То, что в «Богословском Вестнике» названо цезаропапизмом, означенный «ученый» назвал «откровенным антиканоническим течением», в разбор и опровержение которого не стоит входить, ибо это работа легкая и давно уже сделанная (Христ. Чтен. 1904, т. 218 ч. 2 стр. 205). Так как история русской духовной литературы ничего не повествует о том, кто отверг учение о царской церковной власти, и от какой умственной работы образовалась «оскомина» у наших богословов, взявших в свое ведение учение о церкви, то нужно обратиться к другим фактам, о которых история с несомненностью повествует. Воззрение на царскую власть, как на постороннюю власть, такую же, какова, например, власть турецкого султана или японского императора в отношении к православной церкви, существующей в пределах Турции и Японии,– не могло существовать ни при византийских императорах вообще, ни в эпоху составления эпанагоги в особенности, ни в то время, когда патриарх Антоний писал свое известное послание московскому в. князю Василию Дмитриевичу, ни в московском царстве до XVII в. Но так как ни в византийской империи, пока она существовала, ни в московском царстве до XVII в. не было никаких катехизисов, в которых точным образом формулировалось бы учение о церкви, и никаких богословских систем, подобных нынешним, то положение царя в церкви не было точно определено, как, впрочем, и вообще не было определено точными формулами ни отношение между элементами, образующими церковное общество и входящими в церковное устройство, ни учение об иерархии и таинствах. Реформация XVI в. побудила католическую церковь точным образом формулировать свое учение о церкви, не теоретическое и умозрительное, а проникающее все институты церковного права. Так явилось догматизированное на тридентском соборе учение о церкви, как об обществе неравном, составляющемся из двух элементов- духовного и мирского, под высшей властью римского епископа, как наместника Христа. Духовному элементу принадлежит власть учащая, освящающая и управляющая, а мирской элемент обязан повиновением этой власти, причем из ряда мирян не выделяются и монархи, если они не облечены особыми полномочиями от папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

—592— едят своих детей!) Потому что голодный не может быть человеком. Следовательно, голодный не может спастись. Заботиться «о столах», так. обр., значить заботиться о спасении. «Диакониа», как служение благотворению, создаёт благоприятные условия для специально пастырского делания, подготовляет почву, на которой с успехом могут вырастать плоды христианства. Поэтому, братья и пастыри, хлеба, хлеба и хлеба! Не даром Сам Господь в своей образцовой молитве указал на эту нужду: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хлеба дайте голодным! Оденьте нагого, обуйте босого, пригрейте бесприютного, пошлите врача больному, приласкайте озлобленного! Дайте человеку возможность быть человеком! Дайте ему возможность быть христианином. Вот почему великая сила – милосердие. Вот почему любовь есть первая заповедь в законе... Вот почему в церкви апостольской прежде всего появилось служение диаконов. Поэтому-то благотворение есть дело святое и священное. Поэтому-то диаконат должен быть служением священным, иерархическим. Поэтому св. Церковь со времён апостольских и доселе считает диаконство степенью церковной иерархии. Конечно, не потому, что диаконы прислуживают при богослужении и таинствах, так как это прислуживание – внешне, случайно, несущественно и даже необязательно! Дайте же пастыри хлеба голодным. Займитесь благотворением. Создайте подлинное диаконство. Восстановите древний диаконат. Дайте диаконам в старину принадлежавшее им служение, то служение, которое дало им бытие и право на вечное существование. Благословите их пастыри именем Церкви. Вы, архиереи, наши апостолы, возложите на диаконов свои священные руки и пошлите их «служить столам» (διακονεν τραπζαις). И Бог даст, восстановится пошатнувшийся авторитет церковный. Итак, священные диаконы! Воспряньте духом. Ваше служение велико, ваша миссия обширна. Ваше дело высоко священно, благородно, – Знаю, что вы давно уже уныли, упали —593— духом и чувствуете себя рабами. Да, вы и были доселе рабами, рабами епископов и священников. И будете вы рабами до тех пор, пока не обратитесь на свой истинный путь, на своё подлинное святое служение братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Около трона Вселенского должны быть всегдашние выборные и по очереди сменяющиеся делегаты епископы от всех автокефальных и автономных церквей и составлять своего рода «церковное министерство иностранных дел», – особый отдел Синода при патриархе. Вот тогда только интервенции патриаршего центра в дела поместных церквей в