3. Готовить детей к причастию иначе, чем взрослых. Зачем им читать молитвы, в которых речь идет о блуде, о прелюбодеянии и так далее? Лично я очень многим рекомендую читать перед причастием, например, 6-ю главу Евангелия от Иоанна, где Христос говорит о хлебе Небесном: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:48–51). Или – прочитать о Тайной вечери. Мне кажется, это поможет подготовиться ребенку к причастию. 4. Внимательно относиться к детской исповеди. И у священников, и у родителей есть соблазн воспринимать детские грехи несерьезно. И вроде как исповедь тоже такая понарошечная. На самом деле – это важно, большие грехи начинаются с малых. Потому надо пытаться в детях вызвать покаяние, переживание. Если это маленький крокодильчик, то потом будет большой крокодил, который откусит тебе голову. Когда ребенок подходит и говорит: «Я маму, папу не слушаюсь, котят своих обижал, слова нехорошие говорил» – это очень серьезная исповедь. И чтобы покаяние не было формальным, оно не должно быть частым. Фото: Валентина Чакир/kalach-eparx.ru 5. Создать детям среду. У нас приходские подростки, молодежь сдружились потому, что родители с детства водят их в один храм, на занятия в воскресную школу ходят, они вместе ездят на какие-то мероприятия, катаются на велосипедах. При этом главное не воспринимать новых тинейджеров как чужаков. Тут надо взрослым, педагогам, священникам смотреть, чтобы эти приходские компании не были закрыты для тех ребятишек, которые только приходят в Церковь. Приходской опыт Среда, в которой благодаря сверстникам и интересным занятиям детям комфортно – важна. Почему мы такую атмосферу должны создавать только для бабушек и дедушек? Должны быть какие-то классы, комнаты, в которых дети занимаются и отдыхают. У кого-то есть возможность построить полноценную воскресную школу, где можно заниматься, чем хочешь – занятий на разные вкусы и способности предостаточно. У нас этих помещений, например, не так много – всего три класса. Но занятия проходят – отдельно для младших и подростков.

http://pravmir.ru/doroga-v-hram-kogda-de...

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем. Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста. Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть. В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00. В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником. Рождественская служба в Ионинском монастыре 4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу. Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя. 5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая. Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла — для меня загадка.

http://pravmir.ru/vstrechaem-rozhdestvo-...

В обращении Марфы мы можем услышать упрёк Учителю. Его ждали, когда Лазарь умирал и его можно было ещё спасти. Сёстры всё–таки надеялись, что Он придёт и исцелит его: «Сказала тогда Марфа Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (11:21). Но то же самое Иисус сказал Своим ученикам: если бы Он пришёл в Вифанию, смерти бы не было (11:15). Но наступившая смерть вызвана не бессилием Иисуса и не тем, что Он был не способен спасти Лазаря (4:50). И хотя больной умер, «Тебе возможно всё», – говорит Марфа Иисусу. «Я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог» (11:23). Её вера не поколебалась происшедшим, и она продолжала верить в Него. «Говорит ей Иисус: воскреснет брат твой» (11:23). Эти слова кажутся ей лишь утешением в будущем воздаянии: «Говорит Ему Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (11:24). Однако завеса будущего приоткроется ей уже сейчас. Но для этого недостаточно веры в Него только как во всемогущего целителя и чудотворца. Иисус призывает Марфу к более совершенной вере: «Сказал ей Иисус: Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли ты в это?» (11:25 – 26). В ответ Марфа выражает полное согласие со всем тем, что Он сказал о себе. Она верит, что Ему возможно не только исцелять, но и воскрешать: «Говорит она Ему: да, Господи, я уверовала и верую, что Ты – Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (11:27). Слова Марфы превосходят даже исповедание Петра 151 (6:58 – 59) и обладают почти полным сходством с формулировкой цели Евангелия от Иоанна, где автор указывает, что он написал его для того, чтобы читающие пришли к такой вере 152 . Марфа приводит к Иисусу Марию: «Учитель здесь и зовет тебя» (11:28). Следом за Марией идут иудеи, которые пришли из Иерусалима в дом к сёстрам, чтобы утешить их в горе о брате, думая, что Мария пошла ко гробу, чтобы плакать там. Падая в ноги Учителю, она произносит те же слова веры, что и Марфа: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат» (11:32). Ноги Христа ей предстоит помазать миром, готовя Его к погребению. Исповедание Марфы и то, что совершит Мария, показывает, что сёстры, как никто другой (разве что сам евангелист Иоанн), проникали в тайну Христа. На протяжении главы трижды говорится о любви Иисуса Христа к семейству в Вифании (11:3, 5, 36). Безусловно, эта любовь была взаимна. Любовь давала понять сёстрам то, чего не осознавали остальные. Любовь всегда расширяет границы познания 153 . Для неё значимо всё. Она видит и чувствует то, чего не замечают другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

