Согласно уставу, заседания местных синодов находились под контролем местной или Генеральной консистории и Мин-ва внутренних дел, куда направлялись протоколы синодов. С 1887 г. по предписанию мин-ва необходимо было сообщать губернаторам список вопросов, подлежащих обсуждению на заседаниях синодов. Одновременно с Уставом Евангелическо-лютеранской церкви 1832 г. Николай I подписал «Инструкцию для духовных лиц и органов Евангелическо-лютеранской церкви». На основании Прусской агенды 1815 и 1828 гг. и местных агенд при участии членов комитета и профессоров теологического фак-та Дерптского ун-та в 1830 г. была составлена Литургическая агенда. Устав 1832 г. содержал общие законоположения о Евангелическо-лютеранской церкви в России. Источниками для составления устава послужили Общий шведский церковный устав, Литургическое установление 1805 г. и Прусский церковный устав 1828 г. Устав состоял из 512 статей и т. н. Наказа духовенству. В ст. 1 провозглашались основы евангелическо-лютеран. вероучения. Строго запрещались прозелитизм и любые проявления неуважения к представителям др. конфессий, признаваемых в Российской империи (Гл. 1. § 5). Стать пастором мог мужчина не моложе 25 лет, к-рый был крещен, конфирмован, успешно окончил богословский фак-т ун-та и достаточно хорошо владел рус. языком (Гл. 5. § 138). Выпускник ун-та, желавший стать кандидатом в духовенство, должен был пройти в консистории 2 испытания: 1-е для получения права проповедовать (лат. pro venia concionadi), 2-е для получения прихода (pro ministerio). Согласно уставу, приходы делились на те, в к-рых право назначать проповедника принадлежало короне, и на те, где приход сам имел право избирать пастора, а император лишь утверждал его (Гл. 1. § 158-159). Избрание проповедника происходило на собрании прихода в присутствии пробста или члена консистории большинством голосов. Ни один проповедник не мог быть назначен на должность вопреки желанию прихожан (Гл. 1. § 164). С разрешения консистории проповедник мог брать себе в помощники адъюнкта - кандидата в духовенство, получившего право проповедовать.

http://pravenc.ru/text/186839.html

Но эта реакция фанатичных и упрямых иудействующих сослужила и добрую службу. Благодаря ей плодовитый ум Павла создал самое полное и самое глубокое изложение и обоснование учения о грехе и благодати. Если бы не интриги приверженцев закона и обрядов, у нас не было бы бесценных посланий к галатам, коринфянам и римлянам. Там, где избыточествовало заблуждение, благодать преизбыточествовала. В конце концов, победа была одержана. Жестокие гонения Нерона и еще более ужасное разрушение Иерусалима положили конец всем спорам об обрезании в христианской церкви. Церемониальный закон, который до Христа был «живым, но не животворным», а от Христа до разрушения Иерусалима — «умирающим, но не смертоносным», после гибели города стал «мертвым и смертоносным». Однако во II веке ересь иудействующих обрела новую жизнь за пределами ортодоксальной церкви, в секте ессеев; да и в самой церкви дух формализма и нетерпимости принял новые формы, заменив христианскими обрядами и церемониями символические прообразы домостроительства Моисеева. Но когда бы эта тенденция ни проявилась вновь, теперь у нас есть лучшее противоядие — послания Павла.   § 36. Христианство в Риме Об общем, социальном и нравственном состоянии Рима в имперскую эпоху Ludwig Friedländer: Sittengeschichte Roms. Leipzig, 1862, 5th ed. revised and enlarged, 1881, 3 vols. Rod. Lanciani: Ancient Rome in the Light of Recent Discoveries. Boston, 1889. (100 иллюстраций). О жизни евреев в Риме и о том, что писали о них римские авторы Renan: Les Apôtres, 287–293; Merivale: History of the Romans, VI, 203 sqq.; Friedländer: Sittengeschichte Roms. III, 505 sqq.; Hausrath: Neutestamentliche Zeitgeschichte, III, 383–392 (2d ed.); Schürer: Lehrbuch der Neutestamentlichen Zeitgeschichte, pp. 624 sq., Die Gemeindeverfassung der Juden in Rom in der Kaiserzeit, Leipz., 1879; Huidekoper: Judaism at Rome, 1876. Также John Gill: Notices of the Jews and their Country by the Classic Writers of Antiquity. 2d ed. London, 1872. Об иудейских надписях в Риме см. работы Гарруччи (несколько статей на итальянском языке после 1862 г.), фон Энгельстрёма (на шведском языке, Уппсала, 1876) и Шюрера (1879).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

