О народе же лишь изредка говорили что-нибудь в книгах: " Записки охотника " Тургенева, рассказы Толстого, " Мужик Марей " Достоевского, Глеб Успенский, потом Горький, Чехов, немного Бунин, Гусев. Но народ наш совершенно не знал этой литературы. И только теперь, в наше время, стали писать авторы из народа, о народе и для народа. И вдруг мы, интеллигенты, неожиданно увидели целый живой мир там! Оказалось, и у мужиков и баб страсти и нежная любовь, страдания и счастье, борьба и победы, грехи и чистота, грубость и благородство души, вера и сомнение, разбой и жалость к преступникам, искание правды и терпеливое примирение с бедностью, горем и людским насилием, печаль-тоска и разудалое веселье, бунт и терпение, темнота и стремление к знанию, жалость, а еще более милосердие, себялюбие, а больше жертвенность. Все человеческое, и такое подчас глубокое, тонкое, деликатное, что умиляешься. Да, мы знаем и странное в нем. Например, моя нянька Арина, помогавшая нашей многодетной матери выпестывать детей, терпела смертные побои от мужа - пастуха Василия, уходившего чуть не на полгода с чужими овцами в степь. На вид симпатичный блондин, он почему-то всегда хмуро молчал, как я помню его: мы потом жили в его избе. Или Арина была виновата неверностью, или еще что, но у нее рубцы от его побоев перекроили все лицо... Потом началась великая революция, и она в ссоре зарубила его топором. Сослали на каторгу... А нянька она нам была хорошая, и мы ее любили и считали за родную. Дочка ее Анюта была смиренная, как ангел. Получала же от нас, кроме пищи, кажется рубль или полтора в месяц. По три копейки в день... Мой брат, мальчик Александр, загоревшийся желанием иметь собственные деньги, месяцами ходил чистить и выпалывать " среднюю " и " низкую " дорожки - по 7 копеек за 10-11 часов работы, да еще на " своих хлебах " . Правда, и цены на все были невысокие... А крепостные работали, разумеется, за землю. Дворовые же получали кроме бесплатного помещения еще " месячные " . Например, на моей уже памяти наша семья получала 2 пуда муки, полмеры пшена, керосин и соль; и, вероятно, солому и сено для коровы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Мы сейчас этих детей привозим в Россию для того, чтобы, во-первых, изготовить для них качественные протезы, а во-вторых, чтобы они прошли курс интенсивной реабилитации. Сейчас в Москве находится пятеро таких детей, каждый из которых получает очень высококвалифицированную помощь. А отобраны эти дети Антиохийской Православной Церковью и курирует весь проект Русская Православная Церковь и лично Святейший Патриарх Кирилл. Если говорить о детях, которые потеряли руки или ноги, или одну руку и одну ногу, то там речь идет об очень комплексной реабилитации, потому что недостаточно ребенку просто заменить конечности. Его надо научить пользоваться этой искусственной конечностью так, как будто бы она была настоящей, нужно научить адаптироваться к этой новой реальности. Очень часто у детей, которые потеряли конечности, начинается искривление позвоночника. Все это необходимо выявить и всем этим занимаются наши замечательные врачи. Е. Грачева: Владыка, продолжая тему семьи и детей в нашей стране. По последним исследованиям, которые провел Левада-центр, 84 процента россиян собираются заводить детей, а вот почти каждый десятый — 9 процентов — осознанно планирует остаться бездетными. Это, по-Вашему, много или мало? Как Вы относитесь, владыка, к такой честной позиции, то что на Западе называется чайлдфри — нежелание продолжить свой род? Митрополит Иларион: Я хотел бы уточнить те цифры, которые опубликованы. 27 процентов россиян хотят иметь одного ребенка, 55 процентов хотят иметь двух или более детей, еще 7 процентов хотят иметь детей, но затруднились с ответом, сколько, и 9 процентов сказали, что они хотели бы остаться бездетными. Я думаю, что в целом это хорошая статистика, потому что это значит, что более половины россиян хотят иметь двух или более детей. Это очень естественное и здоровое желание человека — иметь детей для того, чтобы продолжился род. Но если говорить в целом о бездетности, то причины, по которой эти 9 процентов ответили, что они не будут иметь детей, могут быть здесь самые разные. Я как монах и как епископ не имею права иметь детей. Но еще раз повторю: цифра в 55 процентов тех, кто хотят иметь двух или более детей, эта цифра обнадеживающая. Вопрос в том, насколько более. Если 55 процентов наших людей будет иметь только двух детей, то наше народонаселение будет сокращаться очень резко, если трех или более детей, тогда оно будет сокращаться менее резко. И только если каждый из этих 55 процентов захочет иметь четырех детей или более, только тогда у нас будет демографический рост. Об этом тоже нельзя забывать.

