Но И.М. Покровский предпочёл «растворить» указанный довод священника Н.А. Романского в обличительных рассуждениях по поводу сомнений своего оппонента в подлинности этой записи (приписки).(148) Столь же неубедительной, на мой взгляд, является ссылка И.М. Покровского на источник, датированный 1706 г., - запись в приходо-расходной книге митрополита Казанского и Свияжского Тихона (Т.В. Воинова) (1655 - 1724), которая гласила: «Октября в 27 день взято для благословления преосвященнейшему митрополиту бывающих у него приказных людей у соборного протодиакона у Григория Терентьева две иконы списки с подлинного образа Богородицы Казанския , дано 23 алт[ына] 2 ден[ги] дано».(149) «Конечно не в Москву ездил за этими списками соборный протодиакон», - рассуждал на сей счёт И.М. Покровский.(150) «Таким образом, - делал он далее из всего этого вывод, - чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в XVII и XVIII вв. в Казани, называется не только новоявленной и явленной, но ещё подлинной».(151) Помимо этого, И.М. Покровский указывал, что «в скрепе и засвидетельствовании по листам монастырской рукописи 1359/1, которые читаются так: " Сия книга, содержащая в себе службу Богоматери Казанския Казанскаго ж Богородицкаго девичаго монастыря 1777 года м-ца июня 15 дня подписана и засвидетельствована в том, что действительно оная служба с явлением и чудесами принадлежит к явленному образу Божия Матери Казанския, что в граде Казане " ».(152) «Ни одной из них нельзя назвать точным списком с другой...» Помимо всего прочего, дискуссия коснулась различий во внешнем виде и художественном исполнении «Казанской», «Московской» и «Санкт-Петербургской» («Петербургской») икон. И.М. Покровский утверждал, что, «всматриваясь в изображения Казанской, Московской и С.-Петербургской чудотворных икон, легко убедиться, что ни одной из них нельзя назвать точным списком с другой».(153) «На иконе, похищенной из Казанского женского монастыря, - уточнял он, - Божия Матерь изображена с преклонённою главою к Божественному Младенцу. Изображение Богоматери, так называемое, грудное, а потому не изображено ни одной руки её. Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и с десницею несколько отклонённою в правую сторону, благословляющим с перстосложением древним, близким к двуперстию, причём благословляющая рука пред грудью и нижнею частью шеи Богоматери. Глава Богоматери с круглым ликом склонилась почти к самой главе Богомладенца с волосами без пробора. Лик Богомладенца - обращён к молящимся совершенно прямо. Икона письма древне-греческого, цвета тёмного; величина её в ширину 5 верш[ков], в длину 6 верш[ков].

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

4) Таксиархи [ο ταξιρχαι), наблюдавшие за порядком в общих собраниях иноков (например, при встрече знатных гостей) и в церкви: они указывали, что монахи должны были делать в тех или других торжественных случаях, как должны себя вести, в церкви они каждому указывали определённое место, для чего должны были вести список (τ ματρκιον) братьев и наблюдать, чтобы всё было благообразно и по чину. На обязанности их также лежало сообщать о почивших иноках протодиакону для внесения их имён в монастырские диптихи, а также заботиться о снабжении храма необходимой священной утварью 346 . При преп. Феодоре в студийском монастыре было четыре таксиарха 347 . 5) Канонарх ( κανονρχης), имевший наблюдение за благолепием чтения и пения в храме и вообще за точным исполнением богослужебной части монастырского устава 348 . 6) Келларь ( κελλαρτης) заведовал съестными припасами, и выдачей поварам; исправным хранением их имел также наблюдение за тем, чтобы иноки ничего не ели скрытно вне трапезы 349 . 7) Ариститарий заведовал столовой и равномерным распределением между братиями пищи и пития во время еды 350 . 8) Фельдшера, лечившие больных 351 . 9) Портные и вестиарии t на обязанности коих было шить новую одежду, мыть, чистить и починять старую, всем выдавать в определённое время всё необходимое, соответственно достоинству каждого 352 . 10) Повара, будильщики, уборщики в дортуарах; привратники, наблюдавшие за тем, чтобы входили в монастырь и выходили из него только те, кому это правилами разрешено, – и др. 353 . Один этот перечень должностных лиц показывает, что преп. Феодором был заведён в студийском монастыре, насчитывавшем в своих стенах около 1000 иноков, такой порядок, при котором бы самым точным образом были указаны ежедневные занятия и взаимные отношения братьев; что им организовано было настоящее общежитие, где каждый должен был заботиться только о том деле, которое ему поручено, и где только настоятель имел попечение обо всех и обо всём. Монастырская община удовлетворяла всем своим потребностям сама же, собственными силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

