65 «Во-вторых, чтобы душа могла и худшее, постепенно отрешая от дебелости, привлекать к себе и возводить горе, чтобы она став, руководительницей для служебного вещества и обратив его в сослужебное Богу, была для тела тем же чем, Бог для души» ( Григорий Богослов , свт. Слова, 3). 82 Например, он говорит: «Пост тщеславного остаётся без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой» (Лествица, 22, 7). 136 Точная цитата: «Тебе должно с изумлением и трепетом возносить ангельское славословие, со страхом совершать исповедание пред Создателем и чрез это испрашивать прощение грехов; а ты переносишь сюда обычаи шутов и плясунов, безобразно протягивая руки, припрыгивая ногами и кривляясь всем телом. Как ты не боишься и не трепещешь, дерзко слушая таки изречения? Разве ты не знаешь, что здесь невидимо присутствует Сам Господь, измеряя движение каждого и испытывая совесть? Разве ты не знаешь что, ангелы предстоят этой страшной трапезе и окружают её со страхом? Но ты не разумеешь этого, потому что слышанное и виденное тобою на зрелищах помрачило твой ум, и совершаемое там ты вносишь в церковные обряды, обнаруживая бессмысленными криками беспорядочность своей души». ( Иоанн Златоуст , свт. Беседы на слова пророка Исаии. Беседа 1, 2). 137 Неточность: к чтецам и певцам в данном контексте обращается не 4-й, а 5-й Вселенский Собор (Константинопольский). Его 75-е правило гласит: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви; но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов Израилевых быть благоговейными». 152 Подразумевается разговор между аввой Иоанном и аввой Феодором, о котором повествует Древний патерик(10, 32). 166 «Авва Алоний сказал: если человек не скажет в сердце своём что, в мире я один, да Бог, не найдёт спокойствия» (Древний патерик 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

11. Всем бедным и требующим вспоможения мы определили, по удостоверении (в их бедности), ходить только с мирными церковными письмами, а не с представительными грамотами. Ибо представительные грамоты надлежит давать только лицам, находящимся под сомнением. 12. Дошло до нас, что некоторые, вопреки церковным постановлениям, прибегнув к властям, посредством прагматических грамот одну область разделили на две, так что от этого в (одной и) той же области бывает два митрополита. Посему святой собор определил, чтобы епископ впредь не дерзал (делать) ничего такого; ибо покусившийся на это низвержен будет с своей степени. А те города, которые по царским грамотам почтены уже названием митрополии, да пользуются одною честью, (равно как) и епископ, управляющий церковью ее, с сохранением собственных прав истинной митрополии. 13. Чужим клирикам и незнаемым 301 в другом городе, без представительных грамот собственного их епископа, отнюдь нигде не служить. 14. Поскольку в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то святой собор определил, чтобы никому из них не было позволено брать (себе) жену иноверную; чтобы родившие уже детей от таких браков, если они успели уже окрестить родившихся от них у еретиков, приводили их к общению с кафолическою Церковью , а не крестившие не могли крестить их у еретиков, ни соединять браком с еретиком, или иудеем, или язычником, разве только когда лицо, сочетающееся с православным, обещает перейти в православную веру. Если же кто преступит сие определение святого собора, да подлежит (епитимии) по правилам. 15. В диакониссы поставлять жену не прежде сорока лет (возраста) и притом по тщательном испытании. Если же она, приняв рукоположение и пробыв некоторое время в служении, вступит в брак: такая, (как) оскорбившая благодать Божию, да будет анафематствована вместе с тем, кто соединился с нею. 16. Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующему, не позволять вступать в брак. Если же найдутся делающие это, да будут лишены общения (церковного). Впрочем мы определили, местному епископу иметь полномочие (в оказании) таким человеколюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

643 Арий обманул императора, и следующим образом. Отвечая на его вопрос, так ли он верует, как святые отцы на Никейском Вселенском Соборе утвердили, он ударил по спрятанному на груди списку зловерия своего и сказал: «Так верую [т. е. как у меня написано]!». И император после этого послал его к св. Александру, которого, как прозорливца, нельзя уже было обмануть. 647 Речь здесь, конечно, не об уставных падениях ниц, а о личном усердии, которое многие не боятся проявлять и при всех. 650 , «бет йекхова» ( Пс. 121 (122), 1). Это наименование (в греко-латинской форме – dominicum, κυριακον) очень употребительно было у первых христиан. Оно встречается уже у св. Киприана Карфагенского в сочинении «О милостыне» (De opere et eleemosyna), написанном в 253 г. См.: св. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. Киев, 1879. С. 267. (Издание Духовной академии.) Также у Руфина, Иеронима; очень часто в деяниях соборов Анкирского, Неокесарийского, Лаодикийского. 653 Тропарь в конце утрени, по «Трисвятом» после «Благо есть исповедатися Господеви», во св. Четыредесятницу. 656 Кто берет для своего употребления церковный освященный золотой или серебряный сосуд, или завесу, или облачение напрестольное, или так называемый «воздух», или какой бы то ни было из находящихся в алтаре священных сосудов, или какую-нибудь одежду, тот должен быть отлучен от Церкви, по правилам Апостольским (Правило 73) и Двукратного Собора (Правило 10). Исключение представляет церковного имущества, вплоть до священных сосудов, на выкуп пленных или ссыльных. См. раздел «Христианская благотворительность» в «Церковных Ведомостях». 657 И немалую. Даже иподиаконам (разумеется, я не о тех юношах говорю, которых лишь перекрестят орарем и он уже готовый иподиакон, что, конечно, является кощунством) не позволяется «касаться священных сосудов». Но см.: блаж. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Труды. Ч. 1. М., 1916. 132; Правило 21 Лаодикийского собора. «Не должно низшему служителю церковному, чтецам или певцам [т. е. вышеуказанным юношам], орарь носити и тако читати и пети», – говорят Правила 22 и 23 того же собора, а тем более нельзя касаться престола, отворять и затворять Царские двери и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Что касается клириков, то Церковь , охраняя чистоту веры, должна была относиться к бракам их с неправославными гораздо строже, так как лицо, состоящее в клире, даже на низшей церковно-служебной должности, более, чем кто-либо другой, должно заботиться о сохранении в чистоте православной веры и Церкви. Поэтому церковные правила 87 в особенности запрещают клирикам, даже чтецам и певцам, брак с лицами неправославными. В том же случае, если бы кто, состоя в супружестве с лицом иноверным или еретическим, пожелал принять священнослужительский сан, церковные правила дозволяют это не иначе, как если ищущие священства «всех в доме своём соделают православными Христианами». (Карф. соб., по Книге правил, прав. 45-е). Д. О религиозном общении вообще Христиане, говорит профессор Бердников 88 , не прерывали со своими согражданами язычниками обыкновенного житейского общения. Это правило условливалось частью неизбежностью житейских связей при совместном гражданском общежитии 89 , а с другой стороны, оно вытекало из свойственного христианам уважения к порядку общественной жизни 90 и заповеданной им любви ко всем людям, а не к одним единоверцам. Христиане вели со своими согражданами-иноверцами как деловые сношения, так и частные знакомства 91 . Они ходили к своим знакомым и друзьям среди язычников по приглашению на домашние празднества, устроявшиеся, напр., по случаю сговора, свадьбы, наречения имени младенцу, первого надевания сыном мужской тоги, разделяли с ними в этих случаях пищу и удовольствия, были даже невольными зрителями языческих жертвоприношений и обрядов, при этом совершавшихся 92 . Они не имели предубеждения против того, что продавалось на торгу язычниками, и без стеснения покупали и употребляли, что было нужно 93 . Они были чужды чувству нерасположения к язычникам. По заповеди апостольской они молились за язычников 94 , подавали им милостыню 95 , изгоняли из них бесов, исцеляли их больных посредством помазания елеем 96 , во время народных бедствий ухаживали за больными, хоронили умерших, вообще, благотворили, чем могли 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Со своей стороны, и христианская Церковь осуждала и не считала истинными браки, заключённые православными не только с неверными 75 , но даже и с неправославными, делая, однако при этом различие между браками православных с еретиками и раскольниками. В церковных правилах мы находим следующие постановления относительно смешанных браков: 10-е правило Лаодикийского собора гласит: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками». В 31-м правиле того же собора читаем: «Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавали таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются Христианами быти». 30-е (по Книге правил) правило Карфагенского собора постановляет: «За благо рассуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками». 