Может быть, Апостол при этом воспользовался вращавшимся во время его в раввинских школах преданием о продолжительности времени судей, – преданием, которому отчасти причастен и И. Флавий (Kessl. 6). С другой стороны, всматриваясь в хронологические даты древних еврейских писателей, мы не можем не заметить, что исход евреев был для них эрой еврейской истории. Обращая внимание на эту сторону хронологического указания Апостола, мы в его словах можем видеть определение времени избрания Давида (1. с. 22) относительно еврейской эры. С нашим определением времени Судей в 359 лет согласно свидетельство 1 Паралипоменон (6:3–8), 1 Ездры (7:2–5), где от Аарона до Садока, современника Давида, дается 11 или 12 родов, и свидетельство книги Руфь (4:18–22), которая считает от Фареса до Давида 10 родов. Но с нашим определением не может быть согласно определение И. Флавия, который время основания храма полагает в 592 году после исхода евреев из Египта (И. Флавий Arch. VIII, 3, 1; X, 8, 5). Впрочем, тот же Флавий в другом месте (Arch. XX, 10; Cont. Ар. II, 2) определяет это время в 612 лет 285 . Такая колеблемость заставляет заподозрить Флавия в неточности. Очень может быть, что Флавий в данном случае находился под влиянием господствовавшей в его время школы, которая в своих хронологических вычислениях относительно библейских событий старалась сопоставить числа в некоторую гармонию, поэтому некоторые из них увеличивала, а иные уменьшала. Оставляя в данном случае дату Флавия без внимания, мы остаемся при своем определении продолжительности времени Судей в 359 лет. Какие же века до Р. Христова обнимает собой это время? Для ответа на этот вопрос нужно прочно установить хронологию какого-либо древнейшего события еврейской истории, и потом уже от него вести счет ко времени судей. Таким событием мы можем взять или начало царей у евреев, или время основания храма. Но определить год основания храма совсем не так легко, как это представляется с первого раза, – в виду тех многочисленных хронологических данных, которые мы встречаем в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Подобное общесоюзному положение существовало и в Ленинградской епархии. Хотя движение «непоминающих» в ней было значительно шире, открыто присоединился к иосифлянам по уточненным архивным данным 61 приход, в том числе 23 в Ленинграде (из примерно 100 принадлежавших в северной столице к Патриаршей Церкви). В области по 2 отделившихся от митр. Сергия храма имелось в г. Петергофе и поселках Стрельна и Вырица, важную роль играли Федоровский собор в Детском Селе, Свято-Троицкий Зеленецкий мужской и Старо-Ладожский Успенский женский монастыри, а также Макарьевская Пустынь под Любанью, насельники которой, правда, в основном разделяли взгляды катакомбников, но были тесно связаны с ленинградскими иосифлянами. Всего, по словам самих сторонников митр. Иосифа, в епархии их поддерживало около 300 священников и монахов, а также несколько сотен монахинь. По оценке автора, их действительно могло быть в общей сложности до 500 человек. Но все же это была меньшая часть духовенства епархии. Еп. Димитрию не удалось склонить на свою сторону и основную часть причта и прихожан его родного храма – Покровской церкви в Коломне. Видные церковные деятели, служившие в ней – протоиереи Василий Акимов и Николай Чепурин – поддержали еп. Петергофского Николая. 5 января общее собрание прихожан, рассмотрев заявление еп. Димитрия и еще 2 священников об оставлении ими службы в храме, решило просить их отложить свои намерения и «быть в единении со всею Православною Церковью» 591 . Однако просьба не подействовала, и в заявлении двадцатки в районный стол регистрации от 20 января уже говорилось, что из ее состава за еп. Димитрием последовало 6 членов, и «с этого момента они перестали быть нашими единоверцами и членами одного с нами исповедания» 592 . На ситуации в Ленинграде сказались многообразные меры увещания и прещения митр. Сергия, например, оглашенное в воскресное богослужение почти во всех храмах города его послание от 30 января 1928 г. «К архипастырям, пастырям и верным чадам Православной Церкви Ленинградской епархии» 593 . Важным фактором стали активные действия специально присланных в Ленинград сторонников митр. Сергия авторитетных архиереев – назначенного митрополитом Серафима (Чичагова) и еп. Серпуховского Мануила (Лемешевского) . Свое воздействие, конечно, оказала и позиция государственных органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

