2. Отец Андрей считает целесообразным дополнение чина исповеди чтением Евангелия покаянного содержания по аналогии с чином молебна. Молебен, как и панихида, представляет собой по структуре сокращенную утреню и оттуда там чтение Евангелия. Исповедь же имеет совсем иной чин. Непонятно, зачем вносить чтение Священного Писания в чин исповеди, если этого чтения там никогда раньше не было – только потому, что нам показалось так лучше?  В книге «Пастырь добрый» (о св. прав. О. Алексие Мечеве) рассказывается, что в революционные времена один священник читал Евангелие Богородице на утрене или молебне не так, как указано, а вычитывая все пропущенные строки, включая «низложи сильныя со престол», т.к. ему очень нравились эти слова. Тем более это дополнение в данном случае излишне, что чтение молитв перед исповедью чаще всего происходит перед началом литургии, во время совершения которой читаются и Апостол, и Евангелие. Странно пытаться усилить то, что само по себе достаточно сильно. 3. Отец Андрей считает чтение тропаря 3-го часа излишним и разрывающим смысл Анафоры. Как известно, молитва «Господи, Иже пресвятаго Твоего Духа» появилась в нашей литургии по крайней мере в конце 14 века при святителе Киприане. Считать «ошибкой» и «позднейшей вставкой» молитву, которая удержалась в течении 600 (даже, если верить исследованиям Н.Д. Дмитриевского, то и тогда не менее 500) лет, по-моему, немного смело. Церковь, присно водимая Св. Духом, всегда со временем отбрасывала подобные ошибки, случайно вкравшиеся в церковный обиход.  Ни епископ Порфирий (Успенский), ни Н.Д. Дмитриевский, ни В.В. Болотов не являлись и не являются непререкаемым церковным авторитетом, хотя и были серьезными учеными. В любом случае в настоящее время мы имеем две равнозначные традиции: славяно-грузинскую, которая включает чтение молитвы 3-го часа во время Анафоры, и греко-восточную, где этого чтения нет. С точки зрения исторической, нет никаких данных, однозначно говорящих о необходимости удаления этого тропаря. С точки же зрения смысловой, противники чтения этого тропаря с самого начала «бьют мимо цели».

http://pravoslavie.ru/38011.html

Не вполне совпадает это и с определением А. А. Шахматовым монастырей как “политических канцелярий князя”. Показательно, что, по мысли самого исследователя, князья периодически вынуждены были передавать ведение летописи в другой монастырь, более лояльный к нему в данный момент. Видимо, простого окрика или даже угрозы “интересам родной обители (летописца — И. Д.) и чернеческого стада, ее населявшего” 5 , было недостаточно, чтобы изменить “политичес-кую” ориентацию летописи. Итак, видимо, первые поколения русских летописцев мало были похожи на образы, сложившиеся в представлении читателей летописей в XIX–XX вв. Но как узнать, какими были авторы древнейших русских летописей на самом деле? Ведь сказать, какими они не были, — только полдела. Всякое литературное произведение может быть верно понято и истолковано лишь через тексты, “окружающие” его в данной культуре. Собственно, читая древнерусские летописи, мы и пытаемся “поговорить” с летописцем, используя для этого “параллельные” тексты. Беда только в том, что они — эти самые параллели — обычно наши (для старших поколений — чаще всего, “Капитал” Маркса; именно его категории у нас “на слуху”, даже если мы с чистым сердцем отреклись от марксизма), а не его . Что, если постараться (насколько возможно) исключить из этого процесса современные тексты и опираться только на те произведения, которые могли быть известны летописцу? Быть может, тогда наше понимание летописи, а значит, и психологии ее автора, станет точнее и глубже? Но как узнать, каков был круг чтения летописца? Ведь известно, что от домонгольского периода до нашего времени сохранилось не более 1% (!) всех письменных памятников. Естественно, полностью восстановить перечень произведений мировой литературы, прочитанной каждым летописцем, невозможно. Но можно попытаться наметить, хотя бы ориентировочно, какие литературные источники были доступны “автору” (точнее, составителю, редактору) того или иного летописного свода. Прежде всего, это, несомненно, было Священное Писание, правда, не в том виде, который стал привычным для современного человека. Как известно, до 1499 г. славянского списка Библии в одном сводном “томе” не существовало. Имелась ли до этого полная подборка древнерусских (славянских) переводов канонических библейских книг, которыми могли пользоваться летописцы, неизвестно. Во всяком случае, новгородскому архиепископу Геннадию, по инициативе которого и создавался кодекс 1499 г. (так называемая Геннадиевская Библия), пришлось заказывать перевод 1-й и 2-й книг Паралипоменон, 1-й, 2-й и 3-й книг Ездры, книг Неемии, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, 1-й и 2-й Маккавейских, 10–14-й глав книги Есфири, а также 1–25-й и 46–51-й глав книги Иеремии доминиканскому монаху Вениамину с латинской Вульгаты.

