Поучение в день Преображения Господня. Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского 161 Братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити: сия бо творяще, не имате согрешити никогда же. Сице бо обильно приподастся вам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа ( 2Пет. 1:10–11 ). Честь и благородство, которого удостаивает людей, истинных христиан, человеколюбивый Бог, так велико и высоко, что не только описать и словом изъяснить, но и умом понять того невозможно. Вы род избран, царское священеие, язык свят, люди обновления, – говорит Апостол истинным христианам ( 1Пет. 2:9 ). Христиане называются чадами Божиими ( 1Ин. 3:2 ). Что для человека преславнее этого имени? Истинные христиане имеют тесный союз и общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом: в них, как в храмах одушевленных, обитает Небесный Бог, Отец и Сын и Святый Дух. Что может быть честнее и благороднее души, в которой обитает Триипостасный Бог ? Большая честь для людей – принять царя земного в свой дом: несравненно большая честь принять в дом своей души Царя Небесного, и иметь Его живущим в ней. Что может быть блаженнее той души, в которой, как в храме Своем, живет Бог? В ней – рай сладости и радости, в ней – царство Божие. Истинные христиане – наследники Богу, сонаследники Христу; для них – вечное и небесное царство, и все блага. Нет благороднее и славнее истинного христианина. Это благородство и славу заслужил нам, страданием и смертию Своею, Иисус Христос, Сын Божий; подает Небесный Его Отец, совершает Святый Дух. Но это благородство и слава приобретается или губится в этом мире: приобретается истинным покаянием и верою, – губится нераскаянием и неверием. Зная, какою славою и благородством почтил Господь нас – христиан, будем строго следить за собою, чтобы быть истинными христианами. Вот, ты называешься христианином: но творишь ли дела приличные христианину? Ты исповедуешь Бога: но почитаешь ли Бога доброй совестиью? В святом крещении ты отрекся от сатаны и всех его злых дел; но развращенным житием не обратился ли опять в след его? Ты обещался верою и правдою служить Христу, Сыну Божию: но помнишь ли и хранишь ли свои обеты? Из Божия слова слышишь, что Бог – на всяком месте и видит всякое дело, помышление, намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Марьинка. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Белокаменная церковь имеет два придела. В 1 пол. XIX в. церковь была расширена, возведена колокольня в стиле ампир. Храм закрыт в 1930-х гг. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Южное направление (Павелецкое). – М.: Компания Спутник, 2003. С. 35. По преданию, село названо по имени дочери владельца Ивана Хлопова — Марьи, неудачной невесты царя Михаила Федоровича, которую под предлогом неизлечимой болезни сослали вместе с родными в Тобольск. Владения перешли к Бутурлиным как приданое Анны Васильевны Хлоповой, вышедшей замуж за Дмитрия Ивановича Бутурлина. Он в 1748 г. построил ныне существующую белокаменную трехпрестольную церковь в честь Воздвижения Креста Господня (И.Благовещенский указывает, что храм был освящен во имя Святой Троицы с приделами во имя Архангела Михаила и апостолов Петра и Павла). Петр Михайлович Бутурлин возвел большую колокольню, его отец построил сохранившиеся до наших дней оригинальные конный двор и службы. Вероятно, автором проекта конного двора был знаменитый русский зодчий В.И.Баженов. В 1890 г. к церкви был рукоположен студент Московской Духовной семинарии, священник Николай Боголепов. В 1891 г. он построил новое здание церковноприходской школы. К храму села Марьинка был приписан древний деревянный храм села Заворино на берегу реки Северки, возобновленный в 1762 г. при архимандрите Вонифатии, в 1895 г. — реставрирован. По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский простился с полками великого князя Димитрия, шедшими на Куликово поле. В советское время храм Преображения был уничтожен, а храм села Марьинка закрыт и разграблен. Построена в 1748 году тщанием коллежского ассесора Дмитрия Ивановича Бутурлина. В церкви были устроены три придела: центральный, - в честь Воздвижения Креста Господня, правый - в честь Архистратига Михаила, левый - в честь апостолов Петра и Павла. До 1802 года была приписана к Преображенской церкви села Заворина, которая находилась в 1,5 верстах от церкви на запад.