584 Относительно позднейшего времени мы знаем, что Греки не очень торопились с замещением кафедры русской митрополии, когда она упразднялась. Если это было так и в древнее время, то можно предполагать, что Ярослав был рассержен и оскорблён медлением Греков и что, не желая ждать, он и поставил митрополита в самой России. Когда митрополит был поставлен, Греки могли извиниться перед ним, а таким образом и дело могло быть улажено. 585 На какой-то близкой родственнице Константинопольского императора Константина Мономаха (1042–1054), но не на его дочери, ибо Константин, сколько известно, дочерей не имел (от этого и старший сын Всеволода Владимир прозван Мономахом). В каком году женат был Всеволод, мы не знаем, но первое дитя у него (помянутый сейчас сын Владимир Мономах ) родилось и 1053г. 587 В 1145 году патриархом Константинопольским был Михаил Оксит или Куркуя; в следующем 1146 году его сменил Козма Аттик, который низложен был в Феврале 1147 года и после которого престол оставался праздным до конца Декабря 1147 года, когда занял его Николай Музалов. Очень может быть, что эти смена патриархов и незамещённость кафедры, а не что-нибудь другое, и были причиной медления в поставлении Русского митрополита. 589 По которым епископ не может делать ничего архиерейского, а в том числе и совершать служений в храмах, без дозволения местного епископа, см. правила. Апостольские 35, 6 Вселенского собора 20 и Антиохийского собора 13 и 22, и толкования на них (если отсутствует дозволяющий, то не может быть дано и получено дозволения). 591 Десять: Черниговская, Переяславская, Владимиро-Волынская, Белгородская, Юрьевская, Туровская, Полоцкая, Новгородская, Ростовская и Смоленская; одиннадцатая – Галичская открыта неизвестно когда до 1165г. и весьма возможно, что в 1141г. (см. ниже в приложении к этой главе: Честнейшие известия о епархиях). 592 Туровская, епископ которой в 1146г. удалён был с кафедры Изяславом по причинам политическим, Лаврентьевская и Ипатская летописи. 593 Ипатский летописец, вообще обнаруживающий в себе человека более близко знакомого с делом о поставлении Климента, прямо перечисляет епископов, присутствовавших на соборе, именно – по нему они были: Черниговский, Переяславский, Владимирский, Белгородский и Юрьевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

5 Прп. Нил Сорский /Цит. по: Зарин С. Аскетизм. СПб., 1907. Т. 1. С. 592. 6 Жорж Занд «в немного лет произвела сильнейшее изменение в нравах, чем все писатели, заботившиеся о развращении людей. Она, может быть, и в помышлении не имела проповедовать разврат, а обнаружила только временное заблуждение свое, от которого потом, может быть, и отказалась, переступивши в другую эпоху своего состояния душевного; а слово уже брошено» (Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. Т. Ефрем Сирианин, прп. Творения. М. — Т. 3, 1882; Т. 5, 1887. С. 262–263). 7 «Целомудрие есть мерность, которую хранит кто в ядении и питании, и одеянии своем, аще и в словесех своих, и во всех делех своих, еюже разглаголует и еже что есть лепотственно ему по Апостолу, глаголющему: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорами зависти… ( Рим. 13:13 ) Подобне и инде: …все должно быть благопристойно и чинно » ( 1Кор. 14:40 ) (Православное исповедание веры Соборныя и Апостольския Церкви Восточныя. М., 1794. С. 105). 8 Ведь даже если прелюбодеяние запрещено Законом, то все же не запрещено все, что ведет к нему; и потому человек, стремящийся сохранять в чистоте свою душу, должен всячески отвращаться от того, что может ее испачкать. 9 Сверх того, обрати внимание и на то, что та не дева, которая печется о мирском, и знай, что она нисколько не отличается от замужней… та не дева, которая обременяет себя множеством суетных занятий. «Не тот чист, кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе… Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает» (Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М., 1862. Слово 15. § 12,6). Ничто так не помрачает девства, как недостаток милосердия. 10 Биографы великого молитвенника и праведника Иоанна Кронштадтского упоминают такой случай из его жизни. Как-то перед самым началом Великого поста он тяжко занемог. Врачи настаивали на усиленном скоромном питании: «Умрете обязательно, если не станете есть мяса…» По просьбе отца Иоанна было отправлено письмо к матери с тем, чтобы она прислала благословение сыну и разрешила ему вкушение скоромной пищи во время поста. В ответ на это мать написала: « Посылаю благословение, но скоромной пищи вкушать Великим постом не разрешаю ни в коем случае» (Отец Иоанн Кронштадтский. Биография. СПб., 1895. С. 17–18).