http://pravmir.ru/dobru-i-zlu-vnimaya-ra...

А еще, откладывая чтение на потом, мы лишаем детей огромного пласта опыта, знаний и чувств. Сейчас, в 2–3 года, они всей душой сопереживают петушку, которого утащила лиса, хохочут над «Путаницей» Чуковского и восхищаются михалковским Дядей Степой. Через год эти книги потеряют для них свою актуальность – а вместе с этим потеряется и навык слушания. В этой статье я собрала способы чтения с разновозрастными детьми. Они не универсальны: в каждой семье своя комбинация возрастов и темпераментов, свои традиции и распорядок дня. Но, может быть, родители смогут найти что-то для себя, чтобы сохранить чтение, даже если дома всегда шумно и суетно. Разделяем и делегируем Самое простое – разделить разновозрастных детей, каждому из которых интересны свои книги. Легче всего это сделать, если есть помощники и отдельные комнаты. Например, выделить для чтения определенное время (чаще всего родители читают детям перед сном, но это необязательно, тут кому как удобнее). К этому моменту взрослые откладывают свои дела и распределяют, кто, кому и что читает. Каждый взрослый берет ребенка и книгу и уходит в отдельную комнату. Если в семье больше двух детей, а разница в возрасте небольшая, им могут быть интересны одни и те же книги. Вот несколько вариантов «книжного» распределения: один взрослый читает старшему, второй – младшему; папа помогает школьнику с программой по литературе, в это время дошкольники слушают сказку в исполнении мамы, а бабушка возится с малышом; мама кормит младенца и одновременно читает старшему, средний в это время с папой; один взрослый читает сказочную повесть погодкам, второй – потешки годовалому малышу. Универсальных вариантов здесь нет, но есть универсальный совет. Не бойтесь пробовать, экспериментировать, в том числе и со временем чтения. Например, если младший ребенок мешает слушать книги старшим, можно читать им, когда тот спит. Главное – чтобы семье было удобно. Занимаем и развлекаем Не у всех есть возможность развести детей по разным комнатам. Иногда у мамы нет помощников. Иногда семья живет в однокомнатной квартире. В этих случаях, читая одному ребенку, нужно организовать другого, чтобы он не мешал. Легче всего – найти для него интересное дело. Это может быть конструктор, раскраска, пластилин, бумага и фигурные ножницы – все, что угодно, лишь бы ребенок заинтересовался и дал 20–30 минут на чтение взрослому.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/23/ka...

И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира, и начинается в семье. Еще И.А.Ильин писал, что " жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения. Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства " (Ильин, 1992, т.2, с.40). А другой известный русский философ, Н.А.Бердяев, касаясь проблемы свободы человека, особо подчеркивал, имея в виду отнюдь не только общества тоталитарного типа: " Общество имеет тоталитарное притязание и склонно говорить человеку: " Ты мое создание и безраздельно принадлежишь мне " ...Человек же принадлежит не только общественному плану, но и плану духовному, и в этом источник свободы " (Бердяев, 1990, с. 242). Как тут не вспомнить когда-то бурные споры психологов о био и социо, о том, что в нас от биологической природы, что от социальной сущности человека? Эти споры были на самом деле важны и в исследовательском плане интересны. Но они совершенно не учитывали то, что социальная сторона есть и у высших животных, однако только человек имеет еще и духовную природу. В результате, как было остроумно сказано, психология должна была стать наукой о душе, а стала наукой о ее отсутствии. На какие же духовные ценности мы можем ориентироваться, что можем надеяться воспитать в человеке и только в сотрудничестве школы, семьи и церкви? Прежде всего, уважение к семье, понимание ее высокой ценности. Анонимные опросы показывают, что, как и прежде, среди ценностных ориентиров современной молодежи семья занимает высокое место, даже выше, например, материального благополучия. Но чаще всего при этом имеется в виду не семья, которую молодой человек создает сам, а семья, в которой он родился, которая была и, как правило, остается его естественной опорой в трудные времена. А ведь, перефразируя название известного когда-то фильма, быть молодым нелегко. Свою же семью молодые люди сейчас создавать не спешат. Как результат, в России треть детей рождаются вне брака, в то время как 20 лет назад вне брака рождался один ребенок из двадцати. Конечно, сейчас мы не используем уничижительного термина «незаконнорожденные дети», формально дети из неполных семей, говоря юридическим языком, не поражены в правах. Практически же понятно, что в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ, часто меньше любви.

