Поместные соборы, издавшие эти правила, проходили в конце IV — начале V вв. Упомянутые выше правила Четвертого Вселенского Собора и Трулльского Собора относятся к более позднему периоду. 14й канон Четвертого Вселенского Собора содержит следующее правило: «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе в жену иноверную; чтобы родившие уже детей от таковаго брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с Кафолическою Церковью: а некрестившие не могли крестить их у еретиков, ни совокуплять браком с еретиком, или иудеем, или язычником; разве в таком только случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святаго Собора, тот да подлежит епитимии по правилам». Итак, здесь опять говорится только про клириков (точнее про низшую степень клира — чтец и певец). Им запрещается вступать в брак с иноверными. Однако, упоминая про существование таких браков, правило не повелевает их расторгать, в чем заключается сама идея возможности существования в некоторых исключительных случаях таковых союзов (с еретиками, но не с язычниками). Детей от таких браков правило повелевает крестить в православии (а уже крещенных у еретиков — приводить к Кафолической Церкви). Удивляет формулировка канона «в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак». Как известно, еще 26е апостольское правило разрешало брак представителям этой низшей степени священства. По словам знаменитого толкователя канонов епископа Никодима (Милаша) , запрет на брак чтецов и певцов существовал в некоторых епархиях вследствие слишком ригористических взглядов на брак и был несправедливым и неосновательным . Итог каноническому законодательству в сфере смешанных браков подвел Трулль- ский Собор в своем 72м правиле: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться.

http://azbyka.ru/semya/smeshannye-braki-...

Что безбрачие дозволялось клиру церковному, это видно прежде всего из апостольских правил, в которых именно сказано: «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы» (деян. 26). Следовательно безбрачные были, и по правилам могли быть в клире, и притом в степенях священства. Те же правила апостольские, осуждая в священнослужителях гнушение браком, как нечистым, дозволяют им воздержание от супружества, – ради подвига благочестия (δι’ σκισιν), по точному выражению самих правил. «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что Бог , созидая человека, мужа и жену сотворил их: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкви» (деян. 51). Соборы и св. отцы IV и последующих веков упоминают в своих правилах о безбрачных священнослужителях (Неокес. 1. I всел. 3. Вас. вел. 88. анкир. 10. карф. 4. 81. VI всел. 3.6. VII всел. 22). Но при этом было одно постоянное правило в Церкви, чтобы вступающие в клир, если желают жить в супружестве, сочетались законным браком прежде рукоположения: после же посвящения в сан, бракосочетание им не дозволялось и навсегда совершенно воспрещено. Это видно уже из приведенного выше апостольского правила, которое только чтецам и певцам дозволяет вступать в брак после сопричисления их к клиру: следовательно не только пресвитерам, но и диаконам и иподиаконам это запрещает. Это правило так строго соблюдалось, что и низшим клирикам позволение жениться после принятия их в клир по-видимому не везде давалось, как можно заключат из слов IV вселенского собора: «понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то определил св. собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе в жену иноверную» (пр. 14). Только поместный анкирский собор (314), в одном ил своих правил позволил диаконам сочетаться браком после рукоположения, если они сознавали свою неспособность к жизни безбрачной (анкир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