http://pravoslavie.ru/126746.html

Скачать epub pdf Церковь и семья О любви Меня очень огорчили слова моего супруга о том, что стяжавший любовь Христову человек любит всех (проливает кровь своего сердца) одинаково: супругу, дочь, мать и бомжа на улице, пьяницу, блудницу... Если супруги одна плоть, то как могут этой плотью стать окружающие нас люди? Мне думается, что следует учиться сострадать ближним, но не так, как мы страдаем за детей, за родителей своих по плоти. Объясните мне, пожалуйста, чему учит нас Господь. Господь сказал, что мы должны любить ближних, как самих себя ( Мф.22,39 ). Но это идеал, к которому можно идти постепенно. Надо начинать учиться любви с тех, кто близ нас,– то есть с семьи, расширяя ее круг. А любовь ко всем, в том числе к врагам,– это состояние особой благодати Духа Святого. Обычно те, кто, еще не очистившись от страстей, говорят об одинаковой любви ко всему человечеству, прячут под этим свое невнимание к родным. Мне непонятно, как я могу возлюбить ближнего, не общаясь ни с кем, а только здороваясь. Единственное время дня с людьми – в трапезной храма. Но и здесь избегаю сказать в разговоре что-то свое, считая это своеволием и тщеславием. Духовная любовь к людям – это дар Божий. Поэтому надо молиться, чтобы Господь дал нам духовную любовь. Ведь Бога мы тоже не видим, однако спасение без любви к Невидимому невозможно. Если мы любим Бога, как Отца, то будем одновременно чувствовать любовь к Его детям. Мы молимся об упокоении людей, которых тоже не видели и не общались с ними, но молимся из-за сострадания к ним, а в сострадании есть частица любви. Святым явственно открывалось, что каждый человек есть образ Божий, и они любили человека как образ Божий. В этом тайна христианской любви к врагам. Как я сказал, надо просить у Бога дар любви, но, Б то же время, готовить себя к получению этого дара тем, чтобы усердно молиться за людей, как знакомых, так и незнакомых Вам. Мне 72 года. Живу один. Правильно ли я поступил, отказавшись поселить у себя на несколько недель незнакомого послушника? Считаю, что это будет отвлекать от стремления учиться и укрепиться жить внутренне, то есть в возможно большем памятовании и предстоянии пред Богом. Или же любовь к людям, как важнейшее, требовала иного?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Юстиниан был не из тех людей, которые прячут своих возлюбленных в уставленном розами будуаре. Тот дух солидности, который преобладал в нем, придавал ему силы, заставил его принять решение и жениться на Феодоре. Этот дух чистосердечия и решительности, который сделал его великим человеком, способствовал тому, что Юстиниан одержал победу там, где более слабый человек потерпел бы катастрофу. Задачей Юстиниана было взять дочь Акакия, знаменитую проказницу греческого комического театра, и ввести ее в великий Константинопольский дворец в качестве почитаемой супруги его будущего правителя. Первым человеком, с которым следовало посоветоваться, был, конечно, император. Благоговение, с каким Феодора взирала на фигуру самодержца Цезаря Юстинуса, благочестивого, победоносного и августейшего, отнюдь не разделял сам Юстиниан, для которого старый господин был дядей Юстином. Старик, который был настоящим светским человеком и мог с трудом нацарапать свое имя, вероятно, не стал бы очень сильно возражать, вздумай Юстиниан ввести свою куртизанку в императорский дворец. Но если речь идет о законной супруге, надо посоветоваться с императрицей Эуфемией. Много лет назад, задолго до рождения Феодоры, старый Юстин (тогда он был молодым Юстином) вместе с двумя товарищами покинул родную деревню Бедериана близ Ускуба. Это был обычный жребий всех младших отпрысков, для которых на родине не нашлось земли. С сумками на плечах они прошли около четырехсот миль по горам и равнинам до золотого града Константинополя. Люди такого сорта всегда требовались в императорскую гвардию. Тридцать лет Юстин, одетый в серебро и сталь, простоял навытяжку в присутствии императора, а все свободное время проводил в праздности или играл в кости с себе подобными в передней императорских покоев. Он дорос до начальника императорской стражи и стал сенатором. Но пальцы его так и не приобрели надлежащей ловкости в письме; от него не было никакой пользы, если требовался умный совет или составление документа. Хотя сам Юстин так и не стал образованным человеком, он хорошо понимал преимущества образования. Он был не так глуп, чтобы терять время на приобретение даров, которыми по возрасту уже не смог бы воспользоваться. В его голове созрел лучший план. Его сестра Вигиланция была замужем за человеком по имени Саббатий, который жил в соседней деревне Дардании в Таурезиуме. У нее было двое детей – Петр и Вигиланция. Юстин послал в деревню за мальчиком Петром. Старый гвардеец, а ныне аристократ и сенатор имел кучу денег. Петр получил образование, какое Юстин дал бы собственному сыну. Все лучшее, что можно было купить за деньги, и все, что мог произвести Константинополь (в те времена лучшее в мире), сформировало ум и характер Петра. Никогда еще образование не имело дело со столь благодарным человеческим материалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

