— И, конечно же, Высокопреосвященнейший Владыко, целью воспитания прежде всего должна быть подготовка человека к вечной жизни — в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и смерть не стала духовной катастрофой? — Безусловно. Святитель Григорий Богослов говорит: «Памятование о Боге — паче дыхания». С рождения человека нужно готовить к вечной жизни, ведь мы не знаем, когда кому уходить из земной. Время — как река. Оно бесконечно перетекает от момента к моменту, и какими бы точными не были наши часы, время все равно остается для нас загадкой. Часы могут сообщить, сколько сейчас времени, но не могут рассказать о том, что такое время. Слияние пространства и времени когда-то подвело А. Эйнштейна к одной из самых его потрясающих догадок: кажущаяся разница между прошлым, настоящим и будущим, может быть не более чем иллюзией. В пример тому расскажу одно повествование. Один монах часто уходил в лес помолиться. Он хотел как можно дольше пробыть в уединении и беседовать со Христом. И вот однажды, по обыкновению, подвижник снова ушел из монастыря в лес. Он молился, беседовал с любимым Господом, не замечая времени. Закончив беседовать с Ним, вернулся монах в обитель. И вот увидел он, что врата монастыря заперты, постучался в них, а ему открыл какой-то незнакомый монах. И тогда подвижник спросил этого монаха: «А вы кто?» Тот ответил: «Я — привратник этого монастыря, а вы?» — «Я — отец Рафаил, из числа братии». — «Какого монастыря?» — «Этого монастыря». Привратник удивился: «Я живу в этой обители на протяжении уже сорока лет и последние два года несу послушание привратника. Никогда не было в числе братии нашего монастыря монаха по имени Рафаил». Тут уж пришла очередь удивиться пришедшему: «Да что вы такое говорите? Что же это происходит в нашем монастыре? Сейчас же отведите меня к священноигумену!» Привратник с монахом пошли к игумену, и монах увидел, что игумен — это не его старец, а совершенно незнакомый ему человек. Этот игумен, поняв, что произошло нечто удивительное, попросил отца Рафаила сказать, кто был его игуменом.

http://pravoslavie.ru/119880.html

В тюрьме мученики день и ночь пели псалмы, славили Господа. Кирион, знаток Священного Писания, просвещал дружину и вдохновлял мужественно перенести пытки, чтобы получить вечную славу в Небесных Обителях. Семь дней находились в темнице воины, пока не прибыл местный князь Лисий. Призвав подвижников, этот хитрый вельможа опять стал уговаривать их отречься от Иисуса. — Не бойтесь, братья, противостоять врагам Господним, — восклицал Кирион. — Вспомните, как на поле битвы пораженные противником, бежали все, и только мы ринулись на врага. Мы призывали на помощь Господа, дабы защитить Отечество. Противник был разбит и бежал. Так и ныне. Не побоимся с именем Господа победить врага рода человеческого — диавола и его земных служителей. Громадные толпы народа собрались посмотреть на неправедный суд над благочестивыми воинами. Разгневанный князь приказал палачам бросать камни в уста мучеников. Но здесь произошло чудо. Палачи стали бросать камни друг в друга, поражая себе зубы и челюсти. Раздраженный Лисий приказал отвести мучеников в темницу. Внезапно в темнице блеснул яркий свет, и раздался Божественный Голос: «Немного потерпите и Вечную Славу обрящете». Это чудесное явление вдохновило мучеников перенести грядущие страдания. На другой день вечером, по приказу Лисия, святые были обнажены, и палачи загнали их в ледяную воду Севастийского озера. На берегу была построена деревянная баня. Желающий поклониться идолам мог войти и согреться в ней. Святые дружно пели псалмы пророка Давида. Привратник темницы и воины на берегу сторожили мучеников, чтобы они не покинули леденящую воду озера. Один из воинов, не вынеся холода, выскочил на берег и побежал к бане, объявив себя идолопоклонником. Добежав до порога бани, он замертво упал. В полночь сторожа уснули, только привратник темницы бодрствовал. Вдруг яркий свет осветил озеро. Вода согрелась, и над мучениками появилось сорок огненных венцов. Один венец поднялся высоко и застыл в небе. Привратник темницы, видя случившееся, разбудил палачей, затем сам разделся и со словами: «Я — тоже христианин» бросился в воду к святой дружине. Огненный венец, паривший в вышине, опустился над его головой.