В Кодексе Юстиниана о браке священнослужителей говорится лишь в одном месте 398 . «Так как священные каноны не дозволяют ни возлюбленнейшим Богом пресвитерам, ни почтеннейшим диаконам или иподиаконам заключать брак после такого посвящения, а дозволяют это только почтеннейшим певцам и чтецам, а мы заметили, что некоторые, хотя они и хорошо знают священные каноны, рождают детей от некоторых женщин, заключить брак с которыми они не могут по священнической должности (censuram), a так как наказание за этот проступок состояло в одной только потере священства, а даже ваши законы хотят, чтобы священные каноны имели значение (valere) не менее законов, то мы постановляем, чтобы они подвергались и тому, что предусмотрено священными канонами и кроме того и тому, что написано в гражданских законах и чтобы все такие люди были лишены (nadari), как священства, так и божественного служительства, а также и самаго звания (dignitate), которое они имеют, ибо, поскольку это запрещено священными канонами, постольку запрещается и нашими законами а, помимо наказания извержением, те, которые родились или родятся от такого страннаго совокупления (absurdo amplexu), не должны считаться законными, но пусть будут заклеймены позором (ignominia) люди такого происхождения. Мы хотим, чтобы они были такими, какими, по определению законов, являются произшедшие от преступных (incestis) или нечестивых (nefariis) браков, чтобы они не считались даже рожденными от конкубината (naturales) 399 или незаконнорожденными (spurii), а вообще считались отделенными от родителей, недостойными наследования и не могли получать от них дара ни сами они, ни их матери, даже через подставных (inpositos) лиц, но чтобы все щедроты (liberalitates), оказанныя им отцами, поступали в святую церковь , к которой принадлежат таковое совершившие. Ибо то, что запрещают священные каноны, то запрещаем и мы нашими законами. А если это произойдет посредством ложнаго документа (simulata cautio) под видом займа или другого обязательства на имя того, кто был участником такого прелюбодеяния, то мы желаем, чтобы они были недействительны и чтобы такой дар поступал не тому лицу, на имя котораго он написан, а святой Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

И мы отныне научаем и напоминаем святыми писаниями, чтобы не быть такому бесчинному обычаю, исполненному всякого студа и срама и зазрения. А особенно в сем священном доме пречистыя Богородицы, великие и святейшие митрополии всей России, не глумиться и не играть ни пресвитерам, ни диаконам, ни иподиаконам, ни чтецам, ни певцам, ни свещеносцам, ни пономарям, ни сторожам, ни всем прочим людям, служащим в сем святом месте пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексея. Ибо живущим в сем священном доме подобает быть благим образом для всех людей. Святые апостолы и богоносные отцы заповедали всем иметь незазорное и добродетельное житие, и епископам и пресвитерам, и прочему священному чину, также и мирским людям». Вслед за тем святитель приводит правила – апостольские (два), соборов – трульского (шесть), Лаодикийского (два) и карфагенского (одно), возбраняющие христианам и особенно пастырям церкви разные неблагопристойные игры, песни, пляски, посещение корчемниц, позорищ, ристалищ, гадание, волхвование и подобн. После правил приводит такого же содержание отрывки из сочинений св. Ефрема и св. Златоуста, и в заключение говорит: «посему молю вас, не любите сквернословия, и играния, и глумления, удаляйтесь от душетленных бесед и всяким хранением соблюдайте свои сердца от нечистых и скверных помыслов, а свои очи сохраняйте от зрение неполезного и от слышания душевредного, и бегайте, как от змия, от роскоши и гордости, зависти и пьянства… Внимайте и трезвитесь и никогда не отступайте от учения божественного писания, но всегда поучайтесь в нём, читайте, пойте, внимайте прилежно молитве… не отлучайтесь от церковного собрания, подавайте нищим, беседуйте о рае и царстве небесном, воспоминайте смерть; всекрасную же и премудрую простоту, и кротость, и смирение более всего соблюдайте, да избавит нас Господь от сетей вражьих, и от всякого плотского мудрования, и от всех злокозненных людей, и да помилует и спасёт нас…». Повторяем, слово это несомненно было произнесено в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Епископы наблюдали за отправлением правосудия местными городскими начальниками и соразмерностью назначенных наказаний преступлению (134-я новелла). Наконец, по 116-й и 128-й новеллам, архипастырям предписывалось участвовать в выборах и назначении городских чиновников и вносить ходатайства об увольнении нерадивых лиц 136 . Епископы должны были строго следить за