14-е правило Халкидонского собора даёт более подробное постановление: «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступати в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из них не было позволено брати себе жену иноверную: чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившее их у еретиков, приводили их к общению с Кафолической Церковью: а не крестившее не могли крестити их у еретиков, ни совокупляти браком с еретиком, или Иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лице, сочетавающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святого Собора: тот да подлежит епитимии по правилам». Наконец, 72-е правило Трулльского собора определяет: «Недостоит мужу православному с женой еретической браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи ещё в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался в узах заблуждения, не желая воззрити на Божественные лучи, и аще при том неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже» ( 1Кор.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Ок. 475 г. Геласий Кизикский в Σνταγμα τν κατ τν ν Νκαια ονοδον πραχϑντων, II, 32, где он повторяет сообщение Сократа о словах Пафнутия на 1 всел. соборе, добавляя лишь, что, по словам Пафнутия, до хиротонии можно было жениться не только мирянам, но и чтецам и певцам 570 . 406 г. 571 Interpretatio Gallica (Галльский сборник), в котором 10 правилу анкирского собора придан противоположный смысл. Правило это помещено под именем 29 правила Никейского собора: Диаконы, хотя бы они при хиротонии засвидетельствовали, что не могут оставаться без жен и женятся, извергаются от священнослужения 572 . 500–510 г. 573 Сборник Дионисия Малаго, где впервые переведен на латинский язык 17 574 , 18 и 26 ап. правила, и также помещены 10 анк. и 1 неокес. правила. 506 г. Собор в Адже (Agatha) в южной Галлии, по прочтении постановления Баденского собора de bigamis non ordinandis, в правиле смягчил это постановление и определил: было угодно собору относительно второбрачных и женатых на вдовах, чтобы, хотя постановление отцов определило другое, рукоположенные до сих пор, по снисхождению, сохраняли только имя пресвитерства и диаконства, но пресвитеры не совершали бы литургию, а диаконы не служили бы 575 . 517 г. Собор в Эпаоне в Бургундии, пр. 2: Должно быть снова подтверждено апостольское запрещение второбрачным и женатым на вдовах делаться священниками и диаконами 576 . 524 г. Собор Арлесский (Арелатский) в южной Галлии, пр. 3: никто, выполнивший епитимию или женатый дважды или женатый на вдове, не может быть посвящен во епископа, пресвитера или диакона. Епископ, посвятивший такового, не должен совершать литургию в течение года, а если он совершит, то он отвергается от любви всех братьев 577 . 520–525. Св. Епифаний, патриарх Константинопольский, в своем «κϑεοσις»: Неженатый диакон пусть рукополагается только после заявления, что он может жить целомудренно и без законного брака, так как рукополагаемый не может после хиротонии вступить в брак. Если же это произойдет, то епископ пусть будет извержен из епископов, так как же и рукоположенный пресвитер пли дьякон пусть будет извержен из клира. Если же чтец возьмет вторую жену или одну, но вдову, не производятся в высшую степень, а если он произведен, да извержется из степени и снова, как и прежде, да будет чтецом» 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Об этом говорится в правилах IV Вселенского собора (14 правило) : Приводим указания IV Вселенского собора: «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе в жену иноверную; чтобы родившие уже детей от такового брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с Кафолическою Церковью: а некрестившие не могли крестить их у еретиков, ни совокуплять браком с еретиком, или иудеем, или язычником; разве в таком только случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святаго Собора тот да подлежит епитимии по правилам». См также Лаод. 10 и 31 , VI всел. 72 . Согласно 21 (30) правилу Карфагенского собора  Детям, состоящих в клире, также запрещается брак с иноверными: «Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками».  См также Лаод. 31 . О невозможности быть чтецом и заниматься церковным служением для тех, чья жена обличена в прелюбодействе, говорит 8 правило Неокесарийского собора : «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно: то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство: то он должен развестись с нею. Аще же сожительствует: не может касатися служения, ему порученного». См также Ап. 18 ; VI всел. 3 . В Апостольских правилах даются указания относительно рукоположения чтецов во диаконы (Правило 12) : «Если кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и принявший и принятый». Толкователя Канонов Православной Церкви Иоанн Зонары поясняет: «Некоторые, определенные в клир, например, чтецы или певцы, домогаются быть рукоположенными в диаконы, или пресвитеры. Имеющие рукоположить их, исследуя относящиеся к ним обстоятельства и находя, может быть, некоторыя сомнения, отлагают рукоположение, пока будут разрешены возникшия о них сомнения.

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-chte...