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Вскоре Иоанн оставил Константинополь и бежал на Афон. Когда он пришел в Лавру, привратник спросил его, кто он, откуда и чего хочет, Иоанн отвечал, что он простолюдин, пастух и хочет быть монахом. – Молод еще, – заметил привратник. – Благо – в юности взять ярем Господень на ся, – отвечал Иоанн и убедительно просил доложить о нем игумену с. 616]. Привратник доложил про незнакомого пришельца игумену и братии. Они рады были ему, потому что нуждались в пастухе. Иоанна приняли в обитель, его постригли и поручили ему пасти на горных пажитях монастырское стадо. Юноша обрадовался такому послушанию. Он отогнал стадо вглубь святогорских пустынь, и любимым его занятием было богомыслие и молитва. Тем временем, Иоанна разыскивали по приказу императора, но посланные, даже побывав в Лавре, не смогли отыскать Иоанна. Тихо и спокойно текли дни и годы Иоанна в строгой пустыннической жизни: он радовался своему уединению. Однажды, думая, что никого нет в пустыне и никто не слышит его, Иоанн начал петь, как бывало, Божественные гимны. Его ангельский голос далеко разносился по пустыне. Долго пел умилившийся Иоанн, не видя и не зная, что один пустынник, таившийся близ него в дикой трещине скалы, подслушивал его. Звуки пастушеского пения потрясли сердце строгого пустынника, растрогали до слез и произвели благодатное впечатление на его душу. Пока пел Иоанн, пустынник не сводил с него глаз, не понимая, откуда взялся в пустыни такой ангельский голос, такой бесподобный певец. Не медля, пустынник отправился в Лавру и известил игумена о дивном пастухе и трогательном его пении. Иоанн был вызван из пустыни и, против воли, только заклинаемый именем Божиим, открылся игумену, что он придворный певец Иоанн. Игумен едва мог узнать в изможденном пустыннике любимца императора, с которым он сблизился в Константинополе и который тогда был в полном развитии жизни, с пленительным взором и с играющим на щеках румянцем. По слезной просьбе Иоанна, настоятель оставил его на прежнем пастушеском послушании. Однако, боясь императора, на случай, если он вдруг узнает, где скрывается его любимец, игумен отправился в Константинополь, лично представился государю и обратился к нему с такими словами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Благотворя вообще заключенным, Святитель посылал обеды опальному генералу Б. И. Пассеку, содержавшемуся в тюрьме. Этим он вызвал большое, обращенное к нему лично, неудовольствие губернатора. Владыка возразил ему, что так же поступит, буде он окажется в таком же печальном положении. Возмущенный губернатор попросил разъяснения сказанного. Тогда Святитель обличил его в ряде незаконных деяний и убеждал покаяться. Губернатор просил у него прощения и обещал исправиться. Все причитавшиеся ему с богатой епархии деньги св. Иоасаф раздавал бедным. К великим праздникам он поручал келейнику относить нуждающимся платье и деньги. Ему указывалось складывать дары у окна или порога, стукнуть в стену, чтобы обратить внимание хозяев, и быстро скрыться, дабы не быть узнанным. В случае болезни келейника Владыка, в костюме простолюдина, выполнял это сам. Для этого ему нужно было незаметно проскользнуть мимо привратника архиерейского дома. Однажды, перед Рождеством, привратник окликнул его, возвращавшегося. Святитель надеялся успеть проскочить незамеченным. Но привратник схватил его в темноте и пытался допрашивать. Попытка вырваться не сразу удалась. Владыка получил несколько сильных ударов по спине и с трудом добрался домой. Он хворал после этого. Привратник был им вознагражден за свое усердие. Святитель знал о приближающейся кончине. Усилил он свои молитвенные подвиги. Во время Литургии он много плакал. Келейник постоянно заставал его молящимся. При ежечасном бое часов владыка Иоасаф произносил молитву: «Буди благословен день и час, в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Сыне Божий, в час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков, аминь». Молитву эту он советовал произносить и другим. В мае 1754 г. св. Иоасаф, отслужив Литургию, просил паству простить его грехи и простил всех, обидевших его. Горожане провожали его до горы, у подошвы которой стоит Белгород. Выйдя из экипажа, святитель благословил город.