В отличие от Григория Синаита , учившего технике чтения келейной молитвы, и правил Скитского устава, регламентировавших индивидуальные молитвенные действия, рекомендации Иосифа Волоцкого относились к церковной, соборной молитве 944 . Патриарх Никон , развивая учение волоколамского старца о молитве, предложил насельникам Воскресенского монастыря путь к «благочинию» «своих чювств» и «благостоянию» «внутренних помыслов» – чтение керамических надписей под сводами храма: «...мысль же свою и сердце возьми на небо, и тако со слезами и стенанием милость Божию призывая...» (242). Конечная цель молитвы – духовное единение с Богом в любви к Нему: «Будем заботиться только об одном, – писал, обращаясь к келейникам Григорий Синаит , – чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей» 945 . Составляя тексты для изразцовых надписей, патриарх Никон мог опираться на учение Григория Синаита и о пользе чтения: «Будучи деятелем, говорил Лествичник, прочитывай деятельные Писания. Тебе, выполняющему их [предписания], излишне другое чтение. Всегда читай о безмолвии и о молитве собственно у Лествичника, у святого Исаака, у святого Максима, у Нового Богослова, у ученика его Стифата, у Исихия, у Филофея Синайского и у тех, которые [писали] о том же. Остальные же писания на время отложи, не как отвергаемые, но как не совместимые с [твоей] целью и своим повествованием удаляющие ум от молитвы... [Да не будет] также твое чтение ненасытным, потому что мера – самое лучшее во всем, ни быстрым, медленным или небрежным, но благоговейным, приличным, спокойным, стройным, понятным, разумным, духовным и рассудительным. Укрепляясь при таких [свойствах чтения], ум получает силу и в состоянии крепко молится» 946 . Старец учил, таким образом, что процесс чтения и содержание читаемого должны способствовать молитве. Надо сказать, что исправление через акт чтения, возможность личного совершенствования и молитвенная природа чтения – это черты так называемого «божественного чтения», общие принципы чтения средневековых монахов на Востоке и Западе 947 , составляющие основу культуры чтения в Древней Руси 948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

154. Воскресные евангельские чтения на Утрене Особо следует сказать о своеобразном и довольно небольшом по протяженности круге Евангельских чтений на воскресных Утренях. Если на Литургии в воскресный день Апостольское и Евангельское чтения, взятые из самых разных глав Евангелий и Апостола, напрямую никак не связаны с пасхальной темой Воскресения, то именно Евангельские чтения на воскресной Утрене (чаще всего она совершается в составе Всенощного бдения в субботу вечером накануне воскресенья) сообщают богослужению пасхальный воскресный смысл. Последние главы четырех Евангелий (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20 — 21), в которых говорится о явлениях ученикам воскресшего Господа, распределены на несколько законченных эпизодов. Они по очереди читаются во время каждой очередной воскресной Утрени. Немедленно после такого чтения, как будто вновь и вновь увидев собственными глазами то, о чем говорится в этих рассказах, Церковь поет воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше (т. е. увидев Воскресение Христово), поклонимся Святому Господу Иисусу...» Так как в самих Евангелиях подобных свидетельств сравнительно немного (лишь по одной заключительной главе в Синоптических Евангелиях и две последние в Ин.), то неудивительно, что и круг воскресных Евангельских чтений на Утрене сравнительно небольшой. Он состоит из одиннадцати отрывков (зачал), счет которых начинается по Пятидесятнице и повторяется по кругу несколько раз в год: Евангелие 1-е воскресное: Мф. 28, 16-20; 2-е: Мк. 16, 1-8; 3-е: Мк. 16, 9-20; 4-е: Лк. 24, 1-12; 5-е: Лк. 24, 12-35; 6-е: Лк. 24, 36-53; 7-е: Ин. 20, 1-10; 8-е: Ин. 20, 11-18; 9-е: Ин. 20, 19-31; 10-е: Ин. 21, 1-14; 11-е: Ин. 21, 15-25. 155. Чтения пред и по Рождестве Христовом, Богоявлении и Воздвижении Наконец, для полноты картины упомянем и тот факт, что ряд Великих праздников (Рождество Христово, Богоявление и Воздвижение Креста Господня) определяют чтения в предшествующее и последующее воскресенья, независимо от их нумерации по Пятидесятнице. Понятно, что тематика чтений связана с ожидаемым или уже наступившим праздником. Например, в неделю (т. е. воскресенье) по Воздвижении полагается читать Апостольское и Евангельское чтения, в которых так или иначе говорится о Кресте: Гал. 2, 16-20 и Мк. 8, 34 — 9, 1.