Жизнь, однако, брала свое и находила пути вопреки требованиям закона. Трулльский собор говорит, что в рядах клира были овдовевшие и женившиеся священники. Был назначен срок — 15 января 691 г., до которого такие браки считались законными, а после которого священники, вступившие в брак, подвергались лишению сана (прав. 3).  Третье требование по отношению к брачной жизни духовенства состояло в том, чтобы лица, принявшие сан до вступления в брак, уже не вступали в него потом. В основе его лежит взгляд ап. Павла относительно нравственного совершенства пресвитеров. С точки зрения древней церкви это требование вполне естественно. Апостол изображает епископа как почтенного семьянина, опытного в нравственном руководстве, который это искусство обнаружил на своих детях (I Тим. III, 4: «дом свой добре правящу»). Представляется, что епископ — лицо уже зрелого возраста, лет под 60, и вступать в брак человеку таких лет — дело предосудительное. Да и не может быть, чтобы он желал вступить в брак по принятии сана. Но практика, по которой требовалось, чтобы пресвитер был старцем и по возрасту, держалась недолго. Стали появляться люди, принимавшие сан священный лет 30. А раз это происходило так, естественно было ожидать и нарушения правил относительно брака.  Уже Ипполит упрекает Каллиста за то, что он позволяет своим клирикам вступать в брак по поставлении в клир (что, вероятно, разумеется об иерархических степенях, потому что чтецам и певцам брак дозволялся). Правило 1 собора Неокесарийского 314 г., которое лишает сана пресвитера, если он женится, очевидно, предполагает такие случаи в практике. А 10 правило собора Анкирского, бывшего в том же году, даже прямо позволяет оставаться в сане тем из диаконов, которые при самом поставлении заявили, что они не могут оставаться безбрачными, и, получив тогда же разрешение епископа, женились после постав–ления, и низлагает только тех, которые при посвящении не сделали подобной оговорки, или обещались оставаться безбрачными и женились потом. Против женитьбы после поставления высказывался Юстиниан в 530 г. (Cod. 1, 3, 45), 535 (nov. 6, с. 5), 536 (nov. 22, с. 42). Правило 10 Анкирского собора отменено Трулльским собором в 6 правиле. Так медленно прививались требования, вытекавшие из условных моральных воззрений.  Разумеется, не в этих только специальных узаконениях по вопросу о брачной жизни клириков выражалось требование нравственной высоты их жизни. Этого рода узаконения только с большим постоянством повторяются в соборном законодательстве. По общему правилу, устранялся из клира всякий виновный в каких–либо тяжких прегрешениях, например, в убийстве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Здесь, на кафедре церковной, этого допустить нельзя, здесь надобно говорить одну только чистую истину и самую сущую правду. Так, кроме черезвычайно широкой области общего учительства в Церкви, есть более определенная область учительства собственно церковного. Здесь имеют значение – особенное призвание и поставление на это именно дело проповеди церковной и ниспослание избранному для сего божественной благодати, а в степени епископской, от которой принимает священник рукоположение, и прямое преемство от апостолов, первых провозвестников слова Христова. Никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон. ( Евр. 5:4 ). Аще бо благовествую, несть ми похвалы, нужда бо ми належит: горе же мне есть, аще не благовествую. ( 1Кор. 9:16 ). Како же проповедят, аще не послани будут? ( Рим. 10:15 ). Некто, сторонник учительства мирян, начиная дело издалека, сперва длинным рядом соображений доказывает, что мы, ближайшие служители Церкви, якобы не правильно называемся духовенством, а должны называться клириками. Затем, основываясь на комментарии Валсамона к Номоканону Фотия, доказывает, что клириками называются не одни пресвитеры и диаконы, но чтецы и певцы, и наконец, переходит к сути дела. «Что же, спрашивает он, ужели всякий певец и чтец, всякий пономарь и дьячек есть уже учитель Церкви, и к ним для разрешения всякого религиозного вопроса и сомнения должен обращаться верующий мирянин для научения, как к представителям церковного авторитета? Ужели им вверено учительство церковное, определение истины церковной и руководствование душ на путь ко спасению?» (ст. Н. П. Аксакова «Не угашайте духа». «Русское Обозрение». Февраль, стр. 453). Автор, очевидно, не принимает в расчет различия степеней церковных в деле учительства. Чтецу и певцу дано чтение молитв, псалмов, других книг Писания, даже Апостола, пение стихир, тропарей и других песней духовных, и когда они возглашают слова псалма или послания апостольского, внимай и их слову, внимай священной песни, ими возглашаемой. Каждому известно, какие добрые впечатления производит