3. Ин. 20:3 . Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. Лк. 24:12, 14 . 4. Ин. 20:4 . Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. 5. Ин. 20:5 . И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Ин. 19:40 . 6. Ин. 20:6 . Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7. Ин. 20:7 . и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Ин. 11:44 . 8. Ин. 20:8 . Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. 9. Ин. 20:9 . Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых. Лк. 24:27, 46 ; 1Кор. 15:4 . 10. Ин. 20:10 . Итак, ученики опять возвратились к себе. Ин. 19:27 . Тотчас вышел и пр.: вследствие вести, принесённой Магдалиной (а может быть, вскоре и другими мироносицами: Лк. 24:10–12 ), Пётр и Иоанн поспешно пошли или побежали ко гробу. – Побежали они оба вместе, но Иоанн, будучи моложе Петра, бежал скорее, а потому ранее Петра прибежал к гробу (когда уже жён там не было), но не вошёл во гроб; вероятно, робость и страшливость в уединении сада, при таких необыкновенных обстоятельствах, овладели его душой, и он один не решился войти во гроб, а только наклонился в отверстие, от которого отвален был камень, и увидел лежащие пелены. Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб: как более мужественный и смелый, каковым он является во всех евангельских сказаниях. Ев. Лука, говоря об этом же путешествии Петра к гробу ( Лк. 24:12 , ср. прим. и прим. к ст. 24), говорит, что он, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и не говорит, чтобы входил в самый гроб. Это не стоит в противоречии с рассматриваемым сказанием Иоанна: ев. Лука говорит так по краткости рассказа своего о сем, а Иоанн восполняет его. Притом, ничто не мешает допустить предположение, что и Пётр, пришедший вслед за Иоанном, сначала так же как и он, наклонившись, посмотрел в гроб и потом уже вошёл в него, и ев. Лука в кратком рассказе своём о сем последнем умалчивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Евангелие на воскресной утрене и в чине песненного последования, по крайней мере по Симеону Солунскому и ркп. XIV-XV в., читалось священником, но на амвоне; в древних западных монастырях – аббатом (Вступ. гл., 347:310). По нек. ркп. XVI в. Иерус. устава оно читалось на середине храма 2480 . Воскресные утренние Евангелия Повествование всех 4 евангелистов о воскресении Спасителя разделено для чтения на воскресных утренях на 11 зачал, должно быть, потому, что на такое число частей естественно распадается это повествование; может быть, имелись ввиду «единонадесять» апостолов, ближайших свидетелей воскресения. Не взят в ряд Евангелий только рассказ евангелиста Матфея, наиболее подробно описывающий самый момент воскресения и потому прибереженный для Пасхи (для литургии ее навечерия). Таким образом, все евангельские чтения говорят скорее о явлениях воскресшего Спасителя, чем о самом воскресении. Ряд воскресных Евангелий, называемый «столпом», повторяется раз 6 в течение года: 1-й столп начинается в Неделю Всех святых, 2-й после Илиина дня, 3 по Воздвижении, 4 в пост Рождества Христова, 5 по Крещении, 6 в Великий пост. Таблицы этих столпов с указанием, с каким гласом совпадает какое Евангелие, помещены в богослужебном Евангелии, Октоихе и 54 гл. Типикона. Для недель Цветной Триоди утренние Евангелия следуют в особом порядке. История Утренние воскресные Евангелия в нынешнем их составе имеют уже ркп. богослужебного Евангелия VIII в., например греч. Моск. Синод. библ. 42, XLIII, 11, л. 241–246 2481 . Упоминание о чередовании 11 воскресных Евангелий есть в Студ. XI в., Евергетид., груз. и греч. ркп. Иерус. устава 2482 . На римской воскресной утрене Евангелие, не относящееся к воскресению. По уставу Великой церкви в песненном последовании Евангелие на воскресной утрене читалось после великого славословия (Вступ. гл., 347), но по Студ. и др. на нынешнем его месте; в древнейших редакциях Студийского устава, впрочем, может быть, по 6 песни канона 2483 . По теперешнему Типикону Вел. Константинопольской церкви – после 8-й песни канона 2484 . От евангелия до канона