и проч. 478 Вскоре Феодосий Васильев, которого новгородские раскольники посылали к бежавшим за шведский рубеж, удалился с братом и со всем семейством своим в Польшу, где и сделался основателем особого толка бсзпоповщинской секты, назвавшегося его именем. Этот Феодосий происходил из рода бояр Урусовых, был дьячком крестецкого яма и при перекрещении в раскол назван Дионисием. Быстро сбежались к нему раскольники из разных стран России, и он устроил две обители, мужескую и женскую 479 . Проповедуя ученикам своим общее учение безпоповщины, согласно с поморцами, о пришествии антихриста и воцарении его в русской Церкви, о непринятии от нея священников, о необходимости перекрещивания для приходящих от нея в раскол и проч., Феодосий учил вместе и несогласно с поморцами; а) на кресте Спасителя делать надпись: I. Н. Ц. I.; б) брак двух лиц, заключенный еще в русской Церкви до обращения их к расколу, признавать за брак законный и не расторгать (эту статью, как увидим, впоследствии Феодосиевцы изменили); в) брашно. покупаемое на торгу, считать оскверненным и потому очищать молитвами и поклонами, чего поморцы не соблюдают; г) иноков, постриженных в русской Церкви, не оставлять, по переходе их в раскол, в том же старческом образе и не позволять им совершения духовных треб, как оставляют и дозволяют то поморцы, а признавать бельцами 480 . Кроме того, к соблазну поморян, Феодосий, будучи только дьячком, надевал на себя священнические поручи, когда крестил кого-либо; читал священнические молитвы по рождении младенца, при исповеди и погребении; настоятелей раскольнических называл епископами: мнимых страдальцев палеостровских, Игнатия соловецкого и бывших с ним, признавал незаконно-пострадавшими. Впрочем это не помешало Феодосию посетить выговскую пустынь, тогда только что основавшуюся, а выговским отцам принять его с подобающею честию. Долго беседовали они о предметах взаимного несогласия; Феодосий обещался не употреблять вперед священнических поручей и расстались в мире. Но когда Феодосий возвратился в Польшу и рассказал своим ученикам, как его укоряли поморяне, тотчас обнаружилась неприязнь к ним. К этому присоединилась зависть; какой-то поморский учитель, Леонтий Федосеевич, будто бы весьма мудрый, проповедуя раскол в Новгороде, неоднократно обличал и посрамлял там учителей феодосиева толка и увлек на свою сторону тех самых людей, к которым езжал прежде Феодосий и ученики его. Тогда Феодосий написал к настоятелю поморцев Андрею Денисову «предложение о догматех и о титле», в котором указал тринадцать отступлений поморского толка 481 . Но, не довольствуясь этим, решился еще в другой раз с шестью старейшинами своими отправиться в выговскую пустынь (в 1706 г.) и, после новых прений с отцами поморскими, удаляясь из их обители, отряс прах от ног своих и произнес: «не буди нам с вами имети общение ни в сем веке, ни в будущем». Отселе началась открытая вражда между двумя толками.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Олаус Петри был, однако, готов к спору об исторической преемственности церкви. В «Малом ответе Паулюсу Элиэ» (1528) он писал: первые миссионеры, обращавшие шведов в христианство, – св. Ансгарий и св. Сигфрид проповедовали в Швеции Слово Божье. Именно этой древней веры страна должна придерживаться. И лишь к ней следует вернуться – вот почему необходима реформа церкви. Вера же, от которой шведы теперь отступили, есть вера в светскую власть пап и епископов, вера в индульгенции и интердикт 590 . Спустя небольшое время, в августе 1528 г. Олаус опубликовал «Малую книгу о таинствах», в которой дал свои объяснения церковным обрядам и таинствам. Он доказывал: обряды ценны постольку, поскольку в них присутствует духовно-символическое содержание; сами же по себе они являются внешним знаком милости, посылаемой Богом. Ссылаясь на решения собора в Эребру, Олаус создал и опубликовал уникальный, первый в истории Реформации в Европе, труд такого рода – полный требник («handbok») на национальном языке (1529) 591 . Реформа богослужения, однако, не могла быть исчерпывающей без введения шведской мессы. Уже в 1531 г. в Стокгольме была издана разработанная Олаусом месса на шведском языке («Then Swenska Messan»). Подзаголовок гласил: «...