Главное место Евангельского чтения — на литургии. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование утрени Великого Пятка («чин Двенадцати Евангелий»; у нас он обычно совершается в четверг вечером). Таковы основные моменты чтения Евангелия за богослужением. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав. Есть еще более удивительный случай — чтение Евангелия на часах. Часы — это самая скромная служба, а такие часы, когда читается Евангелие, называются Царскими. Царские часы совершаются в Навечерия Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. На часах Евангелие читается в первые три дня Страстной седмицы. Чтение, указанное Уставом для этих дней, очень велико: должно быть прочитано практически все Четвероевангелие, кроме небольшого куска. Наши приходские силы не могут этого выдержать, поэтому в большинстве храмов чтение Евангелия начинается задолго: с 5-й, с 6-й, а то и со 2-й седмицы.   Следующая часть новозаветного канона — это Апостольские деяния и послания . Чаще всего и в основном читаются они на литургии. Чтение Апостола предшествует чтению Евангелия. На Царских часах также читается Апостол. Евангельские тексты читаются не только подряд, по зачалам, они составляют некоторые неизменяемые части богослужения. На вечерне это молитва прав. Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши, а на великой вечерне, входящей в состав бдения — Богородице Дево. Это песнопение не полностью взято из Евангелия, однако, его начальные слова — обращение Архангела Гавриила ко Пресвятой Деве. На вечерне всегда читается Отче наш — молитва Господня. На утрени шестопсалмие начинается песнью Ангелов Слава в вышних Богу… (Лк. 2:14). По 8-ой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа» (Лк. 2:46-55), — а 9-я песнь канона должна петься со стихами песни пророка Захарии (Лк. 2:68-79). Эта последняя песнь, однако, звучит в нашем приходском богослужении только в будние дни Великого поста. На великопостной и будничной утрени в заключительной части также читается Отче наш.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

1) Омилия, или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей изъяснение Священного Писания. 2) Слово, которое берет свое содержание из идеи церковного года. 3) Катихизическое поучение, которое излагает элементарные уроки веры, нравоучения и богослужения. 4) Проповедь, называемая публицистической, которая отвечает на вопросы современности и исходной точкой для себя имеет современные воззрения, модные веяния и болезни века. Рассмотрим все эти четыре вида проповедей по порядку: Омилия, или изъяснительная беседа Первый источник, из которого проповедь заимствует свое содержание и берет исходную точку для назидания, есть Слово Божие, или Священное Писание. Сообразно этому и первый вид церковной проповеди есть омилия, или изъяснительная беседа. Это самый древний вид церковной проповеди. В первые четыре века христианства омилия была господствующим родом церковных поучений. Древние отцы-проповедники чаще всего посвящали свое слово истолкованию Священного Писания в последовательном порядке библейского текста и, толкуя текст, наряду брали из него необходимые наставления для назидания верующих. Это вполне понятно. Древние святые отцы-проповедники первым делом своим считали тщательное изъяснение священных книг, ибо эти книги, написанные по вдохновению Духа Святого, содержали с возможной полнотой все, что людям нужно знать о Боге и человеке, о законах благодатной жизни и об условиях нашего спасения. Они и даны нам для того, чтобы мы истиною, содержащеюся в них, питали свои души, разрешали все свои сомнения и недоумения и направляли свою волю к достижению духовного совершенства и вечного спасения. В те времена христиане несравненно больше интересовались Библией, чем теперь, и хотя тогда не было книгопечатания и гораздо труднее было приобрести Библию, чем теперь, у очень многих, как свидетельствует Иоанн Златоуст, были списки священных книг на руках для чтения. В настоящее время омилия, или изъяснительная беседа, вышла из употребления. Мы не знаем случаев, когда с церковного амвона изъяснялась бы постепенно целиком та или другая книга Священного Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