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Поэтому и предупреждает апостол Павел коринфян о том, что дары Божии могут быть бесполезны и даже осудительны. Как он говорит и в другом месте, что причаститься можно в осуждение. Вот мы поздравляем друг друга: с Причащением вас, с Причащением.… А причаститься можно в погибель! Ведь Павел пишет, что многие, причащаясь в осуждение, болеют и умирают (см. 1 Кор. 11:29-30). Иуда, по мнению некоторых церковных писателей, причастился на Тайной Вечери. И что же? Сказано: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Насколько важно помнить, что благодать Таинства всегда соотносится с состоянием нашего сердца. Как часто мы с какой-то убийственной легкомысленностью относимся к благодати. Иногда просто страшно становится: что мы делаем? Причастился – и в тот же день напился до свинячьего визга. Или так нахохотался с друзьями, что живот весь вечер болел. Или так потрудился за обедом, что из-за стола встать не можешь. Или уж как начал с приятелем перемывать кости кому-то – не остановился, пока все 207 не перемыли. Образно говоря, нам дается чистая, белая одежда - живи красиво, человек, живи чисто и свято! Но мы выходим из храма – и падаем в первую же лужу. В святоотеческих книгах Церковь часто сравнивается с кораблем, который плывет в Царствие Божие. Но это не значит, что на этом судне можно творить что хочешь. Пребывание в корабле, плывущем в Царствие Божие, налагает обязанность вести себя так, как велит капитан – Христос. Непослушание капитану чревато удалением с палубы. Христос - капитан добрый, но Он может быть очень строгим, если на Его корабле мы начнем придумывать свои правила и уставы. Например, называясь церковными людьми, жить как язычники. Дай Бог, чтоб сегодняшние слова апостола Павла были не про нас. Дай Бог, чтоб благодать Божия не тщетно была принята нами. Рейтинг: 9.8 Голосов: 592 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 . Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Второе Послание к коринфянам. Глава 6, стих 1//Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:2kor:06:01 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/106590.html

Управляющий Нижегородской епархией            Архиепископ Евдоким Резолюция: На заключение центрального отдела по отделению церкви от государства. Завед[ующий] Карпов ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л. 346–347с об. Подлинник. Рукопись. III. 107. Письмо правления I Московского университета в юридический отдел Городского районного совета Москвы о сохранении храма св. Татианы как исторического памятника 26 декабря 1918 г. Бывшим настоятелем университетской церкви св. Татьяны передано в правление Университета отношение юридического отдела от 23 декабря за N° 750. По сему поводу правление считает долгом известить отдел, что университетская церковь не была церковью какой-либо религиозной общины и как церковь при учебном заведении подлежала ликвидации и подпадала под особое распоряжение Комиссариата народного просвещения («Известия ВЦИК», 180). В настоящее время церковь закрыта, богослужение не производится, но постановлением Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению от 18 октября за 1919 церковь признана имеющей исторический и художественный интерес и в силу этого должна со всем имуществом сохраняться неприкосновенной 1038 . Помощник Егоров Секретарь правления 1039 ЦГА МО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 17. Л. 34–34 об. Подлинник. III. 108. Письмо заведующего VIII отдела НКЮ РСФСР П.А. Красикова председателю делегации ВЦУ по переговорам с СНК протопресвитеру Николаю Любимову с отказом в издании декрета об охране церковных библиотек 30 декабря 1918 г. Пред[седателю] делег[ации] Высш[его] Церк[овного] Управл[ения] прот[опресвитеру] Н.Любимову 1040 В Управление делами Совета народных комиссаров На запрос от 19декабря с. г. за 16021 VIII отдел полагает, что для удовлетворения ходатайства об издании особого декрета, охраняющего библиотеки быв. церковного ведомства, не видит оснований, ибо все библиотеки должны быть взяты, в силу Декрета об охране библиотек и книгохранилищ, под охрану Советской власти (ст. 592 Собр. Узак. и расп[оряжений] Раб[очего] и Кр[естьянского] пр[авительства]); причем, этим декретом установлен порядок пользования и открытия библиотек. Богослужебные же книги могут быть передаваемы в пользование группам граждан на общих основаниях, предусмотренных Инструкцией по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства (распубликованной в 62 Собр. Узак. и расп[оряжений] Раб[очего] и Кр[естьянского] прав[ительства]). Что же касается архивов, то все бумаги, имеющие значение только лишь для внутренней церковной