Как она совершается сейчас в Стокгольме, с разъяснениями, почему она так совершается» 592 . Олаус мог бы довольствоваться переводом на шведский язык уже имевшихся немецких образцов; он, тем не менее, предпочел идти собственным путем. «Шведская месса» – одна из работ, в которой Олаус особенно полно раскрылся как самостоятельный автор; более того, в области теории нового богослужения он был одним из первопроходцев в масштабе Европы 593 . В трудах, посвященных Олаусу Петри, немало говорится об относительной терпимости шведского реформатора к католицизму, которая проявляется при сравнении взглядов «местера Улофа» с воззрениями Лютера. Даже переводя сочинения Лютера, Олаус смягчал и опускал многие места, очевидно, считая их слишком агрессивными. Аналогичный «заочный спор» с Лютером имел место при переводе Нового Завета на шведский язык (переводчиками являлись, по наиболее принятой версии, Лаврентиус Андреэ и Олаус Петри). Специалисты – богословы, историки церкви – объясняют этот феномен наличием «нелютеровских» влияний реформаторов-гуманистов, в частности Меланхтона, на позицию Олауса 594 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Близкими к моему мнению о Вестеросском риксдаге 1527 г. оказались взгляды П. Стобеуса 299 . В своей монографии ученый подчеркивает, что требование «чистой проповеди Слова Божьего», отраженное в резолюции Вестеросского риксдага, неоднократно звучало в трудах Лютера и его сподвижников, которые усматривали в этой формуле реформационное содержание. Очевидно, заключает Стобеус, подобное содержание вкладывали и шведские реформаторы на Вестеросском риксдаге 1527 г. Интересам Реформации служил и проведенный на риксдаге богословский диспут, тезисы которого носили ярко выраженный реформационный характер. Непримиримая позиция Ханса Браска на риксдаге объясняется прозорливостью епископа: он понял, какая судьба будет уготована церкви, если король и его сторонники-реформаторы возьмут верх 300 . Стобеус заключает: «Неверно, что резолюция Вестеросского риксдага относительно церкви в основном затронула хозяйство и политические полномочия епископов. Исследователи слишком буквально истолковали доводы короля, который прилагал все усилия, чтобы отвести обвинения в том, что он покровительствует новой религии. Таким образом, король добился, что участники риксдага признали проповедников, которые, по мнению Браска, провозглашали еретическое учение Исповедание чистого Слова Божьего заключало в себе формулу, которая, на мой взгляд, была позаимствована у евангелического лагеря, возможно – почерпнута из сочинений Лютера Конечно, это было ясно не всем участникам риксдага, но король и его советники рассчитывали, что указанная формула облегчит переход к изменениям в вероучении» 301 . В рецензии на книгу Стобеуса я не стал поднимать вопрос о совпадении мнений и о собственном вкладе в изучение проблемы, только ограничился тем, что выразил согласие с коллегой и отметил его рассуждения о Вестеросском риксдаге как одно из достоинств монографии 302 . Итак, благодаря новейшим работам (а равно и изысканиям автора настоящего труда) концепция М. Нюмана подверглась корректировке. Было указано, что относительно умеренная резолюция о «Проповеди Слова Божьего» со стороны короля и его окружения носила тактический характер, Добившись от сословий формального согласия на редукцию церковных доходов и имущества, изменив общественное и правовое положение церкви (вдобавок ко всему, в одностороннем порядке, без санкции духовенства), король одновременно провел резолюцию о вере, создавшую условия для распространения лютеранских идей в Швеции и проведения соответствующей реформы. Вестеросский риксдаг 1527 г. фактически знаменовал собой начало Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

