Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями. Церковно–богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Упоминаются и сами врата св. алтаря, называемые «нижними дверями» (α κτω θραι), и завеса, которая хотя иногда и называется обычным словом «καταπτασμα», но чаще всего обозначается термином «верхние двери» (α πνω θραι) 608 . Правила, приводимые в «Послании» относительно врат и завесы, в основном совпадают с одиннадцатой главой Стоглавого Собора (где также упоминаются и врата, и завеса), но более точны и детальны. Предписывается 1) в начале литургии держать завесу убранной, но врата затворёнными, 2) отверзать врата на малый вход, 3) закрывать их с началом молитв (то есть ектении) об оглашенных, 4) закрывать и врата, и завесу по Великом входе, и 5) убирать завесу при возгласе «Двери, двери...» 609 . Отверзение врат на Великий вход и перед возгласом «Со страхом Божиим...» очевидно подразумевается. Можно без преувеличения сказать, что «Послание» патриарха Паисия определило русскую практику относительно царских врат и завесы. Чтобы получить таблицу XIX современного русского чина, нужно добавить (кроме двух вышеупомянутых правил, которые подразумеваются) лишь указание о задёргивании завесы на возглас «Святая святым». А оно уже наличествовало в одиннадцатой главе Стоглава 610 . Неудивительно поэтому, что в С 1656, первом Служебнике, вышедшем после получения «Послания» Паисия, появились новые указания относительно врат св. алтаря. Были добавлены указания об отверзении царских врат на малый вход (пункт 2 в таблице XIX ), о затворении их после чтения Евангелия (пункт 3) и о об открытии их вновь на Великий вход (пункт 4). Пункт 3 не соответствует правилам в «Послании» патриарха Паисия, согласно которым врата затворяются с началом ектении об оглашенных, так что нельзя сказать, что эти правила были приняты полностью и безоговорочно. Указание о затворении царских врат и завесы по Великом входе (пункт 5) было удалено, возможно, потому, что считалось само собой разумеющимся, а указания для начала Божественной литургии были заменены одним кратким замечанием, которое с тех пор печатается во всех московских Служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» ( Иов.19:25–27 ). Сказано: «…мои глаза, не глаза другого…». «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Утверждается, что пробуждение от смерти для всех будет только одно, но одни пробудятся «для жизни вечной», другие – «на вечное поругание и посрамление». «Воспоминания» о прошлых жизнях В качестве аргумента, доказывающего состоятельность теории перевоплощения, часто приводится утверждение, что многие люди помнят свои прошлые жизни и проверка подтверждает правильность их «воспоминаний». Предположим, некто считает, что помнит свою прошлую жизнь. Он начинает проверять свои «воспоминания» и выясняется, что человек, которого он отождествляет с собой, действительно жил и был при жизни именно таким, каким его «помнит» наш некто. Но что это подтверждает? Только то, что его мысли о прошедших событиях соответствует реальным событиям в прошлом. Но само по себе это еще не доказательство того, что эти мысли являются воспоминаниями, т.е., что данные события в самом деле имели отношение к этому человеку. Сейчас ни для кого не секрет, что даже средней квалификации гипнотизер может внушить, если не все что угодно, то очень многое, и переживания будут носить очень яркий личностный характер. А представьте, что этим занялись силы неимоверно более сильные, умные, помнящие тех, кто жил, как жил, как умер и т.д. Почему бы не предположить, что для власти над человеком и для подтверждения тех ложных идей, которые они внушают, эти силы создают нужные им «воспоминания». Поэтому аргумент о памяти прошлых жизней является очень слабым подтверждением в защиту теории перевоплощения. Возможны и другие объяснения «памяти о прошлых воплощениях», например, недостоверные воспоминания, – так называемая «ложная память». Оккультисты часто приводят случаи, когда «воспоминания» о прошлых жизнях более или менее подтверждаются, но ничего не говорят о тех случаях, когда доказывается их несостоятельность. К тому же, замечено, что чаще всего такие «воспоминания» появляются у людей, которые воспитаны в культуре, признающей теорию перевоплощения. Известны случаи, когда подобного рода «воспоминания» являлись следствием детских впечатлений, оставшихся, например, после чтения книг. Справедлив ли закон кармы?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

