Вожгалы. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты По материалам исследователя О.Н. Виноградова: " Церковь Преображенская. Из церковных документов – клировых ведомостей 1814 года видно, что в 1672 году была построена деревянная церковь во имя св. Петра и Павла. По ведомости 1727 года в числе архиерейской вотчины значится погост Вожгальский «подле речку Лебедку» построен вновь, а на погосте церковь во имя св. Верховных апостолов Петра и Павла – дело 1727 На месте первой деревянной церкви был построен в 1728 году каменный храм двухпрестольный – холодный Покровский и теплый Петропавловский. В 1798 году преступлено к перестройке теплого храма. По перестройке коего в нем устроено два придела – Петропавловский освящен 16 марта 1874 года и в честь св. Василия Великого Кесарийского. В 1833 году холодный храм по тесноте разобран и вместо его на том же месте заложен новый храм, который и построен в течении 8 лет. Престолы освящены: главный средний во имя Преображения Господня 28 сентября 1841 года, северный в честь Покрова Пресвятой Богородицы 17 июня 1844 года и южный в честь св. апостолов Петра и Павла 18 июня 1844 года. В теплой же церкви Петропавловский престол преосвящен в честь св. мучеников Гурия, Самона и Авива. В 1859 году теплая церковь расширена. На приходском кладбище в 1857 году построена каменная церковь с одним престолом в честь Воскресения Господня. Церковь заложена в 1846 году по храмозданной грамоте от 26 февраля 1846 года за 1050 и освящена 1 декабря 1857 года. К 1914 году церковь эта была двухэтажной, престолов в ней два – в верхней церкви в честь Воскресения Господня, а в нижней св. Константина митрополита Киевского. " Преображенская церковь каменная, построена в 1833 г., расстоянием от г. Вятки в 60 верстах. На приходском кладбище Воскресенская церковь, каменная, построена в 1857 г. Часовни: при починке Суслопаровском, построена в 1875 г. и при дер. Лыстанской, построена в 1889 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщик; священник Молчанов и псаломщик Бизяев живут в казенных квартирах, псаломщик Басманов проживает на частной квартире и получает квартирное пособие 3 руб. в месяц, а остальные члены причта имеют свои дома. Земли: пахотной и сенокосной 33 десятины 964 сажени, из коих 30 десятин в пользовании крестьян, есть и усадебная, но количество её неизвестно. Братский денежный доход: священника 827 руб. 55 коп., диакона 551 руб. 70 коп., псаломщика 275 руб. 85 коп. Руги собирается на весь причт до 350 пуд. ржи, 475 пуд. овса и 400 пуд. ячменя. Прихожан: православных русских 4371 муж. пола, 4826 жен. пола; приход состоит из 80 селений расстоянием до 12 верст.

http://sobory.ru/article/?object=26408

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Литография. 1910 г. (РГБ) На средства архиеп. Платона по проекту архит. Н. М. Одоевского в 1783 г. началось строительство уникального двухпрестольного храма, нижняя, пещерная, церковь к-рого 6 авг. 1785 г. была освящена в честь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного, верхняя церковь 6 авг. 1786 г. освящена в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К. Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, ведущие к сев. и юж. дверям алтаря верхней церкви. Алтарь на вершине горы представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом, увенчанным куполом,- в воспоминание 3 сеней, к-рые пожелал устроить на месте Преображения ап. Петр. С правой стороны иконостаса в серебряной позолоченной ризе находилась икона Преображения Господня, с левой стороны - список с Купятицкой иконы Божией Матери , над царскими вратами - икона Спаса Эммануила. У сев. дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова, пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю. У основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную ц., у алтаря к-рой был положен огромный рог носорога и китовые позвонки. Одна из чтимых икон Лазаревской ц.- перламутровый образ Рождества Христова - была прислана митр. Платону Иерусалимским Патриархом Авраамием . По периметру Преображенского храма располагались хоры, опиравшиеся на колонны (в 1832 колонны были заменены железными кронштейнами). На хорах находились живописные изображения святых, в центре - икона Спасителя. Настенную роспись храма выполнил И. Никифоров. Впосл. по подобию Преображенского собора был возведен Троицкий храм в Стефановом Махрищском мон-ре и Преображенская ц. в с. Творишичи (ныне Жирятинского р-на Брянской обл.).

