протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Содержание Введение Вопрос об авторстве книги Датировка книги Цель написания О символическом значении чисел Апокалипсиса О хронологии в книге О хронологическом соотношении печатей, труб и чаш Гипотеза, концептуально важная для осмысления эсхатологических событий Литургическое значение книги О чтении Апокалипсиса за богослужением Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Приложение. Нерон как прообраз антихриста     Апокалипсис – одна из самых таинственных библейских книг. Как известно, тексты Священного Писания заключают в себе, кроме буквального, еще и другие сокровенные смыслы, доступные не всем и не сразу. Эти смыслы познаются по мере духовного роста человека. Слово Писания можно сравнить с тем, как если бы отец пытался объяснить маленькому сыну какие-нибудь сложные вещи из жизни взрослых людей. Ребенок пытается своим детским умом понять слова отца, однако он не может понять все, что тот говорит, а усваивает только какую-то малую часть, в самых общих чертах – по-своему, по-детски. Однако со временем, когда сын подрастет и встретится с реальностями, о которых говорил ему отец, он начнет понимать истинный смысл слышанного им в детстве. Подобно и Бог, наш Небесный Отец, говорит в Священном Писании о Своих великих делах и великих тайнах, но человек не в состоянии сразу понять Слово Божие во всей полноте. Он усваивает только какую-то малую часть – чаще всего лишь непосредственный буквальный смысл. Тайные же смыслы библейских книг открываются только тем, кто достиг высокой меры духовного роста, тем, кто приблизился к Богу и принял от Него дар «разумети Писания». Библия , по словам святых отцов, написана Духом Святым, а потому истинное истолкование ее возможно только Духом Святым. Если сказанное справедливо по отношению ко всем вообще книгам Священного Писания , то в высшей степени оно справедливо по отношению к книге Откровения, о которой сказал некто, что сколько в этой книге слов, столько в ней и тайн. Перед образами Апокалипсиса мы чувствуем себя как малые дети, слушающие объяснения отца о каких-нибудь высоких и таинственных вещах, превышающих наш детский ум. Однако, несмотря на это, мы не должны уклоняться от чтения и изучения книги Откровения, но должны стараться понять, хотя бы в нашу детскую меру, смысл сказанного в ней. Только делать это нужно осторожно, не слишком полагаясь на собственное разумение, но всегда сверяя свои толкования и выводы с толкованиями, в первую очередь, святых отцов, а затем и прочих исследователей Писания. Введение Вопрос об авторстве книги

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В 1989 г., как и в настоящее время, опрошенные, прежде всего, сетовали на нехватку сказок, однако в три раза чаще, чем сегодня (46% против 15%). 26 сентября. ПРАВМИР. Результаты проведенного недавно опроса ВЦИОМ показали существенный рост процента россиян, которые не видят никакой необходимости в детских книгах. Нехватка детской литературы сегодня ощущается куда менее остро, нежели 25 лет назад, — сообщает ВЦИОМ Так, за эти годы в несколько раз возросла доля тех, кто может похвастаться наличием «богатой детской библиотеки», — с 2% в 1989 г. до 15% в 2014 г. При этом существенно больше стало респондентов, считающих, что в детских книгах вовсе нет необходимости (с 10% до 35%, соответственно). В 1989 г., как и в настоящее время, опрошенные, прежде всего, сетовали на нехватку сказок, однако в три раза чаще, чем сегодня (46% против 15%). В наши дни каждый десятый (10%) полагает, что недостаточно литературы о природе и животных, тогда как в 1989 г. так думали 28%. При этом за четверть века «ассортимент» детской литературы в домашней библиотеке практически не изменился. У большинства, прежде всего, есть издания о здоровье и по уходу за малышами (69%), для сравнения в 1989 г. – у 64%. Каждый второй (48%) хранит книги по педагогике и воспитанию. Каждый шестой респондент (17%) из книг своего детства непременно выбрал бы для чтения своим детям несколько зарубежных сказок. Произведения А.С. Пушкина считают необходимыми для развития ребенка 10% опрошенных. А 7% перечитают русские народные сказки. Часть опрошенных (6%) посоветует книги советских писателей. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 августа 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rossiyane-perestayut-v...