в душах верующих внятное и раздельное чтение, и именно по церковному, и благоговейное, умилительное пение. Но чтецам и певцам не вверено пастырства душ, а определение истины церковной превышает меру не только священника, но даже и епископа. Идем далее. Диакону дозволяется чтение не только Апостола, но даже Евангелия, которое подается ему с престола, и он от лица Церкви возвещает учение истины собственными словами Господа Спасителя. Диаконам, как ближайшим помощникам священника, дается право читать и с церковной кафедры поучения святых отцов и учителей церкви, а некоторым из них, в силу полученного ими образования, право и собственного составления поучений, но под ближайшим руководством священника. То же и при том же условии дозволяется и окончившим семинарский курс псаломщикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

6/19 ноября 1902. Среда. Составлено и переведено предисловие к службам Первой Седмицы и Страстной, в котором говорится, что хотя службы эти несколько сокращены при переводе, но что ныне, по малолюдности многих японских Церквей и по невоспитанности певцов и чтецов, рано еще совершать их всецело и в таком объеме, в каком они являются; поэтому, перед употреблением, пусть священники хорошенько просмотрят их и, если найдут нужным, сообразно с состоянием своих Церквей, еще несколько сократить службу – могут сделать это. Дано также наставление чтецам и певцам исполнять их обязанности так, чтобы ни одно слово не было потеряно для слуха христиан. Сокращение сделано в чтении псалмов и в повторении одной и той же стихири или песни. Все это можно возобновить тотчас же при составлении со временем полной службы; вновь переводческого труда не потребуется, разве на исправление перевода, коли кто будет в состоянии. 7/20 ноября 1902. Четверг. Перевод Пентикостария ныне вполне закончен; тоже в сокращенном виде; все воскресные, начиная с Пасхи до недели всех Святых, службы, без пропусков всего нового, переведены; будничные – нет. Совсем приготовлены и в отличных золоченых рамах поставлены на стенах в соборе четыре большие иконы: две писанные Ириной Ямасита – Воскресение (копия с посольской) и Вознесение, и две письма Новодевичьего Санкт-Петербургского монастыря, привезенные еще в 1880 году, – Святого Великомученика Дмитрия и молящегося Ангела. К благолепию Собора они немало прибавили. Фотографии их сняты для приложения к периодическим изданиям Миссии. (Кстати, и мы с Накаем снялись у пришедшего для того фотографа). Было отпевание и погребение Петра Исигаме, кандидата Московской Духовной Академии, бросившего потом церковную службу для более [денежной], умершего в госпитале третьего дня и тогда же принесенного в Собор, где старшие ученики двое суток читали Псалтирь над ним. 8/21 ноября 1902. Пятница. Письмо от Василия Геннадиевича Дудышкина из Москвы, подтверждающее то, что писал Тихомиров, – иконостас в декабре отправится из Одессы сюда. Но о колоколах пишет, что они зависят от о. Благоразумного. Значит, сверх ожиданий и сделанных уже обещаний, колоколов нет пока, и будут ли – неизвестно. Небольшое разочарование. Но добрейшего Василия Геннадиевича спаси, Господи, и за то, что он сделал; сам небогатый и сделал столько! Какое богатство – усердие у него!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Итак, допущение разнообразия, возможность и законность изменений или исправлений, при отсутствии всякого зазора и при взаимном согласии, хот взгляд древней церкви на все то, что до существа веры не относится. Приведем тому и примеры: 1) В первые века христианства, по 5 правилу Св. апостол, епископы имели быть и женатые, – шестой же вселенский собор, «прилагая попечение о преуспевании людей на лучшее, 12 правилом постановил: епископу не жить с женою». Толковники Вальсамон и Зонаро, поясняют, что Св. Апостолы, при начале веры, снисходительнее относились к тем, которые приступали к вере, и «епископам дозволяемо было иметь жен и после принятия епископскаго сана», и если бы кто захотел, хотя бы и «под видом благоговения изгнать жену, должен быть даже извержен из сана» (5 прав. Св. Апост. и толков. Вальсамона). – Шестой же вселенский собор 12 правилом изменяет, отменяет, апостольское постановление и узаконополагает иное: «под угрозою извержения из сана – воспрещает епископам жить с женою», и это он установил «не к превращению апостольскаго предания, – но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее». (12 правило VI собора). 4 Видите, апостольский закона изменяет собор – и ничего. 2) 26 пр. Св. Апостол только чтецам и певцам, по рукоположении, т. е. по вступлении в клир, разрешает вступать в брак; а Анкирский собор 10 правилом разрешает и диаконам, «аще при самом поставлении засвидетельствовали, что они имеют нужду оженитися, и не могут без того пребыти: таковые после сего оженившись, да пребывают в своем служении». Шестой же вселенский собор 6 правилом снова воспрещает и диакону и иподиакону, после рукоположения, вступать в брак. Один собор (малый) отменяет апостольский закон, – а другой собор снова подтверждает апостольское правило, отменяя соборное постановление. Старый обряд – обычай, ведущий начало от апостолов, изменяет собор поместный на новый обряд, обычай.... Потом паки разрешается старый обычай. – Матфей же Властарь говорит: «на 10 правило Анкирскаго собора не обращай совсем внимания» (Синтагма, буква «г.», гл. 2-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