потребных крайних случаях будут действиями, гарантированными от печальных ошибок, которыми прославилась КПльская патриархия в первые годы большевизма, предавшая патриарха Тихона и благословлявшая иерархию обновленцев. Это была некомпетентность и слепота, совершенно подобная слепоте мировых политиков, расписавшихся в своей неспособности серьезно понять большевизм и укрепивших его на несчастие всему миру. Пока КПльский центр для всего Восточного Православия не будет организован, до тех пор междуправославные интервенции рискуют быть и неудачными и вредными. Горе – в анархической рассыпанности Православия, которой некоторые патриоты восточной церкви готовы наивно похваляться, прикрываясь эвфемизмом соборности. Но, во всяком случае, не формально-канонически, а морально, на основе неотменяемой братской солидарности церквей-сестер, даже вне мотивов старшинства, просто в порядке добрых услуг третейского суда, интервенция в русскую церковную путаницу не может быть в принце отвергаема. Она может стать неизбежной и полезной. Но это уже вне всякого точного предвидения и шаблонного правила. Так сказать не по закону, а по благодати. Это шаг тактической мудрости. Если бы организованный соборный союз православных церквей был уже фактом, то и обычай интервенций не составлял бы никакой проблемы. 4 Сравни мои статьи: «Врем. Правительство и Русская Церковь » «Совр. Записки», кн. 52, Париж 1953 г.; «Революция и Собор 1917–18 г.», «Богослов. Мысль», IV, Париж 1942 г. Французский перевод в «Russie et Chrétienté», 1950, Paris. Читать далее Источник: Воссоздание Святой Руси/А. В. Карташов. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 592 с. ISBN 978-985-511-296-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Но для изображения красоты мы должны брать, сколько возможно, чистые краски добродетелей, смешанные между собою по правилу искусства, так, чтобы быть нам образом Образа, передавая, по возможности, чрез деятельное подражание красоту Первообраза» (Святитель Григорий Нисский . Аскетические сочинения и письма. М., 2007. С. 227). 148 Согласно изъяснению Евфимия Зигабена , эта фраза означает: «Благо, говорит, и спасительно мне всегда быть в соединении с Богом и никогда не отлучаться от Него и спасительно возлагать на Бога всю свою надежду, потому что я, возложив на Бога упование, не лишился желаемого, почему это и было для меня благо, то есть полезно и спасительно» (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена . Киев, 1882. С. 448). 149 См.: «Действительно, вечную жизнь доставляет Богопознание, соединенное с верой и добрыми делами, а вера без дел мертва есть ( Иак. 2:20 )» (Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, составленные по древним святоотеческим толкованиям, византийским, XII века, ученым монахом Евфимием Зигабеном . СПб., 2000. С. 592). 150 См. Рим.8:2 . Согласно свт. Феофану, появление «закона плоти» связано с грехопадением человека, погрузившим его дух в некую душевно-плотскую самость и самоугодие. Поэтому «падший человек самостен, вследствие того самоугодлив и самоугодливость свою питает страстною душевно-плотяностию. В этом – его сласть, самая крепкая цепь, держащая его в сих узах падения. В совокупности все сие есть закон греховный, сущий во удех наших... По первоначальному своему устройству человек должен бы жить в духе и им быть определяем в своей деятельности – полной, т. е. и душевной, и телесной, – и все силою его одухотворять в себе. Но сила духа держать человека в таком чине зависела от живого общения его с Богом. Когда же общение сие прервано было падением, иссякла и сила духа: он уже не властен был определять человека – определять его начали низшие части естества, и притом остращенные, в чем узы закона греховного. Очевидно теперь, что для освобождения от сего закона надлежит восстановить силу духа и возвратить ему отнятую у него власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Это распоряжение сообщено было правлению монастыря отношением от 8 ноября 1873 года за 147, командированного в Бессарабскую область для приема недвижимых имуществ, принадлежащих заграничным монастырям, чиновника Буракова, с пояснением при этом, если монастырь вследствие отобрания от него помянутых угодий в казенное управление будет нуждаться в дополнительной сумме на содержание, то от него будет зависеть обратиться с ходатайством в установленном порядке, т.е. к г. Обер-Прокурору Св. Синода и г. министру иностранных дел, между которыми, как объяснил управляющий канцеляриею генерал-губернатора в отношении от 19 ноября за 369, идет переписка по вопросу о содержании Ново-Нямецкого монастыря. 