http://pravenc.ru/text/158880.html

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 19.02.1851, с. Спасское Рузского у. Московской обл.- 19.01.1932, Москва), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества , обновленческий «митрополит» Орловский. Сын священника. После 4-го класса Московской ДС поступил в Александровское военное училище в Москве, откуда был выпущен в 1874 г. прапорщиком. Участвовал в русско-тур. войне 1877-1878 гг., отличился при осаде Плевны, переходе через Балканы и в сражении под Филиппополем. Награжден орденами св. Анны 4-й и 3-й степени, св. Станислава 3-й степени. В 1887 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. В 1892 г. поступил вольнослушателем в СПбДА. Во время учебы в академии, 29 июня 1893 г., принял монашеский постриг с именем Леонид. 4 июля того же года рукоположен во диакона, 11 дек. 1894 г.- во иерея. В 1896 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 25 сент. того же года назначен смотрителем Тульчинского ДУ (Подольской епархии), с 8 апр. 1901 г. ректор Литовской ДС и настоятель виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , 23 апр. того же года возведен в сан архимандрита. С 5 сент. 1903 г. настоятель пензенского в честь Преображения Господня муж. мон-ря , с 9 июня 1906 г.- новгород-северского в честь Преображения Господня муж. мон-ря , с 24 февр. 1909 г.- Пустынского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (Могилёвской епархии), с 28 мая 1910 г.- Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне муж. мон-ря , с 30 сент. 1914 г.- кашинского димитриевского мон-ря, с 22 сент. 1916 г.- астраханского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря. С марта 1918 г. был настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления муж. мон-ря . 8 февр. 1919 г. назначен управляющим московским в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужским монастырем (до июля того же года). По замечанию современников, будучи настоятелем мн. обителей, Л. «нигде не мог установить спокойного течения монастырской жизни».

http://pravenc.ru/text/2463447.html

Астрахань. Церковь Спаса Преображения. Подворье Николо-Угрешского ставропигиального монастыря Карта и ближайшие объекты Эта церковь являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Первый деревянный храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году, закончен в 1865 году и в том же году освящён в честь Преображения Господня. Этот храм просуществовал до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. При начале строительных работ в 1882 году жители станицы решили вместо расширения старого деревянного храма соорудить новый каменный, о трёх престолах. Основные строительные работы были закончены к 1885 году. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён 3 ноября 1885 года, а боковые приделы: южный - в честь иконы Божией Матери " Достойно есть " 30 ноября 1883 года, а северный - в честь Святого Пророка Ильи 6 августа 1890 года. Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма венчали пять главок с куполами в виде луковичек. В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён. В результате работ по обновлению храма в 1899 -1900 годах Спасо-Преображенский храм был приведён в такое благолепное состояние, что, по отзывам современников, он мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе. В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова) православные не пустили в церковь. До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест. Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни. Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у неё храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих.

http://sobory.ru/article/?object=08633

Невьянск. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Невьянск, Спасо-Преображенский собор. Каменный, пятипрестольный, заложен в 1824 году на средства заводовладельцев Яковлевых. С 1912 года присвоен соборный статус. В 1930-е годы этот великолепный храм был закрыт и изуродован - снесены куполы и колокольня, здание перестроили под производственное помещение. В 2003 году остоялось знаменательное событие - полностью восстановленный храм снова был торжественно открыт при большом стечени народа. Среди всех горнозаводчиков легендарные Демидовы, сумели первыми на Урале получить так необходимый чугун. Произошло это на Невьянском (тогда еще казенном) заводе 15 декабря 1701 года. В те времена рождение нового завода всегда было связано с возведением Божьего храма. 6 декабря 1702г. думный дьяк А.Виниус передал Никите Демидову «Память» (свод петровских предписаний) с указанием: «А у старых заводов построить церковь Божию, при которой однолично детския школы, а больным больницы были б построены...» Никита Демидов выполнил высочайшее повеление, воздвигнув на территории завода деревянную церковь «о трех престолах: первом в честь Преображения Господня (освящен в 1710г.), втором в честь Успения Божией Матери и третьем во имя св. апостолов Петра и Павла», освященных в 1712 году. Прошло столетие и при новых хозяевах завода Яковлевых возникла необходимость построить каменный храм, поскольку старый не мог уже вместить всех молящихся. 20 июня 1824г. епископ Пермский Дионисий выдал Невьянской заводской конторе разрешение на постройку каменной приходской церкви, а 10 августа в тринадцати саженях к северо-западу от Наклонной башни состоялась торжественная церемония закладки храма. В 1826г. сгорел деревянный старый Преображенский храм. Быть может, это печальное обстоятельство несколько ускорило строительство каменной церкви. 20 марта 1827г. в новом храме освятили южный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. 21 июня 1830г. был освящен северный придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 июня — центральный придел в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=01204

