Митрополит Иларион: Божественная благодать преображает нашу жизнь тем небесным светом, который скорби превращает в радости 20 августа, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Благодать, которая подается нам через церковные Таинства, через наше участие в жизни Церкви, преображает нашу жизнь тем небесным светом, который скорби превращает в радости. 20 августа. ПРАВМИР. 19 августа 2014 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Савва! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего, хотел бы передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в этот день находится в Соловецком Преображенском монастыре, совершая Божественную литургию в честь этого великого праздника. Может быть, неслучайно, что много монастырей на Святой Руси были посвящены празднику Преображения Господня. Господь наш Иисус Христос преобразился пред Своими учениками на Фаворской горе, и Церковь живет опытом Преображения, который из поколения в поколение переживают люди вновь и вновь. Мы знаем, что в человеческой жизни свет сосуществует с тьмой, а зло сосуществует с добром. Многие из обителей, которые созидались на протяжении веков нашими предками для того, чтобы в них преображались души людей – как насельников, так и паломников, которые приходили в монастыри, – уже в новейшие времена были превращены в места, где людей мучили, убивали, где, казалось, зло восторжествовало над добром, где тьма восторжествовала над светом. Так святая Соловецкая обитель стала местом массовых казней, репрессий и мучений. И в стенах этого монастыря также совершались расстрелы.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-boz...

Никола-Высока. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская церковь построена в 1820 году. Год закладки 1813. Имеет три престола: в летнем большом здании- Преображения Господня, в зимнем здании - святого Николая и Архистратига Михаила. Преображенская церковь построена на тракте Москва - Санкт-Петербург, который проходил через Ярославскую, Тверскую, Вологодскую губернии. В перечисленых губерниях за государственный счет и пожертвования народа были воздвигнуты похожие храмы в честь победы в Отечественной войне 1812 года. До сегодняшнего дня они сохранились и действуют. Преображенская церковь действовала до 1939 года. После была закрыта и использовалась как склад и зернохранилище. Иконы и утварь частично были переданы в село Чамерово в церковь Казанской Божией Матери. В 1992 году община Преображенской церкви была воссоздана и храм открыли для богослужения в летнее время. Церкви принадлежало 2 дома для священников, церковно-приходская школа, 2 амбара, лавка. Церковной земли: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 82 десятины и 530 саженей. Клир был определен 2-мя священниками, дьяконом, 2-мя псаломщиками. Приход состоял из 450 дворов, 1459 мужчин и 1625 женщин. Церкви принадлежало 5 часовен: 1. Вблизи деревни Филиппова, Святой Мученицы Параскевы, деревянной постройки 1849 года. 2. В деревне Башкино, мучеников Флора и Лавра, деревянной постройки 1849 года. 3. В деревне Мосеевской, святых Косьмы и Домиана, деревянной постройки 1850 года. 4. Вблизи деревни Дюдиковской Поповки, Нерукотворного Спаса, деревянной постройки 1878 года. 5. Между Новым и Каменкой, Казанской Божией Матери, деревяной постройки 1878 года. Данные часовни не сохранились. И. Добровольский " Тверской епархиальный статистический сборник " . Тверь 1901 год, с. 165. Техническое заключений от 1992 года: Отдел архитектуры и градостроительства города Твери в 1992 году произвел обследование Преображенской церкви села Никола-Высока, Весьегонского района, Тверской области. Результаты обследования показали:

http://sobory.ru/article/?object=13539

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Евфросиниевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1128 и 1156. Архитектор:Иоанн Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.504099, 28.7808 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И.М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами. Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Пурех. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь; Храм в честь Преображения Господня Карта и ближайшие объекты Строительство каменного храма в селе Пурех было связано с историей обретения Животворящего креста. На верующих обретение Животворящего креста произвело громадное впечатление. Желающих увидеть святыню и поклониться ей было великое множество. Приехало высокое духовенство их Нижнего Новгорода, и на месте обретения Животворящего креста, рядом с ветхой приходской церковушкой и заглохшим почти Макарьевским монастырем решено было построить каменный Собор Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца – на Руси церковь никогда не меняла названия. Повсюду стали собирать на храм. Потекли в церковную казну большие вклады богатых прихожан и скромные даяния бедняков. Не только пурешане не поскупились, и именитые нижегородцы делали богатые приношения Кресту. Где-то в половине XVIII века в Пурехе начала довольно-таки быстро строиться новая церковь, впоследствии очень способствовавшая разностороннему развитию Пуреха. Строилась она будто бы десять лет, а по другим данным – более двадцати. Но, так или иначе, в конце XVIII века церковь была построена. Состоялся торжественный обряд освящения. Торжество открытия церкви было великое. Народу было видимо-невидимо. И сейчас (рассказ относится к 1978 году) пуреховская церковь выглядит внушительно с ее высокой звонницей-колокольней, с пятиглавым собором рядом. А в ту пору, в пору расцвета, она была средоточием величия и красоты: белокаменная, с золотым крестом на колокольне и с пятью крестами на соборе, по одному на каждой из глав, с золочеными цепями, спускавшимися от крестов к основаниям куполов, с часами на колокольне, выходящими на все четыре стороны. Колокольню, сверкавшую на солнце позолотой креста, видно было издалека. Колокольный звон слышен был за двадцать верст. В церкви было более пяти алтарей, главный – Макария Чудотворца. И село-то называли часто Макарием. Церковь была опоясана каменной оградой с железными решетками. В ограде посажены аллеи, выстланы дорожки, вдоль ограды деревья. Пониже, к реке, за оградой – коновязи для приезжих. Благодаря открытию собора с Животворящим крестом село Пурех стало известно далеко за пределами Нижегородского края. Здесь и раньше процветали ремесло и торговля – каждую пятницу был большой базар, а с открытием церкви возникла и ярмарка у Макария: дважды в году, на Владимирскую летом и в Макарьев день зимой, 2 февраля, был здесь большой торг. Позднее стали устраивать еще и торги на Масленицу.

http://sobory.ru/article/?object=12974

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения (единоверческая). Никольская единоверческая церковь Карта и ближайшие объекты В 1819 году император Александр I дал разрешение на постройку на углу Кузнечного переулка и Грязной улицы, недалеко от Владимирской церкви и Кузнечного рынка, единоверческого храма. Постройка по проекту мастера классицизма Авраама Ивановича Мельникова была начата в августе 1820 г. и завершилась в 1827 году. Церковь была поставлена на возвышенную площадку - стилобат; перед ней была устроена площадь, с которой на стилобат вела широкая каменная лестница. В церкви было устроено пять престолов. Главный алтарь был освящен во имя Преображения Господня 14 июня 1831 года, правый придел - во имя Тихвинской иконы Божией Матери - 7 августа 1827 года, левый - во имя Святителя Николая Чудотворца - 24 июля 1828 года. На хорах церкви, под главным сводом, был устроен придел во имя Сошествия Святого Духа, освященный 27 мая 1828 года, а под юго-западным куполом - придел, освященный в честь святого Антония Великого 15 января 1866 года. В 1832 году в ограде церкви возвели две часовни в память избавления от холеры. Внушительное, крестообразное в плане здание церкви расчленено карнизом на два яруса. К нижнему ярусу примыкает портик с шестью дорическими колоннами, верхний ярус оформлен четырьмя угловыми башнями, связанными друг с другом открытой колоннадой. Здание завершалось большим центральным куполом на четырехгранном основании и четырьмя малыми, увенчанными восьмиконечными крестами. Храм был устроен по образцу древних русских церквей. В нем было много старинных икон, среди них иконы новгородского и псковского письма в золотых и серебряных ризах, пожертвованных прихожанами; находились там и древние святые антиминсы и Евангелия, печатанные при патриархах Филарете и Иосифе, и богослужебные печатные книги XVI - XVII веков. Богослужение в храме совершалось с соблюдением обрядов, существовавших в России до патриарха Тихона. Вскоре после постройки новый храм стал не менее известной единоверческой церковью, чем Миловская церковь на Захарьевской улице. Вплоть до 1917 года эти два храма оставались главными единоверческими церквями Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=01575