36 В виду этого правлением монастыря составлена была дополнительная смета на овощи и другие продукты. В составленной смете по объяснению о. Феофана в препроводительном прошении и преосвященному Павлу в самом крайнем размере необходимая сумма исчислена в 3 592 р. 95 к. Поэтому на содержание монастыря, как необходимая, указана была сумма в 31 895 р. 35 к. Кишиневская Духовная Консистория эти сметы сократила, определив по первой смете на ежегодное содержание монастыря, т.е. 33 монашествующих лиц и 37 послушников 13 305 р. 15 к., 150 саженей дубов, и 220 саженей осины и вербы для топлива, для хвороста и кольев, по 2-й 2718 р. 95 к., а всего 16 024 р. 10 к. Преосвященный Павел, представляя первую смету в Св. Синод, объяснил, что в виду преположения министерства оставить во владении монастыря 100 десятин земли, может быть признано достаточным» для содержания монастыря 12 500 р. Министерство иностранных дел, несмотря на просьбы о. Феофана, обращенные к высокопоставленным лицам министерства, уменьшило и эту смету, исключив ассигновку на содержание 37 послушников, о которых в Высочайше утвержденном 13 января 1864 г. определении Св. Синода не было упомянуто, 37 и признало достаточною для содержания монастыря ежегодную сумму в 9000 руб., и кроме того предоставив в непосредственное пользование монастыря до 100 десятин полевых угодий, садов и огородов. Министерство при этом объяснило, что сумма в 5000 руб. рассчитана на содержание 33 монахов, и должна быть отпускаема из доходов лавры по действительному числу монашествующей братии, прибывшей из Молдавии, и опрошенной в обитель нашим епархиальным начальством. А потому о действительном числе братии министерству должны быть сообщаемы сведения епархиальным начальством ежегодно, так как предполагаемое сокращение сметы расходов на содержание Ново-Нямецкой лавры имеет целью скорейший возврат суммы, позаимствованной на покрытие долгов игумена Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Долго ты ожидал меня, по слухам, на кафедру сию, но недолго послужил со мной“... 15-го числа открывается Нижегородская ярмарка, а 9 августа ожидается приезд Великого Князя Владимира Александровича и освящение нового собора на ярмарке, стоящего 500,000“. В статье, помещённой в 170 и 171 „Современных Известий“ под заглавием: „Поездка в Махрищский монастырь“, изложена печальная повесть о ссылке в этот монастырь, под предлогом почести, Эконома Троицкой Сергиевой Лавры, архимандрита Агафангела 592 , по неудовольствию на него со стороны наместника Лавры, Архимандрита Леонида. Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1904 год//Богословский вестник 1905. Т. 1. 3. С. 129–176 (4-я пагин.) —129— попытки разрешить свою задачу, дающей вместо синтеза лишь суммирование (стр. 386 и далее). В качестве недостатков сочинения, которые кандидатской работе в большую вину, конечно, не могут быть поставлены, но при дальнейших занятиях автора своей темой, для магистерской диссертации, должны быть устранены, – одни вполне и безусловно, а другие по мере возможности, – я нахожу нужным указать следующие: 1) Неполноту изучения сочинений Керкегора; те из них, которые не переведены на немецкий язык, цитируются автором уже из вторых рук; для избежания этого недостатка автору следовало знать датский язык; когда он брал тему для кандидатского сочинения, этого требования ему не было предъявлено, но для магистерской работы, само собой понятно, требования будут уже другие. 2) Неполноту изучения литературы о Керкегоре (ср. стр. XIV и след.); причина этого недостатка – частью та же (незнание датского языка), частью заключается в других обстоятельствах, за которые теперь я, во всяком случае, не считаю автора ответственным. 3) Встречающееся иногда (не всегда) цитирование Гегеля и других соприкосновенных с К-ром философов не по собственным их сочинениям, а из вторых рук. 4) Чрезмерную схематичность философских характеристик (Гегеля, Канта, Шеллинга и др.), которые, – вследствие этого и в связи с нередким злоупотреблением технической философской терминологией, – по местам совершенно перестают быть понятны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А ты входишь в священную ограду и наполняешь дом Божий таким зловонием: подумай, какому подвергнешься наказанию? Подражай той блуднице, которая миром помазала ноги Христовы и весь дом наполнила благовонием; ты делаешь совсем напротив относительно дома Божия. Что нужды, если ты и не чувствуешь зловония? Это только крайняя степень болезни твоей – жестокой и тяжкой. Минь. Т. VII. С. 676. Творения. Т. VII. С. 738–739. 