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Народ любит эти чтения и зала почти всегда была наполнена слушателями; на некоторых чтениях слушателей собиралось до 1,000 и даже более. Кроме того, велись чтения для арестантов в Лубенском остроге. В Ставропольской еп. братство св. Владимира вело чтения по воскресным и праздничным дням в здании братства. В С.-Петербургской епархии Царскосельское отделение братства Пресвятой Богородицы ведет чтения в г. Царском Селе в зале городской ратуши. В Саратовской еп. братство св. Креста устроило чтения в четырех местах г. Саратова. В Орловской еп. (кроме г. Орла) чтения установлены в г. Ельце, Ливнях, Брянске, Волхове, Кромах, Севске и Трубчевске и в некоторых селах. В селе Студеном Колодезе Ливенского уезда, на чтения собиралось до 900 человек (а в год более 30,000 человек). В Грузинской еп. Кирилло-Мефодиевское братство устраивает чтения в г. Баку. В помещенной выше таблице мы указали те братства, которые посвящают свои заботы народным чтениям, а потому мы и ограничиваемся вышеприведенными примерами, полагая, что они в достаточной мере познакомят читателей с ходом этого нового и в высшей степени полезного дела. 3) Распространение книг, брошюр и листков. Устройство книжных складов и библиотек. Необходимым пособием в деле распространения бесед и чтений является устройство центральных и окружных книжных складов и лавок, а также церковных и школьных библиотек, в разных пунктах епархии для снабжения священников-лекторов необходимыми пособиями и для даровой раздачи простому народу, а также и по удешевленным ценам, книг, брошюр, поучений и листков религиозно-нравственного содержания. Из множества книг, в таком изобилии появляющихся ныне, избирать и указывать те, которые особенно могут быть полезны в религиозно-нравственном отношении, давать средства и указывать способы к приобретению или пользованию ими – таковы многосложные и многотрудные обязанности, принятые на себя просветительными братствами. В виду краткости очерка, мы здесь ограничимся только сообщением статистических сведений о количестве распроданных и розданных в 1890 – 91 г. книг, брошюр и листков, о количестве заведенных братствами библиотек и книжных складов (также икон, крестиков и прочих предметов религиозного почитания). I. Братства, указавшие количество проданных и розданных книг Местонахождение Наименование Общее количество проданных, книг, брошюр и листков Общее количество розданных бесплатно книг, брошюр и листков 1) Волынская Владимиро-Васильевское Богоявленское Св. Николаевское 4) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 5) Вятская Св. Николая 6) Донская Аксайско-Богородичное 7) Екатеринбургская. Св. Симеона 8) Екатеринославская Св. Владимира 9) id, Таганрог Успения Божией Матери 10) Казанская Св. Гурия 11) Калужская Иоанно-Богословское Преп. Пафнутия 13) Кишиневская Св. Владимирское 14) Киевская Св. Владимирское 15) Костромская Христорождественское Кинешемское

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Помимо четьего материала κ προκειμ νου βιβλου, в седмичный круг чтений входят указанные по Алексеевскому Уставу: пять слов Златоуста о богатом и Лазаре, читаемые с 27-го октября до конца месяца 426 ; слово Златоуста об Аврааме в неделю праотец 427 и слово Василия Великого на святое крещение в неделю по просвещении 428 ; положенное по Алексеевскому Уставу в неделю св. отец слово Григория Нисского об Аврааме в Евергетидском Типиконе переносится на неделю св. праотец, где читается на каноне вместе с «видениями пророка Даниила» 429 и мучением св. трех отроков 430 , в случае отсутствия чтения святому дня; в неделю же св. отец полагается слово св. Ефрема Сирина о прекрасном Иосифе: Боже Авраамов 431 . В порядке седмичного же круга совершаются и чтения на панихидах бдений – παννυχς γρυπνας. Четьим материалом здесь являются книги свящ. Писания, именно Деяния и послания ап. Павла; Деяния читаются последовательно от Антипасхи до Пятидесятницы 432 , послания –от недели всех святых и до недели Ваий (кроме нее), начинаясь посланием к Римлянам; в случае прочтения всех посланий, они повторяются чтением в том же порядке, но Деяния не повторяются 433 . Чтения эти называются чтениями – ναγνεις ν τ Πραξαποστλω κατ τν κολουθαν τν κυριακν 434 . Отделы (χμα) для каждого такого чтения определяются приблизительно восемью листами (φλλα) 435 . Из порядка последовательного чтения исключается послание к Евреям, которое приурочивается нарочито к панихидам недель св. отец и праотец и прочитывается все в два приема 436 . Кроме того, панихиды утрени – в преполовение и Вознесение, а также иногда пасхальная, имеют чтения, κ προκειμνου βιβλου 437 ; и несколько панихид в отношении чтений, выступая из порядка круга седмичного, определяются воспоминаниями минейного и триодного кругов церковного года: 29 июня и 6 августа читаются послания ап. Петра 438 ; 8 сентября – слово Иоанна Дамаскина : «Приидите все народы 439 ; 8 ноября «Пантолея диакона о чудесах бесплотных: Велиа и преславна и многоразлична 440 ; в неделю Ваий – одно из слов Златоуста на праздник 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