http://sedmitza.ru/text/401418.html

Главное место Евангельского чтения – на литургии. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование утрени Великого Пятка («чин Двенадцати Евангелий»; у нас он обычно совершается в четверг вечером). Таковы основные моменты чтения Евангелия за богослужением. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав. Есть еще более удивительный случай – чтение Евангелия на часах. Часы – это самая скромная служба, а такие часы, когда читается Евангелие, называются Царскими. Царские часы совершаются в Навечерия Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. На часах Евангелие читается в первые три дня Страстной седмицы. Чтение, указанное Уставом для этих дней, очень велико: должно быть прочитано практически все Четвероевангелие, кроме небольшого куска. Наши приходские силы не могут этого выдержать, поэтому в большинстве храмов чтение Евангелия начинается задолго: с 5-й, с 6-й, а то и со 2-й седмицы. Следующая часть новозаветного канона – это Апостольские деяния и послания. Чаще всего и в основном читаются они на литургии. Чтение Апостола предшествует чтению Евангелия. На Царских часах также читается Апостол. Евангельские тексты читаются не только подряд, по зачалам, они составляют некоторые неизменяемые части богослужения. На вечерне это молитва прав. Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши, а на великой вечерне, входящей в состав бдения – Богородице Дево. Это песнопение не полностью взято из Евангелия, однако, его начальные слова – обращение Архангела Гавриила ко Пресвятой Деве. На вечерне всегда читается Отче наш – молитва Господня. На утрени шестопсалмие начинается песнью Ангелов Слава в вышних Богу... ( Лк. 2:14 ). По 8-ой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа...» ( Лк. 2:46–55 ), – а 9-я песнь канона должна петься со стихами песни пророка Захарии ( Лк. 2:68–79 ). Эта последняя песнь, однако, звучит в нашем приходском богослужении только в будние дни Великого поста. На великопостной и будничной утрени в заключительной части также читается Отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К пяти годам заканчивается формирование звукопроизношения, ребенок произносит все звуки правильно. У него сформирована способность различать звуки, сходные по звучанию. Пятилетний ребенок уже владеет простейшими видами звукового анализа: находит определенный звук в слове, выделяет первый и последний звуки в слове. В пять лет ребенка следует показать логопеду. Врач проведет обследование, в результате которого будет выявлено, как сформированы все стороны речи: лексика, грамматика, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух и фонематическое восприятие, сформирована ли связная речь. Специалист также выявит, есть ли у пятилетнего ребенка предрасположенность к возникновению нарушений письменной речи. Покажите ребенка специалисту раньше, если: ребенок не усваивает грамматику родного языка; вы замечаете, что словарный запас ребенка гораздо меньше, чем у его сверстников; речь ребенка неразборчива, непонятна для окружающих; ребенок произносит свистящие или шипящие звуки, помещая язык между зубами, произносит звук «Р» на французский манер. Школьный этап (от 7 до 17 лет) Формирование письменной речи (письма и чтения). Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет. Если в конце 1-го – начале 2-го класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии (нарушения письма), которая чаще всего проявляется с дислексией (нарушением чтения). Чем раньше выявятся дисграфия и дислексия, тем более успешно проходит их устранение, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. К логопеду следует обратиться, если: ребенок с трудом усваивает навыки письма и чтения; кто-либо из родных страдает дисграфией и дислексией.

