«Благословения, составляющие избыток в Тайнах (Св. Дары – А. П.), диаконы, по мысли епископа или пресвитеров, пусть разделяют клиру: епископу – четыре части, пресвитеру – три части, диакону – две части, а прочим иподиаконам или чтецам, или певцам, или диакониссам – одну часть» (СА VIII. 31. 2.). Диаконисса не выполняла литургические функции в собственном смысле слова. «А что существует в церкви чин диаконисс, то это не для священнодействия и не для поручения им чего-либо подобного…» ( Epiph . Pan. hacr. 79. 3. 6.). Диаконисса в церковной иерархии стояла ниже диакона, который мог отлучать «иподиакона, чтеца, певца, диакониссу, если потребуется это в отсутствие пресвитера» (СА VIII. 28. 7.), то есть последний мог являться непосредственным руководителем диакониссы. В общем административном плане диаконисса, очевидно, подчинялась епископу. «Если кто к какому-либо клирику или монаху, или диакониссе, или монахине, или отшельнице имеет какой иск, то да уведомит прежде святейшего епископа, во власти которого каждый из них в отдельности состоит» ( Iustinianus . Novellae. CXXIII. 21.). Диакониссы помогали епископам при крещении женщин: диакон помазывал елеем лоб крестившейся, равно как и епископ, возлагая руки на оглашенную, помазывал лишь ее голову, а остальные части тела – диаконисса, являвшаяся также и восприемницей крестившейся. Это совершалось для соблюдения благоприличия . Диакониссы должны были стоять у женского входа в храм, в котором существовало разделение на женские и мужские половины, имевшие свои двери. О такой функции свидетельствуют и слова из молитвы на поставление диаконисс , названных «хранительницами святых врат» (СА I. 57. 10; VIII. 20. 2; 28. 6.). Возможно, они входили в алтарь, хотя Лаодикийский собор (между 343 и 381 гг.) подобную практику для женщин отрицал: «Не подобает жене входить в алтарь» (кан. 44). На практике запрет Лаодикийского собора не всегда строго соблюдался: например, свт. Григорий Богослов в надгробном слове своей сестре Горгонии приводил случай, когда она, «воспользовавшись темнотой ночи», чтобы исцелиться от тяжелой болезни, припадала к жертвеннику и касалась его .

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя и изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещеного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его крещение, а, следовательно, и на его родителях. 6. Практика крещения младенцев постепенно поставила ряд практических проблем. Основываясь на 1 Кор.7,14, можно с уверенностью сказать, что в древней Церкви дети от смешанных браков, возникающих в силу перехода одной из сторон в браке в христианство, принимались в Церковь через крещение. Заключение браков христиан с нехристианами было редким явлением, но, если такого рода браки заключались, то церковная практика по отношению к крещению детей от таких браков не должна была меняться. Конечно, в доникейский период нельзя говорить ни о какой юридической обязательности крещения детей от смешанных браков. В константиновский период браки христиан с язычниками и иудеями были запрещены государственным законом. Что касается браков православных с еретиками, то церковная власть решительно запрещала православным вступать в брак с еретиками, так как она запрещала религиозное общение православных с еретиками. Фактически такого рода браки не могли быть заключены, так как большею частью еретики были лишены целого ряда гражданских прав. В случае перехода обеих сторон в браке одновременно с ними переходили и их дети. Это вполне соответствовало, по–видимому, апостольской практике. В трех случаях, описанных в Деяниях, обращения в христианство целых семей согласие дает глава семьи, но крещение совершается над всем домом. Если такого рода практика нам может показаться нарушением свободной воли детей, то для древнего сознания, не только иудейского, но и эллинского, она была вполне нормальной и не вызывала никаких возражений. В случае перехода одной из сторон в браке государственный и церковный закон требовал перехода и детей. «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то определил святой собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе в жену иноверную: чтобы родившие уже детей от такового брака и прежде сего уже крестившие их у еретиков приводили их в общение с кафолической Церковью: а не крестившие не могли крестить их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком или иудеем, или язычником: разве в таком случае, когда лицо, сочетавшееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру». 