На категорическое решение вопроса о том, как постепенно изменялись и усложнялись священнослужительские одежды и в какой связи они находились с одеждами обыкновенными, мирскими, рассчитывать нельзя: можно делать только более или менее верные предположения, которые всегда в том или другом отношении могут оставлять место сомнению. Но эта сложная и большая работа в нашу главную задачу и не входит. Для нас вполне достаточно будет проследить, – на основании тех данных, которыми в настоящем случае можно располагать, – в какие периоды времени между богослужебным и светским облачением было формальное родство и с какого времени между ними началось формальное обособление. Как на один из выводов, наименее, по нашему мнению, подлежащий сомнению и к которому приводят нас письменные и монументальные свидетельства, укажем на то обстоятельство, что, по крайней мере до конца шестого столетия, между светским и богослужебным облачением формального различия не было. С VI века начало обнаруживаться формальное обособление между литургическими и народными одеждами, но духовенство продолжало носить даже до IX века (если только не далее) в обыкновенной, частной жизни то же по форме облачение, какое и при богослужении. Что касается первых трех веков, то в пользу указанного положения говорят монументальные памятники, о которых мы уже говорили ранее. На основании этих памятников богослужебным облачением за это время можно считать тунику (хитон) и паллий (иматий) – одежды вполне мирские. Не было различия по форме между богослужебными и светскими одеждами и в течение дальнейших веков. В это время, правда, произошло значительное усложнение в облачении духовных лиц. С IV века начинают появляться предписания со стороны церкви об употреблении той ил другой одежды, – предписания, которые, по-видимому, говорят о литургическом облачении, как формально отличном от обыкновенного, светского, мирского. Так, в качестве богослужебной одежды в это время упоминается орарь. Лаодикийский собор (341–381) 30 правилами 22 и 23 запрещает носить орарь иподиаконам, чтецам и певцам и в нем читать или петь 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

18/31 мая 1904. Вторник. Написал к Высокопреосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому, Председателю Миссионерского Общества, жалуясь на то, что содержание Миссии на 1-е полугодие не приходит из Миссионерского Общества, и прося ускорить присылку. От военного Министерства получено разрешение нашим священникам служить для русских военнопленных. Предложение Министра иностранных дел попросить русского священника для них из России устранено. 19 мая/1 июня 1904. Среда. До полудня учил о. Сергия Судзуки отправлять различные богослужения по-славянски и собрал для него славянские богослужебные книги, утварь, облачения. Потом писал письма в Россию, чтоб отправить завтра к французскому Министру для отсылки на французском почтовом пароходе. Написал донесение в Святейший Синод о том, что японский священник отправится для удовлетворения религиозных нужд наших военнопленных, также о том, что Миссия и Церковь здесь благополучны, и жаловался на неприсылку содержания из России. Написал еще к о. Феодору Быстрову и к Н. В. Благоразумову, сотрудникам Миссии. Служащие Церкви делали собрание, на котором решили: «Взять японским христианам на себя расходы по отправлению и содержанию священника или двух, если понадобится, во время служения между русскими военнопленными». Это в соответствие с желанием Министерства военного, «чтоб удовлетворение религиозных нужд русских военнопленных было исключительно делом японских православных христиан». Положили христиане собирать ежемесячно для этого 80 ен, о чем и уведомили меня чрез депутатов Арсения Ивасава и Иоанна Акимовича Сенума. Только просили на первый раз, пока соберут, дать на дорогу и на первые нужды отправляемому о. Сергию Судзуки; этот долг-де после мне уплатят. Опасаюсь я, что плохо станут уплачивать и этот и последующие долги в этом роде. Впрочем, поблагодарил за усердие. 20 мая/2 июня 1904. Четверг. О. Сергий Судзуки вечером отправился, чтоб быть священником у наших военнопленных в Мацуяма. До полудня также учил его славянскому богослужению; ныне знает он порядок всех необходимых богослужений так, что может показать чтецам и певцам, если бы там не нашлось никого, знающего несколько церковный устав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

11. Всем убогим, и вспоможения требующим, определили мы, по удостоверении в их бедности, ходить с мирными токмо церковными письмами, а не с представительными грамотами. Понеже представительныя грамоты надлежит давать токмо лицам, находящимся под сомнением. 12. Дошло до нас, яко некие, вопреки церковным постановлениям, прибегнув ко властям, посредством прагматических грамот, единую область на две разсекли, яко быть от сего во единой области двум митрополитам. Посему определил святый Собор, да ничто таковое творить впредь не дерзает епископ. Ибо покусившийся на то низвержен будет со своей степени. Град же, который по царским грамотам почтен именованиям митрополии, единою честью да довольствуется, так как и епископ управляющий его церковью, с сохранением собственных прав истинной митрополии. 13. Клирикам чужим и незнаемым в другом граде, без представительной грамоты собственнаго их епископа, отнюдь нигде не служить. 14. Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе в жену иноверную; чтобы родившие уже детей от таковаго брака, и прежде сего уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с Кафолическою Церковью: а некрестившие не могли крестить их у еретиков, ни совокуплять браком с еретиком, или иудеем, или язычником; разве в таком только случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святаго Собора тот да подлежит епитимии по правилам. 15. В диакониссы поставлять жену, не прежде сорока лет возраста, и притом по тщательном испытании. Если же приявши рукоположение, и пребывши некоторое время в служении, вступит в брак: таковая, как оскорбившая благодать Божию, да будет предана анафеме, вместе с тем, кто совокупился с нею. 16. Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующим, не позволяется вступать в брак. Если же обретутся творящие сие: да будут лишены общения Церковнаго. Впрочем определили мы местному епископу иметь полную власть в оказании таковым человеколюбия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010