На призыв своего архипастыря тамбовское духовенство в целом откликнулось. По тем данным, которые публиковались в «Тамбовских епархиальных ведомостях», всего за это период было открыто 343 школы в которых обучалось 7 154 мальчиков и 449 девочек. Из представленной ниже таблицы видно, что школы были открыты во всех уездах Тамбовской губернии, и лидером среди них был Козловский уезд. Сельские школы Тамбовской епархии в период с 1861 по 1863 года Название уезда Количество школ Количество обучающихся (м/д) Козловский 65 1331/128 Тамбовский 57 920/22 Моршанский 41 744/100 Липецкий 39 643/10 Спасский 28 28 527/70 Кирсановский 20 584/21 Усманский 19 524/7 Лебедянский 17 291/40 Шацкий 16 343/17 Темниковский 16 480/15 Борисоглебский 13 558/17 Елатомский 12 209/2 А наименьшее количество школ было открыто в Елатомском уезде. Школы эти были, как правило, небольшие в среднем 20 человек (самая большая, в с. Лосина Елатомского уезда, 98 человек, и самая маленькая, 6 человек в с. Ивановка Липецкого уезда). Из данных следующей таблицы видно, что для обучения дети чаще всего собирались в домах духовенства, однако определённый интерес проявили и крестьянские общины, выделив под школы отдельные общественные дома, а также помещики и просто крестьяне. Проблема с помещениями была одной из главных при открытии школ, к примеру, в с. Большие Алабухи Борисоглебского уезда священник смог принять в своём доме 27 детей, но «желающих обучаться явилось до 100 человек, но помещений для такого числа учащихся пока в виду не имеется» 329 . Вся тяжесть трудов по открытию и содержанию школ выпала на долю священников, как и по преподаванию в них, которое осуществлялось безвозмездно. Помещения для школ Дома свящ-ов Дома диаконов Дома причётников Общ-ые дома Церк-ые караулки Дома помещиков Обыв-ие дома 184 20 24 58 47 7 3 Это видно из следующей таблицы. Но посильную лепту вносили и другие члены причта, а также жены, дочери и сестры священнослужителей. Среди обучающих были и грамотные крестьяне. Обучающие в школах

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Против злых желаний и привычек мы можем сражаться добрыми делами и поступками. Попробуйте привести примеры. Работа в ппс, обсуждение. Пример. Лень принести бабушке хлеб. Побеждаем добрым делом – принесем хлеб и еще сходим за водой. Плохой совет: подразнить младшего братишку. Побеждаем – делимся с братиком своей конфетой, играем с ним, берем его на прогулку. 6. Но ведь не всегда мы можем сами справиться с «атакой наших врагов». Что тогда делать? Например, тебя обозвали, и рука так и тянется ударить обидчика. Обсуждение. Да, в этом случае мы обращаемся за помощью к Богу, Божией Матери, святым, Ангелу – Хранителю. 7. Но ведь может так случиться, что мы не успеем отразить «атаку врага». В нашей крепости появляется пролом, а в душе — рана. Мы совершаем плохой поступок. - Как по-другому он может быть назван? Да, мы совершаем грех. Дополнение рисунка. 8. Но ведь чаще всего, когда говорят о церковном посте, имеют в виду совсем другое – ограничение в еде. Так как на самом деле? Что главнее – защита души или ограничения в еде? Обсуждение. Да, защита души важнее всего. Если пост заключается только в ограничении в еде, то это будет совсем другое – диета. 9. Но ведь в Великий пост действительно не едят продукты животного происхождения, стараются и растительной пищи есть немного меньше. И не с целью похудеть. Как это объяснить? Подсказка. Вы собрались заступить на охрану своей школы и перед этим плотно – плотно покушали… Да, ограничение в еде освобождает наши силы, направленные на тело, чтобы передать эти силы душе. 3. 1. ппс. Расскажите друг другу о последнем дне подготовки к Великому посту – Прощенном воскресенье. 2. Объясните, в чем смысл поста? 3. Какое отношение к посту имеет ограничение в еде. 4.  Почему во время поста рекомендуется воздерживаться от просмотра ТВ, чтения некоторых книг, компьютерных игр… Они могут плохо воздействовать на душу – вызывать плохие мысли, желания… Можно привести несколько примеров. 5. Д.З. Попробуйте обсудить наше представление о посте с кем–то из взрослых.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