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Ф Фелонь, или риза ( греч. φελνιον) – 1. Богослужебное облачение священника, длинная, широкая одежда без рукавов с отверстием для головы. Ф. символизирует багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель; ленты, нашитые на ней, изображают потоки крови, которые текли по одеждам Христа. 2. Короткая (до пояса) или малая Ф. – одежда, надеваемая при посвящении чтеца и певца. X Херувимы ( греч. χερουβμ от евр. kerubim – пылающие, огненные) – название одного из 9-ти чинов ангельских, упоминаемых в Священном Писании; в иерархии автора «Ареопагитик» занимают 2-е место после Престолов. X. охраняет таинственное древо жизни в Едемском саду ( Быт. 3, 24 ), X. осеняют крыльями крышку ковчега завета – место видимого присутствия Бога в скинии ( Исх. 25, 20 ), они окружают Престол Вседержителя на небесах; Бог восседает и мчится по небу на X. ( 2Цар. 22, 11 ). Изображаются в соответствии с описанием пророка Иезекииля ( Иез. 10, 12, 21 ) как имеющие четыре крыла, две руки, четыре лица и множество очей. Херувимская песнь – песнопение, называемое так по его начальным словам: «Иже Херувимы»; поется во время великого входа на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме четверга и субботы Страстной седмицы, когда вместо X. поют соответственно «Вечери Твоея Тайныя...» и «Да молчит всякая плоть человеча...») и подготавливает верующих к достойному участию в таинстве Евхаристии, призывая отрешиться от всех житейских попечений. На Литургии Преждеосвященных Даров вместо X. поется «Ныне Силы Небесныя...». Хиротесия ( греч. χειροθεσα – руковозложение) – 1. Богослужение, во время которого совершается поставление в низшие степени церковного клира (чтеца, певца и иподиакона). X. не является таинством, это лишь торжественный обряд посвящения мирянина в церковнослужителя, который совершается посреди храма перед началом Литургии. Отличие X. иподиаконской от X. чтецов и певцов заключается, помимо текста молитв, в том, что иподиакон крестообразно опоясывается орарем и архиерей умывает руки над сосудом, который держит посвящаемый; чтецам и певцам архиерей крестообразно постригает волосы на голове и предлагает им прочитать отрывок из Апостола, после чего читает поучение об обязанности чтеца. В обоих случаях архиерей читает молитву посвящения с возложением руки на голову посвящаемого. 2. Обряд, заключающийся в наложении рук на голову больного, – многие святые практиковали такой способ исцеления верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

е. городов столичных, главных в провинции), по гражданскому управлению, то епископы этих городов не хотели уже подчиняться прежним митрополитам в епархиальном управлении, а объявляли себя самих митрополитами 41 . Старейшие митрополиты этим оскорблялись и просили правительство о возстановлении своих прав. Когда имп. Маркиан предложил Халкидонскому Собору обсудить эти дела по церковным правиламъ, то Собор на основании прежних постановлений Вселенских Соборов и древних преимуществ знатнейших церквей, решил, что по церковному управлению в одной области не должно быть двум митрополиям; но если кто из епископов лично пожалован будет званием митрополита, или если царской властью какой-либо город, кроме главного в провинции, будет еще возведен в достоинство митрополии: то епископы таких городов могут иметь только почетное звание митрополитов, а все права по церк. управлению должны оставаться за прежними митрополитами, т. е. первые, на равне с прочими епископами, должны быть подчинены последним, от них принимать рукоположение, пред ними судиться, и пр. (сп. I Всел. 6. 7. II Всел. 2. 3. III Всел. 39) 42 . 13. Клирикам чужим и незнаемым в другом граде, без представительной грамоты собственного их епископа, отнюдь нигде не служить. О представительных грамотах (συςατικα γραμματα) см. в изложении 11-го правила сего же Собора. Постановление, чтобы клирики не ходили в чужие епархии без представительных грамот от своих епископов, чтобы и другие епископы без того не принимали их у себя и не допускали к священнослужению, было общим и постоянным правилом Церкви, от времен апостольских (Апост. 