3. Литургия анонимная, так называемый «Биккелев палимпсест». 4. Литургия Нестория. Г. Литургии Византийские. 1. Литургия святого Василия Великого. 2. Литургия святого Иоанна Златоуста.   Западные литургии Карабинов делит на три: 1. Римская. 2. Галликанская. 3. Мозарабская. Общий обзор. С известными исправлениями и мы будем следовать за этой схемой, замечая все же при этом, что ни одна схема и классификация не совершенны и не охватывают всех возможных деталей и особенностей изучаемого материала. Из рассмотренных классификаций видно, что, несмотря на кажущуюся с первого взгляда пестроту, во всех этих схемах есть много общего; так, например, существует основное деление на Западные и Восточные литургии; затем более или менее прочное место во всех системах занимает литургия александрийского типа, как очень самостоятельная; также и своеобразность Римской мессы не позволяет ее не выделить в особую группу, хотя в последнее время и слышатся все чаще голоса, говорящие о сродности римского и александрийского типов; наконец, и антиохийско-византийская фамилия почти у всех исследователей занимает свое специальное положение. Надлежит теперь разобраться во всех этих тонкостях и изучить характерные черты каждой литургической группы. Прежде всего, деление очень общее, на западные и восточные. На первый взгляд, оно бесспорно и принято всеми литургистами. Но сами ученые признают, что различие между этими двумя группами скорее кажущееся, чем реальное. [ 122 ] Что же, однако, отличает эти две основные группы? О. Каброль видит в первую очередь особую многочисленность восточных анафор при сравнительной единообразности западных канонов мессы. «Кроме римского канона, — говорит он, — можно насчитать разве только галликанский, мозарабский, может быть, амвросиев (миланский) и, если угодно, равеннский, тогда как на Востоке у одних яковитов и маронитов — до 65 анафор, у эфиопов — 15 и т. д.». Причина этого явления на Востоке была указана несколько выше. «Но, — как указывает о. Каброль, — это единство анафор на Западе скорее кажущееся. Западный канон сам по себе допускает большое количество вариантов в своих, казалось бы, неподвижных рамках». Это можно пояснить так. B Православной Церкви, например, положено служить всегда литургию святого Иоанна Златоуста и только 10 раз в году литургию святого Василия Великого. B те дни, когда служится та или иная литургия, она почти ни в чем не меняется, кроме чтения Апостола и Евангелия и пения некоторых песнопений (антифонов, тропарей и кондаков). Разнообразные заамвонные молитвы в Порфириевом Евхологии являются, пожалуй, единственным исключением. Точно так же и в александрийском типе литургий; например, в Коптской церкви, когда совершается литургия апостола Марка или святого Кирилла Александрийского, то совершается в том же непеременном составе молитв. Вариантов в составе евхаристического канона нет. И это общее правило на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

2. В седмичные дни в случае памяти святых с полиелеем, славословием и шестеричных, а также вообще всех тех святых, которым в Типиконе назначается Апостол, читаются рядовое зачало и зачало святому, причем рядовое читается первым во все дни седмицы, кроме субботы 115 . Также поются два прокимена, аллилуария и причастна: сначала дня (в попразднство – праздника), затем святого. Лишь в субботние дни периода от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее предваряет чтение святого и лишь затем читается рядовое (см. Типикон, глава 12-я), исключая периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников. В эти субботние дни сначала поется прокимен (также аллилуарий и причастен) святого, затем дневной субботний. 3. Если в седмичный день случится недвунадесятый праздник Господский или Богородичный, соединяемый со службой святому, которому Устав назначает отдельные Апостол и Евангелие (например, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа и др.), то читаются два зачала, причем прежде следует Апостол праздника, затем святого. Также поются два прокимена, аллилуария и причастна: сначала праздника, затем святого. В этом случае рядовое чтение дня седмицы переносится на предыдущий день (см. Типикон, 1 сентября). 4. В отдания Богородичных двунадесятых праздников всегда читается два Апостола. При этом если не совершается служба святому, то читаются рядовое зачало и праздника (см. 12 сентября), но поется один прокимен (вместе с ним один аллилуарий и причастен) – только праздника. Если же Устав назначает в отдание еще и службу святому (на отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы – 25 ноября, а также в случае полиелейного или бденного святого), то читаются Апостол праздника и святого. Также поются два прокимена, аллилуария и причастна: сначала праздника, затем святого. Три Апостола, как и три Евангелия, читаются достаточно редко, причем в этом случае всегда третье чтение присоединяется к одному из двух других (чаще всего к первому) и читается «под зачало». Последнее выражение означает, что присоединяемое зачало не имеет вводной фразы и переход к нему не выделяется голосом или интонацией, то есть чтение двух зачал происходит как в случае одного зачала с «преступкой». Так что внешне