С отзывом Рейнхолдссона перекликается рецензия И.М. Вернер – специалиста по истории католической церкви 294 . Вернер считает, что работа Нюмана стимулирует исследования Реформации. Вместе с тем рецензент отмечает: выводы о жизнеспособности шведской церкви накануне Реформации и о длительном характере реформационных преобразований не новы 295 . Вернер подвергает критике работу Нюмана с историографией, указывая на пробелы в знаниях автора 296 . В связи с современной дискуссией об оценке Вестеросского риксдага актуальность вновь приобрел вопрос о его фактической роли в судьбе Швеции. Данный вопрос практически одновременно поставили в своих работах три историка – К. Пальмблад, П. Стобеус и автор данной монографии. Мнение Пальмблада таково: Вестеросский риксдаг явился реформационным риксдагом «de facto», поскольку последующие перемены, связанные с решениями риксдага, носили реформационный характер. Вот, как формулирует свой вывод сам автор: «Конфискация доходов и имущества церкви, рукоположение новых епископов без папской конфирмации и, в довершение всего, избрание и рукоположение нового архиепископа, в то время как прежний архиепископ, покинувший Швецию, был еще жив – все это означало разрыв с каноническим правом и, следовательно, разрыв с Римом и папской властью» 297 . В монографии, изданной в 2008 г., автор этих строк оценил Вестеросский риксдаг 1527 г. как реформационный. Я основывал свой вывод на том, что указанный риксдаг был тесно связан с борьбой вокруг реформационных идей, король и его сторонники-реформаторы непосредственно перед собранием не скрывали своих симпатий к учению Лютера и намерений осуществить преобразования, руководствуясь новыми установками, – хотя на риксдаге отдали предпочтение двусмысленным формулировкам в том, что касается веры. Процитирую свой вывод: «Риксдаг состоялся уже в ходе Реформации и в связи с ней, ему предшествовала напряженная идейно-политическая борьба сторонников и противников преобразований в лютеранском духе. Постановления риксдага носили преимущественно политико-правовой характер. При этом они являлись реформационными, будучи проникнуты реформационной идеологией У шведских реформаторов было еще немало различных забот. Но, так или иначе, в июне 1527 г. был сделан решающий первый шаг» 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Даже Церкви Варлаамская и Троицкая Соборная, на которые они направляли свои выстрелы, остались целы. Между тем поскольку наступала зима, неприятельские же ратники от недостатка пропитания начали разбегаться и переходили уже к осажденным от голода; притом слух пронесся, что идут из Москвы к городу вспомогательные войска; то Король 17 октября снял осаду и через десять дней удалился опять к Нарве в Естляндские свои Области, из коих вышел. Таким образом Псковичи без всякой Помощи сами отразили неприятеля. Ибо хотя по просьбе их через посыльных в Москву, посланы были заблаговременно к ним от Царя Воеводы с Казаками, но они во всю осаду простояли в Опочке и пришли у же по отступлении Шведов. Псковская Летопись говорит, что некоторые охочие Казаки Подмосковные, слыша об осаде Пскова, сами просились туда на помощь, но Бояре де, конечно боясь их измены, заманили лучших из них в Москву, а остальных разогнали. Всех убиенных в сию осаду граждан своих Псковичи собрав тела, с честью погребли у Троицкого Собора, и записали для поминовения в Церковный Синодик; а потом приносили во Псков Печерскую Икону Божией Матери для всеобщего благодарственного моления. Сим однако же не кончились еще умыслы от Шведов. Ибо в следующее лето 11-го августа приплыли они опять к устью Великой реки с озера и поставили там на горе Крепость близ Николаевской Церкви, в намерении беспокоить оттуда набегами Псковские окрестности и препятствовать подвозу припасов ко Пскову. Но Псковичи