В 1945–46 гг. вернулись с фронта певцы, которые сразу заметно обогатили хор. Особенно отличались такие знатоки старинного пения, как братья Михаил Ферапонтович и Василий Ферапонтович Лазаревы, Василий Родионович Карнеев, Михаил Дорофеевич Нешин, Игнатий Евстигнеевич Чирков, Василий Анисимович Крылов, Василий Сергеевич Иванов, Александр Михайлович Лукин и многие-многие другие. Имея не только знания церковного пения, но и прекрасные голоса, они совершенно преобразили хор. С мужскими голосами гармонично слились и прекрасные голоса наших ведущих певиц, таких, как Фелицата Сергеевна Нешина, ее сестра Зинаида Сергеевна, Валентина Александровна Лаврентьева (Устинова), Ираида Ивановна Лазарева и множество других. И к этому основному ядру хора уже нетрудно было присоединиться и другим певцам, в том числе и только что делающей свои первые шаги молодежи и создавать в общем мощный и красивый хор. В 1946–47 гг. он насчитывал примерно 100 человек постоянных певцов…” [там же, Ч. 3, с. 48]. “Очень трогательно было личное внимание Епископа Геронтия к певцам. Если кто-то на воскресной или праздничной службе отсутствовал, он немедленно справлялся у родных или по телефону, по какой причине певец не пришел к службе, и соответственно реагировал. Большое внимание к пению и лично к певцам проявлял также настоятель храма протоиерей о. Василий Королев, что также очень ободряло певцов: каждый чувствовал себя нужным в общем деле служения в храме. Под таким исключительно чутким вниманием и заботой духовных руководителей хор расцветал, и, как цветы под солнцем, стали развиваться и проявляться среди певцов замечательные таланты певческого искусства…” [там же, Ч. 3, с. 50–51]. “…Во время пасхальной Литургии (8 (21) апреля 1946 г. — Н. Д.) нужно было найти чтеца для чтения пасхального Апостола. Выбор пал на только что вернувшегося с фронта чтеца Михаила — Михаила Ферапонтовича Лазарева. Молящихся — полон храм. Даже певцам огромного хора приходится напрягать голоса, чтобы они не потонули в сплошном море народа.

http://azbyka.ru/kliros/tradiczii-staroo...

Прошедши немалое расстояние, он нашел монастырь и постучался в ворота. Привратник отпер и увидел его нагого. Он снял с себя верхнюю одежду, дал ему одеться и, введши его в свою келию, предложил ему хлеб и сочиво. Когда встали от трапезы, привратник черноризец спросил: — Откуда ты, брат? Он ответил: — Я странник, — господин мой, — и убогий, спасшийся от гибели на море. Когда корабль разбился и погрузился в воду, я ухватился за доски и был носим волнами. Бог, по молитвам вашим, сохранил меня живым, и я был выброшен в вашу страну. Привратник черноризец, услышав это, умилился и прославил Бога, спасающего надеющихся на Него. Затем спросил у Иоанна: — Куда ты хочешь идти, брат? Иоанн ответил ему: — Куда укажет Бог. Я хотел бы стать иноком, если бы милосердый Владыка, презрев мои согрешения, сподобил меня принять Его благое иго. Черноризец сказал ему: — Воистину, чадо, ты желаешь доброго дела, и будешь блажен, если со всем усердием поработаешь Богу. Тогда Иоанн обратился к нему со следующей просьбой: — Умоляю тебя, отче, скажи мне: могу ли я здесь с вами оставаться? Инок ответил: — Подожди немного, я сообщу о тебе отцу нашему игумену. Не будет ли ему откровения от Бога о тебе? Затем то, что он повелит тебе, ты сделаешь и спасешься. Привратник пошел к игумену и рассказал ему подробно все о юноше. Игумен повелел привести его к себе и, увидев его, уразумел в судьбе его Божие призвание. Провидя его добрую жизнь, он сказал: — Благословен Бог отца твоего и матери, спасший тебя от гибели в море и приведший сюда! Затем, преподав ему подробные наставления о спасительной иноческой жизни, осенил его крестным знамением и повелел ему оставаться в монастыре. В скором времени он постриг Иоанна в иноческий ангельский чин. Таким образом, блаженный Иоанн подвизался в молитве и посте и во всех монастырских трудах, исполняя послушания. Но он постоянно скорбел о брате своем Аркадии, думая, что тот погиб в морских волнах. Аркадий также, по Божию изволению, остался в живых и, вышедши из моря на сушу в Тетрапиргии, пал ниц и молился Богу так: «Господи Боже Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог отца моего! Благодарю Тебя за то, что Ты избавил меня от волнения и бури и от смерти извел меня к жизни, которой я уже не ожидал, и поставил мои ноги на суше.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

