17-е правило запрещает епископам присваивать себе приходы, принадлежащие другой епархии: «По каждой епархии в селах или предградиях сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов». В соответствии с данным правилом, 30-летний срок давности существования границ признается достаточным основанием для признания их законности и без наличия документов подтверждает права прихода на ту или иную территорию. Тема 21-го правила так же, как 9-го и 17-го, связана с церковным судом. В нем предусмотрено в случае доноса клирика или мирянина на своего епископа принимать такой донос для судебного расследования после предварительного исследования репутации доносчика, которая может пролить свет на мотивы, побудившие его сделать донос, то есть выступить с обвинением или жалобой. В 29-м правиле собора содержится категорический запрет низводить епископа на степень пресвитера. В случае доказанной вины правило предусматривает совершенно лишать его священства, а если же он осужден был несправедливо, то есть при доказанной его невиновности, пострадавшему епископу должна быть возвращена епископская степень. Этот принцип распространяется и на иные священнослужительские и церковнослужительские степени. Лишение степени во всех случаях подразумевает не низведение на низшую степень, но совершенное исключение из состава клириков. 14-е правило Халкидонского собора затрагивает взаимоотношения Православной Церкви с раскольниками, еретиками и иноверцами – иудеями и язычниками. Это правило, исходя из того, что в некоторых Церквах допускалось вступление в брак чтецам и певцам после посвящения, решительно запрещает брать в жены иноверных и всех вообще отступников от кафолической Церкви, за исключением только тех случаев, когда «лице, сочетающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру», угрожая в противном случае «епитимией по правилам». По толкованию епископа Никодима (Милаша), это означает «низложение с занимаемой ими службы» . Заключительное, 30-е, правило Халкидонского собора носит не нормативный характер, но представляет собой частное определение. Оно предоставляет епископам Египетского диоцеза отсрочку в поставлении своей подписи в знак согласия с христологическим оросом епископа Рима святого Льва Великого. Эта отсрочка мотивирована была тем, что первенствующий епископ диоцеза архиепископ Александрийский Диоскор был низложен и анафематствован собором. Поэтому и отсрочка назначалась на время до избрания нового предстоятеля Александрийской Церкви. В действительности за Халкидонским собором последовало разделение в Александрийском диоцезе, большинство епископов, клириков и мирян которого в конце концов отпало в монофизитство.

http://pravoslavie.ru/50861.html

Всем таким напастям блаженный старец противопоставлял одно оружие – терпение. Впрочем, по мере того, как злые люди старались чернить Корнилия, люди добрые, короче знавшие старца, удивлялись его кротостью и терпению и смотрели на него, как на истниного раба Божия, как на одного из древних великих отцев, слава о нем возрастала и распространялась все более и более, так что сам великий князь Василий Иванович, наслушавшись о трудах комельского подвижника, стал питать к нему глубокое уважение. Пустынная обитель Корнилиева была не богата, не имела ни сел, ни угодий, ни других каких-либо удобств и выгод, по своим постройкам она далеко уступала другим монастырям, иноки собственным трудом должны были снискивать себе пропитание, – рубить лес и заводить пашню. Не смотря на все это – отовсюду стремились сюда люди, искавшие иноческой жизни, число братии увеличивалось с каждым годом, так что церковь , первоначально построенная Корнилием, уже не могла вмещать всех и необходимо было озаботиться построением более обширной и поместительной. Так как у Корнилия не было ни денег, ни других каких-либо средств – нанять мастеров для строения, то он, собравши всю братию на совет, предложил им самим потрудиться в создании храма, на что те с радостью и согласились. Взялись работать кто что умел: одни рубили стены и плотничали, другие резали иконостас и писали иконы, иные писали книги, а сам блаженный старец, поощряя братию к трудам, постоянно со слезами молился Богу об успешном окончании начатого дела и по его молитвам, при единодушном старании всей братии, церковь вскоре была построена. Новая церковь, по благословению митрополита Варлаама, освящена была как и прежняя в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Освящение произошло в 7023 (1515) году, в 19 лето по прибытии пр. Корнилия на берег Нурмы. По освящении новой церкви пр. Корнилий назначил чреды служения в ней священникам, диаконам, чтецам и певцам, определил еклесиарха и ввел весь порядок и чин священнослужения, какой обыкновенно держится в благоустроенных и многолюдных общежительных монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