—438— рится о том, почему воспрещен брак после рукоположения тем более, что таинство рукоположения не исклю­чало собою таинство брака, как это сказано ясно и определенно в 10 правиле Анкирского собора, а это запрещение возникло в соответствии с неправильным взглядом и суждением о втором браке вообще, установившимся и в поместной Сирийской Церкви. Из этих апостольских постановлений было создано 26-е апостольское правило, кото­рое устанавливает, что из неженатых, вступивших в клир, могут жениться только чтецы и певцы 570 . В остальных поместных церквах, а их было очень много, в решении этого вопроса, руководствовались общей нормой, что рукоположение не есть препятствие к браку, и потому бывали случаи частой женитьбы епископов, свя­щенников и диаконов; это дозволялось и в том случае, если они не женатыми вступали в состав священной иерархии, или если оставались вдовыми после первой жены и желали вторично вступить в брак. Вселенские соборы того времени не считали нужным заниматься этим вопросом, ни определять этого особым каноном, который бы имел значение для всей вселенской Церкви. На первом вселенском соборе некоторые его члены подняли вопрос о необходимости установить и определить, чтобы никакое священное лицо не могло быть женатым. Но это радикаль­ное, как видно, предложение собором не только не было принято, но даже не пересматривалось, а тем более не решалось 571 . Четвертый вселенский собор занимался во­просом о смешанных браках и своим 14 правилом узаконил невозможность для низших членов клира вступать в брак с лицами, не принадлежащими к пра­вославной Церкви. Из текста этого канона как будто видно, что «в некоторых епархиях» воспрещено было даже и низшим членам клира, чтецам и певцам вступать в брак, и что, вследствие этого, ригоризм в во- —439— просе о браке членов клира вообще перешел всякие гра­ницы. Насколько это было несправедливо и безосновательно, само собою понятно и с особенным ударением это отмечают и комментаторы этого канона, которые и иначе не стояли так одушевленно за брак священников 572 . Собор не занимался рассмотрением этого необычного запрещения в известных епархиях, как он и вообще не занимался вопросом о браке священников, ограничившись лишь узаконением невозможности для членов клира вступать в брак с неправоверными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иное дело брак прежде рукоположения, когда нет еще таинственных уз, связующих духовное лицо с алтарем чрез благодать священства, как это подтвердил на первом Вселенском соборе святой Пафнутий, епископ Египетский, сам девственник и строгий подвижник: так, когда некоторые из присутствовавших на этом соборе предлагали ввести в церковь новый закон о безбрачии для всех вообще священнослужителей, то святой Пафнутий убедил всех в том, что не нужно возлагать на мужей посвященных тяжкого ига, не для всех удобоносимого и что довольно, если по древнему преданию церкви только вступившие уже на священные степени не будут вступать в брак, а те, которые пояли себе жен до рукоположения, отнюдь не оставляли бы их после После всего сказанного нами становится уже довольно ясным, что также древне и имеет апостольское происхождение и двадцать шестое правило, которое из вступивших в клир безбрачными позволяет вступать в брак только чтецам и певцам, и которое есть не что иное, как продолжение рассматриваемого нами выше пятого апостольского правила. Хотя здесь высказано правило для чтецов и певцов, появившихся уже во II веке и, значит, после апостолов, но это нисколько не может поколебать нашего мнения об апостольском происхождении этого правила. Выше мы заметили, что все, известные ныне под именем апостольских правил, получили свое апостольское происхождение не слово в слово, а только в существенных, но определенных чертах. А так как существовало уже в апостольском предании правило о том, что из священнослужителей, принявших рукоположение в безбрачном состоянии, никто не мог после того вступить в брак, то отсюда уже весьма естественно было вывести заключение, что прочие члены, принадлежащие к церкви, но не имеющие особенного таинственного рукоположения (χειροτονια), таким правилом освобождаются уже от обязательства соблюдать девство и после вступления в клир, так как их бракосочетание не несообразно с сущностию и значением их звания. По тому самому, когда возник вопрос касательно чтецов и певцов, тогда пастыри церкви позаботились дополнить апостольское правило, касающееся только священнослужителей, и применить его к званию и обязанностям этих вновь появившихся лиц.