Напрасно псковичи указывают на харатейные грамоты и крепости на земли и крестьян, данные церквам; грамоты эти „кроме их посадских людей даны были», а они „из каменных церквей тайно вынесли их и держат за собою в домех своих, о чем на них надзиратель Петропавловского собора со священниками во псковской канцелярии били челом, и видя они псковичи посадские люди свою неправость, во псковскую канцелярию крепости принесли, а харатейные грамоты за свинцовыми печатями у себя удержали, не знаемо для какого умыслу. Что касается до разорения некоторых церквей, то оно произошло не по вине епархиальной администрации и духовенства, а от других причин; в Домонтовой стене церкви и монастыри засыпаны землей в раскаты во время шведской войны, в других церквах складены всякие артиллерийские припасы, амуниция и бумаги псковской канцелярии, а иные церкви опустели от морового поветрия и пожаров. Напрасно также псковичи хвалятся своею заботою о благосостоянии церквей; они владеют церковными землями, а церквей не строят, и многие их церкви разорены и стоят без пения еще с морового поветрия; одни церкви развалились, у других растащена утварь, у многих сокращены против прежнего причты, а у некоторых и никого из священно- и церковнослужителей не имеется за недостатком руги. Так как псковичи ссылались в своей челобитной на старые грамоты, то и Рафаил постарался выставить в своем доношении равносильные аргументы, сославшись на грамоту 7200 г., данную одной псковской Пороменской церкви, по которой вотчинами этой церкви велено владеть протопопу с братией, и на указы св. Синода 1722 и 1723 гг. о том, чтобы старосты церковные подлежали отчетности в архиерейском доме. Указов этих псковичи не желали исполнять оттого, по его объяснению, что хотели скрыть воровство своих выборных старост, воровство очень немалое; наприм. в Пороменской церкви один староста украл церковных денег 48 р. 1 алт. и 4 ден., другой продавал ночною порою церковный хлеб, третий украл целый мешок церковных денег, в чем все они и были обличены по суду; старосты и надзиратели Архангельского собора, Спасской, Георгиевской и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Новое учение принимали целые приходы во главе с их священниками, а некоторые теряли своё звание при этом, так как новое учение провозгласило всеобщее священство и совершали богослужение учителя этого учения в качестве выразителей религиозных чувств общины. Все эти новые общины были проникнуты общей задачей борьбы с Римско-католической церковью и единством нового вероучения. Но это единство не мешало порождаться разным спорам между общинами, поэтому появилась потребность в общем правительстве, которое уладило бы эти споры. Но кому принадлежит решающий голос – новое учение не указывало; кто мог стать таким правителем – становилось насущным вопросом дня. Решён он был тогда сообразно тогдашним обстоятельствам тем, что власть разрешать эти споры была признана за монархами, принявшими новое учение. Были отысканы и основания такого решения; их было два. Первое состоит в следующем: долг каждого гражданина – содействовать устроению царства Божьего на земле всеми силами и так как владетельный князь имеет большую, чем все его подданные, то ему и должна принадлежать правительственная власть в церкви. На нём лежит обязанность иметь попечение о церкви и ему принадлежат права законодательные (jus reformandi). Другое основание состоит в следующем: князья монархи поставлены самим Богом устанавливать порядок, следовательно, на них лежит обязанность устанавливать правительственную власть в церкви. Решив вопрос о принадлежности власти монарху, пришлось определить объём представленной монарху власти в церкви. Так как каждый монарх образовал независимую церковную общину, то на него были перенесены все права, принадлежащие в Римско-Католической церкви папе и епископам, т.е. он получил всю полноту церковной власти. Таким образом. всякий монарх был объявлен главой церкви в своей стране (Summus episcopus caput ecclesiae). Этот титул удержан некоторыми европейскими государями до сих пор (так. например, английская королева, король Прусский. Шведский). Но монарх, конечно, не мог непосредственно осуществлять все свои права, поэтому он стал назначать вместо себя уполномоченных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