25 . Закупщик этого придя из Аравии, просил у игумена денег для закупки хлеба. Но на данный момент не было необходимого. Тогда он решил на следующий день послать или в Иерихон, или во Святой град, чтобы принесли. После же наступления вечерних сумерек пришла некая женщина, по виду нищенка, и говорит привратнику: «Сотвори любовь, позови игумена. Имею надобность встретиться с ним». Привратник, пойдя, сообщил игумену. Тот же сказал ему: «Иди, и если хочет наставления, дай ей, если же поесть, сделай ей. Ибо не имею времени из-за этих посетителей сейчас выйти». Привратник передал это женщине. Она же говорит: «Хочу непременно говорить с ним, чтобы прежде рассвета пойти своей дорогой». Тот пошел снова и сказал игумену. Он же непреклонно сказал ему:  " Я сказал тебе, брат, что не могу оставить дела и идти сейчас разговаривать с этой женщиной». Привратник сказал это женщине. Она говорит ему: «Что же, о богатых заботитесь, а о нищих небрежете? Через это справедливо имеете нехватку в деньгах. Однако возьми это благословение и дай ему». И подала ему кошелек в шестьдесят номисм. Тот же, побежав бегом, отдал игумену, передав слова женщины. Игумен же, приняв, сказал ему: «Ступай, позаботься о ней и извинись, а я оставлю этих и выйду к ней». Привратник, выйдя и обойдя все за воротами, не нашел ее. Обежал и все дороги, и не видел ее. Поскольку была это Благословенная Владычица, направляющая их дела, ибо место это святое есть нищих и странных прибежище, а не богатым только пристанище. 26 . Некие братья доставляли известь из печи в хранилище, где она гасится, один же из них дошел до била, где ждали на некоем камне погонщики мулов, чтобы к ним подошли отцы и разгрузили. Корзина накренилась и брат хотел ее поправить, мул подпрыгнул и корзина перевернулась действием врага, и оба низринулись. Глубина же там около десяти оргий. Упавшая корзина подхвачена была тогда ревущим потоком. Брат же с ослом через сад взошел невредимым в монастырь, благодаря со всеми Бога. 40 . Некий брат помогал носить погонщикам мулов из калитки и, положив колено, затягивал подпругу. Подпруга же была сплетенной из кож. Порвавшись, она низвергла брата в пропасть до самого сада, а та имела глубину около двадцати оргий. Встал же и он здоровым, только немного потрясенный страхом, и возвратился в монастырь, идя и хваля с братьями Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особенно нужно избегать на клиросе между собой чтецам и певцам всякого рода зависти и недоброжелательства, но наоборот, надо радоваться, что и другие трудятся для храма во славу Божию. Чтецам, особенно молодым и начинающим, следует побороть в себе ненужное смущение и излишнюю робость при чтении в храме. Читаем мы молитвы пред Богом и к Богу и должны читать в духовной самособранности, не думая о том, как на меня посмотрят или что обо мне подумают. БЕРЕГИ ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ С благоговением и бережливо относись к богослужебным книгам, в которых помещены песнопения и молитвословия, написанные свв. отцами по вдохновению Святого Духа. Это – не простые книги, а книги святые, драгоценные сокровищницы многовекового вдохновенного молитвенного творчества всей Церкви. Поэтому с церковными книгами необходимо обращаться весьма бережно: не рвать, не марать, осторожно и аккуратно перелистывать, листов не загибать, не смачивать пальцев при перелистывании, своих карандашных и чернильных пометок и исправлений не делать. Читая со свечой, не следует водить ею по строкам, чтобы не закапать книгу, а лучше держать свечу в стороне, справа или слева, как удобнее. Добрых, любящих дело Божие и усердных чтецов и певцов да благословит Господь и да поможет им стать лучшими, чтобы сподобились они услышать от Господа вожделенные слова: «добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего» ( Мф. 25:21 ). А нерадивые и ленивые не забывайте слов пророка: «проклят человек, творящий дел Господне с небрежением» ( Иер. 48:10 ). Наставление псаломщику о том, как читать в храме Апостол и паремии Помни, что читая в храме Апостол или паремии, ты возглашаешь в слух всех молящихся слово Божие, служащее ко спасению, вразумлению, назиданию. Поэтому читай с крайним благоговением, отчетливо, внятно, неспешно, чтобы каждое слово было воспринято слушающими. До службы внимательно прочти назначенное чтение для того, чтобы читать его безошибочно и с правильными смысловыми остановками. При чтении следует правильно разделять текст на небольшие смысловые группы слов, делая смысловые остановки (протягивая голосом). В помощь для этого могут служить часто расставленные в тексте знаки препинания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но с другой стороны известно, также, что именно высшие церковные должности с древних времен были занимаемы если не исключительно 166 , то в большинстве также и пресвитерами. Точно также и должности, уже в позднейшее время установленные, по самой их сущности необходимо требовали пресвитерской степени. Таковы: должность протопресвитера, второго пресвитера (δευτερεων, τν πρεσβυτερων), 167 периодевта (57 прав. Лаодик, соб.) и проповедника учителя свящ. писания: ибо в учительской должности по средневековому каноническому взгляду призваны только епископы и уже по их поручению пресвитеры. Из остальных чиновников, в которые поставлялись преимущественно пресвитеры, Иоанн епископ цитрский поименовывает еще: церковного эндика, архонта освещения и питателя бедных и сирот (ρφανοτρφοζ). С этим согласуется и то обстоятельство, что таковые должности отправлялись иногда даже епископами, проживавшими в чужих епархиях в силу каких-либо причин, препятствовавших им управлять