Главным оппонентом Бабилы в православном лагере был триполиец Юсуф Марк (Маркус), протосингел Антиохийской церкви († 1773 или 1774). Первый его литературный опыт – опровержение догмата о верховенстве папского престола – относится к 1748 г. Марк жил в Бейруте, в начале 1750-х гг. руководил деятельностью православной типографии, открыл школу «с науками словесными и богословскими». 2253 Автор Бейрутской летописи не скупился на похвалы Юсуфу, именуя его «ученейшим книголюбцем», «лучшим из священников, светилом богословских наук, славой арабских писателей». 2254 В начале 1760-х гг. Юсуф Бабила находился в Бейруте, где по просьбе некоего врача Джибраила Джильда написал два сочинения об исхождении Св. Духа, естественно, с католической точки зрения. Юсуф Марк моментально отреагировал на активизацию католической мысли в своем городе и составил ответный трактат, адресованный «Джильде и его учителю священнику Бабиле». Тогда Бабила написал новый труд в развитие своих положений о Филиокве, дав этому тексту в манере арабских книжников рифмованное заглавие «Шарх аль-‘акыда аль-‘адима ад-дарк/би-дахд аджвибат аль-хури Юсуф Марк» («Изъяснение беспредельной догмы в опровержение ответа священника Юсуфа Марка»). Юсуф откликнулся трактатом «Китаб аль-бурхан аль-джамий аль-му‘таля/ли-дахд аджвибат аль-хури Юсуф Баб аль-баль‘а» («Книга ясного возвышенного доказательства для опровержения ответа священника Юсуфа Врат беды») (Марк обыграл в заглавии имя своего оппонента, заменив Бабиля на созвучное ему Баб аль-баль ‘а – «Врата беды»). Оба Юсуфа, похоже, получали немало своеобразного удовольствия от этой перешедшей на личности дискуссии. Они обменялись еще парой трактатов о таинстве Преосуществления, составленных в форме обличения ложных воззрений друг друга. 2255 Юсуф Марк умер в то время, когда Бейрут в ходе русско-турецкой войны был занят русским десантом. Поэтому знаменитый богослов удостоился торжественной церемонии похорон, невозможной для зиммиев по условиям шариата. «Из дома в церковь его несли при зажженных свечах, – писал бейрутский хронист, ошеломленный беспрецедентным ритуалом, – Впереди несли св. крест, дальше шли священники в епитрахилях и, наконец, у самых носилок, митрополит с группой русских офицеров, унтер-офицеров и множеством христиан... По нем (Юсуфе Марке. – К.П.) лишились христиане духовного учителя и драгоценного писателя». 2256