тем, чтобы на протяжении 15 дней после праздника Святой Пасхи везде прекращались общественные работы, публичные и частные дела, не собирались налоги и не взыскивались долги. Исключение составляли случаи выдачи рабам вольной – по таким делам открытое производство не приостанавливалось. Другим исключением являлись случаи расследования дел в отношении лиц, совершивших святотатство в самый день Святой Пасхи, а также оскорбление императорского величества, ограбление усопших, отравление, прелюбодеяние, хищничество, убийство 137 . Добавим также, что в дни Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, в дни памяти апостольских страданий, в продолжение двух месяцев жатвы и сбора винограда, в дни основания Рима и Константинополя, в дни восшествия на престол императора и в воскресные дни запрещались любые зрелища, игры в цирке и делопроизводство в судах. В дни Великого поста запрещалось производство уголовных дел, а в Страстную неделю прекращалось любое судопроизводство. Естественно, не были обойдены вниманием и попечением императора другие клирики. Согласно 4-й и 6-й новеллам избираться в пресвитеры и диаконы могли только лица с безупречной репутацией, происходящие, как правило, из политической элиты или военного сословия. Кандидаты на эти высокие должности должны были иметь 31 и 25 лет от роду соответственно и так же, как и епископы, пресвитеры и диаконы, становились после рукоположения свободными, даже если являлись прежде рабами 138 . Определяя требования к священникам, диаконам, иподиаконам, чтецам, певцам, заклинателям и дверникам, царь требовал, чтобы они были людьми грамотными. Неграмотным, как и двоеженцам, а также лицам, женатым на вдовах и на разведённых женщинах, путь в клир был заказан (6-я, 123-я и 137-я новеллы) 139 . Борясь с симонией (продажей церковных должностей), св. Юстиниан установил 123-я новеллой, что при рукоположении священник и епископ должны клятвенно подтвердить, что никакой платы за это не последовало и не обещано. В противном случае оба они лишались своего сана. В первую очередь, от священников он требовал ревности по вере, её охранение и распространение. Император узаконил, что богослужение и священные обряды должны составлять особенный предмет заботы пастырей и священники обязаны поддерживать в храмах благочиние и благопристойность, особенно в то время, когда проходит служба (123-я и 137-я новеллы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно же, многие " матёрые " сотрудники храмов возразят, что по-другому, якобы, нельзя - у всех семьи, домашнее хозяйство, учёба, работа, болезни и другие заботы, отвлекающие от продолжительных служб. Однако есть немало храмов, где эта проблема решается. Например, в одном храме ничего не сокращают (как в монастырях). Если у священника в день намеченной службы много дел, и он не успевает к началу богослужения, то он по телефону просит начинать службу без него. Тогда в храме кто-либо из благочестивых мирян возглашает: " Молитвами святых отец наших... " , и далее всё по уставу, только вместо диаконских ектений - " Господи, помилуй! " (40 раз), а вместо возгласов священника - Молитва Иисусова. Когда приехал священник, то он тихонько, не нарушая размеренного чтения и пения, прошёл в алтарь, надел епитрахиль, вышел на амвон для чтения утренних молитв во время шестопсалмия, затем (во время полного стихословия кафизм) повынимал частицы с поминовением синодиков и записок, и перед полиелеем успел на левом клиросе ещё исповедать несколько человек. После полиелея и помазания священник зашёл в алтарь, разоблачился и, так же тихо, боковыми дверями через притвор вышел из храма по неотложным делам, а чтецы, хор и другие миряне неспешно продолжили богослужение своим чином (до 11 часов вечера). Причём даже пономарям, певцам и чтецам также разрешается по-необходимости уходить из храма раньше окончания затянувшейся службы, а те прихожане, которые никуда не спешат, активно привлекаются к чтению в храме и пению на клиросе. В будничные дни, когда священник не служит, и его нет в храме, храм всё равно открыт и с 8.00 часов утра охранниками, продавщицами свечной лавки, уборщицами (и даже случайные захожане нередко привлекаются к чтению) не спеша вычитываются (иногда даже пропеваются) все чинопоследования суточного круга богослужения. Более того, после обедницы (изобразительных) до 5 часов вечера масса времени, в которое мирянами читаются акафисты (иногда на распев), Псалтирь с поклонами на Помяннике, поются молебны и заупокойные литии. Храм без молитвы практически не стоит, в нём целый день много народа (и, соответственно, дохода), хотя священника в храме нет, но он очень грамотно организовал своих прихожан...