чтение трех Апостолов ничем не отличается от чтения двух зачал, тем более что в любом случае поется только два прокимена, аллилуария и причастна, а третий – опускается. Укажем три основных случая, когда может иметь место чтение трех Апостолов на литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Что пользы, если я, будучи членом вселенской Церкви, чужд ей по духу и насквозь проникнут духом враждебного ей мира, – если находясь в недрах Церкви, которую исповедую апостольской и святой, не храню апостольского учения и преданий, не забочусь о духовном освящении? На том свете будут судить о нашем христианстве, о нашей церковности не по церковным записям, в которых нас пишут крещеными и бывающими на исповеди и причащающимися святых Христовых Таин, а по книгам совести, по плодам покаяния, по жизни! Пусть каждый из нас будет чаще размышлять об этом и страхом имеющего быть при кончине века отлучения злых от праведных пусть, при помощи благодати Божией, удерживает себя от всего, что может сделать нас достойными этого страшного отлучения. (См. «Сборник для любителей назидательного чтения» Виссариона, епископа Костромского). Светлая торжественность воспоминаний, совершаемых Церковью во всю Пятидесятницу и в дни воскресные устраняет сама собой всякое внешнее выражение печали и сетования о грехах: ибо с тех пор как Иисус Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:14–15 ), – с тех пор «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» ( Рим.8:1 ). По этой причине с самых первых времен соблюдалось в Церкви преданное, вероятно, от апостолов обыкновение, по которому во все эти дни, как посвященные воспоминанию славной победы Иисуса Христа над грехом и смертью, общественное богослужение надлежало совершать светло и торжественно, и особенно без коленопреклонений как знаков покаянного сокрушения о грехах. Древность обыкновения засвидетельствована св. Иустином и Тертуллианом , жившими во втором и третьем веках. Позднее их первый вселенский собор нашел нужным узаконить его особенным, обязательным для всей Церкви, правилом. «Поскольку, – говорит правило сего собора, – суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (воскресный) и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу» (Прав.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Без любви нельзя браться за христианское дело, а любящим и в голову не придет желание идти рядом или впереди пастыря. Если не везде пастыри соответствуют своему назначению, то следует ли из этого, что основу приходского дела нужно изменить или извратить? Ясно, что несоответственные пастыри не должны иметься в приходах и их следует заменить лучшими, хотя бы по просьбе приходских советов. Подготовительная программа для пастырей должна состоять из следующих действий: 1) Прежде всего пастыри обязаны сами изучить в подробности приходскую реформу, мои распоряжения, пояснения и хотя бы прочитать в «Церковных ведомостях» работы по этому вопросу в предсоборном присутствии. 2) Начать беседы с народом о приходском возрождении и проповедовать о значении христианской общины. Вообще, устройство в праздничные и воскресные дни, после вечерни, чтений и собеседований безусловно обязательно. Так как состав прихода каждой церкви можно разделить на а) взрослых – грамотных, б) взрослых – неграмотных и в) детей, то программа чтений и бесед должна составляться так, чтобы все эти категории прихожан получили необходимые назидания и развлечения. Для грамотных требуются более серьезные чтения, по возможности в городах и больших селах, с туманными картинами, на темы духовные, исторические и по медицине и гигиене. Эти чтения должны взять на себя священники, диаконы, получившие образование, учителя или развитые прихожане, которым пастыри найдут возможным их препоручить. Неграмотным следует читать Св.Евангелие, священную историю жития святых, начальную русскую историю и прочее. При недостатке времени священники могут поручить это диаконам, псаломщикам и также прихожанам. Наконец, следует устраивать чтения и для детей школьного возраста, чтобы влиять на их умственное развитие и отвлекать в праздничные дни от разгула со взрослыми. Было бы весьма полезным читать им с объяснениями Св.Евангелие и книги, которые имеются в школьной библиотеке. Таким образом, настоятель каждого прихода обязан предварительно подобрать себе помощников для устройства чтений, а затем сделать расписание чтений и бесед на известный срок вперед. Один праздник пусть читают для взрослых грамотных, другой – для неграмотных, в третий – для детей; но для последних желательно было бы устраивать чаще чтения и в одни часы, как для взрослых, но в другом помещении. Расписание чтений следует выставлять при входе в храмы. При подобном разделении труда эти чтения не могут быть обременительными для священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

