Несмотря на это, папству по-прежнему трудно было отказаться от идеи Крестоносного движения. В 1217 г. был объявлен Пятый Крестовый поход, который продолжался до 1221 г. Как и предыдущий, этот поход также был направлен против египетского султана. Его возглавили король Венгрии и правители крестоносных государств. Поход не увенчался успехом: единственным его достижением было взятие важной крепости — Дамьетты. Во главе Шестого Крестового похода (1228-1229) стоял германский император Фридрих II Гогенштауфен, отлученный в то время от Церкви. Он оказался ловким дипломатом, которому удалось добиться союза с султаном и заключить с ним договор, по статьям которого Иерусалим возвращался христианам. Казалось, доступ в Святую Землю был открыт, но тут вмешался Римский папа. Он объявил, что король, находящийся под отлучением от Церкви, не имеет права подписывать договор с египетским султаном. Папа наложил на договор вето и более того — запретил проведение церковных служб в иерусалимских храмах. В середине XIII в. Иерусалим был вновь захвачен мусульманами. Седьмой Крестовый поход (1248-1254) готовился французским королем Людовиком IX Святым . Людовик понимал, что бороться с султаном, обладающим огромной армией, ему будет трудно. Он вступил в переговоры с монголо-татарским ханом, надеясь на военную помощь против Египта. Крестоносцы взяли в Северном Египте несколько стратегически важных крепостей. Однако на этом закончились их военные удачи. Король и многочисленное рыцарство попали в плен. В 1270 г . Людовик IX организовал Восьмой Крестовый поход против Египта. Этот поход оказался неудачен с самого начала. После высадки крестоносного войска в Тунисе, вспыхнула эпидемия чумы, жертвой которой стали многочисленные крестоносцы и король Людовик IX. Новые попытки Запада освобождения Святой Земли успеха не имели. Государства крестоносцев на Ближнем Востоке к концу XIII в. перестали существовать. Закончилась эпоха Крестовых походов, длившаяся 74 года. В общий контекст Крестовых походов на Восток вписываются Северные Крестовые походы в Восточную Прибалтику рыцарей Тевтонского ордена, а также датских и шведских рыцарей. Результатом Северных Крестовых походов явилось образование новых государственных структур: немецкого герцогства Мекленбургского, маркграфства Бранденбургского. Были определены владения Тевтонского и Ливонского орденов в восточной Прибалтике, где начался интенсивный процесс окатоличивания автохтонного населения. Тевтонские, датские, шведские рыцари на территории Прибалтики построили ряд городов, среди которых самыми значительными были Рига, Берлин (построены тевтонцами), Ревель (Таллин) (построен датскими рыцарями), Выборг (построен шведскими феодалами). Эти города стали мощными форпостами католической церкви, резиденциями католических архиепископов, форпостами для завоевания Прибалтики.

http://sedmitza.ru/lib/text/441073/

Уппсальский список с него был, по мнению ученых, изготовлен секретарем богослова и церковного деятеля, иезуита Антонио Поссевино, одного из активных участников и организаторов борьбы за реставрацию римо-католицизма в Швеции. В приложении к настоящей работе приведен текст этой редакции Вестеросских ордонансов. Транскрипция осуществлена мной по рукописи, хранящейся в Уппсальской университетской библиотеке, и сверена с публикацией, приведенной в монографии С. Тунберга. Также и данная редакция имела ряд особенностей. В заголовке указывалось: документ составлен Густавом I и его приближенными, «дабы свергнуть в этой стране власть католической церкви и святого апостольского престола». Затем статьи в основном идентичны разделам краткой шведской редакции по версии «Регистратуры». Стилистика и лексика Петруса Бенедикти существенно отличается от манеры изложения Ханса Спегельберга. Обе латинские редакции являются самостоятельными, независимыми друг от друга, а в отношении содержания имеют индивидуальные особенности. Далее, в редакции Петруса Бенедикти отсутствует ряд статей, имеющихся в «рукописи Спегельберга» и в версии «Регистратуры». Это материалы об объединении малых приходов, об ограничении платы за обряды, о порядке решения споров с участием духовенства и предъявления жалоб на священника, о завещании священников, о принуждении больных к завещанию в пользу церкви, о лишении мирян причастия за долги или другие проступки, о чтении Евангелия. Зато присутствуют заключительные статьи о разрыве с Римом, о секуляризации церковной недвижимости и о налогообложении церкви. Правда, при этом использованы опять-таки иная, чем у Спегельберга, латинская лексика и более лаконичные, сжатые формулировки. Богословские тезисы отсутствуют. Итог выстроен в виде традиционной заключительной части нотариального акта. Сообщается, что указанные резолюции после утверждения на риксдаге обнародованы во всем королевстве на шведском языке; данный же латинский перевод сделан нотарием и клириком Петрусом Бенедикти по заказу Иоханнеса Магнуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