12. 33). 14. Поскольку в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступати в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из и их не было позволено брати себе жену иноверную: чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с кафолическою Церковью ; а не крестившие не могли крестити их у еретиков, но совокупляти браком с еретиком, или Иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Самыми ранними памятниками скитского устава служат правила и наставления древних подвижников относительно келейной молитвы и известия об образе жизни скитских отцов, передаваемые в патериках и других аскетических сочинениях. Назовём некоторые из них. 1) Аввы Варсонуфия ответ на вопрос некоего старца: «како подобает пребывати сущему наедине» (Пандекты, слово 29, лист 247). В ответе содержится краткое наставление о пении псалмов в келье, о числе вечерних и ночных псалмов и чередовании их с молитвами, о чтении житий святых и испытании помыслов 243 . 2) Подобного же содержания ответ аввы Исайи на вопрос некоего брата: «како должен есм быти в келлии» (Ibid. лист 250). 3) Рассуждения Нила Синайского об особенностях скитской службы сравнительно с богослужением в мирских церквах и монастырях общежительных. Когда Софроний и Иоанн, по окончании синайского бдения, обратились к авве Нилу с вопросом, почему в его монастырьке служба правится без тропарей и пения, вопреки обычаю, принятому в церквах соборных, то он дал такой ответ: исполнение некоторых песнопений во время службы составляет обязанность клириков; так пение аллилуйя, прокимнов, седальных и антифонов предоставлено чтецам, певцам и иподиаконам, а «Бог Господь», песнь трёх отроков – пресвитерам. Скитники, не имея в своей среде лиц, принадлежащих к клиру, по тому самому не имеют права употреблять и этих песнопений, дабы не восхитить преимущества лиц иерархических. Далее он указывал на то, что молчальникам, удалившимся от мира, чтобы оплакивать свои грехи, тропари и песнопения даже и не приличны, что искусственное пение возбуждает чувственные помыслы, отвлекает от богомыслия и препятствует самоуглублению. «Пение бо и тропари, – скажем словами аввы, – не толико пользуют иночествующих, елико вредят; сия бо не суть иноческая, но мирских человек и украшение и слава соборные церкве, пения бо ради и людье в церквах собираются. Нам же иночествующим подобно есть не высочайший изволяти путь, но худейший и преклонения коленом и слезам источники, ещё же посты, бдения и низолегания» (лист 261 оборот).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Поэтому если за кем заметят неприличие или в делах, или в словах, то отсюда, по внешнему беспорядочному шатанию, судят и о внутреннем, и бывает для многих преткновение и соблазн. Поэтому великий ап. Павел говорит: непреткновенни бывайте иудеем и еллином и церкви Божией. И в священных правилах написали св. апостолы и о епископах, и причетниках, и простых людях, чтобы они имели жизнь не суетную и не беспорядочную. Также после св. апостолов пастыри и учители, и преподобные и богоносные отцы наши утвердили и установили и на память и утверждение последним родам заключили в свящ. правила. Ибо для читающих свящ. правила и прочие божественные писания бывает большое приобретение и польза; и кто понимает это, тот трудится и подвизается и проливает пот, стараясь уразуметь их и волю Божию. Удаляясь, как от змия, от срамословия, и суесловия и душевредных бесед, он принимает только заповеди Господни, и предания и учения св. апостолов, и преподобных и богоносных отцев наших, в них увеселяется и утешается, и радуется в душе о них, а не плясунами, и шахматами, которые отвергнуты апостолами и св. отцами. В настоящее же время есть некоторые из освященных, пресвитеры, диаконы, исподиаконы, чтецы и певцы, которые глумясь играют в гусли, домри, смыки, и шахматы, и проводят время в песнях бесовских и премногом пьянстве, любя всякое плотское мудрование и наслаждение более духовного, и таким образом служа в великий вред себе и другим. И ныне мы научаем и напоминаем св. писаниями, чтобы не быть такому бесчинному обычаю, исполненному всякого стыда, и срама. А особенно в сем свящ. доме пречистой Богородицы, великие и святейшие митрополии всей России, не глумиться и не играть ни пресвитерам, ни диаконам, ни исподиаконам, ни чтецам, ни певцам, ни свещеносцам, ни пономарям, ни сторожам, и всем прочим людям, служащим в сем св. месте пречистой Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия. Ибо подобает всем живущим в этом св. доме давать добрый пример для всех людей. Св. апостолы и богоносные отцы заповедали иметь незазорную и добродетельную и благочестивую жизнь всем людям и епископам, и пресвитерам, и прочему свящ.