Также все земельные владения, до настоящего времени отчужденные в пользу кафедральных соборов, монастырей, приходских церквей либо пребенд, должны быть получены назад рыцарями тех родов, от которых они перешли к церкви. Если же что останется сверх того, король пожалует это в лен, кому захочет, по своей воле. Также недвижимость, проданная или заложенная церкви, должна быть выкуплена у церквей и монастырей на условиях возмещения в размерах «главной суммы» 355 в соответствии с доходом, полученным с земли. Также для пополнения королевской казны епископы, кафедральные соборы и каноники должны давать государю королю сумму, размер которой они могут согласовать с Его Величеством». В конце текста в качестве своеобразного приложения к Ордонансам приводились богословские тезисы: «Заключения, которые, согласно желанию короля, подлежали публичной защите в его присутствии. Заключение 1. Папа при помощи своих фальшивых индульгенций обманным путем изымал у населения деньги. Заключение 2. Епископы отступились от своих истинных обязанностей и, совместно со своими приспешниками, возвели себя в разряд господ. Заключение 3. Никакой человек не имеет права сочинять законы, которым могла бы следовать наша душа». Обнаружение и публикация Линчепингской рукописи изменили представление о Вестеросских ордонансах. Выяснилось, что существует иная версия этого документа, включающая в себя, помимо установлений, регулирующих статус церкви и духовенства внутри страны, еще и статьи о разрыве шведской церкви с папским престолом, а также параграфы о секуляризации церковных земель и о налогообложении церкви. Эти статьи отчасти основывались на положениях Вестеросского рецесса, но содержали дополнения и уточнения. В 1892 г. была осуществлена новая важная публикация. Теолог О. Анфельт обнародовал еще одну латинскую версию Ордонансов (список – в библиотеке Уппсальского университета). Данную версию создал линчепингский каноник Петрус Бенедикти 356 . В манускрипте указывалось: текст является переводом со шведского, который выполнен по заказу Иоханнеса Магнуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Рубрики Коллекции Фото (фрагмент): Myriams-Fotos/pixabay.com В Церкви назвали «посягательством на религиозную свободу» случай в Швеции, где школьника попросили снять крестик 1 мин., 13.10.2020 Поделиться Недавний случай в одной из школ Швеции, где подростка попросили снять цепочку с крестиком перед фотосессией, можно рассматривать как «неприкрытое посягательство на религиозную свободу», об этом сказал зам. председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на шведское христианское издание Dagen, текущей осенью во время классного фотографирования в одной из школ Швеции 15-летнего подростка попросили снять цепочку с крестом. Как рассказал сам школьник, его попросила об этом фотограф, аргументировав это тем, что христианский символ может оскорбить других учащихся, особенно если он окажется в школьном альбоме. Издание отмечает, что при этом одноклассникам подростка других религиозных традиций разрешили не снимать их религиозные символы. – Все попытки ограничить присутствие христианской символики в публичном пространстве мы рассматриваем как грубое нарушение прав человека. Какое-либо принуждение к тому, чтобы человек отказался носить крест – это неприкрытое посягательство на религиозную свободу, напоминающее нам времена безбожного режима, – прокомментировал инцидент Вахтанг Кипшидзе. В этой связи он также напомнил о громком деле коптской христианки Нади Эвейды, сотрудницы авиакомпании British Airways, которая только через Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге добилась права носить нательный крест на работе. Женщину уволили в 2006 году, а в 2012-м, после долгих разбирательств, ЕСПЧ встал на ее сторону. В связи же с инцидентом в шведской школе, представитель Русской Церкви выразил надежду, что у местных христиан «хватит политической воли и мотивации для того, чтобы защитить права своих собратьев по вере от произвола и беззакония каких-то мелких школьных функционеров, которые после прочтения каких-то неумных методичек о политкорректности «заболели» христианофобией». Читайте также: Запрещенный крест Нельзя носить крест на работе. Как быть? Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-cerkvi-nazvali-posjagat...