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Особенно это должно сказать о первой значительной и по объему своему статье. Плодом тех же занятий по св. Писанию могут считаться еще следующие статьи: 1) Гора Мориа и храм Иерусалимский (XI. 6). 2) Сион (XI. 22). 3) О сорокадневном посте и искушении Иисуса Христа от дьявола (XI. 45). 4) Евангельское слово о судьбе Иерусалима (XI. 5). 5) Псалом 62-й (XI. 31). 6) Первое явление воскресшего Господа всем Апостолам (XI. 1) 7). Страстное шествие Иисуса Христа от Гефсимании до Голгофы и суд над ним Иудеев (XVII. 52). 8) Пророчество Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и втором пришествии Своём (XIII. 56). 9) Иисус Христос на пасхе Иудейской (XIX. 3). 10) Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов (XI. 11) Св. Евангелист Матфей (XI. 35) – статьи, показывающие в авторе их богатые сведения экзегетические, археологические и исторические. II. Плодом патрологических занятий профессора Фаворова служат статьи значительного объема, напечатанные частью в «Воскресном Чтении», частью в «Трудах Киевской Академии» и частью отдельными книжками. Именно: Чтения о св. Отцах – учителях церкви и о писателях церковных (Воскр. Чт. XIII. 3, 4, 8, 9, 12, 13, 14, 26, 27, 32, 33, 34, 35, 36, 41, 44, 45). Это ряд статей, составляющих значительную часть Патрологи, именно: введение в науку, период мужей апостольских и половину следующего периода. Автор предполагал до конца продолжать это дело в том же или другом порядке изложения (в виде патрологического словаря), как это в свое время было объяснено им конференции, но обстоятельства, не от него зависевшие, не позволили осуществиться его предположению. Достоинство означенных статей, кроме исторической и библиографической отчетливости изложения, состоит прежде всего в том, что они представляют в нашей отечественной литературе первый опыт по Патрологии, и автор совершенно самостоятельно разрабатывал свой предмет, имея дело непосредственно с самыми отеческими творениями. Отдельные статьи (монографии) патрологического содержания, как то: 1) св. Амвросий, епископ Медиоланский (XI. 38). 3) Учение св. Макария великого (XI. 36, 40, 41). 4) Последние годы жизни Златоуста (XI. 34). 4) Феодорит, епископ кирский (XII. 42). 5) Блаженный Августин и его творения (отдельной книгой изд.). 6) Св. Иоанн Лествичник и его духовная лествица (XII. 49). 7) Св. Софроний, патриарх Иерусалимский (XII. 43). 8) Св. Иоанн Дамаскин (XVIII. 35). 9) Препод. Арсений великий (XVIII. 17). 10) О расколе донатистов (XVII. 37, 40, 43, 44). 11) Св. Киприан, епископ карфагенский и его творения (Труды Киевск. Академии 1860 г. кн. I) и др. Самые большие по объему – пятая и одиннадцатая. Все эти статьи вообще носят тот же характер и отличаются теми же достоинствами, как и предыдущие. III. Самая продолжительная по времени и обширная по трудам деятельность профессора Фаворова на кафедре по церковному красноречию. Плодами этой деятельности служат:

