1 и в 1 Ин 1. 1). В греч. рукописях границы зачал отмечаются словами ρχ (начало) и τλος (конец). Для каждого зачала имеется предшествующая вводная фраза (обычно помещается внизу страницы), уточняющая его контекст (напр.: «Во время оно...») или показывающая, от чьего лица произносится текст и к кому он обращен (напр.: «Рече Господь...», «Братие...»). Последовательность чтения по зачалам определяется с помощью прилагаемых к Евангелию и Апостолу лекционарных указателей. Наряду с нумерацией в тексте или в сноске может указываться конкретный день, когда читается данное зачало. Круг чтения евангельских зачал на воскресной утрене называется «столпом». Совр. печатные издания богослужебных Апостола и Евангелия могут иметь дополнительную разбивку на главы и стихи, соответствующую зап. системе Лангтона-Стефануса. Кроме того, в Апостоле на полях сохраняется разметка, соответствующая перечням глав («надписание глав», или «знаменания»), предшествующим каждой книге: Деяния святых апостолов делятся на 40 глав (выделены черным) и 35 подразделов (выделены красным, подразделы имеют не все главы), Послания Иакова - 6 глав и 9 подразделов, 1-е Послание Петра - 6 глав и 7 подразделов и т. д. Перечни глав каждого Евангелия по количеству глав соответствуют александрийской системе (Мф - 68, Мк - 48, Лк - 83, Ин - 18). А. А. Ткаченко Лекционарный указатель Лекционарный указатель в составе богослужебных книг, к-рые содержат тексты Свящ. Писания, расположенные в традиц. порядке следования, необходим для использования этих текстов за богослужением. Указатель регламентирует распределение богослужебных чтений в соответствии с лекционарной системой . В состав лекционарного указателя при служебных Евангелии и Апостоле входят синаксарий, менологий и дополнительные чтения. В зависимости от состава синаксарного раздела различаются краткие указатели (тип esk), определявшие субботние и воскресные чтения, а также седмичные чтения в период от Пасхи до Пятидесятницы; полные указатели (тип e), определявшие субботние и воскресные чтения, а также седмичные чтения в период от Пятидесятницы до подготовительных недель Великого поста.

http://pravenc.ru/text/2463365.html

Комплексный анализ указанных источников показывает, что византийский лекционарий доиконоборческого периода имел рождественско-триодную структуру, то есть начинался с Рождества Христова, после Благовещения следовали чтения триодного цикла (Великий пост–Пасха–Пятидесятница), после которых возобновлялись чтения календарного года, причем в период Великого поста читались евангельские чтения из Евангелия от Луки, а не из Евангелия от Марка. В состав этого Лекционария входили как новозаветные чтения, так и ветхозаветные чтения, ибо в рассматриваемый период ветхозаветные чтения еще не были перенесены на вечерню (наличие ветхозаветных чтений на Литургии в указанный период зафиксировано в литургическом комментарии преподобного Максима Константинопольский евхологий доиконоборческого периода сохранился в южноитальянской версии середины VIII столетия и содержит формуляры Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, а также молитвы суточного круга Этот Евхологий отражает богослужение кафедрального обряда и не позволяет судить о наборе молитв суточного круга в монашеском богослужении. Фрагментарные сведения о богослужении позволяют высказать предположения о том, что молитвы суточного круга, связанные с этим монашеским богослужением, существенно отличались от молитв, использовавшихся в соборно-приходском богослужении. Обозначим каждый из указанных параметров как К1. 2.4. Если сопоставить соответствующие параметры константинопольского богослужения доиконоборческого и послеиконоборческого периодов (то есть параметры из комплектов К1 и К2), то по крайней мере два параметра (лекционарная система К1 и К2, евхологические тексты К1 и К2) не будут совпадать между собой. Принципиальным отличием константинопольской лекционарной системы доиконоборческого периода от лекционарной системы послеиконоборческого периода является последовательность евангельских чтений: если в первой системе в период Великого поста читались перикопы из Евангелия от Луки, то во второй системе (во многом совпадающей с современной) читались перикопы из Евангелия от Марка. Характерной чертой данной лекционарной системы было отсутствие чтения Пролога из Евангелия от Иоанна на пасхальной Литургии, потому что ни один из пасхальных кондаков Романа Сладкопевца не связан с этим чтением, но все они тематически связаны с чтением о Воскресении Христовом (Мк. 16, 1–8), общим для древних восточных и западных лекционарных систем.