следующего 10 декабря 1616 года напав на сию Крепость врасплох, взяли ее со всеми орудиями, а засадных Шведов выпустили. Наконец все сии опасности окончились заключенным между Швецией и Россией в Тихвинской деревне Столбов мирным трактатом 27 февраля 1617 года. После чего Шведы вышли из Новгорода, Порхова и прочих северных Новгородских и Псковских городов. Но им уступлена вся Ингрия с Ивангородом, Ямбургом, Копорьем и Кксгольмом. А в следующую осень под Москвой постановлено и с Польшей перемирие на 14 лет, и декабря 1 следующего 1619 г. утверждено мирным трактатом с уступкой и ей 12 городов Северских и Себежа из числа Псковских. По трактату со Шведами Псковичи опять отдалены стали от приморских пристаней; а Русским купцам, находившимся в уступленных городах, положен срок выхода в Россию с тем, чтобы после срока уже не принимать их, а отдавать назад Шведам. Шведским же подданным и купцам дозволено содержать как во Пскове, так и в других Российских городах свои торговые дворы: но для Богослужения не иметь особой Церкви, а отправлять оное в своих только домах. Шведы хотели еще присвоить себе Псковский город Гдов, который и после за ключения мира долго удерживали, однако же в 1622 году оный возвратили. ___________ Читать далее Источник: История княжества Псковского : С присовокуплением плана города Пскова : Ч. 1-4. - Киев : тип. Киево-Печер. лавры, 1831./Ч. 1: [Содержащая общую историю сего княжества и города Пскова]. - 322 с., 1 л. план. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С вопросом о Вестеросском риксдаге связана и тема роли сословий и социальных групп в политике короля 18 . Современные ученые интерпретируют отношения короля и бондов не так, как Э.Г. Гейер 19 . Имело место и сотрудничество короны со свободным крестьянством, и их противостояние, столкновение интересов; нередкими были и крестьянские восстания. Столь же неоднозначным является вопрос об отношениях Густава Васы с дворянством, прежде всего, с его высшей группой – магнатами. Работы Э. Хильдебранда, Г. Карлссона, М. Робертса и других исследователей показывают: Густав Васа стремился к сотрудничеству с дворянством, к опоре на него, и одновременно ослаблял могущество магнатов 20 . Немаловажную роль для короны играли отношения с бюргерством (которые также не были лишены противоречий). В целом шведское бюргерство в указанный период явилось опорой короля 21 . В исторической науке убедительно обобщен опыт исследования Реформации в Швеции 22 , которая определяется как процесс создания национальной церкви, отвечавший потребностям государственной централизации. Вместе с тем дискуссионными (особенно в силу новейших тенденций в историографии) 23 остаются вопросы о динамике реформ (т.е. началась ли Реформация в 1520-е или лишь в 1540-е гг.), об их социальной базе (реформы сверху, или также движение «снизу»), о причинах толерантности реформаторов. Все сказанное определяет основные направления моей работы. Вопервых, в ней анализируются особенности ранней Реформации как социально-политического процесса, а во-вторых, Реформация рассматривается автором именно как церковная реформа. Как известно, в XVI в. слово «реформация» означало реформу чего-либо и применялось при обозначении преобразований церкви. Историография подчас вкладывает в понятие «реформация» различные смыслы. Уместно в связи с этим дать следующее определение: Реформация – это особая реформа церкви (а также подготовка к ней, сама попытка проведения и движение за преобразование), которая в основном завершилась в ряде стран Европы к концу XVI в. Для нее, как правило, характерна совокупность ряда признаков:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Швеция. Парламентом Швеции были открыты для публики саентологические материалы уровней ОТ5 или NOTs. Шведская телесеть TV4 показала в ноябре 1996 года серию разгромных передач, посвященных деятельности «Церкви саентологии» и ее дочерних организаций. Голландия. Провалился процесс, начатый саентологами, чтобы обуздать Карин Спэинк, демонстрирующей материалы уровней ОТ («действующий тетан») на своей интернетовской странице. В 1996 году, благодаря ей и некоторым другим энтузиастам, с большинством секретных и наиболее дорогих уровней ОТ можно было ознакомиться в компьютерной сети «Интернет». США. В апреле 1996 г. Апелляционный суд США подтвердил прежнее решение в деле саентологов против Дэйва Майо (культ был принужден выплатить Майо 2,9 млн. долларов судебных издержек). Судья в своей речи в суде первой инстанции сказал, что культ рассматривает сутяжничество как форму ведения войны против своих врагов, эти его комментарии были подтверждены и на окончательных этапах судебного разбирательства. В мае 1996 г. Верховный суд Калифорнии отклонил апелляцию саентологов против Лоуренса Волершейма, являющегося одним из главных врагов «Церкви саентологии». В 1994 году Верховный Федеральный суд США предписал культу выплатить Волершейму 2,5 миллиона долларов плюс проценты (всего около 6 миллионов долларов). Новое решение отклоняет попытку культа начать параллельный процесс с целью избежать выплаты и решительно осуждает эту тактику. Суд Нью-Йорка отклонил последний из пунктов обвинения саентологов в их иске против журнала Time magazine, цитировавшего критиков, которые утверждали, что саентологический культ является «мафиозным и террористическим». На судебном процессе в Виргинии (США) судья подкрепила свое прежнее решение, что саентологические уровни ОТ не являются торговыми секретами. Франция. По сообщению Международной службы «Рейтер» от 22 ноября 1996 года, суд города Лиона (Франция) признал в ноябре 1996 года Жан-Жака Мазье, бывшего главу французской «Церкви саентологии», виновным в непредумышленном убийстве Патриса Вика и приговорил его к тюремному заключению.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

- Да, и работы были выполнены так, чтобы все простояло еще лет 100. Здесь надо отдать должное и министру культуры Владимиру Мединскому, который жестко контролировал ход реставрационного процесса, он даже собрание строителей здесь проводил. И был на открытии театра, ставили «Горе от ума». Путин тоже хотел принять участие в этой церемонии 19 декабря 2016-го, но тогда нашего посла в Турции убили, и пришлось проводить мероприятие без президента. Нам сообщили, что он не сможет прийти. Прошел месяц, и когда в Московском университете, где я почетный профессор, проходило заседание попечительского совета, ко мне подошел Путин и на ухо сказал: «Извинитесь перед коллективом, что я не был тогда, знаете, что случилось». Говорю: «Конечно, мы все понимаем». «Но я обязательно приду». Я спрашиваю: «Слово?» Он отвечает: «Слово», и через три недели был здесь. Мы давали тогда «Последнюю жертву» Островского. После спектакля осмотрел все, что было реставрировано, отремонтировано. - Насколько нам известно, в Малом существовали традиции, что актер должен быть в труппе постоянно, не приходящим, что театр - это дом. Вам удается сохранять эти традиции? - Мне кажется, пока удается. Вы знаете, мы сохраняем актерский состав, помогаем таким людям, которые по разным причинам не в состоянии работать. Актерский состав получает грант, о котором я уже говорил. Это большая помощь. - С Патриархом Алексием II, митрополитом Питиримом у вас, вы пишете, были очень хорошие отношения. Какое у вас отношение к Церкви? - Мое отношение к вере и к Церкви хорошее, настоящее. У нас в театре очень много верующих, и крест носить у нас просто так не будут, и праздники знают. Однажды, в самом начале 1990-х, мы с женой были на гастролях в Ленинграде. И вот прибежал один артист и говорит: «Там Библии продают, шведское издание». «А написано по-русски?». «По-русски». Я говорю: «Купи и нам». Он привез две книги. Ветхий Завет и Новый Завет. И мы стали читать. Полчаса читали, потом закрыли книги, и пауза. Она мне говорит: «Ты что-нибудь понимаешь?». Я говорю: «Ничего, а ты?». «И я тоже». Но с этого началось наше проникновение в мир Церкви, в Православие.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/13/yurij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010