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потому и глаголет великий апостол Павел: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни церкви Божией». И в Священных правилах написали святые апостолы о епископах, и о причетниках, и о простых людях, дабы не смехотворное и бесчинное житие иметь им. То же самое вслед за святыми апостолами пастыри, учители и преподобные и богоносные отцы наши утвердили, и установили, и в святые правила положили на память и на утверждение последнему роду. Великая польза и приобретение бывает чтущим священные правила и прочие божественные писания. Кто разумеет их и, принимая труды и подвиги и поты проливая, ищет проникнуть в мудрость их и волю Божию, и, бегая, как от змея, от срамословия и суесловия, и от сборищ и бесед, губящих душу, приемля одни заповеди Господни, предания и учение святых апостолов и преподобных и богоносных отцов наших, тот радуется и утешается ими, и радуется душа их. Не то что скоморохи, и плясуны, и игральщики в шахматы и шашки, которых предали отрешению святые апостолы и святые отцы. Ныне же некие из духовного сана – пресвитеры, и диаконы, и поддиаконы, и чтецы, и певцы – глумятся и играют на гуслях, на домрах, смычками, и даже в кости, и в шахматы, и в шашки, и в песнях бесовских, и в безмерном и премногом пьянстве , и всякое плотское ухищрение и наслаждение больше духовного любят, и так себе и другим великий вред приносят. И мы отныне наказываем и святыми писаниями подкрепляем, чтоб не бывать таковому бесчинному обычаю, всяческого стыда, и срама, и осуждения исполненному. И наипервее всего – во священном сем доме пречистой Богородицы, в великой и святейшей митрополии всея Руси, не глумиться, не играть в сем святом месте пречистой Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексея ни пресвитерам, ни диаконам, ни поддиаконам, ни чтецам, ни певцам, ни свещеносцам, ни пономарям, ни сторожам, ни всем прочим простым людям. Подобает живущим в священном сем дому быть добрым примером всем людям. А святые апостолы и богоносные отцы заповедали иметь жизнь непостыдную, и добродетельную, и благочестивую всем людям: и епископам, и пресвитерам, и прочему священному причту, также и мирским людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стали появляться люди, принимавшие сан священный лет 30. А раз это происходило так, естественно было ожидать и нарушения правил относительно брака. Уже Ипполит упрекает Каллиста за то, что он позволяет своим клирикам вступать в брак по поставлении в клир (что, вероятно, разумеется об иерархических степенях, потому что чтецам и певцам брак дозволялся). Правило 1 собора Неокесарийского 314 г., которое лишает сана пресвитера, если он женится, очевидно, предполагает такие случаи в практике. А 10 правило собора Анкирского, бывшего в том же году, даже прямо позволяет оставаться в сане тем из диаконов, которые при самом поставлении заявили, что они не могут оставаться безбрачными, и, получив тогда же разрешение епископа, женились после поставления, и низлагает только тех, которые при посвящении не сделали подобной оговорки, или обещались оставаться безбрачными и женились потом. Против женитьбы после поставления высказывался Юстиниан в 530 г. (Cod. 1, 3, 45), 535 (nov. 6, с. 5), 536 (nov. 22, с. 42). Правило 10 Анкирского собора отменено Трулльским собором в 6 правиле. Так медленно прививались требования, вытекавшие из условных моральных воззрений. Разумеется, не в этих только специальных узаконениях по вопросу о брачной жизни клириков выражалось требование нравственной высоты их жизни. Этого рода узаконения только с большим постоянством повторяются в соборном законодательстве. По общему правилу, устранялся из клира всякий виновный в каких-либо тяжких прегрешениях, например, в убийстве. Апостол говорит вообще, что кандидат на священные степени должен быть беспорочен ( 1Тим.3:2, 10 ; Тит.1:6,7 ). Феодорит понимает беспорочность, как отсутствие предлога для сомнения при выборе. В силу этого не допускаются к священным должностям лица, запятнавшие свою репутацию. Поэтому Никейский собор 325 г. 9 правилом постановил: «Если некоторые без испытания произведены в пресвитеров, или при испытании исповедали свои согрешения, но, несмотря на их исповедь, люди, устремясь против правил, возложили на них руки, то правило не терпит таких.