http://pravmir.ru/fefekt-fiktsii/

протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Содержание Введение Вопрос об авторстве книги Датировка книги Цель написания О символическом значении чисел Апокалипсиса О хронологии в книге О хронологическом соотношении печатей, труб и чаш Гипотеза, концептуально важная для осмысления эсхатологических событий Литургическое значение книги О чтении Апокалипсиса за богослужением Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Приложение. Нерон как прообраз антихриста     Апокалипсис – одна из самых таинственных библейских книг. Как известно, тексты Священного Писания заключают в себе, кроме буквального, еще и другие сокровенные смыслы, доступные не всем и не сразу. Эти смыслы познаются по мере духовного роста человека. Слово Писания можно сравнить с тем, как если бы отец пытался объяснить маленькому сыну какие-нибудь сложные вещи из жизни взрослых людей. Ребенок пытается своим детским умом понять слова отца, однако он не может понять все, что тот говорит, а усваивает только какую-то малую часть, в самых общих чертах – по-своему, по-детски. Однако со временем, когда сын подрастет и встретится с реальностями, о которых говорил ему отец, он начнет понимать истинный смысл слышанного им в детстве. Подобно и Бог, наш Небесный Отец, говорит в Священном Писании о Своих великих делах и великих тайнах, но человек не в состоянии сразу понять Слово Божие во всей полноте. Он усваивает только какую-то малую часть – чаще всего лишь непосредственный буквальный смысл. Тайные же смыслы библейских книг открываются только тем, кто достиг высокой меры духовного роста, тем, кто приблизился к Богу и принял от Него дар «разумети Писания». Библия , по словам святых отцов, написана Духом Святым, а потому истинное истолкование ее возможно только Духом Святым. Если сказанное справедливо по отношению ко всем вообще книгам Священного Писания , то в высшей степени оно справедливо по отношению к книге Откровения, о которой сказал некто, что сколько в этой книге слов, столько в ней и тайн. Перед образами Апокалипсиса мы чувствуем себя как малые дети, слушающие объяснения отца о каких-нибудь высоких и таинственных вещах, превышающих наш детский ум. Однако, несмотря на это, мы не должны уклоняться от чтения и изучения книги Откровения, но должны стараться понять, хотя бы в нашу детскую меру, смысл сказанного в ней. Только делать это нужно осторожно, не слишком полагаясь на собственное разумение, но всегда сверяя свои толкования и выводы с толкованиями, в первую очередь, святых отцов, а затем и прочих исследователей Писания. Введение Вопрос об авторстве книги