Очевидно, что Ордонансы – орудие усиления королевской власти. В литературе нет единого мнения по поводу того, каким образом королю удалось добиться этого. Неясно, насколько новшества, сформулированные в Ордонансах, воспринимались как противоречившие интересам дворянства – тем более что оно не было единым. Не знаем мы и точной истории создания Ордонансов, последовательности выработки двух главных документов риксдага. Можно предположить, что проект Ордонансов подготовили заранее, еще до риксдага. Так или иначе, документ этот, повторим, был выгоден королю и создан в его интересах. Важным элементом Ордонансов являлось уравнение в правах клириков и мирян: духовенство лишилось привилегий. Это требование сторонников Реформации присутствовало в королевской пропаганде перед риксдагом. Многие статьи Ордонансов направлены против канонического права и привилегий, дарованных церкви светской властью. В этом отношении содержание Ордонансов было реформационным. Но очевидна и связь Ордонансов с общеевропейским «северным гуманизмом». Как показали шведские специалисты Л. Шёдин, Л. Вейбуль, Г. Карлссон, на содержание и текст Ордонансов повлияли правовые новшества Германии и Дании. В частности, статьи об ограничениях на сбор милостыни и об изучении Евангелия в школах созданы под влиянием законов датского короля Кристиана II. В этих законах соответствующие новшества были введены не в прямой связи с Реформацией, а в соответствии с популярными гуманистическими требованиями преобразования церкви. § 2.Социально-правовая и культурная среда Вестеросских ордонансов В то же время у Вестеросских ордонансов имелась и собственная – шведская социально-правовая среда. Многие из вопросов, рассматриваемых в Ордонансах, ранее регулировались шведскими областными законами, в особенности, разделами о церкви, которые продолжали действовать и после принятия общешведского законоуложения – Ландслага. Так, очевидно тематическое сходство этого документа с важным памятником свейской правовой традиции – Упландслагом 315 , церковный раздел которого в позднем Средневековье – не только для Упланда, но и для ряда других областей Шведского королевства – регулировал взаимоотношения мирян с церковью. Например, Упландслаг фиксировал сумму, взимаемую за венчание, и устанавливал льготы для бедноты. Схожим образом ограничивался взнос за обряд очищения женщины после родов 316 . Священник вообще нес ответственность как перед епископом, так и перед членами общины. Он платил штраф в три марки (две – епископу и одну – пострадавшим прихожанам) если отказал кому-либо в совершении обряда, отсутствовал без уважительной причины, когда принесли крестить ребенка, не посетил умирающего, не совершил праздничное богослужение. Особо оговаривалось, за что можно налагать отлучение: за неуплату церковных штрафов, десятины и других платежей в пользу церкви и священника, а также за все духовные проступки, но не за долги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

В отличие от ётских законов, ограничивающих завещание в пользу церкви, менее консервативный Упландслаг уже разрешал завещать имущество в любом объеме – с согласия совершеннолетних наследников. Если наследники противились, из наследственной родовой земли можно было жертвовать десятую часть, а благоприобретенную недвижимость завещать в любом объеме. Если же, вопреки этому установлению, было пожертвовано больше, то наследники могли взыскать соответствующую часть недвижимости в законном порядке. Разбирательства по матримониальным вопросам и искам о прелюбодеянии должен был вершить епископ, «и никто иной». Преступления клирика против мирянина подлежали церковному суду. Напротив, по преступлениям мирян против клириков следовало предъявлять иск на тинге, выносившем решение в соответствии со светскими законами. Земельные споры между мирянами и церковью, и вообще все дела подобного рода, независимо от того, являлись ли их участниками клирики или миряне, подлежали светскому суду по светским законам. Итак, законы о церкви по тематике сходны с Вестеросскими ордонансами. Проявлялось оно в том, что областные законы, делая уступки требованиям церкви и каноническому праву, отчасти, тем не менее, защищали интересы и права мирян, ограждали их от чрезмерных поборов и притеснений со стороны церкви 317 . Имелось у Вестеросских ордонансов и тематическое сходство с позднесредневековыми шведскими синодальными статутами – постановлениями, принятыми на съездах (синодах) духовенства диоцезов с конца XIII по начало XVI в. Данные статуты были основаны на каноническом праве (и сами в свою очередь являлись памятниками этого права). Они нередко создавались по зарубежным образцам, но всегда – применительно к условиям и потребностям шведских диоцезов 318 . В синодальных статутах, среди прочего, указывалось, что священники должны отличаться добродетельностью. Им следует исполнять все положенные церковные службы, вести безупречный образ жизни, избегать пьянства 319 . А также