698. Амвросий (Гренков). [О соч. свт. Игнатия Брянчанинова и об отзыве на них свт. Феофана Затворника]//Амвросий (Гренков). Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. — Сергиев Посад, 1909. — Вып. 2. — С. 117. 699. Феофан (Говоров). Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни на вопросы инока о молитве. — М.: типолитогр. И. Ефимова, 1910. — 40 с. О чтении сочинений свт. Игнатия, в т. ч. о соч. «Слово о смерти» — с. 33–34. 700. Чем жили и интересовались монахи 70 лет тому назад: (Из келейн. зап.)//Рус. инок. — 1910. — С. 73–75. — Подпись: Оптинский инок. Свт. Игнатий об умной молитве. 701. Даниил, инок. О церковном чтении. О церковном пении: Чтецам и певцам//Рус. инок. — 1911. — С. 25–29. В т. ч. о советах свт. Игнатия из его творений. 702. Указ его императорского величества самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода о книгах, необходимых для монастырских библиотек: Список кн. Свящ. Писания и святоотеч. и аскет, творений, необходимых для б-к общеж. и штат, монастырей: Творения святоотеческие и аскетические — еп. Игнатий (Брянчанинов)//Рус. инок. — 1911. — С. 63. — Подпись: секретарь С. Соколов. 703. Варсонофий, еп. Кемский. Полезно ли читать сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова)//Рус. инок. — 1912. — С. 11–12. Ответ иноку Е. см.: О сочинениях свт. Игнатия, как «прекрасном, зрелом плоде его многолетних духовных подвигов». 704. Нектарий, инок. Уроки иноческой жизни по руководству епископа Игнатия (Брянчанинова): Светочи духа; Правила наружного поведения; О душевном (внутреннем) делании; О чтении; Об отшельничестве и жительстве по совету; О любви к ближним; О молитве; О необходимости мужества при искушениях; О нестяжании и человеческой славе; О борьбе с падшими ангелами; О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков; О покаянии и памятовании смерти; Заключение//Рус. инок. — 1912. — С. 8–11; С. 11–19: портр. на с. 10; С. 11–15; С. 14–17; С. 10–14; С. 6–8; С. 12–15; С. 9–12; С. 10–13; С. 9–11; С. 15–23; С. 10–13; С. 15–21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

“Благословения, составляющие избыток в Тайнах (Св. Дары — А. П.), диаконы, по мысли епископа или пресвитеров, пусть разделяют клиру: епископу — четыре части, пресвитеру — три части, диакону — две части, а прочим иподиаконам или чтецам, или певцам, или диакониссам — одну часть” (CA VIII. 31. 2.). Диаконисса не выполняла литургические функции в собственном смысле слова. “А что существует в церкви чин диаконисс, то это не для священнодействия и не для поручения им чего-либо подобного…” (Epiph. Pan. нжг. 79. 3. 6.). Диаконисса в церковной иерархии стояла ниже диакона, который мог отлучать “иподиакона, чтеца, певца, диакониссу, если потребуется это в отсутствие пресвитера” (CA VIII. 28. 7.), то есть последний мог являться непосредственным руководителем диакониссы. В общем административном плане диаконисса, очевидно, подчинялась епископу. “Если кто к какому-либо клирику или монаху, или диакониссе, или монахине, или отшельнице имеет какой иск, то да уведомит прежде святейшего епископа, во власти которого каждый из них в отдельности состоит” (Iustinianus. Novellж. CXXIII. 21.). Диакониссы помогали епископам при крещении женщин: диакон помазывал елеем лоб крестившейся, равно как и епископ, возлагая руки на оглашенную, помазывал лишь ее голову, а остальные части тела — диаконисса, являвшаяся также и восприемницей крестившейся. Это совершалось для соблюдения благоприличия 90 . Диакониссы должны были стоять у женского входа в храм, в котором существовало разделение на женские и мужские половины, имевшие свои двери. О такой функции свидетельствуют и слова из молитвы на поставление диаконисс, названных “хранительницами святых врат” (CA I. 57. 10; VIII. 20. 2; 28. 6.). Возможно, они входили в алтарь, хотя Лаодикийский собор (между 343 и 381 гг.) подобную практику для женщин отрицал: “Не подобает жене входить в алтарь” (кан. 44). На практике запрет Лаодикийского собора не всегда строго соблюдался: например, свт. Григорий Богослов в надгробном слове своей сестре Горгонии приводил случай, когда она, “воспользовавшись темнотой ночи”, чтобы исцелиться от тяжелой болезни, припадала к жертвеннику и касалась его 91 .