http://bogoslov.ru/article/4408505

Здесь моление о всех членах церкви. В состав церкви входят два разряда членов: одни принадлежат к священноначалию, другие – миряне, люди, или народ (λαος). В главе священноначалия греко-российской церкви стоит Святейший Синод, т.е. постоянный собор высших членов священноначалия, простирающий власть свою на всю обширную область греко-российской церкви. По власти и значению Синод равен каждому из четырех восточных патриархов, а потому по примеру их называется святейшим, т.е. освященнейшим. Частные области русской церкви, именуемые епархиями, управляются архиереями в зависимости от синода; одни из них именуются просто епископами, другим, или по старшинству епархий, или по личным заслугам, присвоено наименование митрополитов и архиепископов. Архиереи с синодом составляют высшую степень священноначалия. За ними следует, в порядке священноначалия, сословие пресвитеров (священников), именуемое в ектении честным, т.е. досточтимым, пресвитерством. Низшую степень священноначалия составляют диаконы. Они помогают епископам и пресвитерам при совершении таинств и прочих церковных служб. В ектении они именуются диаконством во Христе. Этим наименованием как бы внушается им, что они, какими бы высокими личными достоинствами ни были украшены, не должны почитать унизительными для себя ни своей должности, ни своего названия (диакон значит служитель), – они должны помнить, что они диаконствуют во Христе, во славу Христа, ради Его. – О всем причте и людех. Наименование причта, клира означает вообще людей, избранных в особенный жребий или удел Господу, подобно ветхозаветным священникам и левитам; оно иногда прилагаемо было ко всему священноначалию в отличие от мирян, иногда же к священникам, диаконам и низшим служителям церкви –иподиаконам, чтецам и певцам. В настоящее время клиром или причтом называются то священнослужители – священник и диакон вместе с чтецами и певцами, или так называемыми церковнослужителями, то одни последние. В ектении под именем причта идет речь, очевидно, только о церковнослужителях, иначе называемых причетниками, ибо священники и диаконы уже были упомянуты перед сим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В древности, когда существовало рабство, рабам тоже возбранялось священство (Апост. 82), а уже в новое время и крепостные не допускались до рукоположения. Не могут быть кандидатами во священство и лица, лишенные свободы по судебным приговорам. Кандидатами во священство не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики (Вас. Вел. 14; Григ. Нисск. 6), актеры (Карф. 55), содержатели игорных домов. Не обо всех препятствиях к рукоположению того или иного лица может быть известно. Поэтому каноны предписывают подвергать ставленников предварительному испытанию: либо публично, в присутствии всей общины (Феоф. Алекс. 7), либо тайно, через исповедь, которая совершается перед рукоположением (Неокес. 9; Ник. 9). Таинство Брака Ряд канонов регламентируют условия, относящиеся к таинству Брака – главным образом в области препятствий к его совершению. Брак священных лиц, заключенный после посвящения в сан, признается незаконным. Это видно из 6-го правила свт. Василия Великого . Согласно 6-му правилу Трулльского Собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам. 26-е апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Эти церковные правила во времена императора Юстиниана были подтверждены и гражданскими законами. Император Юстиниан в своем постановлении от 18 октября 530 года узаконил следующее: Повелеваем браки, которые не позволяются по церковным правилам, чтобы они были запрещены и нашими законами – чтобы дети, рожденные в таком противозаконном браке, не считались рожденными в браке... (Код. 1. 3. 45). Юстинианов закон должен был утратить свою силу с введением 79-й новеллы императора Льва Философа, определившего, чтобы клирик, сочетавшийся браком после рукоположения, лишался священного сана, но не исключался из клира и вообще не был удаляем от церковных служений, отправлению которых не препятствует второбрачие. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18-му и 19-му правилам свт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