подобающе одеваться, иметь достойный вид 320 . Священникам нельзя посещать таверны с целью возлияния; наведаться в нее можно лишь во время путешествия. Противозаконно содержать таверны в церковных владениях и разрешать это другим. Священнослужителям не дозволялось играть в кости 321 . Им запрещалось иметь сожительниц – под угрозой лишения должности и бенефиция, а то и заключения в карцер. Злостных нарушителей предписывалось отлучать от церкви, налагая епитимию 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Известно, как благосклонно относился к протестантам Петр Великий: в 1694 г. он сам положил основной камень, при построении в Москве каменной кирки, вместо прежней деревянной; иногда он и сам посещал кирки и, как видно из одной Gesangbuch, сам пел там церковные песни и был нередко восприемником при крещении детей у немцев 107 . В эпоху немецкого владычества, при императрице Анне Иоанновне, протестантское влияние сделалось, разумеется, еще сильнее: немцы свободно строили в России свои кирки, выписывали для них пасторов и заводили школы. Однако всякая пропаганда протестантства у нас была строго запрещена. Во внутренние дела протестантских общин правительство наше вообще не вмешивалось. Даже после покорения при Петре Великом губерний Эстляндской и Лифляндской, оно никаких распоряжений по устройству протестантской церкви не сделало, предоставив ей руководствоваться прежними узаконениями, изданными шведскими королями, и ограничилось тем, что поручило высший надзор за делами лютеран Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел. – В 1805 г., вследствие беспорядков в управлении духовными делами протестантов, повелено было Юстиц-коллегии составить новый церковный лютеранский устав, который был издан под названием «литургическаго учреждения». В 1810 г. было учреждено главное управление духовными делами иностранных исповеданий, распространившее свои действия и на дела протестантов. Но так как во внутренней жизни протестантских общин часто происходили несогласия и беспорядки, указывающие на отсутствие центрального церковного органа, то правительство, в виду интересов самих протестантов, пришло к заключению о необходимости учредить в России для евангелического вероисповедания епископское достоинство и евангелическую государственную генеральную консисторию, которой должны быть подчинены все консистории. Назначение епископа состоялось вскоре после издания указа 20 июля 1819 г. об учреждении генеральной консистории; проект же устава евангелическо-лютеранской церкви в России был составлен лить в 1831 г., а утвержден и введен в действие в следующем 1832 г. Устав этот 108 , составленный по тщательном обсуждении и заключающий в себе собрание постановлений, издавна имевших силу в евангелическо-лютеранской церкви и почти повсеместно соблюдавшихся в Европе, встретил общее сочувствие всех протестантов как у нас в России, так и заграницей. § 50. Современное устройство евангелическо-лютеранской церкви в России

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Он прибыл в Швецию в качестве нунция папы Адриана VI (своего бывшего преподавателя по Лувенскому университету) для борьбы с лютеранской ересью. Однако Густав Васа, имея в отношении Йоханнеса Магнуса иные планы, хотел, чтобы тот отбыл в Рим, дабы затем вернуться с более широкими полномочиями 111 . 12 июня 1523 г. члены шведского риксрода направили письменную благодарность папе за посылку легата, выразив надежду, что отныне епископами в Швеции станут шведы, которые, в отличие от мятежного Тролле, будут блюсти согласие в королевстве. Советники заявили, что шведской церкви необходим новый архиепископ – добродетельный и пользующийся благорасположением короля. Они просили наделить легата полномочиями для преобразований шведской церкви 112 . В конце лета– осенью 1523 г. король направил в римскую курию несколько писем, предметом которых являлся вопрос о конфирмации новоизбранных руководителей диоцезов 113 . В первом из посланий монарх просил папу назначить на шведские кафедры епископов, лояльных по отношению к королю, а также дать Иоханнесу Магнусу полномочия для проведения реформ. За это Густав Васа обещал искоренить ереси, заставить «схизматиков-московитов» воссоединиться с Римской церковью 114 , обратить язычников-лопарей в христианство и оказать помощь в борьбе с турками 115 . Во втором послании король подверг критике Густава Тролле (которого представил как притеснителя церкви) и рекомендовал папе для утверждения новоизбранного Иоханнеса Магнуса 116 . В третьем письме была повторена просьба о конфирмации архиепископа и епископов, а также появилось новое пожелание: понтифик должен, ввиду бедственного положения шведской церкви, проявить снисходительность в вопросе об уплате взносов за утверждение шведских епископов в должности 117 . Тем временем, Густав Тролле стал добиваться восстановления своих прав. Его поддержали датский король Фредерик I и папа Адриан VI. Густав Васа в посланиях кардиналам