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

286 Возможно, слова «отослал его» означают, что Аполлон послал самого Сура к Феофилу и через письма подтвердил, что исключил посланного из клира. 287 Впрочем, он достоин оставаться в клире не только в случае смерти жены, но и в том случае, если сам оставил ее после крещения и не вступал с ней в связь. 289 Правило называет христиан святыми, подражая Павлу, который пишет в Послании к ефесянам: Святым, сущим во Ефесе ( Еф.1:1 . В данном случае мы приводим цитату по церковно-славянскому переводу, поскольку это позволяет понять дальнейшее рассуждение прп. Никодима.). А Василий во 2-м слове против Евномия говорит, что в других древних списках написано не во Ефесе, но только сущим святым, т. е. истинным и подлинным святым как служащим подлинно сущему Богу. И действительно, неверных нельзя назвать сущими, потому что они служат несуществующим богам. Так и бывшие до Василия, по его словам, передали, и сам он нашел, что так (Т. е. написано только сущим, без добавленья во Ефесе.) написано (Basil. Magn. Adv. Eunom. II, 19//PG 29, 612С-613А.). 290 Вальсамон говорит, что сначала правило, по-видимому, определяет о том, что должно совершаться в городах, а потом – о том, что должно совершаться в области, т. е. в селах и маленьких городах. 291 «Апостольские постановления» также, согласно с этим правилом, определяют (кн. 8, гл. 31) (PG 1, 1128A.), что благословения, которые остаются от таинства, диаконы с ведома епископа и иереев должны делить между клириками: епископу давать четыре части, иерею – три, диакону – две, а остальным (иподиаконам, чтецам, певцам и диакониссам) – одну часть. Обрати внимание: чтобы составить ясное и определенное понятие о приношениях (προσφορ), нам следует разделить все приношения христиан в церковь на три вида. 1. Просфора, из которой вынимается агнец и которая, по «Евхологию», и называется приношением в собственном смысле, а также возносимой просфорой, по 5-му правилу Николая. Возносимой она называется, вероятно, потому, что во время пения причастного стиха возносят взятый из нее Святой Хлеб, или же потому, что из числа всех просфор только ее одну превозносят, т. е. почитают ради вынимаемого из нее Агнца, как говорит и Вальсамон в толковании на 5-е правило Николая. Кусочки, остающиеся от этой просфоры, называются антидором, а сама она, согласно св. Герману, является образом тела Девы (German Const. Contemp. rerum eccl.//PG 98, 397D.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Да и самый монастырский приказ не был какою-либо новостью московской администрации; он уже существовал по Уложению царя Алексея Михайловича, и был отменен указом от 19 декабря 1677 года; Петр Великий здесь только обратился к старому порядку, бывшему при его родителе, царе Алексее Михайловиче: по Уложению точно также монастырские дела переданы были из приказа большого дворца в монастырский приказ. Третий указ (31 января 1701 года), на который ссылается автор, также есть не что иное, как повторение прежних законов с некоторыми нововведениями; в этом указе, во-первых, предписано сделать в монастырском приказе перепись всем монастырям, но переписи эти были и прежде, только прежде они производились из приказа большего дворца, в ведении которого состояли дела монастырские, а теперь с переведением дел в монастырский приказ и перепись предписано сделать от этого же приказа; во-вторых, настоящим указом запрещено монахам и монахиням переходить из монастыря в монастырь; но и это старое узаконение, утвержденное номоканоном и повторенное Московскими соборами 1551 и 1667 годов, и постоянно имевшее свою силу на Руси; в-третьих, а вот и две новости, ранее неизвестные в России и в первый раз появившиеся в настоящем указе. Указом этим, 1-е, предписывается жить в монастырях только одним монахам, чтецам и певцам, «токмо одни монахи да живут в монастырях, чтецы и певцы», как говорит указ: следовательно изгоняются все бельцы, хворые и старики, жившие доселе в монастырях как в главных благотворительных заведениях, и все, находящиеся под искусом в послушаниях, как готовящиеся к пострижению; 2-я новость сего указа состоит в том, что монахам запрещено иметь в кельях чернила и бумагу: «монахи в кельях никаких писем писать власти не имеют, чернил и бумаги в кельях иметь да не будут», сказано в указе. Но я не знаю, насколько эти две новости могли служить успехам развития религиозной жизни в наших монастырях, да едва ли знает это и сам г. Лохвицкий, по крайней мере, в своей статье он не показал, что было религиозного в сих двух новостях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