В большинстве моральных систем не дается напр. этического понятия о личном Божестве, не гово­рится об отношении идеи Триединого Бога к содержанию нрав­ственности 915 . Почти не разъясняется связь христианской нравст­венности с идеей спасения во Христе, а также с этическим принципом общего мироустройства. Недостаточно говорится о царстве Божием, как общей области нравственно-благодатной жизни, и как предмете нравственных христианских стремлений каждого лица 916 . Мало речи о назначении человека, об ожидае­мом конце нынешней истории и необходимом завершении всего нравственного миропорядка. А все эти идеи составляют, как очевидно, самое существо христианской нравственности, жизнен­ный нерв ее. Без этих идей система христианской морали является организмом без оживляющего духа, строительным материалом, хотя и лежащим в порядке и должной группи­ровке, но не приведенным в цельное прочное и стройное зда­ние. Здесь более – внешняя оболочка, но мало внутреннего проникновения. Впрочем, при настоящем состоянии науки Нравственного Богословия, собственно и несправедливо было бы предъявлять слишком большие требования в отношении к системам христи­анского нравоучения. Этой науке только еще предстоит будущ­ность, как и вообще для науки этики. По крайней мере, в последнее время стали сравнительно чаще появляться в свет опыты христианского Нравственного Богословия. Конечно, они имеют и весьма многие достоинства и, во всяком случае, для первоначального ознакомления с христианским нравоучением более чем полезны. Можно перечислить почти все системы христианского нравоучения, существующие у нас. Таковы: 1. Еп. Инокентия – «Деятельное Богословие». 2. Прот. Кочетова – «Черты деятельного учения веры». —206— 3. Прот. Бажанова – «Об обязанностях христианина». 4. Архим. Платона – «Православное Нравственное Богословие». 5. Прот. Солярского – «Записки по Нравственному Богословию». 6. Прот. Халколиванова – «Православное Нравственное Бого­словие». 7. Прот. Фаворова – «Очерки нравственного прав.-христианского учения» 917 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем, речь со ст. 13 начинается против развода, а в ст. 16 прямо сказано от имени Божия: «Я ненавижу развод». Естественно, что пророк в заключение этой небольшой речи против развода (ст. 13–16) повторяет тезис стиха 13а. Впрочем, в виду того, что другие древние переводы свидетельствуют в пользу масоретского текста, мы не решаемся безусловно настаивать на предлагаемой поправке. Что еврейский текст еще в в. соответствовал теперешнему масоретскому, это подтверждается транскрипцией Оригена : ουξωθ. σηνιθ. θεσου. χεσσουθ. δεμα. εθμασβηη. ΠΙΠΙ. βεχι. ουανακα. μηην. ωδ. φεννωθ. ελ. αμμανα. ουλακεθ. ρασων. μειδηχεμ. 1376 Устраняя своеобразие Оригеновой вокализации, мы как раз получим теперешнее масоретское чтение. Еврейский текст и в настоящем виде, – если только не требовать от него безусловного согласия со словоупотреблением остальных ветхозаветных книг, – представляет возможность удовлетворительного толкования. «Во-вторых» указывает на связь с первым обвинением – в женитьбе на иностранках (ст. 11–12): второю виной является развод (ст. 13–16) 1377 . Смит приписывает эти слова руке редактора книги пророка Малахии, имевшего целью связать свою вставку ст. 11–12 с последующим 1378 . Но мы уже касались вопроса о сопринадлежности ст. 11–12 с предыдущим и последующим 1379 . Не возвращаясь опять к нему, скажем только, что сама возможность неподлинности ст. 11–12 говорит против чтения и в пользу . § 96. . Форма есть inf. constr. пиель от гл. . Этот глагол в каль употребляется в Библии только в Притч.12:16, 23 (прич. действ. ) и ψ.31:1 (прич. страд. ). Чаще всего он употребляется именно в пиель и значит – 1, «покрывать» с вин. п. лица или вещи, покрываемых ( Исх.10:5 ; Чис.9:15; 22:5 ), а иногда с предл. ( Чис.16:33 ); сочетание понятий «покрывать кого-л. (или что-л.) чем-л.» выражается: а) поср. вин. пад. и предл. ( Лев.17:13 ), б) поср. двух винительных ( Иез.18:7, 16; 16:10 ) и т. п; – 2, «накрывать что-л. на себя (покрываться)» ( Быт.38:14 ; Втор.22:12 ; Ион.3:6 ); – 3, «скрывать» ( Притч.10:18 ; Иов.31:33 ) 1380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Заставка с изображением Иисуса Христа. Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. 105. Л. 11) Заставка с изображением Иисуса Христа. Миниатюра из Карахисарского Евангелия. 2-я пол. XII в. (РНБ. Греч. 105. Л. 11) По-прежнему самыми распространенными среди иллюстрированных книг остаются книги Свящ. Писания. ВЗ почти никогда не издавали полностью, но переписывали в виде отдельных книг, из к-рых чаще всего иллюстрировали Псалтирь, а также Книги Пророков и Книгу Иова. От комниновского периода сохранилось неск. Восьмикнижий (напр., Vat. gr. 747, посл. треть XI в. и Vat. gr. 746, 1-я пол. XII в.). Гораздо больше иллюстрируются книги НЗ, особенно Четвероевангелие. Самым распространенным способом иллюстрирования этой книги остаются традиц. изображения евангелистов в начале каждого Евангелия. Однако в комниновский период создаются также Четвероевангелия с очень подробными циклами