своими епархиями. Из сего следует, что древние канонисты, которые почитали церковные должности исключительно учреждениями диаконской службы, имели в виду только известного рода церковные должности. Сюда принадлежали: архидиакон, второй диакон, Канстризий, иеромнимон и архонт евангелия. Посему если какая-либо из сих должностей и проходилась пресвитером, то ему не дозволялось при архиерейских служениях носить диаконских одежд 168 . С той точки зрения легко объясняются и случаи, когда должности, принадлежащие чтецам и певцам, представляются исполняемыми отдельно или в соединении с другими должностями – пресвитерами 169 и диаконами. В числе условий для кандидатуры на церковную должность требуется, кроме духовного звания еще некоторые особенные личные качества, а именно: нравственная чистота жизни, образование и доверие епископа. Клирик тогда только может быть определен на церковно-правительственную должность, когда он известен нравственным строго каноническим образом жизни. Вальсамон осуждает епископов, допускавших двубрачным чтецам продолжать службу и возводивших их даже на высшие должности 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Собор анкирский говорит, что дьяконы при известных условиях могут жениться после хиротонии, собор гангрский говорит, что пресвитеры могут быть женаты, и собор неокесарийский говорит, что пресвитеры могут жениться до хиротонии, а не после. Во втором издании своего труда (стр. 70) еп. Никодим упоминает еще об африканской церкви. «В африканской церкви, пишет он, вообще господствовал взгляд западной церкви на брак членов клира в смысле целибата, хотя в то время еще в зародыше. В последние года IV века мы находим в африканской церкви и такое необычайное определение, которое запрещало вступать в брак чтецам после того, как им исполнится 14 лет. Это определяет 15 правило иппонского собора 393 г., каковое правило находится под 16 между правилами карфагенского собора 419 года и оно без сомненья применялось в епархиях Африки». Прежде всего еп. Никодим не точно передает смысл этого 16 (15) правила, в нашей «Книге Правил» известного как правило 20-е: «Чтецов, приходящих в совершенный возраст, побуждати или ко вступлению в супружество, или ко обету целомудрия». Затем в выяснении этого правила он следует полемизирующим против него Зонаре и Вальсамону и упускает из виду Аристина, дающего вполне объективное и вероятное его объяснение. «Чтец, перешедший уже несовершенный возраст, пишет он, и приближавшийся уже и к двадцати годам и пожелавший сделаться иподьяконом (ибо иподьякон не рукополагается ранее двадцати лет, как говорит пятнадцатое правило собора трульского) или должен взять жену прежде рукоположения, или дать обет девства; ибо после рукоположения на пресвитер, ни диакон, ни иподиакон не имеет права устроить для себя брачное сожительство, но это дозволяется только чтецам и певцам, как показывает шестое правило шестого собора трульскаго» 307 . И сам еп. Никодим ранее видел здесь лишь применение 26 апостольского правила 308 . Что это правило не имеет отношения к вопросу о второбрачии священнослужителей и приведено еп. Никодимом только для доказательства мнимого разногласия между поместными соборами относительно брака духовенства – это не нуждается в выяснении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Преимущественно важно было песнопение для Церкви греческой, в коей многие христиане, увлекаясь лжемудрованиями еретиков, вдавались в диалектические разсуждения о предметах, не подлежащих разумению ума естественного, и доступных только для веры. Давно началось такое направление в Греции. Еще св. Григорий Нисский описывал современный ему народ такими чертами: «Всякий город, говорит он, наполнен такими, кои судят и рядят о предметах непостижимых… спросишь одного, сколько у него оволов, а он в ответ тебе разсуждает о бытии созданном и несозданном; спрашиваешь другого: почем он продает хлеб? и он отвечает тебе: «Отец болий Сына, и Сын подчинен Отцу;» дашь вопрос иному, готова ли баня, и слышишь в ответ «Сын Божий создан из ничего» 155 . Потомки не делались лучше предков, и народ разделялся на партии, одна другой враждебные, и, при мнимой ревности к православию, делался холодным к вере, ослабевал духом, оскудевал в благочестии. Надобно было возбудить и оживить чувство веры, а богослужебная песнь веры была лучшим средством к этому. Святое искусство, какое мы находим в песнопениях православных песнотворцев и какое было даваемо им именно свыше, могло умирить всякое волнение разума, взимающегося на разум Божий, и погрузить душу в отрадную область созерцаний веры. Но поскольку и сим спасительным средством не пользовался надлежащим образом народ Греческий, и, прибегая к Церкви и её утешениям, скоро терял полученные здесь впечатления и снова разсуждал, о чем не должно разсуждать, и снова спорил и разделялся: то Промысл Божий употреблял иные средства к смирению горделивых умов. То были средства грозные: казни, каковы были язвы, голод и землетрясения. Для смирявшегося Господом народа надлежало явиться иным певцам, певцам скорби и сокрушения, певцам покаяния; и они явились. В начале VI-ro века воспел песнь покаянную преподобный Симеон Столпник (2-й сего имени, Дивногорец) 156 . При императоре Юстине старшем, знаменитая Антиохия была превращена в развалины страшным землетрясениемь 157 . Народ в ужасе бежал к столпу Симеона, подвизавшегося близь Антиохии и предсказавшего землетрясение, и просил молитв его. Св. муж утешил, ободрил и возбудил к умиленной молитве смущенных – глубокотрогательною песнию, которая вошла потом в церковное употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