(Ср. ниже свидетельство Иоанна Кассиана). Может быть, под влиянием римской практики ветхозаветные чтения постепенно отменены и в восточных литургиях. В VI b. уже нет ветхозаветных чтений в греческой литургии: они не упоминаются в деяниях Константинопольского Собора 526 г., в житии св. Саввы Освящ., составлено Кириллом Скифопольским, где речь о литургии и ее чтениях [ 170 ]. Св. Софроний патр. Иерусалимский, хотя говорит в соч. «О св. одеждах и литургии» о «пророческих словах» на литургии «после первого моления» (ектении), но разумеет под ними антифоны [ 171 ]. Другие восточные литургии, хотя не имеют и в древнейших списках своих ветхозаветных чтений, но в том, что они имеют целых 4 новозаветных чтения, можно видеть след прежнего существования ветхозаветных чтений. Так литургии коптская (иаковитов) и эфиопская имеют чтения из «Апостола», т. е. посланий ап. Павла, из «Соборного», т. е. соборных посланий, из Деяний и Евангелия [ 172 ]. На несторианской литургии тоже 4 чтения и все из Нового Завета; например для Вознесения Господня: 2 Кор. 2, 1–15 и Деян. 1, 1–14; затем 1 Тим 1, 8–11; 3, 4–16 и Лк. 24, 36–54 [ 173 ]. (Деяниям, как Евангелию, предшествует Апостол!). Ветхозаветные чтения на этой литургии отменены только в VII b. (патр. Мар-Бабеем ок. 614 г. [ 174 ]). Подобное следовательно можно думать и о литургии коптско-эфиопской. Удаленные с литургии ветхозаветные чтения, конечно, не были оставлены вовсе, а приурочены к другим службам, именно к вечерне, как службе, заступившей место прежней вечерней литургии и потому наиболее близкой к ней по строю. Но от IV и V вв. нет сведений о существовании за вечерней чтений (исключая глухое указание Паломничества Сильвии [ 175 ]). Но есть известия, что ветхозаветные чтения приурочивались преимущественно к будням, в которые большей частью не совершалась литургия. Так Иоанн Кассиан говорит, что в египетских монастырях на будничных службах (каких, не указывает) бывает одно чтение из Ветхого Завета, а одно из Нового Завета, а в субботу и воскресение оба чтения из Нового Завета (конечно, на литургии, так как в оба эти дня почти повсеместно совершалась литургия, как мы видели, непременною принадлежностью которой еще со II b.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

– от отдания Богоявления (14 января) до Недели о блудном сыне. Основные особенности зимнего расписания: на вечерне в седмичные дни читается 18-я кафисма, а на утрене в седмичные дни (понедельник, вторник, среда, четверг) полагается по три кафисмы. Список чтения кафисм, как и в случае летнего расписания, идет в строгом порядке в соответствии с их номерами, разве что в пятницу на утрене читаются кафисмы 19-я и 20-я, а в субботу – 16-я и 17-я. Также отменяется кафисма в воскресенье вечером накануне понедельника, однако если в понедельник случится великий, бденный или полиелейный праздник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Весь порядок чтения кафисм в течение зимнего расписания можно представить в следующей таблице. Порядок чтения кафисм по зимнему расписанию утреня вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 10, 11, 12 четверг 13, 14, 15 пятница суббота Из приведенного графика возможны следующие исключения. Как и в период летнего расписания, в случае великого, бденного или полиелейного праздника на вечерне во все дни вместо 18-й кафисмы поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Точно так же действует правило: если накануне совершалось всенощное бдение, то на вечерне наступающего дня отменяется кафисма. Наконец, существует особое правило, присущее только зимнему расписанию: на утрене в седмичные дни, если случится праздник великий, бденный, полиелейный или с великим славословием, читаются по две кафисмы, а третья переносится на вечерню грядущего дня (в случае полиелея или великого славословия) или отменяется вовсе (если совершалось бдение) 133 . Точно так же происходит в периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (на зимнее расписание приходятся праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы и (часто, но не всегда) Сретения Господня). По сути, в эти дни действует летнее расписание. На 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание. Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. Список чтения кафисм, как и в случае летнего и зимнего расписаний, идет в строгом порядке в соответствии с их номерами, разве что на вечерне читается всегда кафисма 18-я, а не рядовая и во вторник на часах пропускается 17-я кафисма. Также меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу: на утрене в субботу читаются кафисмы 16-я и 17-я, тогда как на часах в пятницу – 19-я и 20-я. Точно так же отменяется кафисма в воскресенье вечером накануне понедельника, однако если в понедельник случится великий, бденный или полиелейный праздник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Весь порядок чтения кафисм в течение 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Великого поста можно представить в следующей таблице.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Последние два периода совместно образуют 50-дневный цикл подготовки к Пасхе. § 4. Структура евангельского апракоса Для каждого периода существует точная роспись чтений Евангелия на литургии. Первый период открывается отрывком Ин. 1–17 (так называемым Прологом Евангелия от Иоанна), читаемым на Пасхальной литургии. Далее, вплоть до Пятидесятницы, следуют чтения из этого Евангелия. Полный и краткий апракосы содержат чтения на каждый день и, таким образом, почти полностью текст всего Евангелия от Иоанна. Во второй период читаются отрывки из Евангелия от Матфея, однако, начиная с 12-й недели периода, по будним дням (иначе «седмичным», т. е. с понедельника по пятницу) читается Евангелие от Марка. Полный апракос содержит чтения на все дни периода. Краткий апракос содержит чтения лишь на субботы и воскресенья. Здесь между полными апракосами имеется различие, которое при всей своей внешней незначительности обладает исторической важностью (об этом см. Глава 5, § 4). В двух рукописях полного апракоса будние чтения из Марка во втором периоде начинаются на неделю раньше. Это рукописи сербского Мирославова евангелия конца XII в. (РНБ, F.n.I.83) и болгарского Евангелия начала XIV в. (РГБ, Григ. 9). Выделившая этот тип Л. П. Жуковская назвала его Мирославовским, тогда как все другие рукописи полного апракоса назвала Мстиславовским типом (Жуковская 1976, с. 269–284). В греческой рукописной традиции также известно это различие, при этом структура Мирославовского типа, столь же редкая, как и соответствующая ей славянская, названа там типом «альфа», структура Мстиславовского типа – типом «каппа» (Braithwate 1904). В третьем периоде читается Евангелие от Луки, но, начиная с 12-й недели периода, по будним дням читается вторая половина Евангелия от Марка. В две последние недели периода – Мясопустную и Сыропустную, являющиеся подготовительными к Великому посту, прибавляются также чтения из Евангелия от Матфея. Полный апракос содержит чтения на все дни периода. Краткий апракос содержит чтения только на субботы и воскресенья.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

—317— от того, допускается ли это в данный момент смыслом читаемого 538 . Завет св. Феодора требовал, чтобы игумен сам или через кого-нибудь из братии научал братию также каждый день вечером, но в ποτπωσις-е требуется это делать только на повечериях в продолжение четыредесятницы 539 . Из произведений, положенных для чтения, ποτπωσις упоминает два слова: Григория Богослова «Воскресения день и начало десное», и Иоанна Златоустог о «Аще кто благочестив и боголюбив». Первое слово положено по 2 редакции в качестве единственного чтения на каноне пасхальной утрени 540 . В третьей редакции чтение положено по 3 песне, но не названо слово Богослова; в первой редакции оно также не названо, но неопределенно указано на каноне вообще два чтения, из которых одно положено по 6 песне: по-видимому, названное слово Богослова разделяется на —318— два отдела и образует два чтения. Слово Златоуста по 2 редакции 541 положено по окончании утрени во время, обычно специально определенное для чтения оглашения св. Феодора Студита и, очевидно, вместо рядового из этих оглашений. В 1-й редакции этого чтения не указано, в 3-й же они названо просто «чтением дня». Последнее выражение – «чтение дня» – чрезвычайно важно именно своей общностью: оно указывает! на существование некоторого определенного круга произведений, привязанных традицией к определенным дням или праздникам, как материал для чтений этих дней. О существовании этого круга говорит также вариант 3-й редакции при описании порядка ежедневной трапезы: το λησιχου δηλοντι χωζοντος τν νγνωσιν α τν μ ν τ λησα συμφϑαζομνων νανωσϑναι μηδν αταλειφϑεναι πσχοντος 542 . Круг произведений τν ν λησ συμφϑαμνων νανωσϑναι определял собой и содержание чтений на трапезе: здесь читались, прежде всего, произведения этого круга, оставшиеся непрочитанными в церкви за богослужением. Что же именно полагалось