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Августина: «Мы вышли к народу, церковь была полная, раздавались радостные голоса: «Богу благодарение, Богу слава» (Deo grattias Deo laundes); никто не молчал; там и здесь восклицали; я приветствовал народ и опять возгласили (clamabant) тем же горячим голосом; когда же наконец водворилось молчание, происходит торжественное чтение божественных писаний» 808 . Что это «приветствие» епископа народу при входе в храм пред чтением заключалось в преподании мира, видно кроме приведенного места Златоуста, и из нескольких других мест (с. 186) его бесед, которые указывают и ответ народа на приветствие: « Войдя в церковь , мы тотчас по этому закону (сообразно с заповедью Спасителя и примирении с ближними пред молитвою) говорим: «мир вам», и вы отвечаете: «и со духом твоим» 809 . «Что извращеннее и безрассуднее», обличает бл. Августин донатистов, «как говорить чтецам и читающим послания мир ти (pax tecum), и отделяться от мира тез церквей, к которым эти послания написаны» 810 . Из этих мест вместе с тем видно, что практика восточной и западной церкви по этому пункту была одинакова: там и здесь чтение предварялось преподанием мира; формула, по-видимому, не была еще твердо установлена и всюду однообразна. Преподавал мир предстоятель собрания. т.е. большей частью, епископ. Но из того, что Карфагенский собор 419 г. запрещает чтецам «приветствовать (salutent) народ» 811 , можно заключать, что первоначально это мирное приветствие произносил сам чтец 812 , и только когда ему усвоено было сакраментельно-молитвенное значение, право на него передано было епископу или пресвитеру. Вонмем Св. Златоуст упоминает о возгласе «Вонмем» пред чтением: «Стоит диакон, общий служитель, громко возглашая и говоря: «вонмем»; и это часто... после него начинает чтец: «пророчество Исаии»; затем произносит громко ( ες πκοον): «сия глаголет Господь» 813 , а стоящий диакон заграждает уста всем наложением молчания (очев. возгласом: Вонмем), то он говорит это, оказывая честь не чтецу, но Говорящему со всеми чрез него» 814 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Иоанн нидийский. Области Фригии счастливой 12 епископов: Мариниан синадский. Мир виландский. Филипп сигиадский 338 . Авиркий гераспольский. Евстохий докимийский. Аквила антоклинский. Евсевий дорилейский. Мотим епсский. Епифаний мордагский. Кириак евкарпский. Василий наколийский. Стратегии поливатский. Области Фригии спокойной 13 епископов: Нунехий Лаодикии Тримитарии. Даниил кадский. Евлалий сиврийский. Павел аристский. Геннадий акмонский. Филипп агирассидский 339 . Евандр диоклийский. Модест севастийский. Матфий фемесийский. Харис дионисопольский. Иоанн трапезунтский. Геннадий моссинский. Области Низонской 4 епископа: Иоанн родосский. Евфронтий хиосский. Флорентий митиленский. Варах наксосский. Области Кипрской 7 епископов: Олимпий константийский, чрез Дидимия, епископа латипского. Епафродит коннесский. Сотир феодосийский. Фотин кифирский. Илиодор амафунтский. Дидим латипский. Проевхий арсенойский. Области Африканской 2 епископа: Валериан бассианский. Валериан афрский). 301 В подлиннике греческом стоит: ναγνω’_ζας – чтецам, а в латинском – ignotos – незнаемым. Между тем в двух кодексах (ватиканском и Сфорцы) стоит: γνω’_ζυς – незнаемым, как синоним к слову ξε’νυς – чужим. Вальсамон, Зонара и Аристин читали также γνω’_ζυς. Но в древних латинских переводах: Приска, Дионисия малого и Исидора переведено – lectores – чтецам, значит в их манускриптах было – ναγνω’_ζας. В русск. изд. “книги правил» переведено: незнаемым. Ред. 302 В русском издании “книги правил» прибавлено: “бывшие на соборе во дни Феодосия, в царствующем граде». Ред. 303 Эти подписи имеются в подлиннике только на латинском языке. Издатель Лаббе делает следующее об них примечание: «из древнейшего кодекса Маффея, писанного за тысячу лет, списал некогда в Риме Иаков Сирмонд, списком которого мы пользовались. Ред. Читать далее Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. - Казань : Центральная типография. 1908-1909./Том 4. 1908. - 283 с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Вот и мы сейчас не будем задумываться, как прочитать столько акафистов. Читать их будем не полностью, зато недостающее восполним усердием. Не жалейте свои голоса, а то голоса есть, а вы сдерживаетесь, несмело поете. Надо смело петь, потому что «ни холоден ни горяч» Богу не нужен. Богу горячий нужен! Апостол Павел был гонитель Церкви, а потом он стал каким ревностным, усердным! Вместо горячего гонителя Господь сделал его первоверховным апостолом за его усердие. Он больше всех сделал для Церкви. Он всю Вселенную прошел, и как он говорит про себя: «Я был изверг, гонитель Церкви, но сейчас сделался апостолом, не я, но благодать сделала меня». Видите, когда благодать войдет в человека, тогда согреет и сделает его горячим. А если мы