Спасс-Леоновщина. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасское, что в Крутинах, Леоновщина тож, первоначально в качестве деревни принадлежало к приходу погоста Крутин. В 1706 г., согласно просьбе владельца села Спасского стольника Ивана Ивановича Леонтьева, епископом Коломенским Антонием дана была благословенная грамота на построение в том селе церкви в честь Преображения Господня. В мае 1792 г. бурмистром села Спасского Ермолаем Ивановым с прочими прихожанами подано к Афанасию, епископу Коломенскому и Тульскому, прошение, коим испрашивалось дозволение на построение новой церкви в прежнее храмонаименование Преображения с приделами Архангельским и Флоро-Лаврским с употреблением годного материала из прежней церкви, до построения которой богослужение будет совершаться в верхней Троицкой церкви. 20 мая того же года дана была храмозданная грамота за 1241, а 16 июня церковь «была обложена с надлежащим молитвословием», как рапортовал благочинный села Дединова Воскресенской церкви иерей Никита Варфоломеев. 11 июня 1795 г., согласно прошению того же бурмистра Ерм. Иванова, новую церковь освятить предписано было префекту протоиерею Павлу Озерковскому обще с благочинными. В 1807 г. построена была каменная церковь в честь Св. Живоначальной Троицы, которая в половине XIX ст., как оказавшаяся непоместительною, была разобрана, а на ее месте построена ныне существующая каменная Троицкая церковь с приделами на правой стороне – в честь Успения Божией Матери и иконы Божией Матери Иверской, на левой – в честь Собора Архистратига Михаила и св. Николая, которая была окончена в 1869 г. Церковной земли во владении причта состоит 36 дес., но плана и межевой книги на означенную землю не имеется. В состав прихода, кроме села, в котором проживают только семьи духовенства, входят деревни: Василево, Иванова, Суханова, Пановская, Каменская, Иншино, Панино, Ларинская и Низская, в коих числится муж. пола 1933 души, жен. пола 2056 душ. Школы находятся в селе и деревнях Сухановской и Низской. В причте по штату 1885 г. состоят: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=22413

Спасский Погост. Церковь Спаса Преображения (старая). Спасо-Преображенская Кокшенгская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1683. Год утраты:1910 Адрес: Вологодская обл., Тарногский р-н, с. Спасский Погост Координаты: 60.661761, 43.204549 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Кокшенгская Спасо-Преображенская церковь, деревянная, построена в 1683 г. Описание церкви: " Сруб восьмигранный с четырьмя прирубами. С западной стороны примыкает бревенчатая трапезная (галерея). Иконостас в 5 ярусов; царские двери расписные, на вереях. Низ иконостаса обит материей. Под трапезой придела имеется подцерковье. Церковь в общем хорошо сохранилась и выделяется среди подобных как своей величиной, так и характерными формами " (ИАК, 1916 г., вып. 61, с. 58-59). Спасо-Преображенская церковь сгорела в 1910 г. Каменная церковь в Спасском погосте строилась во второй половине XIX в. Первоначально главный престол храма был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, переосвящён после пожара 1910 г. в честь Преображения Господня. Приделы в честь свт. Афанасия Александрийского, прор. Илии. Возобновлённые храмы освящены: Афанасиевский 10 ноября 1868 г., Илиинский - 19 октября 1869 г. Приписная Кокшенгская Николаевская церковь, деревянная, находилась при впадении речки Ивас в Кокшеньгу, в 3-х верстах от приходской церкви. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Вот что писали о пожаре 1910 года Вологодские епархиальные ведомости (1910 г., с. 233): " 3 сего июня в Кокшенгском Спасо-Преображенском приходе сгорел до основания холодный дервянный храм, построенный в 1683 году, и обгорел каменный храм, построенный в 1863-1883 годах.