http://sobory.ru/article/?object=04538

(Калачевской и Палласовской епархии Волгоградской митрополии), находится в ст-це Кременской Клетского р-на Волгоградской обл., на берегу р. Дон. Основан в 1693 г. строителем Никанором. По легенде, построен на том месте, где ранее подвизались 7 отшельников, убитых разбойниками. Близ мон-ря находится курган, называемый могилой «Семи братий». В 1694 г. атаманское правление выделило К. м. более 2000 дес. земли. В 1712 г. к обители приписали лес на острове р. Дон (3 версты длины и менее версты ширины), рыбные ловли и сенные покосы (1,5 версты). Первую ц. в честь Вознесения Господня освятил казначей Усть-Медведицкого Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря иером. Иосиф. Но ветхая постройка простояла недолго и вскоре была разобрана. В 1712 г. по указу царя Петра I игум. Никанор начал строить одноименную деревянную церковь, освященную в 1716 г. В 1-й пол. XVIII в. на территории обители существовала также деревянная ц. во имя прп. Сергия Радонежского, однако она сгорела. В марте 1718 г. из патриаршего Духовного приказа вышла грамота на имя «ниже кременской пустыни строителя Никанора с братиею» с сообщением о переходе всех мон-рей, храмов и часовен на Дону в ведение Воронежской епархии. Вознесенский храм трижды перестраивался. В 1782 г. по инициативе и на средства атамана Ефремова был возведен каменный Вознесенский собор с 2 приделами: северным - во имя ап. Андрея Первозванного и первомч. архидиак. Стефана, южным - в честь Благовещения Пресв. Богородицы. На пожертвования И. Перфилова для собора были приобретены 4-ярусный иконостас, паникадило, ризы и др. церковная утварь. Позднее в трапезной части храма игум. Илия с братией устроили придел во имя прп. Сергия Радонежского. Храм украшала серебряная фигура ангела (3,5 фунта). Всего на возведение и убранство собора ушло 13 тыс. золотых р. На деревянной колокольне было 7 колоколов, самый большой весил 100 пудов. Со временем вокруг К. м. была построена ограда, возведены кельи, трапезная и игуменский дом. С 1783 г. мон-рем управлял иером. Варлаам. В 40-х гг. XVIII в. между К. м. и соседней, Кременской ст-цей возникали распри из-за земли. В 1751 г. насельники купили у черкасского казака И. Зуева мельницу в 40 верстах от мон-ря. В 1786 г. в К. м. проживал 31 чел., в т. ч. настоятель, 3 иеромонаха, 20 монахов.

http://pravenc.ru/text/2459005.html

Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Брянск. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Городище. Карта и ближайшие объекты 23 сентября 2017 года Митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на улице Бежицкой в Бежицком районе города Брянска и возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Благовещенский храм является приписным к Преображенскому (Спасо-Гробовскому) храму. Новый небольшой храм построен в русском стиле. «Мы старались приблизиться к архитектуре Преображенского храма, поэтому все элементы, которые там присутствуют, хотя немного и в упрощенном виде, я старался привнести сюда», - рассказал автор проекта и строитель храма генеральный директор ООО «Промстрой» Владимир Константинович Злотников. Храм воссоздан на месте разрушенной в XX столетии Благовещенской трехпрестольной церкви. При закладке фундамента строители обнаружили фундамент прежнего храма, что свидетельствует о преемственности времен и историческом обосновании его строительства именно на этом месте. Трехпрестольный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был возведен в 1896-1900 годах на месте сгоревшего деревянного храма в селе Городище. Сейчас это место, называемое в народе Городище, расположено на улице Бежицкой в Бежицком районе города Брянска. Храм имел два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 1930-х церковь была закрыта. Здание храма использовали под парикмахерскую, склад для типографской бумаги и типографию, гараж. В апреле 1971 года церковь разрушили и разобрали на стройматериалы. Новая история Благовещенского храма началась в 2009 году. На пустыре - месте прежнего храма - решено было создать часовню-памятник. Трудами прихода храма в честь Преображения Господня (Спасо-Гробовского) и при помощи генерального директора ООО «Промстрой» В.К. Злотникова была построена центральная часть часовни. Затем строительство на время было приостановлено. Назначенный на Брянскую кафедру Митрополит Брянский и Севский Александр благословил реконструировать часовню в храм. Это решение, прежде всего, было обусловлено тем, что в часовне нельзя совершать Литургии, а этот район находится несколько в отдалении от других православных храмов. Появление храма в шаговой доступности стало долгожданной радостью для православных местных жителей, проживающих в частном секторе, особенно для пожилых людей и мам с маленькими детьми.