23 . Не должно чтецам или певцам орарь носить, и так читать и петь. Значение этого правила то же, что и предыдущего. 24 . Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, и потом кому-либо из церковного чина, даже до иподиаконов или чтецов, или певцов, или заклинателей, или дворников, или из монашеского чина, в питейное заведение входить. Ср. 54 Ап. с объяснением, VI Всел. 9; VII Всел. 22. 25 . Не подобает иподиакону раздавать Хлеб или благословлять Чашу. 26 . Не произведенным от епископа не должно заклинать ни в церквах, ни в домах. Заклинателями назывались лица, которым поручено было подготовление крещаемых путем катехизации к сознательному произношению отречения от диавола. Первая часть их обязанностей исполнялась на домах, а вторая часть – уже в храме при совершении таинства крещения. Избранные для этого лица получали благословение епископа с возложением на них рук. По словам Вальсамона, в его толковании этого правила, некоторые стали исполнять обязанности заклинателей без благословения епископа, говоря, что, поскольку деятельность их проходит в храме, в этом нет необходимости. Правило объясняет, что никакая церковная и учительная деятельность не может совершаться без благословения епископа. 27 . Не подобает освященным лицам или причетникам, или мирянам, призываемым на трапезу любви, уносить от нее части, ибо сим причиняется оскорбление церковному чину. См. объяснение к пр. 28. 28 . Не подобает в храмах Господних или в церквах совершать так именуемые трапезы любви и в доме Божием есть, и возлежание творить. Трапезы любви имели место с апостольского времени ( Иуд. 1:12 ; 1Кор. 11:20–22 ). Первоначально их устраивали перед Литургией, но вскоре было введено приобщение натощак, и тогда их стали устраивать сначала после литургии, а потом вечером. На трапезах участвовали епископ и клир. Читалось Евангелие, произносились проповеди. Однако стали возникать беспорядки и недостаток чинности, вследствие чего Лаодикийский Собор запретил устройство трапез в храме. Правило это повторено в 74 пр. VI Всел. Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