На нем лежит обязанность иметь попечение о церкви и ему принадлежат права законодательные (jus reformandi). Другое основание состоит в следующем: князья монархи поставлены самим Богом устанавливать порядок, следовательно, на них лежит обязанность устанавливать правительственную власть церкви. Решив вопрос о принадлежности власти монарху, пришлось определить объем представленной монарху власти в церкви. Так как каждый монарх образовал независимую церковную общину, то на него были перенесены все права, принадлежавшие в Римско-Католической церкви папе и епископам, т. е. он получил всю полноту церковной власти. Таким образом всякий монарх был объявлен главой церкви в своей стране summus episcopus, (caput ecclesiae). Этот титул удержан некоторыми европейскими государями до сих пор (так, например, Английская королева, король Прусский, Шведский). Но монарх, конечно, не мог непосредственно осуществлять все свои права, поэтому они стали назначать вместо себя уполномоченных. Так как ближе к церкви стояли пасторы, то короли их среды и выбирали своих уполномоченных; например, пасторам часто поручалась визитация церквей или другие поручения. По исполнении возложенного на уполномоченного поручения он представлял королю доклад. Эти лица получили названия суперинтендентов (перевод греческого слова επιςκοπος). Свои поручения суперинтенденты исполняли или единолично, или при участии других чиновников, в городах с участием магистрата. Совокупность лиц, исполнявших отдельные поручения современем, превратились в постоянное учреждение – консисторию. Консистории постепенно учреждались во всех протестантских землях. Монархи представляли консисториям некоторые из своих прав, так наз. jura vicarial, а часть прав так наз. jura extraordinaria оставляли за собой. Члены консистории назначались или исключительно монархом, или монархом и магистратом вольных городов или дворянским сословием и монархом. Везде консистории действовали только в силу прав и полномочий, представленных им монархами. Такой порядок, когда монарх признавался высшим правителем в церкви вследствие перенесения на него власти папы и епископов, наз.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

На колокольне старинный, шведский колокол весом около 30 пудов. Колокол, говорят, висел на башне конторы кирпичных заводов, устроенных Петром I для созывания рабочих; контора находилась на другом берегу Невы, где теперь фабрика Варгуниных. По рассказам других, колокол вырыт из земли при постройке каменной церкви, на месте коей, по преданию, была шведская кирка. Метрические записи имеются при церкви с 1750 года. Причт до 1760 года состоял из двух священников, диакона и двух причетников. С 1760 по 1842 гг. при здешней церкви был один священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1842 года опять два священника. С учреждением церкви в Смоленской слободе здесь опять один священник. Причт сперва содержался казенным жалованьем от кирпичных заводов и доброхотными даяниями прихожан. В последнее время это жалованье состояло из 105 руб. 45 коп. в год на весь причт, не исключая и сторожа. После основания Фарфорового завода причт стал получать из заводской конторы 147 руб. 32 коп. в год, в том числе и на просвирню. В 1854 г. сделана прибавка на другого священника и жалованье причта возрасло до 179 руб. 97 коп. Когда устроен был в 1825 г. Александровский чугунный завод, причт стал от этого завода получать 114 руб. 28 коп.; кроме этого, пользовался от завода экипажем с лошадью и кучером. С учреждением на Александровском заводе особой церкви и причта жалованье причту фарфоровому прекратилось. В 1802 году вследствие указа о наделе причтов землею общество Смоленской-Ямской слободы, вместо земли, положило 50 руб. на весь причт ежегодно. Кроме этого, причт пользуется 97 руб. 44 коп. в год, т. е. процентами с капитала в 2430 руб. Причт помещается в четырех духовных церковных домах, стоящих на земле Фарфорового завода; из них 2 каменных и 2 деревянных. Три дома построены на церковные суммы, с пособием от прихожан, а 4-й куплен у вдовы священника Алексеева. Приход составляют рабочие на фарфоровом и на других соседних заводах. Прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., муж. пола 989 и жен. 984. В приходе существуют две школы: приходская, с курсом первоначального обучения, и техническая, для обучения мастеровых. Крестный ход бывает 20 июля вокруг селения, в память холеры 1848 года.