жизни, могут быть по разборке архивов бывшего ведомства переданы заинтересованным лицам с ведома Управления государственными архивами. Что касается помещений для вновь основывающихся библиотек и частных архивов, то вопрос этот является чисто местным вопросом, разрешаемым на местах жилищным отделом в общем порядке 1041 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спросят, может быть: как же предохранить себя от сего осуждения? Как испытать предания, и отличить несомнительное? – Надежнейшее для сего, и удобнейшее к употреблению правило извлекаю из приведеннаго теперь изречения Господня. Испытывай предание посредством Слова Божия и посредством заповедей Божиих. Если предание противоречит Слову Божию; если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией: то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы ты «всуе», между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя. Другое правило для испытания преданий можно извлечь из следующаго изречения святаго Апостола Павла к Тимофею: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» ( 1Tuм. III. 15 ). Если Церковь есть столп и утверждение истины: то в ней должно искать истины, и ею можно поверять требующую дознания истину, и особенно истину преданий, которых Церковь есть единое верное хранилище. Приемля предание от единыя, Святыя, Соборныя и Апостольския Церкви, «стойте» в нем, не колеблясь напрасными сомнениями, «держите» оное, с упованием благоугодить Богу. «Да держим, – поучает Апостол, – исповедание упования неуклонное, – не оставляюще своего собрания», т. е. собрания Вселенския Православныя Церкви, «якоже есть неким обычай» ( Евр. Х. 23, 25 ). Примечайте, братия, что еще в Апостольския времена были некие, имевшие обычай оставлять собрание Вселенския Церкви: не дивитесь, если и ныне встречаете неких, имеющих сей несчастный обычай. А если такие люди станут предлагать вам свое предание: то можете знать предварительно, что люди, оставившие Церковь , «столп и 592 утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), конечно предложат вам предание или ложное, или поврежденное, или по крайней мере, краденое и неблагословенное; и, конечно, ложное не спасет, поврежденное не исцелит, краденое не обогатит, неблагословенное не принесет благословения. Прославим, братия, Бога, сподобившаго нас быть чадами и членами истинныя и Святыя Церкви, в которой истинное и святое предание, – не просто видимое и словесное предание учения, правил, чиноположений, обрядов, – но с сим вместе и невидимое, действительное преподаяние благодати и освящения, сходит с неба на землю, «яко роса аермонская на горы Сионския», течет непрерывно и неизсякаемо, и орошает священноначалие и священнодействия, «яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» ( Ncaл. CXXXII. 2–3 ), так что помазанные Духом Святым Апостолы помазуют тем же духовным миром Святых Отцев, и сии своих преемников из века в век, Святители подают освящение храмам и таинствам, и взаимно храмы и таинства подают освящение Святителям, почему, прикасаясь к нынешней святыне, вы прикасаетесь к той же благодати, которая излиялась в сошествии Святаго Духа на Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

584. Полное собрание проповеднических трудов Преосвященного Макария (Невского), архиепископа Томского и Алтайского. Томск, 1910. С. 492. Аналогично у Макария (Глухарева): «Ты не можешь быть проповедником? Будь до времени хлебником, водовозом для проповедников, будь чтецом, писцом, дровосеком, швецом, сапожником, учи азбуке молодых детей, ходи за огородом, составляй лекарства, служи больным. Ты не умеешь уловлять души человеческие в невод Христов? Лови рыбу с Петром и Андреем, починивай сети с Иаковом и Иоанном. Может быть, время настанет, когда и тебе будет сказано от Спасителя: Иди за Мною, и Я сделаю тебя ловцом человеков (Мф 4:19). Слышишь ли? «Сделаю», — говорит Христос. И как Петр и Андрей, Иаков и Иоанн не были еще апостолами, когда призваны были, но Спаситель сделал их тем впоследствии, так и тебя сделает плодоносным по мере, предназначенной для тебя сердцеведением Его» (Архимандрит Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 9//Нестеров С. В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. M., 2005. С. 254). 585. Цит. по: Протоиерей Иоанн Восторгов. Православие в Японии. Чтение, предложенное в торжественном собрании Тифлисского отдела Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III 26 февраля 1904 года//Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. M., 2004. С. 210. 586. См. Мф 13:3–8,33. — Ред. 587. См. Нав 6:2–3. —Ред. 588. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии, 7//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 365. 589. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, 4//Там же. С. 58. 590. См. Мф 13:24–30. —Ред. 591. Гвардини Р. Познание веры. Брюссель, 1955. С. 16. 592. Преподобный Исаак Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 184. 593. Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово//Творения. M., 1862. Ч. 4. С. 1. 594. Константин Багрянородный. Об управлении империей. M., 1991. С. 65–67.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

