Енисейский в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасо-Преображенский) мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (Красноярской и Енисейской епархии), в г. Енисейске. Основан в 1640/41 г. по благословению архиеп. Тобольского Герасима (Кремлёва) . Первоначально был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, с 15 апр. 2008 г.- в честь Преображения Господня. История Е. м. мало исследована, т. к. архив неск. раз горел во время городских пожаров. По преданию, впервые зафиксированному в 1819 г. (см.: Ист. описание. 1819. С. 88), с 1592/93 г. на месте буд. монастыря в келье подвизался инок Тимофей (Иванов); вскоре здесь сложилась монашеская община, а затем заботившийся о распространении Православия в Сибири архиеп. Тобольский Герасим офиц. учредил муж. мон-рь к юго-западу от Енисейского острога (ныне г. Енисейск). В челобитной 1680 г. архим. Матфея и енисейских жителей царю Феодору Алексеевичу сказано, что «Спасский пустынной монастырь» построен «для прибежища и душевного спасения нам, престарелым и увечным холопам твоим и сиротам» (см.: Оглоблин. 1900. С. 298). Архим. Амвросий (Орнатский) без ссылки на источники называет «строителей» монастыря Сергия (1639) и Феодосия (1644). В одном из земельных актов 1679 г. указывалось, что братия считает строителем Е. м. «черного попа» Феодосия, «а в котором году и по какому великого государя указу, про то они сказали не ведают» (ДАИ. Т. 8. 48. С. 201). В несохранившейся летописи мон-ря, составленной между 1804 и 1827 гг., 1-м игуменом назван Варлаам (см.: Афанасий. 1863. С. 339-340). С 1679 г., после учреждения Тобольской и Сибирской митрополии, Е. м. возглавляли архимандриты. Первый архим. Матфей был пожалован митрой, второй по счету в Сибири. В 1679 г. в Е. м. проживало 37 братских и 16 больничных старцев. К 1680 г. также числились 40 «вкладчиков и закладчиков», 2 мельника, 4 коровника, солевар, трудник. Насельник Е. м. инок Тихон Строитель в устье р. Н. Тунгуски основал небольшую пустынь, впосл. туруханский Мангазейский во имя Святой Троицы мужской монастырь . Настоятельствовавший в 1750-1775 (?) гг. архим. Иоанникий (Павлуцкий) в 1761 г. был хиротонисан во епископа Воронежского и Елецкого.

http://pravenc.ru/text/189971.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория - 34,9 тыс. кв. км. Центр: Брянск. География. Б. о. расположена на юго-западе европ. части России в центре Восточно-Европейской равнины. Граничит на западе с Белоруссией (Гомельская и Могилёвская области), на юге - с Украиной (Черниговская и Сумская области), на востоке - с Курской и Орловской областями, на севере - со Смоленской и Калужской областями Российской Федерации. Через Б. о. протекает р. Десна, леса занимают ок. 40% территории региона. Население: 1399,8 тыс. чел. (1 окт. 2002). Национальный состав: 96% - русские, ок. 2% - украинцы, 1% - белорусы, ок. 1% - др. национальности. Адм. устройство. Брянская губ. была образована 1 апр. 1920 г., в 1929 г. вошла в новоучрежденную Западную обл. (с центром в Смоленске), с 1937 г. в составе Орловской обл. 5 июля 1944 г. из зап. районов Орловской обл. образована Б. о. В состав области входят 27 районов, 16 городов, 29 поселков городского типа. Религия. К янв. 2003 г. в Б. о. было зарегистрировано 211 религ. орг-ций (из них 137 входят в РПЦ), отдельные религ. общины существуют без регистрации. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Русская Православная Церковь . Территория Б. о. совпадает с территорией Брянской и Севской епархии РПЦ (кафедральный город - Брянск). В епархии действуют 130 приходов, 4 муж. ( Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы , севский во имя Св. Троицы , Площанский Казанской иконы Божией Матери , брянский во имя свт. Николая ) и 3 жен. ( брянский во имя апостолов Петра и Павла , Одрин во имя свт. Николая , севский в честь Воздвижения Креста ) мон-ря. Первоначально территория совр. Б. о. входила в состав Черниговской епархии , учрежденной в кон. X в. или в 1024-1036 гг.; с 1215 г. ее епископы носили титул «Черниговские и Брянские». В 1246 г.