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

4) Преображение тех, кто в момент Второго Пришествия будет жить на земле. По слову апостола Павла, не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор 15:51). Те, кому предстоит подобное изменение в день всеобщего воскресения, не увидят смерти, но им предстоит жить в царстве антихриста. 5) Участие в Таинствах Церкви и прежде всего в Евхаристии. В Церкви воскресший Христос всем раздаёт дары Своего Воскресения. Он призывает нас воскреснуть внутренне во времени с тем, чтобы затем воскреснуть и телесно за его чертой. Христос говорит об этом так: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Патриарх Сергий (Страгородский) обращал внимание на необычность Евангельских строк, согласно которым мы не потому входим в вечную жизнь, что воскреснем, а потому воскреснем, что уже здесь вошли в неё в таинстве причащения. “Жизнь вечная, — писал он, — не обусловлена воскресением из мёртвых, она раньше его, и как будто бы даже обусловливает его собою” 2 . Тем самым смерть превращается в кратковременный эпизод между земной жизнью и всеобщим воскресением. Более того, христианин может просто не заметить своей собственной смерти. Христос говорит об этом так: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин 8:51). Он говорит здесь об апокалиптической смерти второй, в которой происходит разделение не души и тела, а человека и Бога. Как ни странно это звучит, но оная смерть может наступить только после воскресения. Она навечно вычёркивает воскресшего из книги жизни (см. Откр 20:15). Этой участи подлежат те, кто во время своей земной жизни свободно и сознательно отказался от общения с Богом. Парадоксальным образом умершие второй смертью будут сочетать в себе воскресение и вечную разобщённость с Богом, Которого они отвергли, но Который их воскресил. Бог хочет спасти всех, но ограничивает Своё всемогущество свободой человеческого выбора, в том числе и выбора в пользу зла. “Фантастическое” зазеркалье А мы всё переживаем, переживаем, пережёвываем… И не замечаем, как начинаем жевать себя 3 .

http://pravmir.ru/vtoraya-smert-i-evhari...

В некоторых из «практических руководств» это время определяется для церковного года таким образом: с 15 сентября до 15 ноября — 4 ч., с 15 ноября до 15 января — 3 ч., с 15 января до 15 марта — 4 ч., с 15 марта до 15 мая — 4,5 ч. Пополудни (о. Неополитанский, 123 стр.) Разбор колоколов для звона В воскресные, праздничные и высокоторжественные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии в первый большой колокол. Благовесть в большой колокол бывает также к царским часам и к литургии или вечерне в навечериях Рождества Христова и Богоявления, на «Во царствия Твоем», накануне Благовещения, в пятницы 5-ой и 6-ой недель Великого поста (Похвальная и Лазарева) и в Великую среду; к утрени и литургии в Похвальную и Лазареву субботы, в Великий четверток к утрени, литургии и к Страстям Господним, в Великую пятницу к царским часам и к вечерне, в Великую субботу к утрени и литургии, ко всем службам во всю Святую неделю Пасхи и в преполовение и отдание Пасхи. Кроме того благовестить в большой колокол к вечерням, на которых положены великие прокимны и в неделю Ваий. По воскресным дням к вечерне, если нет великого прокимна, благовесть в полиелейный или повседневный колокол, а к акафисту от начала повечерия до акафиста благовестить в большой колокол. В те же воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в празднества и отдания Господских и Богородичных праздников ко всем службам благовестить в полиелейный второй колокол, в него же благовестить к чтению Апостольских под светлый праздник. В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный третий колокол. Порядок звона Благовесть к бдению производится 15 минут, затем следует троекратный — «в три стиха» звон во все колокола. Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный — «в два стиха» второй звон во все колокола. Во время прокимна пред чтением Евангелия производится однократный — «в один стих» третий звон во все колокола. На 9-ю песнь производится благовесть в 25 ударов в большой колокол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но горечь не дает нам права опускать руки: мы должны трудиться ради христианского просвещения. – Так что, – вздохнул отец Антоний, – пойду сейчас домой и на морозе подумаю над темой новой воскресной беседы, которые мы проводим у нас на подворье. Беседа, наверное, будет посвящена стремлению никого не осуждать, помнить о том, что отпущение грехов бывает не от купания в проруби, а через покаяние, через твердое желание изменить себя, и таинство Исповеди. Мы должны изучать Священное Писание, святых отцов, и молиться не только дома, но и в общем собрании – в храме Божием. Иначе – какие же мы христиане. Рейтинг: 10 Голосов: 572 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дорогие братья и сестры, вы можете помочь общине Свято-Троицкого храма в Улан-Баторе, единственному православному храму в Монголии, перечислив любую сумму на карту Сбербанка: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Екатерина 6 февраля 2023, 15:11 Может быть, следовало оказать им эту " услугу " и перед купанием рассказать любителям окунуться о празднике и о том, что купание- это светская традиция? р.Б. Лариса 4 февраля 2023, 10:35 На карточку не получается, можно ли написать телефон.С уважением Андрей 3 февраля 2023, 23:08 Очень, очень знакомые ситуации (тёщу напоминает)! Магизм, увы, в головах людей был и есть. Большая работа предстоит. Дай Бог сил и терпения служителям своим. Спасибо Вам. Татьяна 3 февраля 2023, 18:17 Спасибо. Конечно, главное не традиции, а вера в Христа, любовь через Него ближних, прощение ближних и покаяние в своих грехах . Александр 3 февраля 2023, 08:46 Полностью согласен с Отцом Антонием, а для других рекомендую к прочтению книгу о Луке Крымском ( в миру Валентин Феликсович Войно - Ясенецкий) Марина Анатольевна 2 февраля 2023, 10:22 Благослови Вас Бог, батюшка, за такое целомудренно чистое осознание своего пастырского долга. Просвещайте, просвещайте и еще раз просвещайте народ наш! Ведь пни пнями, а самое страшное - это агрессивное сопротивление чтению Священного писания... увы! Сергий 2 февраля 2023, 03:10

