое объяснение может заключаться в следующем. Выражение евангелиста ψ δ σαββτων относится к разряду тех, которые трудно объясняются грамматически. Тем не менее реальный смысл их бывает ясен, и, конечно, имея в виду именно этот смысл, Бласс (Gram., S. 96) переводит выражение «spät am Sabbath» – «поздно в субботу», что почти соответствует русскому переводу и согласно как с дальнейшими словами евангелиста, так и с показанием Мк.16:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Любая материя в этом мире, если ее не принимают как дар, с благодарностью, превращается в наркотик, всегда требующий добавки и приводящий к смерти от передозировки. Даже боль может стать наркотиком, парализующим наше внутреннее чувство и превращающим нас в плакальщиков по своей внутренней кончине. Превращение в жертву – вот еще одна личина зла, поскольку от этого человек делается каменной скалой или соляным столпом. Семена ада нам надо выпалывать всю жизнь – снова и снова Помню один фильм, он назывался «Пляж», где один молодой искатель острых ощущений получает карту острова – рая, изобилующего едой, красотой и травой. Таинственный остров, не обозначенный на карте, сокрытый от глаз всех людей, жители которого пытаются воссоздать утраченный рай. Но только они не знают, что падшие люди, какое бы чудесное место на земле ни нашли, несут в душе ад по причине своей испорченности, зависти, жадности, гордыни, немощи. И вскоре на острове великолепный рай превращается в ад из-за падших людей, населяющих его. Страдание, боль, скудость, зависть, лукавство – это семена ада, присутствующие в нас, которые посеял «враг человек» (Мф. 13: 28) и которые нам надо выпалывать всю жизнь, снова и снова, высыпающие словно ниоткуда, возникающие где угодно, не нуждающиеся в воде, солнце и почве. Терния души надо постоянно выдергивать с корнями и до смерти стоять начеку, поскольку семена их прорастают вглубь, ждут благоприятного момента иммунного дисбаланса, чтобы вымахать и задушить тоненькую былинку пшеницы вечной – Божественное Слово. Евхаристия и есть постоянное засевание в душе и теле семян жизни вечной, которые дожидаются в таинственном гробу нашего сердца, чтобы однажды воскреснуть из мертвых и наполнить нас бессмертием Божием. Рейтинг: 10 Голосов: 720 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана Николаева 27 апреля 2021, 17:00 Но ведь в Евангелии сказано, что Господь не велел выпалывать терния, чтобы вместе с ними не повредить и пшеницу? Я понимала так, что в грехах надо каяться, со страстями бороться, но вместе с тем не представлять, что своими человеческими силами ты сможешь победить их окончательно. Иначе можно в такую гордыню и прелесть впасть, что страшно и подумать! Например, если современный человек будет плакать о том, что он " еще ест " , это вряд ли можно отнести к смирению, скорее к гордости и высокому мнению о своих возможностях. Жить надо проще, бороться по мере сил с гпехами и страстями, а там уж, посмертно, Ангелы отделят пшеницу от терния и Бог рассудит, чего мы заслужили по итогам своей жизни.

http://pravoslavie.ru/138865.html

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее. Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи... В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341). 1 Согласно Уставу, «последование прилучившагося святаго в Неделю сию, и блуднаго, поем в пяток на повечерии, аще токмо не случится коего великаго святаго память» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри»). Поскольку под субботу (30 января) совершается всенощное бдение в честь свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, служба свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Кира и Иоанна (с 31 января) может быть перенесена на повечерие в четверг вечера (см. 29 января). 2 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 3 Ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… мытаря и фарисея». 4 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…», отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Множества содеянных…». 5 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407; ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 265). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-13/

Сейчас в бывшем госпитале после многолетнего капитального ремонта вновь открылся Военно-медицинский музей и архив. 10 декабря 2001 в музее, на первом этаже, освящена Введенская часовня. Архивные источники: РГИА. Ф. 797. Оп. 1. Д. 2599. Литературные источники: ИСС. 1878. Т. 6. С. 427–428. Цитович. Ч. 1. С. 62. ПКНО. 1983. С. 461–463. Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 178–179. Периодика: ВВД. 1895. 8. С. 226–229; 1901. 2. С. 34–35. ВКГ. 1923. 278. Авторы: Кобак Александр Валерьевич, Антонов Виктор Васильевич encspb.ru Петропавловская госпитальная церковь лейб-гвардии Семеновского полка устроена внутри здания госпиталя, во втором этаже его главного корпуса. Церковь, как и все здание госпиталя, каменная, в одном свете - с южной стороны; северною своею стороною выходит на внутренний коридор, идущий по длине всего корпуса, и с трех сторон окружена палатами для больных. Ход в нее через главный вход корпуса. Длина ее с алтарем 6.5 саж., ширина 4.5 саж., высота до 8 арш. Над кровлею церковною и корпуса глухой купол с крестом, колоколов не имеется. Здание госпиталя существует с 1799 г. Оно устроено иждивением блаженной памяти императора Александра I, бывшего тогда вел. князем, «в знак признательности Императора Павла I», как это видно из надписи над фасадом главного корпуса. К тому времени, без сомнения, относится и устроение церкви. Иконостас деревянный, резной, покрытый местами позолотой. На царских вратах изображены Благовещение и четыре евангелиста... Все поименованные образа писаны на холсте неизвестными художниками, письмо вообще не высокого достоинства. Собственной ризницы и круга богослужебных книг церковь не имеет, а снабжается тем и другим, по мере надобности, из полковой церкви. Особой штатной суммы на сей предмет и на текущие богослужебные потребности нет. Кошелькового и иных родов сбора не делается, так как при богослужении, по тесноте церкви и по неимению звона, присутствуют только больные и выздоравливающие нижние чины. По той же причине и свечная продажа столь незначительна, что местное освещение должно поддерживаться отчасти на счет полковой церкви. Ремонт же здания и отопление производятся от управления и из средств госпиталя. Богослужения совершаются по воскресным дням и в праздники священнослужителями полковой церкви безвозмездно; ими же посещаются и напутствуются, по мере востребования, и больные.