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Глава XVII. Крещение обдержно совершается иереем I. Правила св. Апостол: а) «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестить, или аще от нечестивых оскверненного не окрестить, да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней и не различавший священников от лжесвященников» (47 пр.). б) «Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей, да будет извержен» (пр. 49). в) «Аще кто епископ, или пресвитер, совершить не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен»... (пр. 50). г) Вальсамон в толковании на 49 пр. пишет: «Об епископах и пресвитерах упомянуто правило потому, что никому другому не дозволено крестить» (Полн. Кормч. вып. 1-й, стр. 93). II. Апостольские постановления: «Мирянам не позволяем мы совершать какое-либо из дел священнических, каковы: жертва, или крещение, или рукоположение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом ( Евр.5:4 ), потому что достоинство это дается чрез возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его себе сам, потерпит наказание Озии. Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам или певцам, или привратникам, или служителям, но одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказание кореан» (кн. 3-л, гл. 10 и 11, изд. 1864 г., стр. 112). III. Св. Игнатий Богоносец : «Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Посл. к Смирнянам, Писания муж. апост. стр. 305). IV. Св. Иоанн Златоуст : а) «Если никто не может войти в царство небесное, аще не родится водою и Духом ( Ин.3:5 ), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крове Его лишается вечной жизни ( Ин.6:53 ), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня, или получить уготованные венцы»? (т. I, сл. 3-е о священстве, стр. 418).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

А что новелла разумеет и все другие святые Соборы, бывшие после Юстиниана, то это прибавил император, очистивший законы. Итак, необходимо (признать), что каноны имеют силу больше законов: ибо законы составлены одними царями и последующими подтверждены, а каноны написаны и утверждены святыми отцами по воле, усердию и суду тогдашних царей; впрочем, и благочестивые законы придают большое значение божественным правилам, частию согласуясь с ними, частию восполняя то, что в них опущено. Глава 6-я – о ставленной пошлине Ищи законы, изложенные в 28-й главе буквы C. Глава – о том, что клирику не должно входить в корчемницу 54-е правило святых Апостолов – клирика, усмотренного едущим в корчемнице, за исключением случая, когда по нужде в гостинице останавливается, повелевает отлучать: ибо клирики, служащие образом скромной жизни для мирян, должны быть во всем безукоризненны, дабы из-за них не хулилось имя Божие. А проводящий с удовольствием время в корчемнице не может быть чужд порочности пребывающих там и ведущих нескромную жизнь мужчин и женщин. То же самое определяет и 40-е (49-е) правило собора Карфагенского. А 9-е правило VI Собора говорит: «Никакому клирику не подобает содержати корчемницу. Ибо еще не позволено таковому входить в корчемницу, то кольми паче служить в оной другим и упражнятися в том, что ему не прилично. Аще же кто что-либо таковое соделает: или да престанет, или да будет извержен»; и странно было бы – клирику управлять корчемницею и самому принимать входящих (в нее); но если какой клирик, владея подобным заведением, отдает в наймы другому, то не подлежит наказанию правила, потому что это иногда делается и монастырями и церквами. А 24-е (правило) соб. Лаодикийского – пресвитерам, диаконам, иподиаконам, чтецам, певцам, заклинателям, дверникам и тем, которые принадлежат к монашескому чину, входить в корчемницу почитает непозволительным и весьма вредным. Законы А 133-я Юстинианова новелла повелевает, чтобы монах, обращающийся в корчемнице, был обуздываем епархом и игуменом и изгонялся из монастыря, как посрамивший жизнь ангельского звания. Глава – о плодоприношении в божественные храмы