И вот общий Промыслитель о всех Бог, желая еще более прославить посвященное страстотерпцам Его место и посетить Своею милостью в лишениях и скорбях подвизающихся здесь их почитателей, устроил так, что во время праздника поднялась с моря страшная буря и был сильный дождь и холод, так что из города на праздник никто не прибыл. Иноки обители, отпевши вечерню и канон, были в унынии, так как им было совершенно нечего есть и даже укоряли святых мучеников, говоря пред их иконою: - На утро мы уйдем отсюда и разойдемся, кто куда, искать себе пропитания. Когда наступили сумерки, привратник пришел к игумену и сказал: - Благослови, отче, привести к тебе человека, прибывшего от царя с двумя нагруженными верблюдами. Игумен дал благословение, и к нему вошел какой-то благолепный муж и сказал: - Царь прислал вам съестных припасов и вина. Иноки, сотворив молитву, внесли присланное, и все ели и пили, а оставшееся отложили про запас. И еще не успели они разойтись по келлиям, привратник опять вошел и сказал, что прибыл посланный от царицы, который и был введен и объявил игумену, что царица прислала им отборной рыбы и десять золотых монет. Посланный не успел еще окончить своих слов, как опять вошел привратник и доложил, что явился человек от патриарха. Когда нового посланного ввели, он отдал игумену церковные сосуды, говоря: " Патриарху благоугодно завтра служить здесь литургию " 18. Игумен, обратившись к пришедшим, сказал: - Что Богу угодно, то Он и сотворит. А вы - переночуете здесь, или сейчас же уйдете? Они отвечали: - Если нам найдется место, то останемся здесь до утра " . Игумен велел поместить их на церковной паперти и, отпуская их на ночь, спросил их имена. Прибывший от царя назвал себя Авксентием, от царицы - Евгением, а принесший сосуд от патриарха - Мардарием. Во время пения утрени, в церковь вошли два мужа. После кафизм19 игумен велел читать, что положено, о страданиях святых мучеников, но иноки говорили: - Не будем читать: ведь, никто не пришел из города на праздник. Тогда неизвестный муж, вошедший в церковь, сказал:

http://pravicon.com/info-3329

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010