О расстригах, пастырском выгорании и нерве церковной жизни — дискуссия Почему из Церкви уходят … священники? В чем причина пастырского выгорания? Дискуссия по итогам фильма «Расстриги». 21 января, 2013 Почему из Церкви уходят … священники? В чем причина пастырского выгорания? Дискуссия по итогам фильма «Расстриги». В исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове прошел закрытый показ документального фильма «Расстриги» , снятого шведским режиссером Эрландом Кельтером. Идея показать судьбы священников, оставивших по разным причинам свое служение, принадлежит протодиакону Андрею Кураеву, однако создатели фильма существенно отошли от первоначального замысла. На просмотр собрались настоятели московских храмов, православные журналисты и преподаватели духовных вузов. В отношении самого фильма зрители разошлись в оценках – ведь первый опыт всегда дискуссионный – однако в одном были единодушны все: обсуждение проблем пастырского выгорания, раннего рукоположения и ухода от церковного служения и от церковной жизни – необходимо. Нужно осмыслять трудный и отрицательный опыт и искать пути врачевания. Нераскрытость человеческих чувств Протоиерей Алексий Уминский основной причиной пастырского кризиса считает отсутствие рядом со священником человека, способного поделиться опытом и поддержать в трудной ситуации: «Мне пришлось служить не только в Москве и не только настоятелем благополучного прихода, но и в довольно тяжелых условиях, в начале 90-х, когда рукополагали священников, как пушечное мясо, простите меня за такое, не очень хорошее выражение. В этой ситуации человек — имеющий жизненный опыт или не имеющий жизненного опыта — остается совершенно одиноким. У него нет практически никакого доступа к своему архиерею и нет никого в окружении священника, с кем бы он мог бы просто по-человечески поделиться. Нераскрытость человеческих чувств оказывается причиной, когда священник плющится под этой тяжелейшей ношей – он совершенно один, и никому не интересен, никому не нужен, никем не замечен». Зилотство и саможаление