При этом азиатском образе жизни, без руководства церкви слуги караимов и армян остаются христианами только по названию. Не согрешу, если скажу, что русские евреи, которым закон явно запрещает иметь христиан в услужении, в религиозном отношении менее могут быть вредны православным своим слугам, чем караимы и армяне. Эти последние хитростью, намеренно и постоянно осуждают в слугах своих все русское, и под разными предлогами непременно удаляют их от исполнения, как бы то ни было, православных обрядов: в два года не было примера, чтобы совершаема была церковная треба теми слугами. От женщин, служивших по несколько лет у караимов и армян, а равно и в великую Четыредесятницу, как духовник, я удостоверился в нижеследующем: а) караимы, а часто и армяне не позволяют держать русским своим наемникам св. икон в доме. По этому случаю, когда они молятся на открытом дворе, толпы домочадцев смеются над ними, как над безумными: приказчик, по сему же запрещению, прячут свои иконы в погребах и там молятся. Это однажды и было причиной, что сгорела в Армянске караимская лавка от лампады, бывшей в погребе. б) Этим бедным и беззащитным наемникам хозяева позволяют ходить в церковь один раз в году, когда они хотят говеть, и то на три дня, не более; в остальные же православные праздники на них с умыслом налагаются необходимые яко бы работы, домашние на женщин, а торговля на мужчин, в лавках и на базарах; но многие из этих слуг беспечны рады, что за ними нет надзора: эти и вовсе не говеют. Армянские же жены, кроме того, идя в церковь свою, принуждают идти с собой и русских слуг, якобы по обычаю армянскому. Говорят, что это последнее обстоятельство было причиной того, что одна русская девка, нежелавшая ходить в армянскую церковь и за то угнетаемая, утонула в колодце с отчаяния. в) Караимы и армяне христианской своей прислуге не готовят в доме особой пищи, хотя и разглашают противное; а поэтому русские у них вовсе не держат не только малых постов, но даже и св. Четыредесятницы, и волей неволей празднуют субботы, праздники и посты евреев и треклятых армян, уверивших русских слуг, что то все равно и Бог и простит, и, наконец, были такие случаи, что русские девки, обольщаемые и угнетаемые, рождали незаконно детей, от союза с иноверцами. Караимы, в таком случае, поспешно сбывали с рук живых свидетелей их беззаконной жизни какими-либо тайными путями. Разведав обо всем этом осторожно и положительно, я старался действовать на заблудших увещаниями и наставлениями в пастырском духе, отделял говевших отщепенцев от верных, поучая их в церкви молитвам и вере, обличал, запрещал, умолял с терпением. Но при этом только больше уверился, что стадо караимских и армянских слуг много предубеждено против православных; мало меня понимает, мало понимает наши службы; все говорит по-татарски лучше, чем по-русски, и, будучи чисто душевным, а не духовным стадом, тяготится продолжительной службой четыредесятницы до такой степени, что проводит часы говения не в храме, а вне его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