19 января 2016 года, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Явилась благодать Божия, спасительная всей вселенной, дабы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (см. Тит. 2:11-12). Эти замечательные слова из Послания апостола Павла к Титу, которые мы только что слышали, несут в себе ключевые смыслы, связанные с пришествием в мир Спасителя и с праздником Богоявления. Благодать Божия пришла в мир — пришла через воплощение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Он не был только лишь исключительной исторической личностью, как многие считают. Он не только принес в мир мысли, идеи, которые обновили ветхий закон и положили начало новой жизни, новому мировоззрению, новому способу и стилю взаимоотношений между людьми. Через Него в мир пришло нечто большее, чем слово, — благодать Божия, спасительная для всех человеков. Благодать свидетельствует о том, что Иисус был действительно Христос Спаситель, что Он был не просто великий человек, но воплотившийся Бог, потому что только Бог есть источник и податель благодати, и через Господа и Спасителя Божественная сила прикоснулась к роду человеческому. Сила дается нам для того, чтобы мы были сильнее. Но было бы большой ошибкой считать, что благодать Божия дает нам силы для решения всех проблем. Если б это было так, то благодать превратилась бы просто в инструмент достижения тех или иных наших человеческих целей, иногда даже греховных. Как нередко мы просим у Бога помощи, даже не зная, имеем ли мы право об этом просить! Ведь чаще всего эти просьбы касаются наших земных целей и ценностей. Мы просим Господа: помоги, сделай, споспешествуй, и Господь слышит наши молитвы, но не всегда. А когда Он не слышит, некоторые, удивляясь, говорят: «Где же Бог, и почему Он мне не помог?» Но просили, может быть, о том, о чем Бога просить нельзя, ведь Господь пришел в мир не для того чтобы исполнять наши желания, но Он дает Свою благодать, чтобы мы оставили нечестие и мирские похоти и жили целомудренно, благочестиво и праведно.

http://pravoslavie.ru/89846.html

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте 27 октября 2017 г. 13:37 27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь , принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью. Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23). Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще. Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?

http://patriarchia.ru/db/text/5047479.ht...

После X в. рим. и галликанские традиции стали смешиваться и в таком, смешанном, виде чин церковного бракосочетания широко распространился на Западе. Так, в Бенедикционале, к-рый обычно связывается с именем архиеп. Кентерберийского Роберта (1051-1052), но, вероятно, на самом деле принадлежал Роберту, архиеп. Руана (нач. XI в.), порядок брачной мессы соответствует Сакраментарию папы Григория, но приводятся также 2 молитвы благословения кольца и 3 молитвы благословения брачной комнаты (как в Понтификале Эгберта). Чтения чинопоследования Б. по средневек. лат. рукописям различны, ими могут быть: 1 Кор 6. 15-10, Мф 19. 1-6 (эти 2 чтения - чаще всего), Ис 61. 10 слл., 1 Кор 7. 32-35, Еф 5. 22-33, Мф 22. 2-1, 4, Мк 10. 1-9, Ин 2. 1-11. Низкий уровень правовой культуры в зап. средневек. обществе вызвал обязательное требование заключать брачное соглашение in faciae ecclesiae (перед лицом Церкви) - перед вратами храма и в присутствии народа. По широко распространенному в XVI в. на Британских о-вах Сарумскому Мануалу (1543), бракосочетание начиналось перед дверьми храма с неск. клятв супругов во взаимной верности и обмена кольцами; затем совершался торжественный вход в церковь; следовали неск. благословений; начиналась месса; перед Причащением брачующиеся ложились ниц перед св. престолом, 4 клирика накрывали их большим покровом и священник читал брачное благословение. После мессы в Мануале приведены молитвы на благословение хлеба и вина (брачного пира) и брачной комнаты и кровати. К сарумскому последованию восходит чин бракосочетания в англикан. Церкви, состоящий из публичной церемонии перед вратами храма и брачной евхаристической службы. Благословение брака в католической Церкви Благословение брака в католической Церкви Единый чин католич. бракосочетания был установлен только после Тридентского Собора (1545-1552, 1562-1563) и опубликован в Миссале (1570) и Ритуале (1614), вплоть до Ватиканского II Собора (1962-1965) бывших нормативными литургическими книгами католич. Церкви. Собор был против распространенной тогда практики тайных Б.