А хлебы, фимиам, свечи на церковныя службы где взять? Что делать священнослужителям, чтецам, певцам, коли пищи и одежды у них нет: если они начнут сами добывать себе необходимое для жизни, то не останутся ли храмы пусты? Вот посему благочестивые епископы и князья иззначала у нас наделяли свои монастыри вкладами, землями, селами, помышляя о том, чтобы и по смерти их эти обители не пали, не разорились от недостатка средств к существованию... А спастись можно и в вотчинных монастырях: неужели забудем Феодосия, общему житию начальника, Афанасия афонскаго , Антония и Феодосия печерских ? Обители всех их владели селами. А коли и есть иноки, чрез прилежание к селам небрегущие своим спасением, так чрез одного грешника не считать же грешными всех, кто с ним живет... Подумай и о том, отче: коли странники, нищие и больные придут в обитель, откуда взять, чтобы ублаготворить их?.. Да и то забыл ты, что обители наши издревле рассадники руководителей нашей церкви, а коли отнимутся у них села, что будет? Как тогда честному и благородному человеку постричься? А если не будет честных старцев, откуда взять на митрополию или архиепископию, или епископию, и на всякия честныя власти? А когда не будет честных и благородных старцев, тогда и вере будет поколебание... Когда Иосиф окончил, заговорил Нил, заговорил тихим, скорбным голосом. Он начал с того, что волоцкий игумен ошибается в самом корне – во взгляде на монашество, которому старается придать какой-то слишком внешний характер; между тем глубочайшая сущность и цель иночества не вовне, а внутри души, в постижении живущего в ней Бога; и что если захотеть только этого, тогда не нужно будет ни храмов великолепных, ни особого штата чтецов, певцов, ни всего того, о чем говорит Иосиф; не нужно будет тогда и заманивать в обители «честных» и «благородных», ибо обители – убежища ушедших от мира, а не рассадники властителей; тогда, наконец, изменится и самый взгляд на то, кто достоин и кто недостоин «на честныя власти», ибо ясно станет, «что познавший в себе Бога ближе к Нему и достойнее в глазах людей, чем «благородный» и «честный»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

Опираясь на слова Большого Катехизиса: «брачущие сами себе тайну действуют» (Большой Кат. лист 392), «коликовцы», желающие вступить в брачное сожительство, сначала благословляются иконой от своих родителей, затем поют «каноны» Спасу Всемилостивому да Пречистой и святым. После сего жених громогласно читает, если, конечно, он грамотный, в противном случае читает сват, по Большому Катехизису «о шестой тайне, сиречь обраце законном». Когда же доходит до слов: «по сем брачущие сами себе тайну действуют, глаголюще», обращается к невесте и говорит ей словами Катехизиса: «аз тя посягаю в жену мою» и при этом дает ей кольцо своё, а невеста отвечает ему словами же Б. Катехизиса: «аз же тебя посягаю в мужа моего» и дает ему своё кольцо; и затем заканчивается чтение о шестой тайне (Б. Катехизис, лист 391). Если за неграмотного жениха читает кто из сектантов, то слов «аз тя посягаю»… не произносит, а произносит их сам жених и невеста. Каются «коликовцы», как большинство безпоповцев, пред образом и епитимью налагают сами себе, сообразно грехам, приводя для своего оправдания слова того же Б. Катехизиса: «сокрушение сердца или печаль душевная о гресех, имиже, к Богу прогневавше обращаемся и онех грехов лишаемся, хотящи исправитися». (Большой Катех., лист 389 обор.). Над умершим читается псалтирь и поется канон за «единоумершего». «Коликовцы», наконец, совершенно упразднили в своей секте всякое главенство. Ни отцов, ни уставщиков у них нет. Править службу, крестить, венчать, хоронить всякий имел право; и на общих молениях службу правят те из них, у кого грамота «острей». Семь лет продолжалось внутреннее спокойствие «коликовщины». Но вот И. Г. Крюков остановился на 29 слове Никона Черниговца, у которого сказано: «что это (совершать службы церковные) достоит творити чтецам и певцам», а «Церковный чин поставляет чтеца и певца» (Ник. Черн. Лист 208 обор.) и усомнился в своей правоте. Свои сомнения Крюков предложил «собору», как громко стали они называть свои сборища. «Собор» выслушал все доводы Крюкова и, по его же предложению, постановил прекратить служение вечерни, утрени и часов, а довольствоваться лишь келейной молитвой и псалмами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По церковным законам Д. не допускаются в клир. Ап. Павел особо говорил о высоте священнического служения (1 Тим 3. 