23. Не должно чтецам или певцам орарь носити, и тако читати и пети. 24. Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, и потом кому либо из церковнаго чина, даже до иподиаконов, или чтецов, или певцев, или заклинателей, или дверников, или из монашескаго чина, в корчемницу входити. 25. Не подобает иподиакону раздавати хлеб, или благословляти чашу. 26. Не произведенным от епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах. 27. Не подобает освященным лицам, или причетникам, или мирянам, призываемым на трапезу любви, уносити от нея части: ибо сим причиняется оскорбление церковному чину. 28. Не подобает в храмах Господних или в церквах совершати, так именуемые трапезы любви, и в доме Божием ясти, и возлежание творити. 29. Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа. 30. Не подобает освященному лицу, или причетнику, или монаху мытися в бане с женами, ниже всякому христианину или мирянину: ибо сие есть первое обвинение от язычников. 31. Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти. 32. Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения. 33. Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем. 34. Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою. 35. Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Т ого ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолосдужению. (Осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира). 36. Не подобает освященным или причетникам, быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища, которыя суть узы душ их. Носящих же оныя повелели мы извергати из церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Когда их запишут, он совершает священную молитву и, по заключении ее, от всей церкви через священнослужащих разрешает [просвещаемого] и снимает с него верхние одежды… Когда один из иереев возгласит по записи имя крещаемого и восприемника [его]: то крещаемый вводится иереями в воду… Возложив на него приличную одежду, опять приводят к иерарху, который, запечатлев его богодейственнейшим миром, объявляет, наконец, достойным причащения священносовершительной Евхаристии»  . В V веке в Сирии или, по крайней мере, в одной ее части прием в Церковь совершался так же, как он совершался в Риме при Ипполите. Епископ продолжает предстоятельствовать при приеме в Церковь, поручая пресвитерам совершение таинства крещения. О том же говорится и в Апостольских Постановлениях: «Мы не даем власти крестить другим клирикам, как чтецам, певцам и привратникам, но только епископам и пресвитерам с помощью диаконов»  . В конце IV века на Востоке, вероятно в Сирии, диаконы были отстранены от совершения таинства крещения. Оно усваивается только епископам и пресвитерам. Само по себе запрещение, которое мы находим в Апостольских Постановлениях, показывает, что на Востоке диаконы и даже другие клирики допускались к совершению таинства крещения, но, конечно, при предстоятельстве епископа. В Египте, по–видимому, был обычай, чтобы пресвитер крестил детей, а епископ взрослых.  3. Со II века прием в Церковь был приурочен к наиболее торжественным временам в жизни Церкви, наиболее отвечающим самому акту приема. С одной стороны, это проистекало из желания отметить особым образом один из знаменательнейших актов жизни самой Церкви, а с другой стороны, это диктовалось устанавливающейся в Церкви дисциплиной оглашения.  Церковная власть стремилась закончить подготовку оглашенных к определенному сроку, чтобы наиболее торжественно обставить прием в Церковь тех, кто оказался достойным просвещения. Лучше всего отвечала моменту приема в Церковь Пасха, точнее пасхальная ночь. Первое упоминание об этом находится у папы Виктора (195—197)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

как-нибудь по бóльшим или меньшим округам; но пока относительно этого мы не имеем совершенно никаких сведений. У Греков в общежитии: и просторечии диакон назывался и доселе называется уменьшительно διακς 841 , откуда наш дьяк. В древнейшее время и у нас он назывался одним и другим именем, а потом второе имя было усвоено у нас чтецам и певцам, о чём скажем сейчас ниже. Правила, читаемые в наших канонических сочинениях периода до-монгольского относительно поставления в диаконы: У митрополита Георгия в Уставе: «Аще ли поп ставит покаяльного сына диаконом, аще будет прежде поятья жены своея с иными блуд сотворил, не достоит его поставити и лише осуждение приимет» (Первые слова, по всей вероятности, нужно понимать так, что если священник духовник даст своему духовному сыну свидетельство, что он достоин в дьяконы). У Кирика в Вопрошании: «Аще кто холост буда (будучи) сотворит блуд и от того ся детя родит, не достоит поставити диаконом». «Оже девку растлит, и паки ся оженит иною, недостоит поставити». (Если ищущий диаконства будет виновен в татьбе), – аже будет татьба велика, а не уложат её отай (не уладят дела относительно её тайно), но сильну прю составят перед князем и перед людьми, то недостоит того ставити диаконом, и ожели окрадеться (будет виновен в воровстве), а то уложат отай, то достоит». «Аже паробка (слугу, холопа) господа вяжут (и) бьют украдшаго что-либо, достоит ставити». Относительно поставления в священники и диаконы должно составлять предмет величайшей заботливости со стороны епископов, чтобы не были поставляемы люди по чему-нибудь недостойные. Поэтому у нас вслед за Грецией требовалось, чтобы поставление имело место не иначе, как после того, когда о достоинстве ищущего поставления засвидетельствует его духовник с другими семью (шестью) знающими его священниками 842 . Относительно иподиаконов, занимающих середину между диаконами и дьяками, в Правиле митрополита Иоанна предписывается, что они должны вступать в брак до посвящения, а иначе погубляют свой чин, и вместе с тем даётся знать, что прежде дозволялось им жениться и после посвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010