читать за трапезой, если такого остатка не имелось в данный день, памятник не указывает, ограничиваясь лишь ясным намеком, что для затрапезного чтения быль и другой особый параллельный четий материал, ничем несвязанный с кругом произведений, положенных для богослужебного чтения в церкви соответственно характеру различных дней церковного года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чрезвычайный авторитет Писания требовал и толкования чрезвычайного авторитета. Устав св. Венедикта требует, чтобы толкования, читавшиеся за богослужением в дополнение к Писанию, принадлежали знаменитейшим православным и вселенским авторитетам. Но Устав Венедикта не указывает, какое место должны занимать чтения из толкований на ряду со чтениями из Писания: помещаются ли они каждый раз рядом, так, например, что из нескольких моментов, отведенных для чтения Писания выделяется каждый раз одно или больше для толкований на него, или же толкования сопровождают каждое чтение из Писания, или же, на конец, чтения из толкований могут заменять все чтения из Писания. На Востоке процесс развития чтений пошел именно в последнем направлении: первоначальный четий материал между псалмопением утрени – книги Священного Писания – постепенно был вытеснен, как своим эквивалентом – авторитетнейшими толкованиями на них, именно толкованиями Иоанна Златоуста . Невозможно установить, но допустимо, что выбор именно толкований Златоуста произошел не без влияния практики чтения святоотеческих творений в соборно-приходских церквах вместо проповеди, практики, которую должно строго отличать от практики Уставных Чтений. Родина этой практики, по-видимому, – Запад, от которого уже около 40-х годов VI века мы имеем узаконяюший ее соборный акт. В 529 году Вайсонский (Uasensis) собор в Галлии в своем втором правиле предписывает: «если пресвитер по какой-либо немощи не может сам проповедывать, пусть диаконами читаются гомилии св. отцев; ибо если диаконы достойны читать то, что сказано Христом в евангелии, почему они могут считаться недостойными публично читать толкования святых отцев» 1153 . Здесь мы имеем дело с заменою живой проповеди проповедью готовою, главным образом, на литургии, тогда как Уставные Чтения суть именно чтения, и принадлежат отнюдь не литургии, а ночному и утреннему богослужению (и часам); при этом готовая проповедь могла быть заимствована и не из авторитетных отцев, а просто из наличных проповедей отсутствующего или немощного епископа, что не допустимо в порядке Уставных Чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В ответ на другой вопрос: сколько было чтений при общественном Богослужении, можно сказать, что чтений было, по крайней мере, два, одно из Ветхого, а другое из Нового завета. Св. Иустин Мученик , 607 описывая Христианское Богослужение в день воскресный, упоминает о чтении из Пророков и Апостольских посланий. Кирилл Иерусалимский в огласительном слове 608 упоминает о чтении из Ветхого и Нового Завета. В Апостольских постановлениях 609 находим четыре чтения, из коих два было из Моисея и Пророков, и два – из посланий или деяний Апостольских и Евангелия; этому же порядку следовала и Сирская церковь . В Египте, по свидетельству Кассиана, 610 в субботу и в день воскресный, также и в день пятидесятницы было два чтения из Нового Завета: одно из посланий или деяний Апостольских, другое – из Евангелия. Максим, Епископ Туровский, говорит, 611 что в день Богоявления чтение было из 60 гл. Исаии, из 2-й глав. Матфея и 1-й главы Иоанна. В Западной церкви при каждом Богослужении употреблялись два чтения: одно из Евангелия, другое из Апостола или Пророков. В Галльской и Испанской церквах было три чтения из Пророков, Апостола и Евангелия. 612 Кассиан, описывая обычаи Египетской церкви, говорит, что там за пением псалмов следовало два чтения – одно из Ветхого, а другое – из Нового Завета. В настоящее время, по уставу святой Православной церкви, читаются чтения из Священного Писания при каждом почти Богослужении, взятые из Богослужебных книг: Апостола и Евангелия, Псалтири и чтения, избранные по большей части из Священного Писания Ветхого Завета, под именем Паремии – παροιμα притча. Для каждого из названных чтений есть указание в уставе церковном и в самых Богослужебных книгах, 613 когда какое зачало следует читать. Такое указание предписано для священнослужащих на целый год. Замечательно, что при Богослужении чтение из Апостола предшествует чтению из Евангелия. Святая церковь этим хочет показать нам, что Господь посылал впереди себя на проповедь Евангельскую Апостолов. 614 Об образе чтения Священного Писания при Богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010