591. Молитва – фимиам, но она смрад, когда в храме смотрят с вожделением на красивые лица Выслушай, чтó ты произносишь, когда поешь: «да исправится молитва моя, яко кадило (как фимиам) пред Тобою» ( Пс. 140:2 ). Но, если не фимиам, а смрадный дым восходит от тебя и от твоих дел, то какому не достоин ты подвергнуться наказанию? Что же это за смрадный дым? Это знают многие, именно те, которые заглядываются на красивых женщин и высматривают привлекательных девиц. Не удивительно ли еще, как не разразятся удары грома и не разрушится все до основания? Действительно, стоит громов и геенны то, что здесь бывает. Но Бог, по Своему долготерпению и великой милости, удерживает до времени гнев Свой, призывая тебя к покаянию и исправлению. Что ты делаешь, человек? Высматриваешь красивых женщин и не трепещешь, нанося такое оскорбление храму Божию? Ужели ты считаешь церковь непотребным домом и ставишь хуже площади? На площади ты боишься и стыдишься быть примеченным, что высматриваешь женщин, а во храме Божием, когда Сам Бог беседует с тобою и угрожает за такие поступки наказанием, ты блудодействуешь и прелюбодействуешь в то самое время, когда слышишь, что не должно этого делать? И ты не трепещешь, не ужасаешься? Лучше таким людям быть слепыми, лучше быть больными, чем так злоупотреблять зрением. Минь. Т. VII. С. 677. Творения. Т. VII. С. 740. 592. Женщины и наряды, нет заботы у них о высшем Нынешние женщины заботятся о том, чтобы показаться благообразными, красивыми и приятными по наружности. Вот их слава, вот их спасение! А о каких-нибудь возвышенных и важных предприятиях они и во сне не помышляют. Какая жена употребила старание на то, чтоб сделать мужа лучшим? Какой муж имел попечение об исправлении жены? Нет ни одного. Напротив, у жены только и заботы, что о золотых украшениях, одежде и других нарядах, и также об умножении имущества; а муж занят, кроме этих, еще многими и другими попечениями и все житейскими. Минь. Т. VII. С. 677.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Совнарком, однако, не стал рассматривать обращение коллегии Главархива, а переправил его в VIII (ликвидационный) отдел Наркомюста. В свою очередь VIII отдел на запрос Управления делами Совнаркома ответил, «что для удовлетворения ходатайства об издании особого декрета, охраняющего библиотеки бывшего Церковного Ведомства, не видит оснований, ибо все библиотеки должны быть взяты, в силу декрета об охране библиотек и книгохранилищ под охрану Советской власти (ст[атья] 592 Собр[ания] Узак[онений] и Расп[оряжений] Раб[очего] и Кр[естьянского] Пр[авительства]); при чем этим декретом установлен порядок, пользование и открытие библиотек. Богослужебные же книги могут быть передаваемы в пользование группам граждан на общих основаниях, предусмотренных инструкцией по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от Государства; 2) что касается архивов, то все бумаги, имеющие значение для внутренней церковной жизни, могут быть по разборке архивов переданы заинтересованным лицам с ведома Управления Государственными Архивами, и 3) что касается помещений для вновь основывающихся библиотек и частных архивов того или иного культа, то вопрос этот является чисто местным вопросом, разрешаемым на местах жилищным отделом в общем порядке» 652 . Точно такой же ответ незадолго до этого (4 января 1919 года был передан и делегации ВЦУ. После получения отрицательного ответа на обращение делегации С.Г. Рункевичем было составлено от имени патриарха циркулярное письмо епархиальным Преосвященным. В нем, после изложения обращения делегации в Совнарком и Главархив и заключения VIII отдела Наркомюста, говорилось: «Между тем и в настоящее время до Высшего Церковного Управления доходят сведения, что в некоторых местах духовные книги, в особенности из библиотек бывших церковных школ, подвергаются опасности уничтожения вследствие того, что по неправильному предположению, будто в настоящее время вовсе не допускается образование и содержание собственно церковных или религиозных библиотек, никем не предъявляется требование о передаче этих книг для церковного или религиозного пользования во вновь основываемых церковных или религиозных библиотеках. То же происходит и в отношении духовных архивов» 653 . Патриарх признавал необходимым осведомить епархиальных архиереев о заключении VIII отдела в надежде, что они не преминут принять меры к широкому оповещению своей паствы о возможности сохранения при ее желании разрушаемых церковных библиотек и архивов, в случае необходимости находя для них помещения в церковных притворах и даже самих храмах в «приличествуемых местах». Завершалось патриаршее обращение словами: «Всеправедный Господь, наказующий нас по грехам нашим, да не предаст нас до конца и да не лишит нас орудий церковного и религиозного просвещения нашего. Милость же Господня да хранит вас, Преосвященнейший Владыко, в крепости духа и тела» (21 марта 1919 года) 654 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По