http://pravenc.ru/text/153531.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12. 1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484). Происходил из ярославского боярского рода Ярославовых, вкладчиков Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря (на Кубенском оз., под Вологдой); в 3-й четв. XV в. Ярославовы перешли на службу в Московское великое княжество ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 230-231). Отцом П. был боярин Ростовского архиеп. Ефрема - Моисей, последовательный сторонник Московского вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного во время династического кризиса 1425-1454 гг. Незадолго до 11 янв. 1436 г. архиеп. Ефрем и Моисей рассматривали духовную грамоту прп. Дионисия Глушицкого (АСЭИ. Т. 3. 252. С. 274); К. В. Баранов выдвинул версию о неточности передачи издателями имени в данном документе, полагая, что там указан П. ( Баранов. 2006. С. 268-272), однако это не подтверждается при обращении к подлинному тексту грамоты (ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. III. 4). Ближайшим родственником П. (двоюродным братом) являлся дьяк Леонтий Алексеев ( после 1495/97). С сер. 60-х гг. XV в. он занимал важное место в управлении Русским гос-вом и входил в узкий круг доверенных лиц Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные биографические сведения о П. сохранились в летописях, актах, памятниках древнерус. лит-ры. Учитывая его происхождение, можно предполагать, что П. родился в пределах Ярославского княжества. Родовые владения семьи П., включая с. Ярославово, находились в Заволжском стане, а также в волости Черемха. Вопреки сложившейся еще в XIX в. историографической традиции (архиеп. Филарет (Гумилевский) , В. О. Ключевский и др.) П. был пострижеником не Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря ( Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1989; Он же. 1991; Он же. 1993; Он же. 2001; Он же. 2014; Макарий (Веретенников). 2004. С. 24; Соловьев К. А., Никонова Е. В. Спас-Каменный мон-рь на Кубенском озере - уникальная обитель Сев. Фиваиды и ее ист. предания//Рос. гуманит. ж. 2018. Т. 7. 4. С. 314, 315), а Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Алексеев. 2002. С. 200; Новикова. 2008. С. 38-90). По-видимому, П. был наречен в честь св. Паисия Великого ( Макарий (Веретенников). 2004. С. 24). Статус Кирилловой Белозерской обители был повышен после событий 1446 г., когда ее игум. Трифон поддержал в борьбе за Москву вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. П. подвизался в Кирилловом Белозерском мон-ре в годы настоятельства Кассиана (1448-1469).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа. Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображенский собор [греч. Μεγλον Μετωρον] в честь Преображения Господня (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви), муж., действующий. Расположен на самой высокой (613 м) из Метеорских скал. Основан прп. Афанасием Метеорским (1302-1380), поселившимся ок. 1340 г. в пещере на скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (парящий в воздухе). К отшельнику стала стекаться братия, и прп. Афанасием была устроена киновия со строгим общежительным уставом. Первоначально мон-рь был посвящен Божией Матери, соборным храмом являлась построенная прп. Афанасием ц. Богоматери Метеорской Скалы [Παναγα τς Μετεωρτισσας Πτρας]. Когда собралось 14 иноков, была воздвигнута ц. Преображения Господня, впосл. ставшая главным храмом, давшим совр. название мон-рю. Новая обитель превратилась в один из самых известных греч. мон-рей благодаря сподвижнику и преемнику прп. Афанасия прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1350-1423), последнему представителю серб. династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником серб. царя Стефана Душана . По материнской линии он приходился внуком визант. имп. Михаилу IX Палеологу . В 1373 г. он отказался от унаследованной власти и принял постриг в этом мон-ре. Его сестра Мария († 1394), супруга янинского деспота Фомы Прелюбовича, покровительствовала мон-рю и сделала туда большие вклады. При Иоасафе был расширен и перестроен храм Преображения Господня (1388), расписанный в 1483 г. В 1520 г. на средства валашского воеводы Нягое IV Басараба была сооружена башня, откуда спускались веревочная лестница или сеть, в к-рой монахи поднимались в обитель (лестница была прорублена в скале только в 1922 г.). Расцвет мон-ря приходится на XVI в. К-польский Патриарх Иеремия I , посетивший его в 1540 г., даровал обители ряд привилегий и в т. ч. полную независимость по образцу афонских мон-рей. В 1544/45 г. к древнему алтарю ц. Преображения были пристроены наос (основная часть храма) афонского типа и внутренний нартекс (притвор). При игум. Симеоне из Янины в 1552 г. собор был украшен фресками критской школы. По мнению исследователей, они выполнены учеником Феофана Критского Джорджи, расписавшим в 1557 г. собор мон-ря св. Виссариона (Дусик).