и папе возмутился: мятежник, кровопийца и изменник Тролле недостоин не только духовного звания, но и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Отец Виталий на фоне подсобного помещения протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Фото автора      Надо признать, что Швеция ни чинит никаких особых препятствий для жизни нашего прихода, даже наоборот – выплачивает незначительное пособие и отчасти материально поощряет культурно-просветительские мероприятия. Однако в деле с будущим храмом ставит перед нами исключительно коммерческий вопрос, и цена этого вопроса для Русской Церкви всегда почему-то запредельно высока. Поэтому я пользуюсь возможностью со страниц сайта « Православие.Ru » дерзновенно обратиться за помощью ко всем, кто в состоянии внести посильную лепту в развитие Русского Православия в Швеции. Я предлагаю тему 400-летнего юбилея Столбовского мирного договора и первого зарубежного прихода Русской Церкви в Европе как повод для широкой огласки культурных, политических и религиозных связей России и Швеции и как повод для привлечения церковных, государственных и частных структур к преодолению исторической несправедливости в отношении уже не сотен, а тысяч наших соотечественников, оказавшихся в Швеции и до сих пор не имеющих своего храма и культурного центра. Крошечный алтарь храма преподобного Сергия      К юбилейному 2017 году Сергиевский приход запланировал ряд праздничных мероприятий, одним из которых станет научно-практическая конференция, посвященная культурно-историческим связям Швеции и Новгорода. Мы рассчитываем привлечь русскую и шведскую общественность, ученых, СМИ и священноначалие. Но, не имея своего здания храма, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев, и вся наша 400-летняя русская церковная история на Свейской земле будет достойна разве что сочувствия, а в конечном итоге может в недалеком будущем предаться забвению. Не имея своего здания, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев – Отец Виталий, срок аренды подсобного строения протестантской церкви на улице Бельмансгатан, в котором располагается ваш приход, подходит к концу. Как скоро наступит тот день, когда Сергиевский приход, как говорится, попросят освободить помещение?

http://pravoslavie.ru/78783.html

Часть монографии П. Стобеуса посвящена многосторонней деятельности Ханса Браска как главы Линчепингского диоцеза: епископ инспектировал приходы, освящал церкви, рукополагал священников, руководил хозяйством диоцеза. Стобеус полагает: осуществляя подобную деятельность, Браск вел себя как ревностный хранитель церковных традиций, которые в 1520-е гг. вступили в конфликт с лютеранским вероучением. Стобеус приходит к следующему выводу: главным моментом в мировоззрении Ханса Браска являлось право. По Стобеусу, Браск был «последним крупным представителем могущественной и независимой церкви Швеции» 195 . Оказавшись в 1520-е гг. единственным влиятельным прелатом Швеции, он взял на себя роль защитника интересов церкви и ее прав. Книга Стобеуса была опубликована в 2008 г. В том же году вышла в свет монография автора этих строк «Вестеросский риксдаг 1527 г. и начало Реформации в Швеции». Материал трудов перекликается; некоторые выводы совпали – при том, что Стобеус и я работали независимо друг от друга. Разница заключалась в ракурсах исследования, в расстановке приоритетов. Меня интересовали начало Реформации в Швеции и риксдаг 1527 г., и в этой связи – деятельность Браска. Стобеус уделяет первоочередное внимание фигуре епископа и тем самым задает определяющий вектор рассмотрения проблемы Реформации. «По горячим следам» знакомства с книгой Стобеуса я написал рецензию, которая была опубликована в 2009 г. ежегодником «Kyrkohistorisk årsskrift» – ведущим шведским научным изданием, специализирующемся на истории церкви и, в частности, Реформации 196 . В рецензии я вкратце изложил содержание монографии Стобеуса, отметил достоинства: актуальность исследования, четкую постановку проблемы, логичность структуры, убедительность аргументов. Вместе с тем я высказал несколько критических замечаний. Здесь уместно при вести одно из них, которое важно в контексте данного раздела настоящей монографии. Стобеус считает, что число лютеран в Швеции 1520-х гг. – очень небольшое, и в основном это были люди из окружения короля Густава I. На мой взгляд, корреспонденция Браска свидетельствует об обратном. В его письмах к членам магистратов шведских городов, к комендантам замков, епископам, аббатам содержатся многочисленные сведения о том, что в различных шведских регионах, особенно в городах, обретали популярность идеи Лютера – притом зачастую среди людей, не имеющих отношения к окружению короля. Подобные сведения содержатся и в иных источниках – в частности, в стокгольмских памятных книгах. Таким образом, переписка Браска и некоторые другие источники свидетельствуют о том, что шведская Реформация была не только спущенной «сверху»: в Швеции 1520-х гг. имели