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Глава XXXII. Право церкви изменять обряды I) В первые века христианства, по 5 пр. св. апостол, епископы могли быть и женатые, шестой же всел. соб., «прилагая попечение о преуспеянии людей на лучшее», 12 пр. постановил: «епископу не жить с женою». Вальсамон и Зонара поясняют, что св. апостолы, при начале веры, снисходительнее относились к тем, которые приступали к вере, и «епископам дозволяемо было иметь жен и после принятия епископского сана», и если бы кто захотел, хотя бы и «под видом благоговения изгнать жену, должен быть даже извержен из сана» (5 пр. св. ап. и толк.). Шестой же Всел. соб. 12 пр. изменяет, отменяет апостольское постановление и узаконополагает: «под угрозою извержения из сана воспрещает епископам жить с женою», и это установлено «не к превращению Апостольского предания, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее» (12 пр. VI Всел. соб.). 2) 26 пр. св. апостол только чтецам и певцам, по рукоположении, т. е. по вступлении в клир, разрешает вступать в брак, а Анкирский соб. 10 пр. разрешает и диаконам, «аще при самом поставлении засвидетельствовали, что они имеют нужду женитися, и не могут без того пребыти: таковые, после сего оженившись, да пребывают в своем служении». Шестой Всел. соб. 6 пр. снова воспрещает и диакону и иподиакону, после рукоположения, вступать в брак. Матфий же Властарь говорит: «на 10-е правило Анкирского собора не обращай совсем внимания (Синтагма, буква «Г», гл. 2-я). 3) Св. Причащение И. Христос на Тайной Вечери преподал Своим ученикам отдельно, под двумя видами ( Мф.26:26–27 ), при чем Тело они приняли в руки. Но потом христиане для принятия Тела Христова стали устраивать златая приемницы на том основании, что голыми руками неудобно принимать столь великую святыню. А шестой Всел. Соб. 101 пр. узаконяет: «длани крестообразно да имат хотяй причаститися, и усты да преемлет святая; творяй же преемницу злату, или от иныя некия вещи в руки место, да отлучится». Собор в Ансидоре постановил: «мужие в руку тело Господне прияти; женам же возбраняет нагою рукою приимати, токмо в белый чистый плат» (Бароний, лето 590-е, ч. 9). Кириллова же книга: «не подобает в руку взимати; но от руки священнически яко от серафима угль горящий Божественное тело и кровь Господню, лжицею, яко клещами, от священного потира, яко от единого трисоставного Божества черпаемое, уста приимати» (л. л. 304 об.–305); – и «еретиками» навывает тех, кои «большую вину полагают на Церковь , иже св. тайны лжицею черпаем, а не голою рукою даем» (л. 79-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Ап. Павел в послании первом к Коринфянам писал: «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе». Это место древние отцы и учители Церкви вообще понимали так, что православные христиане могут вступать в брак только с православными, т. е. одноверными себе (см. у Тертуллиана , Киприана, Иеронима, Феодорита и др.). Так Феодорит: «Точию о Господе, т. е. идти замуж за верного, благочестивого» (т. VII, 220 с.). Св. Амвросий писал: «Если, именно, супружество должно быть освящено покрывалом священническими благословением, то можно ли будет назвать его супружеством, коль скоро не будет согласия в вере? Если молитва должна быть общей: то может ли у разноверных быть общей супружеская любовь? Случалось, многие, быв увлечены любовью к женам, потеряли свою веру, подобно тому, как народ отцов в Беелфегосе» (письмо 70-е). Лаодикийского Собора: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (пр. 10-е). Того же Собора 31-е правило: «Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них (и то когда?), аще обещаются христианами быти». Выражение: «не подобает со всяким еретиком» – употреблено вместо: «ни с каким» (см. Матфей Власт., Синтагма, с. 122). Карфагенского Собора: «Заблагорассуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками». Аристин: «Но и дети мирян не совокупляются в общение брака с еретиками» (10-е правило). Вселенский четвёртый Собор: «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступати в брак, то определил святый Собор, чтобы никому из них не было дозволено брати себе в жену иноверную; чтобы родившие детей от такового брака, и прежде всего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с кафолической Церковью; а не крестившие не могли крестити их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком, ни иудеем, или язычником, разве в таком случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает перейти в православную веру. А кто преступит сие определение святого Собора, тот да подлежит эпитимии по правилам» (14-е правило).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010