2, 12; Тит 16). «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина» (Ап. 17). Разъясняя этот канон, Иоанн Зонара отмечал: «Мы веруем, что Божественная баня святого Крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде Крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде Крещения, не препятствует крещенному быть произведенным в священство. Но кто после крещения совершит блуд, или вступит в два брака, тот признается недостойным никакой степени священства». Т. о., запрет рукополагать Д., или второбрачных, не распространяется на тех, кто вступали в повторный брак до Крещения. Для посвященных лиц, священнослужителей, а также иподиаконов 2-й брак ни в случае вдовства, ни после развода недопустим (Трул. 6); недопустим брак и в случае, если клирик был посвящен в холостом состоянии (см. ст. Целибат ). Ап. 26 дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение только чтецам и певцам. Эти церковные правила при имп. св. Юстиниане I (VI в.) были подтверждены и гражданскими законами. Постановление имп. Юстиниана от 18 окт. 530 г. гласило: «Повелеваем браки, которые не позволяются по церковным правилам, чтобы они были запрещены и нашими законами» (CJ. I 3. 45). Этот закон должен был утратить силу с введением 79-й новеллы имп. Льва VI Мудрого , определявшей, чтобы клирик, сочетавшийся браком после рукоположения, лишался священного сана, но не исключался из клира и вообще не был удаляем от церковных служений, отправлению к-рых не препятствует второбрачие. По свидетельству церковных канонистов XII в., в их время применялся закон имп. Льва, а не имп. Юстиниана (Com. in Nomocan. XIV tit. IX 29), хотя сами канонисты на основании положения греко-рим. права, в соответствии с к-рым то, что не имело законной силы в своем начале, не может приобрести ее после устранения препятствий, отнимающих эту силу, придерживались мнения о том, что всякий незаконный брак клирика по удалении его от священнослужения не может сделаться действительным. По утверждению патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона , брак священных лиц не является законным и в том случае, если они вступили в него уже после снятия с себя духовной одежды (Толкование на Васил. 44). Но в практике греч. Церкви и в позднейшее время не требовалось прекращения брака, заключенного священным лицом во время пребывания в сане; лишившись сана как Д., он признавался состоящим в законном браке.

http://pravenc.ru/text/171501.html

Последнее, безусловно, имело место на Западе в раннесредневековую эпоху, но здесь, видимо, можно говорить не столько о специфическом диаконисском служении, сколько о соединении звания диакониссы с должностью руководительницы монастыря 214 . История о том, как некая пожилая дева в момент разграбления Рима готами Алариха в 410 году вынесла одному из них, христианину, сосуды, известна благодаря Павлу Орозию (ок. 417, см. выше: Oros. Hist. VII. 39. 4). Эту же историю пересказывает Исидор Севильский (см. выше: Isid. Hist. Goth. 16–17, нач. VII в.), который добавляет, что сосуды с честью были перенесены людьми, сопровождавшими девственницу, в храм св. Петра. Неизвестно, была ли эта женщина диакониссой, но сам факт того, что она хранила сосуды и могла их переносить, свидетельствует о ее необычном статусе. В том, что касается ношения ораря, то оно, согласно 22–23-му постановлениям Лаодикийского Собора (357/368), запрещалось низшим служителям, чтецам или певцам 215 . Во всяком случае, право прикасаться к священным сосудам и ношение диаконского ораря никак не могло рассматриваться как нечто типичное даже для низших клириков. Все это указывает на особое место диаконисс в рамках церковной иерархии. Очевидно, в чинах присутствует указание на различение литургических функций, приобретаемых при рукоположении диаконом и диакониссой, которая не встает на колени, не произносит ектеньи, не участвует в причащении народа. Налицо очевидное включение ставленницы в литургическую жизнь Церкви и ее явное сближение со статусом диакона – это позволяет осторожно предположить, что в чинах речь идет не о хиротесии, а все же о хиротонии в современном церковном ее понимании, то есть включении диакониссы в число не церковно-, а священнослужителей и о неких литургических функциях рукополагаемых женщин, так или иначе связанных с общественным богослужением – Божественной литургией 216 . Вероятно, последний факт, если он в той или иной форме имел место, наряду с тем что практическое служение диаконисс в средневековую эпоху как посредниц между мужским клиром и женской частью общин утратило свое значение, сыграл определенную роль в последующем исчезновении женского диаконата, в конце концов не воспринятого более поздним церковным сознанием 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010