http://sobory.ru/article/?object=34534

Государственное законодательство России относительно евангелическо-лютеранской церкви, в постепенном своем развитии, тесно связано с историей протестантизма в России, где отдельные общины стали образовываться уже с 16 века, в виду свободного доступа туда лицам нового вероисповедания, гонимым на родине. Еще Борис Годунов и его ближайшие преемники стали приглашать на службу за жалованье иностранцев различных вероисповеданий, а при Петре I для этой цели посылались заграницу даже особые комиссии, благодаря чему вскоре образовались целые общины. С присоединением Прибалтийского края в состав России вошли сложные учреждения евангелическо-лютеранской церкви в виде 12 консисториальных округов. Первоначально для руководства им Петр оставил положения шведского права, которое уже привилось там, распространяя круг действия своего по мере того, как земли эти присоединились к Швеции. Но эта то постепенность присоединения отразилась и на внутреннем устройстве и характере деятельности отдельных консисторий, которые сохраняли некоторые отличные друг от друга черты, вследствие чего ни в том, ни в другом не было единства, и нередко возникали серьезные споры по духовным делам. Для разрешения всех подобного рода неудобств и недоумений, и развития, и утверждения правового порядка, был учрежден вскоре отдел при Юстиц-Коллегии, затем выделившийся в самостоятельную Коллегию Эстляндских и Лифляндских дел; она должна была ведать духовные дела лютеранской церкви, издавать по этим предметам новые законы и разъяснять существующие. С учреждением министерства предметы ведения этой коллегии были отнесены к компетенции Министерства Юстиции, хотя, по существу своему, более подходят под ведение Министерства Внутр Дел или Народного Просвещения, или же самостоятельного министерства Духовных Дел, каковое действительно было учреждено в 1817 г., но существовало только до 1824 г. В настоящее время для управления духовными делами инославных исповеданий существует особый департамент в составе Мин. Внутр. Дел. – Разность отдельных консисториальных округов замечена была еще Коллегией и тогда-же создана была необходимость собрания всех законов, относ. до лютер. церкви для установления единства в деятельности различных учреждений, сия мысль эта приведена в исполнение лишь в первой половине настоящего столетия, внесением в XI том Свода Законов особого устава св.-лют. церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Однако всякая пропаганда протестантства у нас была строго запрещена. Во внутренние дела протестантских общин правительство наше вообще не вмешивалось. Даже после покорения при Петре Великом губерний Эстляндской и Лифляндской, оно никаких распоряжений по устройству протестантской церкви не сделало, предоставив ей руководствоваться прежними узаконениями, изданными шведскими королями, и ограничилось тем, что поручило высший надзор за делами лютеран Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел. – В 1805 г.. вследствие беспорядков в управлении духовными делами протестантов, повелено было Юстиц-коллегии составить новый церковный лютеранский устав, который был издан под названием «литургического учреждения». В 1810 г. было учреждено главное управление духовными делами иностранных исповеданий, распространившее сбои действия и на дела протестантов. Но так как во внутренней жизни протестантских общин часто происходили несогласия и беспорядки, указывающие на отсутствие центрального церковного органа, то правительство, в виду интересов самих протестантов, пришло к заключению о необходимости учредить в России для евангелического вероисповедания епископское достоинство и евангелическую государственную генеральную консисторию, которой должны быть подчинены все консистории. Назначение епископа состоялось вскоре после издания указа 20 июля 1819 г. об учреждении генеральной консистории; проект же устава евангелическо-лютеранской церкви в России был составлен лить в 1831 г., а утверждён и введён в действие в следующем 1832 г. Устав этот, 77 составленный по тщательном обсуждении и заключающий в себе собрание постановлений, издавна имевших силу в евангелическо-лютеранской церкви и почти повсеместно соблюдавшихся в Европе, встретил общее сочувствие всех протестантов как у нас в России, так и заграницей. §49. Современное устройство евангелическо-лютеранской церкви в России Для общего заведывания делами евангелическо-лютераиской церкви в России существует в С.-Петербурге евангелическо-лютеранская генеральная консистория, представляющая собою высшее центральное учреждение евангелическо-лютеранской церкви в России и состоящая из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных членов евангелическо-лютеранского исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Н.И. Полетаев Глава V. История Славено-Русской церкви от начала оные до настоящего времени (рукопись) Мысль об этой истории у Евгения; начало и продолжительность работ над нею. Ее различные редакции, источники и пособия. Подробная передача содержания Истории Славено-Русской церкви. Ее научная ценность. Предшествующее и современное м. Евгению состояние русской церковно-исторической науки. Условия, при которых работал Евгений над своею «Историею». Под выписанным заглавием, в библиотеках Киево-Софийского собора (за 158) и С.-Петербургской духовной академии (за 254) хранится рукописный, только почти начатый, труд преосв. Евгения, доведенный им до конца XI стол. Не иначе, как об этом труде сам автор упоминает в своей автобиографии, помечая в числе неизданных своих сочинений «Историю российские церкви» и добавляя, что «она не окончена» (Сл. светс. пис., его. 15). Когда начал и когда перестал Евгений работать над «Историею», с точностию определить трудно. Категорическое заявление г. Сперанского, имевшего под руками одно лишь «Введение» в историю, что составление последней относится к 1803 г. 602 , не заслуживает и опровержения, так как в самом же «Введении» есть ссылки на русский перевод шведской истории Далина (примеч. 11 и 16), сделанный в 1805–1807 г.г., и на 3 и 5 ч.ч. Шлецерова «Нестора» (примеч. 35, 40 и 42), вышедшие в свет в 1805 и 1809 г.г. Стало быть, ранее 1809 г. наш историк и не мог приняться за свою любимую работу. Но и этот год мы не вправе принять, как ее начальный год, так как в самой «Истории», Сперанскому неизвестной, именно, в примеч. 58 и 59 (§ 32 – по первой редакции) преосв. автор цитует III и IV ч.ч. «Истории российской иерархии», появившиеся в 1811 и 1812 г.г., и «Вестник Европы» за 1810–1812 г.г. (§ 56 – по остальным редакциям). В частности, он цитует 14 этого журнала за 1812 г. Так. обр., чтобы начать писать свое сочинение, Евгений должен был иметь уже под руками все перечисленные пособия и засесть за него не ранее конца 1812 или начала 1813 г., в Вологде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