холодны, то благодать как бы скользит по поверхности, лишь только касается, а внутрь не входит. Дай Бог нам сделаться горячими! Прикладываться к иконе во время молебна не надо. Если кто будет подходить, то вы задерживайте таких в духе христианской любви, не пускайте. А то вчера одна другую толкнула, и получилась неприятность. А можно сказать: – Сотвори любовь, не разрешается сегодня прикладываться. Мы молимся Божией Матери, а тут идет хождение. Это значит, что мы не уважаем святыню и людей, которые молятся. Тогда мы уже не святыне молимся, а тому человеку, который здесь проходит, прикладывается. В Успенском храме паперть – это вся стена до печки. У двери иногда холодно бывает, и можно простудиться. Поэтому кто стоит там, проходите к печке. Вчерашний день я кропил там водой и видел, как они, бедные, даже посинели от потока холодного воздуха. Ну вот, пройдите, и тогда мы будем начинать. Записки передайте чтецам. А то вчера одной дали записку, чтобы передала чтецам, а она подержала-подержала ее и обратно: «Раз так, батюшка не берет, я передавать ее не буду», взяла и передала ее обратно. Это своеволие! А потом она опомнилась, попросила прощения, и все уладилось. Записки, свечи прошу передавать по рукам, сами не ходите. Некоторые передают записки в свечной ящик и потом прислушиваются, прочитают их или нет. Так нельзя. Господь намерение целует. Было бы ваше желание помянуть, записать и подать. А помянули или не помянули, об этом не заботьтесь, за это не вы будете отвечать перед Богом. Твердо верьте: Господь все знает. Господь все сделает! А вы лучше в это время сами молитесь. А то некоторые говорят: «Мы деньги платим, а там не поминают», – и получается смущение, теряется молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Чтение Св. Писания предварялось рядом возгласов, и прежде всего возгласом: «Мир всем». Впрочем этот возглас усвоялся не исключительно чтению, но им открывалось каждое новое священнодействие, каждая часть службы. Особенно часто о нем говорит св. Иоанн Златоуст: «Когда входит предстоятель церкви, тотчас говорит: мир всем; когда поучает (μιλ), — мир всем; когда благословляет, — мир всем; когда велит приветствовать, — мир всем; когда совершится жертва — мир всем» [ 222 ]. Если в этом перечислении не названо чтение Св. Писания, то потому, что оно совершалось тотчас по входе предстоятеля в церковь, как видно из того, что второе преподание мира указано пред поучением, которое следовало за чтением, и как показывает следующее место у блж. Августина: «Мы вышли к народу, церковь была полная, раздавались радостные голоса: «Богу благодарение, Богу слава» (Deo grattias Deo laundes); никто не молчал; там и здесь восклицали; я приветствовал народ и опять возгласили (clamabant) тем же горячим голосом; когда же наконец водворилось молчание, происходит торжественное чтение божественных писаний» [ 223 ]. Что это «приветствие» епископа народу при входе в храм пред чтением заключалось в преподании мира, видно кроме приведенного места Златоуста, и из нескольких других мест его бесед, которые указывают и ответ народа на приветствие: «Войдя в церковь, мы тотчас по этому закону (сообразно с заповедью Спасителя и примирении с ближними пред молитвою) говорим: «мир вам», и вы отвечаете: «и со духом твоим» [ 224 ]. «Что извращеннее и безрассуднее, — обличает блж. Августин донатистов, — как говорить чтецам и читающим послания мир ти (pax tecum), и отделяться от мира тех церквей, к которым эти послания написаны» [ 225 ]. Из этих мест вместе с тем видно, что практика Восточной и Западной Церкви по этому пункту была одинакова: там и здесь чтение предварялось преподанием мира; формула, по-видимому, не была еще твердо установлена и всюду однообразна. Преподавал мир предстоятель собрания. т. е. большей частью епископ. Но из того, что Карфагенский Собор 419 г. запрещает чтецам «приветствовать (salutent) народ» [ 226 ], можно заключать, что первоначально это мирное приветствие произносил сам чтец [ 227 ], и только когда ему усвоено было сакраментельно-молитвенное значение, право на него передано было епископу или пресвитеру.