прп. Ефрему Сирину , Авраам не сомневается в том, что Бог может даровать ему сына от состарившейся, неплодной Сарры, но, при этом, любит и своего сына Измаила. Прп. Ефрем Сирин : «Сказав же (Авраам): да живет Измаил, обнаружил только любовь свою к Измаилу» 592 . Св. Филарет Московский усматривает три возможные причины ходатайства Авраама о Измаиле: «а) Может быть, недоверчивость к обетованию о Исааке, коего рождение представлялось неестественным. б) Может быть, опасение, чтобы новое обетование о сыне Сарры не было соединено с отвержением сына Агари, которого самое зачатие оказалось теперь неблагословенным... в) Может быть, смирение и благоговение Авраама, объятого Божиими благодеяниями так, что чувствование их величия изобразилось, как бы, желанием их уменьшения. Стоит ли бедный столетний старец, говорит он, того, чтобы изменять течение природы, для дарования ему сына?» 593 . Вера арабов, включая ислам , неотделима от слов Божиих Аврааму: И о Измаиле услышал Я тебя. Мухаммед стремился вернуть соотечественникам веру их праотца Авраама (Ибрахима). Но то, что далее Бог говорит только о земном величии потомков Измаила, а все духовное относит к Исааку, свидетельствует о неправде мусульман в их противостоянии Израилю и христианам. Однако, изначально, Измаил досаждал Исааку, но и Сара притесняла Агарь. Так все и идет. Сопоставляя же благословения, данные Исааку, сыну Сарры, и Измаилу, сыну Агари, св. Филарет рассуждает так: «Вообще, изображенные здесь два благословения, Исааково и Измаилово, разнствуют между собою, как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, земные, временные» 594 . Таков завет вечный, Божий и таково благословение земное. Таковы два народа и пути их. Но история шла и не без того, что Измаил не раз пытался вернуться к Аврааму и взойти на высоту его веры, а Исаак, наоборот, отступал от него, обращаясь лицом к царствам мира сего. Однако, завет Божий с Исааком, во Христе исполнившийся, непреложен, также благословение потомкам Агари не иссякает. 6.6. Обрезание дома Авраамова

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иисус Христос – личность единственная в мире. Чем исключительнее такая личность, тем настойчивее возникает вопрос о происхождении ея. Такое или иное решение этого вопроса должно повлиять на выяснение того дела, для которого Христос явился в мир. Происхождение Искупителя должно быть необыкновенно 590 , потому что обычное рождение человека от человека необходимо производило людей, зараженных грехом, от которого не было сил освободиться. Поэтому, премудрость Божия изъяла Иисуса от первородного греха: Христос родился от Пресвятой Девы Марии по наитию на Нее Св. Духа. Пред зачатием Иисуса во чреве Девы приходит в Назарет небесный Вестник. После радостного приветствия Ангел «предсказывает (Марии) зачатие во чреве, рождение Сына, Его спасительное имя, Его достоинство Божественное, воцарение чудесное, царство бесконечное». «Любовь к девству исторгает из сердца Ея краткое слово: како будет сие, идеже мужа не знаю? Чтобы правильно разуметь сие слово, необходимо должно, во-первых, предположить, как и предание сказует, что Мариам еще прежде обязала Себя обетом во всю жизнь Свою хранить девство: ибо не обязанная сим обетом и обрученная мужу какую бы причину имела вопрошать о возможности родить сына: како будет сие? Во-вторых, надлежит взять в соображение закон Моисеев ( Числ.30 гл.), по которому обет девы или жены мог быть уничтожен одним словом отца или супруга и только тогда становился твердым, когда отец или супруг слышал о нем и не отверг оного. Из сего соображения должно заключить, также согласно с преданием, что обет девства, который на предсказание о рождении Сына заставил Марию сказать: како будет сие? был уже тогда известен Иосифу и признан им и что он обручил себе Пречистую Деву с тем, чтобы, под именем супруга, быть стражем Ее девства, которому нужно было таиться под наружным покровом брачного союза в таком народе, который, привлекаясь видимым благословением брака, не постигал высоты девства». «Отречение Мариами от земного мужа подает Ангелу случай возвестить ей достоинство Богоневесты, к которому Она предопределена: Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя. Благовещение принято; Ангел отошел; Слово воплотилось; Дева зачала; оказались признаки зачатия: обретеся имущи во чреве от Духа Свята». Зачатие от Духа Святого подтверждено было недоумевающему Иосифу» ( Мф.1:20 ) 591 . Так исполнилось пророчество Исайи о рождении Еммануила от Девы 592 . Если Дева зачала от Святого Духа без мужа, то следует сказать с Ангелом: тем же рождаемое свято ( Лк.1:35 ) 593 . Высокое нравственное достоинство и чистота Девы Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010