место как подготовка реформационных преобразований со стороны короля, так и спонтанное распространение реформационных идей. § 5. Политический кризис в середине 1520-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 04:04 11.05.2024 В Церкви назвали неприемлемым решение суда в Петербурге отдать девочку матери, живущей в однополом браке 02.06.2022 17:26:42 МОСКВА В Русской Православной Церкви выступили с критикой решения Дзержинского суда Петербурга о возвращении восьмилетней девочки матери, вступившей в Австралии в однополый брак, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Считаю ситуацию, когда российский суд принимает решение выдать несовершеннолетнего ребенка (гражданку РФ) матери, вступившей в " однополый брак " за границей, совершенно нравственно неприемлемой. При том, что ребенок, девочка 8 лет, вполне способная выразить свое мнение, хочет жить с родным отцом в России " , - написал 2 июня у себя в телеграм-канале Владимир Легойда. В этой связи он поддержал предпринятые главой Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным шаги с целью защитить ребенка от выдачи и выразил надежду, что данное " противоречащее традиционным ценностям " решение суда не будет исполнено ни при каких обстоятельствах как противоречащее закрепленному в Конституции России представлению о браке как союзе мужчины и женщины. В. Легойда призвал российских парламентариев рассмотреть возможность внесения в законодательство необходимых изменений, которые исключали бы выдачу иностранным государством детей, рожденных в России или от российских граждан, в однополые семьи. По словам представителя Церкви, за рубежом есть наглядные прецеденты защиты семейных ценностей. " Так, например, Польша не выдала Швеции россиянина Дениса Лисова, который, если подходить с формалистской точки зрения, " выкрал " троих родных дочерей из приемной семьи, куда их поместили шведские органы ювенальной юстиции под надуманным предлогом " , - приводит пример В. Легойда. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected] Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/06/02/v-cerkvi-n...

[нем. Ammann] Альберт Мария (1892, Мюнхен - 8.08. 1974), иезуит, специалист по истории правосл. Церкви и правосл. церковного искусства. Род. в католич. семье, с 1911 г. (с перерывом на время первой мировой войны, когда А. служил санитаром на серб., македон. и франц. фронтах), изучал философию и теологию в иезуитских коллегиях в Австрии (Форарльберг), затем в Кракове, где в 1923 г. был рукоположен во священника. Позднее продолжил обучение в немецких ун-тах, прежде всего в Мюнстере, в области правосл. церковной истории, результатом чего явились первые научные публикации А., в т. ч. диссертация о церковно-политической ситуации в Вост. Прибалтике до сер. XIII в. (Kirchenpolitische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newski " s: Stud. z. Werden d. russischen Orthodoxie//OCA. R., 1936. Vol. 2), немало послужившая прояснению обстоятельств и характера орденско-шведско-дат. наступления на сев.-зап. рубежах Руси и организующей роли папства в этих процессах. С 1936 г. ординарный профессор по истории слав. Церквей в Папском восточном ин-те (Pontificio Istituto Orientale); в это время им опубликованы монография о богословии свт. Григория Паламы (Die Gottesschau im Palamitischen Hesychasmus. Würzburg, 1938, 19482) и курс истории Русской Церкви (Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Freiburg i. Br., 1944. W., 19522; итал. пер.: Storia della Chiesa Russa e dei paesi limitrofi. Torino, 1947). В 1948 г. А. сменил проф. Г. Жерфаниона на кафедре археологии и восточнохрист. искусства Папского восточного ин-та, где организовал небольшой музей правосл. богослужебной утвари и церковного искусства, а также выпустил книгу о визант. иконописи (La pittura sacra bizantina. R., 1957). Весомым вкладом в изучение истории Русской Церкви до установления автокефалии явилось одно из последних крупных исследований А.- «Untersuchungen zur Geschichte der kirchlichen Kultur und des religiösen Lebens bei den Ostslawen» (Heft 1: Die ostslawische Kirche im jurisdiktionellen Verband der byzantinischen Grosskirche (988-1459). Würzburg, 1955). Вместе с тем при всем объективизме автора, особенно заметном в сравнении с аналогичными трудами его собратьев по ордену М. Таубе и М. Жюжи, оно вызвало и обоснованную критику, напр., в связи с гипотезой А. о первоначальном (до 1039) статусе Киевской кафедры как «миссийной» (Missionsbistum), якобы не находившейся в каноническом подчинении ни К-полю, ни какому бы то ни было др. церковному центру (см. подробную рецензию: M ü ller L.//ZSP. 1957. Bd. 26/1. S. 209-224, а также ответ А.: Gedanken zu einigen neuen Veröffentlichungen aus der frührussischen Kirchengeschichte//OS. 1960. Bd. 9/2-3). В последние годы работал над каталогом визант. икон Ватиканской пинакотеки.

http://pravenc.ru/text/114484.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010