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Купол скалы трудно назвать мечетью. Это и не храм, и не дом для молитвы. Скорее всего его можно назвать строительным объектом, прикрывающим своим куполом часть святой скалы Мориа. Часто её называют «не мусульманской», потому что в строительной форме прослеживается влияние архитектуры раннего христианства. Она состоит из трёх частей: восьмиугольного основания, цилиндрической надстройки и купола. Каждая сторона основания составляет в длину 20 м. и облицована на 5 м. в высоту мраморными плитами. Внутри Купол скалы двумя рядами колонн делится как бы на три круга, что позволяет паломникам целыми процессиями свободно двигаться вокруг находящейся в центре скалы. Скалистая площадка, окружённая деревянной и металлической решётками, (18 м. в длину и 13 м. в ширину) возвышается на 2 метра от выложенного мраморной мозаикой пола. И хотя толстые ковры заглушают шаги посетителей, под великолепными сводами витражей (преобладают голубые и зелёные тона) не смолкает лёгкий шелест молитв многочисленных паломников. Наибольший интерес представляют выложенные из лучших образцов турецкого и арабского фаянса изречения из Корана. В небольшом золочёном хранилище бережно сберегается святая реликвия мусульман – три волоса из бороды пророка Мухаммеда, которые выставляются один раз в году для всеобщего обозрения. Купол, или Куббат ас-Сахру, перекрывает громадный золотой купол с полумесяцем на вершине. Его диаметр – 20 м., высота – 34 м. Он хорошо виден почти со всех точек Иерусалима. Говорят, что купол был покрыт свинцовой крышей, а наружная поверхность листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась вплоть до 1964 года, когда в ходе произведённого в мечети ремонта, покрытие купола сделали из алюминиевых листов, которым химическим путём придали цвет золота. Расположен купол на основании, поддерживаемом каменными колоннами. Золотой купол мечети символизирует священную скалу, вершину горы Мориа, которая, по традиционному поверью, отмечает центр мира. Не только для мусульман эта гора почитается святой, но и для евреев – так как считается основанием мироздания. Купол скалы имеет 4 двери, ориентированные по четырём частям света. Северный вход в мечеть называется Баб аль-Джанна, т.е. Врата рая, восточный – Баб Дауд, т.е. Врата Давида. Центральным считается южный вход, напротив которого высится фасад другой мечети – аль-Акса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Он ей тогда на помощь и благословил Гошу Шевкунова – он был еще послушником. Только что его и вернули в Москву из Псково-Печерского монастыря. Они очень с мамой подружились. Она его потом всё «лучший друг» звала. Любовь на всю ее оставшуюся жизнь! Георгий тогда как режиссер и сценарист потрудился, мама – как художница и организатор. Всё было устроено на самом высоком профессиональном уровне: и выставка, и фильм, и концерт и т.д. Вот так громогласно, без оглядок о ключевом для нашего народа событии рассказать – это было равносильно тому, чтобы сдвинуть какой-то шарнир истории. С тех пор уже как-то всё к церковному возрождению и пошло… Тяжелое искушение Потом мама благотворительные выставки-продажи работ художников в пользу открывающихся храмов устраивала. Добивалась, чтобы от Союза художников им автобусы для поездок в Оптину пустынь, в Дивеево выделяли. Так интеллигенция стала общаться с носителями, как иным казалось, навсегда утерянных было духовных традиций. В Дивеево с последней насельницей дореволюционной обители матушкой Фросей – схимонахиней Маргаритой (Лахтионовой) – встречались. Были и курьезные инциденты. Как-то перед всенощной она им объявила: – Зав-тра бу-дет тя-же-лое иску-шение, – таким басом низко и медленно. Суть этого искушения описывать не будем, так как это все равно вырежут. В автобусе, которому то и дело приходилось останавливаться, один только Володя Карпец оглядывался по сторонам: – А что же я… Не при чем, получается, что ли? Не со всеми? Ну как же так? А-то почему нет? «Баб Сань, ну ты как?» Матушка Маргарита тоже очень полюбила рукоположенного уже потом в иеромонахи отца Тихона, ныне митрополита Псковского. Он и ее так же часто ездил соборовать, исповедовать, причащать – как и маму вплоть до самой ее смерти. Когда она уже умирала, каждый день звонил: – Баб Сань, ну ты как? И приезжал к ней постоянно. – Эх! Не успел! – бывало, появится, а кто-то у нее уже из знакомых священников только что побывал. – Я ее хотел пособоровать, исповедовать, причастить. Ну ладно.