все столы. Не потребность в звезде пусть еще, но уж воля благая в человеках видна издали, и костры пастухи разожгли. Валит снег; не дымят, но трубят трубы кровель. Все лица как пятна. Ирод пьет. Бабы прячут ребят. Кто грядет – никому непонятно: мы не знаем примет, и сердца могут вдруг не признать Пришлеца. Но, когда на дверном сквозняке из тумана ночного густого возникает фигура в платке, и Младенца, и Духа Святого ощущаешь в себе без стыда; смотришь в небо и видишь – звезда. Дети молчат, я молчу. Знаю, что сейчас они переварят первое впечатление, а потом начнут задавать вопросы. Начинает, как всегда, сын: – Мама, а почему они все покупают? – Потому же, почему мы сейчас печем пряники. Чтобы праздновать Рождество Христово, радоваться и быть вместе. Только многие при этом не осознают, что празднуют. – Как это? Рассказываю про Новый год и Рождество, про Советскую Россию, про веру, которую гнали, а она продолжала жить. Говорю про Рождество в Соловецком лагере и пересказываю в общих чертах пронзительный рассказ Варлама Шаламова о литургии в колымском лесу. Старшая дочка напряженно раздумывает, а потом резюмирует: – То есть Рождество такой важный праздник, что его отмечали даже там, где плохо? – Ты права! Это начало нашей надежды. Иногда люди этого не знают – их не учили, они не бывали в церкви, не читали Евангелие. Но они чувствуют. И великий поэт Иосиф Бродский разглядел это. Увидел сквозь суету и толкотню, сетки, сумки, авоськи, кульки. Можно увидеть в толпе, осаждающей прилавок, пустоту, а можно – стремление к Истине Видите, как интересно: можно увидеть в толпе, осаждающей прилавок, пустоту, а можно – стремление к Истине. Он ведь так и пишет: «Пустота. Но при мысли о Ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда». О Ней – значит о Богоматери. А дальше – смотрите: «Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо». Что за Ирод у Бродского в стихотворении, он же пишет о современной ему Москве? Это сложный вопрос. Я почти слышу, как у детей в головах скрипят колесики, вращая мысли.

http://pravoslavie.ru/158022.html

Дмитрий для Антоний12 ноября 2021, 02:12 16 ноября 2021, 10:32 Поддерживаю! И добавлю, что уже давно наша Церковь осудила использование человеческих эмбрионов в медицине на Архиерейском Собор 2008 г., и Поместный Собор 2009 г. подтвердил это осуждение. Использование человеческих эмбрионов для достижения земных благ абсолютно безнравственно. Церковь не может найти оправдания использованию человеческих эмбрионов в медицине и в том случае, если, возможно, от препаратов из клеточных линий эмбрионов некто будет получать пользу для здоровья. Это являет пример вопиющий безнравственности. Наталья 14 ноября 2021, 13:25 Почему принуждают? Почему не говорят, что если христианин сомневается, то он должен поступить по библейски - взять пост и молиться, чтобы Господь вразумил? Нет Божьей любви в разделении и принуждении Наталья 14 ноября 2021, 13:17 Простите, что значит не до богословия? Это значит не до проповеди о Христе? И кто сказал, что умирают только непривитые? Это неправда! Антоний 12 ноября 2021, 02:12 P.S. " Поэтому позиция людей Церкви, которые выступают за вакцинацию, основана на многолетнем, в том числе церковном опыте, а позиция людей, которые выступают против вакцинации, как правило, основана на разного рода мифологии " . Святитель Иннокентий (Вениаминов) не был сторонником использования изъятия клеток нерожденных детей для использования в биореакторах, как это делается сегодня в производстве вакцины " Спутник " и ей подобных. " Записку о детском воспитании " святитель оставил, а учение о допустимости использования эмбриональных клеточных линий - нет. И пока не будет единства всей Церкви в этом вопросе, люди будут умирать. Убивает не вирус. Убивает неопределенность с HEK-293! Антоний 12 ноября 2021, 01:28 Только ответа на самый главный вопрос нет: как быть с тем, о чем кричит вся Православная Русь?! Как быть с тем, что единственная вакцина, которую навязывают нам, сделана с применением эмбриональных клеток HEK-293?! Папа Римский сработал оперативно - благословил свою паству принять вакцину и выжить. У нас же разброд и шатание: ОВЦС везет " Спутник " по всему миру по благословению Патриарха, круглый стол в СДА признает " Спутник " допустимым, Патриаршая комиссия по вопр. семьи - недопустимым, " Сорок Сороков " - " причастием сатаны " (эти слова прозвучали в прямом эфире " Спаса " и тоже не были опровергнуты Церковью). Куда девают этичные вакцины - загадка. Словно прячут. Вот она, беда из бед!