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Сортировать по Исключить новости В 1989 г., как и в настоящее время, опрошенные, прежде всего, сетовали на нехватку сказок, однако в три раза чаще, чем сегодня (46% против 15%). 26 сентября. ПРАВМИР. Результаты проведенного недавно опроса ВЦИОМ показали существенный рост процента россиян, которые не видят никакой необходимости в детских книгах. Нехватка детской литературы сегодня ощущается куда менее остро, нежели 25 лет назад, — сообщает ВЦИОМ Так, за эти годы в несколько раз возросла доля тех, кто может похвастаться наличием «богатой детской библиотеки», — с 2% в 1989 г. до 15% в 2014 г. При этом существенно больше стало респондентов, считающих, что в детских книгах вовсе нет необходимости (с 10% до 35%, соответственно). В 1989 г., как и в настоящее время, опрошенные, прежде всего, сетовали на нехватку сказок, однако в три раза чаще, чем сегодня (46% против 15%). В наши дни каждый десятый (10%) полагает, что недостаточно литературы о природе и животных, тогда как в 1989 г. так думали 28%. При этом за четверть века «ассортимент» детской литературы в домашней библиотеке практически не изменился. У большинства, прежде всего, есть издания о здоровье и по уходу за малышами (69%), для сравнения в 1989 г. – у 64%. Каждый второй (48%) хранит книги по педагогике и воспитанию. Каждый шестой респондент (17%) из книг своего детства непременно выбрал бы для чтения своим детям несколько зарубежных сказок. Произведения А.С. Пушкина считают необходимыми для развития ребенка 10% опрошенных. А 7% перечитают русские народные сказки. Часть опрошенных (6%) посоветует книги советских писателей. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 августа 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rossiyane-perestayut-v...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 19 января 2016 г. 23:09 19 января 2016 года, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Явилась благодать Божия, спасительная всей вселенной, дабы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (см. Тит. 2:11-12). Эти замечательные слова из Послания апостола Павла к Титу, которые мы только что слышали, несут в себе ключевые смыслы, связанные с пришествием в мир Спасителя и с праздником Богоявления. Благодать Божия пришла в мир — пришла через воплощение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Он не был только лишь исключительной исторической личностью, как многие считают. Он не только принес в мир мысли, идеи, которые обновили ветхий закон и положили начало новой жизни, новому мировоззрению, новому способу и стилю взаимоотношений между людьми. Через Него в мир пришло нечто большее, чем слово, — благодать Божия, спасительная для всех человеков. Благодать свидетельствует о том, что Иисус был действительно Христос Спаситель, что Он был не просто великий человек, но воплотившийся Бог, потому что только Бог есть источник и податель благодати, и через Господа и Спасителя Божественная сила прикоснулась к роду человеческому. Сила дается нам для того, чтобы мы были сильнее. Но было бы большой ошибкой считать, что благодать Божия дает нам силы для решения всех проблем. Если б это было так, то благодать превратилась бы просто в инструмент достижения тех или иных наших человеческих целей, иногда даже греховных. Как нередко мы просим у Бога помощи, даже не зная, имеем ли мы право об этом просить! Ведь чаще всего эти просьбы касаются наших земных целей и ценностей. Мы просим Господа: помоги, сделай, споспешествуй, и Господь слышит наши молитвы, но не всегда. А когда Он не слышит, некоторые, удивляясь, говорят: «Где же Бог, и почему Он мне не помог?» Но просили, может быть, о том, о чем Бога просить нельзя, ведь Господь пришел в мир не для того чтобы исполнять наши желания, но Он дает Свою благодать, чтобы мы оставили нечестие и мирские похоти и жили целомудренно, благочестиво и праведно.

http://patriarchia.ru/db/text/4348489.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 19 января 2013 г. 16:46 19 января 2013 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. День Крещения Господня, день Богоявления, имеет совершенно особое значение для понимания того, что есть спасение, принесенное Господом Иисусом Христом. По слову апостола Павла, в Иисусе Христе через Его воплощение «явилась миру полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). И зримым символом этого явления, переданным через Божественное Писание, стал день Крещения Господня в водах Иордана. Иоанн, крестивший Спасителя, увидел Духа Божия, сходящего на Крещаемого в виде голубя, и услышал глас, свидетельствующий, что Иисус есть Сын Божий возлюбленный, в Котором Божественное благоволение. Именно поэтому апостол Павел в послании к своему ученику Титу, отрывок из которого мы только что прослушали, говорит: «явилась благодать Божия, спасительная для всех людей» (см. Тит. 2:11). Но есть и другое Божественное слово. В Евангелии от Иоанна мы находим свидетельство о том, что закон был дан через Моисея, а благодать и истина произошли через Иисуса Христа (см. Ин. 1:17). Миссия Господа Иисуса Христа, миссия спасения рода человеческого заключается в свидетельстве об истине и в явлении благодати. Давайте хорошо запомним это. Если кто-то спросит вас: «а в чем смысл пришествия Спасителя? что дал Господь Иисус роду человеческому?» — ответьте двумя словами: «благодать и истина». Именно благодать и истина определяют способность человека достигать жизненных целей, обретать жизнь вечную, и мы знаем, что без истины человек просто теряется на жизненных путях. Трудность заключается еще и в том, что чаще всего мы руководствуемся человеческими представлениями об истине, а человеческая истина скоро проходит. Что осталось от истин, которые считались таковыми сто, двести, триста и больше лет назад? Абсолютное большинство человеческих истин либо изменились до неузнаваемости, либо вообще перестали считаться истинами. Когда-то за них люди были готовы отдать жизнь, утверждая, что только эти истины могут привести к счастью; а потом оказывалось, что вовсе и не могут… Но истина Божественная непререкаема. Истина, которую провозгласил Господь Иисус Христос две тысячи лет назад, существует в роде человеческом неизменно, и именно эта истина определяет путь, который способен привести человека к счастью, к благополучию, к спасению и жизни вечной.

http://patriarchia.ru/db/text/2736275.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010