http://pravoslavie.ru/135925.html

Литургия оглашенных Итак, через определенную последовательность молитв, которые вы найдете в этой книжке, Иоанн Златоуст подводит нас к центральному моменту первой части литургии –  литургии оглашенных . Суть этой части – это проповедь миру. Что именно проповедует Церковь миру? Благую весть, в переводе на греческий – Евангелие. Поэтому центральный момент первой части литургии – это  чтение Евангелия , возглашение Благой вести миру. К этому есть приготовление – возгласы определенные, молитвы, чтение кусочка  из Апостола , то есть из Посланий или Деяний апостольских, и после этого чтение Евангелия. Как правило, это дополняется проповедью, потому что наш с вами опыт показывает, что слово Божие нуждается в разъяснении, в том, чтобы его приложить к своей сегодняшней жизни, и в этом всем нам нужна помощь. Священник, который проповедует в храме, к этому и призван – помочь нам услышать это слово, как то, что имеет отношение к моей сегодняшней жизни. Не просто вообще проповедь Евангелия, но Евангелие как то, что преобразует мою жизнь. Иоанн Златоуст, хорошо зная психологию людей, понимает, что просто так вести человека вверх, на подъем невозможно. Но каждый, кто восходил в гору, знает, что так не получается, нужны моменты отдыха, а лучше всего, когда вверх, вверх, потом чуть-чуть вниз, а потом опять можно идти вверх, как бы моменты отдыха. И за чтением Евангелия, может быть, за пламенной проповедью священника, есть некоторый момент чуть-чуть отпустить себя, чуть-чуть расслабиться. Не упасть снова до уровня, на котором мы вошли в Церковь, но чуть-чуть отдохнуть, и затем начинается новый подъем. Литургия верных Это начинается  литургия верных . По тому, как это было устроено в Церкви изначально, в ней могут принимать участие только верующие, христиане, только те, кто будет участвовать в Евхаристии и причащаться. Оно так и было с первых времен существования Церкви. Но затем Церковь где-то в четвертом веке постепенно въехала в ситуацию, когда христианство стало государственной религией, и люди просто по рождению крестились и как бы уже принадлежали Церкви. И, вроде, все уже верующие. Тогда – что литургия оглашенных, что литургия верных – одна и та же, все, кто пришли, все и остаются. Но всегда бывали какие-то люди, приезжие откуда-то, неверующие, по разным обстоятельствам могли попасть на богослужение люди неверующие.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

- И вдруг,- рассказывал Виктор Алексеевич,- у Дариньки чуть приоткрылась, чуть сникла губка… совсем, как на портрете. Бывает так у детей. Она смотрела, как та, в небо. Это уловил Алеша, чуть отступил, и в лице его был испуг. Виктор Алексеевич думал, какое поражающее сходство. Даринька сказала едва слышно: «Какая чудесная, чистая…» - Это какой-то миг в ней…- сказал Алеша.- Мамино лицо так живо, так многообразно. Говорила всегда, что ее умягчили тут, одевичили… даже восвятили. К… удалось, такой она бывала даже позже, когда я уже научился видеть. В тот же день Виктор Алексеевич написал знакомому знатоку российских родов, прося сообщить, что может узнать о роде……………………., особенно о бароне Федоре Константиновиче, который, по слухам, застрелился. Написал и адвокату: не жалеть расходов, разыскать и опросить лиц, служивших у барона, особенно - кто из молодых женщин жил у него в такие-то годы. Дал ему все, что было у него в дневнике, с неясных рассказов Дариньки.   XIX   ПОДНЯТИЕ ИКОН   Узнав от Матвевны, что покровские придут поздравить с новосельем и принесут хлеб-соль, Даринька распорядилась. Перед верандой устроили помост и накрыли чистыми простынями. Дормидонту Даринька сказала, чтобы побольше цветов, будет Высокое Посещение, молебен о благоденствии всех здесь живущих и всего, до последней травки. Дормидонт записал в тетрадку. Послала в город закупить угощенье для народа. Узнав, что баб дарили платками, а мужиков ситцем на рубахи, нашла, что мало это,-бабам надо дать по полтине, а мужикам по рублику. Купили сластей, подсолнухов, пива-меду и хлебного вина - всего вдосталь. Все весело суетились, словно к Светлому дню готовились. Воскресенье выдалось, как Петров день,- ни облачка. Все ушли в церковь. Счел долгом присутствовать и Виктор Алексеевич. Даринька не просила, чтобы и он присутствовал,- знала. - Она так меня изучила, угадывала мои мысли даже! - говорил он.- В это воскресенье, оставшееся во мне, до вдохновенного блеска в ее глазах, до белого платься с приколотыми васильками, она была как бы вознесена над всем. Когда стали выносить иконы, она шепнула: «Ты примешь Крестителя Господня»,- и так взглянула, словно мне в душу заглянула, прося и - веля. Я растерялся. Никогда не носил икон, а тут, во всем этом благолепии, на всем народе… Она видела мое смущение, улыбнулась, как бы жалея меня, и повторила: «Да, да… я уже сказала батюшке». И я принял.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