http://pravoslavie.ru/142819.html

Слушать Евангелие именно так, как жаждущий пьет воду, можно и в храме за литургией, и в группах, и наедине, дома, на природе. Это не секретное тайное знание, которое где-то прячут и которое зарезервировано для элиты или посвященных. Оно для всех, кто готов его слышать. Убить эгоизм и оживить трупы Специфика именно христианства: 27 книг Нового Завета составляют не Евангелие, а Послания — письма, которые Апостолы писали конкретным людям, отвечая на конкретные вопросы. Эпистолярный жанр стал жанром священной книги — и это уникально. Христианство питается не трактатами, катехизисами и доктринами (хотя все это важные вещи), а живыми письмами. В Евангелии от Иоанна одно из ключевых слов — жизнь. В русском языке это одно слово, в греческом таких слов три: «биос» — животная жизнь, «зое» — более полная жизнь, и «псюхе». При переводе на другой язык значения слов не всегда совпадают, как не совпадают две рыболовные сети — где-то между ячейками останется зазор. Именно в этих зазорах и возможно «короткое замыкание». Для многих удивительны слова «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Мк 8:35). Здесь слово «душа» означает слово «жизнь», и использовано слово «псюхе». Это — жизнь моего эго. Во мне живет кто-то, кто время от времени становится очень жадным, недовольным, кто раздувается, как лягушка, превращающаяся в вола. Душно от этого становится и мне, и ближнему. Вся проблема в нашем раздутом эго, и тот, кто умертвит его, тот исцелится. Есть и другое «я», не зацикленное на потреблении, способное принять жизнь, делиться, радоваться. Когда ты встречаешь таких людей, и особенно детей, ты видишь в них эту жизнь — «зое»: жизнь в полноте, жизнь вечную, то, о чем говорится «жизнь жительствует». Евангелие как неслыханная новость — это весть о смерти эго (и это относится не только к отдельным людям, но и группам, которые должны умереть, так как стали замкнутыми сектами) и рождении «зое». У французского психолога Франсуазы Дольто я встретил термин, который можно перевести примерно как «живой труп». Когда ты просто выживаешь, иссякают жизненные силы. Вопрос в том, где их наполнить. Это серьезная проблема, не связанная с физическим здоровьем. В храм приходят здоровые люди без воли к жизни. Общество потребления живет пустотой, волей к небытию. Новости ничего, кроме нигилизма и цинизма, не воспитывают. И именно Евангелие как противоядие от пустоты, как слово, несущее заряд жизни, является лучшей вакциной от привыкания и усталости.

http://blog.predanie.ru/article/30-let-v...