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

Типикон Филофеевского монастыря предписывает чтение «Слова» в честь Пресвятой Богородицы: «начинается чтение так: Слово на праздник Пресвятой Владычицы нашей Богородицы». Костамонитский типикон оставляет предмет чтений на усмотрение екклисиарха: «канонарх, сказав «аминь», читает положенное екклисиархом чтение». Такое разнообразие в содержании великого чтения отмечает В. Григорович-Барский. О чтении в Лавре преподобного Афанасия он говорит, что там «на бдениях бывают чтения четыре: первое чтет канонарх, от жития или похвалы празднуемого; второе чтет честнейший кто, по первой кафисме, от оставлшагося преждняго поучения; третие, по полиелеи, еще знаменитное лице, си ест кто от проигуменов; четвертое сам игумен, по третей песны канона. Синаксар же, по 6й песни, не посреде церквы, но на налойцы клироса от канонарха чтетца. В неделы же, по троичных, 1е чтение чтет канонарх, от толкованнаго Апостола; 2е чтение иный, по первой кафисме, или от жития празднуемого святаго, или от беседы Златоустаго, толкующей Евангелие, по рядной неделы; трету кто от соборных (старцев. — Прим. авт.) от тогожде оставлшагося слова, абие по ипакои, пред антифонамы; четвертое первенствуяй кто, такожде от оставлшагося поучения, по третей песны… По неделям же Великаго песта чтения бывают 4: два от Шестодневия святаго Василия, а два последи торжественна, по рядовой неделы… Наченши же от Фоминой недели, по всем неделям, даже до Пятидесятницы чтения четыре: 1) от Деяний святых Апостол; 2) Евангелия Иоанна толкованнаго, 3) и 4) от Евангелия рядовой недели, си ест от бесед на рядовое Евангелие». Из сказанного следует, что на Афоне предметом чтений служит не столько Священное Писание Нового Завета, сколько его толкование и по связи с ним святоотеческие творения, а на бдениях святым — житийные повествования и похвальные слова этим святым. По своему построению чтения, как правило, составляют единое целое, где последующее чтение является продолжением предыдущего. Такая система вызвана необходимостью соблюдать указание типикона о завершении бдения при восходе солнца и дает екклисиарху, который сам регулирует объем того или иного чтения, средство для контроля над продолжительностью агрипнии. В этом отношении чтения, по меткому выражению архимандрита Антонина (Капустина) , являются «наилучшим подспорьем к растяжению всенощного бдения действительно на всю ночь».

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

Первостепенность учительного значения проповеди еще более усиливается, как говорил об этом протопресвитер Александр Шмеман , ее местоположением в Литургии оглашенных. Проповедь читается непосредственно перед тем, как оглашенным предлагается покинуть храм, и таким образом может служить средством наставления некрещеных. В то же время она может использоваться крещеными как время для размышления и приуготовления к принятию святых Христовых Таин. Так что недооценивать важность правильного выбора момента для произнесения проповеди на литургии было бы неверно. Евангельские чтения. В годичном богослужебном круге Православной Церкви воскресные евангельские и апостольские чтения расположены в строгом порядке. Литургический год образуется двумя пересекающимися кругами, один из которых зависит от вращения Земли вокруг Солнца. К этому кругу относятся: фиксированная дата Рождества Христова, празднования памяти святых. Другой круг – подвижный, связанный с празднованием Пасхи. Уставные (рядовые) чтения «привязаны» к Пасхе и входят в «подвижный круг». Кроме того, если особые события из жизни Христа (по большей части это фиксированные даты, такие, как Преображение) или день памяти святого попадают на воскресенье, рядовые чтения дополняются чтениями, посвященными неподвижному празднику. Порядок богослужебных чтений из Священного Писания можно найти в различных богослужебных книгах или в большинстве изданий Библии. 463 В нашу задачу не входит комментирование или анализ чтений. С этим отлично справился Джордж Барруа в книге «Чтение Священного Писания в православном богослужении». 464 Мы хотим обратить ваше внимание на упорядоченность следования чтений из Священного Писания в течение церковного года. К чтениям Апостола и Евангелия надо добавить повторяющиеся выдержки из Псалтири и ветхозаветные чтения, связанные с Великим постом и другими ежегодно повторяющимися подвижными и неподвижными праздниками. 465 Тогда как весь круг чтения призван к назиданию верующих, чтения, связанные с Пасхой, ограниченные, с одной стороны, началом Великого Поста, а с другой – Пятидесятницей, носят еще и особый, образовательный характер лекционного курса.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