122 Г. Лепорский в обстоятельно изложенной статье «Благодать в Богословской Энциклопедии», издаваемой г. А. П. Лопухиным (Петроград, 1901. Том II, c. 637–652), обнаруживает ясно своё знакомство с моими лекциями, в главных пунктах стоит на одной со мной точке зрения, и, тем не менее, по-видимому, игнорирует сделанное мной отличение всеобщей или промыслительной, на всех без изъятия людей простирающейся, благодати от особенной евангельской, в которой я различаю два вида: призывающей (через слово Божие) и возрождающей (в таинствах: оправдывающей и освящающей в Свв. Крещении и Миропомазании), и тем не содействует устранению вышеизложенных моих недоумений. Он объясняет учение восточных патриархов так, что благодать всеобщую, простирающуюся на всех называет евангельской – предваряющей, хотя сам же оговаривается, что эта всеобщность есть только возможная, а не фактическая, ибо, говорит он, 1) «не всем людям приходится слышать слово Христова благовестья, поскольку распространение Евангелия имеет свою историю; 2) не все пользуются ею, поскольку действие её обусловливается свободой тех, кому она предлагается». А если так, то чему же г. Лепорский припишет приготовление всего рода человеческого, не только иудеев до Христа Спасителя, но и язычников в течение всей истории человечества, к принятию именно Евангелия, вести о явившемся спасении во Христе, и, следовательно, о приготовлении к спасению? Разве это не действие общепромыслительной благодати или милосердия Божия к падшему человечеству? И евангельскую, следовательно, уже призывающую к этому спасению благодать, разве можно мыслить без предварительного приготовления известного лица или целого народа к восприятию этого благовестия? Послание Восточных патриархов отнюдь не отрицает такой благодати; хотя оно и называет её предваряющей, но не в смысле евангельской, собственно призывающей ко спасению во Христе, а вообще просвещающей всех, и тем напоминает и тот свет, который светится во тьме язычества, до Христа. В той же статье г. Лепорский признаёт недостаточно точным моё мнение относительно начального момента в обращении, что свободе естественного человека предшествует призывающая благодать; более точным он находит учение, что благодать и свобода действуют всегда совместно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

И православная Церковь выразила свое учение об этом в постановлениях пятого Вселенского Собора: «последуя божественным словам, Церковь утверждает, что душа творится вместе телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после». По вопросу об образе творения Богом души человека существуют два мнения. По одному, душа человеческая творится непосредственно Богом из ничего и затем соединяется с телом в утробе матери. Но с этим нельзя согласиться, ибо, по христианскому учению, существует, так называемый, первородный грех , переходящей от Адама на всех последующих людей, так что всякий человек уже рождается с наследственным грехом 57 ; апостол Павел говорит: «как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». ( Рим.5:12 ). Если же души человеческие творятся непосредственно Богом, то как же на них может переходить наследственная греховная порча? ведь из рук Творца они могут выйти только чистыми, а не греховными. С другой стороны, встречаются такие явления, когда в характере человека, на его душевном складе отражаются духовные черты его родителей, а иногда и более отдаленных предков его. Как они могут перейти к ребенку, если его душа создана непосредственно Богом из ничего? По другому мнению души человеческие творятся Богом не непосредственно, а посредственно; Бог творит человеческие души, как и тела силою того же самого благословения «раститься и размножаться» ( Быт.1:28 ), которое Он даровал нашим прародителям еще вначале, – творит не из ничего, а от душ родителей. При такой точке зрения легче объясняется и первородный грех, а также и переход душевных склонностей и особенностей от предков к потомкам. Такой точкой зрения подкрепляется мысль об общем начале людей. Наконец, в пользу этого мнения о посредственном творении Богом душ человеческих говорят многие изречения Святого Писания. Так, первоначальное благословение Божие о размножении людей ( Быт.1:28 ) выражено теми же словами, какими выражено оно и о размножении всех животных ( Быт.1:22 ); об Адаме говорится, что он родил сына с точным подобием своим ( Быт.5:3 ), подобно как сам он сотворен с точным подобием Божием ( Быт.1:26 ); апостол Павел ясно говорит, что «Бог от одной крови произвел весь род человеческий ( Деян.17:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