http://sobory.ru/article/?object=11993

Ненавистны сатане такие преданные Богу души, неистово желает он покорить их себе. Возможно, он пытался склонить эту женщину пред собою, сломить ее волю, но склонил одно лишь тело, а духом она продолжала поклоняться Истинному Богу, ежесубботно приходя в синагогу, несмотря на физическую немощь. Какой пример! Христос освобождает согбенную от насильства диавола. Выпрямившись, она славит Бога и вовлекает в свою радость находящихся рядом людей. Но ситуацию омрачает появление скрюченного начальника синагоги. Он, как и персонаж из английской песенки, не был одинок, таких лицемеров с деформированным взглядом на жизнь и веру тогда было предостаточно. Где лицемерие, там и трусость. Посмотрите на этого блюстителя религиозного порядка: он негодовал на Иисуса, но с упреками накинулся на народ. Спаситель отражает его нападки простым бытовым примером. Для меня это удивительно: Он, Всеведущий и Умнейший, говорит легко, наглядно и доступно, иллюстрируя высокие истины совершенно, казалось бы, приземленными реалиями. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8), а значит, когда мы просим Его разрешить наши духовные недоумения, ответ может поджидать нас совсем рядом, просто нужно быть внимательнее. Случайно ли это евангельское чтение выпадает на воскресный день? Похоже, нет. Выпрямление страдалицы, возвышение ее лица от земли, ликование о Боге – всё это ее личное, малое, прижизненное воскресение. Это всё должно ободрить и нас, чающих воскресения мертвых и жизни будущего века. Рейтинг: 9.5 Голосов: 628 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии лидия 13 декабря 2015, 22:02 Дорогой батюшка! Как точно, ярко, ясно и понятно Ваше толкование! Какой душевный подход! Спасибо за Ваш творческий труд, успехов Вам, доброго здоровья! Ждем Ваших работ! Татьяна 13 декабря 2015, 20:43 Так болезни наши от Бога или от дьявола? Александр 13 декабря 2015, 19:46 Господи помилуй Ирина 13 декабря 2015, 18:41 У меня была подруга Ирина, страдавшая болезнью Бехтерева, была скрючена много лет. Не могла уже преподавать в вузе, была на инвалидности. Некрещенная. Уже умирая в больнице в Москве приняла крещение - распрямил её Господь!!! Слава Богу за всё!!!

http://pravoslavie.ru/88710.html

в) Третья заповедь (20,7) касается св. Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широкий смысл, включающий в себя и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т.д.). Позднее, около III века до Р.Х., благоговение к св. Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонай – Господь. г) Четвертая заповедь (20,8–11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди – свободные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:27 ). В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Пояснение Элохиста к заповеди выводит ее из сказания о Шестодневе, а Второзаконие связывает ее с исходом из Египта. I–IV заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор. 6:4-5 ). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» – привел именно эту ( Мк. 12:28-30 ), но добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ); иной, большей сих, заповеди нет» ( Мк. 12:31 ). д) Апостол Павел поясняет, что эта вторая заповедь обобщает остальную часть Декалога, V–X заповеди: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим. 13:9 ). Таким образом, говоря, что Он пришел не разрушить Закон, а его восполнить, Господь имел в виду прежде всего этический монотеизм – Декалог ( прим.: греческий глагол «плеросай» в синодальном переводе передано как «исполнить», но буквально оно означает «восполнить», «завершить»). Это «восполнение» заключалось в том, что к осуждению греховных поступков Он добавил осуждение греховных движений души и увенчал все новой заповедью о любви самоотверженной ( Мф. 5:17-28 ; Ин. 13:34 ). Христос, по слову бл. Феофилакта, «в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень. Подобно как и живописец не заглаживает начального очертания, но проявляет и дополняет его» (Благовестник. Казань, 1855, ч. 1, с. 99).

http://azbyka.ru/dekalog-ili-desyat-zapo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010