http://pravmir.ru/209627/

Всего 318 человек . Одновременно с истреблением монашества в Ленинграде началось и массовое закрытие церквей: «19 февраля/3 марта г.] . В ночь с 17/4 на 18/5 II по всему городу и пригородам произведен арест монашествующих — мужчин и женщин, очевидно, для очистки города от лишних и даже вредных (монашки) элементов. По этому поводу много всяких разговоров… 20/7 марта. Так как идет закрытие большого числа церквей, то митрополит предложил в Еп[архиальном] совете устраивать оставшиеся причты в остающихся церквах тех же или ближайших благочиний на равных правах и обязанностях с [о] штатными. Со мной говорил о приеме к нам о. Влад[имир] Рыбаков из Цусимской церкви. 13/29 II составил зарегистрирование о. Рыбакова и в тот же день пред чином прощения я беседовал с причтом, сообщив желание и распоряжение митрополита. После некоторой “туги” все согласились на увеличение долей кружки, оставив всех священников (по 6 долей), в том числе и о. Рыбакова… У меня исповедников было больше полуторехсот, а всех вообще в пятницу было до 1500. Вообще, количественно приход увеличен. Это объясняется отчасти и закрытием многих храмов. По поводу этого закрытия митрополит хотел послать меня в Москву с его докладом, но раздумал, боясь навлечь на меня неприятности со стороны ГПУ. Поехал еп[ископ] Амвросий … 20/7 октября. В настоящее время православных церквей в Ленинграде осталось 42 или 43; за два-три года закрыто около 20» — писал о. Николай в дневнике. Следующий удар по духовенству был нанесен в ходе паспортизации в начале 1933 г. Протоиерей Николай писал 23 марта 1933 г.: «Сейчас из Еп[архиального] совета. Многим из духовенства не выдают паспортов, предлагая выехать. По-видимому, есть тенденция сокращать состав причтов или не выдавать тем, церкви которых предназначены к закрытию. Еп[ископ] Амвросий предупреждал, что некоторые из духовенства (о. В. Дьяконов) взяты из-за того, что получили денежную (в храмах или адресом на Торгсин) помощь, организованную шведскими пасторами в Стокгольме для нуждающегося духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Дискуссия о том, почему православные заключают браки с инославными, а также миссионерско-пастырские рекомендации по поводу жизни в таком браке, не входят в задачу данной статьи. 1. Браки с инославными до XVIII века В России, до начала XVIII в. в соответствии с православной экклесиологией и канонами, инославные-еретики в Таинстве Брака не участвовали, за редким исключением представителей политической элиты, и это отдельный вопрос. Впервые эта норма церковной жизни была нарушена указом Святейшего Синода от 23 июня 1721 г., 3 и последовавшим в том же году разъяснением о законности брака с инославными, в обнародованном Священным Синодом от 18 августа 1721 г. «Послании Святейшего Синода к православным. О беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами». 4 Поводом к разрешению браков с инославными, послужило желание российского государства привлечь к работам в горном деле пленных шведов-лютеран, «понеже в чужих краях в рудных делах гораздо искусных людей достать трудно», 5 которые согласились при условии, чтобы им позволили жениться на русских женщинах за отсутствием лютеранок в Сибири. 6 Священный Синод, «находясь под давлением светской власти по доношению Берг-коллегии», 7 разрешил шведам-лютеранам такие браки через чинопоследование Таинства Брака. Таким образом, светская власть вмешалась в богословие Церкви и ее жизнь. Это решение Синода объяснялось, и до сих пор преподносится, как снисхождение к православной стороне в браке. Однако подобная интерпретация при ретроспективном подходе, нуждается в уточнении. Священный Синод, разрешая браки с инославными, выразил заботу не столько о православной стороне, сколько: 1) уступил государству, и 2) сделал снисхождение к плотским потребностям пленных, хотя и вполне естественным… Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) прямо указывал, что «в 1721 г. Священный Синод поступил неискренно, и даже неправильно. При этом Синодом было сделано облегчение, собственно, для шведских пленных». 8 В дальнейшем, возможно, были ситуации, когда православные вступали в браки с инославными, и в первую очередь, предполагалась именно такая пастырская забота о чадах Церкви. Но она не была исходной мотивацией Священного Синода…

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/brak...