http://pravenc.ru/text/153321.html

Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об) Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). В декорации храмов И., как и др.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Далее: наличие постоянных храмов позволило служить Литургию чаще: до трёх раз в неделю! В какие же дни причащались древние христиане? Прежде всего, по-прежнему в 8 день, " день Господень " , т.е. в воскресенье. Затем также и в субботний день, который для всего языческого мира оставался " выходным " . Далее — в среду и пятницу, как в постные дни (См. Тертуллиан " О молитве Господней " , гл. 14). И, наконец, — в дни праздников, к которым в 3 веке относились: Пасха, Пятидесятница, Богоявление и дни памяти местных святых. Именно эти дни упомянуты в " Завещании " (1, 28) конца 3 века, а в следующем веке Василий Великий пишет: " Мы приобщаемся четыре раза в седмицу: в день Господень, в среду, пяток и субботу " . (Сократ. " Ц. ист " . 5, 22). Напомню, что отношение к причащению было совершенно другим и все верные причащались за каждой Литургией (а не присутствовали, как сейчас). Потому и считали себя христианами, что в них ежедневно возобновлялся Христос и строил из них Своё Тело — Церковь. Следовательно, евхаристическая эпоха продолжалась. И только эта тотальная евхаристичность жизни может нам объяснить победу Церкви в период " Великих гонений " 3 века.   3. Состав Литургии в 3 веке Посмотрим теперь, как совершалась сама Литургия, т.е. продолжим чтение 57 главы 2 книги " Апостольских постановлений " : " . .. Здесь, на середине, чтец, встав на некотором возвышении (т.е. на амвоне) пусть читает книги: Моисея и Иисуса Навина, Судей, Царств, Иова, Соломона и 16 пророков. Через два чтения другой кто-нибудь пусть поет псалмы Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова. После того пусть читаются Деяния и послания Павла... А затем диакон или пресвитер пусть читает Евангелие... Во время чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубокой тишине... Затем пусть увещевают народ пресвитеры... после же всех их епископ, как подобает кормчему " . Т.е. это классический Синаксис (как он существует сейчас в Католической Церкви). Любопытны и замечания дисциплинарного характера:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Далее: наличие постоянных храмов позволило служить Литургию чаще: до трёх раз в неделю! В какие же дни причащались древние христиане? Прежде всего, по-прежнему в 8 день, «день Господень», т.е. в воскресенье. Затем также и в субботний день, который для всего языческого мира оставался «выходным». Далее – в среду и пятницу, как в постные дни (См. Тертуллиан «О молитве Господней», гл. 14). И, наконец, – в дни праздников, к которым в 3 веке относились: Пасха, Пятидесятница, Богоявление и дни памяти местных святых. Именно эти дни упомянуты в «Завещании» (1, 28) конца 3 века, а в следующем веке Василий Великий пишет: «Мы приобщаемся четыре раза в седмицу: в день Господень, в среду, пяток и субботу». (Сократ. «Ц. ист». 5, 22). Напомню, что отношение к причащению было совершенно другим и все верные причащались за каждой Литургией (а не присутствовали, как сейчас). Потому и считали себя христианами, что в них ежедневно возобновлялся Христос и строил из них Своё Тело – Церковь . Следовательно, евхаристическая эпоха продолжалась. И только эта тотальная евхаристичность жизни может нам объяснить победу Церкви в период «Великих гонений» 3 века. 3. Состав Литургии в 3-м веке Посмотрим теперь, как совершалась сама Литургия, т.е. продолжим чтение 57-й главы 2 книги «Апостольских постановлений»: «... Здесь, на середине, чтец, встав на некотором возвышении (т.е. на амвоне)пусть читает книги: Моисея и Иисуса Навина, Судей, Царств, Иова, Соломона и 16-ти пророков. Через два чтения другой кто-нибудь пусть поет псалмы Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова. После того пусть читаются Деяния и послания Павла... А затем диакон или пресвитер пусть читает Евангелие... Во время чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубокой тишине... Затем пусть увещевают народ пресвитеры... после же всех их епископ, как подобает кормчему». Т.е. это классический Синаксис (как он существует сейчас в Католической Церкви). Любопытны и замечания дисциплинарного характера: «Младшие пусть сидят особо, если есть место, если же нет пусть стоят на ногах, а старшие по летам пусть сидят в порядке... То же и в отделении женщин... Замужние и имеющие детей также должны иметь особое место, а девственницы, вдовицы и пресвитериссы должны сидеть впереди всех. Наблюдать же за местами должен диакон...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христианское богослужение построилось вокруг Евхаристии в соответствии с сложившимся в Ветхом Завете законом молитвы и в соответствии с сложившимися богослужебными формами. То, что являло ожидание Спасителя, естественно и органично обрело законченность и полноту в единении с Евхаристией. Исследователи этого вопроса отмечают, что на становление нашего богослужения оказали влияние практика синагоги, иудейские трапезы собраний, обычай молиться в течение дня и ветхозаветное понимание богослужебного года, в частности отношение к постам и праздникам. Говоря проще, эти элементы и стали той формой, в рамках которой начало свое существование христианское богослужение. Первое время христиане собирались по домам для совместного богослужения и чтения Священного Писания. Скорее всего, они не мигрировали по " квартирам " , а собирались в некоторых избранных и оборудованных для собрания домах. Собирались они не малыми группами, типа кружков, а " всегда все и всегда вместе и всегда на одно и то же " . Было, видимо, ясное ощущение, что они все едины, что они Единое тело Единого Христа и поэтому они стремились зримо явить Церковь как единое собрание во имя Христа. Быть в Церкви и быть вне собрания было абсурдом. Таким образом, не только евхаристические собрания, но молитвенные часы и чтение Писания происходило зачастую при максимально возможном единстве. Даже беседы с оглашенными совершались в присутствии общины. Собрания, конечно, были не каждый день. Евхаристия совершалась вечером на агапах и, прежде всего в день Господень, в день после субботы. Конечно, она совершалась и в другие дни недели (среда, пятница и суббота), но в разных местах по-разному, чаще всего 2-3 раза в неделю. Вечерние, ночные и утренние богослужения также были, но всенощные бдения в более позднем понимании были редкостью и совершались прежде всего на Пасху. Надо понимать, что богослужения были короче наших (если сравнивать с уставом) и понятия вечера и ночи в наше время сместились. Вечер в те времена больше похож на наше " вторая половина дня " , а ночь на поздний вечер. Скорее всего, члены общины жили близко друг от друга и могли быстро и мобильно собираться. Видимо, людям занятым и тем более рабам было не очень просто присутствовать на всех собраниях христиан. Но воскресная Евхаристия посещалась, конечно, всеми неопустительно. Важность Причастия была столь велика, что больным Причастие разносили по домам дьяконы. Это делалось не ради снисхождения к болезни, как сейчас часто это понимают, а ради того, что Причастие есть суть церковной жизни. Еще раз напомним, что ради Причастия люди и крестились во Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/171/...