http://sobory.ru/article/?object=40732

Нестерово. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь была построена в 1824 г. тщанием дочери генерал-майора Ольги Матвеевны Ивинской вместо упраздненной деревянной в селе Старой Рузе. Каменная, крытая железом, с каменной колокольней, обнесена каменной оградой с железной решеткой, сооруженной в 1902 г. на средства прихожан. Престолов было два: в воспоминание Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери. В церкви было духовое отопление. В приходе были деревни: Лобково, Красатино, Ботино. В архивном деле " об освящении Преображенского храма села Нестерова " находится прошение " дочери покойного генерал-майора Матвея Михайлова Ивинского девицы Ольги Матвеевой архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету от сентября 1824 г.: Прошлого 1821 года по резолюции Вашего Высокопреосвященства в вотчине моей Рузской округи в сельце Нестерове дозволено мне построить церковь каменным зданием во имя Преображения Господня с приделом Казанския Божия Матери, а как ныне настоящая церковь Преображения Господня совсем окончена и состоит в готовности к освящению. Прошу разрешить протоиерею рузского Воскресенского собора Иоанну Иоаннову освятить храм Преображения Господня. На прошении резолюция от 17 сентября рузскому протоиерею... церковь освидетельствовать... и освятить " . Рапорт протоиерея Рузского Воскресенского собора Иоанна Иоаннова от 8 октября 1824 г. сообщает о том, что 6 октября 1824 г. храм был освящен на прежнем Антиминсе. Храм был закрыт и полуразрушен в советское время. Сохранились остатки парка усадьбы, принадлежавшей вдове писателя А. Ф. Писемского. В настоящее время снаружи храм находится в неплохом состоянии, однако внутри он был полностью перестроен и сильно пострадал. Землю, на которой находится храм, приобрело акционерное общество " Лесная застава " . Ведутся переговоры о возможности использования храмового здания верующими. http://orthodox-ruza.ru/ Во время Великой Отечественной войны деревня Нестерово была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками в ходе их наступления на Москву.

http://sobory.ru/article/?object=17821

Гнилое. Церковь Спаса Преображения. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты В Своде памятников архитектуры Российской Федерации по Острогожскому району храм отмечен одним из немногих, выстроенных в едином архитектурном стиле русского классицизма 18-19 веков без эклектики. Имеет в основании, в плане, форму равноконечного креста. Посередине – купол диаметром около 13 метров, увенчанный крестом на высоте, как представляется, более 30 метров. Ещё есть две надстройки с западной и восточной сторон купола, увенчанные крестами: с западной – звонница с открытыми проёмами, с восточной, над алтарной частью, - симметричная звоннице глухая надстройка. Вот что открывается взору прихожанина на первом этаже: здесь толстые стены, низкие своды, центральная часть расписана, боковые (трапезные) – побелены. Сразу за правым клиросом находятся храмовые Казанская икона и икона преп. Антония Печерского, а также на аналое – святителя Антония Воронежского (Смирницкого). За левым – икона Рождества Христова, писанная к 2000-летию Рождества, и Смоленская " Одигитрия " . Храм имеет 2 этажа. В нижнем этаже устроен зимний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где ныне и совершаются богослужения. Верхний этаж с летним храмом, находящимся пока в запустении, планируется устроить в честь преподобного Антония Киево-Печерского. А в нижнем храме в будущем планируются ещё боковые приделы в честь святителя Антония Воронежского (Смирницкого) и Преображения Господня. Прихожане храма – православные христиане, жители Гниловского сельского поселения, нынешней административной единицы, включающей сёла Гнилое и Ближнее Стояново, хутор Сибирский (Малая Новая Мельница), небольшие посёлки Элеваторный, Верхний, Тихая Сосна, Победа, Сельхозтехника. Приход имеет в бессрочном постоянном пользовании земельный участок площадью 0,41 га, в т.ч. 0,33 – при храме, 0,08 – при приходском доме. На хуторе Гнилом (у " гниловища " , гнилого и слякотного места с обилием ручьёв) в 1830 году было начато, а через два года, в 1832-м, закончено строительство тёплого молитвенного дома. Там был устроен храм в честь преподобного Антония Киево-Печерского. (По другим сведениям – в честь преподобных Антония и Феодосия).

http://sobory.ru/article/?object=11203

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010