http://pravenc.ru/text/149719.html

Александровка. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1863. Год утраты:1936 (сгорела) Адрес: Россия, Ростовская область, Азовский район, с. Александровка, ул. Советская Координаты: 46.787984, 38.996809 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 1-я церковь была построена на общественные средства крестьян и освящена в 1821 г. во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 2-я церковь построена вместо старого ветхого храма в 1863 г. на общественные средства и освящена в честь Преображения Господня. Деревянная. Однопрестольная. Благодаря проведению в 1902 г. XII Археологического съезда в Харькове сохранилось описание Преображенского храма: «Церковь деревянная, имеет вид креста, срублена из соснового леса. Двери для входа устроены с трех сторон: с запада, севера и юга. С этих же сторон устроены притворы крытые, имея каждый растворчатые двери, в половину стен вставлены окна, с западной стороны имеется паперть в несколько ступеней с трех сторон. Церковь внутри также устроена крестообразно, своды в виде круговой дуги без опоры на столбах, стены срублены в замок. На 12 столбах укреплены хоры, которые устроены с трех сторон: запада, севера и юга. Пол из сосновых досок. Алтарь не разделяется стенами, очень широкий, но короткий, престол деревянный, обложен со всех сторон медной с выбивной посеребренной работой. По всем углам устроены разные вызолоченные колонки… Иконостас нового устройства с вызолоченными резными колонками, из соснового дерева, выкрашен краской, в некоторых местах украшен липового дерева вызолоченной резьбой, с позолоченными карнизами, 5 ярусов. Колокольня соединена с церковью одновременно с постройкой.

http://sobory.ru/article/?object=54386

Дивеево зимой ФОТОГАЛЕРЕЯ Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен в 180 км от Нижнего Новгорода в селе Дивеево. В XVIII веке Божия Матерь повелела основать на этом месте обитель, которой суждено стать четвертым и последним Ее уделом на земле. Главная святыня Дивеевской обители – мощи преподобного Серафима Саровского. Фото: Ольга Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Спасо-Преображенский собор Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Рождественский вертеп Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Спасо-Преображенский собор Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий собор Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий собор Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Спасо-Преображенский собор Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Часовня в честь прп. Серафима Саровского Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Распятие Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Спасо-Преображенский собор Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий собор и колокольня Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Рождественская елка с украшениями Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: О.Чудова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Снегирь Фото: О.Чудова/Православие.Ru Рейтинг: 8.5 Голосов: 711 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Татиана, п. КУГЕСИ 11 марта 2024, 07:04 Меня тянет в Дивеево, я каждый год бываю здесь летом с 2002 года.Удивительно красивые, святые места.С необычайным трепетом отношусь к Саровской земле, молюсь, благодарю Святому СЕРАФИМУ СароФскому, ведь со временем мои молитвы приносят удачу и исполнения заветных желаний, загаданные и вымоленные в Дивеево. Сестры и Братья, живите с верой в Бога, будьте здоровы, да хранит вас всех Господь