vk fb tw ok @ g+ lj Над внешним видом и интерьером храма сестры работали несколько лет, отрисовывая каждую деталь и всю композицию в целом. vk fb tw ok @ g+ lj Был изготовлен макет храма в 1,5 метра высотой, выполнены линейные эскизы будущих росписей. vk fb tw ok @ g+ lj Затем был изготовлен цветовой эскиз. Интерьер храма разработали совместно с сестрами екатеринбургские архитекторы Михаил Голобородский, Владимир Руднев и Инна Ильмуратова. При разработке интерьера сестры и архитекторы ориентировались на выдающиеся образцы византийского храмоздательства: храм Софии Премудрости Божией и монастырь Хора в Стамбуле (бывший Константинополь, столица Византийской Империи). vk fb tw ok @ g+ lj Восстанавливаются капители. vk fb tw ok @ g+ lj Декоративные элементы, украшавшие колонны до революции и частично разрушенные в советское время, полностью восстановлены с точным соблюдением размера и формы. vk fb tw ok @ g+ lj Декоративные элементы, украшавшие колонны до революции и частично разрушенные в советское время, полностью восстановлены с точным соблюдением размера и формы. vk fb tw ok @ g+ lj Храм опоясали надписи – строки из псалмов Пророка Давида: «Господи, возлюбих благолепие дома Твоего и место селения славы Твоея», «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его». vk fb tw ok @ g+ lj Храм опоясали надписи – строки из псалмов Пророка Давида: «Господи, возлюбих благолепие дома Твоего и место селения славы Твоея», «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его». vk fb tw ok @ g+ lj Вся колокольня оделась в леса: нужно восстановить разрушившиеся участки кирпичной кладки, воссоздать купол со шпилем. vk fb tw ok @ g+ lj Изготавливается купол и шпиль на колокольню. vk fb tw ok @ g+ lj Высота колокольни с новым шпилем составляет 62 метра. vk fb tw ok @ g+ lj Внутренняя отделка храма началась с пола. vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/112410.html

2016/01/29, 22:18:31 О преподобный Сергий Радонежский!Молю тебя о помощи! Помоги мне сегодня сдать экзамен по праву социального обеспечения.Дай мне в дар силы и ума!Прости за все грехи!Прости за то, что иногда сомневаюсь в тебе! Пусть для меня сегодня все сложится удачно!Спасибо Господи, что я живу и дышу!Во имя отца и сына и святого духа Аминь! 2016/01/29, 22:11:51 спасибо, тебе Сергий Радножский! прости меня грешную! и спасибо тебе за все, за то , что не оставляешь меня в трудные минуты, за то, что слышишь меня и помогаешь мне! спасибо!!! Александра 2016/01/29, 22:09:27 О, Преподобный Сергий Радонежский. Пошли милостыню свою моей дочере р.б. Ксении помоги ей сдать завтра экзамен. Помоги ей выбрать легкий билет. Пошли ей силы и правильные ответы, пусть преподаватели будут благосклонны к ней. Аминь. 2016/01/29, 18:47:27 О Преподобный Сергий Радонежский! Прошу тебя, пожалуйста, помоги моей дочке отр Софии 30.01.16 с 11.00 до 15.00 по Московскому времени рассказать научную работу в секции философия на тему " Первые школы " . Пусть ум её будет чистым, ясным и точным, а память хорошей и внимательной. Укрепи дух её,не покинь в трудную минуту, пусть она будет собранной и спокойной. Рассказ её интересным, точным,правильным, а вопросы легкие и доступные. Пусть члены комиссии будут в здравии и в хорошем расположении духа.Пусть они будут благосклонны и милостивы к моей дочке отр Софии. Прости нам прегрешения наши и за то, что обращаемся к тебе в трудную минуту. Уповаю на тебя о Преподобный Сергий Радонежский.Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Оксана 2016/01/29, 17:56:19 С низким поклоном и от благодарного сердца обращаюсь к тебе, Преподобный Сергий Радонежский. Прошу тебя, помоги ещё моему сыну, р.б. Максиму, сдать очередной экзамен, не оставь его в трудную минуту, будь ему верным помощником, укрепи его дух, силу и веру, избавь его от волнения и огорчения. Пусть ему достанется лёгкий билет и вопросы, на которые он знает ответы. Пошли ему здравия духовного и телесного. Пусть будут благосклонны и снисходительны к нему преподаватели во время экзаменов. Благодарю и кланяюсь тебе, Преподобный Сергий Радонежский, и уповаю на твою милость. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.б. Ольга.