10.03.2021 Гаванская встреча подняла тему гонений на христиан на общемировой уровень, – Владимир Легойда Встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване (Куба) в феврале 2016 года сразу же стала исторической, т.к. утвердила тему гонений на христиан в XXI веке в качестве одной из наиболее значимых в мировой повестке, об этом сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Многие годы… 20.02.2021 Работника склада в Швеции уволили из-за отказа снять на работе крестик 28-летний Джордж Таннури, работавший на складе к северу от Стокгольма (Швеция), был уволен из-за отказа снять на время работы нательный крестик. Ckлaд Zalando haxoдumcя в Кунгсенгене к северу от шведской столицы и принадлежит международной koмnahuu Ingram Micro. По правилам этой компании работникам разрешено, например, носить хиджаб, а вот христианские символы, почему-то, нет, даже если они скрыты одеждой, сообщает… 19.02.2021 Загадки дела об изъятии церковных ценностей. За веру или за политику расстреляли митрополита Вениамина? «Разве новомученики пострадали за веру? Да их же всех осуждали по политическим статьям!» Этот аргумент все чаще звучит сегодня в спорах о судьбах верующих в СССР. 05.02.2022 Преследования христиан только усугубляются в тех странах, где их меньшинство, – Владимир Легойда В странах, где христиане составляют меньшинство, в частности в ряде африканских государств, их преследование продолжает усугубляться, на это указал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Кровавые картины настоящего геноцида современных христиан в странах Западной Африки, а также в Нигере, Камеруне, Чаде, Нигерии и других странах радикально диссонируют с «озабоченностями»… 30.12.2020 В Русской Церкви призвали к созданию межхристианского альянса для защиты верующих в Африке Для защиты верующих в Африке, которые сегодня подвергаются невероятным гонениям, необходимо создать альянс из христианских Церквей и организаций, с таким призывом выступил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. – Хотел бы от имени Русской Православной Церкви призвать к альянсу все заинтересованные силы, в первую очередь, христианские Церкви и организации, чтобы встать на защиту…

http://foma.ru/tag/goneniya

Но когда Святейшим Патриархом избран был Алексий I, большинство из оставшихся в живых правых оппозиционеров (почти все они погибли в 30-е годы) воссоединились со священноначалием Русской Церкви. В сущем сане принимались через покаяние и клирики, присоединяемые из Русской Зарубежной Церкви, пока не восстановлено было полное каноническое общение с нею. Таким образом, исходя из буквы и смысла канонов, а также исторических прецедентов, можно сделать следующие выводы: присоединение в сущем сане возможно лишь при присоединении чрез покаяние по третьему чину, минимально необходимым условием которого должно быть сохранение преемства апостольских рукоположений. Оно невозможно при присоединении из общин, где его нет (как у кальвинистов или самосвятов), где оно формально есть, но не вытекает из принятой экклезиологии (англикане, шведские лютеране). Никакая икономия не в состоянии небывшее сделать существующим. Тем более что в этом нет нужды: кающихся «клириков», не имеющих действительного рукоположения, можно «перерукоположить», если они того достойны. В тех же случаях, когда в общинах, из которых вышли клирики, апостольское преемство рукоположений сохранено и догматически принимается православное учение о священстве, суд как над персонами, так и над отделившейся общиной принадлежит самой Церкви. И еще важно подчеркнуть, что этот суд совершается не иначе, как в границах собственной юрисдикции. При пересечении этих границ все решения вторгающейся в чужие пределы и тем самым мародерствующей церковной власти незаконны, недействительны и ничтожны, а само такое вторжение составляет уже церковное преступление, подлежащее церковной ответственности и суду. Что же касается канонизации лиц, пребывавших в расколах и отделении от законного священноначалия, то, как известно из истории Русской Церкви, когда в 1990-е гг. при подготовке канонизации новых мучеников и исповедников встал вопрос о том, можно ли считать некоторых из них таковыми в строго церковном смысле, иными словами, существует ли возможность церковного прославления тех, кто завершил свою земную жизнь вне канонического общения с законным священноначалием, сделан был вывод о возможности канонизации тех архиереев и клириков, кто пал жертвой репрессий, находясь в отделении от Заместителя Местоблюстителя, но не переставая признавать главой Церкви заточенного Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и не пытаясь образовать иной, параллельный церковный центр.

http://bogoslov.ru/article/6171932

Преследование еретиков со стороны государств в XVI веке не было одобрено некоторыми членами православной церкви; другие, напротив, доказывали, что государство должно преследовать еретиков; первые не одобряли даже тех иерархов, которые дозволяли государству преследование еретиков. Государство руководилось решительными запрещениями еретиков и раскольников и преследовало их; 4) государство во 2-й четверти XVI века предоставляло переселившимся и призванным из-за границы протестантам разных вероисповеданий свободу вероисповедания и богослужения с правом устроения храмов, вызовов пасторов из-за границы. В XVII веке протестантские общества были дозволены в Москве, Архангельске и Астрахани; 5) государство дозволяло последователям Армяно-Грегорианской религии иметь храмы с свободным отправлением богослужения в Астрахани; 6) государство недоверчиво и колебательно относилось к духовным лицам Римско-Католического вероисповедания; оно дозволяло в некоторых местах лицам Римско-Католического вероисповедания иметь храмы; 7) государство решительно запрещало пропаганду в России между населением и преследовало как распространение, так и уклоняющихся в иную веру. В Новой России отношения видоизменились под влиянием территориальной системы германской и шведской. Эта система сделалась известной в России через сочинения Томазия Пуффендорфа и Лейбница, через законодательные акты Швеции. Петр I признал за собой право и даже обязанность вводить реформу в устройство церкви и издавать законодательные акты о церкви частью самостоятельно, а частью с соглашения церковной власти, или поручал Сенату, но при своем соучастии. В единственном случае в учреждении Синода взамен патриаршества, Петр решил войти в соглашение с патриархами Восточной церкви, желая их согласия, хотя он все раньше сам составил; ясно, что он хотел этим придать большее значение новому учреждению. Он приказал в регламенте Синоду рассмотреть все высшие интересы церкви, предоставил право дополнять регламент новыми правилами, но с его согласия; учредил постоянный надзор за Синодом в лице должности обер-прокурора Синода, как стряпчего дел государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010