http://pravoslavie.ru/59211.html

Екатеринбург. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1808 и 1821. В 1863 расширена приделами. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Походная, д. 2 Координаты: 56.780806, 60.64904 Проезд:На троллейбусах 1, 6 или автобусах 05, 17, 19, 81, 042, 102, 130, 133, 154, 182, 05А, 129А из разных районов города до ост. Уктус, пройти обратно 80 м до ул. Лыжников, повернуть налево и пройти 370 м, повернуть направо и пройти 100 м до входной группы храма. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Преображенская церковь. Каменная, трехпрестольная. Заложена в 1808 г. Храм закрыт в 1937 году и его здание было отдано заводу эбонитовых изделий, вследствие чего было сильно изуродовано - колокольню снесли и купол обезобразили. В 1995 году храм был возвращен верующим и началась его активная реставрация. В церкви находятся частицы мощей прп. Олега Брянского, игумена Иова Почаевского, прп. Далмата Исетского, а также киево-печерских и оптинских старцев. Есть и чтимая икона Богоматери " Всецарица " . Первоначально на месте, где теперь стоит храм, была расположена старейшая городская церковь во имя Святителя Николая при Уктусском заводе. Деревянная Никольская церковь, построенная в 1712 году, прослужила всего 95 лет, так как в 1807 году в результате пожара она полностью сгорела. Поэтому в 1808 году был заложен уже каменный храм, с разделением на тёплый и холодный. В тёплом храме на южной стороне располагался придел в честь явления Казанской иконы Божией Матери, на северной — во имя Святителя Николая. К 1860-м годам по причине тесноты из-за большого количества прихожан правый и левый приделы были упразднены и в 1863 году заложены в новом месте. После октябрьской революции и начавшихся гонений на Русскую Церковь храм Преображения Господня подвергся разорению. 25 марта 1930 года были снесены храмовые купола. В 1937 году церковь закрыли окончательно, а в её здании в 1942 году разместился цех Свердловского завода эбонитовых изделий.

http://sobory.ru/article/?object=01221

Москва. Церковь Спаса Преображения в Преображенском (воссозданная). Петропавловская церковь; Главный храм Сухопутных войск Карта и ближайшие объекты Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича. В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа. В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным, был освящён в 1800 году. В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начался сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено и храм заработал. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла и колокольню. Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии. Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского. После революции храм оставался действующим. Прихожанам храма удалось сохранить все церковные ценности, включая колокола. Во времена массового закрытия церквей сюда приносили на сохранение иконы из других храмов. Во время Великой Отечественной войны прихожане собирали пожертвования для фронта. С 1944 года в храме находидась кафедра митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).

http://sobory.ru/article/?object=23532

Нижние Прыски. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Нижние Прыски, в 7 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района. В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод. В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины. В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым. Престолов было три: главный в честь Преображения Господня, правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, левый придел во имя вмч. Параскевы. Церковная библиотека насчитывала 80 томов. Приход: село Нижние Прыски (124 двора), сельцо Верхние Прыски (36 дворов), сельцо Потросово (94 двора), деревня Стенино (67 дворов), всего 321 двор. В приходе было 1445 прихожан мужского пола, 1590 – женского. В приходе были школы: церковноприходская женская в селе Нижние Прыски, учреждена в 1895 году, помещалась на втором этаже церковного дома, церковноприходская смешанная в сельце Верхние Прыски, учреждена в 1891 году, земская мужская в селе Нижние Прыски, земская смешанная в деревне Потросово, земская смешанная в деревне Стенино. Ближайшие церкви: Николаевская в селе Полошкове в 6 верстах, Благовещенская в городе Козельске в 7 верстах и Введенская Оптина Пустынь в 3 верстах. Храм из красного кирпича, оштукатурен и побелен, толщина стен больше метра. Под полом храма сложена огромная печь. На ее нагрев уходило по одному кубометру дров. Но зато, в специально проложенных дымоходах тепло сохранялось целую неделю, а теплый пол создавал уют и обеспечивал сохранность икон и настенных росписей. До наших дней из первоначальной застройки на храме и колокольне сохранились кованые кресты, а внутри храма - уникальный пол из яшмовой плитки. Под храмом располагается Амосовская печь, от которой под полом проложены дымоходы, позволяющие прогревать весь объем храма. Также уцелела каменная ограда с двумя воротами.

http://sobory.ru/article/?object=01471

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010