Если бы можно было быть уверенными в том, что предписания архиепископа Евлогия будут соблюдаться, что несовершеннолетних больше не будут селить в монастыре, что там не будут отныне принимать трудников или трудниц с детьми, тем самым исключив возникающую со временем проблему противоборства с теми из них, кто не хочет оставаться в обители, то такое решение можно было бы принять: каков бы ни был из себя архимандрит Петр, но монастырь для него – дело жизни, где как не здесь и доживать старику свой век. Но уверенности в готовности соблюдать распоряжения владимирского владыки нет никакой (с чего бы это вдруг отец Петр стал таким послушным, если еще вчера делал исключительно то, что считал нужным?), особенно до тех пор, пока не разрешена коллизия с так называемыми скитами – формально не принадлежащими монастырю, но фактически находящимися в его пользовании загородными домами, где при необходимости можно спрятать кого угодно, и проникнуть туда без разрешения старца до сих пор было нельзя. В ските прятали Ольгу Кочанову, там же доныне прячут Алевтину Теленкову (взрослая девушка не хочет уходить из монастыря, но это не причина не давать ее родным встретиться с ней: даже если она тому всячески противится, настоящий старец должен был бы уговорить ее сделать это во имя уважения к родителям), в ските, возможно, находится и бывший ученик православной школы-пансиона в Суздале Рома Корень (во всяком случае, до его классной руководительницы дошли такие сведения) и десятки других детей – если следственные органы не займутся вопросом " скитов " , все их усилия бессмысленны. Однако священник Виталий Рысев, поднявший тревогу в прессе после побега из Боголюбского монастыря Виктории Сариной и Светланы Кузнецовой в октябре этого года, полагает, что у правоохранительных органов самые серьезные намерения. " Идет серьезное расследование, – сказал он " Ежедневному журналу " , – потерпевшими признаны семь человек, в то время как в прошлом году речь шла об одной Вале Перовой " .

http://religare.ru/2_80660_1_21.html

– Сейчас люди огораживаются потому, что время неспокойное, всякие бандиты шастают. А забор все же какая-никакая защита. Да и от любопытных глаз подальше… Вот и соседи наши, тоже люди небогатые, а забор поставили… – Дались вам эти заборы! – возразил Андрей. – И чего у нас красть, Ксюша? Старый велик да косилку? Им есть чего прятать, вот они и прячут... Боятся они друг друга. Вообще боятся, понимаешь? А когда боишься, хочется спрятаться, верно? – засмеялся и запел: Выглянул месяц и снова… Спрятался за облаками… Спрячь за высоким забором девчонку, Выкраду вместе с замками!.. Взял удочку и направился к озеру. По дороге разглядывал соседские приусадебные участки. И правда, практически все загородились. Кто металлическими евролистами, а кто из привозных блоков соорудил. Оглянулся на свой зеленый ажурный заборчик и пробивающиеся сквозь прутья свечи цветущей сирени. Ее сажала мама. «Вон как поднялась, выше забора…» На углу у озера стоял дом Николая Ивановича. Домик он соорудил, как сам рассказывал, по типу родительского, сельского, только поменьше размером, с крыльцом, верандой и погребком во дворе. Заезжали они сюда с супругой ранней весной, а уезжали в Киев поздней осенью. И хозяйство у них было образцовое – вино домашнее, консервация и соления всевозможные, картофель, фасоль, горох, яблоки и груши сушеные, ягода, и даже квас из березового сока в бочках, да еще и мини-пасека… Ну, изобилие плодов земных – и все тут… Андрей только затылок почесывал, когда жена приговаривала: «Смотри, у Николая Ивановича хозяйство! А у тебя?» «А у нас в квартире газ…» – отшучивался он и ретировался в кладовку за удочкой. Зато уха в доме не переводилась, да и вяленая, и сушеная рыбка, и даже печеная на решетке… Рыбалка была его жизненной отдушиной. Николай Иванович сидел у ворот своего домишки. Два года назад овдовел он, сразу как-то постарел, плечи опустились. Но взгляд по-прежнему был лучистым и приветливым. И Андрей вдруг с удивлением обнаружил, что у Николая Ивановича точно такой «прозрачный» забор – сварной из прутьев и колец, только выкрашен серой краской. Поздоровались.

http://pravoslavie.ru/93749.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010