1)  Тритоекти  в будни Великого Поста и Страстной Седмицы, когда, вместо полной Литургии, после Вечерни служилась Литургия Преждеосвященных Даров; 2)  Панихида  накануне праздников, по средам и субботам, вероятно, всего года и ежедневно в Великий Пост. Все эти службы имели одинаковую основную схему, с некоторыми особенными прибавлениями: I) Oбщaя схема всех служб Песненного последования: а) 3 иерейских антифонных молитвы с диаконскими ектениями, б) 3 антифонных псалма с припевами, в) 1 «отпустная» молитва с просительной ектенией, г) 1 окончательная молитва главопреклонения. II) Npuбabлehuя перед вечерней и утреней: а) 8 иерейских молитв с ектениями перед каждым антифоном, б) 8 антифонов с припевом после каждой молитвы. Если антифоны внутри служб состояли из одного лишь псалма, антифоны перед вечерней и утреней составлялись чаще всего из разных псалмов, редко из одного длинного псалма, и исключительно из третьей части псалма 118 (на воскресной утрени). Вся Псалтырь в Константинополе разделялась на 76 антифонов, ничего общего не имеющих с 60 «славами» (20 кафисм по 3), на которые разделяется палестинская монашеская Псалтырь. Все нечетные антифоны имели как припев: «Аллилуиа», четные – короткие фразы из 3-х слов, вроде: «Услыши мя, Господи». Антифоны и припевы пелись на сложную мелодию. По праздникам и по субботам перед вечерней пелись только 2 антифона; так же перед праздничной утреней. Но по воскресеньям перед утреней пелись 4 антифона. Во время последнего антифона бывал всеобщий вход в храм. III) Npuбabлehuя на вечерне, на утрене и на тритоекти: после 3-го антифона, который обычно пелся с Трисвятым, а) на вечерне по праздникам бывали чтения из Паремийника, б) на утрени по воскресеньям читалось воскресное Евангелие, в) 1. ежедневно читалась 1 молитва оглашенных с ектенией, (во 2-й половине Великого Поста прибавлялась молитва «иже ко Просвещению»), 2. две молитвы «верных». Замечание: такая общая схема сохранилась до наших дней в 1-й части Божественной Литургии, если не считать перерыв Великого Входа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2) Полунощница, третий, шестой и девятый часы, по апостольскому примеру (см. Деяния Ап.) и по городской монашеской традиции. Пустынная традиция бдений сохранялась неким образом в длинном псалмопении, совершаемом на паперти, в начале вечерни и утрени. б) Две особых службы: 1) Тритоекти в будни Великого Поста и Страстной Седмицы, когда, вместо полной Литургии, после Вечерни служилась Литургия Преждеосвященных Даров; 2) Панихида накануне праздников, по средам и субботам, вероятно, всего года и ежедневно в Великий Пост. Все эти службы имели одинаковую основную схему, с некоторыми особенными прибавлениями: I) Общая схема всех служб Песненного последования: а) 3 иерейских антифонных молитвы с диаконскими ектениями, б) 3 антифонных псалма с припевами, в) 1 «отпустная» молитва с просительной ектенией, г) 1 окончательная молитва главопреклонения. II) Прибавления перед вечерней и утреней: а) 8 иерейских молитв с ектениями перед каждым антифоном, б) 8 антифонов с припевом после каждой молитвы. Если антифоны внутри служб состояли из одного лишь псалма, антифоны перед вечерней и утреней составлялись чаще всего из разных псалмов, редко из одного длинного псалма, и исключительно из третьей части псалма 118 (на воскресной утрени). Вся Псалтырь в Константинополе разделялась на 76 антифонов, ничего общего не имеющих с 60 «славами» (20 кафисм по 3), на которые разделяется палестинская монашеская Псалтырь. Все нечетные антифоны имели как припев: «Аллилуиа», четные — короткие фразы из 3–х слов, вроде: «Услыши мя, Господи». Антифоны и припевы пелись на сложную мелодию. По праздникам и по субботам перед вечерней пелись только 2 антифона; так же перед праздничной утреней. Но по воскресеньям перед утреней пелись 4 антифона. Во время последнего антифона бывал всеобщий вход в храм. III) Прибавления на вечерне, на утрене и на тритоекти: после 3–го антифона, который обычно пелся с Трисвятым, а) на вечерне по праздникам бывали чтения из Паремийника, б) на утрени по воскресеньям читалось воскресное Евангелие,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