- Верую, - отвечал молокан. - А воплощению Сына Божия веруешь? - Верую. - А Новый Завет ты признаешь словом Божиим? - Признаю. - Ладно; а там сказано: иже веру иметь и крестится, той спасен будет, а иже не иметь веры, осужден будет (Мк. 16, 16); почему вы не креститесь? - Мы крестимся духом, - отвечал молокан. - Вот как! а Христос-то крестился и водою и Духом. После рассуждения о таинствах Семен Климыч сказал: - Ясно, значит, вы не верите Новому Завету, стало быть, противники-то Христа вы, вы жиды, а мы христиане. Ну а Ветхому Завету веруете? - Веруем. - Коли веруете, то, значит, знаете, как чрез Моисея на горе Синайской дан был закон народу Божию, установлено священство, повелено устроить скинию свидения, Кивот Завета, алтарь, приносились жертвы; как потом был устроен храм Соломонов, отправлялись торжественные богослужения и пр. и пр. - На все это Семен Климыч указывал места из Библии и в заключение спросил: «Так ли?». - Так. - А у вас церковь есть? - Нету. - А священники есть? - Нету. - Ну так вы не верите не только Христу, но и Моисею; стало быть, вы-то прямые идолопоклонники и есть. Смущенный молокан не раз терял хладнокровие и порывался разразиться крупною бранью, но Семен Климыч спокойно удерживал его, напоминая об условии не перебивать друг друга, а выслушивать до конца. Молокан совсем растерялся, краснел и бледнел и не мог уже выговорить ни одного путного слова. Семен Климыч обратился к присутствовавшей толпе молокан: «Ну вот видите, братцы, чему вы веруете, каким лжам!» - сказал он и надолго приковал общее внимание к вдохновенной своей беседе, продолжая объяснять своим слушателям, в чем состоит истина, от которой они отпали. Источники 1. Ревизские сказки VIII ревизии. ГАСО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 812. Л. 599. 2. Два письма о народных суеверных заблуждениях, писанныя простым поселянином, по прозванию Климчонком. М.: Типография В. Готье, на Кузнецком мосту д. Торлецкаго. 1871. 3. М-ский Г. Очерк из современной религиозной жизни русского народа//Православное обозрение. 1860. 12. С. 592-604.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Но и после него не переставал Он вразумлять народ Свой чрез святых мужей, которым являлся Сам или посылал к ним ангелов Своих. И наконец, та истина, что имел прийти Избавитель и спасти род человеческий. Эта истина составляла душу всех откровений и всех учреждений Божиих в народе своем. Ее принял св. Давид от предшествовавших родов и передал последующим, живописуя в богодухновенных псалмах своих имеющего прийти Избавителя так, как бы видел Его воочию. В род и род была исповедуема эта истина до св. Давида, а он провидел, что ее будут исповедовать и в последующие века также в род и род. Всякий род приемлет эту истину от предшествовавшего, передает последующему и, исповедовав, что она пребывала до него в роде и роде, ручается за то, что она пребудет неизменно и во все роды после него. Для пророка эта истина была только чаемая, для нас же она совершившийся факт. Но, вместе с тем, как скоро она совершилась, то уже перестала быть достоянием одного народа Божия, а сделалась достоянием всех народов. И однажды утвердившись в одном известном народе, она уже пребывает из рода в род, и пребудет во все роды, во веки веков. Бог основал землю, назначив ей место в цепи планет солнечной системы и установив отношения ее к солнцу, луне и другим телам, и, как Он установил, так все это и пребывает доселе, и пребудет, пока угодно Богу, чтобы пребывало так. И на самой земле все основал Бог. «Земле, – говорит блж. Феодорит, – дал Ты долговечность, и она пребывает, как повелел Ты. День отделил Ты от ночи, и идут они по законам Твоим» с. 592]. Яко всяческая работна Тебе. Это вывод из всего сказанного и подтверждение того. Все рабски покорствует Богу, да иначе и быть тому нельзя. Творец есть и Вседержитель, и держимое держит как Ему благоугодно. Когда говорит пророк: всяческая работна Богу, то не исключает ничего. Облако движется и несет дождь туда, куда Бог повелевает, чтоб одни поля оросить, а другие оставить палящему зною солнца. Буря несется, куда Бог ее направляет, огонь воспламеняется, и иногда поедает град и села, потому что так повелел ему Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010