иллюстраций, размещенных на полях или включенных в текст в виде полос (напр., Четвероевангелия - Parisin. gr. 74, 3-я четв. XI в. и Laurent. Plut VI. 23, нач. XII в.), а также рукописи, украшенные сериями прямоугольных миниатюр в рамках, с изображениями евангельских сцен (напр., Карахисарское Евангелие - РНБ. Греч. 105, 2-я пол. XII в.). Нередко создаются полные издания книг НЗ и отдельные тома Деяний и Посланий апостолов. Последние, как правило, украшались изображениями апостолов, помещенными перед началом каждого текста. Во 2-й пол. XI в. среди иллюстрированных рукописей существенно увеличивается доля книг, предназначенных для литургического использования - т. е. для чтения во время богослужения. Получают широкое распространение Евангелия апракос, или Лекционарии . Как и Четвероевангелия, эти рукописи могли украшаться не только изображениями евангелистов, но и сценами евангельских событий и праздников, размещенными на полях, в инициалах, заставках или занимающими целые страницы (напр., Евангелие апракос - Dionys. gr. 587 или Vat. gr. 1156, оба кон. XI в.). В это же время значительно увеличивается количество иллюстрированных богословских сочинений, среди к-рых преобладают сборники гомилий отцов Церкви. Огромное распространение получают литургические сборники гомилий свт. Григория Богослова, содержащие 16 проповедей святителя, читаемые в течение года на определенные праздники. Создаются также иллюстрированные сборники творений свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, свт. Иоанна Лествичника и др., Минологии.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских» – периодическое издание трудов Общества. Выпускались отдельными книгами на протяжении 72 лет с десятилетним перерывом. Первая книга вышла в свет в январе 1846 г. Каждая книга состояла из четырех разделов: исторических исследований, отечественных исторических документальных материалов, иностранных материалов и смеси. Публиковались также исследования и материалы по археологии, этнографии, нумизматике, палеографии и другим дисциплинам. До июня 1848 г. было выпущено 23 книги «Чтений». В июньской книге за 1848 г. О. М. Бодянский поместил записки Дж. Флетчера о Московском государстве, что вызвало недовольство Николая I. «Чтения» были закрыты, а Бодянский удален из Московского университета. Издание «Чтений» возобновилось только в 1858 г., когда Бодянский снова стал секретарем общества. Издание приняло славянофильское направление, к прежним четырем разделам «Чтений» прибавился раздел славянских материалов. С 1858 г. «Чтения» выходили в свет четыре раза в год. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год первый. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год первый. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год первый. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год второй.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

62 Собор старцев Троице-Сергиевой Лавры. — Прим. сост . 63 Имеется в виду фотография, воспроизведенная на обложке книги (из фондов ГИМ). — Прим. сост . 64 Устроенный в Лавре в память пятидесятилетия архиерейского служения Владыки, в котором спустя несколько дней после сего и положено тело скончавшегося Архипастыря, известно что в храм помещены все иконы, поднесенные ему в день юбилея. — Прим. публ . 65 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 61—62. 66 Деян.21:8—25 67 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 260—291. 68 Опубликовано в журнале «Душеполезное чтение». 1868. Ч. 1. С. 62—64. 69 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 85—87. 70 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». (пропуск в тексте — А.Л.) 71 Высоцкого, известного в то время доктора в Москве. 72 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 87—88. 73 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—62. 74 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 61—63. 75 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 4. С. 88—89. 76 Письма с 12 по 23 опубликованы в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. 77 Из молитвы на сон грядущим св. Иоанна Дамаскина. 78 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1876. XI. С. 148—149. 79 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 80 Ирмологий, глас 2, песнь 3 81 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 74—75. 82 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 76—77. 83 Опубликовано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». 1868. Кн. 5. С. 77—78.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010