3. «Евангелия обща святым» – чтения общие для каждого лика святых. Это приложение используется в тех же случаях, когда употребляется и книга Общая Минея: если совершается бденная или полиелейная служба святому, не имеющему знака в Уставе (например, в случае храмового праздника), или при совершении служб новопрославленным святым. 4. «Евангелия на всяку потребу различная». Здесь указаны евангельские чтения при совершении Таинств и других частных богослужений. §1.4. Схема чтения Евангелия Обычная схема чтения Евангелия за богослужением такова: Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Священник: «От… (называет имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Священник читает Евангелие. Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». На литургии эта схема несколько отличается в том смысле, что Евангелие читает диакон на амвоне и потому, если нет второго диакона, слова диакона («Премудрость, прости…» и «Вонмем») в диалоге перед Евангелием говорит священник, а диакон называет имя евангелиста 81 . Кроме того, на литургии всегда опускаются начальные молитвословия «И о сподобитися нам…» и «Господи, помилуй», так что переход к чтению Евангелия начинается сразу с «Премудрость, прости…» 82 . Также «И о сподобитися нам…» не говорится в следующих двух случаях: – на Великих часах (всегда), на вечерне Рождества Христова, Богоявления и Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы, когда Евангелие следует после Апостола; – на 3-м, 6-м и 9-м часах в первые три дня Страстной седмицы в тех случаях, если продолжается чтение того же Евангелия, которое было начато на предыдущем часе. В частности, Евангелие от Луки разделяется на три части, причем только в начале чтения первой части говорится «И о сподобитися нам…», тогда как перед началом второй и третьей части произносится сразу «Премудрость, прости…». §1.5. Устав чтения Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– Чему были посвящены первые Чтения? – В 2007–2008 гг. Чтения, инициированные Фондом Андрея Первозванного, проводились в рамках программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания». Первые два года Чтения были посвящены исключительно жизни и деятельности Елизаветы Федоровны, а третьи Чтения, проходившие в 2009 году, мы посвятили 100-летию созданной ею обители милосердия. Темой Чтений стала история создания Марфо-Мариинской обители милосердия, ее роль в жизни Елизаветы Федоровны и примеры служения Богу и людям в наши дни. Кстати, мы гордимся тем, что именно наш Театр Книги при областной детской библиотеки инсценировал «Страницы из дневника Великой княгини Елизаветы Федоровны». Руководитель театра заслуженная артистка РФ Л.С. Лисюкова и заслуженный артист РФ Н.С. Коншин, сами того не ожидая, подали мысль представителям ФАП со временем поставить спектакль о великой русской святой. Драматург Римма Кошурникова написала пьесу «Белый Ангел Москвы», а учащиеся школ Москвы и Серпухова представили спектакль на суд зрителей. Но в этом начинании мы были первыми. – Кто участвовал в нынешних чтениях? – Открыли чтения заместитель начальника Департамента Смоленской области по культуре С.В. Жуков, настоятель Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой и гости из г. Новосокольники Псковской области, которые впервые приняли участие в наших чтениях, чему мы очень рады. Готовясь к Чтениям, читатели детских библиотек, школьники и студенты средних специальных и высших учебных заведений Смоленска и Смоленской области участвовали в трех номинациях: художественно-изобразительное творчество (рисунки, поделки, макеты и др.), литературное творчество (сочинения, эссе, стихи и т. д.), научно-исследовательская работа (доклады, рефераты, исследования). В чтениях приняли участие более 150 учащихся школ г. Смоленска и Смоленской области. Они представили свои рефераты, научно-исследовательские работы, сочинения, стихи и рисунки. Среди рисунков, размещённых на выставке, особое внимание привлекала искусно выполненная в технике торцевания большая икона преподобномученицы Елисаветы. Это коллективная работа воспитанников Воскресной школы храма Рождества Христова города Сафоново. Ребята, трудившиеся над ней, приехали на чтения вместе со своим батюшкой – отцом Сергием. Кроме того, Сафоновские ребята выступили с отличными докладами. Самая юная участница чтений пятиклассница Таисия Паневина растрогала слушателей до слёз рассказом о своём любимом святом – младенце Гаврииле Белостокском, а учащиеся школы 3 горда Сафоново Д.Таратутин и М.Ундалова заслужили аплодисменты за воплощение образа А.С. Пушкина в своём выступлении.

http://pravmir.ru/pyatye-detsko-yunoshes...