Минуя полутемную маленькую прихожую, мы вступим в настоящую комнату, где прежде всего бросается в глаза, в простенке между 2-мя окнами, аналой с несколькими книгами на нем; в числе книг есть непременно «следовательная псалтирь» и молитвенник, реже часослов, какая-либо другая богослужебная книга и евангелие. Для предохранения от пыли все эти книги закрыты платком, а у иереев – эпитрахилью. Пред аналоем, на стене – масса различной величины икон, пред которыми висит лампадка. В последней горит по праздникам масло, покупаемое на собственные деньги. В одном из передних углов стоит небольшой столик, на который кладется монашеский клобук и, если монах любит читать, книги для чтения, чаще всего Четьи Минеи, соч. Иоанна Лествичника , Кассьяна Римлянина и т. д. Другой, больший стол, для чаепития и других занятий приставлен к средине боковой стены, а против него, к противоположной боковой стене приставлена кровать, имеющая обыкновенно форму дивана с высокой спинкой, прислоненной к самой стене. Спинка и ручки койки-дивана сделаны из толстых прямых досок, перпендикулярных к поверхности сиденья и притом герметически с трех сторон его окружающих, так что со стороны стены холод ни в каком случай не может проникать до тела спящего. Тюфяков, пуховых подушек, одеялов не полагается никому из живущих в монастыре, но приобретать эти разнеживающие тело предметы не воспрещается. Обыкновенно на монашеской кровати лежит простой войлок, одетый в холщевую белую наволочку, никогда не сменяемую, а потому почти всегда грязную; в изголовьи – довольно жесткая подушка из оленьей шерсти. Спят монахи или совсем открытые, или же прикрываясь верхней одеждой. Некоторые наиболее зажиточные старцы «из грешной любви к своей плоти» (конечно, на свои деньги) имеют – кто тюфяк, кто одеяло, весьма многие – пуховую подушку, а некоторые мягкое кресло и даже диванчик. Впрочем, последние две вещи встречаются весьма редко, в виде исключения – кроме начальствующих, может быть, найдутся человек у 4. Близ большого стола стоит обыкновенно два стула с простым деревянным сиденьем или, гораздо реже, с жестким кожаным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010