А живет человек в браке и не хочет, чтобы рождались дети. А что он хочет? А он хочет только блудить! То есть брак становится только формальным, узаконенным блудом. Какая разница: купить за сто долларов или иметь законную с печатью в паспорте? Потому что цель-то - блуд! Почему? А потому что детей хотим не рожать. А почему не хотим? Ну, как почему? Ясное дело - трудно! Трудно... Чуть-чуть поменьше поешь, чуть-чуть поменьше поспишь... Понятно! Чуть-чуть поменьше на себя напялишь. А уж про отпуск - лет на двадцать придется забыть. Потому что куда же от них денешься-то? Если только куда-то их сплавить! Поэтому Церковь всегда говорит, что из всех актов гражданского состояния именно брак - одно из главных Таинств. Да, действительно здесь нужна благодать Божия. Это тяжелейший, труднейший подвиг. Помимо всего прочего - просто рожать, воспитать, выкормить, одеть (каждый, кто имеет детей, знает, как это трудно), - но, помимо всего прочего, вот в таком блудном окружении еще его христианином воспитать, нового члена Церкви вырастить - это еще и духовный подвиг, требующий напряжения всех творческих, всех телесных, всех душевных, всех духовных сил - всех! Этому нужно отдать душу! То есть как раз то, что Господь и требует: " Кто душу свою положит за ближнего своего - нет больше той любви " . Действительно, мать, отец - они душу свою должны класть за свое дитя. " А как же пожить для себя-я-я?! " Это уж тогда не получается... Вот и получается тогда такое псевдо-христианство: так все вроде и пальтишко приличное, и ручки ухоженные, и так вот и крестится и лобиком таранит икону, все- все вроде как... Все! А внутри что? А внутри гроб накрашенный: человек, который сознательно искажает брак, сознательно отказывается от подвига христианского... Никто же вот не говорит: " Ты должен уйти в Северную Фиваиду, жить там в Ферапонтовом монастыре, питаться там мамалыгой, по тыще-полторы поклонов в день, не есть-не пить, и еще работать в перерывах между службой " . Нет! Что же требуется? Очень простая вещь: вышла замуж, пожалуйста рожай детей, воспитывай, старайся и так далее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2207...