http://sobory.ru/article/?object=18078

Епископ Игнатий освятил храм в честь великомученицы Ирины в поселке Ириновка сентября 2018 Владыка Игнатий возглавил крестный ход вокруг храма с мощами преподобномученика Фомы Зографского, которые затем были положены в основание престола храма. За Литургией Его Преосвященство помянул настоятелей Спасо-Преображенского храма , на месте которого создан храм в честь великомученицы Ирины, его строителей и клириков. За богослужением молился заместитель главы администрации МО " Всеволожский район " Валерий Анатольевич Половинкин, представители администрации Всеволожска и Рахьинского сельского поселения. Протоиерей Роман Гуцу   приветствовал правящего архиерея от имени прихода. Он рассказал присутствующим об истории воссоздания храма, Божиим промыслом возведенного в Ириновке в самые краткие сроки. Отец Роман напомнил, что в марте текущего года Преосвященнейший Игнатий посетил Ириновку, благословив строительство часовни, а затем и храма на историческом месте, где до 1937 года стоял располагался храм Преображения Господня. Он был возведен в 1856 году на средства барона Корфа, строителя железной дороги из Петербурга во Всеволожск и владельца усадьбы в Ириновке. Барон и его семья похоронены в склепе, расположенном под Преображенским храмом. После революции храм был разрушен, могилы осквернены и, казалось, память о деятельности барона Корфа забылась. И все же новое поколение местных жителей обратилось к Церкви с просьбой о восстановлении храма. Начиная с 2018 года, рассказал отец Роман, были выполнены геодезические работы для изготовления схемы земельного участка. После получения топографической съемки было подготовлено письмо на имя главы Администрации МО " Всеволожский муниципальный район " Низовского А.А. с просьбой о предоставлении данного земельного участка под проектирование и строительство православного храма-часовни.  В текущем же году нынешний прихожанин храма, владелец строительно-монтажной компании, получил подряд на разборку… храма. В поселке Путилово (Кировский район Ленинградской области, Тихвинская епархия) был возрожден каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери , а временный храм местный приход решил разобрать. Благодаря неравнодушию владельца компании-подрядчика уже, как говорят в народе, " намоленный " храм переехал в Ириновку, был смонтирован вновь и окрашен в небесный цвет.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735, с. Монаково, ныне Большеигнатовского р-на, Мордовия - 3.08. 1783, Владимир), еп. Владимирский и Суздальский. Сын дьячка Стефана Иоакимовича Полетаева, фамилию получил во время обучения. В 1745 г. поступил в КазДС. В 1753 или 1754 г., во время обучения в классе богословия еп. Казанским и Свияжским Лукой (Конашевичем) , был рукоположен во диакона к Петропавловскому собору г. Казани, назначен преподавателем класса риторики Казанской семинарии (Петропавловский собор являлся семинарским храмом). Через год овдовел. В 1762 г. (?) в казанском в честь Преображения Господня монастыре был пострижен в монашество, затем епископом Казанским и Свияжским Гавриилом (Кременецким) рукоположен во иерея. Был зачислен в братию Феодоровского мон-ря г. Казани, оставаясь преподавателем семинарии. 8 апр. 1765 г. назначен префектом семинарии, одновременно возведен в сан игумена и назначен настоятелем казанского Кизичского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря . 22 янв. 1766 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором КазДС и настоятелем Преображенского мон-ря в Казанском кремле. 1 июня 1767 г. переведен настоятелем свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря и освобожден от ректорства в семинарии. 25 дек. 1770 г. в Москве архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) И. был хиротонисан во епископа Владимирского и Муромского. В 1771 г. в память о прекращении эпидемии чумы во Владимире после принесения чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери И. установил ежегодный крестный ход со святыней из Боголюбского монастыря во Владимир. При И. был произведен дорогостоящий капитальный ремонт кафедрального Успенского собора, муромской Николо-Зарядской ц. у торговых рядов, возведен Преображенский храм (в совр. с. Чамереве Судогодского р-на Владимирской обл.) и др. В 1782 г. И. выдал храмозданную грамоту на строительство в с. Б. Болдино (в совр. Большеболдинском р-не Нижегородской обл.) каменной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы вместо ветхой деревянной.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ († 24.11.1720, Кириллов Белозерский мон-рь), митр. Нижегородский и Алатырский. Время и место рождения неизвестны. С 1697 г. И. возглавлял Новоспасский московский монастырь в сане архимандрита, а в 1699 г. был избран митрополитом Нижегородским, сменив на этой кафедре митр. Трифиллия (Инихова) . Перевод последнего на Сарскую и Подонскую митрополию состоялся по инициативе царя Петра I Алексеевича (см. подробнее: Устрялов. 1858. С. 501). 23 июля 1699 г. в Москве патриархом Московским и всея Руси Адрианом И. был хиротонисан во епископа Нижегородского с возведением в сан митрополита, о чем свидетельствует выданная ему настольная грамота, хранившаяся впоследствии в ризнице нижегородского кафедрального собора в честь Преображения Господня (ныне в НГИАМЗ). О переведении из Н. Новгорода митр. Трифиллия и об избрании И. в грамоте сказано: «Сущая тамо (т. е. в Нижегородской епархии.- Авт.) Церковь остася вдовственна, неимеюща свойственнаго пастыря, и люд пасущий тамо руководительства никоего же получает. Суждше правильно и законно, в дело служения сего избравше благочестиваго мужа, всемилостиваго Спаса Новаго монастыря Архимандрита Исаию». В 1702 г. близ Нижегородского кремля И. основал мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В обители был построен трапезный храм над источником («наподобие фонтана»), почитавшимся целебным. По преданию, именно в этой церкви как при ее освящении, так и позже митрополит получал «облегчение» от болезни глаз. К нач. XX в. в монастырском храме хранилось рукописное описание (в переплете) чудесных исцелений при источнике, к-рое составил сам митрополит. Возведенную в Н. Новгороде на средства купца Я. Пушника (Пушникова) одноглавую каменную Георгиевскую ц. митрополит освятил в 1702 г., о чем свидетельствовал хранившийся в храме антиминс («атласный, с китайской подкладкой»). Одновременно с Георгиевской ц. был построен и 15 янв. 1703 г. освящен каменный Свято-Духовский храм в нижегородском монастыре в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1702 г. в Н. Новгороде началось возведение каменной ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя и во имя прп. Сергия Радонежского. Среди храмов, освященных И.,- ц. во имя архидиак. Стефана (1701) в с. Исады Макарьевского у.