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Православными или истинно верующими при этом называются те, которые хранят без повреждения от Христа происходящий залог согласно с исповеданием и практикой семи вселенских соборов. Очевидно, столь точным определением документа „истинно верующих“ устраняется всякое основание обвинять старокатоликов в церковном индифферентизме или безразличном отношении к существующим церквам: ведь такие верующие с наибольшей вероятностью более возможны только в частных церквах, неприкосновенно сохраняющих от всякого искажения и содержащих в целости существенные составные части вселенской церкви, всё её священное наследие (вероучение, иерархию и таинства). А таковы ведь далеко не все наличные христианские общества. Вот почему я основательной продолжаю считать свою ссылку на подчёркнутые места цитаты, сделанную мной в статье с целью показать В. Керенскому неосновательность его речей об индифферентизме („Старокатолический вопрос“ 286, 288). В ответе своём В. Керенский это предпочёл обойти молчанием (425). Так – как указанным точным определением „истинно верующих“ предполагается наибольшая вероятность их нахождения в церквах, более отвечающих учением и устройством древне-нераздельной вселенской церкви, то, в пояснение старокатолического воззрения, я, в виде вывода из всего, добавил ещё, что вселенская церковь и ныне продолжает своё существование, можно сказать, и тим внимание на то, каким способом г. В. Керенский своё утверждение доказывает и какое оружие пускает в ход против меня в доказательство извращения мной старокатолического учения о церкви и, кстати, „бесцеремонного обсуждения материала“ или передержек при цитации (Ответа 425). Последнее совершает не кто иной, как только именно сам В. Керенский , когда цитирует Nochmals zur Verständigung. В этом „документе, пишет В. Керенский , прямо говорится: „истинно-нераздельная церковь Христа, поэтому церковь Никейского символа, состоит не из известного числа существующих поместных церквей, а из совокупности всех правоверующих на земле. Всякий, кто причисляет себя к этой совокупности, кто поэтому исповедует исходящий от Христа залог веры – depositum fidei без всякого извращения, без прибавления и убавления, есть член этой нераздельной церкви, к какой бы поместной церкви востока и запада он наружно ни принадлежал“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец. IV. Крестным знамением совершалось бесчисленное множество чудес: силой его сокрушаемы были идолы 159 , прогонялись демоны, даже иногда теми людьми, которые не веровали во Христа 160 : крестное знамение исцеляло болезни и избавляло от других постигших бед 161 : сила крестного знамения прогоняла или убивала змей и драконов, отнимала силу у яда 162 , возвращала зрение слепым, язык немым: так, Феодор, архимандрит Сихейский, исцелил немую девочку знамением креста; имевшим иссохшие или парализованные члены это знамение вдыхало жизнь в члены, даже воскрешало мёртвых 163 ; крестным знамением были укрощаемы свирепые звери 164 , потушаемо пламя 165 ; силой крестного знамения были переносимы непомерные тяжести с одного места на другое, утверждались здания, грозившие разрушением, отворялись заключённые двери: крестное знамение полагалось даже иногда на животных для предохранения их от болезней и падежа 166 . Крестным знамением освящались все вещи, на которых оно было полагаемо: благословенные хлеб и елей производили чудеса 167 . Нужно ли после этого ещё говорить что-нибудь в доказательство того, что крестное знамение употреблялось в древнейшие времена христианства (как и ныне употребляется) с таким уважением, которое прилично Животворящему Кресту Христову, что оно именно есть точное подобие Креста Господня? Мы видели, что его употребляли сами апостолы, заповедав и верующим пользоваться им, как точным знамением истинного креста Христова: далее указали несколько примеров употребления крестного знамения при совершении некоторых таинств. Здесь оно служило печатью и силой таинства, и без него таинство не могло совершиться. Почему же приписывалась такая важность крестному знамению, если оно не было точным подобием и совершенным изображением Креста Христова? Видели далее, что и простые верующие прибегали к нему в весьма многих обстоятельствах жизни своей и воздавали ему почтение. какое приличествует истинному Кресту Христову. Наконец, перечислили и множество чудес, бывших от крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Великая Христова церковь и совет силлога заботятся о питомцах школы, окончивших в ней полный курс учения и немедленно предлагают им подходящие места. Они назначаются на должности учителей и иеропсалтов в столице и епархиях, а когда достигнут канонического возраста, вступят в брак и примут священный сан, тогда им, при назначении в приходы, оказывается предпочтение пред теми кандидатами, которые не имеют диплома об окончании курса в священнических школах. Если же окончивший курс в школе силлога уклонится от служения церкви в священном сане, тогда его поручитель обязан заплатить школе сто турецких лир в вознаграждение её за произведённые в четыре года расходы. Схоларх священнической школы рекомендуется ефорией по соглашению с советом силлога, назначается