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Правило 13 . Чужим клирикам и чтецам в другом городе без представительной грамоты собственного их епископа отнюдь нигде не служить. Текст этого правила представляет собой проблему. Без всякого сомнения, в оригинале стояло ξνους κληρικος και αναγνστας [чужим клирикам и чтецам]. Это вытекает и из свидетельства лучшей греческой рукописной традиции, 1246 и из единогласия в этом отношении древних латинских версий 1247 . Позднее какие-то греческие переписчики либо по невниманию, либо потому, что эта формула показалась им странной, заменили αναγνστας на αγνστους, в результате получается вроде бы удовлетворительный смысл: «Клирикам чужим и незнаемым». Это классический пример того, что называется гиперкоррекцией. Этот измененный текст представлен в Трапезундской рукописи 1311 г., послужившей основой для издания Ралли и Потли 1248 . Это исправление принято и в «Книге правил» 1249 . В этом отношении русские переводчики не пошли за рецензией «Пидалиона» 1250 . Можно задаться вопросом, почему отцы Халкидонского Собора использовали формулу, которая могла создать впечатление, будто чтецы не включаются в число клириков. Однако вовсе не обязательно делать такой вывод. Нам кажется, что следует принять гипотезу относительно значения этого выражения, выдвинутую Хефеле: ... και ναγνστας означает, таким образом, «и даже чтецы» 1251 . Другими словами, этот оборот имеет значение включения. Грамматика не противоречит такому способу трактовки текста. Отцы Халкидонского Собора, по всей видимости, сочли нужным внести это уточнение, поскольку в составе духовенства чтецы находились на грани между низшими клириками и мирянами; ввиду такого положения некоторые из них могли, вероятно, полагать, что канонические предписания, относящиеся к клирикам, имеют к ним самое отдаленное отношение. Здесь следует вспомнить, что Иппонский Собор 393 г. посчитал необходимым решить, что отныне и впредь чтецы должны сохранять наименование клириков 1252 . Данное правило имеет весьма широкое значение, поскольку оно относится ко всем клирикам без различия, тогда как 33 правило Святых Апостолов говорит лишь о епископах, пресвитерах и диаконах. «Представительные грамоты» (commendatiae litterae), о которых здесь идет речь, суть те, которые запрашиваются у клириков, находящихся в пути, когда они заходят в храм. Здесь не идет речь о включении их в клир другого диоцеза, ибо в таком случае требуется отпустительная грамота 1253 . Правило 14

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

А поскольку настоящее правило определяет, что посвященные не должны приобретать средств к пропитанию постыдными и бесчестными занятиями, то много раз был возбуждаем вопрос, какие – это занятия. И некоторые говорили, что это – содержание блудниц, управление корчемным заведением и подобные. А святейший патриарх господин Лука говорил, что к постыдно-прибыльным заведениям принадлежат и мироваренные заведении и бани, потому что подают повод к обманам. Он не дозволял диаконам и священникам быть и врачами, говоря, что не должно допускать, чтобы в фелонях и стихарях совершающие святые таинства облекались в мирские одежды и с мирскими людьми, то есть со врачами совершали процессии. Кроме того, святыми отцами узаконено, чтобы чтецы при достижении совершенного возраста, то есть после 14-года, были побуждаемы или вступить в брак, или дать обет безбрачия. Но соблюдалось ли это в Африке, не знаю; а в прочих церквах не соблюдается. А думаю, что и ни в какой стране никогда это не соблюдалось, как противоречащее 6 Апостольскому правилу , которое определяет, чтобы чтецы и певцы вступали в брак и после поступления в клир, и не определяет для них времени брака, и не требует, чтобы они давали обет воздержания. А чтобы клирики не давали в займы с лихвою, это запрещают многие правила. И настоящее правило только служащим в олтаре, но и всем клирикам запрещает давать в рост. А поскольку рост взимается за данные в займы деньги, и вероятно, некоторые говорили, что это конечно запрещено, но давать хлеб, или другую вещь и получать больше данного не возбранено; то отцы ясно запретили и это. Так же и то, чтобы не рукополагать диакона до исполнения 25-ти лет, определено в различных правилах. А чтецам запрещено во время исполнения их службы обращаться к народу и кланяться, так как они должны тогда кланяться только священникам и архиереям, а не мирянам, собравшимся в церкви: ибо они посвящаются, а принадлежащие к народу далеко стоят от священства, и скорее они должны кланяться чтецам за служение их. Прочти святых Апостолов правила 17 , 18 , 19 , 25 , 26 , Анкирского собора правило 10е , Халкидонского правила 14е и 15е , 6го собора правила 3 , 4 , 6 , 12 , 13 , 48 , 58 и святого Василия правила 3 , 6, 69 и 70е .

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010