Что касается потребного из пищи и питья, то служащие братья должны так устроить, чтобы во время стола никто ни в чем не встречал нужды. Если же случится в чем нужда, давать знать об этом не голосом, а постукиванием. Никто не должен спрашивать о чем-либо по поводу чтения, или еще чего-нибудь; кроме разве авва рассудит сказать что в назидание кратко. Этот брат недельный (чтец) пусть получает часть растворенного водою вина, прежде чем начнет читать, по причине святого Причащения, и чтобы не тяжело ему было выдерживать пощение. Обед же свой он будет иметь после, с недельными по поварне и прислуживающими в трапезной. На чтение же, равно как и на пение должны быт назначаемы братья не подряд, а по выбору кто может назидать слушающих 1179 . О содержании затрапезного чтения св. Василий Великий дает понять, представляя слушание читаемого, как «увеселение словесами Господними», к которым относится библейское изречение – «сладша паче меда и сота». Очевидно, это было Священное Писание. Иоанн Кассиан называет затрапезное чтение «просто священным чтением», но самая эта общность выражения едва ли не показывает, что здесь разумеются те же чтения, о каких речь была неоднократно и раньше при описании богослужения, т.-е. чтения из Священного Писания, прямые указания на которое мы и находим в некоторых западных памятниках, регламентирующих затрапезное чтение иноков и в общежитиях клириков 1180 . С течением времени, в качестве именно затрапезного чтения, Священное Писание вместе с трапезой вошло в состав воскресного всенощного бдения, которое, сливши в себе вечерню с утреней, приняло в себя и полагавшуюся между ними трапезу вместе с ее библейским чтением. Если трапеза при этом приняла более сокращенный вид – благословения и вкушения хлеба и вина, то чтение – более торжественный. И так как это чтение было только на бдениях и, следовательно, только в праздники, то оно постепенно получило характер специально-праздничного чтения из Священного Писания, каковой характер оно и сохраняет даже до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

По мнению Л. Уильямс, в IX в. люксёйский минускул вышел из употребления; в это время писцы из Л. стали использовать «люксёйский каролингский минускул», имевший ряд общих черт со своим предшественником (известны 9 рукописей, выполненных в 1-й пол. IX в. в Л.; см.: Williams. 2009). Среди рукописей, созданных в Л.,- Люксёйский лекционарий (Paris. lat. 9427), важный источник по истории богослужения галликанского обряда . В XVII в. манускрипт хранился в монастыре, где он был обнаружен Жаном Мабильоном ( Mabillon J. De Liturgia Gallicana Libri III. P., 1685. P. 106-173); с 1857 г. находится в Национальной б-ке Франции. По мнению большинства исследователей, рукопись датируется кон. VII - нач. VIII в.; текст сохранился не полностью (246 листов из 367 или 375). Чтения начинаются с вигилии Рождества Христова и обрываются на середине рядовых чтений (lectiones cotidianae). Для каждой мессы в соответствии с галликанской традицией указаны 3 чтения (Пророки, Апостол, Евангелие), но некоторые мессы содержат 2 или 4 чтения. Кроме библейских текстов в рукописи присутствуют несколько чтений из пассионария и патристического гомилиария, а также библейские песни (в составе пасхальной службы). Помимо чтений для мессы имеются неск. чтений для утрени (ad matutinos); для Великой пятницы выписаны чтения часов (2-го, 3-го, 6-го и 9-го); для пасхального бдения - 12 ветхозаветных чтений; для Рогаций - чтения для утрени и 3-го, 6-го, 9-го часов; имеются также чтения на разные случаи (напр.: «Это чтение должно читаться, когда епископу полагается проповедовать, чтобы народ платил десятину» - Paris. lat. 9427. Fol. 239v). По мнению Мабильона, Л. Дюшена и Ж. Морена, лекционарий предназначался для одного из храмов в Паризиях (ныне Париж), т. к. в нем указан день памяти св. Геновефы и есть сходство с рукописями из аббатства Сен-Дени . П. Сальмон пришел к выводу, что манускрипт был выполнен для Лингонской епископской кафедры (исследователь указывал на близость санкторала лекционария к календарю-мартирологу Paris. lat. 14086 и на наличие памяти мучеников Иулиана и Василиссы, Житие к-рых выписано полностью для чтения на вигилию Епифании 5 янв. (Paris. lat. 9427. Fol. 33-72); см.: Salmon. 1944; 1953). Др. исследователи полагали, что заказчики лекционария происходили из Юго-Вост. Галлии или Августодуна (ныне Отён). Согласно Ф. Масе, рукопись предназначалась для церкви в Мориньи близ Парижа, где в 1648 г. были обретены мощи мч. Иулиана, подаренные церкви кор. Брунхильдой, которая оказывала покровительство Л. ( Masai. 1948). Однако рукопись была создана намного позже гибели Брунхильды, хотя образцом для нее мог послужить более ранний манускрипт. Кор. Брунхильда была вестгот. принцессой, поэтому протограф лекционария мог быть связан с Испанией (использованный в нем текст Вульгаты близок к испан. группе рукописей; см.: Alwis. 2003). Эпоха Каролингов