Соликамск. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Летняя Спасо-Преображенская церковь построена в 1683-1692 г. на средства московской купеческой вдовы Евдокии Щепоткиной для женского Преображенского монастыря. Строил ее Логин Корсаков «со товарищи». Единственный престол храма был освящен в честь Преображения Господня. После переведения монастыря в Уфу в 1765 г. храм стал приходским. В 1929 г. приход был ликвидирован. Богослужения в Преображенской церкви возобновились в 1991 году. В храмах этого прихода служил до революции диакон Василий Воскресенский, убиенный в 1918 г. и прославленный Русской Православной Церковью в лике мучеников в 2000 году. Преображенская церковь построена по традиционной схеме - с трапезной и колокольней над папертью. Полукруглая апсида и низкая сводчатая трапезная соединяются с основным храмовым кубом трехарочными проемами. Гладкие стены и завершающие их закомары, контрастируют с нарядными пятью главами на высоких круглых барабанах с аркатурно-колончатыми поясами. Своеобразие в силуэт храма вносит невысокая приземистая колокольня с широко открытым ярусом звона и каменным шатром со слуховыми окнами. Памятник истории и архитектуры федерального значения. С сайта www.ioann.i-perm.ru/city.php и www.perm1.ru/ Храмовый комплекс Преображенского женского монастыря, состоящий из летней Преображенской и тёплой Введенской церквей, располагается на восточной окраине города, в непосредственной близости от городского кладбища с церковью Жён-Мироносиц, в значительном удалении от исторического центра. В первой половине XVII века здесь находился Михайло-Архангельский монастырь, который сгорел в страшном городском пожаре 1672 года. Кроме деревянного храма, в обители были кельи и ограда. И вот наступает золотой период расцвета Соликамска! По всему городу на месте деревянных храмов строятся новые, но уже в камне. Решено было восстановить на этом месте женский монастырь. Средства на создание женской обители и на строительство двух храмов (тёплого и холодного) выделила Евдокия Никифоровна Щепоткина, вдова солепромышленника Щепоткина.

http://sobory.ru/article/?object=05969

Торжок. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь возведена в 1841-1842 годах архитектором И.Ф. Львовым. В строительстве и отделке интерьера использовали фресковые росписи; убранство, включая предметы богослужения были осуществлены на средства новоторжских купцов, братьев Степана, Якова и Михаила Уваровых. Входоиерусалимская церковь была теплым храмом Спасо-Преображенского собора, который был построен 1822 году по проекту архитектора К.И. Росси. Храмы закрыты для богослужения в 1930 году. Близ Спасо-Преображенского холодного собора  - на южной стороне находится теплый собор, также каменный, трехпрестольный; главный престол посвящен Входу Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Прежде сего теплого собора близ Преображенского храма  существовало несколько церквей, которые были приписаны к собору (как-то: святых Афанасия и Кирилла, святителя Николая, святых Жен-Мироносиц). Вероятно некоторые из них были теплыми и в них совершалось богослужение в зимнее время. Ныне существующий теплый (Входо-Иерусалимский) собор начат постройкой в 1815 году, а окончен и освящен в 1822 году. В нем три престола, построенные в ряд; правый посвящен Божией Матери - Неопалимой Купине и вместе святому великомученику Никите, левый - святителю Николаю чудотворцу и святителю Митрофану, епископу Воронежскому. В прежде бывшем Преображенском соборе , как видно из писцовых книг 1625 года, существовал придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. На горнем месте у главного престола поставлена большая и хорошо написанная икона собора святых архангелов и святых угодников Божиих. В трапезе Входо-Иерусалимского собора находятся старинныя иконы, перенесенные из прежде существовавшей близ собора Никольской церкви, как-то: Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородския), святого Иоанна Предтечи, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской, Божией Матери скорбящих Радости; в последней иконе вложено несколько частиц от мощей святых; вверху этих икон - иконы двунадесятных праздников.