http://pravenc.ru/text/674826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кипран (Зёрнов), еп.Дмитровский. Фотография. Ок. 1961 г. (Зёрнов Михаил Викентьевич; 25.01.1911, Москва - 5.04.1987, там же), архиеп. бывш. Берлинский и Среднеевропейский. Семья происходила из обедневшего купеческого рода. С 11 лет прислуживал в московском храме в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Барашах у Покровских ворот. Исполнял должности звонаря, пономаря, ризничего. В 15 лет лишился отца и стал единственным кормильцем семьи. В 1928 г. окончил среднюю школу и поступил с благословения духовника в театр-студию под рук. Р. Н. Симонова. Позднее был помощником режиссера на киностудии, работал заведующим костюмерным цехом в театре В. Э. Мейерхольда, актером в Театре сатиры. До 1938 г. одновременно с работой в светских учреждениях продолжал прислуживать в церкви, самостоятельно изучал курс духовной семинарии. Осенью 1943 г. подал прошение патриарху Сергию с просьбой о принятии в клир Московской епархии. К прошению было приложено сочинение «Как я верую», о к-ром дал положительный отзыв Саратовский и Сталинградский архиеп. Григорий (Чуков ; впосл. митрополит). Начал сотрудничать с «Журналом Московской Патриархии», где в дальнейшем многократно публиковался. После сдачи экзамена на священнический чин 10 авг. 1944 г. был рукоположен Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) целибатом во диакона, а 12 авг. того же года - во иерея. Получил назначение священником в храм во имя Св. Троицы в пос. Наташино (ныне в черте г. Люберцы Московской обл.). Одновременно являлся внештатным секретарем митр. Николая (Ярушевича). В мае-июне 1945 г. был членом церковной делегации, сопровождавшей патриарха Алексия I во время визита на Св. землю, написал о патриаршем паломничестве статью для «Журнала Московской Патриархии». 20 июля 1945 г. назначен настоятелем Троицкого храма в Наташине. 27 дек. 1945 г. переведен в Москву на должность настоятеля храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Черкизове. 12 мая 1948 г. назначен настоятелем московского храма в честь Преображения Господня на ул. Б. Ордынка (также известен по приделу в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» как Скорбященский храм), был возведен в сан протоиерея. Скорбященская ц. до того более 10 лет была закрыта и использовалась как складское помещение, однако ее внутреннее убранство сохранилось, что позволило в скором времени начать богослужения. Уцелела и святыня храма - икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С июня 1950 г. прот. М. Зёрнов являлся секретарем по приему посетителей в Управлении делами МП. Исполнял поручения в области межцерковных связей; неоднократно входил в состав делегаций РПЦ в зарубежных поездках, участвовал в приеме иностранных делегаций.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 8.04.1805, с. Ключи Новохопёрского у. Воронежской губ.- 18.09.1873, Оптина пуст.), прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. Из семьи крепостных, впосл. отпущенных на волю и ставших купцами. Основатель фамилии, предок И., служил пономарем в церкви с. Макарова Новохопёрского у. Воронежской губ. Прп. Иларион (Пономарёв). Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.) Прп. Иларион (Пономарёв). Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.) С детства Родион учился семейному ремеслу портного. Обладал кротким и спокойным нравом, из-за чего мать еще с раннего возраста предрекала ему монашество. В 1818 и 1822 гг. был с семьей на богомолье в Киеве. В 1820 г. Пономарёвы переехали в Новохопёрск, с 1825 г. Родион для совершенствования в портняжном мастерстве жил в Москве. По его возвращении домой в кон. 1829 г. семья переселилась в Саратов, где открыла портняжную мастерскую. Пономарёв внимательно следил за нравственностью рабочих своей артели, обучил их церковному пению и письму, запретил во время работы празднословие и непристойные разговоры. Любил читать и хорошо знал святоотеческую лит-ру. Живя в Саратове, пользовался духовными советами старца Семена Климовича. По благословению Саратовского еп. Иакова (Вечеркова) стал членом саратовского правосл. братства, благодаря деятельности к-рого в городе в Православие перешло значительное число старообрядцев, а секта скопцов прекратила существование. В этот период Пономарёв дважды привлекался к суду, обвинялся в принадлежности к скопцам, на 4 года был лишен права выезда из города, после чего был оправдан. Пономарёву дважды предлагали вступить в брак: 1-й брак не состоялся в связи с внезапной кончиной невесты, 2-й - из-за отказа жениха. В 1838 г. паломничал по России, выбирая себе обитель для жительства. Посетил Саров, Суздаль, Ростов, Белозерск, Тихвин, Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру , Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь , Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь и др.

http://pravenc.ru/text/389133.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010