и утверждается синодом и патриархом из лиц в священном сане, почтенного возраста и с педагогическим опытом. Схоларху принадлежит полное заведывание школой: ему подчиняются все, здесь живущие, на нём же лежит и вся ближайшая за школу ответственность. Он живёт в школе и получает от неё содержание, наблюдая за точным исполнением устава её и обычаев. Схоларх преподаёт все церковно-богословские предметы, входящие в программу школы, всегда присутствует вместе с воспитанниками в храме за богослужением и наблюдает за точным исполнением церковного устава. Он хранит все официальные документы и книги школы, ведёт письменные сношения с ефорией, наблюдает за библиотекой и заботится о её пополнении, следит за пищей учеников, одеждой и всем необходимым. Кроме схоларха, школа имеет в первое время двух учителей для преподавания всех предметов по программе, кроме церковно-богословских; избрание их и назначение производятся ефорией и советом, по соглашению с схолархом. Ефория школы состоит из четырёх членов, клириков и мирян, избираемых из состава совета силлога, в общем его заседании. Председателем ефории всегда состоит старший из духовных его членов. Члены ефории назначаются на два года, с ежегодной заменой двух из них. Ефория заботится вообще обо всём, касающемся содержания и успехов школы, наблюдает за её внешним и внутренним состоянием, наводит справки о личных достоинствах поступающих в школу учеников, проверяет их поручительства, получает от казначея силлога деньги, необходимые для содержания воспитанников и учащих, входит по мере надобности в сношения с советом силлога по делам школы и отдаёт ему ежегодно отчёт в своей деятельности. Ефория избирает, определяет, и в случае необходимости, удостоверенной схолархом, увольняет епистата и остальных слуг школы. В конце каждого месяца она платит жалованье схоларху, дидаскалам, епистату и всем служащим в школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Что касается ограничения личных прав раскольников, то м. Филарет более подробно останавливается только на некоторых, и прежде всего и чаще всего на ограничении прав раскольников на общественные должности. Вполне сочувствуя этому ограничению, как «служащему к пользе православия, теснимого происками и богатством раскольников» 614 , он постоянно настаивал на необходимости особенно внимательного наблюдения со стороны подлежащих властей за возможно точным исполнением существующих законов относительно этого предмета 615 . Причина этой особенной настойчивости Московского митрополита в означенном отношении кроется в том, что «из дел и частным образом» ему хорошо было известно, как недобросовестно раскольники–начальники пользуются своим должностным положением в интересах раскола, как, «пользуясь начальственными должностями в селениях, они стараются совращать православных» 616 ; как «некоторые крестьяне за присоединение к православию пострадали от раскольников–начальников посредством клеветы и произвольных притеснений» 617 . Какое действительно важное значение придавал Московский святитель исполнению рассматриваемого правила, можно видеть и из его епархиальной в данном отношении практики, которая сохранила нам в его письмах к гражданскому начальству и в резолюциях множество указаний на то, что он и сам зорко следил за точным выполнением предписаний по данному предмету. Так, в одном письме к Д. В. Голицыну, Московскому военному генерал-губернатору, он просит удалить раскольника от должности сельского старосты в имении помещика Балк-Полева 618 ; в другом – удалить от должности вотчинного голову в имении Шуваловых, «оказывающегося пристрастным к расколу» 619 . В письме к другому Московскому военному генерал-губернатору, П. А. Тучкову, он обращается с подобной же просьбой относительно должностных лиц села Гуслиц. «Бронницкого уезда, села Гуслиц церкви Воскресения Христова некоторые православные прихожане, – пишет он в означенном письме, – представили мне следующее: от хулителей православия сделались было они освобожденными, бурмистры раскольники были сменены, но не надолго. Посему они вновь просят защиты православным церквам и им православным удалением раскольников от должностей, в которые закон не дозволяет их поставлять». Доводя об этом до сведения генерал-губернатора, Московский владыка просит его обратить на это «начальственное внимание к охранению мира православной церкви» 620 . В своих резолюциях м. Филарет и приходскому своему духовенству советует также следить за должностными лицами, наклонными к расколу, «стараться утверждать их в православии, а в случае поступков вредных для православия доносить определительно с изложением обстоятельств» 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010