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Это означает, что христианин(-ка) может состоять в браке одновременно только с одной женщиной (мужчиной). Желательно, чтобы такой брак был еще и единственным. Мы уже говорили о том, что в ветхозаветном обществе нередки были случаи, когда у мужчины могло быть несколько жен (и даже наложниц). Даже у некоторых праведников Ветхого Завета было по несколько жен. Однако на то были свои причины, о которых мы уже говорили выше. Господь Иисус Христос, дав людям свой Новый Завет, дал разъяснение и по этому вопросу. На основе учения Господа, христианская Церковь установила правило моногамности, то есть единобрачия, тем самым вознеся значение сущности брака, его духовно-нравственный смысл на принципиально новый уровень. • Священнослужителю Церковь запрещает вступать в брак, если он уже находится в сане (6-е правило Трульского Собора). После вступления в сан брак разрешен только чтецам и певцам (26-е Апостольское правило). Церковнослужитель, вступивший в брак после посвящения в стихарь, в случае повторного брака лишается права на ношение стихаря. • Абсолютным препятствием к новому браку является также вдовство после третьего брака. На этом моменте стоит остановиться особо. По канонам Православной Церкви, допускается три брака, а четвертый и последующие не благословляются ни при каких обстоятельствах. С другой стороны, благословение на второй и на третий браки также имеет свое специфическое значение. Так, благословение на второй брак является уступкой перед немощью человека и дается ради удержания его от впадения в страсть блуда. Церковь опирается в данном случае на слова ап. Павла о второбрачии: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор. 7: 39–40). На второбрачных Церковь также может наложить епитимию. Согласно 4-му правилу святого Василия Великого, второбрачных следует отлучать на год или на два. На третий брак Церковь смотрит, как на еще более незаконное действие, но, тем не менее, ради спасения человека от страсти блуда разрешает и его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1173 Правилами Соборов предписано: «На амвоне никому без посвящения в фелонь, ни читать, ни петь» Всел. Соб., прав. 3; 7-го Всел. Соб., прав. 14; Лаодик. Соб. прав. 15 (см. выше). 1174 Вот это поучение: «Чадо, первый степень священства, чтеца есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественные Писания прочитовати, да слушающий, зряще тя, создание (пользу, назидание) приимут, и тебе самому вящший степень притвориши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо, и свято, и праведно жительствуя, и человеколюбца Бога милостива возъимаши, и вящшаго сподобитися служения во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки веков, аминь». 1175 В день посвящения чтеца в стихарь, чтец, обыкновенно, причащается. Г. Розанов говорит, что в этот день, он причащается в алтаре около престола в левой стороны. Совершенно справедливо г. Дмитриевский замечает, что этот местный обычай едва ли основателен, ибо чтецы потом причащаются как миряне на солее (Ставленник, стр. 16). 1176 Чтецы называются клириками и причетниками (Больш. Требн., Номок. – от κλρο; – жребий. См. выше), потому что принадлежат к жребию Господнему, – или потому, что Сам Господь есть их жребий, т. е. достояние клириков (Бл. Иерон. Тр. К. Д. Ак., 1864 г., сент., стр. 60), и оттого, что в древности по жребию выбирались служители Божии, по жребию им причлось, или пришлось быть служителями церкви Божией (см. грам., даваемые дьячку и пономарю, поставляемым по выбору прихожан, в Актах юридических, издан. Археогр. Комм., 1838 г., стр. 291 и 292, и – Разсужд. о чин. Греко-Росс. Церкви, Дим. Малиновского, – статью об Архидиаконах и протодиаконах, и Попеч. Пр. Церкви, Пр. Дебольского, ч. III, 1857 г., ст. 39). До времен Антиохийского Поместного Собора название клирика принадлежало диаконам, священникам и епископам. Но этот Собор название клирика усвоил только иподиаконам, чтецам, певцам и т. д. (Соб. Антиох., прав. 11-е). Название же дьячок (от измененного слова [dικονος) значит служитель. 1178 Иподиаконы, главным образом, служат при архиерее, и потому здесь, прежде всего, разумеется возжение светильников: трикирия и дикирия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010