http://sobory.ru/article/?object=01141

ЦВ 9 (286) май 2004 /  15 мая 2004 г. Прикосновение к Синаю Говорят, тот, кто однажды побывал на Синае, обязательно вернется сюда еще раз. Так получилось, что я трижды совершала паломничество на Синай и на своем примере убедилась в достоверности этого утверждения. Синай — одно из немногих мест на земле, где остро ощущаешь величие дел Господних и мимолетность, приземленность человеческого бытия. Одного только перечисления святых мест Синая уже достаточно для того, чтобы от благоговения затрепетало сердце каждого православного человека. Греческий монастырь святой Екатерины — древнейшая православная обитель — внешне похож на крепость. Монастырь начинался в 330 году с небольшой церкви в честь Богоматери и башни, служившей укрытием для монахов при набегах кочевников. Своим рождением монастырь обязан царице Елене. В шестом веке византийский император Юстиниан приказал возвести мощные монастырские стены и базилику Преображения — храм, сохранившийся доныне. Затем на протяжении многих веков монастырь разрастался не только внутри этих древних стен, но и ввысь — крыши ранних построек служили основанием для более поздних. В былые времена в монастырь приезжали многочисленные паломники из России. На колокольне, построенной в конце XIX века, сохранились девять колоколов, подаренных обители российскими царями. А в храме Преображения хранятся не только уникальные старинные иконы VI века, но и серебряные раки, украшенные драгоценными камнями, чеканкой, позолотой и литьем — подарок русских государей. Здесь же в серебряном ковчежце, скрывающемся в мраморной раке, находятся глава и десница ревностно почитаемой в России великомученицы Екатерины. В глубине монастырского двора зеленеет священный куст Неопалимой Купины. Длинные ветки куста свисают с двухметровой каменной ограды. Именно на этом месте, на которое Моисей ступал не иначе как сняв обувь с ног своих, и была построена первая из двенадцати монастырских часовен, ставшая теперь составной частью базилики Преображения. Недалеко от Купины, в затемненном углублении арки — колодец Моисея, поивший дочерей Иофора, священника Мадиамского.

http://e-vestnik.ru/world/prikosnovenie_...

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Скит. Действует.   Год основания:1714. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий административный район, Анзерский остров Координаты: 65.146949, 36.040221 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Голгофо-Распятский скит был основан преподобным Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским в 1713г. после видения ему Пресвятой Богородицы, которая велела подвижнику основать скит в честь Страстей Сына Ее. На склоне горы Голгофа можно найти березу, выросшую в форме креста, на месте страданий и смерти многих узников, пострадавших за веру в годы гонений. На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря (С.-Петербургской и Ладожской епархии), расположен в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл., в 22 км от Ладожского оз. и 8 км от р. Свири. Основан в 1506 (1508) г. прп. Александром Свирским на берегу Рощинского оз., на землях Обонежской пятины Вел. Новгорода. Изначально состоял из 2 частей: «рощинской» Троицкой пуст., предназначенной для жительства братии, и Преображенской «отходной пустыни», предназначенной для погребения почивших иноков. В Преображенской пуст. скончался и был погребен прп. Александр Свирский, над гробом к-рого учениками был выстроен и освящен в его имя деревянный храм. Вероятно, уже с момента основания в А. С. м. был введен общежительный устав (см. Общежительные монастыри ), к-рый частично известен из предсмертной духовной грамоты прп. Александра Свирского 1533 г., адресованной Новгородскому свт. Макарию (впосл. митр. Московский и всея Руси), а также из жития прп. Александра, составленного ок. 1545 г. игум. Иродионом . В духовной грамоте преподобный наставлял братию «отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем», не иметь собственности (АИ. Т. 1. 135. С. 195-196). А. С. м. прославился строгостью жизни иноков; неск. пострижеников прп. Александра стали основателями новых обителей - Андрусовской мужской пустыни , Никифоровской Спасской Важеезерской пуст. и др. В 1581 г. А. С. м. был разорен шведами, в 1612-1613 гг.- отрядами поляков и литовцев. Захватчики замучили игум. Паисия, 27 монахов и 32 трудника, требуя выдать монастырскую казну. Насельники А. С. м. и др. обителей Олонецкого края вместе с крестьянами близлежащих деревень оказали вооруженное сопротивление и разгромили польск. отряды близ Олонца. В результате грабежей и поджогов в 1613 г. сгорели и были разрушены Преображенская ц., кельи и служебные помещения, каменная Троицкая ц. треснула от огня, а от Покровского храма уцелели лишь стены. Благодаря спасенной казне, а также энергичной деятельности игум. Феодорита, сумевшего получить от царя Михаила Феодоровича грамоту на возобновление обители и крупные пожертвования, мон-рь быстро восстановился. В 1644 г. в А. С. м. было 87 иноков, 55 монастырских слуг.

http://pravenc.ru/text/82035.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010