Созданные в этот период в духе Тридента монашеские ордена - иезуиты, пиаристы, ораторианцы, орден милосердия, капуцины и лазаристы - вошли в полосу расцвета и с успехом проводили в жизнь решения Тридентского собора. Важное новшество, введенное Григорием XV, касалось избрания папы: он распорядился, чтобы голосование осуществлялось на конклаве тайно, записками. Этим самым он хотел добиться демократизма выборов и способствовать избранию на папский престол наиболее достойных и пригодных для выполнения функций главы церкви. (Избрание папы с точки зрения канонов может осуществляться трояко: один из кардиналов предлагает кандидатуру, и если остальные поддерживают ее, то они открыто и громогласно заявляют о своем согласии; для избрания папы кардиналы выделяют из своей среды комиссию, и ее решение остальные кардиналы открытым голосованием или принимают, или отвергают; члены конклава голосуют индивидуально и тайно.) В 1630-х годах война принимает европейские масштабы. Протестантские немецкие князья оружием были поддержаны Швецией и Трансильванией, а материально - Голландией, Англией и католической Францией. В то время как Габсбурги своими военными успехами были обязаны в первую очередь гениальности их полководца Валленштейна, политические успехи антигабсбургской коалиции были выкованы кардиналом Ришелье. Второй тур войны был решен в пользу протестантов вступлением в войну в 1630 году шведского короля Густава Адольфа, и «Католическая лига» потерпела поражение. В 1635 году Пражский мир восстановил равновесие обоих вероисповеданий, но императорская власть и католицизм усилились. В 1620-1630-х годах Габсбурги успешно завершили контрреформацию на исконных австрийских территориях и в Чехии. В Венгрии значительная часть высшего дворянства - не в последнюю очередь в результате деятельности Эстергомского архиепископа (получившего в 1629 году сан кардинала) Петера Пазмани - вернулась в католическую веру. Однако Венгрия и в дальнейшем продолжала оставаться страной со смешанным вероисповеданием. Тесно переплетенная с интересами габсбурского абсолютизма, контрреформация стала официальной программой его государственной политики с принятием в 1629 году в момент кульминации военных успехов распоряжения о восстановлении (neoaquistica comissio). В этом документе Фердинанд II распорядился о возвращении церкви секуляризированных после Аугсбургского религиозного мира, то есть начиная с 1552 года, церковных земельных владений. Из религиозного мира он снова исключил кальвинистов. Это свое распоряжение император вынужден был отменить в Пражском мире 1635 года (австрийских провинций это, правда, не касалось).

http://sedmitza.ru/lib/text/441662/

Пильняк однажды действительно стал очевидцем гибели Парфентьева, но не от воды, а огня. 17 сентября 1923 года Борис Андреевич сделал запись в дневнике о своем ночном посещении этого села. В те годы писатель жил в Коломне и около одиннадцати часов ночи неожиданно услышал удар в набатный колокол, по-видимому, раздававшийся в одном из ближайших к Коломне сел. Вместе с товарищем он поднялся на колокольню стоявшей неподалеку церкви Николы на Посаде и увидел зарево пожара за рекой Москвой – горело Парфентьево. На велосипеде Пильняк доехал до горящего селения, где бесстрашно бросался в огонь, растаскивал бревна горящих изб, помогал выгонять скотину. Набат, по-видимому, раздавался в ту ночь с несохранившейся ныне высокой колокольни Никольской церкви. Еще одно воспоминание о Парфентьеве оставил князь Дмитрий Петрович Багратион. В начале 1880-х годов, будучи еще уланским корнетом, Багратион вместе с эскадроном квартировал в селе Парфентьево под Коломной. Князь расположился в избе крестьянина Александра Устинова. Молодому офицеру была выделена небольшая комната с перегородкой и углом для денщика. Дмитрий Петрович запомнил обстановку комнаты в «квартире»: стол, накрытый зеленым сукном, кровать производства Сан-Галли и стену, увешанную охотничьими ружьями, патронташами, трубами, револьверами, саблями и шашками. Генерал-майор Д. П. Багратион, потомок знаменитого рода грузинских царей, стал известен впоследствии как командир 1-й бригады Кавказской туземной конной дивизии – так называемой «Дикой дивизии». Это было очень необычное военное соединение русской армии. В его рядах можно было видеть всадников и офицеров более двух десятков национальностей: дагестанских воинов, грузинских и армянских князей, персидских, французских, польских, шведских и прибалтийских аристократов. «Дикая дивизия совмещала несовместимое…Такой кавалерийской дивизии никогда не было и никогда, вероятно, не будет», – писал публицист Н. Н. Брешко-Брешковский. Князь Багратион стал известен также в литературной среде как издатель журнала «Вестник русской конницы». На этом поприще он даже вошел в список корреспондентов Льва Николаевича Толстого. В своем письме Багратион просил классика прислать потрет верхом на лошади и рассказать о предпочитаемом методе верховой езды. Автора «Войны и мира», видимо, не заинтриговала громкая фамилия генерала, и он оставил это письмо без ответа.

http://sobory.ru/article/?object=09888

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010