И подвиг сорока мучеников Севастийских действительно как солнце сияет. Во всю историю Церкви много было настоящих подвижников и настоящих героев духа, но их подвиг особняком стоит, он какой-то особенный, удивительный. Сейчас мы абсолютно к этому не способны, и тянуться-то к этому нельзя, и, более того, Господь от нас этого совсем не требует. Сейчас время дел очень малых: чуть-чуточку потерпеть, чуть-чуточку меньше лениться, чуть-чуточку себя в чем-то заставить, чуть-чуточку унять свою плоть – то есть подвиг должен быть легкий, но постоянный, предпринимаемый ради Христа. Потому что на что-то великое, конечно, мы не способны. Только и слышишь: я не могу, у меня не получается. Стоит человек взрослый, льет слезы. Что, умер кто? Нет, никто не умер. Что, обидели тебя, избили, обокрали, дом сгорел, близкого потерял? Нет. Что же ты ноешь? Ты что, всех больных на свете посетил? Всех голодных уже накормил? Все храмы уже отреставрировал? Что, делать нечего, работы мало на земле? Чего ныть-то? Нет, человек не может. Не может даже иногда в квартире прибрать. Непосильный подвиг – квартиру прибрать чуть-чуть. Нет, все только полежать, только развлечься, куда-то съездить, что-то посмотреть, помечтать. Все только себе, только потреблять, только иметь и так вот растекаться, растекаться, растекаться. А надо наоборот, надо иго на себя брать, надо обязательно трудиться, причем трудиться долго. Раскрыл молитвослов – мысли путаются. Ничего страшного в этом нет, они и должны путаться, потому что ты человек грешный. Помыслы тебя осаждают? И Антония Великого осаждали помыслы. Он двадцать лет в пещере провел, не видя людей, только тогда избавился от помыслов. Но ты-то не Антоний Великий . Может быть, тебе и сорок лет придется на это употребить, а может быть, никогда и не достигнешь чистой молитвы, Бог не даст по гордости твоей. Ну и что, значит, надо подвиг, что ли, оставить? Нет. Вот то, что есть из твоей собственной внутренней данности, что ты можешь Богу представить, то и яви. Потому что Господь-то твою немощь знает, не надо рядиться в какие-то одежды, что-то из себя изображать напоказ, кланяться, форму лица делать благочестивую. Бога-то не обманешь. Это все насквозь видно. Да и человек внимательный, глядя на твое личико, прекрасно разберется, кто ты есть. Тут не надо много ума, чуть-чуточку внимания. Поэтому надо стараться это все отбросить. Потому что жизнь на самом деле очень проста, ничего такого в ней сложного нет. Евангелие написано рыбаками и для рыбаков. Господь специально избрал немудрые, чтобы эту всю рефлектирующую мудрость посрамить. Потому что все разговоры – это вообще ничто по сравнению с каким-то малым, но очень конкретным, реальным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Когда мы брали нашего первого, духовник, благословив, проводил нас словами: — Когда придёте в следующий раз, я потребую более точного финансового обоснования: не годится бросаться вниз со скалы в надежде, что ангелы подхватят. Тогда мы решили, что главным в этих словах было «финансовое обоснование», и действительно в следующий раз подробно рассказали о своих доходах. Теперь очевидно, что главным словом было «когда». Не «если», а именно «когда». Священник по опыту знал, что на этом пути остановиться невозможно: семей, подобных нашей, в православной среде не так уж и мало… Трудный это вопрос: зачем усыновлять? Попробуем подойти к нему с другого края… Места, где через край хлещет человеческая боль, находятся рядом с нами. Их легко увидеть — надо только захотеть. Только вот очень не хочется туда смотреть, нет там ничего хорошего… Мы примерно представляем себе, как живут гастарбайтеры (Господи, ну и словечко!). Подвалы, трущобы, где люди спят чуть ли не вповалку… Живут, удовлетворяют элементарные потребности, рожают детей, болеют, иногда умирают… А вы никогда не задумывались, куда трупы деваются? На родину их не вывозят, на наших кладбищах не хоронят… Так, информация к размышлению. Скорее всего, прикапывают где-нибудь, прячут, уничтожают. Несомненно, что там налажена система бесследного исчезновения людей — был человек, и нет его! Страшно? Конечно, страшно. Давайте лучше не будем туда смотреть, зачем? В жизни есть много хорошего — так больше позитива, больше позитива!.. Растёт число брошенных детей, они вырастают и пополняют собой гвардию врага — уголовный мир. Можно не смотреть на это, можно отворачиваться, но рано или поздно вы столкнётесь с ними лицом к лицу — территория бытового, повседневного зла разрастается. «За что?! За что?!» — плачет обычно жертва. А за то, что отворачивались. Господь справедлив! Есть только один способ борьбы с Зазеркальем — наступать на его территорию, контратаковать, вырывать у него добычу, создавать вокруг себя зоны Добра и Любви. Для того, собственно, и существует христианская семья — малая Церковь Христова. Смотришь, там пятнышко света, здесь… Они становятся ярче и больше… А может быть, когда-нибудь мы найдём друг друга? Сольёмся границами, а? И где тогда будет место тьме?

http://azbyka.ru/deti/deti-dar-bozhij-il...