И. С. различает 3 степени монашеского пути: степень новоначальных, средних и совершенных. На 1-й степени «весь образ мыслей человека и размышление бывают в страстях, хотя ум и направлен на доброе». 2-я степень «есть нечто среднее между страстностью и духовным состоянием: помыслы как справа, так и слева равным образом возбуждаются на этой степени, и как свет, так и тьма не перестают появляться». 3-я степень характеризуется откровением божественных тайн, когда Бог отверзает монаху дверь в награду за его подвижнические труды (I 66 (345-346)=B12 (121-122)). В соответствии с этим есть 3 вида духовного делания, каждый из которых соответствует 3 степеням преуспеяния: «Не одинаков по способу и цели труд для начальной, промежуточной и заключительной степени. Начальная степень предполагает труд со многим молитвословием и является только умерщвлением тела посредством усиленного поста. На промежуточной степени эти делания уменьшаются, и усердие в них заменяется усердием в других деланиях, труд чтения и особенно коленопреклонение. На третьей степени уменьшается усердие в том, что относится к предыдущей степени, и человек трудится в размышлении и молитве сердца» (II 22. 1-3). Сказанное не означает, что поститься следует только новоначальным, читать Писание - только находящимся на средней степени, а молиться - только совершенным. Одни и те же аскетические делания совершаются всеми подвижниками, однако если для начального этапа характерен упор на внешнее трудничество, совершенным более свойственно внутреннее делание (II 22. 4-6). Учение об искушениях и богооставленности И. С. известен своими описаниями возвышенных мистических состояний, которых удостаиваются подвижники, достигшие высоких степеней духовного преуспеяния. Однако он уделяет также значительное внимание «обратной стороне» христ. подвижничества - испытаниям и страданиям, через к-рые по необходимости проходит подвижник на пути к Богу. И. С. чаще всего говорит о 2 видах искушения: об испытании человека Богом или об искушении человека диаволом. В 1-м случае речь идет об опыте, необходимом для познания Бога, во 2-м - о том, чего христианин должен бояться и стараться избежать.

http://pravenc.ru/text/674153.html

Частые повороты с боку на бок могут быть очень неприятны; для избежания неприятности, надобно дать своему корпусу такое положение, чтобы наивозможно большая часть слушателей находилась прямо против нас . § 417. Как обыкновенно положение всего корпуса должно быть прямое и естественное: так и обыкновенное положение головы должно быть прямое же. Но голова чаще движется и действует, нежели весь корпус. Общие правила о положении головы: 1) Держать голову прямо и учтиво обращённою к слушателям. 2) Не поднимать её высоко и не закидывать назад. Это означает либо гордеца, либо пустого человека, но отнюдь не проповедника. 3) Не повешивать её как бесприютную, не держать долго опущенною к персям или и совсем никогда не держать; это показало бы, что мы в отчаянии и не знаем, куда деваться. 4) Не кивать головою, не трясти, не вертеть ею как флюгером, ни держать её небрежно далее своего стана, – впереди или на какую либо сторону. Всё это нестерпимо для постороннего зрения. § 418. Лицо, – говорят, – есть зеркало души; следовательно, в нём могут отражаться все мысли и чувствия сердечные. Чтобы эти отражения были полнее и определённее, 1) Пусть лицо проповедника имеет на кафедре вид не принуждённый, естественный и добродушный, – такой, какой бывает у него тогда, когда он ведёт радушную беседу со своими друзьями, и даёт советы своим домочадцам. 2) Пусть оно имеет вид ясный, открытый, даже несколько весёлый. К чему помрачать лицо тогда, когда совершаем дело доброе и благочестивое? Вид грустный и унылый пристоен только в приключениях горестных и поразительных, – и то с мужеством. 3) Пусть лицо пребывает спокойно и безмятежно, пока мысли и чувства беседы текут спокойно; пусть не трясутся ланиты, не дрожат губы, не ходит подбородок. 4) Пусть во всех чертах лица выражается скромность, соединённая со священною важностью и степенностью. 5) Чела без нужды не морщить, не всовывать на глаза и нос, не делать складок вверху под волосами. § 419. Выразительнейшую часть лица составляют глаза . Обыкновенно говорят, что в них или сквозь их видна душа человека; следовательно, положительное действование глазами зависит от того, какова душа говорящего, и каково её состояние в такое или другое время. Правила о действовании глазами большею частью стараются только отклонить дурные привычки, а ничего не определяют положительно. Таким образом: 1) Очи проповедника не должны быть ни закрыты, ни полуоткрыты в то время, когда он говорит, но вполне, впрочем, без всякого принуждения, раскрыты, и, исключая весьма немногих случаев, обращены прямо к своим слушателям. 2) Не должны бродить нескромно кругом, или пильно устремляться на один какой-либо предмет, и не подвижно стоять на нём; надобно смотреть на всех слушателей вообще, и ни на кого в особенности. И в обыкновенной жизни бывает весьма неприятно, даже страшно, когда на нас долго и пристально смотрят.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010