http://pravoslavie.ru/150786.html

Здесь выход только один – говорить, объяснять, взывать, пусть не к чувствам, так к разуму, молиться, чтобы Господь просветил, ну и стараться хоть детям привить основы правильного мировоззрения, основы правой веры. В надежде, что они вырастут с твердым осознанием, что церковная жизнь – это необходимое условие полноценной, здоровой и доброй жизни. Рейтинг: 8.4 Голосов: 233 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Екатерина 5 июля 2020, 14:00 Мой брат, когда зашёл в церковь, наткнулся на невнимательность священника и это его оттолкнуло. Меня не оттолкнёт, а его- да. Другой пример: знакомый батюшка устроил многочисленные кружки при церкви, всякие акции и поездки, курсы. Итог: столько много мужчин ( и молодых мужчин !) на Причастии я не видела давно... Работать надо с приходом, устраивать ситуации, где нужна мужская помощь и мужчины подтянутся. А там, глядишь, и воцерковятся. Вячеслав 20 ноября 2017, 15:29 Проанализировав отзывы на статью автора, пришел к неутешительным выводам. А кто-нибудь задался вопросом, а сколько вообще у нас в России людей воцерковленных? По оценкам священников (например отца Димитрия Смирнова) и по моим наблюдениям, Храмы православные у нас посещают 2 -3% людей. Это просто мизер. Но и из этих 2-3% искренне верующих людей процентов 20 не более. Тогда какой смысл вообще рассуждать о рациональном мышлении мужчин и " большом женском сердце " . Ответ на вопрос лежит на поверхности - греховное состояние душ людей и нежелание каяться в грехах и исправлять свою жизнь. Человек сам выбирает идти ли ему в ад или горний Иерусалим. Почитайте Евангелие притчу о малом стаде избранных. Игорь 1 апреля 2015, 11:05 Спасибо за поднятую тему. Устыдился...Буду в воскресной школе вести занятия с мальчишками по военно- спортивной подготовке. Владимир Паданин 9 ноября 2014, 19:47 Здравствуйте!Очень трудно взрослому мужчине войти в Храм Божий.Это не на собрание сходить.Обычно мужик идет к Богу за помощью или советом.Сейчас и крестик надевают не потому что веруют в Господа Иисуса Христа,а просто показать какие они богатые.Так как он у них золотой и на большой цепи.Я сам пришел к вере очень трудно.Спасибо бабушке моей.

http://pravoslavie.ru/52272.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010