Священники Пермской епархии пытаются помочь детям, пострадавшим от секты. Во главе секты находился бывший православный священник, который вербовал адептов в храмах, рассказывая о вреде ИНН, паспортов и «ювенального фашизма». «Иеромонах Евстратий» привел в заброшенную деревню Черепаново, в 350 километрах от Перми, около 50 человек, включая детей. По его словам, только там до верующего человека не смогут добраться ни милиция, ни власть, никто другой. < Паспорта, пенсионные свидетельства, свидетельства о рождении детей они сожгли. «Документы, — убеждал он, — от лукавого. В них прячут микрочипы, чтобы за вами следить. Медицина, врачи, школа — от лукавого». И, наконец, люди, которые называют себя социальными работниками: «Они хотят отобрать ваших детей». Жители Черепаново считают себя православными христианами, но на «литургии» не упоминают высших иерархов Русской Православной Церкви. По некоторым сведениям, сектанты ожидают пришествия Михаила Романова, дяди первого московского царя, — пишет Российская газета. На данный момент, в Черепаново осталось около 30 человек. Восемь мужчин, столько же детей и 10 женщин. Условия их проживания далеки от нормальных. Около 20 сектантов уже покинули таежную деревню. В декабре 2013 г. появилась информация о том, что в деревне от гангрены умерла  женщина. — Дома маленькие, грязные, санитарии никакой нет, — говорит мать погибшей. — У нас двое внуков 6 и 5 лет. Дети голодные, неприбранные, изо рта пахнет зловонием. Они жили с умершей в одной комнате, — рассказали родители одной из членов секты, которые приезжали, чтобы увезти женщину оттуда. По ее словам, запах гнили издают практически все общинники. У погибшей женщины были язвы на ногах, она не могла ходить. Поскольку газовая гангрена болезнь инфекционная, не исключено, что ею могут заболеть и другие жители Черепаново. Место нахождения «Отца Евстратия» на данный момент не известно. Бывший православный священник, которого официально лишили сана в 2009 году — экс-клирик Тульской епархии Вениамин Филиппов по данным ГУ МВД по Пермскому краю, уезжал от них и возвращался в Тулу.

http://pravmir.ru/cherepanovskie-otsheln...

Учителя информатики, как на подбор, были молодыми людьми и, как водится, фанатами своего дела. В обмен на доскональный осмотр пуговицы и краткое обсуждение её возможной ценности, они «накачали» целый фотоальбом. Тимофей и Коля внимательно рассматривали изображения на мониторе. При этом Тимоха вглядывался в лица, а Колька, как настоящий исследователь, в детали одежды, иногда увеличивая ряды пуговиц на экране для сравнения. — Знаешь, Коль, они, как живые, будто из того мира прямо на нас смотрят, — поделился Тимофей впечатлением от общей семейной фотографии. — Это эффект такой, они в объектив смотрят, а нам кажется, что на нас, — научно пояснил Степанов. — Да я понимаю, что в объектив, но, как тебе сказать, они словно рядом. — Эффект присутствия… — Ну да… — О, смотри! — Коля крутнул колесо мыши, и на экране появился царевич в военном мундире. — То, что нужно. А то, там матроски всякие, даже девчачья одежда какая-то… — Дак он там маленький совсем… — заступился за наследника Тимофей. — Ага, а здесь уже почти, как мы. Смотри, пуговицы… Похоже, те. Царевич на фотографии стоял вместе с отцом и старшей сестрой в морском бушлате, бескозырке с надписью «Штандарт». Император и Татьяна Николаевна стояли чуть за спиной. В руках Николая Александровича лопата, одежда брата и сестры припорошена снегом. Все трое смотрят в объектив, будто пытаются увидеть сквозь линзы фотоаппарата будущее. — Игорь Леонидович, а нельзя увеличить фрагмент ещё больше? — обратился Колька к учителю. Сухощавый Игорь Леонидович буквально впился в монитор. Испещрённые красными прожилками глаза оценили ситуацию. — Нет, вы всё из машины выжали. Что хотите увидеть? — Да нам пуговицы сравнить, — объяснил Тимофей и показал свою реликвию. — Вроде, похожа. — Так у него военных мундиров гляньте сколько. Вон, в казачьей форме, и бурка даже на голове, вон обычная полевая… Вам какого времени фотография нужна? — Да нам бы перед самым расстрелом. — Аа… — озадаченно потянул Игорь Леонидович. — Сергей Сергеевич как-то рассказывал, что в Тобольске хранятся последние фотографии царской семьи перед отправкой в Екатеринбург, да их всем даже не показывают. Прячут от народа. Но в последние дни царевич был в обычной гимнастерке. Вот что-то подобное…— учитель выбрал одну из фотографий и выделил её.

http://azbyka.ru/fiction/malchik-bez-shp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010