http://pravenc.ru/text/2561082.html

В Вятской епархии прошли XXIV Свято-Трифоновские чтения «Великая Победа: наследие и наследники» 23 октября 2019 г. 11:08 С 14 по 21 октября 2019 года в городе Кирове прошли XXIV Свято-Трифоновские образовательные чтения на тему: «Великая Победа: наследие и наследники». Свято-Трифоновские образовательные чтения являются региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений и имеют созвучную с ними тему. Свято-Трифоновские образовательные чтения — совместный образовательный проект Вятской епархии , Правительства Кировской области и Администрации города Кирова. Мероприятия чтений проходили на епархиальных, приходских, областных и городских площадках. В них принимали участие священнослужители, представители администрации, педагоги, военнослужащие, представители казачества, учреждений культуры, социальной защиты населения, общественных организаций. Открылись чтения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Вятской государственной сельскохозяйственной академии (ВятГСХА) презентацией выставки «Небесные воины» , организованной епархиальным отделом по делам молодежи. Экспозиция повествует о судьбах священнослужителей и патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. В ВятГСХА также был организован живой диалог с молодежью « Непотерянное поколение: современные молодежные инициативы» . Речь шла о различных молодежных инициативах на приходском, епархиальном и общецерковном уровне. Одной из них стала  интеллектуальная игра «ПравоСлово» , которая прошла в областной научной библиотеке им. А.И. Герцена. Рисунки и сочинения юных участников чтений были представлены на выставке работ победителей епархиального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» . Выставка была организована епархиальным отделом религиозного образования и катехизации в областном дворце детского творчества «Мемориал». Этот дворец построен как памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам-кировчанам. Традиционно в Вятской православной гимназии состоялись малые Свято-Трифоновские чтения . В них приняли участие учащиеся городских и областных школ, а также гости из православных гимназий Нижегородской митрополии .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Первый из них поется без стиха, а другие два со стихами Священного Писания. Тропари царских часов, по своему содержанию, суть тропари пророчества 547 . После тропарей пророчества произносится пред паремиею прокимен. На великопостных часах (на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы, и на 1-м часе – в Великий четверток) один прокимен произносится пред паремиею, а другой прокимен – после нее (см. сказанное о прокимнах Великого поста на вечерне). На великопостных часах пред прокимном священник или чтец не произносит слова «прокимен», как то обыкновенно бывает прежде пения прокимна, но он говорит только: «Глас такой-то». О сем читаем такое указание в Типиконе, в последовании сырной среды, что после пения тропаря пророчества говорит иерей: «Вонмем», и чтец «прокимен» не глаголет, точию скажет глас 6... После чтения паремии иерей (произносит): «Вонмем». Чтец гл. 7-й прокимен: «Господь крепость людем своим даст» ... Сице глаголати иерею и чтецу во всю святую Четыредесятницу прокимен пред паремиями 548 . После прокимна и паремии на царских часах следует чтение Апостола. После чтения апостола читается Евангелие. Евангелие положено читать, кроме царских часов, на великопостных часах, именно: в понедельник, вторник и среду страстной седмицы. В Типиконе сказано: «Ведомо же буде, яко Евангелие от Матфея все чтется, подобне и от Марка и от Луки. От Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до «Ныне прославися Сын человеческий» (т. е. до 46-го зачала, гл. 13:31). «Чтется же тако в трех днех, сиречь в понедельник, во вторник, в среду и совершается» (оканчивается) «в среду на 9-м часе. Бывают же от Луки чтения три, прочая же по два» (т. е. все Евангелие Луки разделяется на три чтения, а каждое Евангелие прочих Евангелистов делится на два чтения). «Вкупе всех чтений девять и вящше ничтоже» (Типикон, последов. Великого понедельника утра). В приходских церквах обыкновенно начинается чтение Четвероевангелия ранее, в седмицу пред Неделею ваий. На великопостных часах чтение Евангелия бывает на 3-м и 9-м часах после тропаря и Богородична часа, а на 6-м часе – после паремии и прокимна. Пред началом чтения каждого из четырех Евангелистов диакон глаголет: «И, о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим». Лик поет: «Господи, помилуй» трижды. диакон говорит: «Премудрость, прости, услышим святого Евангелия». Иерей: «Мир всем». Лик поет: «И духови твоему». Иерей именует Евангелиста, которого чтется Евангелие. Но «сия глаголются точию к началом Евангелистов. К началом же (т. е. каждого чтения из Евангелия) «глаголет токмо: “Премудрость, прости” и тако чтет иерей Тетроевангелие» (Тип., послед. понед. страст. седм. утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010